Цель это что такое Цель: определение — Психология.НЭС. С точки зрения психологии процесс воспитания – это

1. Как осуществляется текущий контроль в организации?

1. Путем заслушивания работников организации на производственных совещаниях;

2. Путем наблюдения за работой работников;

3. + С помощью системы обратной связи между руководящей и руководимой системами;

4. Путем докладов на сборах и совещаниях;

5. Вышестоящей структурой.

2. Тест. Кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?

1. Специалисты;

2. Работники;

3. + Руководители;

4. Отдельные руководители;

5. Министерства.

3. Контроль - это:

1. + Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;

2. Вид человеческой деятельности;

3. Наблюдение за работой персонала организации;

4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;

5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.

4. Для сокращения потребности в контроле целесообразно:

1. + Создавать организационные и социально-психологические условия для персонала;

2. Создавать соответствующие социальные условия для персонала;

3. Создавать соответствующие организационные условия для персонала;

4. Постоянно совершенствовать систему стимулирования труда персонала;

5. Постоянно повышать квалификацию персонала.

5. Контроль должен быть:

1. Объективным и гласным;

2. Гласным и действенным;

3. + Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.

4. Эффективным;

5. Текущим.

6. Что есть основой мотивации труда в японских корпорациях?

1. Получение высоких материальных вознаграждений;

2. + Гармонизация между трудом и капиталом;

3. Признание заслуг;

4. Постоянное повышение квалификации персонала;

5. Достижение конкурентного преимущества.

7. Какие основные группы потребностей выделил украинский ученый Туган-Барановский?

1. Физиологические и альтруистические;

2. Половые и физиологические;

3. + Физиологические, половые, симптоматические инстинкты и потребности, альтруистические;

4. Физиологические и симптоматические;

5. Физиологические, потребности в безопасности, в отношениях принадлежности, в самовыражении, в самоактуализации.

8. Когда исторически возник вопрос мотивации труда?

1. Со времен появления денег;

2. Со времен возникновения организаций;

3. Со времен появления руководителя организации;

4. + Со времен зарождения организованного производства;

5. Во время буржуазных революций в Европе.

Тест - 9. Как следует понимать мотивы престижа?

1. Попытки работника занять высшую должность в организации;

2. + Попытки работника реализовать свою социальную роль взять участие в общественно важной работе;

3. Попытки работника получать высокую зарплату;

4. Попытки работника взять участие в общественной работе;

5. Попытки работника иметь влияние на других людей.

10. Какие основные группы мотивов к труду выделил украинский ученый В. Подмарков?

1. Обеспечение и признание;

2. Признание и престиж;

3. + Обеспечение, признание, престиж;

4. Обеспечение и престиж;

5. Имидж, престиж.

11. Оперативные планы разрабатываются сроком на:

1. + Полгода, месяц, декаду, неделю;

2. По рабочим дням;

12. Под планированием понимают:

1. Вид деятельности;

2. + Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации;

3. Перспективу развития;

4. Состояние организации;

5. Интеграцию видов деятельности.

13. Организационное планирование осуществляется:

1. Только на высшем уровне управления;

2. На высшем и среднем уровнях управления;

3. На среднем уровне управления;

4. + На всех уровнях управления;

5. Определение потребностей подчиненных.

14. Если Вам придется объяснять, что представляет собой функция планирования, то Вы скажете что это:

1. + Установление целей и задач развития объектов управления, определение путей и средств их достижения;

2. Установление целей организации;

3. Определение путей и средств выполнения заданий;

4. Определение способов достижения целей организации;

5. Моделирование действий организации.

15. Одна из форм монополии, объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, а фактически подчинены финансовому контролю и руководству главенствующей в объединении группе предприятий:

1. + Концерн;

2. Картель;

3. Консорциум;

4. Корпорация;

5. Ассоциация.

16. Вид хозяйственной деятельности, при которой часть участников отвечает по долгам всем своим имуществом, а часть только в пределах своих взносов в уставной фонд

1. Дочернее товарищество;

3. Полное товарищество;

4. + Коммандитное товарищество;

5. Акционерное общество.

17. Вид хозяйственной деятельности, при которой ее участники отвечают по долгам предприятия своими взносами в уставной фонд, а при недостаче этих сумм - дополнительное имущество, которое им принадлежит:

1. Полное товарищество;

2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

3. Коммандитное товарищество;

4. + Товарищество с дополнительной ответственностью;

5. Производственный кооператив.

18. Вид хозяйственной деятельности, когда все ее участники занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом это -:

1. Товарищество с дополнительной ответственностью;

2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

3. + Полное товарищество;

4. Коммандитное товарищество;

5. Акционерное общество.

19. Организация, которая имеет однозначные внутренние взаимосвязи жесткую регламентацию всех сторон деятельности это:

1. Первичная организация;

2. Органическая организация;

3. Вторичная организация;

5. На корпоративном уровне.

20. К средствам мотивации труда не относятся:

1. Вознаграждения;

2. Проведение производственных совещаний;

3. Повышение квалификации персонала;

4. + Обеспечение условий для самовыражения;

5. Объявление благодарности.

21. На уверенности в том, что за определенную выполненную работу человек получит вознаграждение основывается следующая теория мотивации:

1. Справедливости;

2. Потребностей;

3. Вознаграждений;

4. + Ожиданий;

5. Предположений.

22. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:

1. + Планирование, организация, мотивация, контроль;

2. Организация, планирование, контроль, мотивация;

3. Планирование, организация, контроль, мотивация;

4. Мотивация, контроль, планирование, организация;

5. Стратегия, планирование, организация, контроль.

23. Когда осуществляется заключительный контроль в организации?

1. До фактического начала выполнения работ;

2. + После, выполнения запланированных работ;

3. В ходе проведения определенных работ;

5. После достижения поставленных целей.

24. Когда осуществляется текущий контроль в организации?

1. После выполнения определенных работ;

2. До фактического начала выполнения определенных работ;

3. + В ходе проведения определенных работ;

4. Тогда, когда удобно руководителю;

5. Тогда, когда удобно коллективу.

25. Что обеспечивает управленческая функция «мотивация»?

1. Достижение личных целей;

2. + Побуждение работников к эффективному выполнению поставленных задач;

3. Исполнение принятых управленческих решений;

4. Обеспечение бесспорного влияния на подчиненного;

5. Побуждение работников к деятельности.

26. Если вам придется объяснять, что представляет собой функция мотивации, то Вы скажете, что это:

1. Процесс достижения поставленных перед администрацией целей;

2. Побуждение себя к эффективной деятельности;

3. +Процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности достижения поставленных перед организацией целей;

4. Способ влияния на персонал с целью достижения целей;

4. + Механистическая организация;

5. Динамичная организация.

27. Определяются следующие фазы жизненного цикла организации:

1. Создание, становление, развитие, возрождение;

2. Рождение, зрелость;

3. + Рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение;

4. Рождение, зрелость, возрождение;

5. Создание, развитие, зрелость, старение.

28. К основным составляющим элементам внутренней среды организации не относятся:

1. Потребители, конкуренты, законы;

2. + Цели, задачи;

3. Персонал, технологии;

4. Структура управления;

5. Потребители.

29. Что следует понимать под миссией организации?

1. Основные задания организации;

2. Основные функции организации;

3. Основное направление деятельности;

4. + Четко выраженные причины существования;

5. Основные принципы организации.

30. Если Вам придется объяснять что следует понимать под организацией, Вы скажете, что это:

1. Объединение людей для выполнения определенных работ;

2. + Сознательное объединение людей, которое действует на основании определенных процедур и правил и совместно реализует определенную программу или цели;

3. Группа людей, которые совместно реализуют определенные программы; .

4. Группа людей, которые объединяются на основе симпатии друг к другу для реализации личных целей;

5. Объединение людей по интересам.

31. К внутренней среде относятся:

2. Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

3. + Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

32. Тест по менеджменту. К внешней среде организации непрямого действия относятся:

1. Поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты;

2. + Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

3. Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

4. Планы, прогнозы, организационная структура, мотивация, контроль;

5. Партнеры, персонал, социально-психологические условия.

33. Какие принципы менеджмента обосновал в своей книге «Никомаховая этика» древнегреческий философ Аристотель?

1. + Этические и эстетические принципы;

2. Организационные;

3. Корпоративные;

4. Моральные принципы;

5. Специфические принципы.

34. Как можно объяснить сущность принципа «подчиненность личного интереса общему»?

1. В организации всегда должен учитываться только личный интерес руководителей организации;

2. Интерес одного работника должен преобладать над интересами организации в целом;

3. Интерес отдельных менеджеров должен преобладать над интересами отдельных групп работников;

4. + В организации интересы одного работника или группы не должен преобладать над интересами организации в целом;

5. Интерес организации не должен преобладать над интересами коллектива.

35. Что предусматривает дисциплина как принцип менеджмента?

1. Выполнение всеми работниками поставленных заданий;

2. + Четкое придерживание администрацией предприятия и его персоналом заключенного коллективного договора и контракта;

3. Выполнение менеджерами поставленных заданий;

4. Выполнение работниками аппарата управления поставленных заданий;

5. Полное подчинение работников руководящему аппарату.

36. Что должны отражать современные принципы менеджмента?

1. Основные закономерности управления;

2. Основные связи, которые складываются в системе;

3. Основные отношение, которые складываются в системе;

4. + Основные свойства, связи и отношения управления, которые складываются в системе;

5. Обязательное наличие цели при управлении.

37. Что является основой управления какой либо системы?

1. + Принципы, которые отражают рыночные условия хозяйствования;

2. Методы менеджмента;

3. Функции менеджмента;

4. Финансовые ресурсы;

5. Объект менеджмента.

38. Где по мнению отечественных и зарубежных специалистов менеджмента формировалась практика управления организацией?

1. В Шумерии, Македонии, Риме, Киевской Руси;

2. В Киевской Руси;

3. + В Риме и Шумерии;

4. В Шумерии и Македонии;

5. В Русской империи.

Тест. 39. Подход, который требует принятия оптимального решения, которое зависит от соотношения взаимодействующих факторов - это:

1. + Ситуационный подход;

2. Системный подход;

3. Процессный подход;

4. Поведенческий подход;

5. Текущий подход. ;

40. Если управление рассматривает все процессы и явления в виде целостной системы, которая имеет новые качества и функции, которые отсутствуют у элементов, которые их составляют, то мы имеем дело с :

1. Поведенческим подходом.

2. Процессным подходом;

3. Ситуационным подходом;
4. + Системным подходом;

5. Текущим подходом.

41. Что является составляющим элементом управления?

1. + Маркетинг;

2. Менеджмент;

3. Экономические процессы;

4. Социально-экономические процессы;

5. Финансы.

42. Каким методам управления, организациями принадлежит ведущая роль в современных условиях?

1. + Экономическим;

2. Социально-психологическим;

3. Организационно-распорядительным;

4. Распорядительным;

5. Социально-экономическим.

43. К первичным потребностям относятся:

1. Психологические;

2. + Физиологические;

3. Экономические;

4. Материальные;

5. Социальные.

44. Потребности бывают:

1. Первичные и внутренние;

2. Внутренние и вторичные;

3. + Первичные, вторичные, внутренние и внешние;

4. Внутренние и внешние;

5. Первичные и внешние.

45. Мотивация базируется на:

1. Потребностях и самовыражении;

2. + Потребностях и вознаграждениях;

3. Вознаграждениях и удовлетворении отдельных людей;

4. Удовлетворении всех людей;

5. Самовыражении и вознаграждениях.

46. Основной формой материального стимулирования персонала организации является:

1. Премии;

2. Премии и ценные подарки;

3. Ценные подарки и зарплата;

4. + Зарплата;

5. Премии и зарплата.

47. Что создает структуру управления организацией?

1. Совокупность линейных органов управления;

2. Совокупность функциональных служб;

3. Совокупность линейных и функциональных служб (органов);

4. + Совокупность органов управления;

5. Совокупность программно-целевых служб.

48. Анализ конкурентов организации проводится с целью:

1. Определения их стратегии и сильных сторон;

2. Определения их целей и сильных сторон;

3. + Определения их целей, стратегий, сильных и слабых сторон;

4. Определения стратегии;

5. Определения их целей и слабых сторон.

49. Цели организации должны удовлетворить такие основные требования:

1. + Достижимость, конкретность, ориентация во времени;

2. Достижимость и ориентация во времени;

3. Ориентация во времени и конкретность;

4. Достижимость;.

5. Ориентация во времени.

50. Когда получил широкое распространение в экономической литературе термин «организация»?

1. В 20-е годы XX столетия;

2. В 30-е годы XX столетия;

3. + В 60-е годы XX столетия;

4. В 70-е годы XX столетия;

5. В 80-е годы XX столетия.

51. Организация как объект менеджмента:

А. Выступает в качестве основной единицы рыночной экономики, в рамках которой принимаются управленческие решения

б. Служит связующим звеном между государством и потребителями произведенных благ и услуг

в. Помогает государству в сборе и аккумулировании различных видов налогов

52. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

а. Контроль

б. Планирование

В. Мотивация

53. Практика управления возникла:

а. В ходе бурной индустриализации промышленного производства

б. Одновременно с возникновением системного подхода к управлению

В. Одновременно с объединением людей в организованные группы

54. Конечной целью менеджмента является:

а. Рационализация организации производства

Б. Обеспечение прибыльности предприятия

в. Повышение мотивации работников

55. Какова важнейшая функция управления?

А. Создание благоприятных условий для дальнейшего развития и функционирования предприятия

б. Повышение производительности труда работников

в. Постоянное внедрение достижений НТП в производство

56. Является ли управление производительным трудом?

а. Нет. Менеджеры и управленцы не принимают прямого участия в производственном процессе.

б. В зависимости от формы собственности и специализации организации

В. Да. Потому что управление - это неотъемлемая часть производственного процесса

57. Что не является продуктом труда менеджера?

А. Товары и услуги

б. Решение по выбору рынков сбыта

в. Подготовка бизнес плана

58. Размер организации в менеджменте определяется:

Количеством отделов и структурных подразделений

Количеством работающих в ней людей

Количеством постоянных клиентов и/или заказчиков

59. Цель стабилизационного менеджмента заключается в:

Разработке мероприятий, способных повлиять на стабилизацию финансового состояния фирмы

Вклинивании фирмы в отраслевые и межотраслевые структуры для стабилизации своего финансового состояния

Постоянном внедрении и проведении мероприятий, направленных на стабилизацию финансовой, кадровой, технико-технологической, внутренней и внешней структуры организации

60. Что характеризует норма управляемости?

Общее число человек, которые подчинены одному руководителю

Закрепленное в должностной инструкции число обязанностей для каждого отдельного сотрудника

Время, за которое сотрудник выполнил задание руководителя

61. Менеджмент – это наука, изучающая:

Человеческий потенциал

Взаимодействие работников внутри коллектива

Процессы управления материальными, сырьевыми, трудовыми и т.д. ресурсами фирмы

62. Методы исследования в менеджменте:

Представляют собой конкретные способы реализации управленческих решений, которые ведут к достижению поставленных целей и задач

Это специфические способы познания, приемы, подходы и принципы, которые делают воздействие на объект управления эффективным

Свод правил, норм и научных приемов, которые используются для изучения мотивационных признаков сотрудников

63. Менеджмент как наука – это:

Комплекс междисциплинарных исследований, направленных на изучение принципов принятия эффективных управленческих решений

Специфическое экономическое знание, изучающее все виды ресурсов и управление ими

Область знаний о том, как эффективно воздействовать на имеющиеся в организации ресурсы

64 - тест. Методы менеджмента - это:

Подходы к подбору и выбраковыванию ресурсов

Способы повысить эффективность используемых ресурсов

Приемы и способы воздействия на коллектив, а также отдельно взятых работников для достижения целей и миссии организации

65. Планирование как функция менеджмента заключается в:

Формулировании целей развития организации, а также определении способов их достижения

Разработке тактических и стратегических планов хозяйственной деятельности организации

Составлении производственных планов для каждого работника

66. Процесс принятия решений в менеджменте – это:

Хаотичный процесс

Систематизированный процесс

Рутинная деятельность

67. Критерием эффективности менеджмента является:

Срок, в течение которого организация функционирует на рынке

Совокупность показателей, которые характеризуют, насколько эффективна работа управляемых в организации систем и подсистем

Непрерывный рост прибыли

Тест. 68. Задачами менеджмента являются:

Разработка и научное обоснование управленческих решений

Создание необходимых условий для принятия рациональных и эффективных управленческих решений

Разработка, проверка на практике и внедрение научных методов, подходов и принципов, которые обеспечивают слаженную и бесперебойную работу коллектива и отдельных ее членов

69. Что является объектом и субъектом менеджмента?

Объекты – управленческие решения, субъекты – менеджеры, подчиненные

Объекты – производственная деятельность и взаимодействие с контрагентами, ресурсы всех видов, рынок, информация, субъект – менеджер

Объекты – деньги, трудовые ресурсы, рынок, субъект – рыночная экономика

70. Управление – это в менеджменте:

Основной метод работы руководителя

Процесс упорядочения информации и грамотное распоряжение ею

Процесс прогнозирования и планирования, организации, координации, мотивации и контроля, который позволяет сформулировать цели организации и наметить пути их достижения

71. Организация – это в менеджменте:

Группа людей, которые прикладывают совместные усилия для реализации конкретной цели, действуя при этом на основе определенных правил

Основная управляющая система

Основная управляемая подсистема

72. Родоначальник науки управления:

Ф. Тейлор

73. Основу мотивации трудового коллектива в японских компаниях составляет:

Равновесие между капиталом и трудом

Постоянное повышение квалификационного уровня

Бонусы за необычные подходы к решению трудовых задач

74. Кто реализует функцию контроля?

Линейные руководители

Все члены коллектива

Высшее руководство фирмы

75. От чего зависит количество подчиненных у руководителя?

Вида организации

Иерархического уровня

Занимаемой должности

76. По какому принципу нельзя классифицировать управленческие решения?

Уровня ответственности

Времени

Степени формализации

Выходные были богатыми на радостные встречи. Словно сговорившись в сроках, мои друзья сделали себе приятные подарки – один приобрел навороченный ноутбук, другой выгодно купил автомобиль. Замечательно когда получаем то, чего хотим, неправда ли? Предлагаю поговорить о таком важном моменте в достижении успеха как определение цели , точнее о правильном определении уровня цели. Дело в том, что неверное определение уровня цели может привести к попаданию в ловушку демотивации, достижение цели может быть затруднено.

Верно же выбранная цель, напротив, мобилизует имеющиеся ресурсы, цель достигается как бы играючи…

Цели — ловушки

Ловушка №1: «Выше крыши!» . Если выбранная цель слишком большая, или времени на ее достижение недостаточно то у мозга начинается паника, он кричит: «Ааааа! Не успею! Не получиться! Не смогу!». Эмоции вызывают поток мыслей направленный не на решение конкретных задач, а на переживания о задачах. Тревога, беспокойство, вот тот эмоциональный фон, который создают слишком высокие цели. В таких условиях происходит следующие — ум может просто отказаться от выполнения задачи, ведь она кажется ему нереальной, любо пытается решить задачу (надо), но эмоциональный шум мешает концентрации, заглушает мысли по делу, процесс достижения тормозиться.

В ловушку «Выше крыши!» часто попадают при определении целей организации или предприятия. Руководству нужны прибыли, объемы, грандиозные результаты и спускают «с верху» нереальные планы, которые персонал должен выполнить «кровь из носа». Чаше при таком стратегическом планировании только «кровь» и получают. Хотя и при определении личных жизненных целей, со слишком большими амбициями можно себя загнать в ступор.

Ловушка №2: «Скукотища!». Это вторая ловушка, в которую можно легко угодить при определении целей. В такой ситуации, мы вполне уверенны в том, что можем реализовать цель, но как-то лень за нее браться. Ее достижение протекает вяло, возникает состояние скуки, мелкие дела растягиваются во времени. Одним словом – скукотища!

Важно правильно настроить планку достижений

Мотивация – главное топливо в достижении высокой продуктивности. Энтузиазм один из важнейших факторов успеха практически в любом деле. Метод настройки оптимального уровня целей достаточно прост, «выставить высоту» можно с помощью сроков, дробления или напротив укрупнения задач. Если чувствуете что цель слишком большая, то ее можно раздробить на более мелкие задачи, или вовсе снизить планку до более комфортного уровня, можно пересмотреть сроки в сторону увеличения. Если задача слишком простая или мелких много, то с помощью сокращения сроков выполнения, или объединения в один проект (например, под кодовым названием «Операция — Ы»), поднять уровень мотивация и сделать все быстро и весело.

Правильно ли определен уровень ваших целей?

Чувство комфорта и легкого возбуждения, наиболее верные ориентиры при определении уровня целей. Не в коем случае не угнетать и не вызывать скуку, цели должны приятно волновать и захватывать! Кому нужны неинтересные цели?

Спросите себя, правильно ли определен уровень ваших целей? Вы мотивированны, для их достижения? Где можно снизить, а где повысить платку достижений?

Ставьте перед собой реальные цели

Помните, в 90-ых по ТВ, был цикл социальных роликов с названием «Русский проект»? Ролик с Евгением Стычкиным и белым мышонком Склифосовским сохранился в памяти? Там еще такая фраза была: «Лопай, лопай, Склифосовский. Заслужил» . Нашел в сети этот ролик. Одним словом, смотрите и ставьте перед собой реальные цели.)))

Итак, проверьте — правильно ли определен уровень ваших целей? Если с определением жизненных целей возникает много вопросов, то четко определить их, вы сможете, пройдя программу дистанционного тренинга . Если есть вопросы, смело спрашивайте.

С уважением,
Дмитрий Пославский.

Квалифицированные испытания для учителей информатики
Тестирование учителей информатики и ИКТ

№1. В системе развивающего обучения (по Эльконину-Давыдову) особое внимание уделяется развитию у ребенка:

1. навыков общения;
2. теоретического мышления и творческих способностей;
3. знаний, умений и навыков;
4. базовых компетенций.

№2. Выберите списки офисных приложений:

1. Windows, Linux
2. Word, Excel, PowerPoint
3. Writer, Calc, Draw, Impress

4. Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw

№3. Все 4-буквенные слова, составленные из букв К, Л, Р, Т, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы. Вот начало списка:

1. КККК
2. КККЛ
3. КККР
4. КККТ

.......

Запишите слово, которое стоит под номером 67.

Ответ : ЛККР

№4. Выберите сокращённое название единого протокола передачи данных:

1. TCP/PI
2. CPT/IP
3. TCP/IP

№5. В текстовом редакторе копирование становится возможным после:

1. установки курсора в определенное место
2. выделения фрагмента текста
3. сохранения файла
4. распечатки файла

№6. В качестве рабочего места учителя как пользователя информационной образовательной среды может выступать:

1. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.
2. Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы
3. Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами учеников и ПК учителя
4. Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской
5. Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации
6. Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключенным оборудованием

№7. В соответствии с законом «Об образовании» функция воспитания возлагается на:

1. семью;
2. персонал образовательного учреждения;
3. администрацию образовательного учреждения;
4. педагогический персонал образовательного учреждения, родителей (их законных представителей).

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ, 5-7 класс;
2. Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 8-9 класс;
3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ

№9. Выберите издательство, на сайте которого публикуются основные программы и мастерские авторов учебников по информатике:

1. Просвещение.
2. Дрофа.
3. Бином.

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ, 5-7 класс,
2. Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 8-9 класс.
3. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ, 8,9 класс.

№11. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:

1. Организация внеклассной учебно-воспитательной работы.
2. Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей.
3. Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний.
4. Проверки знаний учащихся.

№12. Выберите правильное значение слова «провайдер»:

1. Программа для передачи данных в Интернете.
2. Фирма, предоставляющая услуги Интернета.
3. Техническое устройство, заменяющее модем при соединении с Интернетом.

№13. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:

1. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод;
2. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности;
3. объяснение учителя, беседа, действия по образцу.

№14. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»:

1. http://window.edu.ru/
2. http://www.rusedu.ru/
3. http://www.school.edu.ru/
4. http://www.edu.ru/

№15. Выберите средство обучения, дидактические свойства которого являются наиболее эффективными:

1. Учебник.
2. Наглядное пособие.
3. Интерактивный цифровой образовательный ресурс.
4. Видеофильм.

№16. В разрабатываемой модели электронных часов для кодирования времени была принята следующая схема. Часы кодируются двоичным числом размером 5 бит (от 00000 до 10111). К коду часа приписывается справа код минуты. Минуты кодируются двоичным числом размером 6 бит (от 000000 до 111011). Какое время будет иметь код 00010000011?

1) 02:03
2) 10:11
3) 04:03
4) 04:11

№17. Исполнитель Май4 преобразует число, записанное на экране. У исполнителя три команды, которым присвоены номера:

1. Прибавь 1
2. Прибавь 2
3. Прибавь 4

Первая из них увеличивает число на экране на 1. вторая увеличивает это число на 2, а третья - на 4. Программа для исполнителя Май4 - это последовательность команд.

Сколько есть программ, которые число 21 преобразуют в число 30?

Ответ : 96

№18. Сколько существует различных наборов значений логических переменных х1, х2, ... х8 , y1, y2, ... y8, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?

(x1 \/ x2) /\ ((x1 /\ x2) → x3) /\ (¬x1 \/ y1) = 1

(x2 \/ x3) /\ ((x2 /\ x3) → x4) /\ (¬x2 \/ y2) = 1

(x6 \/ x7) /\ ((x6 /\ x7) → x8) /\ (¬x6 \/ y6) = 1

(x7 \/ x8) /\ (¬x7 \/ y7) = 1

(¬x8 \/ y8) = 1

В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных х1, х2, ... х8, y1, y2, ... y8, при которых выполнена данная система равенств. В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.

Ответ : 61

№19. Целое число, для которого шестнадцатеричной формой внутреннего представления в 1-байтовой ячейке памяти является F2, равно

1) 242
2) -14
3) -15
4) -13

№20. Шестнадцатеричное число 0,F(2) 16 в системе счисления по основанию 8 равно

1) 0,74(4210) 8
2) 0,17(10) 8
3) 0,71(1042) 8
4) 0,17(1042) 8

№21. Для кодирования некоторой последовательности, состоящей из букв А, Б, В, Г и Д , используется неравномерный двоичный код, позволяющий однозначно декодировать полученную двоичную последовательность. Вот этот код: А - 0; Б - 100; В - 1010; Г - 111; Д - 110. Требуется сократить для одной из букв длину кодового слова так, чтобы код по-прежнему можно было декодировать однозначно. Коды остальных букв меняться не должны.

Каким из указанных способов это можно сделать?

1) для буквы В - 101
2) это невозможно
3) для буквы В - 010
4) для буквы Б - 10

№22. Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов.

Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы.

Символ «? » (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.

Символ «* » (звёздочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

В каталоге находится 7 файлов:

  • carga.mp3
  • cascad.mpeg
  • cassa.mp3
  • cassandra.mp4
  • castrol.mp4
  • picasa.map
  • picasa.mp4

Определите, по какой из перечисленных масок из этих 7 файлов будет отобрана указанная группа файлов:

  • cascad.mpeg
  • cassa.mp3
  • cassandra.mp4
  • picasa.mp4

1) *cas*a*.mp*
2) *ca*a*.mp*
3) *cas*.mp*
4) *cas*a*.mp?

№23. Истинность двух высказываний: «неверно, что если корабль А вышел в море, то корабль С - нет» и «в море вышел корабль В или корабль С, но не оба вместе» означает выход в море кораблей

1) A, В, С
2) А, В
3) В, С
4) А, С

№24. Документ объёмом 40 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами:

А. Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.

Б. Передать по каналу связи без использования архиватора.

Какой способ быстрее и насколько, если:

  • средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 223 бит в секунду;
  • объём сжатого архиватором документа равен 90% исходного;
  • время, требуемое на сжатие документа, - 16 секунд, на распаковку -2 секунды?

В ответе напишите букву А, если быстрее способ А, или Б, если быстрее способ Б. Сразу после буквы напишите число, обозначающее, на сколько секунд один способ быстрее другого.

Так, например, если способ Б быстрее способа А на 23 секунды, в ответе нужно написать Б23.

Единицы измерения «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно.

Ответ : Б14

№ 25 Если 294 а =435 b и А7 b =4325 (a и b - основания различных систем счисления), то чему равно основание системы счисления a?

1) 10
2) 12
3) 14
4) 16

№26. Алфавит племени Барамба состоит из 4 букв. Аборигены закодировали слово DABC с использованием следующих кодов: А - 10, B - 0, C - 1, D - 010. Слово было передано без промежутков, отделяющих одну букву от другой. Определите количество способов прочтения переданного слова:

1) 5
2) 7
3) 12
4) 24

№27. Три подразделения А, В и С торговой фирмы стремились получить по итогам года прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:

  • Подразделение А получит прибыль только тогда, когда получение прибыли подразделением С не будет достаточным основанием для получения прибыли подразделением В;
  • Подразделения А и С не получат прибыль;
  • Подразделение А или подразделение С получит прибыль.

По завершению года оказалось, что только одно из трех предположений истинно. Какие подразделения получили прибыль? (В ответе запишите название подразделений, не разделяя их запятыми, например: АС).

Ответ : АВС

№28. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду сместиться на (a, b), где a, b - целые числа. Эта команда перемещает Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a; y + b). Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Цикл
ПОВТОРИ число РАЗ
последовательность команд
КОНЕЦ ПОВТОРИ

означает, что последовательность команд будет выполнена указанное число раз (число должно быть натуральным).

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм (буквами n, a, b обозначены неизвестные числа, при этом n > 1):

НАЧАЛО
сместиться на (-3, -3)
ПОВТОРИ n РАЗ
сместиться на (a, b)
сместиться на (27, 12)
КОНЕЦ ПОВТОРИ
сместиться на (-22, -7)
КОНЕЦ

Укажите наименьшее возможное значение числа n, для которого найдутся такие значения чисел a и b, что после выполнения программы Чертёжник возвратится в исходную точку.

Ответ : 5

№29. Некий исполнитель умеет выполнять две команды:

DL - удаляет из числовой последовательности цифры, стоящие на местах n и n+1, и на их место ставит модуль разности этих чисел;
EX - меняет местами цифры, стоящие на местах n и n+1.

Например, если задана числовая последовательность 12345, то в результате последовательного выполнения этим исполнителем шести команд: DL4 EX3 DL3 DL1 DL1 остается цифра 1.

Определите, каково наименьшее число команд, которое необходимо выполнить исполнителю, чтобы из числовой последовательности 123456 получить цифру 3.

Ответ : 5

№30. Найдите наименьшее основание позиционной системы счисления Х, при котором верно равенство 145 х = 442 у.

Ответ : 9

№31. К сервисам сети Интернет не относятся:

1. Электронная почта e-mail
2. Стандартные приложения Microsoft Windows
3. Передача файлов FTP
4. Телеконференции Usenet

№32. На полке лежат учебники по математике, информатике и физике. Учебников по физике в 2 раза меньше, чем по математике, а учебников по информатике 15. Количество информации в сообщении, что с полки достали учебник по физике, равно 3 битам. Сколько всего учебников на полке?

Ответ : 24

№33. К внутренним критериям сформированности навыка относят

1. повышение скорости выполнения задания;
2. повышение самостоятельности при выполнении задания;
3. снижение числа ошибок при выполнении задания;
4. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания.

№34. К методам проведения социальных исследований относятся:

1. тестирование;
2. анкетирование;
3. опрос;
4. все выше перечисленное.

№35. Локальные акты ОУ, которые в обязательном порядке должны содержать положения о правах и обязанностях педагогического работника - это:

1. правила внутреннего трудового распорядка;
2. устав учреждения;
3. положение об оплате труда работников ОУ;
4. должностная инструкция.

№36. Межпредметный подход в преподавании информатики проявляется:

1. в изучении представления различных форм и видов информации;
2. в решении задач из различных учебных дисциплин на уроках информатики;
3. в использовании ИКТ в учебном процессе.

№37. К основным направлениям развития общего образования в соответствии с инициативой Президента РФ «Наша новая школа» НЕ относится:

1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя;
3. Расширение самостоятельности школ;
4. Совершенствование учительского корпуса;
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

№38. Контроль результатов обучения - это:

1. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;
2. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;
3. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме;
4. механизм проверки только знаний учащихся.

№39. К экономическим методам управления, применяемым на уровне образовательного учреждения, не относится:

1. налоговая система страны;
2. система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
3. система ответственности с соответствующим применением вознаграждения и санкций за качество и эффективность работы;
4. система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности и качества деятельности учреждения.

№40. Официальным изданием Министерства образования и науки РФ является

1. «Вестник образования».
2. «Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование».
3. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
4. «Собрание законодательства РФ».

№41. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает:

1. ввод слова (словосочетания) в поисковую строку
2. ввод слова (словосочетания) в адресную строку
3. переход по гиперссылке с первой загруженной страницы

№42. При комплексной оценке состояния здоровья используются следующие показатели (исключите лишний вариант ответа):

1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности;
3. Развитие мускулатуры, состояние и окраска кожных покровов.
4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

№43. Принципы обучения - это

1. приёмы работы по организации процесса обучения;
2. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;
3. базовые идеи теории обучения;
4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

№44. Педагогическая технология - это:

1. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;
2. инструментарий достижения цели обучения;
3. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;
4. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

№45. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

1. Трудовым договором.
2. Коллективным договором.
3. Двусторонним договором.
4. Трудовым соглашением.

№46. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом

1. диалогизации;
2. проблематизации;
3. персонализации;
4. индивидуализации.

№47. Обязательной предпосылкой индивидуализации обучения является:

1. особая подготовка педагога к этому виду деятельности;
2. создание материально-технических условий, необходимых для этой работы;
3. изучение психологических особенностей школьников;
4. составление особых (отличных от государственных) программ обучения.

№48. Основные положения о правах ребенка закреплены в(во):

1. Конвенции о правах ребенка.
2. Всеобщей декларации прав человека.
3. Конституции РФ.
4. Международном пакте о гражданских правах.

№ 49. Приведите в систему перечисленные этапы урока при системно-деятельностном подходе:

А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
Б. выявление места и причины затруднения;
В. мотивация к учебной деятельности;
Г. рефлексия учебной деятельности;
Д. построение проекта выхода из затруднения;
Е. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
Ж. реализация построенного проекта;
З. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
И. включение в систему знаний и повторение.

1. З, А, Г, Д, В, Ж, И, Б, Е;
2. В, Б, А, Д, З, Ж, И, Е,Г;
3. В, А, Б, Д, Ж, З, Е, И, Г.

№50. Определите элемент, который не входит в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ:

1. цели изучения предмета;
2. кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;
3. спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы.

№51. Оператор алгоритмического языка BASIC

PRINT (NOT(15 OR 51) EQV 85) IMP (15 AND 51)

выведет число равное

1) 86
2) 105
3) -105
4) -86

№52. Определите количество всех 4-х разрядных чисел в системе счисления с основанием 5 ?

Ответ : 500

№53. После выполнения операторов присваивания:

a:=c; b:=d; a:=a+b; b:=a-b; a:=a-b,
- переменные a и b принимают значения переменных:

1) a=c, b=d
2) a=d, b=c
3) a=c, b=c
4) a=c+d, b=c-d

№54. Правило формирования последовательности задается программой на школьном алгоритмическом языке

алг последовательность (арг цел А, В, С)
нач цел К
нц для К от 0 до 3
вывод С, “ , “
C:=C*A+B
кц
кон

Определите пропущенный член последовательности -1, 0 , -7, … ?

Ответ : 42

№55. После упрощения логическое выражение

(B \/ ¬(A \/ B) → ¬ (A /\ B)) /\ (A /\ B) преобразуется к виду:

1) Ложь
2) А
3) Истина
4) В

№56. После выполнения фрагмента программы:

Бейсик Паскаль

a$(1)=”abcba”: a$(2)=”abcab”
a$(3)=”bacab”: a$(4)=”bcaba”
k=0
FOR i=1 TO 4
s$=a$[i] : r=0
FOR j=1 TO 2
IF MID$(s$,j,1)<>
MID$(s$, LEN(s$)-j+1,1)
THEN r=1 ENDIF
NEXT j
IF r=0 THEN k=k+1 ENDIF
NEXT i
PRINT k

a:=’abcba’; a:=’abcab’;
a:=’bacab’; a:=’bcaba’;
k:=0;
For i:=1 to 4 do
begin s:=a[i]; r:=0;
For j:=1 to 2 do
if Copy(s,j,1)<>
Copy (s, length(s)-j+1,1)
then r:=1;
If r=0 then k:=k+1 end;
Write (k);

будет напечатано:

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

№57. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 15 символов и содержащий только символы Ш, К, О, Л, А (таким образом, используется 5 различных символов). Каждый такой пароль в компьютерной системе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит).

Укажите объём памяти в байтах, отводимый этой системой для записи 30 паролей. В ответе запишите только число, слово «байт» писать не нужно.

Ответ : 180

№58. Признаком педагогической технологии, отличающим ее от методики обучения, является:

1. наличие этапов, каждый из которых имеет свою задачу;
2. системность;
3. обеспечение гарантированного результата;
4. обеспечение комфортного микроклимата в процессе применения;

№59. При установлении контактов с родителями воспитанников педагог должен: (исключите лишний вариант ответа)

1. осуществлять деятельность и проводить мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;
2. проявлять доверие к воспитательным воздействиям родителей;
3. вовремя предъявлять родителям претензии;
4. в общении с родителями соблюдать педагогический такт, избегать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

№60. Социализация личности - это:

1. адаптивность, активность;
2. автономность;
3. освоение нравственных ценностей социума;
4. все вышеперечисленное.

№61. Сущность личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на:

1. развитие личности в соответствии с природными способностями;
2. государственные стандарты образования;
3. развитие знаний, умений и навыков школьника;
4. государственный образовательный заказ.

№62. С точки зрения психологии процесс воспитания - это:

1. процесс развития интеллектуальной сферы ребёнка;
2. составная часть процесса обучения;
3. ведущая профессиональная функция педагогов;
4. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка.

№63. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на

1. педагогику требований;
2. педагогику сотрудничества;
3. православную педагогику;
4. школу творчества И.П. Волкова.

№64. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит

1. учению;
2. воспитанию;
3. игре;
4. общению.

№65. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется:

1. Решением Совета образовательного учреждения.
2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
3. Расписанием учебных занятий.
4. СанПинами.

№66. Укажите, на достижение каких целей направлено изучение информатики в школе в соответствии с ФГОС второго поколения:

1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделей.
2. Владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работу с ними.
3. Владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях, повлиявших на развитие техники и технологий.

1. личностная нестабильность;
2. проявление роста физического «Я»;
3. неадекватная самооценка;
4. возрастная особенность.

№68. Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 519?

Ответ : 4

№69. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится в виде:

1. каталога
2. файла
3. ярлыка
4. страницы

№ 70. Скорость передачи файла через ADSL-соединение равна 2048 Кбит/с. Передача файла через данное соединение заняла 0,5 мин. Определите размер файла в мегабайтах.

1) 6,5
2) 7
3) 7,5
4) 8

№71. Сообщение, занимающее 2 страницы по 22 строки и по 60 символов в строке, содержит 2640 байтов. Количество символов в используемом алфавите равно

1) 64
2) 128
3) 256
4) 32

№72. Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения:

42014 + 22015 - 8?

Ответ : 2013

№73. Укажите, в каком направлении должны выходить окна в кабинете информатики:

1. восток;
2. запад;
3. север.

№74. Укажите, чем отличается естественный язык от формального:

1. Физической природой знаков.
2. Наличием строгих правил грамматики и синтаксиса.
3. Однозначностью соответствия между группами знаков.

№75. Укажите тип урока по представленной структуре:
1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала;
2) этап усвоения новых знаний;
3) этап закрепления новых знаний;
4) этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Комбинированный урок.
2. Урок усвоения нового знания.
3. Урок закрепления изучаемого материала.
4. Урок повторения и обобщения изучаемого материала.

№76. Укажите верное определение термина «учебная задача»:

1. Учебная задача - это сообщение темы урока.
2. Учебная задача - это конкретное задание ученику для выполнения на уроке.
3. Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
4. Учебная задача - это решение математической задачи разными способами.

№77. Укажите программы, которые использует учитель при планировании и организации учебного процесса:

1. Примерные программы общего образования;
2. Рабочие программы, разработанные учителями на основе примерных или авторских программ;
3. Авторские программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ.

№78. Укажите метапредметное умение, которое формирует ФГОС нового поколения в курсе «Информатика»:

1. информационная грамотность;
2. организация собственной информационной деятельности;
3. работа с информационными моделями.

№79. Устройствами ввода информации являются:

1. сканер
2. принтер
3. монитор
4. клавиатура

№80. Укажите направление деятельности, которое обозначено как приоритетное в образовательной инициативе «Наша новая школа»:

1. переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений;
2. организация системы поиска и поддержки талантливых детей;
3. введение новой системы оплаты труда;
4. расширение общественного участия в управлении образованием

№81. Укажите метод исследования, не являющийся опросным социологическим методом:

1. анкетирование;
2. эксперимент;
3. социометрический опрос;
4. социологическое тестирование.

№82. Укажите, каким оборудованием кабинет информатики должен быть оснащён:

1. не менее одного рабочего места для учителя, 15 компьютерных мест для учеников, сканер, принтер, интерактивная доска, вебкамера, наушники;
2. одно рабочее место для учителя и 10 мест для учащихся;
3. необходимое количество мест для учащихся.

№83. Укажите возраст, в котором учебная деятельность является ведущей:

1. младший школьный возраст;
2. дошкольный возраст;
3. средний школьный возраст (подростковый);
4. старший школьный возраст (юношеский).

№84. Укажите метод преподавания предмета, более других направленный на достижение метапредметных результатов:

1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Исследовательский.
3. Частично поисковый.

№85. Укажите наибольшие возможности, с помощью которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам Интернет:

1. удалённый доступ по коммутируемому телефонному каналу;
2. постоянное соединение по выделенному телефонному каналу;
3. постоянное соединение по оптоволоконному каналу;

№86. Укажите наиболее полный перечень основных элементов персонального компьютера:

1. процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода
2. процессор, монитор
3. винчестер, монитор, принтер
4. процессор, мышь, монитор, сканер

№87. Укажите количество целочисленных значений Х, при которых истинно высказывание: (X3<100) \/ (X>10) → ((X-9)2<16) ?

Ответ : 8

№88. Электронная почта позволяет передавать

1. только сообщения
2. сообщения и вложенные файлы
3. видеоизображения

№89. У исполнителя Удвоитель две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1,
2. умножь на 2.

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая удваивает его.

Например, 2121 - это программа:

умножь на 2
прибавь 1
умножь на 2
прибавь 1,

которая преобразует число 1 в число 7.

Запишите порядок команд в программе преобразования числа 3 в число 63,

Ответ : 2 1212121

№90. На одной улице стоят в ряд 4 дома, в которых живут 4 человека: Семен, Николай, Артур, Роман. Известно, что у них у всех разные профессии: врач, художник, егерь и тренер, но неизвестно, кто какой и неизвестно, кто в каком доме живёт. Однако, известно, что:
1) Врач живёт левее егеря.
2) Художник живёт рядом с тренером.
3) Художник живёт правее врача.
4) Тренер живёт рядом с врачом.
5) Артур живёт правее тренера.
6) Семен живёт через дом от Николая.
7) Роман живёт правее Семена.
8) Николай - не врач.
Определите, кто, где живёт. В ответах записаны начальные буквы имен жильцов всех домов слева направо.

1) НАРС
2) СРНА
3) РСАН
4) AРНС

Желаю удачи! Успешной сдачи!

ЦЕЛЬ

осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:

1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;

2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.

Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

ЦЕЛЬ

1. Внутренне представленная мысленная цель или задача, поставленная индивидом и руководящая его поведением и направляющая его. 2. Гипотетический детерминант поведения, о котором можно судить по поведению организма, которое является направленным, устойчивым и сосредоточенным на достижении некоторой цели. Значение 2 было введено Э.Ч. Толменом для того, чтобы бихевиористы могли рассуждать о цели в значении 1, не признавая его. См. целевая психология.

ЦЕЛЬ

1. Цель, на которую поведение ориентируется. Это использование предполагает наличие волевого усилия; целью может быть успешное завершение части работы, можно даже назвать целью получение крысой пищи в концелабиринта. Но непроизвольные, рефлексивные действия, даже если они ведут к достижению какой-то цели, не рассматриваются как воплощение целей. 2. Символическая мысль, образ или идея, которые представляют точку назначения направленного поведения. В этом значении цель – понятие, связанное с мышлением и, в отличие от значения 1, используется для описания внутреннего состояние организма, а не внешних условий. 3. В психоанализе – конечный результат поведения. В этом случае различаются внешняя цель: конкретный человек, объект, событие или поведение, которые являются "конечным результатом", находящимся во внешнем мире, к которому индивид стремится, и внутренняя цель: удовлетворенное психическое состояние организма, испытываемое тогда, когда достигнута внешняя цель.

ЦЕЛЬ

направленность мышления и поведения человека на достижение объекта его влечений, желаний, фантазий.

В классическом психоанализе цель соотносилась прежде всего с сексуальным влечением человека и рассматривалась в плане одной из его составляющих, наряду с источником, силой и объектом. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд ввел понятие «сексуальной цели», понимая под ней действие, на которое толкает половое влечение человека. Особое внимание он уделил раскрытию специфики сексуальной цели инвертированных, характеризующихся отклонениями в отношении нормальной сексуальной цели, и инфантильной сексуальности, обладающей своей спецификой. При этом сексуальная цель определялась им следующим образом: «Важно заменить проецированные ощущения на эрогенные зоны таким внешним раздражением, которое прекращает ощущение раздражения, вызывая ощущение удовлетворения».

Сосредоточив внимание на раскрытии специфики сексуальной цели инвертированных и детей, основатель психоанализа исходил из того, что первоначальной целью человека является получение удовольствия. По его мнению, «грудной младенец выполняет действия, не имеющие другой цели, кроме получения удовольствия». Сначала ребенок переживает удовольствие при приеме пищи, но скоро научается получать его от возбуждения эрогенных зон рта и губ, то есть получает сексуальное удовольствие при сосании груди матери. Сексуальные цели детей от трех до восьми лет находятся в тесной связи с сексуальным исследованием самого ребенка, а извращенный характер некоторых из этих целей зависит от конституциональной незрелости ребенка, который «еще не открыл цели акта совокупления».

В дальнейшем понятие цели использовалось З. Фрейдом как в плане уточнения направленности инфантильной сексуальности на различные эрогенные зоны, так и с точки зрения рассмотрения задач, стоящих перед воспитанием детей, культуры в целом, а также цели жизни. В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что цель традиционного воспитания – сделать сексуальную волю нового поколения послушной, а его идеальная цель – «сделать жизнь ребенка асексуальной». В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) им была высказана мысль, согласно которой, если принять как не допускающий исключения факт, что вследствие внутренних причин все живущее умирает, возвращается к неорганическому состоянию, то отсюда напрашивается вывод: «целью всякой жизни является смерть». В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа писал о том, что для установления сильных идентификаций между членами сообщества, для укрепления социальных связей культура пользуется всеми средствами, всячески ограничивает и подавляет сексуальную жизнь человека и мобилизует все силы «заторможенного по цели либидо».

С точки зрения З. Фрейда, программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии придерживается главной цели – достижения счастья. Процесс культурного развития осуществляется по мере достижения иной цели – создания единства из множества индивидов. Хотя при культурном развитии цель «осчастливить» индивида еще сохраняется, тем не менее «она оттесняется на задний план». В конечном счете целью культуры является обуздание сексуальных и агрессивных влечений человека. Другое дело, что, несмотря на все усилия со стороны современной культуры, достижение этой цели оборачивается, по мнению основателя психоанализа, невротизацией человека. Отсюда – актуальность психоаналитической терапии, целью которой является смягчение заповедей и запретов индивидуального Сверх-Я, отражающего соответствующие суровые заповеди и запреты Сверх-Я культуры. Как индивидуальное Сверх-Я, так и культурное Сверх-Я мало считаются с фактической душевной конституцией человека. Исходя из этого, З. Фрейд подчеркивал, что «в терапевтических целях нам приходится поэтому бороться со Сверх-Я, понижать уровень его притязаний».

Цель

осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. «В психологии понятие «цель» также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного» будущего по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма» (А. Г. Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие «цель», выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального «маяка», на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития. Как правило, подобный «горизонтный» образ обозначают с помощью специального термина - «vision». Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный «vision», например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный «vision» требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не «работают» на «vision», то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос «как должно быть?», практически выстраивает модель желаемого (свое рода «vision»), психология, отвечая на вопрос «что есть на самом деле?», позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.

Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. Вейла, «...видение - не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение - это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников». При этом «в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию». В организационном контексте «видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности»1.

Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. Вейла, в собственно социально-психологическом смысле «понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии “видения” подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, - это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. ... Цель, или назначение, представляют собой причину, по которой это “нечто” кажется нам желаемым и наполненным смыслом. ... Видение и цель “соединенными усилиями” привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу»1.

И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.

П. Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе; развитие чувства команды; рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции; открытость и доступность официального лидера; работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения; работа над раскрытием чувств; работа над схемой трансляции видения персоналу организации; систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.

Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. Вейл, «сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно... такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах»2.

Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. Вейла, «слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми»3. Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.

Рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанным с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. Вейл, «формулирование видения предполагает необходимость занять более “отдаленную” точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. ... Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения»1.

Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего, подразумевает решительный отказ от попыток «заморозить» и «затушевать» конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку «любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет - В. И., М. К.) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу»3.

Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент - «...видение - не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях, и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения». Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: «Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости - вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников»1.

Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что «в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияния на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводится по его окончании»2.

Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.

Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что «на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных - обязательно проигнорируют какие-то»3. Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.

Цель и критерии

4.1. О понятии цель

Обсуждая проблему, мы видели, что она образуется в результате несовпадения реального состояния и желаемого. У субъекта возникает стремление к достижению желаемого состояния, т.е. возникает цель .

Цель – субъективный образ желаемого состояния.

Правда в этом определении существует некоторая неточность. Под данное определение подходит и мечтание. Вышеприведенная цель - цель-желание . Поскольку мы не мечтатели то давайте уточним, что такое цель :

Цель – желаемый результат деятельности субъекта, достижимый в пределах некоторого интервала времени.

В данном случае мы имеем цель-намерение , т.е. цель, к которой субъект активно стремится и на достижение которой направлена его деятельность. В этом случае его деятельность будет целенаправленной .

В обычной деятельности человека целью может быть все, что угодно: от приготовления завтрака до полетов к другим планетам. Какие бы цели мы не имели в виду, не следует забывать, что им присуща субъективность , т.е. цели обусловлены потребностями и интересами субъекта.

Выбор целей в значительной мере определяется интересами субъекта, его шкалой ценностей. В связи с этим, следует рассмотреть основные подходы к выявлению ценностей человека.

Можно отметить следующие ценности:

- экономические, психологические,- казуистические.

Экономические ценности или рыночные ценности обусловлены ценностями для человека материальных благ и возможностями обмена одних благ на другие.

Психологические ценности обусловлены множеством внутренних психологических потребностей человека. Здесь можно выделить духовные, познавательные, этические, эстетические, социальные и политические ценности.

Казуистические ценности определяются ценностями прошлых примеров удачных решений. Эти ценности ссылаются на гражданские законы, обычаи, этикет, принятые приемы работы.

Ценности субъекта определяют его предпочтения в принятии решений.

Когда мы говорим о системном анализе, цель определяется возникшей проблемой. И поскольку в сложных ситуациях проблема плохо определена, то и цели являются плохо определимыми, Поэтому необходимый этап системной методологии - определение целей .

Прежде всего, необходимо выделить главную, генеральную цель , которая решает проблему.

Эта цель должна быть сформулирована на бумаге в виде декларации, т.е. в самом общем виде – можно даже в виде лозунга: «Достать к утру скатерть-самобранку!».

Когда мы говорим – «сформулирована на бумаге» имеется в виду не только бумага, но и компьютер. Другими словами, сформулировать «на бумаге» означает перевод мысленного образа в словесный, как-то зафиксированный и доступный для ознакомления как самому себе, так и другим стейкхолдерам. Вообще для системного аналитика это должно быть правилом – «Больше доверять бумаге!». (Не поймите это превратно – «верьте бумажке!»).

Твердая фиксация цели необходима для дальнейшей работы аналитика. Это первый шаг к достижению цели. Чтобы достигнуть цели надо пройти большой путь, в начале которого лежит поиск средств достижения целей. От декларации цели требуется перейти к целям более простым, для каждой из которых очевиден путь ее достижения.

Отметим следующие основные способы задания целей:

1.Цель может быть задана посредством перечня внешних требований к предполагаемому результату.

2. Цель может быть задана перечнем свойств и характеристик, которыми должен обладать результат. Свойства отличаются от требований тем, что свойства относятся к самому результату, а требования выступают как внешние условия, которым должны удовлетворять свойства.

3. Цель может быть задана в виде четко сформулированного результата, который должен быть достигнуть.

Способы задания целей от общих требований до задания конкретного результата обусловлены имеющейся у аналитика информацией.

Определение целей связано с вопросами: «Каким требованиям должен удовлетворять результат?», «Каким свойствам должен удовлетворять результат?», «Каков должен быть результат?», «Что должно быть сделано?».

Высокая степень неопределенности на ранних этапах системного анализа приводит к тому, что большинство целей носит качественный характер. Тем не менее, составление перечня всех целей является необходимым условием для построения дерева целей.

При построении дерева целей обычно проверяется выполнение определенных свойств локальных целей, к которым относятся:

Сопоставимость – на каждом уровне системы должны располагаться цели, сопоставимые по масштабу и значимости;

Соподчиненность – цели нижнего уровня должны быть подчинены целям более высокого уровня, представлять собой их элементы, обеспечивать их достижение;

Полнота – система целей должна включать всю совокупность целей, вытекающих из соответствующей главной цели вышестоящего уровня;

Взаимоувязанность – в системе целей не могут присутствовать изолированные, т.е. цели, не связанные ни с какими другими целями;

Реальность – цели должны быть достижимы с точки зрения реальных возможностей и ресурсов.

Для того чтобы перейти от целей к средствам их достижения необходимо детально уяснить характер взаимосвязей между целями. Можно отметить три вида взаимодействий между целями одного уровня:

1. Взаимодополнение целей . Цель А может быть достигнута только в случае достижения цели В и наоборот.

2. Безразличие целей . Цель А достигается независимо от цели В.

3. Конкурентность целей . Ограниченное количество ресурсов и может быть направлено на достижение либо цели А, либо цели В.

Классификация целей. Некоторую помощь при построении дереве целей может оказать рассмотрение возможной классификации целей.

В зависимости от типа рассматриваемой проблемы можно выделять такие цели как:

- Технические . К ним можно отнести цели: надежность, безопасность, пригодность, адаптируемость и др.

- Технико-экономические . Например, прибыльность, энергоемкость, производительность, мощность, окупаемость и др.

- Социальные. Например, жизненный уровень, государственная поддержка, отношения в коллективе.

- Психологические . Например, индивидуальное поведение, отношение к порученному делу, порядочность, способности к самостоятельной работе и др.

А также эстетические, эстетические, правовые, политические, экологические цели.

В зависимости от текущей проблемы обычно выбирают два-три вида целей, забывая при этом такие цели как: социальные, политические, эстетические, этические. Поэтому аналитик должен тщательно проанализировать, какие виды целей важны для решения проблемы.

Формулировка целей. Выбранная формулировка целей должна выделять главное и облегчать аналитику ориентацию в решаемой проблеме. Но на начальном этапе определения целей не стоит уделять слишком много времени оттачиванию формулировки цели. Сам процесс решения проблемы циклический и циклическая процедура построения дерева целей, поэтому в процессе работы будут происходить неоднократные возвращения к формулировкам целей и их уточнение.

Обратим внимание на правила, облегчающие создание формулировок целей:

1. формулировка начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия;

2. конкретизирует требуемый конечный результат;

3. конкретизирует заданный срок достижения цели;

4. дает количественную оценку требуемого результата, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

5. оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали – «почему» и «как» это должно быть сделано.

6. понятна всем, кто будет работать для ее достижения;

7. зафиксирована письменно.

Далее в вышеназванной работе оговаривается, что цель должна быть реальна и достижима. Но для системного аналитика на начальных этапах определения целей этот вопрос далеко не очевиден. И сам процесс системного анализа направлен на его решение.