Чем человек отличен от животного. Чем отличается человек от животного? Качества, отличающие человека от животного

«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?

Отличия человека и животного

С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:

  1. Человек обладает речью и мышлением.
  2. Он способен к осознанному творчеству.
  3. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
  4. Изготавливает и использует орудия труда.
  5. Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.

Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.

Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые

Пункт №1: Мышление и речь

Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.

Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.

В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.

В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.

В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.

Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.

Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.

Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.

Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты

Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.

Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.

Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда

Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.

В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.

Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.

Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!

В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.

Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).

Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.

В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.

Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять

Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.

Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.

Пункт №3: Биологические и духовные потребности

Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.

Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.

Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции

Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.

В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.

Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.

Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.

Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!

Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.

Человек VS животное: кто победит?

Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.

Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?

С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше

Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.

Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.

Вопрос, в чём заключается отличие человечества от животного мира, беспокоил людей почти с тех самых пор, как они осознали себя отдельной биологической единицей.

Несмотря на то, что в системе природной классификации человек является отдельным видом животных, очевидно, что в своём развитии он максимально отдалился от стандартного пути существования живых организмов. Вопросами основных различий занимаются не только биологи, антропологи и медики, эти проблемы решают также социологи, психологи, философы и представители других наук.

Социальные и морально-этические аспекты в жизни людей очень важны, но для скептиков они не подходят в качестве доказательств различия с животным миром. Поэтому в первую очередь нас интересуют очевидные и неоспоримые факты, касающиеся строения органов и их систем человеческого организма, а также физиологические особенности.

Хромосомный набор

Человек – продукт эволюции, ближайшими родственниками которого являются приматы крупного размера понгиды и хилобатиды. Несмотря на то, что мы очень похожи на своих сородичей, есть одна важная деталь, которая определяет нас, как отдельный вид – хромосомный набор.

Размер человеческого генома такой же, как и у некоторых приматов, но количество хромосом в наших клетках равно 46, они расположены попарно в двух спиралевидных нитях ДНК. Всего таких пар – 23, и именно они определяют то, как выглядит наш вид и по какой программе развивается каждый отдельный организм на протяжении всей своей жизни. Эта индивидуальная программа присуща только человеку разумному и не может быть воспроизведена больше ни одним животным.

При формировании вида произошло одно уникальное событие: люди выбрали прямохождение в качестве удобного метода передвижения. Это оказало огромное влияние на дальнейшее формирование и развитие человечества.

В результате такого способа перемещения позвоночник и другие отделы скелета изменились:

  • Таз расположился ниже и стал более широким, так как он несёт большую нагрузку по сравнению с тазовым отделом позвоночника других животных. Кости таза человека изменили свою структуру, стали толще и крепче.
  • Изменилось анатомическое строение стоп, которые являются основным механизмом при ходьбе. Количество костей и суставов в этом отделе очень велико, чтобы обеспечивать достаточную степень свободы во время шага.
  • В связи с прямохождением изменилась длина костей нижних конечностей. Они удлинились, что позволило ходить быстрее за счёт увеличения шага.
  • Позвоночный столб приобрёл новые для животного мир изгибы (лордозы и кифозы), которые позволили правильно распределить нагрузку по позвоночнику.

За возможность прямохождения человечество расплачивается периодическими болями в спине и пояснице, которые испытывают гораздо большее давление, чем такие же отделы позвоночника у представителей животного мира, использующих перемещение на четырёх лапах.

Мелкая моторика

После того, как люди начали ходить на двух ногах, ладонь перестала быть опорой при передвижении. Функция кистей рук изменилась, что отразилось и на её анатомии.

Строение человеческого большого пальца является уникальным в животном мире. Так ловко управляться с мелкими предметами, как могут это делать люди, не под силу больше никаким представителям царства животных.

Язык

Для живых организмов высшего порядка характерна первая сигнальная система, основанная на передачи рефлексов. Люди развили и успешно используют вторую сигнальную систему – речь. Учёные признают, что такой способ общения возможен не только у нас: те же дельфины могут разговаривать и даже дают своим детям имена. Но особое анатомическое строение человеческой гортани делает возможным использование большого диапазона звуков.

Ещё одна особенность заключается в том, что любые представители животного мира понимают друг друга одинаково, из каких бы зон обитания они не были. И только у человека существуют разные языки, не доступные для понимания тем, кто живёт в другой языковой среде. Такое явление – уникально и присуще только человечеству.

ЦНС

Человеческий мозг не является самым большим ни фактически, ни в пропорциональном отношении. Но анатомически он имеет ряд отличий от животных. Благодаря наличию больших и развитых лобных долей мы умеем вспоминать, планировать, мечтать, замечать общее и выделять различное. Пределы мышления человека раздвинуты очень далеко, что обусловлено функциональными возможностями его головного мозга.

Экологические отличия

В способе жизни, распространения, методах освоения новых пространств для обитания люди тоже имеют уникальные черты, отличающие их от животных.

Распространение вида

Многие виды живой природы занимают все материки, чему предшествовала длинная цепь эволюции, которая смогла обеспечить им механизмы для выживания в данных условиях. Человек смог поселиться на тех территориях, которые не подходят ему для жизни, поскольку его существование в определённых местах не ограничивается условиями окружающей среды.

С этой же целью человечество изобрело одежду – уникальное явление, которое не наблюдается в природе больше ни у одного вида. Благодаря такой высокой приспособляемости люди смогли жить в местах с холодным климатом, который не соответствует требованиям человеческой физиологии. То есть, распространение людей по земному шару не диктуется природными условиями.

Обмен ресурсами

Отсутствие ресурсов не способно препятствовать распространению человека, поскольку мы научились обмениваться пищевыми запасами, полезными ископаемыми и другими необходимыми для жизни материальными ценностями. Это способствовало дальнейшему освоению территорий, которые не могли бы заселиться другими видами животных из-за недостатка кормовой базы.

Использование орудий труда

Некоторые животные могут использовать для своих потребностей определённые предметы. Исключительная черта человечества заключается в том, что мы научились сами создавать такие приспособления, придумывать, проектировать и изготавливать их, что значительно расширило перечень возможностей.

Благодаря тому, что прогресс продолжается, люди не прекращают создавать другие приспособления, которые нередко предопределяют дальнейшее развитие цивилизации.

Применение огня

Биологи, историки, антропологи и другие учёные единогласно считают, что в своём развитии люди совершили огромный скачок благодаря применению огня. Эта способность повлияла не только на возможность переселения в холодные регионы, но и стала началом эры термической обработки пищи. Такое новшество постепенно изменило анатомию желудка и кишечника, повлияло на зубной ряд и челюстную кость. Поэтому клыки у людей не выступают за пределы линии других зубов, как это бывает у животных.

Влияние на планету

Ни один вид живой природы не оказывает такого огромного влияния на Землю, как человек. Мы меняем ландшафты, пути водных артерий, изменяем климат в определённых местностях и на всей планете. Кроме того, деятельность людей активно сказывается и на видовом разнообразии природы.

Социальные и духовные отличия

Большинство людей считают, что у животных нет души, в то время как у человека она есть. Но такое широкое понятие, о котором спорят уже много веков, сложно осознать.

Есть несколько морально-социальных факторов, которые резко отличают нас от животного мира.

Мышление

Сознание и мышление людей отличается от братьев наших меньших. В этом направлении человек намного опередили их.

Наше мышление состоит из таких элементов:

  • сбор информации;
  • анализ;
  • сравнивание;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • конкретизация.

На основе этих мыслительных операций мы можем рассуждать, судить о чём-то и делать свои умозаключения. Для животных такой высокий уровень мыслительной деятельности недостижим.

Этапы жизни

Безусловно, по продолжительности жизни отдельно взятый человек не может конкурировать со многими другими животными. Но пропорции различных периодов в биологическом развитии людей уникальны. Организм животного очень быстро деградирует после завершения половой программы, поэтому после прекращения деторождения животные долго не живут.

Совсем другая картина наблюдается у людей: период старости и угасания у нас отличается от остальных представителей живой природы и является самым длинным.

Мораль и этика

Животный мир существует по законам, которые продиктованы естественным отбором. Человек всё больше отдаляется от такого положения вещей, поэтому с прогрессом мышления появился новый свод правил или специфических законов жизни и взаимодействия социума – нравственность и мораль.

Творчество

Потребность к творчеству – черта, присущая только людям. Необходимость изменять пространство вокруг себя, создавать, воплощать свои эмоции в определённых видах творчества стала для нас привычной и даже обязательной.

Для тех, кто не преуспевает в создании творческих проектов, существует необходимость потреблять этот продукт в форме музыки, фильмов, картин, литературных произведений и пр. В животной среде такое явление полностью отсутствует.

Длительность взросления

Детство у каждого вида продолжается определённое количество времени. За этот период животное успевает овладеть всеми знаниями и навыками, которые необходимы ему после начала самостоятельной жизни отдельно от родителей.

У человека этот период самый продолжительный, поскольку темпы его развития и взросления довольно умерены, а половая зрелость наступает позже, чем у других видов. Из-за сложного устройства центральной нервной системы время, необходимое для её полного дозревания и формирования, становится длиннее, чем у животных.

Проявление эмоций

Внешнее проявление радости, гнева, удовольствия, огорчения и прочих эмоций у животных не так развито, как у людей. Улыбка, смех, румянец от смущения – всё это является специфичной способностью человечества. Мы не всегда в силах контролировать такие проявление на своих лицах.

Учёные считают, что эта особенность возникла у людей из-за тесных социальных связей. Эмоции с давних времён облегчали невербальные способы общения и со временем закрепились.

Рост потребностей

У любого вида братьев наших меньших есть предел комфорта и хороших условий для жизни, который ограничивает дальнейший прогресс. Человечество в этом плане пошло по иному пути – по пути непрекращающегося роста потребностей. В природе человека заложено не останавливаться на достигнутом, поэтому новые желания возникают благодаря прогрессу и изобретениям, которые само же человечество и производит.

Эта особенность стала базой для развития людей и причиной того, что этот процесс не прекращается.

Из всего вышесказанного можно заключить: несмотря на то, что человек является частью природы, он имеет много уникальных, присущих только ему черт, которые позволяют выделить его в отдельную группу, резко отличающуюся от других.

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей.

Вконтакте

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения , которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо . Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

Отличия человека от животных.

1.Приспособления к прямохождению (позвоночник S-образной формы, куполообразная стопа, большой палец имеет функцию опоры таз широкий)

2.Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Отсутствуют надбровные дуги; челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее.

3.Хорошо развиты мышцы – ягодичные, четырехглавые, икроножные.

4.Наличие гибкой кисти – органа труда.

5.Значительно развиты височные, лобные и теменные доли мозга. Появилась речь (вторая сигнальная система), абстрактное мышление, сознание.

4.Кожа лишена шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг дополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга.

2) . Эволюция приматов и рода Homo .

Первые следы жизнедеятельности приматов известны с конца мезозоя. Произошли они от насекомоядных млекопитающих . Ранние приматы образовали подотряд полуобезьян (Антропоидные, человекоподобные). В начале палеоцена эта группа приматов разделилась на две секции: широконосые и узконосые обезьяны . Οʜᴎ обладали рядом антропоидных черт: значительное развитие головного мозга, хватательные конечности; наличие ногтей, одной пары сосков и др.
Размещено на реф.рф
От узконосых обезьян произошла группа парапитеков , живших 25-45 млн. лет назад. Костные останки их найдены в Египте. Парапитеки вели древесный образ жизни, но могли передвигаться и по земле. В дальнейшем появились проплиопитеки (35 млн. лет назад), давшие начало гиббонам, орангам и дриопитекам , останки которых найдены в Африке, Индии, Европе. От одного из видов дриопитеков 14 млн. лет назад произошли обезьяны – рамапитеки . Οʜᴎ были всœеядны, передвигались на задних ногах, имели рост 110 см, жили в различных географических зонах, объём головного мозга был менее 350 см 3 . Сокращение площади лесов, в связи с изменением климата͵ привело к появлению, у антропоидов нового способа передвижения – двуногого хождения, а освободившиеся передние конечности стали использоваться для взятия камней, палок и добывании пищи.

Рамапитеки дали начало нескольким видам австралопитеков, останки которых были обнаружены в Африке. Жили они 4 млн. лет назад. В черепе австралопитеков меньше был развит лицевой отдел; челюсти имели крупные коренные зубы, короткие клыки и резцы. Объем мозга составлял 450-550 см 3 , рост 120см, вес 35-55 кᴦ. Ходили вертикально. Питались растительной и мясной пищей. Для охоты объединялись в стада. Один из видов (австралопитек массивный) дал начало первому человеку – Homo habilis , жившему 2-3 млн. лет назад. Эти примитивные люди отличались от австралопитеков увеличением объёма мозга до 700 см 3 , строением костей таза, укорочением лицевой части черепа. При раскопках рядом с костными останками человека умелого обнаружены примитивные каменные орудия из гальки (галечная культура).

Около 2 млн. лет назад произошло расселœение человека умелого по Африке, Азии и образовались отдельные изолированные формы, которые сменяли друг друга и жили в период с 2 млн. до 140 тысяч лет назад. Их отнесли к виду Homo erectus (человек прямоходящий). К этой группе древнейших людей (архантропов ) относят питекантропов,синантропов, Гейдельбергского человека . Останки питекантропа были обнаружены на острове Ява, синантропа – в Китае, Гейдельбергского человека – в Германии. Объем мозга их достигал 800-1000 см 3 , а строение бедренной кости свидетельствовало о прямохождении. Рост 170 см, вес 70 кᴦ.

Древнейшие люди имели низкий, покатый лоб, с выраженным надбровным валиком, массивную челюсть. Οʜᴎ готовили орудия труда из камня (щельская культура), жили стадами в пещерах, использовали огонь, питались мясной и растительной пищей. Успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. Эволюция архантропов направлялась биологическими факторами, включающими жесткий естественный отбор и внутривидовую борьбу за существование. Наиболее перспективные направления эволюции архантропов это:1)увеличение объёма головного мозга 2)развитие общественного образа жизни 3)совершенствование орудий труда 4)использование огня для защиты от холода, хищников, приготовления пищи.

Древнейших людей сменили древние люди – палеоантропы(неандертальский человек), жившие 300-40 тыс. лет назад. Неандертальцы были неоднородной группой и их эволюция шла в двух направления. Подвид Homo sapiens neanderthalensis появился в результате мощного физического развития архантропов. У них были мощные надглазничные валики и массивная нижняя челюсть, больше похожая на челюсть человека, чем обезьяны, с зачатком подбородочного выступа. Неандертальцы жили в пещерах, охотились на крупных животных, общались между собой с помощью жестов, нечленораздельной речи.

На всœех стоянках обнаружены следы костров и обгоревшие кости животных, что свидетельствует об использовании огня для приготовления пищи. Орудия труда их гораздо совершеннее, чем у предковых форм. Масса мозга неандертальцев около 1500 г, причем сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Рост 160 см. Костные останки неандертальца из Сен-Сезер (Франция) были найдены вместе с орудиями труда, свойственными верхнепалеолитическому человеку (мустьерская культура), что свидетельствует об отсутствии резкой интеллектуальной грани между неандертальцем и современным человеком. Имеются данные о ритуальных захоронениях неандертальцев на территории Ближнего Востока.

В конце 60-х годов ХХ столетия ученые выделили второй подвид H.s. sapiens (неоантропы). Представитель этого подвида - кроманьонец, останки которого были обнаружены на юге Франции в гроте Кро-Маньон. Наиболее древние ископаемые останки его, возрастом 100 тыс. лет, обнаружены также на территории Северо-Восточной Африки. Многочисленные находки палеоантропов и неоантропов на территории Европы, датирующиеся 37-25 тыс. лет, свидетельствуют о существовании обоих подвидов в течение нескольких тысячелœетий. Неоантропы имели высокий рост до 190 см, объём мозга до 180 см3,тонкие черты лица, узкий нос, прямой лоб. Нижняя челюсть имела большой подбородочный выступ. Кроманьонцы были охотниками-собирателями, искусно делали каменные и костяные орудия труда, шили одежду, рисовали животных, сцены охоты, строили постоянные жилища из бивней и шкур мамонтов.Кроманьонцы образовывали семьи, родовые общины, у них была своя религия, членораздельная речь.

В тот же период неоантропы обитали уже не только в Европе и даже в Америке. Эти данные указывают на необычайно быстрый процесс расселœения современного человека, что должна быть доказательством "взрывного", скачкообразного характера антропогенеза в данный период как в биологическом, так и в социальном смысле. H.s. neanderthalensis в виде ископаемых остатков не обнаруживается позже рубежа в 25 тыс. лет. Быстрое исчезновение палеоантропов должна быть объяснено вытеснением их людьми с более совершенной техникой изготовления орудий труда и метисацией с ними.

С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции. Об этом отчетливо свидетельствует отсутствие существенных различий между ископаемым человеком, жившим 30-25 тыс. лет назад, и нашим современником.

Движущие факторы антропогенеза:

I.Биологические:

1) борьба за существование,

2) естественный отбор, половой отбор

3) наследственная изменчивость,

4) мутационный процесс

5) популяционные волны

6) дрейф генов

7) изоляция

II.Социальные:

2) общественный образ жизни

3) сознание

4) мышление

7) мясная пища

3).Соотношение биологического и социального в современном человеке .

В органическом мире планеты люди занимают уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза социальной сущности, которая ʼʼ... в своей действительности есть совокупность общественных отношенийʼʼ. Это означает, что именно общество и производство, а не биологические механизмы обеспечивают выживание, всœесветное и даже космическое распространение, процветание людей. Из социальной сущности людей вытекают также закономерности и главные направления исторического развития человечества. Человек включен в систему органического мира, которая складывалась на протяжении большей части истории планеты независимо от социального фактора и породила данный фактор в ходе своего развития. Человек и человечество составляют своеобразный, но обязательный и неотъемлемый компонент биосферы: ʼʼЧеловек должен понять, ...что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов летʼʼ. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческо­го организма основывается на фундаментальных биологических меха­низмах, которые составляют биологическое наследство людей.

Особенности развития жизни в одной из ее ветвей привели к соеди­нению в человеке социального и биологического. Такое соединœение отражает объективный результат биологической предыстории и насто­ящую историю вида Человек разумный. Характер взаимодействия социального и биологического в человеке нельзя представлять как их простое сочетание в некоторой пропорции или прямое подчинœение одного другому. Особенность человеческого биологического заключа­ется в том, что оно проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи.

Биологические процессы с крайне важно стью происходят в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определœении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. При этом в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. В качестве примера рассмотрим процесс эволюции, которому в конечном итоге подчинœены механизмы, функционирующие на всœех базовых уровнях организации жизни - молекулярно-генетическом, клеточном, онтогенетическом и др.
Размещено на реф.рф
Гено­фонды популяций людей вплоть до настоящего времени испытывают давление мутаций, комбинативной изменчивости, избирательного скрещивания, дрейфа генов, изоляции, некоторых форм естественного отбора. Вместе с тем благодаря действию социальных факторов естественный отбор утратил функцию видообразования. Это делает невозможным достижение закономерного биологического результата - появление новых видов рода Homo. Одно из необычных последствий действия элементарных эволюционных факторов в таких условиях состоит в выраженном наследственном разнообразии людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в таких масштабах среди животных не наблюдается.

Приобретение социальной сущности и сохранение биологических механизмов жизнеобеспечения изменило процесс индивидуального развития людей. В онтогенезе человека используется информация двух видов. Первый вид представляет собой биологически целœесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в ДНК клеток в виде генетической программы. Благодаря ей, в индивидуальном развитии складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других животных. Возникновение этого комплекса служит крайне важно й предпосылкой становления человека как социального существа. Второй вид информации представлен суммой знаний, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития общества и производственной деятельности. Это программа социального наследования, освоение которой человеком происходит в процессе его воспитания и обучения.

4). Положение человека в системе животного мира .

5).Понятие о расах

Расы – исторически сложившиеся в определœенных географических условиях группы людей, обладающие общими наследственно-обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.

Внутри человечества выделяют три основные большие расы:

1)европеоидная

2)австрало-негроидная

3)монголоидная

Расовые типы отличаются цветом кожи, структурой волос, разрезом глаз. По остальным признакам не отличаются, так как относятся к одному виду – Homo sapiens sapiens.

Для европеоидной расы характерны: светлая пигментация ко­жи, мягкие волосы (прямые или волнистые), обильное развитие бо­роды и усов, глаза от голубых до карих и черных.

Для монголоидной расы характерны; жесткие темные волосы, темные глаза, желтоватая кожа, уплощенное лицо, с выделяющимися скулами, плоское переносье, совкообразные резцы, эпикантус.

Стоит сказать, что для негроидной расы характерны: темные курчавые волосы, темная кожа и глаза, полные губы, широкий нос, слабое или сред­нее развитие волосяного покрова, лицевая часть черепа выступает в вертикальной плоскости.

Одни антропологи считают, что расовая дифференцировка складывалась у древнейших людей, проживавших в Азии, Африке, Европе.

Другие считают, что расовые типы возникли позднее в Восточ­ном Средиземноморье. В среднем палеолите, когда жили неандер­тальцы, возникли два очага расообразования: западный и восточный.

Многие расовые признаки возникали первоначально вследст­вие появления мутаций. Под давлением отбора на разных этапах расогенеза эти признаки, имеющие приспособительное значение, за­креплялись в поколениях.

В результате социально-экономических и культурных взаимо­отношений между народами роль смешения рас (метисация) увели­чивалась, а роль отбора и изоляции уменьшалась. Границы расо­вых ареалов становились расплывчатыми.

Доказательством единства человечества могут служить локали­зация у представителœей всœех рас кожных узоров типа дуг на вто­ром пальце, одинаковый характер расположения волос на голове, способность вступать в брак с представителями других рас и давать плодовитое потомство.

Отличия человека от животных. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отличия человека от животных." 2017, 2018.

ЧЕЛОВЕК

Теории происхождения человека.

- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.

Человек - биологическое существо:

Человек – часть живой природы;

Наличие инстинктов;

Биологические потребности.

Человек - социальное существо:

Регулирование инстинктов;

В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;

Создатель и носитель культуры человеческого общества;

Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

3. выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.


Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Индивид (лат. неделимое, особь) единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.

Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.

Личность (англ. персона)человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.

Личностью человек становится в процессе социализации.

Социализация (лат. общественный) осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.

Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.

Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)

Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.

Ресоциализация – восстановление …