Проект на тему наша планета. Задачи по образовательным областям

Авторы проекта

Чухарева Т. П.

Описание проекта

В проекте будем рассматривать,сопоставлять, анализировать как устроена Солнечная система. Рассмотрим,как представляли Землю люди в прошлом,условия существования жизни на Земле.

Название темы вашего учебного проекта:Голубая планета Земля

Предмет(ы): Окружающий мир, литература, русский язык, изобразительное искусство.

Класс(-ы): для учеников начальной школы (3-4 классы)

Приблизительная продолжительность проекта: 3 -4 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут представлять планету Земля,как часть Солнечной системы, сформировать собственное отношение к понятиям «звезда и планеты», «Вселенная», «условия существования жизни».Самое главное- формирование четкого представления о роли каждого человека в сохранении жизни на Земле, усовершенствовать навыки работы на ПК, научиться создавать облако слов, фотоальбом,анкету в Интернете,буклет, презентации, выкладывать материалы в сети Интернет.

Дидактические цели

"Дальние" цели: формировать любовь к планете Земля, к Родине, готовность к ее сохранению.

"Ближние" цели:

1. Понять строение Солнечной системы, расширить знания о планете Земля;

2. Помочь освоить содержательный и технологический аспекты работы над проектом (предметная и информационно-технологическая компетентность);

3. Создать условия для развития критического мышления, творческих способностей личности.

Планируемые результаты обучения.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные:

метапредметные:

  • анализировать материалы исследования и формулировать выводы на основе анализа
  • находить ответ на интересующий вопрос в Интернете
  • организовывать собственную деятельность по технологии 4 шагов
  • размещать результаты работы в сети Интернет
  • использовать документы с коллективным доступом

предметные:

  • называть планеты Солнечной системы
  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле
  • характеризовать условия жизни на Земле

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос :

Чем привлекательна планета Земля?

Проблемные вопросы учебной темы :

  • 1. Как в древности представляли себе Землю?
  • 2. Как устроена Солнечная система?
  • 3. Почему Землю называют "Голубой планетой"?
  • 4. Как наша Земля и Солнечная система выглядят на картинах художников?
  • 5. Почему на Земле существует жизнь?

Учебные вопросы :

  • 1. Что такое Вселенная?
  • 2. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
  • 3. Какую форму имеет планета Земля?
  • 4. Какую часть суши занимает вода на планете Земля?
  • 5. Из каких газов состоит оболочка Земли?
  • 6. Когда слово "земля" пишется с большой буквы?

Буклет для родителей

Дидактические материалы

Оценивание

Стартовая презентация

Примеры ученических работ (продукт проекта)

Материалы и ресурсы

Оборудование :

фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений.

Технологии – программное обеспечение :

Программы обработки изображений (Microsoft Office Picture Manager), настольная издательская система, веб-браузер (Internet Explorer), текстовые редакторы (Microsoft Word), программы электронной почты, мультимедийные системы, программа для создания видеоролика Microsoft Move Maker.

Материалы на печатной основе :

  • 1. Энциклопедия для школьников
  • 2. "Всё обо всём".,Космос.,с.4 "Серия:"Планета детства". Издание:Москва: АСТ.,2000г"
  • 3. Энциклопедия окружающего мира. "Астрономия". с.32-33. Москва:Росмэн,2000г
  • 6. Учебник Окружающий мир Н.Ф Виноградова, Г.С. Калинова, 3-й класс, Москва: Вентана-Граф, 2011г
  • 8. О.И. Дмитриева, Т.В.Максимова " Разработки по курсу окружающий мир, Москва: Вако,2010г
  • 9. А.Романов Сыны голубой планеты, Москва 1981г
  • 10. В.Борьков,Ю.Авдеев Космическая азбука, Москва,1990г

Cлайд 1

Cлайд 2

Планета Земля Планета Земля, третья планета по удаленности от Солнца, она является самой крупной по массе среди других землеподобных планет в Солнечной системе. Уникальность Земли состоит в том, что она единственная известная на сегодняшний день планета на которой существует жизнь. Наука говорит о том, что планета Земля образовалась 4.5 миллиарда лет назад, а вскоре после своего образования она своим гравитационным полем притянула к себе единственный на сегодня спутник – Луну.

Cлайд 3

Планета Земля Первые гипотезы, то есть научные предположения, о появлении Земли стали появляться только в XVII в., Французский ученый Жорж Бюффон (1707 – 1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, стали планетами.

Cлайд 4

Планета Земля Немецкий ученый Иммануил Кант (1724 – 1804) предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

Cлайд 5

Планета Земля Пьер Лаплас (1749 – 1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце. Английский ученый Джеймс Джинс (1877 – 1946) выдвинул гипотезу, которая так объясняла образование и развитие планетной системы: когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.

Cлайд 6

Планета Земля Наш соотечественник Отто Юльевич Шмидт (1891 – 1956) в 1944 г. предложил свою гипотезу образования планет. Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.

Cлайд 7

Планета Земля Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная

школа-интернат VIII вида ст. Старолеушковской

Краснодарского края

Экологический проект

«Земля наш общий дом»

Экологическая проблема – одна из важнейших проблем в современном мире. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и культуре нынешнего и будущих поколений. У нынешнего поколения эти показатели крайне низкие. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения.

Родькина А. А, учитель географии;

    Участники проекта:

учащиеся 6 -9 классов, воспитатели, библиотекарь.

    Тип проекта:

Экологический.

    По количеству участников:

групповой, массовый.

    По времени проведения:

кратковременный, октябрь – ноябрь 2013 год.

    Актуальность:

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение

к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Экологическое образование учащихся – это огромный потенциал их

всестороннего развития. Экологические знания помогут детям

ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать

её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе,

определению своего места в ней в будущем.

    Цель проекта:

Формирование экологически грамотного поведения учащихся через развитие экологической культуры.

    Задачи проекта:

    способствовать воспитанию экологической культуры человека, как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе;

    воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

    формирование исследовательских умений;

    развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

    воспитание интереса к изучению родного края.

Методическое обеспечение проекта.

Методы работы: рассказ, наблюдение, объяснение, экскурсии.

Формы занятий: трудовые десанты, заочные путешествия, конкурсы,

работа в библиотеке, экологический праздник.

Формы подведения итогов: практические занятия, анкетирование, круглый

стол, рефераты, выставки рисунков и плакатов, конференции,

презентации.

Направления работы.

    Практическая деятельность по сохранению окружающей среды.

    Исследовательская деятельность учащихся.

    Работа с научно-популярной литературой.

    Организация экскурсий, прогулок, школьного экологического праздника.

    Пропаганда охраны окружающей среды

Мероприятия реализации проекта.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительные мероприятия.

Изучение интересов учащихся.

Обсуждение плана работы.

Формирование творческих групп.

Выбор тем для исследовательской работы.

Сохраним нашу школу зелёной и красивой.

Выбор природных объектов для исследования.

Оценка состояния окружающей среды и исследовательская деятельность учащихся.

Разработка тест-анкет и индивидуальных карточек заданий и их заполнение.

Написание рефератов, поиск информации, работа в библиотеке.

Выступление с результатами исследования на отчётной конференции.

Человек и окружающая среда.

Экологическое путешествие «Земля – наш общий дом».

Конференция «Значение растений»

Лекция «Что делать с мусором?»

Урок – презентация «Бытовые отходы и окружающая среда».

Трудовые десанты по благоустройству территории школы.

Подведение итогов. Выпуск листовок «Правила охраны природы».

Экология среди нас.

Экскурсии и прогулки в природу.

Ведение дневников наблюдений.

Конкурс осенних композиций из природного материала.

Конкурс сочинений о природе.

Подведение итогов между группами.

Круглый стол.

Природа учит, мы творим.

Конкурс рисунков, плакатов о природе.

Оформление школьной выставки по итогам конкурса рисунков и плакатов.

Презентация об экологических катастрофах.

Работа по изучению охраняемых растений и животных.

Оформление папки «Красная книга».

Работа с научно-популярной литературой: поиск стихов, рассказов. Подготовка презентаций о бережном отношении к природе и подготовка к празднику «Берегите Землю».

Реализация поисковой деятельности на школьном экологическом празднике «Берегите Землю».

Экология своего района, края.

Информационная деятельность под девизом «Экологическая ситуация нашего района, края».

Сбор экологического материала из газеты «Единство».

Выступления с обзором газет «Единство» на читательских конференциях.

01.10. – 10.10. 2013г.

07.10.-14.10. 2013г.

15.10.-25.10. 2013г.

21.10-31.10. 2013г.

01.11.-16.11. 2013г.

18.11.-25.11. 2013г.

01.10 – 25.11. 2013г.

25.11 – 30.11. 2013г.

Родькина А. А.

Родькина А. А.

Библиотекарь.

Учащиеся

8 «А» класса.

Родькина А. А.

Учащиеся

6-8 классов.

Родькина А. А.

Воспитатели.

Учащиеся 7 «Б» и

8 «Б» классов.

Родькина А. А.

Воспитатели.

Учащиеся

6 -9 классов.

Родькина А. А.

Учащиеся

7-9 классов.

Библиотекарь.

Учащиеся

7-9 классов.

Учащиеся

7-9 классов.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

    значение природы для человека;

    экологическую ситуацию в своём районе, крае;

    растения и животные занесённые в «Красную книгу»;

    правила поведения в природе;

    влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

    вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности;

    работать с литературой;

    проводить поисково - исследовательскую деятельность под

    руководством учителя;

    соблюдать правила поведения в природе;

    планировать свою деятельность по охране природы.

Отчёт о реализации проекта

Отчёт учителя географии Родькиной А. А. и учителя биологии

Шевченко Л. К. о проведении экологического проекта по теме

«Земля – наш общий дом».

С 01.10.13г по 30.11.13г в ГБС(К)ОУ школе – интернате

ст. Старолеушковской был реализован экологический проект по теме «Земля - наш общий дом».

    Родькина Александра Алексеевна, учитель географии;

Участники:

учителя, учащиеся 6-9 классов, воспитатели, библиотекарь.

С 01.10.13г по 10.10.13г проведены подготовительные мероприятия: изучение интересов учащихся, обсуждение планов работы, формирование творческих групп, выбор тем для исследовательской работы и способов их решения, определили направления и формы деятельности учащихся.

Для экологического просвещения детей использовали территорию школьного двора. Преобладающей формой деятельности стала индивидуальная поисково - исследовательская работа учащихся

8 «А» класса, которая была проведена с 07.10.13г по 14.10.13г на тему «Сохраним нашу школу зелёной и красивой». Определили участок для изучения состояния деревьев и кустарников.

Каждый ученик выбрал себе растение: липа, ива, гибискус. Учащиеся нарисовали план расположения этих растений на школьном участке, провели наблюдение, сделали зарисовки веток с листьями, далее занимались в библиотеке поиском рассказов, легенд, стихотворений, загадок, пословиц, связанных с выбранным растением.

Провели исследовательскую работу: примерный возраст растения, размеры, наличие повреждений, воздействие человека на территорию вокруг растения, происхождение растения и т. п.

Данные поисково - исследовательской деятельности учащиеся занесли в индивидуальные, разработанные совместно с педагогами тест - анкеты и карточки - задания, оформили рефераты и на отчётной конференции защитили свои работы.

В результате такой деятельности учащиеся с помощью педагогов приобрели навыки исследования и обработки полученных знаний, ориентирования в информационном пространстве.

С целью развития бережного отношения к природе, формирования экологической культуры с учащимися 6-8 классов провели ряд лекций на тему «Человек и окружающая среда». Теоретические знания, полученные на занятиях учащиеся закрепили в практической деятельности:

Собрали мусор на территории школы,

Убрали опавшую листву,

Осуществили перекопку почвы вокруг приствольных кругов

деревьев,

Собрали семена цветочно - декоративных растений для высадки их на клумбы весной. В результате этой работы учащиеся научились применять знания на практике, создавать и ценить красоту вокруг себя.

В рамках проекта с учащимися 7 «Б» и 8 «Б» классов с

21.10.13г по 31.10.13г были проведены экскурсии и прогулки в природу, заочные географические путешествия на которых основной упор сделан на мыслительную деятельность детей. Во время экскурсий и прогулок учащиеся работали со специально разработанными карточками - заданиями. В них они записывали и зарисовывали то, что им удалось увидеть, делая соответствующие выводы. Так же учащиеся собрали коллекцию осенних листьев, плодов и семян растений и выполнили из них художественные композиции. Такие композиции используются для оформления уголков в кабинете, групповой комнате или как наглядный материал для уроков биологии и географии. Результатом этой деятельности стало формирование у учащихся знаний в области экологической культуры и развитие творческих способностей

С целью привлечения детей к деятельности по охране окружающей среды с 01.11.13г по 16.11.13г с учащимися 6-9 классов проводились конкурсные массовые мероприятия под девизом «Природа учит, мы творим», включающие конкурсы рисунков, плакатов, поделок. В своих работах учащиеся проявили выдумку, фантазию, творчество, высказали ряд конкретных предложений поведения человека в природе. По итогам этой работы учащиеся оформили школьную выставку.

А отдельные учащиеся подготовили и показали презентации о глобальных экологических проблемах, делали зарисовки охраняемых растений и животных, работали соответствующей литературой. Материал по этой работе продолжили оформлять в папке «Красная книга». Проведён утренник «По страницам Красной книги».

С 18.11.13г по 25.11.13г учащиеся занимались подборкой стихов, рассказов, готовили презентации о той угрозе, которую представляет собой неразумное воздействие человека на природу. Результаты этой деятельности учащиеся показали на школьном экологическом празднике «Берегите Землю».

С 25.11.13г по 30.11.13г проведены читательские групповые занятия на которых дети знакомились с экологическим состоянием района и края. В течение проекта учащиеся систематически изучали материал на тему экологии публикуемый в районной газете «Единство». После чтения обсуждались нормы и правила поведения в природе.

Результатом проведения данного проекта стало:

    Понимание учащимися значения сохранения окружающей

    природной среды;

    Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;

    Умение проводить поисково - исследовательскую деятельность под руководством учителя;

    Умение планировать практические дела по охране природы;

    Соблюдение правил поведения в природе;

    Умение вести наблюдения в природе, анализировать и оформлять результаты своей деятельности;

    Знание экологической ситуации в своём районе, крае.

УРОК-ПРОЕКТ "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ".
ЦЕЛИ:

    Расширять кругозор по данной теме;

    Развивать интерес к изучаемому материалу;

    Способствовать самостоятельному поиску и обучению заинтересованной теме;

    Воспитывать чувство гордости, любви, заботливое отношение к жизни на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Диапроектор, слайды;
Конструктор "ЛЕГО";
Индивидуальные карточки "КЛАРО";
Магнитофон, аудиозаписи;
Глобус, план-книга "Солнечная система"; тексты о звездах и планетах.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Сообщение темы, цели урока.
    Сегодня нам предстоит узнать много интересного о планете Земля. Вы будете учиться: самостоятельно изучать дополнительную информацию по теме "Наша планета Земля", затем сообщать ее своим одноклассникам, дома - родителям. Работа в командах требует взаимопонимания, согласия.

    Игра. "Запуск космической ракеты "Земля"".
    - Команды, к запуску космической ракеты "Земля" приготовиться
    - Есть приготовиться!
    - Включить контакты!
    - Есть включить контакты!
    - Завести моторы!
    - Есть завести моторы!
    - Внимание 5, 4, 3, 2, 1 Пуск! Ура! Ура! Ура!

    Вступительная беседа по теме, сопровождающаяся демонстрацией слайдов.

    1. Слайд № 1. - Летит ракета Гагарина. Земля в иллюминаторе видна…(Слайд № 2.) Вот такой эту Землю, нашу планету, первым увидел русский космонавт Ю.А. Гагарин.(Слайд № 3.) Полет был осуществлен на корабле "Восток" 12 апреля 1961 года. Всего 1 раз на высоте 302 км облетел вокруг Земли отважный космонавт. Продолжительность полета составила 108 минут (1ч. 48 мин.). Ликовал не только русский народ, а народы всего мира.
      Подумайте, ответьте, почему наша планета именно такого цвета?
      Белый цвет - это облака, плавающие в атмосфере. Сквозь просветы в них различимы материки. Большая часть Земли покрыта океана. (2/3-вода, 1/3-суша).
      Во время сеанса связи Юрий Александрович сообщил: "Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!"
      Какое слово непонятно?
      Ореол (Ореол - световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета.)
      Что же такое горизонт? (Горизонт - все видимое вокруг наблюдателя пространство.)
      Земля? Как напечатано это слово? (С заглавной буквы) Почему? (Название планеты) .
      Что вы можете рассказать о Земле - планете? (Рассказ об экскурсии)

      Земля - это планета. Планета в переводе с греческого языка означает блуждающая звезда. Планеты не занимают определенного места на небе, подобно звездам, а блуждают среди них все время, меняя положение.
      Земля - не самая большая, но и не самая малая из планет. Она обладает одной уникальной особенностью - на ней есть жизнь. Однако при взгляде на Землю из космоса это не заметно.
      Ученые пытались найти сигналы других цивилизаций, посылали сообщения другим мирам, но установить с ними связь пока не удалось (запуск американской станции на Марс недавно и ее успешное приземление).

      О происхождении Земли.
      А как же возникла Земля? Кому интересно узнать? (читают самостоятельно тексты "О происхождении Земли" и пересказывают)

      Рисунки Земли нарисованные учащимися.
      Вот такой ее увидели из книг, фильмов, на экскурсии в "Политехническом музее" вы, ребята.

    Развитие речи.
    Так что же такое Земля? (планета)
    Только ли в этом значении употребляется это слово? (нет)
    Постарайтесь, пожалуйста, объяснить свой ответ. (Работа над многозначностью слова "земля")

    Игра "Верни планеты на свои орбиты".
    Что такое орбита?
    Орбита - это путь движения небесного тела, космического корабля вокруг небесного тела.
    Слайд №4 "Солнечная система".
    Что это? (планеты солнечной системы).
    Что называется Солнечной системой? (Это солнце и все небесные тела, вращающиеся вокруг него).
    Солнечная система еще называется Солнечной семьей. А в любой семья должна быть дружба, забота, любовь друг к другу. Мы с вами школьная семья.
    Выполнение задания на карточках "Кларо", проверка. Изучение книги "Солнечная система"

    Творческая работа с "ЛЕГО"
    Ребята, мы ощущаем, что Земля шарообразной формы? (нет)
    Можем ли мы путешествовать по ней, находясь в классе? (да)
    Каким образом? (используя глобус и карты)
    Что такое глобус? (Глобус - это уменьшенная модель Земли, Земля имеет форму шара, поэтому глобус тоже имеет форму шара).
    Что такое карта? (Карта - изображение земли на плоскости.)
    Как называется наше государство? (Россия)
    Россия - самая большая в мире страна, самая красивая. Наша Родина. Площадь Земли -17 075 400 км2, население - 150 млн. человек. Протяженность с запада на восток 9000 км. Находится наше государство в одном полушарии. В каком? (восточном) . Многие русские поэты с гордостью воспевали Россию.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев

Верить, ничего не делая - бессмысленно. Что же можете вы? Познавать мир, применять знания в жизни, фантазировать. Вам нравится наша школа? А кто из вас согласен сделать ее такой, чтобы в ней было все необходимое и современное для учебы, работы? Я предлагаю построить школу будущего, возможно, не только для учеников России, а других государств и планет. Согласны? Приступайте.
Практическая работа по сборке здания школы будущего. (Песня "Маленькая страна".)
Защита работы: Итак, школы будущего готовы! Что ждет Землю в будущем? Ответить конкретно невозможно, так как это зависит от космического влияния, от деятельности человечества, преобразующего окружающую среду, причем не всегда в лучшую сторону. Мы возлагали большие надежды на вас, любителей природы, ее защитников, а в будущем очень хороших людей, живущих на планете Земля.

    Подведение итогов
    Что узнали нового?
    Что больше всего понравилось?
    Наша ракета успешно приземляется. Экипаж благодарит вас за работу.

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Актуальность проекта

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности - как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное - желание продолжать работу по реализации этого проекта.

Участники : дети (подготовительной группы), педагоги и родители (законные представители).

Цель проекта : Совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля.

Задачи проекта :

  1. Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
  2. Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.
  3. Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
  4. Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.

Задачи по образовательным областям:

Познание

  • Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
  • Расширять представление детей о различных природных объектах: почва, вода, минералы.

Здоровье

Безопасность

  • Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.

Коммуникация

Художественное творчество

  • Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Социализация

Чтение художественной литературы

  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Работа по реализации проекта строится на основе партнерских отношений: педагог - дети - родители - социальные институты.

Предполагаемые виды деятельности:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность детей:
  • Экскурсии и наблюдения
  • Чтение художественной литературы
  • Изобразительная деятельность
  • Конструирование
  • Игра
  • Изготовление макета земли из папье-маше.
  • Организация экскурсии в музей «Боровичского комбината огнеупоров»
  • Создание индивидуальных маршрутов «Как я открываю землю» и др.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у детей знаний о планете Земля, названий материков, её природных ресурсах. Умение детей самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Выбирая объект путешествия, дети смогут свободно оперировать понятиями: континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.

Показатели результативности:

в ходе реализации проекта дети:

  • узнают, что Земля - наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло - это условия для живых существ;
  • демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
  • повысится процент заинтересованности родителей, вследствие чего они станут активными участниками проекта.

в ходе проекта педагог:

  • осуществляет инновационную деятельность;
  • повышает свой профессиональный уровень.

в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:

  • познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, фотоколлажами, дидактическими играми на основе интерактивного глобуса, коллекциями магнитов и минералов, картотеками ребусов и кроссвордов, самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете.

Этапы реализации проекта «Земля - мой дом»

1 этап. Подготовительный.

Мероприятия проекта

Рассматривание глобуса, географических карт. Чтение энциклопедий по теме «Планета - земля».

Глобус, географические карты, познавательная литература.

Беседы: «Строение земли»,

«Что такое горы»,

«Извержение вулкана».

Т.А. Шарыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», М, «Сфера» 2010г.

«Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2013г.

Чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстраций к произведениям.

А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 2012г.

Н. Носов «Путешествие Незнайки», М., «РОСМЭН», 1984г.

Ю. Могутин «Мой северный посёлок», «Детская литература», 1992г.

Экспериментирование: «Откуда взялись острова», цель - познакомить детей с понятием остров, причинами его образования (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» №18, стр.85)

Физическая карта мира, передники клеёнчатые, губки для уборки воды поддоны с водой. Зарисовки хода эксперимента с рассказами детей.

Создание книги экспериментов.

Знакомство с песнями о земле: А. Ведищев «Песенка про медведей», В. Мигуля «Земля в иллюминаторе

Диски, кассеты с песнями, музыкой о земле

Заучивание стихов о земле: «Дом Земли» Ю. Демянская.

«Общий дом» В. Орлова.

Рисование иллюстраций к стихотворениям, оформление альбома.

Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля.

Мультимедийная аппаратура и диски, альбом с рассказами и зарисовками детей по содержанию мультипликационных фильмов.

Разучивание новой физкультминутки «Мы летим под облаками».

Фотомонтаж.


2 этап. Основной.

Мероприятия проекта

Проектирование предметной среды

Изготовление глобуса из папье -маше с участием родителей, раскрашивание, ламинирование макета.

Бросовый материал, клейстер, гуашь, кисти, макет глобуса, географические карты, скотч.

Познавательные вечера по темам:

«Как люди открывали землю»

«Счастливые земляне»

«Давай искать море»

разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок

Познавательная литература: Э. Емельянова «Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки открывали мир», М., «Мозаика - синтез», 2012г.

С. Белокурова «География для малышей»

Картотека ребусов и кроссвордов.

Индивидуальные альбомы, разгаданных ребусов и загадок.

Встреча с интересными людьми: Лосева Е.Е. «Эти удивительные окаменелости»

Коллекция найденных окаменелостей на берегу реки Мста

Фотографии.

Экскурсия в музей комбината огнеупоров.

Коллекция полезных ископаемых, которые добывают на комбинате огнеупоров.

Подбор изображений живой природы (растительный и животный мир) для интерактивного глобуса

Журналы, раскраски, ножницы, карандаши, маркеры, схемы для рисования, наклейки.

Чтение познавательной литературы о путешествиях и путешественниках, беседы, рассказы о прочитанном.

Выставка художественно - познавательной литературы: А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 1984г.

«Мой первый атлас», «ОЛМА-ПРЕСС», 2005г.

О. Квитко «Животные», «Ребятам о зверятах: «В Африке», «В Австралии», «На Севере», изд. «Ранок» 2007 г.

Энциклопедии «Страны и континенты», М., «Астрель», 2001г.,

Энциклопедия «Пираты», изд. «Клуб семейного досуга», 2011г.

Изготовление изображений животных, народов разных стран, различного транспорта, для использования их в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Образцы - иллюстрации, линейки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, наклейки с изображением животных, людей, транспорта. Ножницы, скотч, раскраски.

Дидактические игры «Кто, где живет?», «Что где растет?» «На чём можно добраться», «Что изменилось»

«Перепутаницы»

Моделирование развивающей среды.

На интерактивном глобусе воспитателем, или каким либо ребёнком, заранее придумывается загадка - перепутаница:

1. На глобусе перепутаны животные из разных континентов.

2. Морские животные помещены на сушу, а живущие на суше - в воду.

3. Все животные, люди, помещены на один остров.

4. Перепутан водный, воздушный и сухопутный транспорт, и т.д.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествия»

Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествия по земному шару»

Схемы маршрутов путешествий, созданные детьми. Создание групповой коллекции магнитов о городах, странах планеты Земля.

Рассматривание и пополнение коллекции драгоценных камней и минералов.

Коллекция камней и минералов, информационный альбом, о минералах, с изображениями и познавательной информацией.

Заучивание пословиц о земле, отгадывание и составление загадок о земле и континентах.

В.Г. Лысаков «1000 загадок», М., «АСТ», 2006г.

Книжка - самоделка загадок о земле.

Рассказы детей из личного опыта

(кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры)

Самодельные книжки, изготовленные родителями с детьми, коллекции магнитов, сувениров, фотографии мест, где побывал.

Экспериментирование «Почему не тонут корабли»: цель - выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил.

Предметы деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики. Пополнение книги экспериментов.

3 этап. Итоговый и презентационный

Мероприятия проекта

Проектирование предметной среды

Игротека с глобусом.

Игра «Засели планету», «Перепутанница» и др. для детей других групп

Интерактивный глобус, игровое поле, кубик для продолжения развития игры, фигурки людей, животных, различных видов транспорта на липкой основе

Самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые и дидактические)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карты маршрутов путешествий, игрушечные средства передвижения, конструктор «лего» для построек, макет дороги, карты, др.

Викторина «Наш дом-Земля»

Познавательная литература, глобус, физическая карта мира

Презентации своих путешествий

для воспитанников других групп

Книжки - самоделки о путешествиях.

Фотоальбомы и коллажи о путешествиях.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-синтез», 2011г.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс», 2011г.
  4. Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7-ми лет», М., «Просвещение» 2011г.
  5. Доронова Т.Н., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7-ми лет», М., «Просвещение», 2013г.
  6. Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Климанова Л.Ф., Соловьёва Е.В., Тимощук Л.Е., Якобсон С.Г. «На пороге школы», М., «Просвещение», 2002г.
  7. Журнал «Методист ДОУ» №11(2013г.), исследовательский проект «Как растут бутылки».
  8. Журнал «Педагогика в ДОУ» № 2 (2009 г.)
  9. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»№ 9, 10, (2013г.) статья «Партнёрство педагогов в рамках проектной деятельности», познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой».
  10. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», М., «АРКТИ», 2010г.

Проект «Земля - мой дом» в ДОУ