Мозг и эмоции взаимосвязь. Виды эмоций и чувств человека

Вина и стыд: височные доли

Нам легко понять, как память или счет могут быть процессами, протекающими в головном мозгу. Однако с чувствами все не так гладко - отчасти потому, что в речи мы используем фразы вроде «разбить сердце» для описания грусти или «залиться краской» для описания стыда. И все же чувства - это явление из области нейрофизиологии: процесс, проходящий в тканях главного органа нашей нервной системы. Сегодня мы может отчасти оценить его благодаря технологии нейровизуализации.

В рамках своих исследований Петра Михль и несколько ее коллег из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене недавно сделали серию МРТ-снимков. Они стремились найти зоны мозга, которые отвечают за нашу способность чувствовать себя виноватыми или пристыженными. Ученые выяснили, что стыд и вина, похоже, являются соседями по «кварталу», хотя для каждого из этих чувств и предусмотрена своя анатомическая область.

Специалисты попросили участников эксперимента вообразить, будто они ощущают вину или стыд, и в обоих случаях это активировало височные доли мозга. При этом стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая следит за внешней средой и сообщает человеку об ошибках, и парагиппокампальную извилину, ответственную за запоминание сцен из прошлого. Вина, в свою очередь, «включала» латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину - центр вестибулярного анализатора. Кроме того, у пристыженных людей начинали работать передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, активизировались миндалевидные тела (миндалины) и островковая доля. Последние две зоны мозга входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции из серии «бей или беги», работу внутренних органов, кровяное давление и другие параметры.

Сравнив МРТ-снимки мозга людей разного пола, ученые обнаружили, что у женщин вина затрагивала только височные доли, а у мужчин параллельно начинали работать лобные доли, затылочные доли и миндалины - одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за чувство страха, гнева, паники и удовольствия.

Страх и гнев: миндалевидное тело

Во время внутриутробного развития эмбриона лимбическая система формируется сразу после ствола, который организует рефлексы и связывает головной мозг со спинным. Ее работа - чувства и действия, которые нужны для выживания вида. Миндалины - важный элемент лимбической системы. Эти области располагаются вблизи гипоталамуса, внутри височных долей, и активизируются, когда мы видим пищу, сексуальных партнеров, соперников, плачущих детей и так далее. Разнообразные реакции организма на страх - тоже их работа: если ночью в парке вам кажется, будто за вами следует незнакомец, и ваше сердце начинает бешено колотиться, это происходит благодаря активности миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, проведенных в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Гнев - это во многом тоже функция миндалевидных тел. Однако он разительно отличается от страха, печали и других негативных эмоций. Человеческий гнев удивителен тем, что похож на счастье: как радость и удовольствие, он заставляет нас двигаться вперед, в то время как страх или горе вынуждают отстраниться. Как и другие эмоции, гнев, злоба и ярость охватывают самые разные участки мозга: ведь чтобы реализовать их импульс, этому органу нужно оценить обстановку, обратиться к памяти и опыту, отрегулировать выработку гормонов в теле и сделать многое другое.

Нежность и утешение: соматосенсорная кора

Во многих культурах грусть и потрясение принято скрывать: например, в британском английском даже существует идиоматическое выражение «keep a stiff upper lip», которое означает «не выдавать своих чувств». Тем не менее нейробиологи утверждают, что с точки зрения физиологии мозга человеку просто необходимо участие других людей. «Клинические эксперименты показывают, что одиночество провоцирует стресс больше, чем любой другой фактор», - рассказывает немецкий ученый, автор книги «Наука счастья» Стефан Кляйн. «Одиночество - это бремя для мозга и тела. Его результатом становится беспокойство, беспорядок в мыслях и чувствах (следствие работы гормонов стресса) и ослабление иммунной системы. В изоляции люди делаются печальными и больными».

Одно исследование за другим показывает, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. «Одно прикосновение того, кто вам близок и заслуживает вашего доверия, облегчает печаль», - говорит Стефан. «Это следствие работы нейромедиаторов - окситоцина и опиоидов, - которые высвобождаются в моменты нежности».

Недавно британским исследователям удалось подтвердить теорию полезности ласки с помощью компьютерной томографии. Они выяснили, что прикосновения других людей вызывают сильные всплески активности в соматосенсорной коре, которая и так работает постоянно, отслеживая все наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают, если кто-то нежно касается нашего тела в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, способных все для нас изменить. Специалисты также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их ладони касался близкий человек.

Радость и смех: префронтальная кора и гиппокамп

Когда мы испытываем радость, переживаем счастье, смеемся или улыбаемся, в нашем мозгу «зажигается» множество разных участков. В процесс создания и обработки положительных эмоций вовлекаются уже знакомое нам миндалевидное тело, префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга, так что чувство радости, как гнев, печаль или страх, охватывает весь мозг.

В радостные моменты правая миндалина становится намного активнее левой. Сегодня распространено мнение, что левое полушарие нашего мозга отвечает за логику, а правое - за творчество. Однако с недавних пор мы знаем, что это не так. Для выполнения большинства функций мозгу требуются обе части, хотя асимметрия полушарий существует: например, крупнейшие речевые центры располагаются слева, в то время как обработка интонации и акцентов больше локализуется справа.

Префронтальная кора - это несколько областей лобных долей мозга, которые находятся в передней части полушарий, сразу за лобной костью. Они связаны с лимбической системой и отвечают за нашу способность определять свои цели, вырабатывать планы, достигать нужных результатов, менять курс и импровизировать. Исследования показывают, что в счастливые моменты у женщин префронтальная кора левого полушария активнее, чем та же область справа.

Гиппокампы, которые находятся в глубине височных долей, вместе с миндалинами помогают нам отделить важные эмоциональные события от незначительных, чтобы первые можно было сохранить в долговременной памяти, а вторые - выкинуть. Иными словами, гиппокампы оценивают счастливые события с точки зрения их значимости для архива. Кора передней островковой доли большого мозга помогает им делать это. Она тоже связана с лимбической системой и активнее всего ведет себя, когда человек вспоминает приятные или печальные события.

Похоть и любовь: не эмоции

Сегодня человеческий мозг изучают тысячи нейробиологов по всему миру. Тем не менее пока науке не удалось точно определить, что такое эмоция и чувство. Нам известно, что многие чувства рождаются в лимбической системе - одном из самых древних элементов мозга. Однако, возможно, не все, что мы традиционно признавали эмоциями, действительно является ими. Например, вожделение с точки зрения физиологии мозга не похоже на страх или радость. Его импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме, который еще называют «центром вознаграждения». Эта область также активизируется во время оргазма или поедания вкусной пищи. Некоторые ученые даже сомневаются в том, что вожделение - это чувство.

При этом вожделение отличается от любви, которая активирует дорсальный стриатум. Любопытно то, что ту же зону мозг задействует, если человек употребляет наркотики и попадает в зависимость от них. Тем не менее в периоды влюбленности мы определенно испытываем счастье, страх, гнев и печаль чаще, чем в спокойные периоды, - а это означает, что любовь, возможно, стоит считать суммой эмоций, желаний и импульсов.

Иконки: Pham Thi Dieu Linh

Практически все заболевания имеют психосоматическую природу. Все наши расстройства вытекают из прошлых угроз для выживания, связанных с болью, страхом и относительной бессознательностью. Это и есть то, что называется жизненным опытом или опытом предков. Эта информация хранится в нашем подсознании.

Когда в настоящем происходит что-то, хоть отдаленно схожее с прежними стрессовыми ситуациями, мы выбираем модель поведения не осознанно, а подсознательно — начинаем реагировать рефлекторно. Ведь во время стресса нам некогда размышлять о новых моделях поведения, особенно, если есть те, которые когда-то помогли выжить в похожей ситуации. То есть, фактически мы реагируем не на то, что происходит с нами сейчас, а на то, что происходило когда-то с нами или нашими предками. И именно поэтому наши действия зачастую не приносят желаемого результата.

В отличие от животных, которые реагируют на реальную ситуацию, в которой они находятся, человек реагирует и на то, что он сам придумывает. Наше тело начинает действовать, как только мы подумали о чем-то, и, если нет соответствующего проявленного действия, в теле остается напряжение. Такое состояние называется синдромом незавершенных движений. На его поддержание организм тратит значительный ресурс. С течением времени незавершенные состояния накапливаются, и появляется хроническая усталость и различные заболевания, имеющие психосоматическую природу.
Все наши эмоции начинаются с тела. Энергетика тела первой реагирует на все происходящее с нами. Потом подключается сердечно-сосудистая и нервная системы, мышцы тела. И только потом мозг начинает управлять нашей реакцией, модифицируя инстинктивную реакцию до приемлемого вида в соответствии с социальными нормами и правилами. Если реакция адекватна внешнему воздействию, т.е. оно полностью отреагировано, все системы и органы возвращаются в «исходное» положение.

Если человек длительное время находится в стрессовой ситуации, ему приходилось себя сдерживать или испытывать страх и другие эмоции, не имея возможности полностью и адекватно их отреагировать, такие эмоции называют «застрявшими». В теле при этом образуются зоны, обладающие повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и определяющие поведенческий стереотип. Причем, у каждого есть 1-2 «любимых эмоции», которыми он и откликается на все происходящее — он всегда боится или всегда злится, или всем всегда недоволен и т.д. . Как правило, эти реакции не соответствуют происходящему, не приносят желаемого результата. .

В теле человека существует 4 пары ключевых зон (справа и слева):

  1. На голове. Если вы положите свои ладони на лицо справа и слева так, чтобы нижние части ладоней располагались на уровне мочки уха, то под ними окажутся эти ключевые зоны.
  2. В грудной клетке. В них находятся легкие, бронхи, сосуды легких.
  3. Под диафрагмой. В них находятся:
  • слева: почка с надпочечником, селезенка, поджелудочная железа (тело и хвост), левая часть желудка, левая доля печени, артерии этих органов
  • справа: почка с надпочечником, правая доля печени, желчный пузырь, 12-перстная кишка, головка поджелудочной железы, сосуды этих органов
  1. В области таза. В них находятся: подвздошные артерии, тазовые нервные сплетения, придатки (у женщин), отделы толстого кишечника, находящиеся в этих областях.

Ключевые зоны активны почти всегда, но в разной степени — в зависимости от времени суток, ситуации, солнечной активности, состояния магнитного поля земли. Активность этих зон связана с состоянием человека и эмоциями.

Устойчивое сочетание этих активных зон соответствует определенным моделям поведения :

  • активность всех правых зон (D1, D2, D3, D4) – «спаситель» — «я лучше знаю, как должно быть, других вариантов быть не может, я добьюсь этого и заставлю других это делать, но результат не соответствует ожиданиям»
  • активность всех левых зон (S1, S2, S3, S4) «жертва» – «мне страшно, я не справлюсь с этим, я виноват в этом (или обижен за это), я не хочу об этом слышать (видеть это)»
  • «диагональ перфекциониста» (S4, D3, D2, D1) – «мне страшно, но я должен это сделать, я знаю как, но делаю недостаточно хорошо»
  • «диагональ прокрастинатора» (D4, S3, S2, S1) – «не сейчас (не буду делать), не смогу, я виноват, не хочу этого видеть»
  • (D4, D3, S2, S1) «капризный»– «у меня нет выхода (других вариантов), я злюсь, обижаюсь и не хочу этого видеть»
  • (S4, S3, D2, D1) «заботливый родитель» – «мне страшно, они делают все не так, я лучше знаю как, не вижу желаемого».

Вы сами можете определить, какие зоны активны у вас, и скорректировать их .

Для этого можно встать перед зеркалом и посмотреть, какая из зон на каждом уровне притягивает ваше внимание. После этого просто понаблюдайте те зоны, на которые вы обратили внимание, начиная с нижних активных ключевых зон. Подробнее

На физическом уровне активность ключевых зон сопровождается сосудистым спазмом и застоем жидкости в активной зоне. Длительная (постоянная) активность одной ключевой зоны вызывает изменения в тканях сосудов и органов, находящихся в ней, что становится причиной различных заболеваний. Часто причиной головных болей, хронических заболеваний горла и носоглотки является активность ключевых зон тазовой области, а причиной боли в суставах ног – активность правой поддиафрагмальной области. Искривления позвоночника могут быть вызваны активностью ключевых зон, находящихся в грудной клетке или в поддиафрагмальной области, причем искривление часто бывает направлено в сторону активной зоны. В то же время, активность ключевых зон головы может вызывать боли в пояснице и в области крестца. Простатит, миомы, бесплодие часто вызываются активностью ключевых зон тазовой области.

Активность ключевых зон также может быть следствием травм, в том числе, и очень старых. Например, при серьезных травмах ног (вывихи, переломы, разрыв связок, сильные ушибы) организм, оберегая больное место, переносит большую часть нагрузки на здоровую ногу. И даже после того, как последствия травмы были устранены, нормальное распределение нагрузок не всегда полностью восстанавливается, появляется дисбаланс правой и левой сторон тела. В результате может повыситься активность ключевых зон, которые постоянно испытывают повышенные нагрузки в результате компенсации последствий травмы. Таким образом, старая травма, о которой все давно забыли, тоже может определять поведенческие стереотипы.

Вы, наверное, понимаете теперь, почему лечение больного места (если боль не связана с прямой травмой) часто бывает не очень успешным, а заболевание (боль) периодически возвращается или превращается в хроническое.

Кроме того, мозжечок также отвечает за регуляцию равновесия и мышечного тонуса, одновременно с этим работая и с мышечной памятью.

Интересной является также способность мозжечка адаптироваться к любым изменениям в восприятии информации, за максимально короткий срок. Подразумевается, что даже при нарушении зрения (эксперимент с инвертоскопом), человек всего за несколько дней адаптируется к новому состоянию и снова может координировать положение тела, опираясь на мозжечок.

Лобные доли

Лобные доли – это своего рода приборная панель человеческого тела. Она поддерживает его в вертикальном положении, давая возможность свободно передвигаться.

Кроме того, именно за счет лобных долей «рассчитывается» любознательность, инициативность, активность и самостоятельность человека в момент принятия любых решений.

Также одной из основных функций данного отдела является критическая самооценка . Таким образом, это делает лобные доли неким подобием совести, по крайней мере, в отношении социальных маркеров поведения. То есть, любые социальные девиации, которые являются неприемлемыми в обществе, не проходят контроль лобной доли, и, соответственно, не выполняются.

Любые травмы в этой части мозга чреваты:

  • нарушениями поведения;
  • сменами настроения;
  • общей неадекватностью;
  • бессмысленностью поступков.

Еще одна функция лобных долей – произвольные решения , и их планирование. Также освоение различных навыков и умений зависит именно от активности этого отдела. Доминантная доля данного отдела отвечает за освоение речи, и её дальнейший контроль. Не менее важным является и способность абстрактно мыслить.

Гипофиз

Гипофиз часто называют мозговым придатком. Его функции сводятся к выработке гормонов, отвечающих за половое созревание, развитие и функционирование в целом.

По сути, гипофиз является чем-то вроде химической лаборатории, в которой решается, каким именно вы станете в процессе взросления организма.

Координация

Координация , как навык ориентироваться в пространстве и не задевать предметы разными частями тела в случайном порядке, контролируется мозжечком.

Кроме того, мозжечок заведует такой функцией головного мозга, как кинетическая осведомленность – в целом, это высший уровень координации, позволяющий ориентироваться в окружающем пространстве, отмечая расстояние до предметов и рассчитывая возможности двигаться в свободных зонах.

Речь

Такой важной функцией, как речь, заведует сразу несколько отделов:

  • Доминантная часть лобной доли (вышеупомянутая), что отвечает за контроль над устной речью.
  • Височные доли отвечают за распознавание речи.

В основном же, можно сказать, что за речь отвечает левое полушарие головного мозга, если не учитывать деление конечного мозга на различные доли и отделы.

Эмоции

Эмоциональное регулирование – это область, которой заведует гипоталамус, наряду с целым рядом других важнейших функций.

Собственно говоря, в гипоталамусе не создаются эмоции, но именно там производится влияние на эндокринную систему человека. Уже после того, как определенный набор гормонов был выработан, человек чувствует что-то, правда, промежуток между приказами гипоталамуса и выработкой гормонов может быть совершенно ничтожным.

Префронтальная кора

Функции префронтальной коры лежат в области мыслительной и моторной активности организма, что соотносится с будущими целями и планами.

К тому же префронтальная кора отыгрывает значительную роль при создании сложных мыслительных схем ,
планов и алгоритмов действий.

Главная особенность в том, что этот отдел мозга не «видит» разницы между регуляцией внутренних процессов организма и следованием социальным рамкам внешнего поведения.

Когда вы оказываетесь перед сложным выбором, который появился в основном за счет ваших же собственных противоречивых мыслей – благодарите за это префронтальную кору головного мозга. Именно там производится дифференциация и/или интеграция разнообразных понятий и объектов.

Также в этом отделе прогнозируется результат ваших действий , и проводится корректировка в сравнении с тем результатом, что вы хотите получить.

Таким образом, речь идет о волевом контроле, концентрации на предмете работы и эмоциональной регуляции. То есть – если вы постоянно отвлекаетесь во время работы, не можете сосредоточиться, значит, вывод, сделанный префронтальной корой , был неутешительным, и вы не сможете добиться желаемого результата именно этим путем.

Последняя на сегодняшний день доказанная функция префронтальной коры головного мозга – один из субстратов кратковременной памяти .

Память

Память – это очень широкое понятие, которое включает в себя описания высших психических функций, позволяющих воспроизводить ранее полученные знания, навыки и умения в необходимый момент. Ею обладают все высшие животные, однако, наиболее развита она, естественно, у человека.

Точно определить, какой именно отдел головного мозга отвечает за память (долговременную или кратковременную) практически невозможно. Физиологические исследования показывают, что зоны, ответственные за хранение воспоминаний, распределены по всей поверхности коры больших полушарий головного мозга.

Механизм же действия памяти таков – в мозгу происходит возбуждение определённой комбинации нейронов в строгой последовательности. Эти последовательности и комбинации называются нейросетями. Ранее же более распространенной была теория, что за воспоминания отвечают отдельные нейроны.

Заболевания головного мозга

Головной мозг – такой же орган, как и все прочие в человеческом организме, а значит также подвержен различным заболеваниям. Список же подобных болезней довольно обширен.

Рассматривать его будет проще, если разделить их на несколько групп:

  1. Вирусные заболевания . Наиболее распространенными из них являются вирусный энцефалит (слабость в мышцах, сильная сонливость, кома, спутанность мыслей и затрудненное мышление в целом), энцефаломиелит (повышенная температура, рвота, нарушение координации и моторики конечностей, головокружение, потери сознания), менингит (высокая температура, общая слабость, рвота) и т. д.
  2. Опухолевые заболевания . Их количество тоже довольно велико, пусть и не все из них являются злокачественными. Любая опухоль появляется как конечный этап сбоя в продуцировании клеток. Вместо обычной смерти и последующей замены, клетка начинает множиться, заполняя все свободное от здоровых тканей пространства. Симптомами опухолей считаются головные боли и судороги. Также наличие их легко определить по галлюцинациям от различных рецепторов, спутанности сознания и проблемам с речью.
  3. Нейродегенеративные заболевания . По общему определению это также нарушения в жизненном цикле клеток в разных частях головного мозга. Так, болезнь Альцгеймера описывают как нарушенную проводимость нервных клеток, что и приводит к потерям памяти. Болезнь Хантигтона, в свою очередь, является результатом атрофии коры головного мозга. Есть и другие варианты. Общая симптоматика такова – проблемы с памятью, мышлением, походкой и моторикой, наличие судорог, тремора, спазмов или болей. Также читайте нашу статью про .
  4. Сосудистые заболевания тоже довольно различны, хотя, по сути, сводятся к нарушениям в строении сосудов. Так, аневризма есть не более чем выпячиванием стенки определенного сосуда – что не делает её менее опасной. Атеросклероз – это сужение сосудов в головном мозге, а вот сосудистая деменция характеризуется полным их разрушением.

Человек – это сложный организм, состоящий из множества органов, объединённых в единую сеть, работа которой регулируется точно и безукоризненно. Основную функцию регулирования работы организма осуществляет центральная нервная система (ЦНС). Это сложнейшая система, включающая несколько органов и периферийных нервных окончаний и рецепторов. Важнейшим органом этой системы является головной мозг — сложный вычислительный центр, отвечающий за правильную работу всего организма.

Общая информация о строении мозга

Изучить его пытаются давно, но за все время ученые так и не смогли точно и однозначно на все 100% ответтить на вопрос что это и как работает данный орган. Многие функции изучены, по некоторым имеются только догадки.

Визуально его можно разделить на три основные части: , мозжечок и большие полушария. Однако это деление не отображает всей многогранности функционирования этого органа. Более детально эти части подразделяют на отделы, отвечающие за определенные функции организма.

Продолговатый отдел

Центральная нервная система человека является неразрывным механизмом. Плавным переходным элементом от спиномозгового сегмента цнс является продолговатый отдел. Визуально его можно представить в виде усеченного конуса с основанием вверху или небольшой головки лука с расходящимися от него утолщениями — , соединяющимися с промежуточным отделом.

Выделяют три различные функции отдела — сенсорные, рефлекторные и проводниковые. В его задачи входит контроль за основными защитными (рвотный рефлекс, чхание, кашель) и бессознательными рефлексами (сердцебиение, дыхание, моргание, слюноотделение, секреция желудочного сока, глотание, обмен веществ). Кроме этого, продолговатый мозг отвечает за такие чувства, как равновесие и координацию движений.

Средний мозг

Следующим отделом, отвечающим за связь со спинным мозгом является средний. Но основная функция данного отдела – обработка нервных импульсов и корректировка работоспособности слухового аппарата и зрительного центра человека. После обработки поступившей информации эта формация подает импульсные сигналы для ответной реакции на раздражители: поворот головы в сторону звука, изменение положения тела в случае опасности. К дополнительным функциям можно отнести регулирование температурного режима тела, мышечного тонуса, возбуждение.

Средний мозг человека отвечает за такую важную способность организма, как сон.

Средний отдел имеет сложное строение. Выделяют 4 скопления нервных клеток – бугров, два из которых отвечают за зрительное восприятие, два других за слух. Между собой и с другими отделами головного и спинного мозга связаны нервные скопления все той же нервнопроводящей тканью, визуально похожих на ножки. Общий размер сегмента не превышает 2 см у взрослого человека.

Промежуточный мозг

Еще более сложный по строению и выполняемым функциям отдел. Анатомически промежуточный мозг делится на несколько частей: Гипофиз. Это небольшой придаток мозга, который отвечает за секрецию необходимых гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Условно разделен на несколько частей, каждая из которых выполняет свою функцию:

  • Аденогипофиз – регулятор периферийных эндокринных желез.
  • Нейрогипофиз – связан с гипоталамусом и накапливает в себе выработанные им гормоны.

Гипоталамус

Небольшой участок мозга, важнейшей функцией которого является контроль сердечного ритма и давления крови в сосудах. Дополнительно гипоталамус отвечает за часть эмоциональных проявлений путем выработки необходимых гормонов для подавления стрессовых ситуаций. Еще одна важная функция – контроль голода, насыщения и жажды. В довершение, гипоталамус является центром сексуальной активности и удовольствия.

Эпиталамус

Основная задача этого отдела – регулирование суточного биологического ритма. При помощи вырабатываемых гормонов влияет на продолжительность сна в ночное время и нормального бодрствования в дневное. Именно эпиталамус приспосабливает наш организм к условиям «светового дня» и делит людей на «сов» и «жаворонков». Еще одна задача эпиталамуса – регулирование обмена веществ организма.

Таламус

Данная формация очень важна для правильного осознания окружающего нас мира. Именно таламус отвечает за обработку и интерпритацию импульов, поступающих от переферийных рецепторов. В данный центр обработки информации сходятся данные от зриттельных нервой, слухового аппарата, температурных рецепторов тела, обонятельных рецепторов и болевых точек.

Задний отдел

Как и предыдущие отделы задний мозг включает в себя подразделы. Основная часть – мозжечок, вторая – варолиев мост, представляющий собой небольшой валик нервных тканей для связи мозжечка с другими отделами и кровеносных сосудов, питающих мозг.

Мозжечок

По своей форме мозжечок напоминает большие полушария, он состоит из двух частей, соединённый «червяком» — комплексом проводящей нервной ткани. Основные полушария состоят из ядер нервных клеток или «серого вещества», собранных для увеличения поверхности и объема в складки. Эта часть располагается в затылочной части черепной коробки и полностью занимает всю ее заднюю ямку.

Основная функция этого отдела — координация двигательных функций. Однако мозжечок не инициирует движения рук или ног – только контролирует точность и четкость, порядок выполнения движений, моторика и осанка.

Второй немаловажной задачей является регулирование когнитивных функций. К ним относятся: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Основная масса и объем мозга приходиться именно на конечный отдел или большие полушария. Полушарий два: левое – большей часть отвечающее за аналитическое мышление и речевые функции организма, и правое — основная задача которого абстрактное мышление и все процессы, связанные с творчеством и взаимодействием с окружающим миром.

Строение конечного мозга

Большие полушария мозга — это основной «процессорный блок» ЦНС. Несмотря на различную «специализацию» эти сегменты являются дополнением друг друга.

Большие полушария представляют собой сложную систему взаимодействия ядер нервных клеток и нервнопроводящих тканей соединяющих основные участки мозга. Верхняя поверхность,называемая корой, состоит из огромного количества нервных клеток. Её называют серым веществом. В свете общего эволюционного развития, кора – это самое молодое и наиболее развитое образование ЦНС и наивысшее развитие достигло именно у человека. Именно она ответственна за становление высших нервно-психических функций и сложных форм поведения человека. Для увеличения полезной площади поверхность полушарий собрана в складки или извилины. Внутренняя поверхность больших полушарий состоит из белого вещества – отростков нервных клеток, отвечающих за проведение нервных импульсов и связь с остальным сегментами ЦНС.

В свою очередь, каждое из полушарий условно разделяют на 4 части или доли: затылочные, теменные, височные и лобные.

Затылочные доли

Главной функцией этой условной части является обработка нейронных сигналов, поступающих от зрителных центров. Именно тут из световых раздражителей формируются привычные понятия цвета, объема и прочих трехмерных свойств видимого объекта.

Теменные доли

Этот сегмент ответственен за возникновение болевых ощущений и обработку сигналов от тепловых рецепторов организма. На этом их общая работа заканчивается.

Теменная доля левого полушария отвечает за структурирование информационных пакетов, позволяет оперировать логическими операторами, считать и читать. Также этот участок формирует осознание целостной структуры тела человека, определение правой и левой частей, координация отдельных движений в единое целое.

Правая же, занимается обобщением информационных потоков, которые генерируются затылочными долями и левой теменной. На этом участке формируется общая объемная картина восприятия окружающей среды, пространственного положения и риентации, просчет перспективы.

Височные доли

Данный сегмент можно сравнить с «жестким диском» компьютера – долговременное хранилище информации. Именно тут хранятся все воспоминая и знания человека, собранные за всю жизнь. Правая височная доля отвечает за визуальную память – память образов. Левая – тут хранятся все понятия и описания отдельных объектов, происходит интерпретация и сопоставление образов, их названий и характеристик.

Что касается распознавания речи, то в данной процедуре участвуют обе височные доли. Однако функции у них разные. Если левая доля призвана распознавать смысловую нагрузку услышанных слов, то правая интерпретирует интонационную окраску и сопоставление её с мимикой говорящего. Еще одной функцией данного участка мозга является восприятие и расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов носа.

Лобные доли

Эта часть ответственна за такие свойства нашего сознания, как критическая самооценка, адекватность поведения, осознания степени бессмысленности поступков, настроения. Общее поведение человека тоже зависит от правильной работы лобных долей мозга, нарушения приводят к неадекватности и асоциальности поступков. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов зависит от правильной работы этой части мозга. Это касается и степени активности и любознательности человека, его инициативности и осознанности решений.

Для систематизации функций ГМ они представлены таблицей:

Отдел мозга Функции
Продолговатый мозг Контроль основных защитных рефлексов.

Контроль бессознательных рефлексов.

Контроль равновесия и координации движений.

Средний мозг Обработка нервных импульсов, зрительных и слуховых центров, ответная реакция на них.

Регулирование температурного режима организма, мышечного тонуса, возбуждение, сон.

Промежуточный мозг

Гипоталамус

Эпиталамус

Секрецию гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Осознание окружающего мира, обработка и интерпритацию импульсов, поступающих от переферийных рецепторов.

Обработка информации от периферийных рецепторов

Контроль сердечного ритма и давления крови. Выработка гормонов. Контроль состояния голода, жажды, насыщения.

Регулирование суточного биологического ритма, регулирование обмена веществ организма.

Задний мозг

Мозжечок

Координация двигательных функций.

Регулирование когнитивных функций: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Затылочные доли

Теменные доли

Височные доли

Лобные доли.

Обработка нейронных сигналов, поступающих от глаз.

Интерпретация болевых и тепловых ощущений, ответственность за возможность читать и писать, логическая и аналитическая способность мышления.

Долговременное хранилище информации. Интерпретация и сопоставление информации, распознавание речи и мимики, расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов.

Критическая самооценка, адекватность поведения, настроения. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов.

Взаимодействие отделов мозга

Кроме того, что каждый отдел мозга имеет собственные задачи, целостная структура определяет сознание, характер, темперамент и прочие психологические особенности поведения. Формирование определенных типов определяется различной степенью влияния и активности того или иного сегмента головного мозга.

Первый психотип или холерический. Формирование такого типа темперамента происходит при доминированном влиянии лобных долей коры и одного из подотделов промежуточного мозга – гипоталамуса. Первая генерирует целеустремленность и желание, второй участок подкрепляет эти эмоции необходимыми гормонами.

Характерным взаимодействием отделов, определяющим второй тип темперамента – сангвиника, является совместная работа гипоталамуса и гиппокампа (нижней части височных долей). Основная функция гиппокампа – поддержание краткосрочной памяти и конвертация получаемых знаний в долгосрочную. Результатом такого взаимодействия является открытый, любознательный и интересующийся тип поведения человека.

Меланхолики – третий тип темпераментного поведения. Такой вариант образуется при усиленном взаимодействии гиппокампа и другой формацией больших полушарий – миндалевидного тела. При этом активность коры и гипоталамуса снижена. Миндалина принимает на себя весь «удар» возбуждающих сигналов. Но так как восприятие основных участков мозга заторможено, то реакция на возбуждение низкая, что в свою очередь сказывается и на поведении.

В свою очередь, формируя прочные связи, лобная доля способна задать активную модель поведения. При взаимодействии коры этого участка и миндалин центральная нервная система генерирует только высокозначимые импульсы, игнорируя при этом малозначимые события. Все это приводит к формированию Флегматичной модели поведения – сильного, целеустремленного человека с осознанием приоритетных целей.

ГЛАВА 16. Стихия мозга: эмоции

Большинство людей полагает, что эмоции только мешают нам совершать разумный выбор, но это не так. Эмоции (в отличие от настроения) возникают в ответ на события окружающего мира и помогают нашему мозгу сфокусироваться на решающей информации - от угрозы физического вреда до социальных возможностей. Эмоции помогают нам выбрать такое поведение, чтобы достигнуть желаемой цели и избежать того, чего мы опасаемся.

Большинство решений в жизни не могут основываться только на логических рассуждениях, поскольку имеющаяся у нас информация обычно бывает неполной или двусмысленной. Насколько просто решить, менять ли работу, если знать заранее, справишься ты с новой и насколько она тебя удовлетворит. Обычно, однако, все, что у нас есть, - это интуитивное чувство, что следует попробовать. Это отлично работает до тех пор, пока ваша орбитофронтальная кора, ключевая часть эмоциональной системы мозга, в порядке.

При повреждении этой области люди сталкиваются с большими проблемами. Один знаменитый пациент, EVR, был финансовым директором маленькой компании, жил с женой и двумя детьми, как вдруг в возрасте 35 лет у него обнаружили опухоль в передней части головного мозга. При проведении операции ему удалили большую часть орбитофронтальной коры. После этого он все еще мог вести разумные разговоры об экономике, импорте и текущих событиях и рассуждать по поводу сложных финансовых и этических ситуаций. Его память и интеллект не изменились, но это был уже не он. EVR сталкивался с проблемами при попытке принять самое простое решение. Он долго сравнивал различные рубашки по утрам, пытаясь определить, какая лучше. Более сложные выборы давались ему не легче. Довольно скоро он потерял работу, его бросила жена, и после неудачной попытки начать новый бизнес он переехал к родителям. EVR женился на проститутке, но и она через полгода ушла от него.

Такие катастрофические последствия часто встречаются у людей с повреждениями орбитофронтальной коры (хотя результаты повреждения мозга во многом зависят еще и от индивидуальных генов, истории жизни и личных характеристик до появления дефекта). Многие пациенты сохраняют способность планировать и выполнять сложные последовательности действий, но кажется, они не задумываются о последствиях своего поведения. Они не выражают особого беспокойства перед очень рискованным предприятием, они не смущаются поступками, которые большинство из нас нашло бы оскорбительными.

На самом деле они, похоже, не ощущают социальных эмоций, которые были бы адекватны в определенных ситуациях, хотя другие эмоции у них проявляются. Это может происходить из-за того, что им сложно отслеживать собственное поведение и то, насколько оно соответствует социальным правилам. Если повреждение происходит во взрослом возрасте, то пациенты могут правильно назвать существующие правила, но обычно просто не применяют их в жизни. Те же, чей мозг пострадал в детстве, не могут даже описать существующие нормы социальных взаимодействий, а не только следовать им.

Знаете ли вы? Эмоции и память

Скорее всего, вы лучше помните свой последний отпуск, чем свой последний визит на почту. Психологам давно известно, что эмоционально насыщенные события оставляют более живые воспоминания. Эмоциональный подъем обеспечивает более длительное хранение важных подробностей опыта, иногда - за счет забывания менее важных деталей. Люди с поврежденным миндалевидным телом не обладают этой усиленной памятью основных деталей эмоционально насыщенного события, а значит, скорее всего, именно эта часть мозга отвечает за влияние эмоций на память. Миндалевидное тело участвует в процессе запоминания важных ситуаций как при позитивных, так и при негативных эмоциях.

Эмоциональный подъем вызывает выделение адреналина, который активизирует блуждающий нерв - часть симпатической нервной системы (контролирующей так называемый рефлекс «бей или беги»). Блуждающий нерв передает информацию в ствол, оттуда она попадает в миндалевидное тело и гиппокамп, выполняющий важные функции в процессе запоминания. В результате этой активности в обеих областях мозга растет синаптическая пластичность - процесс, который, как считается, лежит в основе обучения (см. главу 13). Блокирование рецепторов этой информации в миндалевидном теле не дает адреналину усилить память, тогда как их активизация улучшает этот процесс.

Стрессовые ситуации также приводят к выделению глюкокортикоидов (гормонов стресса). Эти гормоны действуют напрямую на гиппокамп и миндалевидное тело, улучшая память. Повреждение миндалевидного тела не позволяет глюкокортикоидам усилить память в гиппокампе, так что, по-видимому, активность миндалевидного тела в этом процессе необходима.

В некоторых условиях стресс может повредить память. Глюкокортикоиды мешают процессу оперативной памяти, воздействуя на префронтальную кору. Хронический стресс может повредить гиппокамп (см. главу 10), что приведет к постоянным проблемам с запоминанием всех типов информации, а не только эмоционально окрашенных событий.

Теперь, когда мы объяснили, почему эмоции столь важны, рассмотрим другие части мозга. Миндалевидное тело больше всего известно благодаря своей роли в генерировании реакции страха (см. главу 13), но оно быстро отвечает и на позитивные стимулы. Более того, миндалевидное тело играет важную роль при фокусировании внимания на эмоционально значимых событиях в мире. Нейроны в миндалевидном теле реагируют на свет, звук, прикосновение, а иногда - на все три стимула одновременно. Многие нейроны специализируются на объектах, особенно - на значимых (например, на лицах или еде). Деятельность этих нейронов меняется в зависимости от потребности животного. Так, нейрон, отвечающий у животного за потребность во фруктовом соке, перестает реагировать после того, как животное напилось.

Удаление миндалевидного тела снижает некоторые реакции страха как у животных, так и у людей. Но особенно это повреждение понижает физическое проявление беспокойства. Например, играя в карты, люди с дефектом миндалевидного тела не выказывают реакции на риск - у них не потеют ладони и не учащается сердцебиение. (Можно подумать, что это обеспечит им отличное времяпрепровождение в Лас-Вегасе, но это не так. Оказывается, эмоциональные реакции необходимы людям для принятия нужного решения в неопределенной ситуации.) Точно так же и животные с поврежденным миндалевидным телом слабее реагируют на провоцирующие беспокойство ситуации, демонстрируя меньше бдительности и страха.

Животные с поврежденной конкретной частью миндалевидного тела сталкиваются с проблемами при решении заданий, в которых требуется критически воспринять ценность объекта или ситуации. Иначе может получиться так, что вы положите в рот кусочек шоколада, а окажется, что это лакрица (причем вовсе не имеет значения, что вы предпочитаете). У этих животных остаются нормальные вкусовые пристрастия, и они работают за лакомство, хотя и теряют способность критически оценивать предложенный корм и не могут научиться избегать пищи, от которой им затем бывает плохо.

Большинство эмоций генерируется общими областями мозга, но есть несколько специфических регионов, специализирующихся именно на эмоциях. Определенные типы повреждений мозга могут влиять на проявления отвращения или страха, не затрагивая при этом других эмоций. В главе 17 мы подробнее рассмотрим роль миндалевидного тела в создании эмоции страха.

Отвращение - это эмоция, возникшая давно в процессе эволюции для того, чтобы взрослеющие животные учились определять съедобную пищу. За отвращение в основном отвечают подкорковые узлы и островок головного мозга.

Электрическая стимуляция островка у людей приводит к состоянию тошноты и неприятного вкуса. Крысы с повреждениями одной из этих областей затруднялись в определении пищи, от которой они заболевали.

У людей роль этих областей расширена и включает в себя способность распознавать сходные ощущения у других. Пациенты, у которых эти регионы были повреждены, не могли распознать у людей выражение отвращения, как это бывает и у пациентов с болезнью Хантингтона (двигательное заболевание, вызванное дегенерацией нейронов в полосатом теле (части подкорковых узлов).

Примечательно, что те же области мозга заставляют нас морщить нос не только перед испорченной едой, но и при нарушении принятых норм морали. Например, островок активизируется, когда люди вспоминают что-то, заставляющее их почувствовать вину - эмоцию, напоминающую отвращение по отношению к себе.

Более общей деятельностью островка можно считать ощущение состояния нашего тела и пробуждение тех эмоций, которые станут мотивировать нас делать то, что нужно нашему организму. Конечно, не всегда можно доверять тому, что хочет наше тело, поскольку островок точно так же активизирует потребность организма в наркотиках или никотине. Островок посылает информацию в области, вовлеченные в процесс принятия решений, - например, префронтальную и переднюю поясную кору. Островок занимается и организацией социального поведения. Он помогает нам догадываться об эмоциях человека (например, смущении), исходя из его физического состояния (вспыхнувшего лица). Островок является одной из нескольких систем головного мозга, которые реагируют сходным образом как на собственную активность или состояние, так и на состояние другого человека. Другим является система зеркальных нейронов (см. главу 24).

Наши эмоции (и мозговые системы, их генерирующие) схожи с реакциями животных. Однако человеческие эмоции особенно сложны, в частности, из-за большой фронтальной коры. Хотя и мыши могут пугаться, сложно представить себе мышь, испытывающую стыд. Эмоции во многом контролируют наше социальное поведение, поэтому нет ничего удивительного в том, что области мозга, связанные с генерированием эмоций, не менее важны и при контроле социальных сигналов. Так называемые социальные эмоции (вина, стыд, зависть, смущение, гордость и т. д.) возникают в процессе развития позже, чем базовые эмоции счастья, страха, печали, отвращения и гнева. Эти эмоции направляют наше социальное поведение, в том числе желание помочь другим людям и стремление наказать обманщиков, даже в ущерб себе. Эксперименты показали, что люди с более сильным проявлением эмоциональных состояний более склонны к альтруизму или вынужденному выполнению социальных норм.

Теперь подумаем о том, как ситуация может повлиять на наше эмоциональное состояние. Например, если ваш любимый не появился вовремя в ресторане, вы можете рассердиться на него, а можете испугаться, подумав, что он попал в аварию. Узнав же, что он опоздал из-за того, что помогал человеку, у которого случился инфаркт, вы можете почувствовать гордость и счастье.

Этот пример иллюстрирует то, как наш мозг способен менять испытываемые нами эмоции в зависимости от наших намерений или восприятия событий. Несколько регионов коры головного мозга посылают информацию в центральную эмоциональную систему, чтобы изменить восприятие эмоциональной реакции. Самой простой формой эмоциональной регуляции является отвлечение, переключение внимания на что-нибудь другое, обычно - временно. Как показали исследования, при работающем переключении активность в эмоциональных системах понижается. Отвлечение способно понизить негативные эмоции, связанные с физической болью. Частично это происходит из-за понижения активности в некоторых областях, отвечающих за реакцию на боль (например, в островке), тогда как активность в областях, связанных с когнитивным контролем, повышается (в основном в префронтальной и передней поясной коре). Точно так же предвкушение ситуации, в которой обычно возникает позитивная или негативная эмоция, часто активизирует те же области мозга, что отвечают и за реакцию в данной ситуации.

Эффект, подобный отвлечению, можно вызвать и сознательно. Например, некоторые мастера йоги утверждают, что во время медитации не ощущают боли. Ученые проводили сканирование мозга медитирующего йога. Затем лазер стал стимулировать определенную область, что в норме должно было вызвать очень сильные болевые ощущения, однако никаких проявлений боли замечено не было, и активность в островке повысилась совсем незначительно.

Более длительный способ регуляции эмоций - это переоценка. Переоценка происходит, когда вы переосмысливаете смысл события, в результате чего ваши эмоции также меняются. Например, если ваша маленькая дочка обожгла руку о горячую плиту, вы можете разозлиться оттого, что она вас не послушалась, а затем почувствовать себя виноватым, поскольку не были достаточно внимательны и не смогли предостеречь ее от ожога. Однако затем, немного подумав, вы можете понять, что ожог несерьезный и быстро пройдет и что ваша дочь получила хороший урок важности следования вашим инструкциям. Оба этих размышления помогут вам не расстраиваться сильно из-за происшествия.

Знаете ли вы? Как наш мозг распознает юмор

Юмору сложно дать определение, но мы можем его почувствовать. Существует теория, согласно которой юмор содержит удивление - конец истории оказывается не такой, какой мы ожидаем, из-за чего мы заново интерпретируем смысл услышанного ранее, чтобы оно подходило к неожиданной концовке. Анекдот в отличие от логической загадки представляет собой связную, но не слишком логичную историю.

Некоторые пациенты с поврежденной фронтальной долей мозга, особенно - правой, вообще не понимают шуток. Обычно это происходит из-за того, что у них возникают трудности со стадией реинтерпретации. Например, если им рассказать начало анекдота и предложить несколько окончаний на выбор, они не смогут сказать, какой из них будет смешным.

Смех или чувство веселья у эпилептических больных вызывали с помощью стимуляции префронтальной коры или нижней части височной доли. Сканирование мозга показало, что нижняя и средняя области префронтальной коры активизируются, когда человек воспринимает шутку. Поскольку юмор включает в себя как эмоциональный, так и когнитивный компоненты, в этом есть определенный смысл, так как эти пре-фронтальные области интегрируют обе функции.

Юмор улучшает самочувствие человека, вероятно, потому, что активизирует центр удовольствия, который отвечает и за другие приятные вещи - например, еду и секс (см. главу 18). При сочетании с удивлением чувство удовольствия способно вызвать смех. Может быть, еще в древние времена смех был сигналом, сообщавшим о том, что вызывавшая тревогу ситуация на самом деле оказалась безопасной. Различные типы юмора активизируют области мозга, реагирующие на эмоциональные стимулы, - миндалевидное тело, средний мозг, переднюю поясную кору и инсулярную кору. Дее последние области активизируются также и в ситуациях неопределенности или абсурдности, поэтому они могут участвовать в процессе реинтерпретации при понимании шутки. Чем смешнее человеку кажется шутка, тем больше активизируются эти области (и центр удовольствия тоже). Положительный эффект юмора - это не только хорошее самочувствие. Способность смешить других людей может улучшить социальные взаимоотношения, помочь найти партнера по жизни или эффективно донести до других свои идеи.

Юмор снижает влияние стресса на сердце, иммунную систему и гормоны. Поэтому, если вы смеетесь над тем, что другим людям вовсе не кажется смешным, помните, что, скорее всего, именно вы будете смеяться последним.

Переоценка происходит в префронтальной и передней поясной коре. Во время экспериментов у людей, пытавшихся иначе интерпретировать эмоциональные стимулы, повышалась активность этих областей. В результате успешной переоценки активизировалась другая область мозга, ответственная за физические проявления эмоциональных изменений, - например, понижение активности миндалевидного тела, когда кто-то старался переоценить стимулы и сделать их менее пугающими. Эти изменения в мозге удивительно напоминают паттерны активности, возникающие в ответ на плацебо, - другой пример, на котором можно убедиться в том, что люди могут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию в зависимости от собственных убеждений.

Люди, способные к переоценке, обычно бывают более эмоционально стабильными и легче приспосабливаются к разным ситуациям. В процессе психотерапии многие люди хотят именно улучшить свою способность продуктивно переоценивать ситуации. В целом, будучи млекопитающими с большой фронтальной корой, мы можем научиться контролировать свои эмоциональные реакции. Переоценка в отличие от большинства ментальных способностей улучшается с возрастом, возможно, как следствие созревания префронтальной коры или просто как результат практики. Этот факт может объяснить то, почему пожилые люди обычно чувствуют себя более счастливыми и испытывают меньше негативных эмоций.

Поэтому, когда в следующий раз вы услышите фразу: «Не надо быть таким эмоциональным!», вы-то будете знать правду. Ваши эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются вашим быстрореагирующим гидом к эффективному поведению, помогающим вам предсказать вероятные последствия действий в случаях нехватки информации для логического вывода. Не беспокойтесь и проявляйте свои эмоции. Пока ваша система регуляции эмоций в рабочем состоянии, вы, скорее всего, сделаете правильный выбор.

Юмор можно разрезать на кусочки, как лабораторную лягушку, но тогда он умрет в процессе, и его внутренние органы приведут в уныние любого, кроме настоящего ученого.

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Психиатрия. Руководство для врачей автора Борис Дмитриевич Цыганков

Из книги Жизнь после травмы, или Код здоровья автора

Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Глава 29 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СИФИЛИТИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ МОЗГА (СИФИЛИС МОЗГА И ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ) Сифилитическая инфекция, как известно, поражает все органы и ткани, в том числе и головной мозг. В клинической психиатрии традиционно различают два отдельных

Из книги Здоровые сосуды, или Зачем человеку мышцы? автора Сергей Михайлович Бубновский

Стихия «Воздух», или Диафрагмальное дыхание Как вы думаете, почему больные люди чувствуют перемену погоды, понижение или повышение атмосферного давления? Врачи это свойство больного организма называют метеопатией. Здоровые люди таким свойством не обладают. То есть

Из книги Живая вода. Секреты клеточного омоложения и похудения автора Людмила Рудницкая

Стихия «Вода» Вода – основной компонент организма человека. Это среда, в которой работают клетки, органы, ткани. Вода занимает до 90 % объема взрослого человека. Эти факты известны каждому и описаны в любой энциклопедии. Вода, как и все стихии, носит в себе энергию как

Из книги Живая и мертвая вода - совершенное лекарство автора Александр Кородецкий

Стихия «Огонь» Есть еще один подводный камень для тех, кто захотел вернуть свое здоровье с помощью перечисленных выше рекомендаций и впервые начал выполнять силовые упражнения.Как мы уже выяснили, адаптивные боли прекрасно снимаются холодной водой при кратковременном

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

Пятый ключ – стихия «Эфир» Одна из самых трудных задач, которые предстоит решить человеку, выбирающемуся из ямы нездоровья, – отрицательные эмоции. Я приведу простой пример, не касающийся ни болезни, ни травмы, – беременность.Очень многие женщины во время беременности

Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

Глава 36 Эмоции Эндорфины - «гормоны счастья» Все большее распространение среди жителей современных развитых стран получают наркотики - они позволяют отвлечься от стрессов и невероятных нагрузок, приводят человека в состояние блаженства. Наука накопила убедительные

Из книги автора

Из книги автора

Стихия «воздух», или «хаа»-дыхание В моих книгах нет праздных (пустых) советов; каждую строчку надо внимательно читать и стараться выполнить все рекомендации именно так, как написано. К сожалению, многие не привыкли обращать внимание на необязательные, как им кажется,

Из книги автора

СТИХИЯ ВОДЫ Согласно фэн-шуй, вода является энергией богатства. Это могущественный элемент, способный выйти из-под контроля. Поэтому если вы пробуждаете эту энергию, делайте это правильно и пропорционально энергиям других элементов. Поставьте дома фонтан или аквариум, и

Из книги автора

Часть 2. Вода - родная стихия организма То, что организм человека большей частью состоит из воды, известно каждому. А вот то, что содержание воды в организме меняется на протяжении жизни человека, наверняка будет интересным фактом для моих читателей. Так, еще не родившийся

Из книги автора

Глава 2 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СПИННОГО МОЗГА АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга

Из книги автора

Глава 18 Эмоции во главе угла Возраст: от рождения до двадцати лет Все мы испытывали чрезвычайно сильные и неконтролируемые эмоции. Представьте себе, что вы все время чувствуете подобное, и вы получите картину повседневного восприятия маленького ребенка. Одна из причин,