Куда впадает волга

Как сегодня изучать географию в школе? Что надо поменять в содержании? Когда ЕГЭ по географии станет обязательным? Какие темы изучать на базовом и углубленном уровнях? За чей счет проводить школьные экспедиции и походы? Нужен ли обобщающий курс по этому предмету в 11-м классе? Все эти вопросы обсуждались на Всероссийском съезде учителей географии, который прошел в МГУ.

По сути участники съезда работали над проектом Концепции географического образования, которая станет основой для новых программ и учебников. Что предлагает Концепция? Сделать экзамен по географии обязательным после 9-го и 11-го классов, добавить в программу подготовку географических проектов, разделить географию на базовый и углубленный уровни и изучать в зависимости от уровня по 2-3 часа в неделю. Плюс добавить в региональные программы курс "География родного края" в 8-9-м классах и выделить на это один дополнительный час в неделю.

Над географией возникла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география - не просто запоминание осадков и температуры, она была и остается предметом, формирующим сознание и отношение человека к жизни. Это базовый предмет. Мне жаль, что в последние годы география в школе была отодвинута на второй план, - обратился к участникам съезда ректор МГУ Виктор Садовничий.

Географическая безграмотность нынешних школьников просто пугает: есть ученики, для которых "Рассея - территория от Волги до Енисея". И в том, что "землицу Алясочку" продала Екатерина II, а не Александр II, у них нет никаких сомнений.

Дети вычисляют влажность воздуха, зубрят типы облаков, но не знают столиц российских регионов

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

Правда, есть хорошая новость по 9-м классам: как только выпускникам предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. Есть еще один плюс: как только после 11 классов появился ЕГЭ, курс географии в большинстве школ стал заканчиваться не в 10-м классе, как раньше, а в 11-м, и школы пошли на это сознательно - никто не заставлял их менять учебные планы.

В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах. В следующем году мы проведем Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Но проблем за последние годы накопилось все же очень много. По мнению учителей, на географию отпускается слишком мало часов. В 6-м классе, например, всего 34 - один урок в неделю. За это время надо успеть пройти не только самый сложный раздел курса - физическую географию, но и выполнить 10 практических работ. "Когда их делать?"- возмущаются педагоги.

Программы составлены так, что на 5-6-е классы приходятся самые трудные, требующие аналитики темы. Дети вычисляют относительную и абсолютную влажность воздуха, атмосферное давление, зубрят типы облаков, но не знают, где находится Сибирь, не могут перечислить крупные города Дальнего Востока, не знают столиц российских регионов. Да, знания о земле - это база, по такому же принципу учили и нас, и наших родителей, но нынешние дети очень изменились. Или надо иначе давать этот материал, или пересмотреть методику, ведь в средней школе самое важное - удержать интерес к предмету.

Надо обновлять содержание по географии. Появилось много нового, изменилась мировая геополитика, есть необходимость отдельно говорить о месте России в мире, экономике нашей страны. - считает учитель географии из города Сафроново Смоленской области Галина Шалобанова. - Какие-то темы из 6-го класса можно перенести в 7-8-е классы. Есть необходимость давать основы современной политической карты мира на уроках географии.

По мнению педагога, история и география должны быть теснее связаны. "У меня в кабинете висит прекрасное изречение: "История - география во времени, география - история в пространстве, - рассказала Галина Шалобанова.- Оно может стать основой для нового подхода к предмету".

Нужен упор на изучение России. Эти темы даются только в 9-м классе, это поздно, я даю в 8-м. Ученики учат российские регионы и столицы,- говорит учитель географии из Зеленограда Вера Дмитриева. - К сожалению, есть родители, которые на собрании возмущаются: "Зачем вы это все даете? Зачем это нужно?"

Педагоги считают, что география могла бы стать вступительным экзаменом на "международных отношениях", "управлении", "туризме", других вузовских направлениях.

Концепцией развития географического образования предлагается введение обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах. Эта инициатива хорошая, но она требует детального обсуждения. - высказала свое мнение министр образования и науки Ольга Васильева.

Что предлагается

Разработать новый стандарт школьного географического образования, усилив практическую направленность курса;

Провести конкурс и подготовить несколько линеек учебников географии;

Организовать масштабные курсы повышения квалификации учителей географии;

Разработать содержательный минимум понятий и терминов для базового и углубленного уровней изучения географии;

Преподавать географию на базовом уровне в 10-11-м классах не менее 2 часов в неделю, на углубленном - не менее 3 часов в неделю;

Ввести 1 дополнительный час в неделю по "Географии родного края" для 8-9-х классов;

Сделать экзамен по географии обязательным после 9-го и после 11-го классов;

Учитывать ЕГЭ по географии при поступлении в вузы на специальности "экономика", "туризм", "международные отношения" и другие.

Кстати

По данным ВЦИОМ Из школьного курса географии россияне лучше всего усвоили, что на Волге стоит именно город Самара (правильный ответ дали 75%), а не Рязань, Уфа или Пермь. Только 47 процентов знают, что Рио-де-Жанейро по численности населения крупнее Мадрида, Киева и Варшавы. Столько же россиян правильно сказали, что у России есть сухопутная граница именно с Монголией (а не со Швецией, Туркменией или Ираном) и что Западная Сибирь выделяется добычей природного газа (а не калийных солей, медных руд или бокситов). 45 процентов знают о том, что добыча горной руды ведется в Курской области, а не в Брянской, Калмыкии или Чувашии.

Хуже всего наши сограждане справились с ответом на вопрос о самой высокой горной системе Евразии: лишь треть россиян (32%) указали Тибет (остальные выбрали варианты "Альпы", "Алтай", "Кавказ"). 44 процента понятия не имеют, что столица Карелии - Петрозаводск, а 18 процентов не знали, что Казань - столица Татарстана.

Евгения Белоусова,

учитель географии школы «Класс-центр»

География — один из самых редких ЕГЭ. Его выбирают меньше всего школьников. Как вы думаете, почему?

Все дело в запросе. География как обязательный вступительный экзамен требуется для крайне ограниченного списка направлений высшего образования. Этот ЕГЭ принимают около 10 московских вузов, и только на профильные специальности. Если говорить о МГУ, то там есть несколько направлений с географией. Ее сдают абитуриенты таких специальностей, как «География», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология». А в другие вузы география требуется, в основном, только на одну специальность — «Экология и природопользование». Даже на экономический факультет география не сдается.

Как сейчас обстоит дело с географией в общеобразовательных школах? Насколько хорошо школьники ее знают?

Изучение географии в школе начинается с 5 класса. В 5 и 6 классе на нее выделяется по одному часу в неделю. С 7 по 10 класс включительно география идет по два часа в неделю. Есть исключение в тех школах, где программа по предмету 10 класса разделена на два года. В этом случае в 10 и 11 классе школьники занимаются по одному уроку географии еженедельно.

Могу сказать, что этого объема совершенно недостаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ по географии на хороший балл. Школьная программа идет по своим разделам, а для того чтобы подготовиться к экзамену, нужно вспомнить все темы с 5 класса и проработать их.

В некоторых школах есть факультативы и элективные занятия, некоторые учителя помогают ученикам в свободное время. В противном случае выход для детей — это курсы или репетитор. Что касается самоподготовки, на мой взгляд, выучить все это самостоятельно очень сложно. Нужна помощь преподавателя, который понимает структуру ЕГЭ и знает предмет.

По вашему опыту, какие разделы географии самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? А какие темы самые простые?

Самые сложные для школьников — разделы, связанные с хозяйством России и мировым хозяйством. В них входят такие темы, как «География отраслей промышленности», «География сельского хозяйства», «Географическое районирование», «Факторы размещения производства». Эти темы относятся к экономической географии, которая начинается с 9 класса. Решение задач по ним требует метапредметных навыков: хорошей математической подготовки, логического мышления, умения анализировать. Особенно хорошо нужно знать геометрию и иметь пространственное мышление. Спокойно ориентироваться во всем этом дано далеко не всем школьникам.

Что касается самых простых тем, то это «Источники географической информации», «Природопользование». Во-первых, обо всем этом говорят не только на уроках географии, но и на смежных дисциплинах. Во-вторых, эти темы находятся в зоне ближайшего развития, на вопросы по ним можно ответить, опираясь на личный жизненный опыт.

По каким темам больше всего заданий в ЕГЭ? За какие задания ставится наибольшее количество баллов?

Треть заданий на экзамене (11 из 34) относится к географии России, это самый популярный раздел. Больше всего баллов выпускники могут получить за задачи высокого уровня сложности, которые вызывают и больше всего затруднений. Это задания № 25, № 28, № 30, № 34. Задания № 31 и № 33 относятся к повышенному уровню сложности. Последние шесть заданий максимально оцениваются в 11 первичных баллов или 23 тестовых. Их правильное решение дает сразу 23%, то есть четверть оценки за экзамен.

Чтобы хорошо подготовиться к этим заданиям, начинать нужно с теории. Необходимо знать закономерности, происхождение явлений, уметь выстраивать причинно-следственные связи (почему это явление произошло и что из этого следует) и прогнозировать. А дальше уже отрабатывать всю эту теорию на максимальном количестве заданий. Садиться и по каждой теме решать, решать и решать варианты. Смотреть и анализировать ответы, проверять себя.

У школьников, которые готовятся к экзамену, возникает много вопросов с терминологией. Необходимо открывать толковый словарь и смотреть, что означает каждый непонятный термин. Когда ученик не понимает, что это за слово, он пытается в общем как-то что-то объяснить, а суть задания ускользает.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить 100 баллов, реально ли их получить?

Это сделать очень трудно. Здесь нет формулы, нет определенных этапов, которые нужно пройти, и тебе повесят на грудь медаль в виде стобалльного результата. Плюс, не в пользу ученика на экзамене работает волнение, человеческий фактор. Готовиться к экзамену надо начинать как минимум за год. Идеально, если получается прорешивать по варианту в день, а также развивать логику, разбирать логические загадки на причинно-следственные связи. На мой взгляд, выпускник, способный получить 100 баллов по географии, — это человек с широким кругозором, который мыслит за пределами предмета, знает математику, и у которого развито пространственное мышление. Также немаловажно — школьник должен ориентироваться в современном мире (я имею в виду новостной информационный поток).

Один из моих учеников, призер финала Всероссийской олимпиады школьников по географии, на ЕГЭ набрал 98 баллов. Этот мальчик прекрасно знал предмет. Я бы даже сказала, что в некоторых темах он разбирался лучше меня. Он был увлечен географией, с 9 класса бесконечно читал и читал, смотрел новости, интересуясь тем, что происходит вокруг.

В первую очередь, сайты «РешуЕГЭ» и «ФИПИ», где содержится огромная база заданий прошлых лет. Кроме этого, на ресурсе «ВКонтакте» есть много полезных тематических групп для подготовки к ЕГЭ. Своим ученикам я всегда даю ссылки на определенные сообщества по географии, где администраторы групп и сами дети выкладывают задания и полезную информацию. В обсуждениях к задачам в этих группах нередко ведутся горячие споры. И вот как раз там можно прочитать объяснения к задачам по разным темам, которые написаны самими школьниками, пусть не так, как в книжках, но на доступном и понятном им языке. Что касается печатных изданий, по моему опыту, большинство из них повторяет те задания, которые есть в интернете, на перечисленных мною сайтах.

Еще могу порекомендовать проверочные работы системы «Статград», но это не открытый источник, учитель может войти на этот сайт с помощью логина и пароля. По географии вообще не так много тренировочных материалов, это я говорю как преподаватель. Например, по обществознанию в «Статграде» раз в месяц, а то и чаще, выкладывается новая работа, а по географии их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Какие есть подводные камни в заданиях части 2? На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 28 Задание на построение профиля местности, где важно понимать условные знаки и уметь читать их. В вопросе предлагается карта, и нужно по предлагаемой линии АВ построить профиль местности, то есть взглянуть сбоку на разрез. Здесь необходимо внимательно читать задание, а именно смотреть, через какое расстояние проведены горизонтали, и иметь в виду вертикальный и горизонтальный масштаб, которые указаны в условии.
Задание № 29 Задание на знание закономерностей природы, умение сравнивать. Также здесь важно хорошо представлять себе карту мира и карту России. Даже если вы владеете всеми перечисленными навыками, но не представляете, где находится нужный объект, задание вы не выполните. В голове должна быть карта!
Задание № 30 Задание № 30 очень похоже на № 29. Если смотреть на спецификацию ФИПИ, перечень тем у них идентичный, просто разная выборка.
Задание № 31 Внимание к единицам измерения в таблице. Обязательны вычисления — как доказательная база, как аргументация.
Задание № 32 Задание на пространственное мышление. Необходимо точно представлять строение Солнечной системы и изменения положения планеты Земля относительно Солнца в течение года. Если с закрытыми глазами в голове проигрывается этот «мультик», если эта картинка есть, то дальше достаточно логического мышления, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос.
Задание № 33 Внимание к вопросу! В этом задании, как правило, дается таблица. Важно уметь выбирать нужное из предложенных данных. Некоторые данные в ней являются дополнительными, и на них не следует обращать внимание. Здесь вопрос в выборке информации и умении ученика точно представлять, какие данные ему понадобятся для ответа на вопрос.
Задание № 34 Задание предполагает математическое мышление и знание формул. По нему также актуально все, что сказано по № 33. Обратите внимание на статистическую информацию, а именно на год, по которому просят рассчитать данные. Здесь можно ошибиться с годом, и тогда даже при верной логике выполнения и правильных математических вычислениях рискуете получить 0 баллов.

До ЕГЭ по географии осталось меньше месяца. На что вы посоветуете выпускникам обратить пристальное внимание в оставшееся время?

Я бы обратила внимание на задания высокого уровня сложности, на них можно потренироваться. Есть определенные алгоритмы и формулы, которые нужно использовать для решения. Вот этим и стоит сейчас заняться.

Экзамен (Олег СЫЧЕВ, Владимир СЕНИЧЕНКО)

Несмотря на все различия между разными факультетами в форме сдачи экзамена по географии (билеты или тесты), существует два сходства:

    Обязательно есть вопросы, связанные с картой (устный ответ по карте и/или работа на контурной карте);

    Билеты и тесты составлены в рамках школьной программы по географии.

Не помешает и знание того, что выходит за школьные рамки: географические научные парадигмы, имена ученых-географов и путешественников, не упоминаемые в учебниках, дополнительные сведения о разных территориях Земли, знание приборов и инструментов, применяемых в географии. На устном вступительном экзамене обращают внимание и на эрудицию абитуриента, и на культуру его речи.

Типичные ошибки

    Многие абитуриенты при изучении географии России не знают… республик бывшего Советского Союза. Для старшего поколения это нонсенс, но на экзамене такое обнаруживается часто.

    Ребята плохо представляют себе современное административное деление России, для многих Чечня - «заграница»...

    «Плавают» в климатических зонах, на просьбу перечислить самые развитые экономические страны называют Турцию, Венгрию и несуществующую уже Югославию.

    Бывает, абитуриенты не могут найти на карте озеро Байкал, не знают, что Эльбрус - самая высокая горная вершина на территории России. У них поверхностные представления о природных месторождениях: где находится нефть и газ - более-менее ориентируются, но затрудняются показать залежи цветных металлов.

      Другая проблема заключается в том, что современные молодые люди в принципе мало интересуются тем, что происходит вокруг. Нередко преподаватели сталкиваются с достаточно ограниченным кругозором, нежеланием работать и думать самостоятельно. Некоторые не смотрят новостных передач, не читают газет - поэтому они не в курсе последних событий в экономике, политике разных стран, которые еще не отражены в учебниках. Весь этот комплекс трудностей в изучении географии заставляет еще раз задуматься о более детальной подготовке и проработки экзаменационного материала по предмету.

Чтобы можно было эффективно самостоятельно подготовиться к поступлению на географический факультет, нужен как минимум год упорного труда . Даже если вы себя считаете вундеркиндом и у вас отличная память, в том числе зрительная, подготовиться менее чем за год нереально.
* * *
Главные источники знаний для самоподготовки - школьные учебники и атласы по географии. И хорошо, если у вас сохранились старые школьные тетради по географии, которые могут дополнять учебную литературу.

Карты и атласы

«Карта - это альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Да, это самое главное в профессии географа. Это квинтэссенция любого географического исследования, которое картой начинается и картой же заканчивается.

Кроме базовых физической и политико-административной карт России и мира абитуриент должен хорошо ориентироваться в экономических картах по курсу географии 9 и 10 классов. Важно умение читать экономическую карту с использованием целого ряда условных знаков и на умение составлять характеристику хозяйства территории (страна или район) по такой карте без использования поясняющего текста учебника.

Многие абитуриенты так и не стали студентами геофаков, не сумев хорошо ответить по карте или выполнить задание на контурной карте - даже успешно дав ответ на остальные вопросы билета или теста. Без отличного знания географической номенклатуры, список которой есть в программах для поступающих, вожделенного студенческого билета не получить.

Не зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет. А чтобы уметь по ней ориентироваться, быстро находить разные объекты на карте, нужно тренировать свою зрительную (визуальную) память. У хорошего географа должна быть хорошая зрительная память: это профессиональное требование.

Трудность. На экзамене абитуриенты затрудняются подписать на контурной карте (или показать на настенной карте) необходимые объекты - даже страны!

Прием. Основное правило самоподготовки: каждый день хотя бы минут по 10–15 просматривайте школьные атласы за все годы обучения и каждый день учите физическую и административно-политическую карты России, а также физическую и политическую карты мира.

Что делать, чтобы лучше запомнить карту?

А. Просите своих домашних или друзей поспрашивать вас по тем картам, которые вы сегодня изучали.

В. Берите чистую контурную карту и сами по памяти наносите по возможности максимальное количество объектов. Делайте так как можно чаще. Поэтому заранее заготовьте побольше ксерокопий контурных карт разных территорий Земли (прежде всего - России; материков и мира в целом).

С. На чистом листе бумаги по памяти рисуйте контур просмотренной на карте территории. Потом внутри контура отмечайте самые важные объекты: столицы стран, большие города, важные транспортные магистрали, крупные реки и озера, значительные горы и равнины, месторождения полезных ископаемых.

Не ленитесь, эти несложные, но эффективные для увеличения емкости вашей памяти операции проделывать регулярно: хотя бы 1–2 раза в неделю. Пусть в вашей комнате помимо стопки школьных атласов по географии за 6–10 классы и комплекта контурных карт будут еще и настенные физическая и политическая карты России и мира.

Сейчас в продаже карты и атласы разных издательств. Желательно, чтобы атласы за все годы были выпущены в одном и том же издательстве.

Трудность. Одним из трудных моментов является сравнительный анализ двух или более карт, когда путем наложения разных тематических карт нужно определить взаимосвязи тех или иных объектов и установить между ними причинно-следственную связь. Например, сравнить физическую, тектоническую карты и карту полезных ископаемых.
Прием. Производите вычисления по картам: с помощью масштаба вычисляйте расстояния, длины и площади; определяйте направления по азимуту; находите географические координаты искомых объектов - и, наоборот, по известным координатам отыскивайте сам объект.
Учитесь устанавливать причинно-следственные связи между разными объектами Земли, например между типом климата и режимом реки или между почвенно-климатическими условиями и специализацией сельского хозяйства в данном районе.

Картографическая самоподготовка возможна и при помощи электронных средств (карты и атласы на CD отечественных и зарубежных издательств). Если же ваш компьютер подключен к интернету, воспользуйтесь широким спектром учебно-познавательных карт, атласов и аэро- и космических снимков разных районов Земли, представленным в Сети.

Учебники

Параллельно с ежедневной подготовкой по картам вы должны повторить практически весь курс школьной географии с 6-го по 10-й класс: на его основе и составлены программы экзаменов для абитуриентов. Вам понадобятся обычные школьные учебники по географии (и желательно последних изданий). Кстати, существуют и их электронные версии на CD или DVD, где помимо текста, картографического и иллюстративного материалов есть еще и тесты для самопроверки - причем свою оценку вы узнаете сразу после тестирования.

Надо готовиться только по основным (базовым) учебникам географии с грифом «Рекомендовано [или допущено. - О. С.] Министерством образования Российской Федерации».

Неплохие дополнения к базовым учебникам географии:
за курс 7-го класса : А. А. Лобжанидзе - «География. Земля и люди», И. В. Душина, Т. Ю. Притула, Т. Л. Смоктунович - «Земля - планета людей»;
за 8-й класс: Э. М. Раковская «География. Природа России»;
за курс 10-го класса: В. Я. Ром, В. П. Дронов «Экономическая и социальная география мира», А. П. Кузнецов «География. Население и хозяйство мира».
Основная масса вопросов охватывает классы с 8-го по 10-й. Нужно хорошо знать и начальный курс (темы «План и карта», «Масштаб», «Азимут») и курс географии материков и океанов (7 класс), где дается представление о природно-территориальном комплексе, географической оболочке Земли и о законе географической зональности как о краеугольных понятиях всей географии.

Самые важные и трудные темы

6 класс
1. Масштаб. Разные виды масштаба. Как с помощью масштаба по карте и на плане местности определять расстояния, длины (в том числе криволинейных объектов) и площади.
2. Азимут. Определение направлений по плану.
3. Ориентирование на местности. Чертеж плана местности.
4. Чтение плана местности.
5. Горизонтали (изогипсы). Построение горизонталей на плане.
6. Градусная сетка. Географические координаты (параллели и меридианы). Определение координат объектов на карте и по известным координатам, определение объектов.
На понятиях масштаба, азимута и градусной сетки в географии базируются все математические вычисления. А современная география тесно сопряжена с математикой (особенно картография, метеорология, океанология и гидрология). В МГУ математику изучают все географы-первокурсники, а на некоторых кафедрах математика и физика преподаются по 5-й курс включительно. Для более продуктивного усвоения темы «План и карта» нужно почаще самому производить разные математические вычисления по плану местности и топографической карте, которые есть как в школьных атласах, так и в отдельных печатных изданиях.
7. Как Луна влияет на движение океанских вод.
8. Образование глыбовых и складчато-глыбовых гор. Горст и грабен.
9. Принцип работы барометра и гигрометра.
10. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
11. Распределение солнечного света и тепла на Земле.
7 класс
1. Имена известных первооткрывателей разных частей Земли (мореплаватели, путешественники, ученые-географы) и даты совершенных открытий (год открытия).
Для лучшего усвоения данной темы помимо соответствующих параграфов в учебнике рекомендуется прочитать трехтомник Ж. Верна «Открытие Земли» и (или) книги И. П. Магидовича и В. И. Магидовича «Очерки по истории географических открытий».
2. Взаимосвязь рельефа, строения земной коры и полезных ископаемых.
3. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Схема воздушных масс у поверхности Земли. Пассаты. Муссоны.
4. Сила Кориолиса.
5. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
6. Круговорот веществ и энергии на Земле.
7. Природный комплекс. Закон географической зональности. Природные зоны и высотная поясность.
8. Закономерности географической оболочки (целостность, ритмичность, зональность).

8 класс
1. Разница во времени на территории России. Часовые пояса.
2. История заселения и исследований территории России.
3. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая таблица. Чтение геологической карты. Установление взаимосвязей между геологической картой и картой рельефа.
4. Платформы и складчатости (геосинклинали). Щиты.
5. Последствия четвертичного оледенения. Моренный рельеф.
6. Климатообразующие факторы. Радиационный баланс территории. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты. Чтение климатической и синоптической карт.
7. Закономерности в распределении основных элементов климата на территории России. Изотермы и изогиеты. Коэффициент увлажнения территории.
8. Взаимосвязь режима рек с типом климата.
9. Взаимосвязь типа почвы, типа климата и типа растительности.
10. Природно-территориальный комплекс. Ландшафт.
11. Чтение комплексного профиля, проведенного через какую-то территорию.
12. Взаимосвязь человека и природы. Рациональное природопользование.

9 класс
1. Естественный прирост населения. Типы воспроизводства населения. Эмиграции и иммиграции. Вы твердо должны уяснить разницу между этими двумя понятиями. Почему-то на таких пустячных вопросах срезается немалое количество абитуриентов.
2. Субъект федерации. Анклав.
3. Чтение половозрастной пирамиды.
4. Урбанизация. Агломерация.
5. Формула плотности населения.
6. Антропогенный ландшафт.
7. Состав и структура хозяйства России.
8. Воспроизводимые, невоспроизводимые, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.
9. Агроклиматические ресурсы.
10. Рекреационные ресурсы.
11. Структура агропромышленного комплекса (АПК).
12. Топливно-энергетический баланс.
13. Факторы размещения производства. Специализация и кооперирование. Комбинат.
14. Состав химической промышленности.
15. Третичный и четвертичный сектора экономики. Инфраструктура. Конверсия производства. Транзит. Грузооборот и пассажирооборот.
16. Импорт и экспорт. ВВП (валовой внутренний продукт). Казалось бы, легкие понятия - но, увы, абитуриенты спотыкаются.
17. Район (природный и экономический). Районирование территории: принципы и методы.
18. Прогнозирование в географии.

10 класс
1. Географическое положение.
2. Суверенное государство. Типология стран. Республика. Монархия. Федеративное и унитарное государство. Теократия. Геополитика.
3. Географическая (окружающая) среда. Географический детерминизм и фатализм. Ресурсообеспеченность. Классификация природных ресурсов. Морские конкреции. Шельф. Геоэкология.
4. Демография. Воспроизводство населения. Депопуляция и демографический взрыв. Демографическая политика в разных странах. Качество жизни населения. Уровень и темпы урбанизации. Миграции.
5. НТР и НТП (научно-техническая революция и научно-технический прогресс): влияние на структуру и географический рисунок хозяйства. Интенсификация и экстенсификация хозяйства. МГРТ (международное географическое разделение труда). Отрасль международной специализации. Международная экономическая интеграция. Мировое хозяйство. ТНК (транснациональные компании).
6. Отраслевые и региональные экономические группировки. ОПЕК. АСЕАН. ЕС. СНГ. НАФТА.
7. Критерии деления стран на развитые и развивающиеся. Центр и периферия. Факторы размещения международных отраслей специализации.
8. Глобальные проблемы человечества.

В тестах есть и немалое количество вопросов по той или иной территории. Абитуриент должен на очень хорошем уровне иметь представление о ключевых странах мира (США, Канада, Европейский Союз, Германия, Китай, Индия, Япония, Австралия, Бразилия, ЮАР, страны Персидского залива). Необходимо знать про все экономические районы России (Центральный, Поволжский, Уральский и т. д.).

Какие цифры надо помнить

    Площадь и численность населения всей Земли и России;

    Место России в мире по площади территории и численности населения;

    Первые десять стран мира по площади территории и численности населения;

    Численность населения Москвы и Санкт-Петербурга;

    Количество народов России;

    Уровень урбанизации России;

    Средняя плотность населения в России;

    Расстояние от Земли до Солнца и Луны;

    Длина экватора Земли;

    Угол наклона земной оси к плоскости орбиты Земли;

    Экваториальный и полярный радиусы Земли;

    Количество морей, омывающих территорию России;

    Количество городов-миллионеров в России (городов с числом жителей более миллиона человек);

    Высота Эвереста и глубина Марианской впадины;

    Высота самой высокой точки в России (гора Эльбрус) и максимальная глубина озера Байкал;

    Количество субъектов Российской Федерации и количество штатов США;

    Координаты Москвы и своего родного населенного пункта;

    Количество часовых поясов в России;

    Длина сухопутной и морской границы России;

    Год открытия Христофором Колумбом Америки;

    Год открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым;

    Годы открытия южного и северного полюсов Земли;

    Год достижения русскими землепроходцами восточного берега Тихого океана;

    Температура замерзания морской соленой воды;

    Средняя соленость вод Мирового океана;

    Процентный состав воздуха в земной атмосфере;

    Толщина разных слоев Земли и земной атмосферы;

    Нормальное атмосферное давление;

    Год распада СССР;

    Год возникновения Европейского Союза

Новейшая географическая статистика по всем странам мира, собранная в удобную таблицу, опубликована в газете «География» (№ 7 за 2007 год).

Самые нужные графики, схемы, таблицы и диаграммы
6-й класс, рисунки:
«Географическая широта»;
«Географическая долгота»;
«Схематический разрез дна океана»;
«Поперечный профиль долины реки»;
«Строение атмосферы»;
«Зависимость количества водяного пара от его температуры»;
все рисунки темы «Распределение солнечного света и тепла на Земле».
7-й класс, рисунки:
«Деление карт на группы»;
«Распределение поясов атмосферного давления»;
«Движение воздуха в тропосфере»;
«Строение географической оболочки»;
«Взаимосвязи компонентов природного комплекса».
8-й класс, рисунки:
«Административно-территориальное устройство России»;
«Антициклон и циклон», «Почвообразующие факторы»;
«Вида антропогенных ПТК»;
«Высотная поясность в горах Кавказа и Урала»;
«Механический прирост населения»;
«Половозрастная пирамида»;
«Отраслевая структура хозяйства России»;
«Межотраслевые комплексы».

таблицы:
«Крупнейшие городские агломерации России»;
«Типы и виды природных ресурсов».
9-й класс, рисунки:
«Состав химической промышленности России»;
«Состав и связи машиностроительного комплекса»;
«Специализация и кооперирование машиностроения»;
«Состав АПК России»;
«Отраслевой состав пищевой промышленности»;
«Схема технополиса».
таблица:
«Факторы размещения производств химической промышленности».
10-й класс:
рис. «Половозрастные пирамиды по 1-му и 2-му типам воспроизводства населения»;
диаграммы, характеризующие отраслевой состав хозяйства стран Зарубежной Европы в теме «Зарубежная Европа»;
таб. «Страны с монархической формой правления»

Пособия
хрестоматии по географии;
географические энциклопедии;
документальные фильмы по географии на DVD или видеокассетах;
телефильмы каналов BBC, Discovery Channel;
телепередачи («Вокруг света», «В мире животных»);
журналы (GEO, «Вокруг Света», National Geografic);
газета «География»;
электронные образовательные средства на DVD/CD издательств «Просвещение», «Дрофа», «Новый диск», «Кирилл и Мефодий»;
электронные атласы и карты на DVD/CD («Национальный атлас России», «Microsoft Encarta»).

География - это один из тех предметов, которые можно выбрать для сдачи Единого Государственного Экзамена по окончании 11 класса средней школы. Этот предмет требуется для поступления во многие ВУЗы России на профильные специальности, непосредственно связанные с географией. К ним относятся геология, гидрометеорология, экология, картография, а также педагогика (специальность «учитель географии»)

По статистике ЕГЭ по географии сдает один ученик на две российские школы.

Минимальный проходной балл по географии в 2016 году составляет 37 баллов, (для того) чтобы преодолеть данный порог необходимо правильно решить 12 заданий из первой части. Что касается структуры экзамена, то ЕГЭ по географии состоит из двух частей - 34 заданий. 27 заданий требуют краткий ответ (число, слово, словосочетание или последовательность цифр), а для решения оставшихся 7 заданий требуется дать развёрнутый ответ, который представляет собой рисунок или подробное решение задачи с описанием хода действий.

На первый взгляд может показаться, что ЕГЭ по географии - это тот экзамен, к которому следует готовиться в течение нескольких месяцев, а то и лет, чтобы сдать его на высокие балл. Однако, дела обстоят несколько иначе: безусловно, следует приложить немалые усилия, но он действительно может подготовиться к данному ЕГЭ всего за несколько дней.

Подготовка к ЕГЭ по географии

Итак, в первую очередь следует отметить, что не нужно учить материал всю ночь перед экзаменом! Ночью нужно отдыхать от пройденного в течение дня - только тогда подготовка получится продуктивной, а полученная информация сможет благополучно уложиться в памяти!

Что же делать в течение тех нескольких дней, которые остались перед экзаменом?

Готовиться, готовиться и еще раз готовиться!

Шаг 1

Конечно, если вы совершенно не знакомы со структурой самого экзамена, формулировкой вопросов и требованиями от развернутых ответов, то стоит внимательно просмотреть существующие КИМы прошлых лет с подробным их разбором экспертами. Далее, разумеется, следует приступить к изучению теоретического материала. Конечно, если дней остается совсем немного, то и времени на изучение теории катастрофически не хватает, однако, без теоретической основы ребенку очень сложно будет приступить к практической деятельности. Для того чтобы сэкономить время, следует воспользоваться специальными печатными изданиями для подготовки к ЕГЭ или онлайн-ресурсами, которые предоставляют самую важную теоретическую базу, которая сформулированную и представленную в краткой и доходчивой форме.

Шаг 2

Что же следует далее? Нужно незамедлительно переходить к самостоятельному тщательному «прорешиванию» упомянутых КИМов.
Практика - это то, что помогает при подготовке к ЕГЭ больше всего! После решения одного или нескольких КИМов (неважно, онлайн или в специальных печатных изданиях) нужно ознакомиться с допущенными ошибками, а после прочитать теоретический материал по данным темам, чтобы больше не допускать подобные промахи и закрепить знания.

Нельзя не сказать о том, что очень полезно «прорешать» тест, в котором он допустил большое количество ошибок, еще раз спустя некоторый промежуток времени, например, не следующий день. Если ошибки повторятся - нужно тщательнее проработать теорию! Если ошибок не будет - это свидетельствует о высокой степени качества подготовки!

Шаг 3

Также нельзя не заметить, что проверять свои знания следует в различных источниках! Нельзя пользоваться одной и той же печатной книгой для подготовки к ЕГЭ или одним и тем же сайтом. На одном ресурсе задания могут быть сформулированы однотипно, что вызовет трудности при встрече с другой постановкой вопроса.

Последний лень подготовки перед экзаменом

В последний день перед экзаменом следует прекратить готовиться приблизительно в семь-восемь часов вечера. Вся полученная за несколько дней информация должна «улечься» в голове, и вы должен дать себе возможность отдохнуть перед важным экзаменом и хорошо выспаться! Это благотворно повлияет на итоговый балл, а, следовательно, и на шансы поступить на бюджетное место.

Что же делать, если страх сдать экзамен на низкий балл все же одолевает за день до сдачи?

Нужно просто отгородиться от этих навязчивых идей, которые могут сбить положительный настрой и постараться переключить свое внимание на другое занятие, которое не требует высокой интеллектуальной нагрузки. Пессимистичные мысли возникают у всех, нужно просто постараться не поддаваться такому настрою, а верить в собственные силы и серьезность собственной подготовки.

Подготовиться за несколько дней к ЕГЭ реально!
Нужно только захотеть и очень постараться!

География - предмет, который сдают на ЕГЭ довольно редко. По статистике ее выбирают в качестве профильного экзамена только 3% выпускников. Если вы решили сдать эту дисциплину, вам нужно разобраться, как проходит экзамен и из каких заданий он состоит. ЕГЭ по географии - весьма сложный экзамен: ведь вам придется заучивать множество тематических названий и терминов. Поэтому готовиться стоит заранее, чтобы на самом тестировании не возникло проблем, и вы смогли достичь наивысшего результата.

Экзамен по географии состоит из трех блоков – А, В и С. На выполнение тестирования дается три часа. В процессе разрешается пользоваться калькулятором, линейкой и транспортиром.

А1-А24 . Этот блок представляет вопросы в виде тестов с четырьмя вариантами ответов. Здесь предлагаются темы базового типа сложности. Для того чтобы успешно выполнить данный раздел, необходимо:

  1. Внимательно изучайте каждый вопрос. Не нужно торопиться с принятием решения.
  2. При выполнении теста используйте метод исключения: изучите все варианты ответов и вычеркните те, которые явно не могут быть правильным ответом.
  3. Если какое-то задание у вас вызывает сомнение, сосредоточьтесь и вспомните необходимую тему. Ответ сам придет вам на ум.

В1-В14 . Здесь представлены задания повышенного уровня сложности. От выпускников требуется установить соответствия, решить задачи или дать краткий ответ:

С1-С6 . Это наиболее трудная часть тестирования с заданиями повышенной сложности. Пункт С1 – работа с топографической картой с построением профиля рельефа. Ответ на задание дается в виде рисунка. Блоки С2-С6 требуют записи развернутого ответа или решение задачи:

  1. Постарайтесь выполнять задания в предложенном порядке. Чтобы не потерять свое драгоценное время, пропускайте вопросы, вызывающие у вас затруднения. Вы всегда сможете вернуться к пропущенным пунктам после решения других задач.
  2. Помните, что данный раздел является самым сложным и может принести вам высокие баллы, поэтому тщательно и не торопясь вчитывайтесь в задания и максимально эффективно применяйте свои знания.