Русские революционеры и полицейские преследования. Русские революционеры начала ХХ в.: попытка психологического портрета

Что мы знаем о членах революционных кружков в России XIX века, кроме того, что они «ходили в народ» и устраивали террористические акты? Как народники-чайковцы относились к типу революционеров, описанному Ф.М. Достоевским в романе «Бесы»? Какое влияние на революционное движение оказывали сыновья священников? И что об этом движении думали их отцы? Почему сибирская каторга была для арестантов мягче, чем тюрьмы-«централки»? Мы публикуем отрывки из трех книг серии «Historia Rossica» , выходящих в издательстве «Новое литературное обозрение». Одна из них — книга Татьяны Сабуровой и Бена Эклофа «Дружба, семья, революция» — поступила в продажу на этой неделе

T -

  • Отношение революционеров-народников к проблеме морали

    Из книги Татьяны Сабуровой и Бена Эклофа «Дружба, семья, революция: Николай Чарушин и поколение народников 1870-х годов»

    В качестве основных характеристик поколения 1870-х выступают его моральные принципы, нравственные качества (общественное служение, самопожертвование, товарищество, выполнение долга, мужество и пр.). А.И. Корнилова-Мороз, вспоминая о студенческих коммунах и кружках начала 1870-х годов, пишет о взаимопомощи как основе этики своего поколения, а в одном из писем [Николаю] Чарушину среди нравственных характеристик членов кружка чайковцев называет полнейшую самоотверженность, преданность делу, безусловную искренность. Чайковский вспоминал, что один из членов кружка (Герценштейн) был исключен из кружка за «пустозвонство, бабничество, вранье и т.п.». Повышенное внимание к нравственным качествам, моральным принципам сами мемуаристы объясняют последствиями «нечаевского дела», оказавшего сильнейшее влияние на этику революционных организаций 1870-х.

    «Нечаевское дело» упоминается в мемуарах как наиболее значимое событие, определившее настроения и отношение к характеру революционной деятельности. Как вспоминает Чарушин, в Петербурге оживленно обсуждали нечаевский процесс, подробные отчеты о нем печатались в газетах, и деятельность Нечаева заставила обратить особое внимание на моральные качества участников революционной организации, а также ее структуру и способы управления. «Нечаевщина» стала символом обмана и морального разложения, нашла отражение в знаменитом романе Достоевского «Бесы», который печатался в 1871-1872 годах в журнале «Русский вестник» (хотя ни в одних из рассматриваемых мемуаров участников революционного движения 70-х годов не упоминается об этом романе и впечатлении, им произведенном). Для чайковцев ложь была несовместима с революционной деятельностью, «служением народу». Чарушин, описывая отношение к нечаевской организации, постоянно употребляет слово «обман» («организация, основанная на обмане», «мистификация и ложь были обычными приемами», «явный и грубый обман», «организация, где в основе был обман»). И, противопоставляя ей кружок чайковцев как основанный на доверии, честности, приводит пример категорического отказа Н.В. Чайковского использовать фальшивые деньги для нужд кружка и последующего разрыва отношений с человеком, сделавшим подобное предложение.

    О самих чайковцах авторы воспоминаний пишут как о людях, прежде всего, особой нравственной чистоты, противопоставляя их тем образам революционеров, которые могли сложиться на основании «дела Нечаева». Богучарский в своей книге, посвященной народничеству 1870-х годов, противопоставляя чайковцев нечаевщине, называет кружок чайковцев одним из самых светлых явлений в среде русского юношества 70-х годов, которое дало так много примеров настоящего морального подвижничества: «...испытываешь ощущение, будто из душного подземелья попадаешь на залитый солнцем, благоухающий луг». «Идеально чистыми и нравственно выдающимися» людьми называет чайковцев П.А. Кропоткин.

    А для самого Чарушина с деятельностью кружка чайковцев связаны «самые лучшие и светлые воспоминания о моей жизни, никогда не умиравшие во мне, где бы и в каких бы условиях я ни находился, и помогавшие мне бодро переносить испытания, посылаемые судьбой»4. Нравственные поиски, определение моральных границ в целом характерны для юношеского возраста, чем объясняется и повышенное внимание к этим вопросам в воспоминаниях чайковцев об этом периоде их жизни. Литература этой эпохи также способствовала обостренному восприятию и обсуждению морально-нравственных проблем, формируя систему оценочных координат. Но эти вопросы сохраняли свое значение на протяжении всей жизни представителей этого поколения, определяя поведение и отношения.

    Размышления о допустимых способах революционной деятельности, характере революционной организации, правде и обмане, насилии и свободе сохраняют свою актуальность и много лет спустя. В воспоминаниях Чарушина о «нечаевском деле», возможно, сказалось уже и влияние политической обстановки 1920-1930-х годов, когда он пишет: «...жить в атмосфере обмана и беспрекословного подчинения воле одного лица сознательные и свободные люди долго не могут». С другой стороны, стремление сохранить память о погибших в борьбе с самодержавием и создать образцы поведения для нового поколения также влияло на конструирование образа революционера 70-х как носителя высокой морали и нравственности.

    Революционное движение и дети священников

    Клирикам вмешательство в политику было запрещено, однако для их сыновей это поприще стало одной из излюбленных сфер деятельности. Те, кто погружался в политику, отдавались ей с той же страстью, с какой другие поповичи действовали на профессиональном поприще. Вот что писал в 1917 году революционер-народник А.Л. Теплов (1852—1920), объясняя сделанный им выбор:

    Идеал счастья народа, идеал, основанный на принципах социализма, а главное — на любви к людям, стал с этого момента основой моей жизни. Эта идея будущего счастья народа, вера и любовь к людям — не слепое чувство веры и любви, а укрепленное сознанием, что иначе и не может быть, иначе нет смысла жизни — постоянно руководили мною и повелительно заставляли меня бодро смотреть вперед на окружающую жизнь, невзирая на разные невзгоды, какие мне пришлось испытать в течение моей жизни, полной всевозможных лишений, неудач.

    Ненавидя любую форму авторитаризма, не желая поступаться принципами ради компромиссов, стремясь отстаивать интересы родины, поповичи в целом отказывались примыкать к каким-либо конкретным политическим группировкам. Описывая своего друга, Мамина-Сибиряка, Елпатьевский в 1926 году вспоминал, что задевать его было крайне опасно — он мог ответить весьма резко, поскольку не являлся «салонным человеком». «Он был, — по словам Елпатьевского, — народник в лучшем и простейшем смысле, но к партии не принадлежал, не мог уложиться ни в какие партийные оглобли». В сходных выражениях описывали свое нежелание вступать в ту или иную партию многие выходцы из духовенства (так же как и некоторые интеллигенты светского происхождения). Здесь вновь приходится вспомнить о выводах С.Л. Франка — по его мнению, догматизм, негибкость убеждений входили в число важнейших особенностей пореформенной интеллигенции.

    Выше указывалось, что сельское детство воспринималось поповичами как время блаженства. Возможно, отчасти поэтому охотнее всего они примыкали к народническому крылу революционного движения. Участие выходцев из клира в революционном движении достигло апогея в 1870-е годы, в период расцвета народничества, — тогда они составляли 20—25% революционеров. Однако когда на базе народнического движения начали возникать политические партии с более или менее четкой организационной структурой, участие в нем поповичей сразу стало падать. В 1905—1907 годах лишь один из тридцати семи членов ЦК эсеровской партии, являвшейся основной преемницей «старого» народничества, был связан корнями с духовным сословием. Малозаметным был вклад сыновей клириков и в формирование других политических партий. Среди большевиков, вступивших в партию до 1917 года, насчитывалось всего 0,4% поповичей. Из сорока шести человек, входивших в ЦК партии социал-демократов, к числу выходцев из духовенства принадлежал всего один. Через большевистский ЦК в 1903—1918 годах прошло пятьдесят девять человек, поповичей же среди них было всего двое. Ничтожное количество выходцев из клира насчитывалось и в составе центральных комитетов других партий — кадетов, октябристов, «Союза русского народа».

    Свято верившие в свою правоту, убежденные в собственном превосходстве над окружающими, сыновья клириков не желали подчиняться партийной дисциплине. Один из поповичей писал в 1905 году, что сторонился политических группировок, «все время оставаясь в глубине души беспартийным, все время скептически и критически относясь ко всему, что делали мои сотоварищи по фракции — так называемые “трудовики”». Хотя подобный подход шел вразрез со всеми правилами политической деятельности, выходцы из духовенства считали его единственно верным, полагая, что отстаивают благо России в целом, а не интересы какой-либо группировки или социального слоя. Никто, кроме поповичей, не мог претендовать на руководство обществом — ведь все остальные наверняка использовали бы это руководство для решения своих узкопартийных задач. Церковная метафора общества как тела побуждала выходцев из клира воспринимать социальный организм в качестве единого целого. Один попович в 1917 году вспоминал, что его брат, примкнувший к партии кадетов, сделал это вовсе не из желания участвовать в межпартийной борьбе, а в силу того, что поверил в их намерение объединить и примирить разные слои общества. Выше отмечалось, что не только поповичи, но и их отцы-клирики не желали примыкать к тем или иным группировкам, поскольку рассматривали политическую деятельность как способ служения родине в целом. Духовные лица и их сыновья подчеркивали свою надпартийность — свойство, которое монархически настроенные общественные деятели приписывали и русскому царю. Примечательно, что концепция надпартийности имела в начале ХХ века широкое хождение в среде интеллигенции и сохранила популярность и после того, как в 1906 году партии были легализованы. Безусловно, убежденность поповичей в том, что они являются носителями некой абсолютной истины, представляла собой секуляризацию идеи пастырской власти — идеи, унаследованной от отцов.

    Борьба за правду (не только за «правду-истину», но и за «правду-справедливость») рассматривалась в качестве главной цели и народниками, и большевиками — недаром главная газета Коммунистической партии носила название «Правда». Но для поповичей понятие правды было наполнено особо глубоким смыслом — они связывали его с наставлениями, полученными в бурсе и вычитанными из церковно-назидательной литературы. «Пусть правда и честь будут Вашими руководителями!» — писал попович-чиновник брату в 1836 году. Далекий от революционного движения И.Е. Цветков с досадой заявлял в одном из писем в 1860-х годах: «Что-то зло берет и писать не хочется. В самом деле, если бы существовала так называемая справедливость». «Он питал непоколебимую веру в торжество правды и боролся за нее с самопреданностью, забывая все окружающее, даже то, что люди нуждаются в дневном пропитании», — писал в начале ХХ века о своем брате монархист-профессор Глубоковский. Поповичи самых разных политических взглядов — отнюдь не только революционеры — выступали в качестве борцов за социальную справедливость, связывая с этой борьбой исполнение своей миссии по отношению к светскому обществу.

    Видя в себе борцов за лучшее будущее, выходцы из клира полагали, что им пристало некое аскетическое самоограничение — черта, которую С.Л. Франк критиковал в числе других качеств пореформенной интеллигенции. Исконный, церковный аскетизм основывался на принципе отрицания «мира». Поповичи, уходя «в мир», переосмысливали этот идеал, подвергая его секуляризации. Революционер Н.М. Трегубов составил в 1917 году своеобразный список заповедей светского аскетизма, в известной степени опиравшихся на православную традицию. Светский аскет не должен был влюбляться. Ему следовало воздерживаться от плотской любви и даже от мыслей о ней, заниматься физическим трудом, быть умеренным в еде, рано ложиться спать, не курить, укреплять тело посредством гимнастики. Отметим, что список Трегубова, в конце концов вернувшегося к религии, нес печать определенных мистических настроений и в то же время являлся отражением рационализма, характерного для эпохи Нового времени. В числе заповедей Трегубова были и такие: «Возвышайте и оберегайте от ошибок свой дух» и «Всегда рассуждайте и поступайте согласно с логикой».

    Образцом для поповичей-аскетов могли служить не только персонажи церковной литературы, но и сотоварищи по революционной борьбе. Жизнь Е.А. Преображенского в подполье в 1905 году, судя по его описаниям, почти полностью повторяла подвиги Рахметова — героя романа «Что делать?», который, как известно, спал на гвоздях, дабы закалить дух. «За отсутствием кровати в моей комнате спал на подостланных на полу двух газетах, — писал Преображенский, — питался одной колбасой с хлебом, расходуя не свыше 20 к[опеек] в день, и каждый вечер ходил пешком туда и обратно в Бежицу, т.е. проделывал 18 верст».

    Многие поповичи заявляли о своем равнодушии к материальной стороне жизни, отличавшем их от большинства окружающих. Упомянутый выше чиновник-консерватор Тихонов, начинавший карьеру учителем, писал о своих сослуживцах:

    Сближения с ними у меня не последовало: все они отличались слишком большой, как мне казалось тогда, практичностью и мало было в них и любви к школьному делу и поэзии вообще; как теперь мне это рисуется в воспоминании, все они были вроде американских народных учителей; вне школы он просто гражданин, промышляющий о лучшем куске хлеба.

    Алчность коллег была настолько чужда Тихонову, что он не усомнился сравнить их с иностранцами. Сам попович утверждал, что материальные блага не имеют для него значения. Насмешки над своей бедностью он встречал спокойно. «Я сказал себе, — писал Тихонов, — что если неприятность положения учителя ограничена только невозможностью бражничать, я навсегда готов остаться учителем и никогда не намерен скрывать от людей того, что я недоедаю или недопиваю». Став впоследствии чиновником, бывший учитель начал получать неплохое жалованье, но, по его словам, особой радости это ему не принесло. В воспоминаниях, написанных под конец жизни, он признавался: хотя сейчас он в пятьдесят раз богаче отца, жизнь того все-таки была более счастливой.

    Демонстративно выказываемое презрение к богатству и стяжательству не мешало поповичам, независимо от их политических пристрастий, горько жаловаться на нужду и притеснения со стороны богатых. Бедность, пережитая в годы учебы, служила для выходцев из клира источником морального превосходства над окружающими; бедность «в миру» воспринималась как знак мученичества, питала неприязнь к светскому обществу. Поповичей угнетало то, что они были одеты хуже окружающих, что им часто приходилось жить в долг. Даже достигнув материального успеха, находясь на вершине карьеры, сыновья клириков, подобно своим отцам, не переставали сравнивать себя с теми, кто был богаче. По мнению выходцев из духовенства, светское общество было виновно в том, что разрушало присущую им аскетическую настроенность: сталкиваясь с царившим «в миру» неравенством, они поневоле вынуждены были заниматься решением финансовых проблем.

    Поповичи-революционеры, более всего склонные к отказу от веры в Бога, описывали свое мировоззрение как целостную систему идей и верований. Некоторые прямо сравнивали эту систему с религией.

    По мнению Елпатьевского, русский радикализм был религиозным не в смысле какой-нибудь определенной религии, а в смысле той печати, которую накладывает на человека религиозность. Ведь мы не знаем другого такого обхвата и проникновения всего человечества ни в научных, философских теориях, ни в политических и социальных движениях, которые до такой степени охватывали бы и, так сказать, покрывали всего человека, его поведение, его быт, всю его жизнь, как религия.

    Елпатьевский сравнивал революционеров с апостолами и мучениками, подобно тому как далекий от политики Зеленин выбирал в качестве образца для подражания подвижников первых веков христианства. Разумеется, не только выходцам из духовенства бросался в глаза квазирелигиозный характер русского революционного движения. «Религия другого рода овладела моей душой» — такой фразой Герцен описывал свой переход к идеям радикализма. В.Н. Фигнер отмечала, что в ее духовной эволюции свою роль сыграли «идеи христианства, которые с колыбели сознательно и бессознательно прививаются всем нам». Отличие поповичей заключалось в том, что они расценивали квазирелигиозные мотивы в революционном движении как национальную особенность России. Сравнивая французских и русских революционеров, Елпатьевский заявлял, что для последних были характерны особая моральная чистота и аскетический образ жизни. Современники признавали, что именно выходцы из клира привнесли в русское революционное движение элементы религиозного миросозерцания. Описывая на рубеже веков русский радикализм 1860-х годов, Е.Н. Водовозова отмечала, что радикалы-разночинцы (в значительной своей части поповичи) заметно отличались от выходцев из дворянства. Разночинцы «были проникнуты скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием… Они горячо верили, что все эти блага возможно осуществить в очень близком будущем». По сути, всех поповичей, независимо от политических пристрастий, отличал ряд общих черт: аскетизм, прямолинейная преданность своим убеждениям, стремление к поиску правды. Подобные качества, унаследованные от предков-клириков, могли проявиться в самых разных сферах, в том числе и в сфере личной жизни.

В последнее столетие своего существования Российская империя воевала практически со всеми ведущими мировыми державами. Но самым опасным врагом стал не внешний соперник, а внутренний - революционеры.

1. Павел Пестель (1793-1826)

При подготовке декабристского восстания полковник Пестель не гнушался пользоваться принципом «цель оправдывает средства», подкупая и шантажируя своих непосредственных начальников. Декабристы обвиняли его в аморализме и диктаторских намерениях. Аналогичного мнения придерживался и Николай I в своих мемуарах: «Пестель был злодей во всей силе слова, без малейшей тени раскаяния…». Пестель был ярым сторонником унитарной республиканской России со столицей в Нижнем Новгороде. Именно Пестель на допросе указал на цареубийство как один из вариантов развития декабристского восстания.

2. Петр Каховский (1799-1826)

Каховский был человеком «исключительной пылкости темперамента, восторженный энтузиаст по характеру, пламенно преданный чувству любви к свободе, самоотверженный искатель правды и справедливости». В силу роковым для него образом сложившихся обстоятельств, Каховский стал одним из самых известнейших декабристов. Именно его декабристы наметили в качестве цареубийцы. Правда, своей миссии он так и не исполнил, но от его руки пали петербургский градоначальник граф Милорадович и полковник Стюрлер. Жизнь Каховского, как и остальных декабристов, отнесенных судом к категории «государственных преступников вне разрядов», прервалась 13 июля 1826 на виселице в Петропавловской крепости.

3. Александр Герцен (1812-1870)

Герцен так и остался на всю жизнь революционером-теоретиком. В силу своего эмигрантского положения он сосредоточил всю свою энергию на борьбе с самодержавием в неподлежащей цензуре заграничной прессе, которую нелегально доставляли и читали в России. «Как декабристы разбудили Герцена, так Герцен и его “Колокол” помогли пробуждению разночинцев…», - так характеризовал Ленин историческую роль Герцена в развитии российского свободомыслия. Не даром на протяжении двух десятилетий, в 1850-1860-ые годы, все внимание заграничной агентуры III Отделения была сосредоточено на противодействии деятельности Герцена всеми законными и противозаконными средствами.

4. Михаил Бакунин (1814-1876)

Восстание в Дрездене в 1849 году было подавлено, а Бакунин, как один из его руководителей, арестован.

На протяжении всего XIX века царская власть доказывала, что все преступно-революционные идеи в России исходят из Западной Европы. Наряду с Герценом важнейшее идейное влияние на российскую молодежь оказывал эмигрант с тридцатилетним стажем революционной борьбы - Михаил Бакунин, участвовавший в нескольких революционных восстаниях, дважды приговоренный к смертной казни, отсидевший 7 лет в Шлиссельбургской и Петропавловской крепостях и сосланный на вечное поселение в Сибирь. Бакунин, в отличие от других видных теоретиков русского революционного движения, основную часть своего времени уделял практической работе. Даже из сибирской ссылки он сбежал через Японию и Америку, чтобы снова вернуться в ставшую для него второй родиной Швейцарию. «Монах воинствующей церкви революции, он бродил по свету, проповедуя отрицание христианства, приближение страшного суда над этим феодальным и буржуазным миром, проповедуя социализм всем и примирение - русским и полякам», - писал Герцен о Бакунине.

5. Дмитрий Каракозов (1840-1866)

Никто не ожидал, что после «Великих реформ» революционное движение только усилится. 4 апреля 1866 г. студент Дмитрий Каракозов у ворот Летнего сада стрелял в Александра II. Жизнь императора спас в тот день крестьянин Осип Комиссаров, успевший толкнуть руку революционеру вверх, получив за этот подвиг потомственное дворянство и фамилию Комиссаров-Костромской. А Дмитрия Каракозова, открывшего эпоху терроризма в России, повесили через полгода по приговору суда.

6. Сергей Нечаев (1847-1882)

Никто не ожидал, что этот «худенький, маленький, нервный, вечно кусающий свои изъеденные до крови ногти» молодой человек станет главным олицетворением русской революции начала 1870-х годов. Заручившись за границей поддержкой Бакунина и Огарева, Нечаев выдает себя за эмиссара международного революционного центра и организовывает «Общество народной расправы». Единственным революционным деянием, правда, стало убийство своего же товарища – студента Иванова. Нечаев бежит за границу, откуда его как уголовного преступника швейцарское правительство передает России, где он будет осужден на 20 лет каторги, но умрет после 9-летнего заточения в Петропавловской крепости.

7. Петр Ткачев (1844-1886)

Революционная известность к Ткачеву пришла уже в эмиграции, когда он следом за Герценом решил разбудить российскую общественность, но теперь уже «ударив в Набат». В одноименном революционном печатном органе он призывал уже не к пропаганде среди крестьян и рабочих, а к политическому заговору с целью захвата власти и социальной революции. Так и не дождавшись реализации своей заговорщической теории на практике, Ткачев сойдет с ума и закончит жизнь во французской психиатрической больнице. В последние годы в связи с материальными проблемами Ткачев был вынужден работать секретарем при первом руководителе Заграничной агентуры Департамента полиции Корвин-Круковском, тайно действовавшим в Париже. До сих пор неизвестно, догадывался ли кто-либо из них о действительной роли друг друга.

8. Вера Засулич (1849-1919)

5 февраля 1878 года молодая женщина пришла на прием столичного градоначальника генерала Трепова и выстрелила в него упор. За это преступление к ней могли применить максимальное наказание, но суд присяжных спустя несколько месяцев оправдает Веру Засулич, что вызовет горячее одобрение общественности. Таким образом, в российском праве был создан опасный для царской власти судебный прецедент, когда преступное деяние в виде убийства или покушения на убийство по политическим мотивам могло быть оправданно судом присяжных. На следующий день после освобождения приговор был опротестован, а полиция издала циркуляр о новом аресте революционерки. Но Засулич была уже в безопасности, на пути в Швецию.

9. Сергей Степняк-Кравчинский (1851-1895)

Утром 4 августа 1878 г. молодой революционный журналист на Итальянской улице в центре Санкт-Петербурга ударом кинжала убил шефа жандармов Мезенцова. По личному распоряжению императора вся столичная полиция искала убийцу, но Кравчинский уже направлялся в Швейцарию. Царское правительство будет добиваться его экстрадиции в Россию, но Кравчинский тем временем снова бежит от преследования охранки и оседает уже в Лондоне, где впоследствии организовал «Общество друзей русской свободы» и печатный орган «Свободная Россия» для борьбы с российским самодержавием. Его борьба с правительством была яркой, но короткой. В 44 года он погибнет, случайно попав под поезд.

10. Лев Гартман (1850-1913)

В августе 1879 года Гартман участвует в подкопе на железной дороге под Москвой для взрыва поезда Александра II. После неудачного покушения он бежит за границу. Так как все остальные участники покушений на жизнь императора продолжали нелегальную деятельность внутри России, царская власть сосредоточила все свои усилия для поимки Гартмана. Царские агенты находят его в Париже и, при согласии французских властей, уже практически добились его экстрадиции на родину. Но благодаря усилиям русской революционной эмиграция вся прогрессивная французская общественность во главе с Виктором Гюго встали на защиту революционера из России. Как итог – его высылка из Франции (но не в Россию, а в Лондон), близкая дружба с Марксом и Энгельсом и сохранившейся на несколько десятилетий международный образ «истинного борца с русским деспотизмом».

11. Степан Халтурин (1856-1882)

Рабочий из железнодорожных мастерских был устроен под чужим именем столяром в Зимний дворец. Несколько месяцев он носил и складывал в свою подушку динамит. В итоге, 5 февраля 1880 прогремел взрыв, унесший жизни одиннадцать солдат из караула, но царь по счастливой случайности избежал даже ранений. Такого дерзкого покушения в самом сердце империи никто не ожидал. Но Халтурин избежал тогда ареста, был пойман полицией и казнен лишь в 1882 году в Одессе.

12. Андрей Желябов (1851-1881)

Сын бывшего дворового, Андрей Желябов отказал от благополучной семейной жизни с женой и сыном ради социальной революции, в которую он искренне верил. Разочаровавшись в мирной пропаганде, Желябов стал одним из лидеров «Народной воли» и с осени 1879 года сосредоточился на организации покушений на Александра II. В последней попытке, окончившейся 1 марта гибелью императора, Желябов уже непосредственного участия не принимал, так как был арестован накануне. Царская власть не имела достаточных улик против него. Но Желябов сам потребовал, чтобы его привлекли к суду по делу цареубийц, подписав тем самым себе смертный приговор.

13. Софья Перовская (1853-1881)

Дочь Санкт-Петербургского губернатора, Софья Перовская в 17 лет ушла из дома и присоединилась к народническим кружкам. «Перовская была «народницей» до глубины души и в то же время революционеркой и бойцом чистейшего закала», - пишет о ней Петр Кропоткин. Когда царская власть, арестовав в конце февраля 1881 года Желябова, полагала, что с «Народной волей» будет покончено, именно Перовская взяла на себя руководство планируемым покушением. Её принципиальность и упрямство стали, в итоге, для императора роковыми в тот полдень 1 марта на набережной Екатерининского канала. 10 марта она была арестована, а уже 3 апреля казнена.

14. Петр Кропоткин (1842-1921)

Князь-анархист, совершивший оскорбительный для власти побег из Петропавловской крепости, на долгое время стал в глазах царизма олицетворением всей революционной заразы, исходившей в 1870-1890-ые годы из Западной Европы. Царское правительство предпринимало попытки добиться и его экстрадиции в Россию, но единственным успехом стало сфабрикованное в согласии с французской властью судебное дело за принадлежность к Интернационалу, за которое в качестве наказания Петр Кропоткин получил 5 лет тюремного заключения. Но опасность для царской власти, исходившая от Кропоткина, была сильно преувеличена. Еще в 1870-ые годы он, уехав в эмиграцию, сконцентрировался не на русском революционном движении, а на теоретической подготовке мировой анархической революции.

15. Лев Тихомиров (1852-1923)

Лев Тихомиров начинал как теоретик «Народной воли», но после стал одним из самых ярых защитников и теоретиков монархической государственности. Такой идеологический переворот произошел в годы эмиграции после крушения «Народной воли», когда он испытывал не только материальные трудности, но и страдал от паранойи: ему казалось, что за ним постоянно следят агенты русской заграничной полиции. Ради безопасности семьи и здоровья сына, находившегося все это время на грани жизни и смерти, оставшийся на свободе лидер народовольцев отрекается от своих революционных взглядов и товарищей, пишет помилование на имя императора Александра III и возвращается в Россию, чтобы служить теперь царизму.

16. Александр Ульянов (1866-1887)

Через шесть лет после убийства Александра II молодые студенты Петр Шевырев и Александр Ульянов организовали «Террористическую фракцию» партии «Народной воли» для подготовки покушения на нового императора. Но 1 марта 1887 года Ульянова и его товарищей, ожидавших проезда царского экипажа по Невскому проспекту, арестовали, найдя при них три бомбы, приготовленные собственнолично Ульяновым. Два месяца продолжалось следствие, а потом пятерых студентов-народовольцев повесили в Шлиссельбургской крепости.

17. Григорий Гершуни (1870-1908)

Роковой для империи стала ошибка, допущенная начальником Московского охранного отделения Зубатовым, отпустившим на волю после долгих допросов арестованного раннее в Минске молодого провизора и революционного деятеля Гершуни, хотя фактов было достаточно для отправки его в Сибирь. После этого Гершуни покидает Минск и посвящает себя террору. Гершуни стал лидером первой русской профессиональной террористической группы, на счету которой были убийство министра внутренних дел Сипягина, уфимского губернатора Богдановича. Министр внутренних дел Плеве заявил Зубатову, что фотокарточка Гершуни будет стоять у него на столе, пока Гершуни не арестуют. Арестовали Гершуни в 1903 году в Киеве, а в 1907 году он умер в Швейцарии после побега из российской тюрьмы.

18. Евно Азеф (1869-1918)

Беспринципный и корыстолюбивый Азеф несколько лет водил за нос и полицию, и партию эсеров, одним из основателей которой в 1902 году, кстати, он и являлся. Именно при его непосредственном руководстве Боевой организации эсеров удалось убить министра внутренних дел Плеве, генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и петербургского градоначальника фон дер Лауница. Был разоблачен как провокатор только в 1908 г., хотя многие и из революционного лагеря, и из государственных структур продолжали верить в его преданность. Но и тут он сумел выкрутиться, избежав ареста со стороны правоохранительных органов и мести со стороны товарищей по партии.

В случае с Ульяновым-Лениным имела место явная недооценка опасности его революционной доктрины со стороны руководства российскими правоохранительными органами. После отбывания ссылки в Енисейской губернии в 1900 году Ленину и его товарищам позволили провести необходимые совещания и летом 1900 года выехать за границу, выдав необходимый загранпаспорт. Ленин, не ожидавшей такого бездействия со стороны властей, сразу принялся за организацию в Германии социал-демократической газеты и теоретического журнала для нелегального распространения в России. Долгое время царская заграничная агентура даже не могла определить место и имена издателей нового революционного печатного органа. Ленин, получивший необходимую политическую свободу для своей революционной теоретической деятельности, стал во главе всего российского социал-демократического движения за границей и внутри империи, с которым уже не могла справиться царская полиция.

21. Лев Троцкий (1879-1940)

Впервые революционная звезда Троцкого взошла в 1905 году в революционном Петербурге, когда он стал одним из создателей и членом Исполкома столичного Совета рабочих депутатов. До этого он постоянно менял свои партийные приоритеты, сначала прославившись в качестве «ленинской дубинки», потом как защитник меньшевизма, а в конце концов сблизившись с Парвусом на идеях «перманентной революции» и немедленного объединения партии. Только революция 1905-1907 годов сделала из него самостоятельную революционную фигуру, «нефракционного социал-демократа», а революционный 1917 год позволил Троцкому проявить себя в качестве революционного лидера и стать одним из руководителей Октябрьского переворота. Царская власть в силу политических событий так и не успела ощутить всю революционную опасность, исходившую от Троцкого, зато полностью осознал всю угрозу Сталин, грамотно расправившейся с одним из лидеров партии.

22. Нестор Махно (1888-1934)

В годы Первой русской революции юный Нестор Махно участвовал в анархических терактах и экспроприациях, за что несколько раз арестовывался, а в 1910 году даже был приговорен к смертной казни. В Бутырской тюрьме, где он просидел последние семь дореволюционных лет, Махно усердно занимался революционным самообразованием. Февральская революция позволила вернуться ему в родное Гуляйполе, где он был принят уже как видный революционер и анархист. Вплоть до начала активной фазы Гражданской войны Махно продолжал свое революционное обучение, познакомившись с видными анархистами Кропоткиным, Гроссманом и лидерами большевиков – Лениным, Свердловым, Троцкий и Зиновьевым. Анархические идеалы Махно были чужды советскому правительству, поэтому ему пришлось вместе с отрядами повстанцев покинуть страну и с 1921 года навсегда остаться в эмиграции.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА.

Только в бодром горячем порыве,в страстной любви к своей родной стране,смелости и энергии родится победа.И не только и не столько в отдельном порыве,сколько в упорной мобилизации всех сил,в том постоянном горении,- котороемедленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.

М.В.Ломоносов.

Первыми русскими революционерами были дворяне - первые в России поднявшее вооруженное восстание в 1825 году против царского самодержавия.Свыше семидесяти будущих декабристов учились в учебных заведениях Петербурга (в кадетских, морских, пажеских, волонтёрских, горных корпусах,благородном и изуитском пансионах,школе святого Петра, Царско-сельском лицее.В 1814 году,вскоре после возвращении гвардии из заграничных походов в Петербург,возникли ранние преддекабристские организации:артели офицеров Генштаба (Священная артель).9 февраля 1816 года на собраниях в офицерских казармах Семёновского полка создано первое тайное общество-Союз спасения.Со второй половины 1818 года в Петербурге действовали Дума и ряд управ "Союза благоденствия".На одном из совещаний управы было принято решение о необходимости борьбы за установление республики в России.Разногласия между членами "Союза", обострившееся после выступления в октябре 1820 года солдат лейб-гвардии Семеновского полка,привели к самороспуску организации.В 1821 году было основано Северное общество,которое возглавили убеждённые сторонники решительных действий (К.Ф.Рылеев, Е.П.Оболенский, А.А.Бестужев). Совместное выступление Северного и южного обществ планировалось на 1826 год,но династический кризиз возникший после смерти императора Александра 1 побудил выступить декабристов раньше срока.Декабристы предпологали силой оружия не допускать Сенат к присяге новому государю и принудить его объявить о свержении самодержавия и созыве Учередительного собрания.

После разгрома восстания к следствию и суду были привлечены 579 человек, из них 79 % военных.13 июля 1826 года были повешены К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский,С.И.Муравьёв-Апостол,М.П.Бестужев-Рюмин, П.И.Пестель. В тот же день был совершен обряд гражданской казни над 97 декабристами, приговоренными к каторге и ссылке (над 15 морскими офицерами этот обряд был совершён в Кронштадте).

Под влиянием Революции 1848 года во Франции среди передовой молодёжи зрели революционные настроения,складывались кружки единомышленников, на которых обсуждались проблемы крестьянской революции в России. Одной из таких групп-была группа Петрашевцев,также состоявшая в основном из дворян, арестованных и судимых в конце 1849 года.

На смену декабристам в 1859-61 годы пришло движение с идеей крестьянской демократии и утопического социализма.Революционными демократами считали крестьянство единственной революционной силой, полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём революции минуя капитализм, прийдет через крестьянскую общину к социализму. Эти идеи проникали в разные слои общества и их носителями были газета "Колокол" и журнал "Современник".

"Колокол"-газета,издававшаяся с 1857-1867 годах А.И.Герценом и Н.Л.Огарёвым (дворянами) в Лондоне,затем в Женеве,выходя 1-2 раза в месяц. Она выступала против самодержавия,осуждала антинародный характер "крестьянской реформы" 1861 года.

Журнал "Современник" основан был ещё Пушкиным А.С. в 1836 году и издавался до 1866 года.История этого журнала является ярким примером перехода революционных идей от дворянства к разночинцам,выходцам из разных сословий.Так 1838-46 годах в редакцию журнала входили: П.А.Вяземский, В.А.Жуковский,А.А.Краевский,В.Ф.Одоевский,П.А.Плетнёв (дворяне), 1847-66 годах Н.А.Некрасов,И,И,Панаев (дворяне),ведущим критиком был В.Г.Белинский (сын уездного врача).Сотрудниками журнала были Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов (из духовенства).К началу 1860 годов "Современник" один из самых популярных русских журналов,число подписчиков возросло с 3 тысяч (1856) до 7 тысяч (1861).В 1862 году издание "Современника" приостановленно на 8 месяцев,а его идейный руководитель Чернышевский Н.Г. арестован.В 1863 году возобновлено под фактическим руководством Некрасова,Салтыкова-Щедрина.В обстановке усилившегося после поражения польского восстания (1863-64) цензурного гнёта тираж "Современника" сократился до 4,2 тысяч экземпляров.В июне 1866 года после покушения Д.В.Каракозова на императора Александра 2 журнал был закрыт.Однако идеи,которые пропогандировал журнал сформировали новое движение -народничество (1861-1895).

Родоначальниками народничества были Герцен А.И. и Н.Г.Чернышевский. Народники были сторонниками свержения самодержавия путём крестьянской революции и установления социализма,основу которого они видели в крестьянской общине.Главной революционной силой считали крестьян и интеллигенцию, не верили в возможность развития в России капитализма,а следовательно,и рабочего класса.Они считали капитализм упадком регрессом.К концу 60-х начало 70-х годов наибольшее распространение среди народников получили идеи Бакунина М.А.- ,Лаврова П.Л. - из семей помещика, Ткачёв П.Н.-из семьи мелкопоместного дворянина.В 1875 оду в Москве возникла "Всероссийская социально-революционная организация",участники которой пытались наладить революционную пропаганду среди рабочих Москвы и некоторых других городов; судились по "процессу 50-ти".В эту организацию входили:Гоц М.Р. (из богатой купеческой семьи),Алексеев П.А.(из семьи рабочего).В 1876 году была создана новая народническая организация,получившая в 1878 году название "Земли и Воли".Главные деятели её в основном были из дворян (Плеханов Г.В.,Михайлов А.Д.,Кравчинский С.М.,Фигнер В.Н., Перовская С.Л.,Засулич В.И.),в состав её входили и мещане -Натансон М.А.,Аптекман О.В.,Рысаков Н.И.,и крестьяне -Желябов А.И.,Михайлов Т.М., из семьи священослужителя Кибальчич Н.И..В последствии это организация распалась на 2 организации:"Черный передел" и "Народная воля",причина распада была из-за разногласия по вопросам политической борьбы и индивидуального террора.В 80-х годах берёт направление либеральных народников-Кривенко Н.И.(рабочий),Южаков С.Н.(дворянин). Они встали на путь примерения с царским правительством.

В 1901 году в результате оъединения народнических кружков и групп, возникла мелкобуржуазная партия социалистов - революционеров-эсеров. Основным средством борьбы с самодержавием выдвигала - террор. Эсеры были идейными противниками марксизма.В состав партии входили: Керенский А.Ф.-сын приходского священика, дворяне-Авксентьев Н.Д., ЧерновВ.М., Фигнер В.Н.,Спиридонова М.А.,Каховская И.К., Огановский Н.П. -родился в семье офицера Генерального штаба. Муравьёв М.А., Майоров И.А. -из крестьянин, Натансон М.А-из мещан,Гоц А.Р.- происходивший из богатой купеческой семьи.

В 1903 году на втором съезде РСДРП произошел раскол на два течения-меньшевиков и большевиков.я2Меньшевикия0 выступали против революционной программы и ленинский организационных основ партии,союза рабочего класса с крестьянством.Считали социалистическую революцию в России невозможной,отрицали диктатуру пролетариата. Лидерами меньшевиков были выходцы из дворян-Плеханов Г.В.,Потресов,А.Н.Засулич В.И,из мещан-Дан Ф.И., Абрамович Р.,чиновников-Мартов Ю.О.,купцов-Иоффе А.А., Мартынов А.С.,Колонтай-из семьи полковника.

Большевизм-течение политической мысли и политическая партия, возникшая в 1903 году в России в результате борьбы русских революционеров-марксистов, возглавляемых Лениным, за создание подлинно революционной партии. На втором съезде РСДРП (1903) революционные марксисты, получившие при выборах в центральные учереждения партии большинство голосов, были названы большевиками.Большевизм возник на базе теории марксизма,в условиях империализма,когда центр мирового революционного движения переместился в Россию.В состав партии входили: Ногин В.П., Молотов В.М.-из семей приказчиков, Невский В.И.,Лашевич М.М-из купеческой семьи, Муранов Ксенофонтов И.К-из крестьян, Милютин В.П.-из семьи сельского учителя, Менжинский В.Р.,Ленин В.И.-дворяне, Луначарский А.В.-отец действительный статский советник, Левицкий В.О., Крыленко Н.В.-из семей служащего,Лацис М.И.-из семьи батрака, Крестинский Н.Н.-из семьи учителя гимназии,Киров С.М.-из семьи лесника, Зиновьев Г.Е.-отец владелец молочной фермы,Дзержинский Ф.Э.-из мелкопоместной дворянской семьи, Горький (Пешков А.М.)-отец столяр-краснодеревщик,мать из мещан.

Буржуазные реформы 1860-70 годов,открывшие путь для развития капитализма, но не устранившие полностью феодально-крепостнические пережитки, вызывали социально-экономические противоречия,которые привели к революции 1905-1907 года.За время этой революции окончательносформировались политические движения и партии.Организационно оформились партии российского либерализма:Союз 17 октября (октябристы), Партия правового порядка,Торгово-промышленная партия,Партия конституционалистов-демократов (кадетов),Партия демократических реформ.В ноябре 1905 года по инициативе придворных кругов,высшего духовенства и сотрудников охраны возник "Союз Русского народа", объединивший черносотенцев. Политически сплотилось дворянство в организацию Объединённого дворянства во главе с А.А.Бобринским.

"Союз 17-го октября"-октябристы,политическая партия крупных помещиков и буржуазии в России; фактически образовалась в ноябре 1905 года, после опубликования царского манифеста 17 октября.оформилась партия осенью 1906 года.октябристы поддерживали самодержавие по всем вопросам внутренней и внешней политике.В 1917 году входили в состав Временного правительства.После победы Октябрьской революции активно боролись против советской власти.В состав партии входили:Львов В.Н.-дворянин, Гучков А.И.-из купеческой семьи,Родзянко М.В.-дворянин,крупный землевладелец.

Конституционно-демократическая партия кадетов-кадеты,главная партия буржуазии в России.Оформилась в октябре 1905 года. Кадеты стремились сохранить царизм в форме конституционной монархии.старалась привлечь на свою сторону крестьянство.В состав партии входили: Новгородцев П.И.-купец 2-ой гильдии,Никитин А.М.-из купеческой семьи, Некрасов Н.В.-из семьи священника, Набоков-потомственный дворянин, Мануйлов А.А-дворянин,Львов Г.Е.-князь,крупный помещик,Кутлер Н.Н.-из семьи дворян-землевладельцев,Корнилов А.А.-потомственный дворянин, Головин Ф.А.-потомственный дворянин Милюков П.Н.-родился в семье преподователя художественного училища.

Таким образом к революционным событиям 1917 года революционное движение в России сформировалось в основные партии:эсеров, большевиков, меньшевиков, кадетов и октябристов.Наиболее многочисленной оказалась партия большевиков.Её идеи нашли наибольший отклик в народе, что помогло одержать ей победу в октябре 1917 года.Члены партий октябристов,кадетов,меньшевиков,входившие в состав Времнного правительства не смогли за время своего правления внести коренные перемены в улучшния жизни людей и удержать власть в октябре 1917 года.

Революционные идеи,родившиеся в среде обеспеченного,образованного дворянского общества,после Отечественной войны 1812 годабыли вызваны контрастом между патриатизмом и самоотверженностью русского народа и его рабским положением в быту,полным бесправием перед помещиками.Желание преобразовать, улучшить и выровнить условия жизни всех слоёв русского общества вот основной побудительный мотив всех революционеров. К сожалению, для русских революционеров всех времен характерно положительное отношение к террору.Террор Террор признавался действенным методом преобразования общества,хотя история доказала обратное,террор

пораждает террор.Так,декабристы считали возможным казнь самодержца в случаесвоей победы,и были казнены после подавления восстания.После покушения на Александра 2,были казнены народовольцы,покушения на генерал-губернатора Трепова Д.Ф.,Столыпина П.А. находили поддержку в русском обществе,обоюдный террор времен гражданской войны закончился террором 1937 года.

На протяжении почти века менялся социальный портрет русского революционера от блестящих представителей передового дворянства, до разночинцев, рабочих и крестьян.По мере роста образованности различных слоёв руссого общества,в них проникали идеи демократии, справедливости, равенства.

Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

2. Великие русские революционеры-демократы

Вся обстановка в стране свидетельствовала о необходимости коренной ломки всех общественных порядков, о необходимости уничтожения самодержавия и крепостничества как основных препятствий для дальнейшего развития России.

Продолжая дело Радищева, дворянские революционеры - декабристы - первые выступили против царизма и подняли на борьбу новое молодое поколение революционеров во главе с Герценом и Белинским.

Александр Иванович Герцен родился в 1812 году в дворянской семье. Ещё в ранней юности он преклонялся перед революционным подвигом декабристов. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон души моей», - писал он об этом позже.

Поступив в Московский университет, Герцем стал в центре кружка революционной молодёжи. Члены кружка Герцена считали себя «детьми декабристов» и продолжали борьбу против самодержавия и крепостничества. За пропаганду революционных идей Герцен был арестован. В 1847 году он вынужден был выехать из России. Царское правительство объявило Герцена изгнанником на всю жизнь.

Герцен основал в Лондоне «Вольную русскую типографию» и начал издавать журнал «Полярная звезда». Такое название имел в своё время рукописный журнал декабристов. Название «Полярная звезда» означало, что Герцен продолжает дело декабристов. Их портреты Герцен поместил на обложке журнала. В течение 10 лет Герцен выпускал за границей знаменитый журнал «Колокол». Под девизом «Зову живых» он звал на борьбу против самодержавия и крепостного права всех передовых и честных людей России. Герцен требовал освобождения крестьян с землёй, установления демократической власти и полного уничтожения всех видов крепостничества. Временами Герцен колебался, начинал говорить не о революции, а о реформе, но эти колебания были временны и непродолжительны. Герцен всегда оставался горячим защитником народа и революционным борцом против самодержавия.

В 50-х годах XIX века в освободительном движении России главную роль играло не дворянство, а разночинцы. Это были люди разных чинов, выходцы из различных социальных групп - мещанства, духовенства, купечества, чиновничества, мелкого дворянства. Революционеры из разночинцев стояли ближе к народу, чем дворянские революционеры.

Революционером-демократом был великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848). Он был пламенным борцом, выступавшим против крепостников и их либеральных союзников из рядов русской буржуазии.

Сын флотского врача, с детства узнавший жизнь, полную труда и лишений, Белинский очень рано возненавидел самодержавие и крепостное право.

Белинский был основоположником русской литературной критики. Несмотря на свирепую цензуру, он искусно излагал в журнальных статьях свои передовые освободительные идеи. На литературную деятельность Белинский смотрел, как на общественный подвиг. Писатель должен служить народу, просвещать и учить его в духе передовых идей, достигнутых человечеством, учил он. В письме к своему современнику - знаменитому писателю Гоголю - Белинский гневно осуждал его за попытку оправдать крепостничество, царизм и реакцию в стране. Белинский писал Гоголю, что спасение России не в проповеди и молитвах, а в отмене крепостного права, в революционном пробуждении народа, в его просвещении.

Белинский был страстным борцом против самодержавия и эксплоатации. Он призывал народ к революции. Ленин высоко 81 ценил Белинского как революционного демократа, лучшего социалиста домарксова периода и передового учёного. Наш народ чтит Белинского как великого патриота нашей родины.

Горячо любя свою родину, Белинский резко бичевал тех, кто пытался изобразить русский народ «отсталой расой». «…Мы будем и поэтами, и философами, - писал Белинский с глубокой верой в будушее русского народа, - народом артистическим, народом учёным и народом воинственным, народом промышленным, торговым, общественным».

Мечтая о новой, счастливой жизни русского народа и всего человечества, Белинский пророчески писал: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940-м году, - стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству, и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещённого человечества».

Белинский умер в расцвете своего литературного таланта, физически надломленный лишениями и преследованиями.

Продолжателем дела Белинского был Николай Гаврилович Чернышевский.

Маркс называл Чернышевского великим русским учёным. Подобно Герцену и Белинскому, Чернышевский не понимал ещё, что к социализму может привести страну только рабочий класс. Он отстаивал программу крестьянской революции, требуя полной отмены крепостного права, бесплатной передачи всей земли крестьянам.

В 1861 году из кружка Чернышевского вышла написанная простым народным языком прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Прокламация призывала крестьян дружно и организованно готовиться к общему восстанию против царя и помещиков. С такими же прокламациями кружок Чернышевского обращался к солдатам и молодому поколению. Эти прокламации попали в руки полиции. Чернышевский и его друзья были арестованы. Продержав Чернышевского два года в Петропавловской крепости, правительство приговорило его к 14 годам каторги и к вечному поселению в Сибири. Перед отправлением Чернышевского на каторгу над ним был совершён средневековый обряд гражданской казни. На одной из площадей Петербурга палачи возвели Чернышевского на эшафот, поставили его на колени, прикрепили цепями к позорному столбу и сломали над его головой шпагу. Чернышевский спокойно ожидал конца издевательств. Когда его сводили с эшафота, из толпы молодёжи вышла девушка и бросила к его ногам цветы в знак восхищения и преклонения перед стойкостью революционера.

Чернышевский был великим русским патриотом, отдавшим всю свою жизнь родному народу. Ещё в юности он писал: «Содействовать славе не проходящей, а вечной своего отечества и благу человечества - что может быть выше и вожделеннее этого?» До конца жизни Чернышевский оставался революционным демократом, то-есть борцом за свободу народа.

Ближайшим соратником и другом Чернышевского был Николай Александрович Добролюбов. Вместе с Чернышевским и Некрасовым Добролюбов участвовал в издании революционно-демократического журнала «Современник».

Глубоко веря в народ, Добролюбов считал народные массы могучей силой истории. Но для того, чтобы дать этим силам простор, он требовал освобождения крестьян и призывал всех честных и сознательных русских патриотов поддержать крестьянскую революцию. В 1861 году, в возрасте 25 лет, Добролюбов умер от туберкулеза.

Соратником Чернышевского в его борьбе за крестьянскую революцию был поэт Николай Алексеевич Некрасов. Всю силу своего «жгучего стиха» он направлял на борьбу со злом и несправедливостями. В своих стихах и поэмах он бичевал крепостников и призывал народ к борьбе против царя и помещиков. Его революционная поэзия оказывала огромное влияние на передовую часть общества.

Белинского, Чернышевского, Добролюбова Ленин называл великими русскими революционерами-демократами. Их объединяла страстная ненависть к самодержавно-крепостническому строю и всем его пережиткам. Революционные демократы отстаивали интересы народных масс и стремились преобразовать Россию на новых, демократических началах. Они помогли подготовить тот новый этап в истории нашей родины, когда на борьбу против царизма выступили широкие народные массы рабочих и крестьян под руководством большевистской партии.

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Торговля. Великие русские ярмарки Географические и климатические особенности России - протяженные и зависимые от сезона транспортные пути - определили важнейшую роль ярмарочной, «концентрированной» торговли.Товарооборот нижегородской ярмарки в 1840–1850 гг. составлял

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Из книги Убийцы Сталина. Главная тайна XX века автора Мухин Юрий Игнатьевич

Демократы? Вы скажете, что Россией управляют некие демократы-либералы. Да где они? Где эти гайдары, шумейки, шахраи, станкевичи, гаврилки поповы? Где 21 академик из Совета при Ельцине? Как эти люди могут управлять огромной страной, если они и с овощной палаткой не

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Почему именно «демократы»? Почему коммунисты проиграли идеологическую войну – понятно. А почему проиграли «патриоты»? Здесь может быть два объяснения:1. Пропаганда «демократов» больше отвечала желаниям и чаяниям большинства людей.Люди не хотели долго и всерьез думать о

Из книги Ленин. Соблазнение России автора Млечин Леонид Михайлович

Демократы у власти Правительство Ленина поначалу контролировало лишь часть России. Почему же нигде не удались попытки установить иные, демократические формы правления? А ведь идея созыва Учредительного собрания продолжала жить, многие считали его единственной

Из книги Преданная демократия. СССР и неформалы (1986-1989 г.г.) автора Шубин Александр Владленович

«ПАТРИОТЫ» И «ДЕМОКРАТЫ»… ДО СЕРЕДИНЫ 1989 ГОДА дискуссии сторонников и противников усиления республиканской власти в РСФСР велись вяло. Но ее оживили «патриоты», которые помогли «расставить точки над i». На съезде народных депутатов известный лидер «патриотов» писатель

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

ПРИЛОЖЕНИЕ I Великие князья московские и русские цари (имена: годы правления - годы жизни) Иван I Данилович Калита: 1328-1340 - 1283-1340Семен Иванович Гордый: 1340-1353 - 1316-1353Иван II Красный: 1353-1359 - 1326-1359Дмитрий Иванович Донской: 1359-1389 - 1350-1389Василий I Дмитриевич: 1389-1425 - 1371-1425Василий II

Из книги Тайные страницы истории автора Николаевский Борис Иванович

I Германия и русские революционеры в годы первой мировой войны От редактора-составителяВзаимоотношения между большевистской партией и кайзеровским правительством в годы мировой войны долгое время оставались для историков загадкой. Сенсацией разносились по миру

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

Национал-Демократы И в 1899 году большинство членов обоих партий основали новую партию, назвавши ее “Национал-Демократической”. В нее вошли виднейшие представители “Народовцев” и “Радикалов”: Романчук, К. и Е. Левицкие, В. Охримович, Олесницкий, Франко, Грушевский и

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 27 1917 Борьба между Милюковым и Керенским. – Цели войны. – Столкновение с Советом. – Правительство одерживает моральную победу. – Керенский становится военным и морским министром. – Социализм получает влияние. – Кадеты. – Социалисты-революционеры. –

Из книги От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964–1994 автора Боффа Джузеппе

Из книги История Малороссии - 5 автора Маркевич Николай Андреевич

3. Великие Князья Киевские, Литовские, Короли Польские и Цари Русские 1. Игорь, сын Скандинава и основателя Империи Всероссийской - Рюрика. 913 - 9452. Ольга, жена его 945–9573. Святослав Игоревич. 957 - 9724. Ярополк Святославич 972–9805. Владимир Святославич Святый,

Из книги От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 автора Боффа Джузеппе

Демократы и ленинцы Больше сходства было между двумя первыми из упомянутых течений - коммунистическим и демократическим. Имена Сахарова и Медведева стояли рядом в петициях, написанных на рубеже 60-х и 70-х годов, включая совместное политическое обращение к Брежневу,

Из книги Город на Ишиме автора Дубицкий Андрей Федорович

ССЫЛЬНЫЕ ДЕМОКРАТЫ Дореволюционная промышленность Акмолинска ограничивалась мелкими кустарными и полукустарными предприятиями. По статистике 1913 года, она состояла из 2 механических мельниц, 21 кузницы, 9 кирпичных. 2 кожевенных, 2 кишечных, овчинного, шерстомойного,

Из книги Полное собрание сочинений. Том 16. Июнь 1907 - март 1908 автора Ленин Владимир Ильич

9. Социал-демократы Из восьми социал-демократических речей, произнесенных во II Думе по аграрному вопросу, только две содержали в себе защиту муниципализации, а не простое упоминание о ней. Это были речь Озола и вторая речь Церетели. Остальные речи состояли, главным

Из книги Полное собрание сочинений. Том 21. Декабрь 1911 - июль 1912 автора Ленин Владимир Ильич

В каком отношении к так называемому организационному комитету стоят нейтральные до сих пор русские социал-демократы? Самый известный из меньшевиков, Плеханов, который решительно боролся против уничтожения партии ликвидаторами, не явился на январскую партийную

Терроризм ставшей проблемой современности, средствами которого, решаются многие политические задачи, для России и всего постсоветского пространства не является чем-то новым. С масштабным террором, почти в современных масштабах, впервые столкнулась именно Российская империя. Характерно то, что террором никогда не занимались одиночки и малообразованные люди. Можно сказать, что террор – это крайняя форма политической борьбы интеллигенции. Но, которая при этом, не брезгует использовать в качестве непосредственных исполнителей женщин и молодежь. В работе Александра Гронского дается психологический портрет российского революционера, который, как правило, оказывается - интеллигентом.

В статье описывается портрет революционера конца XIX в. в начале ХХ в.. Но читая ее, почему-то вспоминаются недавно сказанные протоиереем Всеволодом Чаплиным слова: «Есть национальные грехи, есть грехи интеллигенции, их очень много, между прочим. Есть грех русофобии среди интеллигенции» . Сто лет назад российские революционеры шли по пути террора во многом из-за русофобии. Правда не ко всей интеллигенции это относится, и остается открытым вопрос – являлось ли тогда и сейчас это грехом в том смысле как это понимают православные. Ведь подавляющее число российских, и современных постсоветских интеллигентов-русофобов не относились и не относятся к православной конфессии. Скорее, русофобия, которая зачастую выражалась в революционном терроре - это форма преступления против человечности. Ведь результаты «трудов» революционеров после Октябрьского переворота вылились в преступления общечеловеческого масштаба.

(Редакция)

Начиная с конца XIX в. в революционное движение стали втягиваться и народные низы, в первую очередь, пролетариат. Ранее большинство революционеров являлось представителями «образованных классов» : интеллигенции или дворянства. Рабочие и крестьяне встречались в революционном движении не так часто. Причина этого, возможно, крылась в том, что европейские идеи переустройства мира, захлестнувшие российское общество в XIX в., циркулировали только в среде интеллигенции и фрондирующего дворянства. Их смысл не был понятен большинству населения России. Однако к концу XIX в. интеллигенция смогла разнести эти идеи в рабочей среде. Возможно, для большей доступности они утрировались самими агитаторами, а возможно, что агитируемые массы понимали их по-своему, стараясь приспособить к решению насущных вопросов.

Вполне закономерно, что идеи о переустройстве существующего российского общества зародились в среде интеллигенции, у которой была возможность ознакомиться с европейскими веяниями середины XIX в. Причём нужно заметить, что в этот период русская интеллигенция ещё полностью не сформировалась как социальная группа. Это произошло только к началу ХХ в. Также вызывает интерес тот факт, что интеллигенция появилась как социальный слой, сопровождающий модернизацию страны, её переход на новый уровень. Образ интеллигента, судя по всему, не укладывался в традиционную российскую ментальность, да и сама интеллигенция не видела своей ниши в сословном русском обществе . Возможно, поэтому достаточно широкая оппозиционность и революционность русской интеллигенции была не столько желанием сделать всех счастливыми путём построения демократического государства, сколько попыткой создания общества, в котором для людей интеллигентных профессий была бы своя отдельная социальная ниша . Этот тезис отчасти подтверждают слова Г.В. Плеханова, который говорил, что переход от пропаганды к террору в конце 1870-х гг. произошёл не потому, что революционеры поняли невозможность поднять на восстание деревню, а от настроений революционеров . Естественно, что интеллигентская идеология не могла без проблем вписаться в рамки самодержавного уклада России. Наиболее радикальные слои интеллигенции не стали подстраиваться под существующие реалии, а попытались изменить их в соответствии со своими взглядами, что, совершенно естественно, вызвало противодействие со стороны охранительных структур Империи. Однако в начале ХХ в. либеральные идеи настолько захлестнули общество, что все охранительные учреждения воспринимались не иначе, как «тормоз на пути прогресса».

Люди, выбравшие своей целью радикальную борьбу с режимом, подвергались преследованию со стороны властей. Тем не менее, в Российской Империи сложилась ситуация, когда активная часть общества в своём подавляющем большинстве сочувствовала революционерам. Именно поэтому провальным оказался судебный процесс над В.И. Засулич, адвокат которой впервые объявил, что её покушение явилось защитой человеческого достоинства, что оказалось неожиданным даже для самой В.И. Засулич. После этого процесса «защитой человеческого достоинства» (совр. "права человека" ред.) революционеры начали оправдывать свой террор . Эсеры, например, придумали очень хорошую систему: идеология для внутреннего партийного потребления – жёсткий радикализм, а для наружной рекламы партии – стремление к диалогу. На судебных процессах все видели только внешнюю сторону, что делало эсеров «безвинными жертвами жестокого самодержавия» . Сложилась достаточно выгодная для революционной работы ситуация, когда общественное мнение в любой попытке государства защитить себя от политических преступников видело насилие над «благородными революционерами».

Общество, благодаря этому устойчивому мнению, не обращало внимания на то, что во время актов революционного насилия гибнут мирные люди, что в начале ХХ в. экспроприации стали обыденным явлением, что им подвергались не только государственные или частные заведения, но и обычные рядовые граждане. Революционеры не брезговали даже небольшими суммами, «экспроприированными» у случайных прохожих . От уголовных преступлений эта деятельность революционеров ничем не отличалась , да и деньги шли почти на те же нужды, что и у уголовных преступников: подделка документов, закупка оружия, просто обеспечение себя предметами первой необходимости. Конечно, революционеры, в отличие от уголовных преступников, ещё печатали на эти деньги революционные прокламации и оплачивали другие специфические потребности, но это вряд ли является оправданием тотальным массовым политически обоснованным грабежам и убийствам.

После первой русской революции силы радикальных партий были подорваны, поэтому в них в большом количестве стали попадать случайные люди, для которых террор был не идейным актом, а возможностью самоутвердиться или вообще поправить своё материальное положение. Для многих боевиков, в сущности, не имело значения, от какой партии они совершают теракты или экспроприации. Такие люди часто переходили из партии в партию, если считали, что там больше простора для «боевой» работы . Б.В. Савинков предлагал одному из лидеров организации максималистов объединить свои усилия, поскольку они оба – террористы, а расхождение программных установок – дело второстепенное . Достойной жертвой для революционера-террориста считался любой человек в форме, будь то служащий или дворник . Постоянное обращение с оружием и частое его использование коверкали психику членов революционных партий. Так, один из них говорил: «У меня был наган, и я чувствовал, что сейчас же, с оружием в руках можно начать борьбу за социализм» . Некоторые революционеры не скрывали того, что они участвуют не в революционных, а в уголовных акциях . В отдельных партиях уголовные мотивы экспроприаций присутствовали и до начала первой русской революции. Например, бывший лидер Боевой организации эсеров Г.А. Гершуни в феврале 1906 г. указывал, что девять десятых экспроприаций были случаями обычного бандитизма . Террористы даже не пытались скрывать свои личности и род занятий, а убийства и вымогательства стали обычным делом . Неподчинение нормам закона культивировалось в революционной среде самими лидерами партий. Так, уже после Октябрьской революции В.И. Ленин утверждал следующее: «… плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона… если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется »

Власти боролись с терроризмом, но их репрессии намного уступали по масштабам размаху радикальной деятельности революционеров. Так, в 1906 г. по приговорам военно-полевых судов было казнено 144 человека, в это же время от рук террористов погибло 1383 человека (из них 738 чиновников и 645 частных лиц); в 1907 г. власти казнили 1139 человек, а революционеры – 2935 (1231 чиновник и 1734 частных лица) . Таким образом, революционный террор был намного жёстче, чем противодействие ему. Если же учитывать, что в 1906 г. среди жертв террористов 46,6 % были случайными людьми, а в 1907 г. таких случайных жертв было уже 59 %, то стоит поставить под сомнение альтруизм революционной деятельности. Правительство постоянно усиливало антитеррористическую деятельность, что, по мнению некоторых исследователей, явилось одной из главных причин упадка российского революционного терроризма . Однако революционный терроризм не прекратил своего существования, он стал менее масштабным и уже далеко не всегда обосновывался политическими мотивами.

Российские революционеры для достижения своих целей не брезговали практически ничем. Например, использовали помощь государств, являющихся противниками России. Так, в период русско-японской войны представители революционных партий Российской Империи дважды собирались на конференции (Парижскую в 1904 г. и Женевскую в 1905 г.), которые проводились на деньги японского правительства . Интересно то, что не все партии согласились принять участие в конференциях после того, как стало известно, на чьи деньги они проводятся, но таких было меньшинство. Кстати, Белорусская социалистическая громада также приняла участие в Женевской конференции. Решения конференций были направлены на дестабилизацию внутриполитической обстановки в России любыми способами от агитации до терактов . Подобное «сотрудничество» между российскими революционерами и странами-противниками России особенно оживилось накануне и в годы Первой мировой войны. Польские социалисты , эсеры и другие партии получали оружие из Австро-Венгрии. Турецкие власти оплачивали деятельность кавказских националистов , а также переправляли через них в Россию взрывчатку . Финские националисты готовились совершить ряд диверсий на российских железнодорожных магистралях и ледоколах. Большевики для усиления своего влияния на массы использовали помощь немецкой контрразведки [подробнее – 4].

Такая беспринципность в выборе средств, союзников и видов борьбы резко отличает российских революционеров начала ХХ в. от их соратников конца XIX в. Судя по всему. подобное стало возможным по причине превращения революционной деятельности в своего рода профессию , дававшую хорошие средства к существованию. Конечно, нельзя утверждать, что каждый представитель революционной среды участвовал в борьбе с правительством ради собственных выгод. Среди революционеров были и те, которые свято верили в идеалы социализма и пытались приблизить его пусть даже ценой собственной жизни, но количество таких идейных революционеров в начале ХХ в. стало очень резко сокращаться.

Несмотря на свои идеологические установки или их отсутствие революционеры постоянно жили под угрозой ареста. Это накладывало определённый отпечаток на их психику. В условиях экстремальной ситуации им нужно было каким-то образом успокоиться, преодолеть страх. Для этого вполне могли использоваться алкоголь и наркотические вещества. Например, в период первой русской революции наблюдались достаточно активные грабежи винных лавок. Конечно, нельзя все факты ограбления относить на счёт революционных организаций, этим могли вполне прикрываться обычные преступники. Однако сторожа винных лавок отмечали, что грабители были не стандартного для преступников вида, а по манере поведения и разговора больше походили на интеллигентов, чем на уголовников . Примечательно, что эти интеллигенты-грабители приходили в лавки не за деньгами, а за спиртным, причём, предпочитая забирать его в таре большего объёма . Кроме того, в период первой русской революции ввоз наркотиков в страну увеличился в 20 раз .

От постоянного чувства опасности психика революционеров расшатывалась. По утверждению В.М. Фигнер, чем слабее была нервная система революционера, тем больше его восхищал террор . Некоторые лидеры экстремистских организаций старались привлекать к терактам именно психически неполноценных людей , видимо, понимая связь психических расстройств с насилием . Кроме того, революционеры сходили с ума и в процессе своей антиправительственной деятельности. У них появлялись различные мании [подробнее – 6; 7]. Также в кризисное время повышается число самоубийств, которые становятся чем-то вроде непременного атрибута подобных периодов. Однако не у каждого человека хватает психических сил, чтобы покончить с собой, поэтому он выбирает самоубийство, оправданное какой-либо высокой идеей. Именно поэтому некоторые террористы видели окончание своего теракта как свою смерть во благо светлого будущего и воспринимали смертный приговор как праздник . Кроме того, следует учитывать, что в начале ХХ в. в революционной среде появилось достаточно много женщин и подростков (некоторым из них было всего по 14 лет), психика которых была менее устойчива к условиям существования революционеров и, естественно, подвергалась скорейшей деформации.

Женский терроризм очень ценился революционерами , поскольку полиция не обыскивала женщин, в результате чего им удавалось делать то, чего не смогли бы сделать террористы-мужчины. Например, Е. Рогозинникова смогла застрелить начальника тюремного управления прямо в его кабинете; когда террористку арестовали, на ней оказалось ещё 13 фунтов динамита. Такого количества взрывчатки хватило бы для полного уничтожения здания тюремного управления .

Максимализм революционеров-подростков порой доходил до совершенной жестокости. Их жертвами становились не только государственные служащие, но и сверстники, которые просто придерживались консервативных взглядов. Например, за отказ гимназиста покинуть учебное заведение, двое подростков, состоящих в революционной организации, плеснули ему в лицо серной кислотой . Один из подростков, не принимавших активного участия в политической жизни, после грубого обращения матери с его подружкой сбежал из дому, написал письмо матери, в которой объявил, что за «идиотские расспросы» девушки он предложил террористам убить свою мать, причём обещал это сделать сам. Подростка случайно арестовали, и он, желая показать матери её вину в своей смерти, взял на себя убийство крупного чиновника. Подросток рассчитывал на смертную казнь, но власти, не полностью доверяли его признанию и осудили «террориста» на 12-летнее тюремное заключение. Однако через 3 года он вышел на свободу благодаря своей матери, которая смогла доказать его невиновность .

Таким образом, на протяжении начала ХХ в. наблюдалась неуклонная деградация основной массы российских революционеров. Революционная деятельность всё больше переплеталась с уголовными преступлениями, сотрудничеством с противником, увеличением количества случайных жертв. Не последнюю роль в этом сыграла психическая неустойчивость представителей революционной среды.

1. Антоненко С., Филиппова Т. В пасть к Люциферу // Родина. 1998. № 2. – С. 16.

2. Архивный фонд Национального музея истории и культуры Беларуси. Ф. «научно-вспомогательный». № 3645.

3. Баранов А. Вирус с «человеческим лицом» // Родина. 1998. № 2. – С. 17 – 20.

4. Гейфман А. «Убий!» // Родина. 1994. № 1. – С. 25 – 26.

5. Гейфман А. Революционный террор в России (1894 – 1917). – М., 1997.

6. Гронский А.Д. Женский терроризм в России начала ХХ века // Германский и славянский миры: взаимовлияние, конфликты, диалог культур (история, уроки, опыт, современность). Матер. междунар. конф. – Витебск., 2001. – С. 246–248.

7. Гронский А.Д. Террористы и политическая полиция: психологические портреты // Теоретико-методологические проблемы исторического познания. Матер. к междунар. конф. В 2-х т. Т. 1. – Мн., 2000. – С. 163 – 166.

8. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. – Ростов-на-Дону, 1996.

9. Никитский Л. Миф о виновности юристов // Родина. 1998. № 3. – С. 36 – 39.

10. Николаевский Б.И. Тайные страницы истории. – М., 1995.

11. Павлов Д.Б., Петров С.А. Японские деньги и русская революция / Тайны русско-японской войны. – М., 1993.

12. Панин С.Е. Потребление наркотиков в Советской России (1917 – 1920-е годы) // Вопросы истории. 2003. № 8. – С. 129 – 134.


Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.