Тесты по истории для поступающих в институт. Экзамен по истории

Программа вступительного испытания по истории


Программа вступительных испытаний по истории составлена в соответствии со Стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным Министерством Образования РФ. Вступительные испытания по истории проводятся в устной и письменной форме: абитуриенту необходимо ответить на один устный вопрос и решить письменный тест на знание дат, имен, событий, исторических источников.

У испытуемого должны быть сформированы следующие способности и умения :

· присутствует способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов;

· имеются систематизированные знания об истории человечества в целом и о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

· владеет умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

· присутствуют навыки исторического мышления, т.е. есть способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Абитуриент должен знать и понимать:

· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

· периодизацию отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

· историческую обусловленность современных общественных процессов;

· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Абитуриент должен уметь:

· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

История как наука: История в системе гуманитарных наук. Основные понятия и принципы.

Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Государства на территории нашей страны в древности. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Тюркский и Хазарский каганаты.

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Норманнская теория. Города. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. «Повесть временных лет». Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Иван Калита. Москва - центр объединения русских земель. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Сергей Радонежский. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Российское государство во второй половине XV–XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва - третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Судебник 1497 г. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Боярская Дума. Приказы. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Фольклор. Летописание. Литература. Общественно-политическая мысль. Зодчество. Фрески и иконы.

Россия в XVIII – середине XIX в.

Петровские реформы. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Россия во второй половине XIX – начале XX в.

Реформы 1860–1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX–XX вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922–1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Диссидентское и правозащитное движение.

Особенности развития советской культуры в 1950–1980 гг. Наука и образование в СССР.

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991–2003 гг.)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.


Яров С. В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг. М., 2012.

1. Форма и порядок проведения вступительного испытания:


Вступительное испытание по истории проводится в форме письменного ответа по экзаменационному билету в рамках программы общеобразовательной средней школы.

Каждый билет включает в себя:

1) 2 вопроса, требующих развернутого ответа;

2) 10 тестовых заданий с правом выбора ответа. Экзаменуемые должны выбрать единственно верный ответ на поставленный вопрос из четырех предложенных вариантов (задания представляют собой отдельные содержательные разделы предмета).

В целом работа оценивается по стобалльной системе.

За вопрос, требующий развернутого ответа, может быть выставлено

от 0 до 25 баллов.

22-25 баллов выставляется кандидату, показавшему знание материала по вопросу в полном объеме школьной программы, последовательно, логически стройно и аргументированно изложившему ответ на вопрос. События, исторические личности, даты указаны правильно и в полном объеме. Сделаны выводы по раскрываемому вопросу.

19-21 балл выставляется кандидату, показавшему глубокое знание материала по предложенному вопросу. Логически последовательно и аргументированно изложен материал, но вопрос раскрыт недостаточно полно, упущены отдельные исторические даты и события.

16-18 баллов выставляется кандидату, показавшему хорошие знания материала, логически стройно построил изложение материала, при этом в ответе допущены неточности в использовании понятийного аппарата, ошибки в датах и знании исторических личностей раскрываемого периода.

13-15 баллов выставляется кандидату, изложившему материал в основном правильно. Исторические события данного периода названы правильно, но раскрыты не в полном объеме, присутствуют незначительные ошибки в знании дат и исторических личностей раскрываемого вопроса. Нарушена логическая последовательность изложения материала.

10-12 баллов выставляется кандидату, изложившему материал в основном правильно, при этом в ответе допущены неточности, значительные ошибки в знании дат и исторических личностей, данного периода, нарушена логическая последовательность изложения материала.

7-9 баллов выставляется кандидату, показавшему фрагментальные знания материала, допустившему неточности при изложении вопроса, не указаны исторические деятели данного периода, нарушена логическая последовательность изложения материала, отсутствует аргументация излагаемого материала.

4-6 баллов выставляется кандидату, показавшему фрагментальные знание материала по вопросу, при этом допущены грубые ошибки содержательного характера, понятийный аппарат не раскрыт, даты и исторические личности указаны неверно, отсутствует аргументация, логичность изложения материала.

1-3 балла выставляется кандидату, в ответе которого присутствует 1-3 правильных суждения по излагаемому вопросу, не раскрыт понятийный аппарат, даты исторические личности указаны неверно, отсутствует аргументация и логичность изложения вопроса.

0 баллов выставляется кандидату, не давшему ответ на вопрос, или содержание ответа не соответствует заданному вопросу.

За каждый правильно решенный тест выставляется по пять баллов (всего 50 баллов).

Баллы, полученные за каждое задание, суммируются.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор МГЭИ

Л.А. Демидова

Тесты по истории

(пять вариантов)

Москва 2011

Вариант 1

1. На каком роде занятий основывалась хозяйственная деятельность восточных славян?

а) на земледелии

б) на скотоводстве

в) на охоте

г) на рыболовстве

2. В какие годы правил Россией царь Иван Грозный? а) в 1440 -1479 гг. б) в 1485-1512 гг. в) в 1505 -1533 гг.

г) в 1533-1584 гг.

3. Назовите органы управления и власти Российского государства в XVII веке?

а) министерства

б) Боярская дума и приказы

в) коллегии и магистраты

г) дворец и казна

4. Кто из царей ввел "Табель о рангах", определявший иерархию должностей и порядок продвижения по службе?

б) Екатерина I

г) Екатерина II

5. В 1773-75 гг. Екатерина II провела реформу местного управления. На сколько губерний была разделена Россия к концу ее царствования и какая административно-территориальная единица была упразднена?

а) На 37 губерний, уезд

б) на 50 губерний, провинция

в) на 40 губерний, воеводство

г) на 41 губернию, уезд

6. Какие военные действия стали началом русско-японской войны (1904-1905 гг.)?

а) нападение японских миноносцев на русскую эскадру, стоявшую на рейде Порт-Артура

б) блокирование в Чемульпо японским флотом крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"

в) сражением сухопутных армий у р. Шахэ

г) сражением русской и японской эскадр в Цусимском проливе

7. Какая страна стала первой великой державой, признавшей Советскую Россию юридически?

а) Англия;

б) Германия;

в) Франция

8. После каких событий Великой Отечественной войны немецко-фашистские войска вынуждены были перейти к обороне на всем советско-германском Фронте?

а) после разгрома немецких войск под Москвой

б) после разгрома немецких войск под Сталинградом

в) после разгрома немецких войск под Курском

г) после освобождения от немецких войск всей советской территории

9. В каком году прозвучал знаменитый доклад "О культе личности и его последствиях"?

а) в 1953 г.;

б) в 1956 г.;

в) в 1957 г.;

10. Деятельность КПСС на территории России была прекращена:

а) по указу М. Горбачева

б) по указу Б. Ельцина

в) на основании решения Политбюро ЦК КПСС

г) решением Верховного Совета СССР

Вариант 2

Обведите единственно правильный ответ

1. Что явилось причиной смерти князя Олега?

а) болезнь; б) удар копытом боевого коня;

в) укус змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня;

г) рана, полученная на поле брани.

2. Кто дал научное обоснование "Норманнской теории" образования древнерусской государственности?

а) М. Ломоносов

б) летописец Нестор

г) немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер

3. Когда был избран на престол первый царь из династии Романовых - Михаил Фёдорович?

А) Николай I

б) М.М. Сперанский

в) П. И. Пестель

а) А. П. Бородин

б) М. И. Глинка

в) П.И. Чайковский

г) М. П. Мусоргский

6. Когда произошла первая русская революция?

а) в декабре 1825 г.

б) в I905-I907 гг.

в) в феврале 1917 г.

г) в октябре 1917 г.

7. Какие республики подписали 30 декабря 1922 г. договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик?

а) Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская республики;

б) Российская, Украинская и Белорусская республики;

в) Российская, Украинская, Белорусская и Грузинская республики;

г) Российская, Украинская, Белорусская и Казахская республики.

8. Какая битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной воине?

а) битва под Москвой;

б) Сталинградская битва;

в) Курская битва;

г) битва за Днепр

9. Кто выступил на XX съезде КПСС с докладом "О культе личности и его последствиях"?

а) В. М. Молотов

б) Н.С.Хрущев

в) Л.И.Брежнев

г) М.А.Суслов

10. Какие структуры составляют Федеральное собрание Российской Федерации?

а) Администрация президента. Кабинет министров

б) Совет федерации. Государственная дума

в) Совет федерации, Государственная дума. Администрации президента

г) такого органа власти в Российской Федерации нет

Вариант 3

Обведите единственно правильный ответ

1. Когда у восточных славян началось разложение родовых отношений?

а) с VI в. н.э.

б) с начала I тыс. н.э.

в) с II в. н.э.;

2. Организатором всемонгольского похода на Русь был:

а) Чингисхан;

в) Субедей;

3. В каком году был созван первый Земский собор в Москве?

4. Двоецарствие в истории России связано с именами:

а) Софьи и Петра;

б) Петра и Ивана

в) Ивана и Алексея;

г) Алексея и Федора

5. Назовите годы правления императора Павла I:

а) 1776-1780 гг.

6)1780-1783 гг.

в)1796 -1801 гг.

г)1801-1808гг.

6. Кто из русских царей погиб от рук террористов-народовольцев?

а) Александр I

б) Николай I

в) Александр II

г) Александр III

7. Почему в 1917 г. российское правительство называли временным?

а) оно было временным до I съезда Советов

б) оно было временным до коронования нового царя

в) оно было временным до созыва Учредительного собрания

г) оно было временным до утверждения Государственной думой

8. Кто возглавлял "Вооруженные силы юга России" в годы гражданской войны?

а) А. Деникин

б) Н. Юденич

в) А. Колчак

г) Е. Миллер

9. Какая битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне?

а) битва под Москвой;

б) Сталинградская битва;

в) Курская битва;

г) битва за Днепр.

10. Когда руководители России, Украины и Белоруссии заявили о роспуске СССР?

а) в августе 1990 г.;

б) в августе 1991 г.

Вариант 4

Обведите единственно правильный ответ

1. Массовое крещение Руси началось при князе:

б) Святославе

в) Владимире

г) Ярославе Мудром

2. Своему младшему сыну Александр Невский завещал в удел:

а) Коломну

б) Можайск

в) Серпухов

г) Москву

3. Церковный собор с участием православных патриархов заседал и лишил Никона духовного сана в... году (годах):

4. Какую административную реформу утверждал Александр I манифестом 1802 г.?

а) Вводилось министерское административное управление. Было создано 8 министерств

б) создавался контролирующий орган Сената и вводились новые три министерства

в) было создано министерство государственного контроля

г) были четко разграничены функции министерств и определен порядок делопроизводства

д) были определены функции Комитета министров и Сенату стали подчиняться министерства.

5. В каком месте проходил военный совет, на котором было принято решение оставить Москву Наполеону?

а) В Тарусе

б) в Сокольниках

в) в Смоленске

г) в Филях

6. Где в 1905 г. была организована новая форма государственной власти - Совет рабочих депутатов?

а) В Петербурге

б) в Орехово-Зуеве

в) в Иванове

г) в Москве

7. Кто был первым Народным комиссаром просвещения в Советском правительстве России?

а) А.Луначарский

б) А.Макаренко

в) Н.Крупская

г) Г.Плеханов

8. Где состоялось самое крупное в истории второй мировой войны танковое сражение?

а) под Орлом

б) под Прохоровкой

в) в Арденах

г) под Берлином

9. Когда произошло ухудшение советско-китайских отношений?

а) в 40-е годы б) во второй половине 50-х гг. в) в 60-е годы

г) в 70-е годы

10. Кто стал первым космонавтом Земли?

а) Валентина Терешкова

б) Герман Титов

в) Андриан Николаев

г) Юрий Гагарин

Вариант 5

Обведите единственно правильный ответ

1. Начало городу Киеву дало племя:

а) древлян

в) волынян;

г) словен

2. Последним из Рюриковичей, правивших Россией, был:

а) Иван Васильевич

б) Федор Алексеевич

в) Федор Иванович

г) Михаил Федорович

3. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:

б) Алексей

в) Гермоген

а) С. Трубецкой

б) К. Рылеев

в) П.Пестель

г) Н.Муравьев

5. Кто из русских писателей находился среди участников героической обороны Севастополя?

а) И. Тургенев;

б) Л.Толстой;

в) Ф. Достоевский;

г) Н.Некрасов.

6. В ходе какой революции произошло восстание на броненосце "Князь Потемкин-Таврический", крейсерах "Очаков" и "Память Азова"?

а) революции 1905-1907 гг; .

б) февральской революции 1917 г,

в) октябрьской революции 1917г

7. С кем летом 1939 г. Советский Союз заключил Пакт о ненападении

А) с Эстонией; б) с Латвией; в) с Литвой;

г) с Германией

8. В каком городе и стране расположена штаб-квартира Организации Объединенных Наций?

а) Варшава, Польша

б) Лондон, Англия

в) Нью-Йорк, США

г) Вашингтон, США

9. Где проходили Олимпийские игры 1980 года?

а) в Москве;

б) в Париже;

в) в Барселоне;

г) в Атланте.

10. Кто стал первым президентом СССР?

а) Л.И.Брежнев

б) М.С.Горбачёв

в) Б.Н.Ельцин

г) в СССР не было института президентства.

Тесты составил профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Виноградов А. В.