"электронный образовательный ресурс "в гаванях афинского порта пирей".

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с афинским портом Пирей, который сами афиняне называли «ртом Афин».

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - зерно, солёную рыбу и рабов (рис. 2).

Рис. 2. В торговой гавани Пирея ()

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами (рис. 3).

Рис. 3. Труд рабов ()

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы - сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Greece-info.ru ()
  3. Rabpower.ru ()

Домашнее задание

  1. Где расположен Пирей?
  2. На какие группы делилось население Афинского полиса?
  3. Какими правами обладали граждане, переселенцы?
  4. Где использовался труд рабов?

Андреева Гульнур Зиннуровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.Е.Воробьева с. Нижняя Русь"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: конспект урока
Тема: В гаванях афинского порта Пирей
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: полное образование

В гаванях афинского порта Пирей

Цель:
дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей рассмотреть условия жизни рабов в Афинах.
Задачи:
выявить источники рабства, развивать умения работать с учебником, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран. Планируемые результаты:
Предметные:
овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян. Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений. Оборудование: проектор, мультимидейная презентация, раздаточные материалы, учебник Всеобщая история Вигасин А.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: урок экскурсия Ход урока. I.Организационный момент.(слайд 1) -Ребята, здравствуйте! - Сегодня урок отменяется! Мы все вместе с вами поплывем вот на этом корабле с белыми парусами и совершим морское путешествие. У вас на столах ленточки завяжите их, с этой минуты вы юнги нашего корабля. А капитаном корабля буду я, Гульнур Зиннуровна. II. Мотивационно- целевой этап. - Место поездки вы должны отгадывать. Эта страна находится в Балканском полуострове, омывается Эгейским и Средиземными морями - (Греция). Но в Греции много полисов, нам нужен один. В гавани какого полиса мы остановимся? Это самый могущественный полис, где впервые зародилась демократия… -Верно,Афина. Как же мы сформулируем нашу тему?(слайд2)
Тема: В гаванях афинского порта Пирей.
III. Актуализация. - Что нужно иметь, чтобы попасть в корабль? - правильно пропуски. У Вас на столах есть билеты, они не простые а с заданиями. Это и есть Ваш пропуск в корабль 1. Демос (народ)
(слайд 3)
2. Демократия (власть народа)
3. Олимп (Олимпийские гора, где проводились первые игры) 4.Мильтиад (военный начальник Афинян) 5.Дарий I(персидский Царь) 6. Эллада (Греция) Молодцы ребята, добро пожаловать на наш корабль. Мы отплываем из нашей гавани.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с историей афинского порта Пирей
.(Слайд 4)


План урока.
1.

Порт Пирей

Военные гавани порта

Торговая гавань

Тяжелая участь рабов

Основное препятствие (слайд 5)
Но, у меня есть очень интересная для Вас информация! Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Подумайте, и старайтесь найти ответ в течении нашего путешествия! Ой, кажется Мы подплываем к берегу. Ребята, нам не дают сойти с корабля? -Что должны сделать чужестранцы, чтобы попасть в порт? - Да, заплатить пошлину.
- А пошлина у нас состоит из следующих вопросов: - Что мы можем увидеть у берега? (порт, много кораблей, людей) - Кто же нас может встретить, что мы услышим? -Ура, ребята нас пустили в порт.
IV. Изучение нового материала.
Перед нами порт Пирей.
Военные гавани порта (слайд 6)

Учитель
: в Vв.д.н.э главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афины, дороги соединяющей Афины с Пиреем были соединены Длинными стенами. Со стороны суши соорудили каменные стены. - Как вы думаете, кто защищал порт со стороны моря? - В Пиреи находились две военные и одна торговая гавани.
(слайд 7)
Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только,
афинские граждане.

Вопрос к группам: Первое препятствие
Кого еще можно было увидеть на военных гаванях и чем они занимались? , читаем 172 стр. 1,2 абзац
.(Слайд 8,9)

Вывод: Какую роль играли военные порты? (защитную)

- Физкультминутка:(слайд 10)

Ану-ка,

ребята

вместе

дружно

встали

посмотрим

небо,

ожидается ли ураган, ведь нам обратно вернутся.

- посмотрели на право,

-посмотрели на лево,

- посмотрели друг- на друга,

- волны качаются раз,

- волны качаются два,

- волны качаются три и успокоились, на море полный штиль.
Продолжаем с Вами знакомиться Пиреем.
На экране картина, Торговая гавань.

Задание на группы

Перед нами порт Пирей. (Слайд 11)

Второе препятствие(слайд 12)
1. Как можно узнать, что действие происходит на торговой площади? 2. Предположите, что находится в мешках, привезенных в Афины? 3. Какой товар идет собственными ногами? 4. Каково содержимое амфор вывозимых из Афин на продажу? 5. Что вывозили купцы из Афины, что ввозили?
6.
С какими странами торговали? Стр.172, 2пункт,2 абзац
(слайд 13)

Учитель:
Все купцы приехавшие в Афины с товаром, должны были заплатить в государственную казну особый взнос- пошлину за право торговать. Среди купцов были и
переселенцы

метеки)
из других городов, проживавшие в Афинах. Они говорили по- греческий, одевались как греки, поклонялись тем же богам,платили пошлину за право торговать и платили за права жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.
(Слайд 14)
-Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? (Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.)
(Слайд 15)

Докажите, что морская торговля способствовал могуществу и богатству Афин. (Деньги шли в казну Афинского государства.)
Вывод: Почему торговый путь называли в Греции «Ртом Афины»,

справедлива ли это? Почему? (слайд 15)
Потому что,именно торговый путь приносил большую прибыль от продажи: вин, оливкового масла, рабов и от уплаты налогов.
Тяжелая участь рабов. (Слайд 16)
Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это? - Задание на группу:
Четвертое препятствие(слайд 17)
1.Основным источником рабства являлся? стр.174 1 абзац 2. Чем рабы отличались от остальных людей?стр.174 посл. абзац 3. Где применялся труд рабов?стр.174 2-4 абзацы 4. Кто такие вольноотпущенники? Стр. 175 5. Всели афиняне могли владеть рабами? Стр. 174 документ 6. Могли ли стать бедные афиняне рабами(нет, отменено было долговое рабство)
Вывод: Какое единственное право было у рабов по законам Афин?

V.Первичное закрепление

Ребята, вот и закончилось наше путешествие, наш корабль приплывает в нашу гавань. И все- таки вернемся к вопросу:
(слайд 18)
Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни
неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным

жителям. Кто же был прав в оценке греческого города?
-С каким мнением вы согласитесь? Почему?
VI. Домашнее задание(слайд 19)
Пользуясь п. 36: - Нарисовать рисунок «Один день в Пиреи» или - Составить рассказ на эту тему
VII.Рефлексия
Ребята, помните, наш корабль был белого цвета, а теперь я попрошу вас разукрасить наш кораблик в яркие краски. У вас на столах есть разноцветные детали прикрепите их на корабль. Вот какой замечательный, яркий получился наш корабль! Пусть он поможет Вам дальше путешествовать по морю «Знаний!»
Попутного вам ветра, ребята!
Раздача подарков.

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах; выявить источники рабства; развивать умения работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: «План Пирея в V в. до н. э.; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

После победы при Сапами не и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военную организацию греческих государств, которая называлась Афинским морским союзом. Именно он смог окончательно разбить персов.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей афинского порта Пирей.

Чтобы нам легче было ориентироваться в новом материале, давайте вспомним то, что уже изучали на прошлых уроках. Я называю понятие, а вы должны ответить, что оно означает:

Демос (народ);

Демократия (власть народа);

Ареопаг (совет знати);

Архонты (девять правителей, входящих в ареопаг)",

Агора (открытое пространство);

Акрополь (возвышенное место);

Граждане (свободные люди);

Эллада (Греция);

Эллины (греки).

Тема урока: «В гаванях афинского порта Пирей».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. В военных гаванях.

2. В торговой гавани.

3. Тяжелая участь рабов.

Проблемные вопросы. Побывавшие в Пирее чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Почему в демократическом государстве существовало и укреплялось рабство? К чему это могло привести?

III. Работа по теме урока

1. В военных гаванях

В V в. до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5—6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны стены.

— Как вы думаете, а кто защищал порт со стороны моря?

В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.

— Работая с текстом п. 1 § 36, ответьте на следующие вопросы.

— Кого называли гражданами?

— Кто и чем занимался в афинской военной гавани?

— Чем там занимались богатые граждане?

— Что подразумевалось под почетной, но разорительной обязанностью?

— Какой вклад в укрепление флота вносили граждане?

(На доске составляется схема. По ходу урока она дополняется.)

Для каждого гражданина было делом чести защищать свое государство. За порядком в гаванях и за всеми работами следил Совет пятисот — орган власти, который выбирался из афинских граждан по жребию.

2. В торговой гавани

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника «В торговой гавани Пирея» на с. 173 учебника.

— Какие детали рисунка указывают на то, что действие происходит на торговой площади?

— Как вы думаете, чем торгуют в гавани? Какие товары пользуются особым спросом?

— Познакомьтесь с историческим документом.

Исторический документ

Сколько товаров прибывает в Пирей! Из Причерноморья — соленая рыба, из Северной Греции — зерно и мясо, сицилийцы доставляют свиней и сыр, из Египта — паруса и папирус, из Сирии — благовония, остров Крит шлет дорогое дерево, острова — тучных баранов и фрукты, из Малой Азии везут рабов и миндаль, Финикия шлет пшеничную муку и финики...

— Найдите на карте названные в документе страны и графически изобразите географию торговли, которую вели греки.

— Почему в Афины привозили зерно?

— Какой же тогда товар вывозили?

— Когда и почему особенно бурно развивалась афинская морская торговля?

— Докажите, что морская торговля способствовала могуществу и богатству Афин.

— Предположите, на каких условиях торговцы, прибывавшие в Пирей, вели торговлю.

— Куда шли полученные от купцов деньги?

Действительно, каждый купец, приехавший в Афины с товаром, должен был заплатить в государственную казну особый взнос — пошлину за право торговать. Кораблей было много, и казна богатела. Граждане такого налога не платили.

Среди купцов было много переселенцев из других городов. Внешне они не отличались от греков: одевались и говорили, как греки, поклонялись тем же богам. Но при этом они должны были платить налог за ведение торговли. Таких людей в Афинах называли метеками.

— Дополните схему «Социальная структура афинского общества в V в. до н. э.».

— Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.

3. Тяжелая участь рабов

— Вернемся к иллюстрации «В торговой гавани Пирея в V в. до н. э.». Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это?

К сожалению, в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

— Рабов в Греции также называли «живым товаром». Как вы думаете, почему?

— Как много вы их видите на картине?

— Число рабов в Греции в V в. до н. э. резко возросло. Как вы можете это объяснить? При ответе вспомните, каким образом свободные люди становились рабами.

— Какого источника рабства в Афинах уже не было? Почему?

(Составление схемы.)

Основным источником рабства для Греции, как и для других стран древности, являлась война. В V в. до н. э. во многих полисах долгового рабства уже не было. Самый бедный гражданин твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим. Большие доходы приносила продажа рабов, которая была в то время обычным явлением. В результате побед греков над персами резко увеличилось количество военнопленных, которых обращали в рабство. Современники рассказывали, что лишь во время одного удачного нападения греков на побережье Персии они взяли в плен 20 тыс. человек. В Грецию привозили фракийцев, сирийцев, скифов, персов, египтян, даже негров.

— Чем рабы отличались от остальных людей?

— По каким признакам вы это определили?

— Сравните расценки за труд свободных афинян и расценки за труд рабов, работая с историческим документом на с. 174.

— Работая с текстом п. 3 § 36, опишите, где и как трудились рабы.

Рабов, прежде всего, заставляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Их труд применялся на серебряных рудниках, на подсобных работах в мастерских и в сельском хозяйстве. Работу, которая требовала выдержки, творчества и заинтересованности, рабам не поручали. Так, их не использовали в качестве гребцов на триерах. Созданием ремесленных изделий, выращиванием винограда и оливок занимались свободные люди.

— Как вы думаете, почему рабов не допускали к этим работам?

В «Одиссее» сказано:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой.

— Можно ли предположить на основе этого высказывания, какими были отношения между рабами и рабовладельцами?

— О каком принуждении идет речь?

— Почему рабы не были заинтересованы в своем труде?

— Подумайте, чем объяснить жестокое обращение с рабами в Греции.

IV. Закрепление изученного материала

— Какую же роль играл Пирей в истории Афин?

(Запись в тетрадях.)

Роль порта Пирей в истории Афин

1. Порт обеспечивал безопасность государства.

2. Афины стали крупным центром торговли.

— А теперь выполните задания, которые помогут определить, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Задание 1. Заполните в тетрадях таблицу «Граждане и переселенцы в Афинах».

Граждане и переселенцы в Афинах

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в схеме.

Задание 3. Подберите ключевые слова для рассказа по картине «В торговой гавани Пирея».

Задание 4. Вычеркните из схемы слова, которые неверно характеризуют положение рабов в Афинах.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 36. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — описать, как происходила погрузка корабля, предположить, каково содержимое глиняных амфор.

2. Для средних учеников — ответить на вопросы: какой товар идет собственными ногами? Откуда мог приплыть корабль с таким товаром?

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока истории
в 5 классе

«В гаванях афинского порта Пирей»

Подготовила учитель истории

Посиняя Татьяна Ивановна

Грузское - 2017 г.

Предмет – история Древнего мира

Номер урока - № 1 в разделе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии»

Учебник – История Древнего мира, 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С.Свенцицкая, М., Просвещение, 2014 г.

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс.-ВАКО, 2016.

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с военной и торговой гаванью Пирей, составом населения, рабством в Афинах; создать условия для раскрытия противоречивого и ограниченного характера афинской демократии.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные
результаты

Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление удивления, внимания, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные
результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Военная и торговая гавань. Граждане и негражданское население Афин. Рабство в Греции. Продажа рабов. Длинные стены, граждане, амфора, пошлина, налог, переселенцы, верфь

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Схема «План Пирея в V в. до

н. э.». Учебные картины: «В торговой гавани Пирей», «На рынке рабов», исторические документы

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Сегодня вас ждет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по Древней Греции.

Но для начала давайте определимся с каким настроением вы пришли на урок. У вас на партах лежат «Смайлики настроения» выберите тот, который соответствует вашему настроению и поднимите его. Очень хорошо, а теперь в ходе словесной разминки поработаем с терминами.

Ребята, я показываю карточку с названием термина, а вы, поднимая руку, даете ответ: Полис, демос, илоты, пираты, атлет, стратег, демократия.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Выбирают «Смайлики настроения» и поднимают их.

В ходе словесной разминки повторяют домашний материал, термины.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация опорных знаний (переход к изучению нового материала)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой

Прекрасно, а теперь поработаем самостоятельно. Проведение письменной проверочной работы по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» (Приложение 1)

Слайд.2 Обмен тетрадями для взаимопроверки. Отложите работы в сторонку.

Ребята, давайте вспомним, какую страну мы изучаем? (Грецию)

Слайд 3 .

Предлагает показать на карте Грецию, из каких частей состоит Греция.

С кем воевали греки? (Персией)

Какие важные сражения произошли в ходе греко –персидских войн?

(Мильтиад-Марафонская битва-490г.до н.э., царь Леонид-бой в Фермопильском ущелье-480г. до н.э.,Фемистокл-Саламинское сражение: в битве при Палатеях персы были разбиты)

Выполнение проверочных работ, взаимопроверка в парах.

Находят и показывают на карте Грецию, Персию,

Различают на карте части Греции: северную, среднюю, южную.

места важнейших сражений греко-персидских войн, называют даты исторических событий, имена исторических личностей

Познавательные:

Коммуникативные: используют

в общении правила вежливости

Беседа по вопросам, работа с картой

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Сообщение учителя, работа с картой, беседа

Постепенно Греция восстановилась после греко-персидских войн. Она становится морской державой. Давайте вспомним, какими морями омывается Греция?

Греки стали хозяевами моря. Они активно вели торговлю со многими государствами, городами и странами Востока.

Давайте вместе с вами совершим виртуальную экскурсию в Афины. Сядем на корабль на побережье Мраморного моря.

Слайд 4.

И проследим по карте наш маршрут.

Мы подплываем к берегам Аттики,

какая это часть Греции? (средняя Греция). Назовите главный город области Аттика? (Афины)

Так где же могут причалить корабли? (в порту)

Слайд 5.

Остановка афинский порт Пирей.

Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем сегодняшнем уроке?

Что бы вы хотели узнать?

На какие вопросы хотели бы получить ответ?

– Давайте сформулируем тему нашего урока. Слайд 6.

Записываем в тетрадях тему урока: «В гаванях афинского порта Пирей»

В процессе урока нам с вами необходимо ответить на главный ВОПРОС УРОКА??? Слайд

Узнать какую роль играл порт в жизни греков?

Показывают на карте: Черное, Мраморное, Эгейское моря. Называют моря: Эгейское, Ионическое, Средиземное.

Находят Афины и афинский порт Пирей

Формулируют тему урока

Работа в тетрадях

Формулируют цели и задачу урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные:

Работа с картой, беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

В военных гаванях. В торговой гавани. Состав населения. Рабство в Греции. Продажа рабов

Групповая. Словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ

Давайте рассмотрим схему, где располагался порт Пирей. Для этого обратимся к нашему помощнику – учебнику открыв его на стр. 171 и прочтем про себя первый абзац. Объясните что же нарисовано на схеме порта Пирей? Слайд 9.

А для того чтобы подробнее познакомиться с жизнью населения порта Пирей и его занятиями мы разделимся на четыре группы.

Организует работу в группах

1 группа- В военных гаванях

ДОКАЖИТЕ

Необдходимость этой гавани для Афин.

2 группа- Описание картины Слайд10

«В торговой гавани»

3 группа- В торговой гавани.

4 группа- Участь рабов в Афинах.

ОБЪЯСНИТЕ в чем источник рабства для Греции

Рассматривают схему, картины, строят по ним рассказ. Работа с текстом учебника.

Характеризуют состав населения Афин, занятия и образ жизни.

Работают с текстом ученикастр.171,

Анализируют документ

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Беседа по вопросам, рассказ

V. Закрепление знаний
и способов действий.

В гаванях афинского порта Пирей

Индивидуальная работа

Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, работа в группах

Предлагает группам представить результаты своей работы.

Итак, изучив этот материал назовите на какие группы делилось население Афин? (граждане, переселенцы, рабы-метеки) Правильно, молодцы. Мы хорошо поработали, но немножечко устали, давайте отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 12 .

Игра «Продолжи фразу» Слайд 13.

Но не забывайте новые слова термины записывать в тетрадь.

Гражданин – это…коренные жители Афин.

Верфь - …на берегу моря, где чинили и строили корабли.

Плата за право торговли ….пошлина

Триера - это…морское судно.

Они говорили по гречески, поклонялись греческим богам, но должны платить налог….это переселенцы.

Амфора - …сосуд для вина и масла.

Бочка для хранения зерна … пифос.

Молодцы, справились.

А теперь давайте закрепим полученные знания схемой в тетради и на доске.

Население Афин в 5 веке до н.э. делилось на три группы и мы поделимся на три группы:
1. группа: Граждане.
Кто в Афинах считался гражданином? Какими правами обладал афинский гражданин?

Гражданами Афин считались коренные афиняне, у которых оба родителя были афинскими гражданами. Граждане пользовались всеми правами независимо от знатности или богатства.

2. группа: Переселенцы.
1. На каком языке говорили переселенцы?

Каких богов почитали?

Предположите, с какими целями жители разных городов переселялись в Афины?

2. Чем права переселенцев отличались от прав афинских граждан?

Переселенцами были жители других городов, постоянно проживавшие в Афинах. Говорили они на греческом и почитали тех же богов. Афины были богатым городом с развитой экономикой и торговлей, что и привлекало переселенцев, занимавшихся, как правило, торговлей и ремеслом.

В отличие от граждан переселенцы платили налог за право проживания в Афинах и не могли участвовать в Народном собрании.

3. группа: Рабы.
Чем рабы по своим правам отличались от граждан и переселенцев?

В Афинах запрещалось лишь безнаказанно убивать раба, в остальном рабы были полностью бесправны

И так сравните положение разных категорий

населения Афин

Молодцы!!! Правильно ответили! Слайд 14.

Вернемся к главному вопросу урока: Какую роль играл порт в жизни греков? Ответы учеников.(обеспечивал безопасность государства, являлся крупным портовым и торговым центром)

Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами

Работа индивидуально в рабочих тетрадях

Работа индивидуально в рабочих тетрадях и у доски, составление схемы «Социальная структура афинского общества в 5 в. до н.э.»

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рассказ, задания в рабочей тетради, беседа по вопросам

Работа с историческими документами

Работа в парах

Ребята, а теперь вам предстоит поработать с историческими документами. Они свидетели тех древних событий о которых мы сегодня говорим. Древние авторы оставили след о том времени. И вы сейчас постараетесь извлечь необходимую информацию из источника и обсудить ее.

У вас на столе лежит исторический документ.

Приступаем к изучению (Приложение 3)

Итак, время истекло, приступим к анализу.

Какая общая тема объединяет эти исторические документы?

Какие чувства испытали вы работая с ними?

Итак, в начале урока вы затруднялись рассказать о порте Пирей, что же сейчас для вас стало известно?

Вот и пришло время вернуться из древнего порта Пирей. Вы всё узнали, всё выяснили. Получили ответы на свои вопросы.

Работа в парах

Анализ исторических документов

Познавательные: воспроизводят
по памяти информацию; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Беседа по вопросам

VI. Рефлексия

А теперь давайте выразим свое отношение к уроку и подведем итог.

Что я узнал на уроке….

Меня удивило….

Было интересно…..

Было трудно…..

На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок.

Отвечают на вопросы по изученному материалу.

Самооценка на основе критерия успешности, Рефлексия способов и условий действия

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя