Контрольная работа по элективному курсу "история в лицах". Все задания егэ

На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий.

  • Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Часть 2 состоит из 12 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр.
  • Часть 3 включает 6 заданий с развёрнутым ответом.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А21) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Основателем династии московских князей был

1) Юрий Долгорукий
2) Андрей Боголюбский
3) Даниил Александрович
4) Иван Калита

А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) поход Ивана III на Великий Новгород

А3 Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

1) пресечение династии Ивана Калиты
2) распад государства на удельные княжества
3) начало созыва Земских соборов
4) приход к власти боярского правительства - «семибоярщины»

А4 Мастер Дионисий работал над росписями:

1) Троице-Сергиева монастыря
2) Ферапонтова монастыря под Вологдой
3) Андроникова монастыря в Москве
4) Кирилло-Белозёрского монастыря

А5 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»

1) Ледовое побоище
2) Куликовская битва
3) стояние на реке Угре
4) битва на реке Калке

А6 Понятие «политика просвещенного абсолютизма» связано с царствованием:

1) Павла I
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича

А7 Проведение реформы государственной деревни, строительство первой в России железной дороги относятся к царствованию:

1) Николая I
2) Александра I
3) Николая II
4) Александра II

А8 Почему в XVIII в. в России усилилась крепостная зависимость крестьян?

1) происходило массовое бегство крестьян за границу
2) возросло потребление дворянством продуктов сельскохозяйственного производства
3) формировалась система дворянских привилегий
4) возросла зависимость дворянства от монархической власти

А9 Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова и укажите событие, о котором идёт речь:

«Генерал от инфантерии Дохтуров взял… в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего к крайнему сожалению всей армии тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и конечно бы имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын».

1) сражение под Смоленском
2) бой у Шевардино
3) битва на Бородинском поле
4) битва под Малоярославцем

А10 Завершение промышленного переворота в России означало:

1) переход к фабричному производству в ведущих отраслях промышленности
2) развитие промышленности в национальных окраинах страны
3) появление монополистических объединений в промышленности
4) преобладание промышленного сектора экономики над аграрным

А11 Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны

1) международной поддержкой Германии
2) кризисом в снабжении армии
3) договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией
4) созданием Тройственного союза

А12 Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный - солнечно- морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»

1) 1810-е гг.
2) 1840-е гг.
3) 1890-е гг.
4) 1910-е гг.

А13 К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Е. Репин?

1) Товарищество передвижных художественных выставок
2) «Бубновый валет»
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России

А14 Кто возглавил Совет народных комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий
2) А.И. Рыков
3) В.И. Ленин
4) И.В. Сталин

А15 Что из перечисленного можно отнести к следствиям индустриализации в СССР в довоенный период?

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики

А16 Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась

1) переходом Красной Армии к стратегической обороне
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии Ф. Паулюса

А17 Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - я посвящаю свою 7-ю симфонию».

1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович

А18 Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-х - середине 1980-х гг.?

1) реабилитация политических заключённых
2) отказ от критики культа личности И.В. Сталина
3) снижение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС

А19 Что из перечисленного относится к последствиям Второй мировой войны, проявившимся в первое послевоенное десятилетие?

1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

А20 Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко было осуждено в 1946 г. постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов.

1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

А21 Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992-1993 гг.) были отмечены

1) преодолением дефицита продовольственных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В12) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Невская битва
2) реформа Патриарха Никона
3) свержение ордынского владычества
4) учреждение Сената
5) Крымская война

В3 Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

B5 Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B7 Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921-1929 гг.)? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий

B8 Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

В9 Прочтите отрывок из книги современных историков и укажите фамилию руководителя партии и государства, о котором идёт речь.

«Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».

В10 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Ответ: ___________________________.

В12 Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________________ крестьян.

Ответ: ___________________________.

В13 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. - апрель 1942 г.
3) Я.Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь-август 1944 г.
7) июль 1942 г. - февраль 1943 г.
8) И.В. Панфилов
9) май 1942 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е


Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1-C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

С1 На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

С2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

С3 Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

________________________________________________________

С4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

С5 Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала реформ Петра I.

С6 Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Дмитрий Донской;
2) М.М. Сперанский;
3) Н.С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.).

Система оценивания экзаменационной работы

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 3 А12 4
А2 4 А13 1
А3 1 А14 3
А4 2 А15 1
А5 2 А16 4
А6 3 А17 4
А7 1 А18 2
А8 3 А19 1
А9 3 А20 3
А10 1 А21 1
А11 2

Часть 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр.

Полный правильный ответ на задания В1, В6, В9, В10, В11 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания В2, В3, В4, В5, В7, В8 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка - 1 балл; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание В12 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка - 2 балла, допущено две-три ошибки - 1 балл, допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

бироновщина

закрепощением <или> закрепощение

Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция. констатирует: выработан¬ный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису.

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

C1 На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

C2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

Баллы

Могут быть указаны следующие направления:

1) введение эффективных методов хозяйствования;
2) повышение реальных доходов трудящихся;
3) увеличение производства потребительских товаров;
4) расширение жилищного строительства;
5) реформы образования и здравоохранения.

Могут быть указаны другие направления

Правильно указаны четыре направления

Правильно указано одно направление. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

C3 Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) итоги , например:
- неудача в преодолении кризиса;
- распад СССР;
2) причины , например:
- ограниченность возможностей реформирования командной моде-ли экономики;
- отсутствие общественного согласия;
- сепаратизм союзных республик.

Итоги могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины

Сформулированы итоги, указаны две причины 2
Сформулированы итоги, указана одна причина 1
Только сформулированы итоги.
ИЛИ Только указаны 1-2 причины.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл 2

C4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Баллы

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые
связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более
удобными, чем сухопутные;
2) расположение города на берегу (особенно высоком) реки делало
его менее уязвимым для врагов в случае штурма;
3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов
успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек
в Древней Руси были деревянными.

Могут быть приведены другие объяснения

Приведены три объяснения

Приведены два объяснения

Приведено одно объяснение

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

C5 Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала реформ Петра I.

1) Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы.
2) Россия в XVII в. вступила в период модернизации и усваивала экономические, военные и культурные новшества из Западной Европы.

Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция выпускника : выбор первой или второй точки зрения;
(Позиция выпускника может быть сформулирована иначе.)
2) аргументы , например: при выборе первой точки зрения может быть указано, что:

Московское царство в XVII в. находилось в изоляция от мирового (европейского) рынка: в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. - 80; в Амстердам - сотни в день. Крупные мануфактуры основывались иностранцами;
- московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);
- был слаб военный потенциал до середины 1710-х гг., оружие закупали за границей;

при выборе второй точки зрения может быть указано, что:

Происходило развитие государственных структур; появились бюрократия и единое для всей страны законодательство;
- началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки; в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;
- происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые (светские) сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве.

Могут быть приведены другие аргументы

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены три аргумента, её подтверждающих

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены два аргумента, её подтверждающих

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведён один подтверждающий её аргумент.
ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведены не менее двух исторических фактов, иллюстрирующих события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания

Выражена только позиция выпускника.
ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведён один исторический факт, иллюстрирующий события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

C6 Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) Н.С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности.

В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания

Баллы

Время жизни исторического деятеля

Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется).
ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.
ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель.
В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности

Указан только век, когда жил исторический деятель.
ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века).
ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано
неправильно или не указано

Характеристика основных направлений деятельности и её результатов

Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности

Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности

Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.
ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности.
ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности

Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного направления и результатов деятельности.
ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности, при характеристике направлений (результатов) деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности

Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана.
ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.
ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа

Максимальный балл

15. Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его

фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших

людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества

нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего

народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных

качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…

Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему

родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».

1) С.С. Прокофьев 2) А.В. Александров 3) А.И. Хачатурян 4) Д.Д. Шостакович

16. Термин «Оттепель» обозначает:

1.потепление климата на территории СССР

2.перемены в политическом развитии страны и общественном сознании

3.новый метод проведения посевной, разработанный в 60-е годы.

4. окончание «холодной войны2

17. Нефтедоллары – это:

1.валютные средства, получаемые СССР в 70 – годы за экспорт нефтегазового оборудования

2. долг СССР международному валютному фонду за импорт нефти в 70- е годы

3.валютные средства, получаемые СССР на строительство новых нефтедобывающих комплексов

4. валютные средства, получаемые СССР в 70 – годы за импорт нефтегазового оборудования

18. Роспуск СССР и подписание договора о создании СНГ произошли:

19. ГКЧП – это:

1.название политической партии, борющейся за создание в СССР правового государства

2.название журнала правозащитников

3. название органа власти, созданного во время августовского путча 1991 года, с целью сохранения СССР

4. название оппозиционной партии

20. Подпишите цифрами партии и социальные группы на: 1- входящих в лагерь красных, 2- входящих в лагерь белых:

А) большевики Б) кадеты В) эсеры Г) промышленники Д) беднейшее крестьянство

Е) зажиточное крестьянство Ж) помещики З) большинство рабочих

21. Найдите черты НЭПа (поставьте рядом цифру 1) и черты «военного коммунизма» (поставьте рядом цифру 2):

А) продразверстка

Б) отмена платы за коммунальные услуги

В) свобода торговли

Г) национализация промышленности

Д) продналог

Е) создание концессий

22. Проанализируйте отрывок из письма. Какому политическому лидеру оно адресовано? Его фамилию напишите ниже:

« Господин Генсекретарь, поздравляю с премией империалистов за то, что Вы развалили Советский Союз, предали Восточную Европу, пустили всю страну по миру, предали дело Ленина и Сталина».

_______________________________

23. Установите соответствие между военными операциями и их кодовыми названиями:

А) Московская битва

Б) освобождение Белоруссии

В) сражение на Курской дуге

Г) план молниеносной войны против СССР

    «Цитадель»

    «Багратион»

    «Тайфун»

    «Барбаросса»

24. Какие из названных понятий вошли в жизнь в период перестройки?

1. реабилитация
2.диссидентство

3.гласность

4.«новое политическое мышление»

5.плюрализм

6. развитой социализм

25. Установите соответствие между периодами советской истории и типичными для них названиями групп населения:

    Гражданская война

    индустриализация

    Великая отечественная война

А-14: Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском
съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий
2) А.И. Рыков
3) В.И. Ленин
4) И.В. Сталин

Ответ: В.И. Ленин (1922–1924)

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в
довоенный период?

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики

Ответ: создание предприятий тяжёлой промышленности, что позволило победить в ВОВ.

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием
Ф. Паулюса

Ответ: окружением и разгромом немецкой армии под командованием генерала
Ф. Паулюса

Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его
фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших
людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества
нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных
качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему
родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович

Ответ: Дмитрий Шостакович

Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни
СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий
2) смягчение критики культа личности И.В. Сталина руководителями
государства

3) сокращение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС

Ответ: методом исключения - 2 (не смягчение, а сворачивание ставшего бесполезным на том этапе активного процесса десталинизации)

Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое
послевоенное десятилетие?

1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет
средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе

Ответ: увеличение политического влияния СССР за счет расширения соц. лагеря в Восточной Европе.

Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в
1946 г. за предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и
М.М. Зощенко?

1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

Ответ: «Звезда» и «Ленинград» (см. постановление)

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были
отмечены

1) преодолением дефицита продовольственных и промышленных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения

Ответ: преодоление дефицита за счет дешевого импорта и нелегальной торговли.

B2: Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической
политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.

1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий

Ответ: хозрасчет на предпирятиях, банки и биржи, концессии

B 6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я.Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И.В. Панфилов
9) май 1942 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4) автором скульптуры является П.К. Клодт
5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Ответ: показаны серп и молот, изображены рабочий и колхозница. Скульптор: Вера Мухина.

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1) 3)
2) 4)


Ответ: 3) Здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Оно было построено в 1949-1953 гг. и является примером сталинской монументальной архитектуры; является одной из семи «высоток» Москвы.

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

C1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

C2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

C3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

C4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

C5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,

военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

C6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв . Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

«1. В Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Земля и другие природные ресурсы в Донецкой Народной Республике используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа. 3. Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».

Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г. и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятельность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...».

Прочтите отрывок из донесения царю Николаю Второму и напишите название крейсера, о котором идет речь.

«Крейсер… и канонерская лодка «Кореец» выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер…, лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с «Корейцем» на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».

Запишите понятие, о котором идет речь.

Обозначение в публицистике времен перестройки периода в истории СССР с момента прихода к власти Л.И. Брежнева (1964) и до XXVII съезда КПСС (февраль 1986).

«…Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».


Прочтите отрывок из воспоминаний участника описываемых событий и напишите, как называется период истории СССР, когда происходили описанные события.

«Ощущение незащищенности особенно усилилось после Хиросимы и Нагасаки... Для всех, кто осознал реальности новой атомной эры, создание собственного атомного оружия, восстановления равновесия стало категорическим императивом... Для решения поставленной задачи по всей стране был создан целый архипелаг институтов... Здесь собрали тысячи уцелевших после войны и репрессий высококвалифицированных ученых, конструкторов, инженеров, организаторов производства».



Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«В тот день на командный пункт Брянского фронта мне позвонил Верховный и приказал срочно вылететь в район Прохоровки и принять на себя координацию действий Воронежского и Степного фронтов… Над полем боя стояли тучи пыли и дыма. Это был переломный момент в сражении на белгородском направлении. Обескровленные и потерявшие веру в победу гитлеровские войска постепенно переходили к оборонительным действиям».

Недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести не смотря на наличие денег.

Прочтите отрывок из особого нормативного правового акта и напишите его название.

«1. Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством. 2. Территория Донецкой Народной Республики является единой и неделимой».

Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и напишите его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме,

о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».

1.73. Впишите название города, пропущенное в работе историка:

«С ноября 1941 года в городе ________________________________ начался голод.

Хлебный паёк рабочих составлял 250 г. в день, а служащие и дети получали по 125 г. хлеба».

Запишите термин, о котором идет речь.

Приватизационные чеки, бывшие в ходу в России в 90-е гг., распространялись через Сбербанк России.

Прочтите отрывок из особого нормативного правового акта и напишите его название.

«1. В Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Земля и другие природные ресурсы в Донецкой Народной Республике используются и охраняются как


основа жизни и деятельности народа. 3. Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».

1.76. Впишите фамилию политического деятеля, пропущенную в энциклопедической словарной статье по истории:

«_____________ - политический деятель, дипломат. В 1917-1918 нарком государственного призрения. Первая в мире женщина-посол».

Блок 2.

Задания Блока 2 имеют шесть вариантов ответов, из которых ТОЛЬКО ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ. Укажите буквы правильных вариантов, используя для этого соответствующую таблицу после каждого вопроса данного блока, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии с приведённым в бланке образцом.

А13

В 1812 г. в результате пребывания в Тарутино русская армия:

1) получила свежие регулярные части, вооружение

2) разгромила французскую армию на подступах к Смоленску

3) добилась назначения М.И. Кутузова главнокомандующим

4) задержала захват Москвы армией Наполеона

Начнем с того, что в данном вопросе речь об Отечественной войне 1812 года, когда французская армия Наполеона вторглась в нашу страну. Тарутинский маневр - первая победа русских после Бородино. Французы заняли Москву и оказались в сложной ситуации, они не могли обеспечить армию всем необходимым, находясь в столице; а армия Кутузова, благодаря своему отступлению получила свежие регулярные части, вооружение и продовольствие.

Правильный ответ: 1

А14

Прочтите отрывок из сочинения Н.К.Шильдера и укажите императора, о правлении которого идёт речь.

«Настало новое правление, продолжавшееся [почти] 25 лет... Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись... Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев... Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император< .. > в течение всей остальной своей жизни».

1) Павел I

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр III

Помните, документ полон подсказок. Предлагаю здесь выделить следующие ключевые моменты: правил почти 25 лет, манифест 1801 года, Аракчеев. Безусловно, речь идет об Александре I , который занимал престол 24 года (1801-1825), в своем манифесте он обещал править не хуже своей бабки Екатерины Великой, но, к сожалению, побоялся завершить либеральные реформы. При нем были созданы военные поселения, это явление и получило название Аракчеевщина. Правильный ответ : 2.

А15

Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в

1) феврале 1917 г.

2) октябре 1917 г.

3) мае 1918 г.

4) ноябре 1920 г.

Осилить это задание могут помочь только конкретные знания дат. Если вы помните год, но затрудняетесь с месяцем - в вариантах ответа тоже есть подсказка. Правильный ответ : 3.

А16

Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно было провести Временное правительство?

1) Съезд Советов

2) Учредительное собрание

3) Государственное совещание

4) Государственная Дума

Важно понимать, что Временное правительство потому и называлось Временным, так как имело верховную власть исключительно до созыва Учредительного собрания, на котором должна была определиться форма правления и конституция в России после Февральской революции. Следовательно основной задачей Временного правительства было наведение порядка в стране и созыв Учредительного собрания. Правильный ответ : 2.

А17

При проведении Столыпинской аграрной реформы

1) поощрялся рост хуторов и отрубов

2) принудительно отчуждались помещичьи земли

3) развивалось общинное землевладение

4) вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»

Давайте для начала разберемся, в чем же заключалась суть этой реформы. Столыпин считал, что для более успешного развития сельского хозяйства в России необходимо уничтожить общинное землевладение и круговую поруку. В связи с этим проводился комплекс мер, направленный на постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель. Крестьяне кредитовались на льготных условиях, велась массовая скупка помещичьих земель и их льготная перепродажа крестьянам. Государство выделяло крестьянам-собственникам участки «к одному месту» - отруба, хутора. Правильный ответ : 1.

А18

Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?

1) расцвет авангардного искусства

2) ликвидация массовой неграмотности

3) отмена государственной цензуры средств массовой информации

4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры

В данном задании я предлагаю рассуждать так: 30е годы в России - это период Сталинских репрессий и жесткой цензуры, получается варианты 3 и 4 мы сразу отбрасываем. Что касается авангарда, то это направление в искусстве, для которого характерны эксперименты. Его расцвет лучше отнести скорее к началу XX века. Правильный ответ : 2.

А19

«Забойщик шахты "Центральная-Ирмино" тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За 6-часовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 проц. суточной добычи шахты».

1) 1918 г.

2) 1926 г.

3) 1935 г.

4) 1941 г.

Отсюда и появилось так называемое Стахановское движение, последователи Стаханова, которые многократно превышали установленные нормы производства. Правильны ответ : 3.

А20

Операция «Багратион» - это операция советских войск по

1) Штурму Кёнигсберга

2) Контр наступлению под Сталинградом

3) Освобождению Белоруссии

4) Штурму Берлина

Белорусская наступательная операция проводилась в 1944 году, названа в честь великого полководца Отечественной войны 1812 года Багратиона. Правильный ответ : 3.

А21

Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте... Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - я посвящаю свою 7-ю симфонию».

1) С.С. Прокофьев

2) А.В. Александров

3) А.И. Хачатурян

4) Д.Д. Шостакович

Здесь речь идет о величайшем композиторе XX века, который первые месяцы блокады находился в Ленинграде, где и написал свою знаменитую 7-ю симфонию. Правильны ответ : 4.

А22

Какое из названных событий произошло позже, чем все другие?

1) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

2) размещение советских ракет на Кубе

3) начало Корейской войны

4) вступление СССР в войну с Японией

В этом задании предлагаю действовать методом исключения. Вариант 4 отбрасываем сразу, так как понятно, что здесь речь идет о Второй мировой войне - следовательно это событие произошло раньше первых трех. Далее следуя хронологии идет Корейская война 1950-1953гг. Размещение советских войск на Кубе относится к Карибскому кризису 1962 года. Остаются только события в Чехословакии 1968 года. Правильный ответ : 1.

А23

Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности в Европе

2) вывод советских войск из Германии

3) первый визит руководителя СССР в США

4) заключение пакта Молотова - Риббентропа

Для начала необходимо определить, с кем из руководителей страны связан период «оттепели» - безусловно, это Н.С. Хрущев. Вариант 4 нам не подходит, так как освещает более ранний период, а именно начало Второй мировой войны. Первые два варианта отражают события более позднего времени. Правильный ответ : 3.

А24

Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало

1) смягчение цензуры, проведение политики гласности

2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности

3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным хозяйством

4) реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

Задание достаточно простое, главное здесь внимательно прочитать текст вопроса. Вторая половина 40-х годов - для Советского Союза это первые годы после окончания Великой Отечественной войны, во время которой экономике государства был нанесен огромный ущерб. Сразу становится понятно, что первоочередной задачей являлось форсированное восстановление тяжелой промышленности. Правильный ответ : 2.

А25

Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне?

1) исключение СССР из ООН

2) укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении

3) усиление противоречий между СССР и многими странами мира

4) переход к политике «разрядки» в международных отношениях

Вариант 2 и 4 мы отбрасываем сразу, потому что участие советских войск в афганском конфликте не несло за собой никаких позитивных аспектов. Далее нужно заметить, что СССР из ООН не исключали никогда. Правильный ответ : 3.

А26

Прочтите отрывок из указа Президиума Верховного Совета СССР и укажите, в каком году был издан этот указ. «Президиум Верховного Совета СССР постановляет: Установить, что совместные предприятия, создаваемые на территории СССР с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления, уплачивают налог на прибыль в размере и порядке, определяемом Советом Министров СССР. Налог подлежит перечислению в доход союзного бюджета. Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет их деятельности».

1) 1953 г.2) 1962 г.3) 1978 г.4) 1987 г.

В данном отрывке речь идет о появлении негосударственных форм хозяйствования (совместные предприятия, кооперативы) и о расширении самостоятельности государственных предприятий. Безусловно это связано с реформами Горбачева. Правильный ответ : 4.