Научный вклад а п нечаева в психологию. А.п

Алекса́ндр Петро́вич Неча́ев- российский и советский психолог, один из основоположников экспериментальной педагогики. Доктор педагогических наук (1944).

Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете. В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский, И. Р.Тарханов, А. А. Крогиус, А. Л. Щеглов и другие видные учёные.



В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.

Преподавал историю философии в Александровском лицее.

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором Самарского педагогического института и, после преобразования его в 1918 году в университет, дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 году - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте и Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

в Соляном городке (в Петербурге). Осенью 1899 г. в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на Четвертом международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 г., а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств», издававшемся Г.Эббингаузом. Доклад А.П.Нечаева вызвал большой интерес, дал толчок ряду исследований в этом направлении.

Взаимоотношение психологии и педагогики, задачи психологического изучения школьников, особенности умственной работы учащихся, рациональная организация учебного дня, гигиенические требования к учебному процессу - эти и подобные вопросы стали предметом пристального внимания А.П. Нечаева.

Для их решения он начал создавать первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. 24 октября 1901 г. лаборатория была открыта. Она стала не только научно-исследовательским учреждением, но и научно-организационным центром. Здесь изучались процессы ассоциации и их характер в различные возрастные периоды, особенности внимания и памяти учащихся, развитие их интересов, скорость умственной работы и т.д. В 1904 г. при лаборатории были открыты первые в России педологические курсы, провозгласившие своей целью девиз К.Д. Ушинского об изучении человека как предмета воспитания. На курсах читались многочисленные циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности (анатомия, физиология, антропология, общая психология, психология ребенка, учение о характерах и др.). проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Заведовал курсами А.П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А.Ф.Лазурский, И.Р.Тарханов, А.А.Крогиус, А.Л. Щеглов и другие видные ученые.

Активные усилия прилагал А.П. Нечаев к тому, чтобы сделать результаты исследования доступными читающей публике, в том числе и иностранной. Его статьи регулярно появлялись в ведущих педагогических журналах:

«Вестник воспитания», «Русская школа», «Русский народный учитель». В «Вестнике психологии...» он редактировал отдел педагогической психологии, который в 1905 г. выделился в самостоятельный журнал «Книжки педагогической психологии» под его редакцией (совместно с Н.Е. Румянцевым). В 1908 г. под редакцией А.П. Нечаева и Н.Е. Румянцева стал издаваться «Ежегодник экспериментальной педагогики». Многие статьи А.П. Нечаева публиковались в зарубежных журналах. Для основанного в 1903 г. Э. Мейманом журнала «Архив общей психологии» он давал ежегодный обзор российских исследований по психологии. Он явился инициатором перевода на русский язык (а также в ряде случаев переводчиком и редактором) многих книг зарубежных ученых. В 1904 г. в Гессене состоялся первый конгресс по экспериментальной психологии. А.П. Нечаев принимал участие в его работе и дал о нем подробную информацию в «Вестнике психологии...» (1904. № 6). Принимал он участие и в последующих конгрессах - во Франкфурте-на-Майне (1908), Инсбруке (1910), Берлине (1912), Сиднее (1914).

Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности.«Имеяв виду воспитание личности, - писал он, - мы должны помнить, что личность прежде всего проявляется в связности и устойчивости психических переживаний. К этой-то связности и устойчивости мы прежде всего и должны стремиться в нашей педагогической практике. Мы должны способствовать установке определенной связи между чувствами человека, его знаниями и действиями» . Такой подход был характерен и для других выдающихся психологов того времени (И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, М.М.Рубинштейн и другие), благодаря чему в психолого-педагогической науке и общественном сознании утвердился идеал всесторонне развитой, гармонической личности.

Стремясь к усовершенствованию учебного процесса на основе знания психологии ребенка, А.П. Нечаев уделил внимание в первую очередь процессам умственной жизни школьника. Путь к познанию интеллектуальной сферы школьника (да и всей его духовной жизни) он видел в изучении интересов ребенка. «Понять господствующие интересы человека, уловить главнейшие направления его внимания, определить область наиболее и наименее доступных ему представлений, - считал А.П. Нечаев, - значит найти ключ к объяснению многого в его душевном мире. Особенную важность имеет изучение всех этих явлений в школьном возрасте. Влияние воспитателя и учителя бывает прочным только тогда, когда оно опирается на определенные свойства духовной природы учащихся. Поэтому, изучая интересы школьников, можно проложить путь к выработке наиболее совершенных планов школьного воспитания и к наилучшему пользованию планами существующими». В целях исследования детских интересов он изучал характер преобладающих ассоциаций у учащихся в возрасте от 11 до 18 лет, провел опрос учащихся о любимых видах чтения. Полученные данные позволили ему сделать обоснованные выводы о некоторых возрастных особенностях развития интересов в школьном возрасте и преимущественной направленности внимания в ходе школьного обучения.

Исследование интересов и внимания показало их тесную взаимосвязь с другими психическими процессами, в первую очередь с памятью. В своей лаборатории А.П. Нечаев на протяжении ряда лет проводил экспериментальное изучение мнемических процессов. Первоначально он поставил задачу проследить развитие разных видов памяти в школьном возрасте и определить влияние значения слов на их запоминание. Анализ результатов исследования и их сопоставление с данными, полученными другими исследователями, позволили А.П. Нечаеву обосновать ряд важных в научном и практическом отношении положений. Во-первых, он показал, что память совершенствуется в ходе возрастного развития; этот процесс несколько замедляется лишь перед наступлением периода половой зрелости. Он выявил также большое влияние значения слов на легкость запоминания. Было показано различие объема разных видов памяти. Выявились некоторые особенности в характере памяти мальчиков и девочек. Обнаружилась также определенная зависимость между развитием памяти и общим физическим развитием, в частности мускульной силой и емкостью легких. Предметом исследования А.П.Нечаева стал также вопрос о различии типов памяти и типов привычного заучивания. Результаты исследования убедили в том, что такое различие существует и оказывает заметное влияние на усвоение некоторых учебных предметов (особенно это касается изучения языков и рисования). Поэтому надо разграничивать понятия «тип памяти» и «форма привычного заучивания». Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве случаев форма привычного заучивания соответствует типу памяти данного человека. Но значителен и процент их несовпадения, нередко связанный с тем, что форма воспроизведения зависит от формы получения знания. Например, если запоминаемый материал получен в слуховой форме, то он легче воспроизводится в той же форме, даже у лиц со зрительным типом памяти. На основании результатов своих исследований А.П. Нечаев сделал практические педагогические выводы об организации обучения различным учебным предметам, в частности детально рассмотрел вопрос о дидактическом значении формы заучивания в ходе использования разных форм и методов изучения иностранных языков .

Памятуя о единстве психической жизни личности, А.П. Нечаев серьезное внимание уделил эмоциональной сфере . Он обосновал необходимость повседневной заботы педагога об эмоциональном состоянии воспитанников. Даже если ставится задача простого сообщения знаний, педагог не может пренебрегать эмоциональной стороной педагогического процесса, поскольку чувства, отражая качественные особенности внутреннего мира человека, являются надежным средством проникновения в этот внутренний мир, а без этого воспитательный процесс может оказаться бесплодным.

Особое внимание А.П. Нечаев уделял нравственным чувствам,их формированию и воспитанию. В психологической природе нравственных чувств он подчеркивал их связь с интеллектуальными процессами. Нравственному человеку, отмечал он, свойственны все признаки, характеризующие чувство как таковое (приятное - неприятное и т.д.). «Но все эти чувства, - по его мнению, - получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или другого явления» . Единство нравственного переживания и интеллекта находит выражение в понятии «совесть», рассматриваемом как осознание человеком своего нравственного долга. Другими словами, можно утверждать, что всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.

Исходя из такого понимания природы нравственного чувства, А.П. Нечаев сделал два принципиально важных вывода. Поскольку нравственное чувство представляет собой одно из проявлений эмоциональной жизни, то для его развития и воспитания необходимо стимулировать переживание самых разнообразных оттенков чувств. Поэтому, заключал он, «одно из важных требований воспитания нравственного чувства - сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать, волноваться и успокаиваться, надеяться, разочаровываться и удовлетворяться» [там же; 112]. Но воспитание нравственных чувств не может этим ограничиться. Формирование нравственного достоинства предполагает также способность человека к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках, т.е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует, что «воспитание тонкого нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития... Не может быть воспитания нравственного чувства, когда интеллект остается в пренебрежении» [там же; 113]. Однако это должно быть не формальное развитие рассудочной деятельности, а умение координировать одни переживания с другими, способность понимать соотношение различных впечатлений, оценивать их с точки зрения общей цели человеческой жизни. Формирование нравственных чувств начинается в раннем детстве и во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, но для подлинного становления личности наиболее значительна работа самого человека над собой, сознательный выбор нравственных идеалов, характерный для юношеского возраста.

Руководствуясь принципом целостности личности, А.П. Нечаев определил и роль эстетических чувств как необходимого компонента высших человеческих чувств . Координация интеллектуальных и эмоциональных компонентов, по его мнению, легко может быть достигнута на почве эстетических впечатлений, поскольку между искусством и наукой существует психологическое родство. Произведение искусства, отмечал он, заключает в себе две стороны: оно является средством достижения эстетического наслаждения и вместе с тем имеет интеллектуальную сторону, обусловливающую большую или меньшую цельность и гармоничность отношения всех частей художественного произведения. Каждый художник в своем произведении непременно (сознательно или бессознательно) выражает какую-нибудь мысль или настроение, облеченное в художественную форму. Именно эта интеллектуальная сторона художественного произведения, с точки зрения А.П. Нечаева, имеет наибольшую педагогическую ценность. Она позволяет сделать эстетическое чувство средством не только эмоционального, но и общего психического развития, соединить эмоциональное и интеллектуальное совершенствование. Умственное образование, по его убеждению, только тогда достигает цели, когда дает возможность человеку свести свои мысли в стройную систему, понять окружающий мир в целом. Художественная форма, воздействуя на чувство и мысль одновременно, помогает схватить общие черты в частных явлениях. И в этом заключается важнейшая воспитательная роль искусства.

Не осталась вне поля внимания А.П.Нечаева и волевая сфера , . В волевом процессе он выделил два момента: сознание наличности какого-нибудь стремления и одобрения этого стремления, его соответствия представлениям и чувствам данного человека. Таким образом, волевое действие обусловлено интеллектуальным опытом и эмоциональным состоянием. Отсюда следует, что развитие воли необходимо координировать с развитием интеллектуальных и эмоциональных компонентов психики, т.е. руководить развитием личности в целом.

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

А. П. Нечаев изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912).

Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Отстаивая принципы эмпиризма, А. П. Нечаев отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.

Российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов. Автор теории формирования профессионального сознания. Ученик П. Я. Гальперина.

Доктор психологических наук (1987), профессор (1990), действительный член (академик) РАО (1992). Вице-президент Совета Международного бюро просвещения в Женеве (1990–1992). Заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков в МГУ имени М.В.Ломоносова. Вице-президент Российского психологического общества (2012).

Награждён «Орденом Дружбы» (1996), медалью К.Д.Ушинского (2000). Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (1998).

Биография

Окончил психологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (1969) и аспирантуру МГУ (1972), защитив кандидатскую диссертацию по теме «Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний».

Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970–1972). Преподавал психологию в Московском автомобильно-дорожном институте (1973–1974), Московском архитектурном институте (1974–1982, с 1976 г. – доцент) и МГУ имени М.В.Ломоносова (1982–1988).

В 1987 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)» и перешёл на должность заместителя директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987–1989).

С 1989 по 1992 г. – начальник Главного управления общего среднего образования, член Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию.
После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования (РАО) работал в должности Главного учёного секретаря РАО (1992–1997).

Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (1989–1992), заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Московского государственного лингвистического университета (1992–1994), заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ (1994-2016). Проректор по учебно-методической работе МГЛУ (2000-2016).

С 2016 года заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков в МГУ имени М.В.Ломоносова.

Научные идеи

Научные интересы Н.Н.Нечаева сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.

Согласно этой теории, высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии – его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом. С позиции этой концепции, высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. «Психическое» развитие, психологическое «оформление» каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его «вхождения», «врастания» в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения её содержания, её форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной «социализации» студента в процессе высшего образования, его «превращения» и «обращения» в специалиста. Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т.д. – те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и её отдельные виды и формы – являются, с этой точки зрения, тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований – выявление психологического «ядра» профессиональной деятельности специалиста, её психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Нечаева были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых.

Н. Н. Нечаев – автор многих учебных пособий и монографий, в том числе по вопросам архитектурного образования. Среди них: «Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании» (1980); «Введение в проектирование» (1982); «Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы» (1987); «Методы архитектурного творчества» (1988); «Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе» (1989); «Теория и методика пространственного анализа в архитектуре» (1991) и др.

Педагогическая деятельность

На факультете психологии МГУ читает следующие курсы:

  • «Преподавание психологии в системе высшего профессионального и дополнительного образования»
  • «Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования»
  • «Психология как наука и практическая деятельность: истоки и современное состояние»

Основные работы

  • Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании: Учебное пособие / И.Г.Лежава, Н.Ф.Метленков, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1980. – 107 с.
  • Введение в проектирование: Учебное пособие / А.В.Степанов, С.А.Малахов, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1982. – 134 с.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 112 с.
  • Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – М.: МГУ, 1987. – 37 с.
  • Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии // Новые методы и средства обучения. – 1988. – № 1(5). – С. 3–37.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1988. – 165 с.
  • Методы архитектурного творчества: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 1988. – 105 с.
  • Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. – М.: НИИВШ, 1989. – С. 7–19.
  • Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н.Нечаев. – М.: НИИВО, 1989. – 156 с.
  • Компьютерные технологии и архитектурное творчество: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, А.И.Рудь, А.В.Скопинцев. – Ростов-на-Дону, РАИ, 1990.
  • Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы: Из истории российских университетов // Народное образование. – 1991. – № 37. – С. 156–162.
  • Теория и методика пространственного анализа в архитектуре: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, В.К.Моор. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.
  • Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И.Иванова, Н.Н.Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 295 с.
  • Нечаев Н.Н. Культурно-исторический подход в становлении теории высшего образования // Материалы международной конференции, посвящённой 100-летию Л.С.Выготского. – М.: Изд-во РГГУ, 1996. – С. 37–44.
  • Нечаев Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник УРАО. – 1999. – № 1. – С. 3–13.
  • Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. – 2001. – № 1 (11). – С. 78–96.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы). – М., 2002. – С. 3–24. – (Вестн. МГЛУ; вып. 467).
  • Нечаев Н.Н. А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С. 50–69.
  • Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. – М.: Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. – 92 с.
  • Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 3–22.
  • Архитектура: пространство, время, культура: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, А.В.Степанов, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. – 296 с.
  • Нечаев Н.Н., Ермаков В.Г. Инновационное образование как объект педагогической теории // Психолого-педагогические аспекты развития образования. – М., 2009. – С. 96–113. – (Вестн. МГЛУ; вып. 539).
  • Нечаев Н.Н. Моделирование как творчество: методологические аспекты психологического исследования проектной деятельности / Математическая психология: школа В.Ю.Крылова / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Н.Савченко и др. – М.: Изд-во ИП РАН, 2010. – С. 79-97.
  • Нечаев Н.Н. Избранное. Работы разных лет. - М.: «Логос-Принт», 2013. - 226 с.
  • Нечаев Н.Н. Психология: избранные психологические труды. - Воронеж: МОДЕК, 2014. - 400 с.

Биография

Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета . По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете . В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке . Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский , И. Р.Тарханов , А. А. Крогиус , А. Л. Щеглов и другие видные учёные.

В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.

Преподавал историю философии в Александровском лицее .

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором и после преобразования его в 1918 году в университет дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором , а в 1922 г. - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

Научные исследования

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Библиография

Нечаев издавал «Книжки педагогической психологии» (1906-1910) и «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909-1914).

Известны его работы:

  • Наблюдения над развитием интересов и память в школьном возрасте, 1901;
  • Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1905;
  • Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения", 2-е изд., 1909;
  • Учебник психологии, 5 изд., 1915;
  • Память человека и ее воспитание", 2-изд. М.-Л., 1930.

Литература

  • Никольская А. А. А. П. Нечаев: жизненный и творческий путь

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Преподаватели Александровского лицея
  • Психологи Российской империи
  • Психологи СССР
  • Репрессированные в СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Нечаев, Александр Петрович" в других словарях:

    Писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко филологическому факультету. Читал психологию на педагогических курсах военно учебного ведомства. Основал при Петербургском университете психологический… … Биографический словарь

    Писатель. Род. в 1870 г.; окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Писатель. Род. в 1870 г., окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев, Александр Петрович - (1870 1948) психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С. Петербурге (1901). Пытался построить… … Педагогический терминологический словарь

    НЕЧАЕВ Александр Петрович - , психолог, возглавлявший эксперим. направление в дорев. пед. психологии, создатель первой в России лаборатории эксперим. пед. психологии (1901, С. Петербург). Подчёркивая необходимость сближения … Российская педагогическая энциклопедия

    Профессор Петербургского университета, род. в 1783 г., ум. 1 июля 1840 г. Происходил из духовного звания Тверской губернии, учился в духовном училище в Кашине, затем в тверской семинарии и в Педагогическом институте, в 1808 1811 г. закончил свое… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1783 1841) выдающийся русский юрист, получил образование в педагогическом инст., окончил его за границей, преподавал в царскосельском лицее нравственные и политические науки, был профессором общих прав в главном педагогическом инст. и спб. унив … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нечаев русская фамилия. Известные носители: Нечаевы русский дворянский род. Нечаев, Александр Петрович (1870 1948) профессор истории философии Александровского лицея, профессор психологии Курсов для подготовки воспитателей и… … Википедия

Один из основоположников экспериментальной педагогики. Доктор педагогических наук (1944).

Александр Петрович Нечаев
Дата рождения 24 октября (5 ноября) (1870-11-05 )
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 6 сентября (1948-09-06 ) (77 лет)
Место смерти Семипалатинск
Страна
Научная сфера Психология , Педагогика
Место работы
  • СПбГУ
Альма-матер
  • СПбГУ
  • Санкт-Петербургский университет
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор
Известен как один из основоположников экспериментальной педагогики.

Биография

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором и, после преобразования его в 1918 году в университет , дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором , а в 1922 году - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте и Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске . Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

Научные исследования

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

А. П. Нечаев изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912).

Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Отстаивая принципы эмпиризма , А. П. Нечаев отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.

Библиография

Первой его публикации появились в 1899 году: Типографией книгоиздательского товарищества «Просвещение» была издана, в соавторстве с А. Гейстбеком и

А.П. НЕЧАЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

А.А. НИКОЛЬСКАЯ

На фоне усиления интереса к истории отечественной психологии имеется, однако, достаточно много незаслуженно забытых имен. В тени остается еще целый ряд ярких фигур, сыгравших заметную роль в русской науке. К их числу относится, в частности, А.П. Нечаев, очень плодотворно работавший в дореволюционный период и много полезного сделавший после революции, хотя в эти годы судьба его сложилась достаточно драматично.

Александр Петрович Нечаев родился 24 октября (5 ноября) 1870 г. в Петербурге, в семье инспектора духовной семинарии. Среднее образование получил в духовной семинарии, где у него возник интерес к философии. В 1890 г. он поступил на философское отделение историкофилологического факультета Петербургского университета. Еще в студенческие годы он опубликовал философскую поэму "Пир (Опыт поэтического изложения философии Платона) ". По окончании университета в 1894 г. он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 г. А.П.Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приватдоцентов Петербургского университета.

Начал он свою педагогическую деятельность чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX в. В 1898 г. он был направлен на стажировку в Германию. А.П.Нечаев работал в лаборатории В.Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г.Э. Мюллера в Геттингене, в лаборатории Э.Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Период стажировки определил направление исследовательской деятельности А.П.Нечаева. Он твердо решил посвятить себя экспериментальному изучению детского развития, внедрению эксперимента в педагогическую психологию. Это решение привело его к конфликту с А.И.Введенским , . А.П.Нечаев покинул Петербургский университет и развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военноучебных заведений

в Соляном городке (в Петербурге). Осенью 1899 г. в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на Четвертом международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 г., а затем опубликованы в том же году в "Журнале психологии и физиологии органов чувств ", издававшемся Г.Эббингаузом. Доклад А.П.Нечаева вызвал большой интерес, дал толчок ряду исследований в этом направлении.

Взаимоотношение психологии и педагогики, задачи психологического изучения школьников, особенности умственной работы учащихся, рациональная организация учебного дня, гигиенические требования к учебному процессу - эти и подобные вопросы стали предметом пристального внимания А.П. Нечаева. Для их решения он начал создавать первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. 24 октября 1901 г. лаборатория была открыта. Она стала не только научноисследовательским учреждением, но и научноорганизационным центром. Здесь изучались процессы ассоциации и их характер в различные возрастные периоды, особенности внимания и памяти учащихся, развитие их интересов, скорость умственной работы и т.д. В 1904 г. при лаборатории были открыты первые в России педологические курсы, провозгласившие своей целью девиз К.Д. Ушинского об изучении человека как предмета воспитания. На курсах читались многочисленные циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности (анатомия, физиология, антропология, общая психология, психология ребенка, учение о характерах и др.). проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Заведовал курсами А.П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А.Ф.Лазурский, И.Р.Тарханов, А.А.Крогиус, А.Л. Щеглов и другие видные ученые.

Активные усилия прилагал А.П. Нечаев к тому, чтобы сделать результаты исследования доступными читающей публике, в том числе и иностранной. Его статьи регулярно появлялись в ведущих педагогических журналах:

"Вестник воспитания ", "Русская школа ", "Русский народный учитель ". В "Вестнике психологии... " он редактировал отдел педагогической психологии, который в 1905 г. выделился в самостоятельный журнал "Книжки педагогической психологии " под его редакцией (совместно с Н.Е. Румянцевым). В 1908 г. под редакцией А.П. Нечаева и Н.Е. Румянцева стал издаваться "Ежегодник экспериментальной педагогики ". Многие статьи А.П. Нечаева публиковались в зарубежных журналах. Для основанного в 1903 г. Э. Мейманом журнала "Архив общей психологии " он давал ежегодный обзор российских исследований по психологии. Он явился инициатором перевода на русский язык (а также в ряде случаев переводчиком и редактором) многих книг зарубежных ученых. В 1904 г. в Гессене состоялся первый конгресс по экспериментальной психологии. А.П. Нечаев принимал участие в его работе и дал о нем подробную информацию в "Вестнике психологии... " (1904. № 6). Принимал он участие и в последующих конгрессах - во ФранкфуртенаМайне

(1908), Инсбруке (1910), Берлине (1912), Сиднее (1914).

А.П.Нечаев был деятельным участником многих российских съездов, где обсуждались вопросы изучения и воспитания детей. Он же явился инициатором созыва всероссийских съездов по педагогической психологии. Приглашения были разосланы и зарубежным ученым. Первый такой съезд состоялся в 1906 г. в Петербурге. Здесь же в 1909 г. состоялся второй съезд.

Начало XX в. характеризовалось повышенным интересом к изучению ребенка. На внедрение в него экспериментальных методов возлагались большие надежды, порой чрезмерные. Необходимость соединения психологии и педагогики в обучении и воспитании детей не вызывала сомнений и получила признание среди не только ученых, но и практиков. Однако весь вопрос состоял в том, какая психология нужна школе и каковы возможности эксперимента в познании ребенка. Эти проблемы стали основными на съездах по педагогической психологии. При их обсуждении разгорелась горячая дискуссия, разделившая российских психологов на долгие годы на два лагеря. Сторонники традиционной психологии (прежде всего Г.И. Челпанов) утверждали, что школе необходима прежде всего общая психология, знакомящая с законами психической деятельности, направленная на формирование мировоззренческих позиций. Они утверждали, что экспериментальная психология еще слишком несовершенна, что эксперимент в школе пока еще может служить лишь иллюстрацией какогонибудь общего положения, но нет никакой необходимости возводить преподавание экспериментальной психологии в принцип, делать его обязательным. Сторонники экспериментальной психологии (и в первую очередь А.П.Нечаев) настаивали на признании подлинно научной только экспериментальной психологии, основывающейся на объективных методах, сближающих психологию с естественными науками.

В этих разногласиях проявились различные точки зрения на принципиально важные вопросы о путях дальнейшего развития психологической науки, о ее предмете и методах, о взаимоотношении с другими отраслями знания. Важное значение внедрения эксперимента в психологию признавалось всеми. Но в решении вопроса о границах применения эксперимента, об областях исследования, доступных эксперименту, о гарантиях научности выводов единодушия не было. Г.И. Челпанов настаивал на первостепенном значении общей, теоретической психологии, сводящей в систему отдельные фактические знания и ставящей те проблемы, на разрешение которых должны быть направлены усилия исследователей. Нельзя, по его мнению, теоретическую психологию противопоставлять экспериментальной. Последняя внесла бесспорное усовершенствование в психологическую науку, но не сняла с повестки дня ни одну из существующих проблем. Поэтому теоретическая психология должна предшествовать экспериментальной. Развиваться они должны в тесном контакте, иначе экспериментальная психология может выродиться просто в ремесленную технику. Сторонники экспериментального развития психологии во главу угла ставили накопление научно достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов, в первую очередь эксперимента. Усилия ученых, считали они, должны быть сосредоточены на решении практических задач, а старая психология,

ориентированная на решение философских проблем, основанная на самонаблюдении, носящая метафизический характер, должна стать достоянием истории.

В полемике противники утрировали спорные моменты, не замечая точек соприкосновения и разумных доводов в каждом из направлений. Сторонники экспериментального направления были более многочисленны и популярны. Они много сделали для организации разностороннего изучения ребенка и психологического обоснования педагогических проблем. Но недооценка значения теоретического обоснования при разработке практических проблем, тщательного анализа методов исследования и оценки их возможностей таила в себе опасность отхода от истины, что справедливо подчеркивалось сторонниками теоретического направления.

Еще более остро стоял вопрос о том, кто должен и может осуществлять экспериментальную работу по изучению детей. Г.И. Челпанов полагал, что ее должны осуществлять специалисты. Привлечение учителей к экспериментальной работе с детьми он считал недопустимым, поскольку она требует специальных знаний и высокой методической квалификации, которой у учителей нет. А.П. Нечаев и его многочисленные сторонники, напротив, приветствовали создание при школах психологических кабинетов и лабораторий, ставивших не только учебные, но и исследовательские цели, и поддерживали вовлечение в эту работу учителей.

В этой связи большую дискуссию вызывал вопрос о методах исследования, в частности об использовании тестов в школьной практике. Относительная простота процедуры, возможность обойтись без сложной аппаратуры, быстрое получение статистически значимого материала, удобство математической обработки и некоторые другие достоинства сулили этому методу большое будущее, вселяя надежду на эффективное решение насущных практических задач.

Такая оценка метода тестов вызывала протест со стороны "теоретиков ", подчеркивавших мнимую легкость экспериментальной работы в области психологии, сугубо научное значение тестов. Широчайшее применение тестов в 20е - начале 30-х гг. без должного подхода к их содержанию и процедуре использования, без тщательного сопоставления с результатами других способов исследования показало обоснованность опасений "теоретиков ", привело к печальным последствиям. Однако лично к А.П. Нечаеву это не относится.

Большое внимание А.П. Нечаев, как и другие сторонники естественнонаучного, экспериментального направления развития психологической науки (В.М.Бехтерев, В.А.Вагнер, А.Ф.Лазурский, Н.Е.Румянцев и другие), уделял пропаганде психологических знаний среди учителей и других лиц, связанных с воспитанием и обучением. Издавалась многочисленная литература, организовывались летние педагогические курсы, общества по изучению детей и ознакомлению с методами экспериментальной работы. В 1907 г. в Петербурге при деятельном участии А.П. Нечаева была создана Педагогическая академия, ставившая целью подготовку высококвалифицированных педагогов, организаторов внешкольного просвещения, директоров учебных заведений, школьных врачей. Учебный курс включал педагогическую психологию, анатомию, физиологию, школьную гигиену и много других серьезных дисциплин. К преподаванию в академии А.П. Нечаев привлек

крупнейших ученых, в частности И.П. Павлова, И.А. БодуэнадеКуртене, В.А.Вагнера и других. При Педагогической академии А.П. Нечаев создал экспериментальную школу (коммерческое училище). Помимо многочисленных публикаций в журналах, отражавших результаты его наблюдений и исследований, А.П. Нечаев написал "Очерк психологии для воспитателей и учителей " , методические указания для учителей средних учебных заведений, желающих преподавать психологию, учебник психологии для средних учебных заведений и самообразования, разработал набор простейших приборов для преподавателей психологии . Некоторые из его приборов демонстрировались на психологических выставках в России и за рубежом и были удостоены премий.

Энергичные усилия А.П. Нечаева и других сторонников экспериментального направления развития психологии получили широкий отклик как среди ученых разных специальностей, так и среди педагогов. Это выразилось, в частности, в том, что термин "педагогическая психология " был вытеснен термином "экспериментальная педагогика ". Съезды ученых, связанных с проблематикой изучения детей, организации их воспитания и обучения, разработкой методов психологического исследования и тому подобных вопросов, стали называться съездами по экспериментальной педагогике. Таких съездов состоялось в дореволюционной России три-в 1910, 1913 и 1916 гг. в Петербурге.

В 1910 г. в Петербурге по инициативе А.П.Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики, ставившее задачей организацию всестороннего изучения психофизиологической природы детей, условий детского развития и воспитания при помощи естественнонаучных методов, а также распространение сведений о закономерностях развития ребенка и психологических основах воспитания и обучения.

Широкая и разнообразная научная и организационная деятельность А.П. Нечаева принесла ему заслуженную популярность в России и за рубежом. Его труды переводятся на многие иностранные языки (немецкий, английский, польский, французский, чешский, венгерский, финский, литовский). Он был избран почетным членом ряда русских и иностранных научных обществ и учреждений, в частности Института имени Ж.Ж. Руссо в Женеве (1914), Венгерского педологического общества (1912), Педологического отдела Антверпенского городского управления (1901) и др. По приглашению Британской ассоциации содействия научному прогрессу в 1914 г. А.П.Нечаев посетил Австралию и сделал в Сиднейском университете доклад об основах организации педагогической лаборатории, опираясь на свой опыт. Со многими деятелями мировой психологической науки (В.Вундт, Г.Эббингауз, Э.Мейман, В.Штерн и другие) А.П.Нечаев поддерживал личные контакты.

Научное и общественное движение за необходимость всестороннего изучения ребенка и построение учебновоспитательного процесса на основе этого изучения возымело действие и на официальные круги. В 1916 г. при врачебносанитарной части Министерства народного просвещения были открыты Школьногигиеническая лаборатория и постоянное совещание, главной задачей которых ставилось содействие научному разрешению педагогических вопросов путем точного исследования физического и психического развития учащихся.

Предусматривалась работа по трем направлениям: физиологическому, психологическому и психопатологическому. Руководителем психологического отделения был назначен А.П. Нечаев.

Выполняя огромную научноорганизационную работу, А.П. Нечаев вел и систематические научные исследования. Его научные интересы в дореволюционный период концентрировались на познании различных сторон психического развития ребенка.

Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности. "Имея в виду воспитание личности, - писал он, - мы должны помнить, что личность прежде всего проявляется в связности и устойчивости психических переживаний. К этойто связности и устойчивости мы прежде всего и должны стремиться в нашей педагогической практике. Мы должны способствовать установке определенной связи между чувствами человека, его знаниями и действиями " . Такой подход был характерен и для других выдающихся психологов того времени (И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, М.М.Рубинштейн и другие), благодаря чему в психологопедагогической науке и общественном сознании утвердился идеал всесторонне развитой, гармонической личности.

Стремясь к усовершенствованию учебного процесса на основе знания психологии ребенка, А.П. Нечаев уделил внимание в первую очередь процессам умственной жизни школьника. Путь к познанию интеллектуальной сферы школьника (да и всей его духовной жизни) он видел в изучении интересов ребенка. "Понять господствующие интересы человека, уловить главнейшие направления его внимания, определить область наиболее и наименее доступных ему представлений, - считал А.П. Нечаев, - значит найти ключ к объяснению многого в его душевном мире. Особенную важность имеет изучение всех этих явлений в школьном возрасте. Влияние воспитателя и учителя бывает прочным только тогда, когда оно опирается на определенные свойства духовной природы учащихся. Поэтому, изучая интересы школьников, можно проложить путь к выработке наиболее совершенных планов школьного воспитания и к наилучшему пользованию планами существующими " . В целях исследования детских интересов он изучал характер преобладающих ассоциаций у учащихся в возрасте от 11 до 18 лет, провел опрос учащихся о любимых видах чтения. Полученные данные позволили ему сделать обоснованные выводы о некоторых возрастных особенностях развития интересов в школьном возрасте и преимущественной направленности внимания в ходе школьного обучения.

Исследование интересов и внимания показало их тесную взаимосвязь с другими психическими процессами, в первую очередь с памятью. В своей лаборатории А.П. Нечаев на протяжении ряда лет проводил экспериментальное изучение мнемических процессов. Первоначально он поставил задачу проследить развитие разных видов памяти в школьном возрасте и определить влияние значения слов на их запоминание. Анализ результатов исследования и их сопоставление с данными, полученными другими исследователями, позволили А.П. Нечаеву обосновать ряд важных в научном и практическом отношении положений. Вопервых, он показал, что память совершенствуется в ходе возрастного развития; этот процесс несколько замедляется лишь перед

наступлением периода половой зрелости. Он выявил также большое влияние значения слов на легкость запоминания. Было показано различие объема разных видов памяти. Выявились некоторые особенности в характере памяти мальчиков и девочек. Обнаружилась также определенная зависимость между развитием памяти и общим физическим развитием, в частности мускульной силой и емкостью легких. Предметом исследования А.П.Нечаева стал также вопрос о различии типов памяти и типов привычного заучивания. Результаты исследования убедили в том, что такое различие существует и оказывает заметное влияние на усвоение некоторых учебных предметов (особенно это касается изучения языков и рисования). Поэтому надо разграничивать понятия "тип памяти " и "форма привычного заучивания ". Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве случаев форма привычного заучивания соответствует типу памяти данного человека. Но значителен и процент их несовпадения, нередко связанный с тем, что форма воспроизведения зависит от формы получения знания. Например, если запоминаемый материал получен в слуховой форме, то он легче воспроизводится в той же форме, даже у лиц со зрительным типом памяти. На основании результатов своих исследований А.П. Нечаев сделал практические педагогические выводы об организации обучения различным учебным предметам, в частности детально рассмотрел вопрос о дидактическом значении формы заучивания в ходе использования разных форм и методов изучения иностранных языков .

Памятуя о единстве психической жизни личности, А.П. Нечаев серьезное внимание уделил эмоциональной сфере . Он обосновал необходимость повседневной заботы педагога об эмоциональном состоянии воспитанников. Даже если ставится задача простого сообщения знаний, педагог не может пренебрегать эмоциональной стороной педагогического процесса, поскольку чувства, отражая качественные особенности внутреннего мира человека, являются надежным средством проникновения в этот внутренний мир, а без этого воспитательный процесс может оказаться бесплодным.

Особое внимание А.П. Нечаев уделял нравственным чувствам, их формированию и воспитанию. В психологической природе нравственных чувств он подчеркивал их связь с интеллектуальными процессами. Нравственному человеку, отмечал он, свойственны все признаки, характеризующие чувство как таковое (приятное - неприятное и т.д.). "Но все эти чувства, - по его мнению, - получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или другого явления " . Единство нравственного переживания и интеллекта находит выражение в понятии "совесть ", рассматриваемом как осознание человеком своего нравственного долга. Другими словами, можно утверждать, что всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.

Исходя из такого понимания природы нравственного чувства, А.П. Нечаев сделал два принципиально важных вывода. Поскольку нравственное чувство представляет собой одно из проявлений эмоциональной жизни, то для его развития и воспитания необходимо стимулировать переживание самых разнообразных оттенков чувств. Поэтому, заключал он, "одно

из важных требований воспитания нравственного чувства - сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать, волноваться и успокаиваться, надеяться, разочаровываться и удовлетворяться " [там же; 112]. Но воспитание нравственных чувств не может этим ограничиться. Формирование нравственного достоинства предполагает также способность человека к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках, т.е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует, что "воспитание тонкого нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития... Не может быть воспитания нравственного чувства, когда интеллект остается в пренебрежении " [там же; 113]. Однако это должно быть не формальное развитие рассудочной деятельности, а умение координировать одни переживания с другими, способность понимать соотношение различных впечатлений, оценивать их с точки зрения общей цели человеческой жизни. Формирование нравственных чувств начинается в раннем детстве и во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, но для подлинного становления личности наиболее значительна работа самого человека над собой, сознательный выбор нравственных идеалов, характерный для юношеского возраста.

Руководствуясь принципом целостности личности, А.П. Нечаев определил и роль эстетических чувств как необходимого компонента высших человеческих чувств . Координация интеллектуальных и эмоциональных компонентов, по его мнению, легко может быть достигнута на почве эстетических впечатлений, поскольку между искусством и наукой существует психологическое родство. Произведение искусства, отмечал он, заключает в себе две стороны: оно является средством достижения эстетического наслаждения и вместе с тем имеет интеллектуальную сторону, обусловливающую большую или меньшую цельность и гармоничность отношения всех частей художественного произведения. Каждый художник в своем произведении непременно (сознательно или бессознательно) выражает какуюнибудь мысль или настроение, облеченное в художественную форму. Именно эта интеллектуальная сторона художественного произведения, с точки зрения А.П. Нечаева, имеет наибольшую педагогическую ценность. Она позволяет сделать эстетическое чувство средством не только эмоционального, но и общего психического развития, соединить эмоциональное и интеллектуальное совершенствование. Умственное образование, по его убеждению, только тогда достигает цели, когда дает возможность человеку свести свои мысли в стройную систему, понять окружающий мир в целом. Художественная форма, воздействуя на чувство и мысль одновременно, помогает схватить общие черты в частных явлениях. И в этом заключается важнейшая воспитательная роль искусства.

Не осталась вне поля внимания А.П.Нечаева и волевая сфера , . В волевом процессе он выделил два момента: сознание наличности какогонибудь стремления и одобрения этого стремления, его соответствия представлениям и чувствам данного человека. Таким образом, волевое действие обусловлено интеллектуальным опытом и эмоциональным состоянием. Отсюда следует, что развитие воли необходимо координировать с развитием интеллектуальных

и эмоциональных компонентов психики, т.е. руководить развитием личности в целом.

Все волевые действия можно подразделить на действия по внушению и действия по убеждению. В связи с этим встает вопрос: каково должно быть главное направление в воспитании воли? Следует ли стремиться сделать ребенка легко поддающимся внушению или воспитывать способность руководствоваться только своими убеждениями? Казалось бы, безусловно правильным является второе. Однако, как показал А.П.Нечаев, дело обстоит гораздо сложнее. Между внушением и убеждением существует сложная взаимосвязь, позволяющая поставить вопрос, не является ли убеждение результатом целого ряда предшествующих внушений. Поэтому нельзя строить воспитание только на принципах чистого убеждения, не прибегая к внушению. Весь вопрос в том, каково должно быть соотношение этих элементов. А.П.Нечаев считал правомерным провести аналогию между механическим и логическим запоминанием. Научные данные и житейская практика, отмечал он, свидетельствуют о том/что не может быть целесообразным только механическое или только логическое запоминание. Рациональное запоминание основывается на установлении логической связи между старым, закрепленным в памяти с помощью повторений, и новым. Аналогично этому должен строиться и процесс волевого воспитания, где внушение уподобляется механическому заучиванию, а убеждение - логическому запоминанию. Как при правильно поставленном обучении, так и при правильно организованном воспитании воли главным, по убеждению А.П. Нечаева, должна быть выработка у воспитанника стремления понять окружающий мир и самого себя.

Стремясь выяснить пути всестороннего развития личности, А.П. Нечаев много думал и о средствах этого развития. Важнейшее средство духовного развития он видел в родной речи. Поэтому он был внимателен к психологическим механизмам овладения речью, методам и средствам речевого развития. Как важнейшую педагогическую задачу он выдвинул научение чтению. При этом он подчеркнул важность правильного овладения чтением с самого начала, так как переучивать ребенка гораздо труднее, чем научить. Необходимо, чтобы первая же буква, усваиваемая ребенком, была предложена ему при таких обстоятельствах, которые заставили бы его обратить внимание на значение буквы как символа звука, входящего в состав определенного слова. Следующая ступень - помочь ребенку овладеть восприятием группы букв как символа целого слова. Психологический анализ процесса чтения убедил А.П. Нечаева в том, что в осмысленном чтении большую роль играет догадка. Поэтому и обучение чтению должно основываться на упражнениях по угадыванию, вызывающих процесс внутреннего внимания, стимулирующих ассоциативные связи. Этим самым устанавливается прямая зависимость успеха обучения от общего развития ребенка. При таком понимании задачи обучения грамоте, указывал он, учитель должен постоянно считаться с кругом представлений ребенка, господствующими у него интересами и запасом известных ему слов. Поэтому и руководства по обучению грамоте должны учитывать особенности детского контингента и быть приспособленными для различных детских групп. Принципы овладения грамотой, предложенные А.П.Нечаевым, сохраняют свою значимость до сих пор .

Оценивая в целом этап дореволюционной научной и организационной деятельности А.П.Нечаева, можно сказать, что он занимал достойное место в ряду наиболее значительных ученых, теоретическая и исследовательская деятельность которых позволила создать научные основы теории воспитания и обучения и убедить широкие круги педагогов в том, что познание законов детского развития является базой правильного построения системы образования.

В 1917 г. А.П.Нечаев стал директором Самарского педагогического института. С преобразованием его в 1918 г. в университет А.П.Нечаев дважды избирался его ректором (в 1918 и 1921 гг.). В 1921 г. он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 г. - его директором. На этом посту он оставался до 1925 г. В 1922 г. А.П.Нечаев был приглашен к больному В.И.Ленину для психологического обследования по собственным методикам. До 1935 г. жизнь и деятельность А.П. Нечаева была связана с Москвой.

В послереволюционный период круг научных интересов А.П.Нечаева несколько изменяется. Он меньше занимается непосредственно психологопедагогическими исследованиями. В первые послереволюционные годы он продолжает экспериментальные исследования психологических основ обучения чтению (психологические причины разных типов чтения у детей, зависимость от особенностей воображения и памяти, как надо учить детей грамоте и т.д.), создает руководство по экспериментальнопсихологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста.

Однако после 1923 г. он все больше переключается на другие области исследования. Основное место в них занимают психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментальнопсихологические исследования летчиков и т.п. Много внимания он уделяет психологии труда, в частности исследованию проблем профессионального отбора и психического утомления. Используя опыт своего предыдущего изучения проблем психического утомления, он организовал разностороннее исследование утомляемости работников разных видов труда (педагогов, финансистов, статистиков и др.) . Его собственные интересы в этой области были направлены на изучение творческого труда, результатом чего явились психологический анализ побед и поражений в шахматной игре и психология технического изобретательства .

Постоянно внимание А.П.Нечаева привлекала взаимосвязь духовной и физической деятельности человека, в частности влияние физических упражнений на функционирование психических процессов (восприятия, памяти, воображения и т.д.), на настроения и чувства человека, на становление его характера и др. Систематические наблюдения за влиянием физической культуры на психическую жизнь, организованные и проведенные А.П.Нечаевым с большой тщательностью и скрупулезностью , имеют не только научную, но и практическую значимость для любого культурного человека.

Сохранился у А.П.Нечаева интерес и к проблемам памяти. Не проводя в этот период специальной исследовательской работы в этой области, он обобщил накопленный к тому времени опыт изучения мнемических процессов в мировой науке и изложил его в сжатой и доступной форме . Любому человеку, имеющему отношение к интеллектуальной работе, она дает представление о процессах памяти и путях ее совершенствования.

До конца 20-х гг. А.П. Нечаев продолжал поддерживать связи с зарубежными коллегами, публиковал некоторые статьи в иностранных журналах ("Журнал прикладной психологии ", "Архив общей психологии "). Среди многочисленных поздравлений, полученных А.П. Нечаевым в связи с 25летием основания им лаборатории педагогической психологии, были телеграммы от зарубежных коллег.

В 1926 г. А.П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться. Преподавал психологию в медикопедагогическом институте, Институте дефективного ребенка. С 1931 по 1935 г. он заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научноисследовательского института, был профессоромконсультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.

2 апреля 1935 г. постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А.П.Нечаев был присужден к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Для него это было тяжелым ударом. В объяснительной записке, направленной им в Центральный Исполнительный Комитет СССР, он писал: "Вспоминая весь пройденный мною путь своей сорокалетней деятельности, я не могу иначе охарактеризовать его как путь тяжелой, непрерывной борьбы за просвещение и правду... Мне тяжело допустить мысль, что мои многочисленные ученики и последователи, а также представители советских и иностранных научных организаций, почетным членом которых я имею честь состоять, свяжут с именем Нечаева незаслуженную им кличку "враг народа " " (29 мая 1935 г.).

Отбывал ссылку А.П.Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии. С 1935 по 1944 г. он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории. В этот период им была написана монография "Система психофизиологических синдромов " (рукопись). Высокий авторитет А.П. Нечаева как ученого сохранился. В 1944 г. по ходатайству Ученого совета Тбилисского университета он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации). Он был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне ". С 1944 г. он становится заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института. В 1946 г. Ученым советом института кандидатура А.П.Нечаева была выдвинута в действительные члены АПН РСФСР по отделению психологии (выборы не состоялись). 6 сентября 1948 г. он умер.

Сложный и трудный жизненный и творческий путь, пройденный А.П.Нечаевым, свидетельствует о нем, как о неординарной личности, заслуживающей глубокого уважения, памяти потомков и изучения его наследия.

Все его труды являют пример продуманного подхода к самой постановке исследования, тщательной методической подготовки, тонкого анализа полученных результатов.

В настоящее время труды А.П. Нечаева мало доступны широкому читателю в силу давности их издания. Это вызывает большое сожаление, так как в них содержится добротный научный багаж, изложенный в доступной форме и относящийся к самым существенным проблемам формирования личности (умственное, нравственное. эстетическое воспитание).

1. Введенский А.И. Об экспериментальной дидактике А.П. Нечаева. СПб., 1901.

2. Нечаев А.П. Ответ проф. А.И. Введенскому. СПб., 1902.

3. Нечаев А.П. Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. СПб., 1901.

4. Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901; 3е изд. Пг., 1917.

5. Нечаев А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей. СПб., 1903; 5е изд. ПгД 1915.

6. Нечаев А.П. Основы психологии чувств // Русская школа. 1906. № 1. С. 54-72.

7. Нечаев А.П. Эстетическое чувство и его педагогическое значение // Русская школа. 1906. № 2. С. 63-73.

8. Нечаев А.П. Нравственное чувство и его воспитание // Русская школа. 1906. № 5-б. С. 106-117.

9. Нечаев А.П. Воспитание воли // Русская школа. 1907. № 3. С. 18-29; № 4. С. 9-22.

10. Нечаев А.П., Коноров М.И. Коллекция простейших приборов для преподавателей психологии. СПб., 1907.

11. Нечаев А.П. Как преподавать психологию. СПб., 1911.

12. Нечаев А.П. Психологический метод обучения чтению. М., 1923.

13. Нечаев А.П. Психология физической культуры. М., 1927.

14. Нечаев А.П. Психология побед и поражений в шахматной игре. М.; Л., 1928.

15. Нечаев А.П. Психология технического изобретательства. Л.; М., 1929.

16. Нечаев А.П. Сила воли и средства ее воспитания. Л.; М., 1929.

17. Нечаев А.П. Память человека и ее воспитание. М.; Л. 1929.

18. Психическое утомление / Под ред. А.П. Нечаева. М.; Л., 1929.

Поступила в редакцию 12.III 1996 г.

источник неизвестен