Технология педагогической поддержки предполагает. Доклад "технология педагогической поддержки"

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.

Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ. О.С.ГАЗМАН

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.

Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

А/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

Б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

В/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

Г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

Д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

Е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

Ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

З/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации .

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного ), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Цель и принципы воспитания . О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель .

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов . Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

  1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
  2. Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка.
  3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
  4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
  5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
  6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - Диалог культур.
  7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
  8. Доверяя - не проверяй!
  9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
  10. Умей признать свою ошибку.
  11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Механизм воспитания . Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии . «Воспитание, - по глубокому убеждению Олега Семеновича, - без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации .

После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога , выполняемых ими на следующих пяти этапах :

- I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;

- II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

- III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

- IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

- V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию.

Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.

Многие из нас работают именно по этим направлениям.

I. Сигнальный

1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:

Неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);

Обращение родителей к педагогу или администрации

Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

Попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы

3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения

4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

II. Контактно-созидательный

1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению

2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров

3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником

III. Диагностический

1. Организация доверительной беседы с учащимися

2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка

3. Определение причин возникновения проблемы

IV. Проектный

1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы

2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы

V. Деятельностный

1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы

2. Педагогическая поддержка усилий ребенка

VI. Результативно-аналитический

  1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах

Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы

самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.


14.3.2. Технология педагогической поддержки

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).
Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде"86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.
Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:
- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- доверяй - не проверяй!
- признавай право на ошибку и не суди за нее;
- умей признать свою ошибку;
- защищай ребенка, учи его защищаться.
Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса - школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин заимствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самостоятельного учения детей.
В практике нашего образования технология педагогической поддержки оказалась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный руководитель (его иногда именуют на английский манер - "тьютор", но это понятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).
Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.
1. Диагностический этап
Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.
2. Поисковый этап
Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.
3. Договорный этап
Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:
- "ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение";
- "свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки";
- "не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать".
4. Деятельностный этап
На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирование, доверительное общение "в кругу": активное "слушание другого", проявление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.
Здесь нужна также организация социальной практики детей, "инициативных событий", увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помешают индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые должны стать союзниками воспитателя.
5. Рефлексивный этап
Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом ребенка к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что воспитатель достиг цели.
Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:
- "шаг первый": ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;
- "шаг второй": в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;
- "шаг третий": в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;
- "шаг четвертый": ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;
- "шаг пятый": ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;
- "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;
- "шаг седьмой": во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

Литература для самообразования

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
2. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.
4. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004.
5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред.-сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. М., 2002.
6. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
7. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 2004.
8. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
9. Мид М. Культура и мир детства/ Пер. с англ. М., 1988.
10. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.
11. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
13. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
14. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001.
15. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. СПб., 2004.
16. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М., 2004.
17. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьников. М., 2003.
18. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.
19. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.

Задания для самоконтроля и размышления

1. Как вы объясните следующие факты, используя изученный материал этого раздела о педагогических основах социализации:
- Существует известное изречение: "Дети - зеркало семьи", и немало людей убеждены, что дети всегда подражают своим родителям, очень похожи на них своим поведением и отношениями, иногда почти повторяют их судьбу. Но почему тогда в повзрослевших сыновьях и дочерях родители нередко с отчаянием обнаруживают чужих для себя людей, проявляющих такие качества, которые им в семье не прививали?
- Люди старшего поколения часто с ностальгией вспоминают эпизоды своего пионерского детства и комсомольской юности, хотя многие из них не отрицают, что пионерская и комсомольская организации были открыто идеологическими системами.
- Среди успешных предпринимателей немало таких, кто в школе не отличался достижениями в учебе и примерным поведением. Выходит, что качества, мешающие в школе, могут оказаться самыми важными для дальнейшей жизни?
2. Известно, что в традиционной культуре существовала специальная социальная акция посвящения во взрослость (инициация), после которой молодежь включалась в самостоятельную производительную деятельность. Можно ли согласиться с мнением, что школьные экзамены и акты вручения документов о среднем образовании выполняют функции обрядов инициации?
3. Какие проблемы влияния демографического фактора социализации осознаете лично вы?
4. Как называется явление, описанное в следующем определении: "...такой аспект поведения, деятельности лица, который является для него неорганичным, переживается как нечто внешнее, ненастоящее, отличное от его „подлинного Я"... притворяться, играть, осознавать искусственность своего поведения" (И. С. Кон). Как оно функционирует в социальном опыте ребенка?
5. Попросите детей младшего школьного возраста или младших подростков письменно закончить предложение "Когда я вырасту, буду..." Проанализируйте суждения детей об их жизненных планах.
6. Можно ли согласиться с утверждением, что дети и подростки попадают в негативное "поле" социума, если воспитатели не сформировали у них отношение к самим себе как к ценности, то есть они попросту не знают, не любят себя и не ценят свою жизнь? Обоснуйте свою позицию по этому вопросу в тезисной форме.
7. Система социализации детей в США активно поощряет зарабатывание детьми денег на карманные расходы и на нужды школы. Каково ваше отношение к такой практике? Стоит ли российской школе заимствовать этот опыт? Обоснуйте аргументы "за" и "против".
8. Согласны ли вы с мнением, что идея "Детство - это подготовка к будущей взрослой жизни" является вредным педагогическим стереотипом? Аргументируйте свою точку зрения.
9. В жизни современных подростков и молодежи появилась новая игра "флэшмоб" (от англ. flash mob - мгновенная толпа). Десятки, а иногда и сотни незнакомых молодых людей, получив информацию в Интернете, собираются в определенном месте и осуществляют некую публичную акцию, подчеркнуто абсурдную и вместе с тем невинную, но тем не менее приводящую окружающих в шок. Так, в Москве толпа молодежи с пультами дистанционного управления изображала "переключение" каналов на уличном рекламном щите и скандировала: "Дайте нам кино". Через десять минут, исполнив акцию, они быстро разошлись, даже не познакомившись.
Как с позиции педагогической теории социализации оценить это явление (выберите точку зрения, которая покажется вам более правильной, или сформулируйте свое мнение)?
- "Мобберы" - это представители лучшей части современной молодежи: как правило, успешные студенты, менеджеры. Они так пытаются проявить естественную социальную активность, пережить момент единства друг с другом. Им явно не хватает комсомола, стройотряда.
- Это просто активные пользователи Сети виртуального пространства ищут свои формы взаимодействия в реальном социуме.
- Флэшмоб всегда организуется по определенному сценарию. Возникает вопрос: кто создает эти сценарии, с какой целью? Скорее всего, мы имеем дело с образцом изощренной целенаправленной социализации.
- Во все времена в молодежной среде были любители "приколоться", просто сейчас с помощью Интернета им легче найти себя и объединиться.
- Флэшмоб - это прообраз молодежного движения XXI века, где главный эффект - совместные действия незнакомцев.
10. Согласны ли вы с утверждением известного педагога и публициста А. Лобока, что "главное, чему человек должен научиться на протяжении своей жизни, - предъявлять миру свои переживания. Не знания и навыки, а развитость чувств и переживаний - вот что по-настоящему определяет образованность человека"? Сформулируйте тезисы в поддержку мысли А. Лобока или попытайтесь ему аргументированно возразить.
11. Дайте свое объяснение достаточно распространенного в практике школы игнорирования учителями социального опыта детей.
12. Обратитесь к интернет-источникам. Найдите материал об особенностях социализации детей в США и странах Западной Европы. Проанализируйте информацию и свои впечатления. Составьте краткие тезисы на тему "Типичные характеристики успешного ребенка в современном западном социуме".

Цель мастер-класса :освоение и последующее активное применение технологии педагогической поддержки в практической деятельности педагога-воспитателя

Участники : классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения : 25 февраля (по желанию можно будет продолжить обсуждение интересующих вопросов в блоге "Анализ воспитательной работы")

Предполагается, что в процессе обсуждения и размещения ответов на вопросы (в конце каждого раздела помещен вопрос, ответить на который можно в блоге, перейдя по ссылке "Анализ воспитательной работы"), участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией педагогической поддержки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка с помощью технологии О.С. Газмана. Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный анализ проблемы по технологии О.С. Газмана (проблему для анализа можно выбрать из списка или предложить и проанализировать свою проблему).

Дорогие участники мастер-класса, впишите себя в список:

  • Семенова Раиса Михайловна
  • Левинсон Луиза Ильдусовна

Актуальность темы

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

История вопроса

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Разработку концепции продолжили его учени-ки и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра “Педагогический поиск” (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала “Классный руководитель” (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Определение технологии

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”.

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).

В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Менеджмент воспитания

Феномен "Проблема"

Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».

  • Ответьте на предложенные вопросы в блоге:
    • Задание 2. Опираясь на данное определение, сформулируйте важные для педагогической практики выводы о проблеме ребенка и запишите их в блоге.
    • Задание 3. Вспомните и запишите на странице блога несколько наиболее сложных и злободневных проблем подростков, обучающихся в современной школе.

Менеджмент воспитания

Технология осуществления педагогической поддержки

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Педагогические ситуации

Задание 4. На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.

Ситуация 1.

Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.

Ситуация 2.

Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.

Ситуация 3.

Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.

Ситуация 4.

Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.

Ситуация 5.

Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

Менеджмент воспитания

Менеджмент воспитания Вконтакте5 декабря с 14.00 до 15.00 в рамках веб-презентации «Теория, методика и практика изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка» ПРОШЛА онлайн-консультация по вопросам подготовки описания действующих моделей персонифицированных систем воспитания детей. Провел консультацию Степанов Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики воспитания ПОИПКРО. Просмотреть запись онлайн-консультации вы можете, перейдя по ссылке

Условия осуществления педагогической поддержки

Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

  1. восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
  2. конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
  3. безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
  4. эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
  5. ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Принципы педагогического взаимодействия

Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.

Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
  • вера в эти возможности;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа "не навреди";
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

  • педагогическое наблюдение;
  • размышления в парах и малых группах;
  • «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;

проговаривание

Задание 5. Перейдите в блог и дополните, пожалуйста, этот список другими приемами и методами.

Менеджмент воспитания

Менеджмент воспитания ВКонтактеВеб-презентация проходила традиционно в декабре. Ее продолжительность составила 8 дней – с 3 по 10 декабря 2018 года. В ней приняли участие 225 педагогов из 12 регионов Российской Федерации и Республики Беларусь (для сравнения: в прошлом году участвовало – 240, а в 2016 году – 225 человек). Среди участников 3 докторов и 18 кандидатов наук. В работе нашего веб-форума участвовала ведущий научный сотрудник Российской академии образования доктор педагогических наук Шустова И.Ю. На презентацию было представлено 58 разработок, из которых оргкомитетом была отобрана 41 для коллективного обсуждения.Представленные материалы были систематизированы. Они составили 7 разделов веб-презентации:1. Актуальные проблемы исследования персонифицированного воспитания детей.2. Теоретические и методические основы изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка.3. Применение технологий коучинга в моделировании, построении и изучении эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка.4. Методы (методики) и приемы психолого-педагогической диагностики в персонифицированном воспитании.5. Рефлексия ребенком процесса и результатов саморазвития.6. Модели персонифицированных систем воспитания детей.7. Повышение квалификации педагогов по вопросам персонифицированного воспитания и изучения его эффективности. Итогом анализа и оценки обсуждаемых материалов стали комментарии участников веб-презентации. Было опубликовано 407 комментариев (в 2017 году – 421, в 2016 г. - 375). На каждую разработку были оставлены комментарии – от 4 до 21. Чаще всего комментировались следующие разработки:- индивидуальный дневник самонаблюдения (Зубович Т.Н., школа №1 г.п. Шарковщина, Витебская обл.) – 21 раз;- модель персонифицированной системы воспитания «Мир, в котором я живу, называется мечтой» (коллектив авторов, школа № 7, г. Остров, Псковская обл.) – 18 раз;- творческое шоу «Театр увлеченных детей» (Понизовская Л.И., Покровская школа, Псковская обл.) – 16 раз;- статья «О понимании персоны – ключевого понятия персонифицированного подхода» (Степанов Е.Н., Псковский областной ИПКРО) -16 раз;- методическая разработка «Приёмы рефлексии ребенком процесса и результатов своей деятельности по саморазвитию» (Михайлова С.А., школа № 18, г. Псков) – 15 раз;- методическая разработка «Рыбий скелет», или Заседание методического совета школы по вопросу изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка» (Васильева Г.И., Пушкиногорская школа-интернат, Псковская обл.) – 14 раз;- методическая разработка «Я обязательно буду летать! (Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, используя коучинговые технологии») (Зарембо Н.И., лицей № 21, г. Псков) – 14 раз;- игра «Таможня познавательной активности» (коллектив авторов, Тямшанская гимназия и ПОИПКРО, Псковская обл.) – 14 раз;- практикум «Гляжу в тебя как в зеркало» (коллектив авторов, Тямшанская гимназия и ПОИПКРО, Псковская обл.) – 14 раз.Наибольшее количество комментариев сделали Легкоступова О.А. (Витебская обл.), Зевакова Н.С. (Смоленская обл.), Баранова Е.И., Васильева Г.И., Воронкова Е.Н., Петраш Е.А., Сапогов В.М. и Сидорова Т.В.(Псковская обл.)Анализ представленных разработок свидетельствует о том, что большинство авторов не только успешно освоили теоретические и методические основы персонифицированного подхода, но и смогли внести свой вклад в развитие представлений об этой методологической ориентации. Особое значение для обогащения теории персонификации воспитания имеют работы о понимании персоны как ключевого понятия персонифицированного подхода, системообразующих факторах ПСВ, основополагающих идеях, критериях и показателях изучения и оценки ее эффективности (Кочергина Г.Д., Петраш Е.А., Сидорова Т.В., Степанов Е.Н.). Несомненный интерес вызывают разработки проблем моделирования и развития ПСВ (Ковалев А. П., Куришкина Л.А., Легкоступова О.А., Мухаметова О. А., педагоги школы № 7 г. Острова, школы № 5 г. Невеля. Дома детского творчества г. Десногорска и Центра детского творчества г. Ярцево Смоленской обл.). Значительно пополнилась технологическая составляющая изучения результативности ПСВ и развития рефлексивных способностей ребенка (Головченко Л.Ю., Зарембо Н.И., Зубович Т.Н., Михайлова С.А., Пегов В.А., Сапогов В.М., Редей Г.В., педагоги Тямшанской гимназии и др.). Интерес вызывают предложенные формы повышения квалификации педагогов-воспитателей (Васильева Г.И., Рябушко М.В., педагоги Витебской обл.).О важности исследуемых проблем персонифицированного воспитания и полезности прошедшего веб-форума свидетельствуют отзывы как научно-методических, так и практических работников. Например:1. Кочергина Г.Д., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой воспитания и социализации детей и молодежи Смоленского областного института развития образования: «Смоленский региональный исследовательский коллектив благодарит организаторов веб-презентации за возможность участия в совместной творческой работе. Представленные к обсуждению материалы и направляемая дискуссия не только способствовали погружению в теоретические основы персонифицированного воспитания, но, что особенно значимо, помогают педагогу определиться в актуальных направлениях и содержании собственных исследований, сверить собственные позиции с мнениями опытных исследователей. Такая работа дает хороший толчок к новым идеям и новым разработкам. Абсолютно все разработки данной презентации интересны, каждая из них имеет свои изюминки. Это бесценный опыт!»2. Степанова Л.М., воспитатель Пушкиногорской школы-интерната: «Мне пригодится в моей работе изложенный материал о модели ПСВ, о её пяти основных компонентах, а особенно ошибки в моделировании представлений о ПСВ и советы для описания каждого компонента. Более глубоко познакомилась с понятием инклюзивное или включённое образование, это поможет мне в работе. Спасибо!»За ходом веб-презентации наблюдали не только из России и Беларуси, но и из таких государств, как Великобритания, Германия, Казахстан, Кения, Киргизия, Китай, Колумбия, Молдова, Нидерланды, Нигерия, ОАЭ, Польша, Румыния, США, Украина, Франция, Чехия. Было зарегистрировано 6722 просмотра страниц веб-презентации (в 2017 г. – 7109, в 2016 году – 5560). Организаторы веб-форума благодарят руководителей и членов региональных исследовательских коллективов за активное и творческое участие в работе данного научно-методического мероприятия и надеются, что его итоги помогут в достижении целевых ориентиров этого учебного года и в успешном завершении научно-методических разработок проблем изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка. Не забудьте, пожалуйста, о сделанных в комментариях, замечаниях и советах! Желаем плодотворного и успешного Нового года! С нетерпением будем ожидать уже в 2019 году (до 15 января) описание моделей действующих персонифицированных систем воспитания детей!

Вопросы для обсуждения в течение дня

Уважаемые коллеги!


Поздравляем вас с наступающим 2019 годом!

Уважаемые коллеги! Рады, что мастер-класс состоялся! Спасибо всем, всем, всем за то,что активно включились в обсуждение проблемы педагогической поддержки и предложили интересные варианты ответов на поставленные вопросы. Список приемов и методов педагогической поддержки значительно пополнился. Хотелось бы еще увидеть решения предложенных педагогических ситуаций с помощью технологии О.С. Газмана, больше вопросов к участникам и ведущим мастер-класса. Еще рано подводить окончательные итоги. Некоторые участники выразили желание продолжить работу завтра. Будем рады встрече! Желаем вам поддержки всегда и во всем! --Володина Елена 14:45, 25 февраля 2009 (UTC)

Консультация для педагогов

Поддержка ребенка в процессе индивидуального общения

Подготовила: Асеева О.Н.

Воспитатель

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).
Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде"86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.
Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:
- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- доверяй - не проверяй!
- признавай право на ошибку и не суди за нее;
- умей признать свою ошибку;
- защищай ребенка, учи его защищаться.
Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

Главный залог успеха любого педагога в воспитании детей это стиль общения с детьми, который может в корне отличаться от привычного всем и свойственного репродуктивному пути обучения и воспитания, - сводящему к элементарной трансляции знаний, норм, способов мышления.

Чтобы понять, в каком направлении происходит изменение стиля общения, обратимся к концепции межличностных отношений американского психолога Эрика Берна. По его мнению, в личности каждого человека есть то, что называется «Я». Это «Я» состоит из трех компонентов: «Дитя», «Родитель», «Взрослый». Поведение, интонации, стиль общения зависят от того, в каком состоянии «Я» находятся общающиеся личности.

Ребенок обычно находится в состоянии «Дитя», характеризующемся следующим типом поведения: наивность, уход от проблем, шалость и баловство, игры, любознательность, капризность или покорность, беспомощность и т.п. в ходе воспитания растет, укрепляется, доминирует компонент «Взрослый» – здравый смысл, умение что-то решать, делать по деловому, объективно, внимательно прислушиваясь к собеседнику, высказывание своей точки зрения (по моему мнению, я думаю, с моей точки зрения).

Педагоги нередко утрируют в себе компонент «Родитель», составляющими которого являются поучение, наставление, инструктирование, требование, похвала и порицание, запрет, указание или забота, сочувствие, совет, помощь, покровительство.

Общение детей и педагогов в детском саду обычно принимает форму «Родитель – Дитя». Когда эта связь становиться доминируещей, дети начинают отличаться инфантильностью. Они теряються в новых, нестандартных ситуациях, не верят в свои силы, не пытаються найти путь разрешения возникших проблем. Психологи считают, что разноуровневые связи типа «Родитель – Дитя» всегда менее прочные, они легко рассогласовываются, приводят к конфликтам.

Самая надежная и естественная связь – «Взрослый – Взрослый». Она является воплощением демократического стиля общения, так важного для полноценного развития ребенка, развития его творческих способностей. Ребенок и педагог общаются как равные. Ребенку, привыкшему постоянно находится в состоянии «Дитя», бывает трудно войти в состояние «Взрослый», поэтому может наблюдаться рассогласованность связей. Например, педагог обращается к ребенку как ко «Взрослому», а он, смутившись, отвечает как «Дитя» («не знаю», «не помню» и т.п.) или начинает шалить (особенно если с ним постоянно общались с пизиции «Родитель- Дитя»).

Обрести в общении состояние «Взрослого» ребенку помогает вспомогательный персонаж занятия или игры (маленький- Фантик, Лунтик, Незнайка), а младшему можно передать свой опыт и от того чувствовать свою значительность. Это укрепляет в ребенке позицию «Взрослого», и он постепенно привыкает думать, рассуждать, находить решение проблем вместе с педагогом на равных. Это способствует формированию независимости мышления, умению открыто высказывать

Смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение, способности видеть недостатки в собственных суждениях и оценках, принимать критику без обид. Педагогу важно отказаться от привычки «говорить детям», надо научиться разговаривать с ними.

Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в сознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации.

Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструторов и т.п. дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.

Значимой для дошкольников является и потребность общения со взрослым . Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождатся только положительными эмоциями: радостью нового знания, радостью открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой. При этом отрицательные эмоции недопустимы: замечания, скука, зависть по поводу успехов другого. Отрицательные оценки заприщают, поэтому используют только доброжелательность и поддержка.

Психологи отмечают, что у детей ярко выражена потребность в неоднократном проживании ситуации. При чем повороты сюжетных линий дети часто придумывают самостоятельно, важно только вовремя подхватить идею, помочь ее реализации. В этом случае очень важна педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать иной поворот событий.

В ходе занятий, бесед возникает множество незапланированных ситуаций, выходящих за рамки ранее продуманного хода. «Рамками» служат только цели занятий, а способы и логика рассуждения регулируется педагогом, не нарушая логику рассуждения детей.

Главная задача воспитателя – развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное, но критическое отношение к сверстникам. И только, если сами дети не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспитатель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничество. Поймите, что в данной ситуаци ребенок стремится соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы также поступали и другие. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со стороны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых правилах, могут стать нормой поведения.


Это, по существу, и есть непосредственный акт самоопределения. Станов­ление у ребенка опыта субъекта социальной деятельности необходимо требует осознания изменений своей личности, своих достижений. Должно возникнуть новое представление о своих возможностях, то есть новый «образ себя».

Технология социального самоопределения в полной мере реализует идею: образование - это то, что ребенок делает сам.

14.3.2. Технология педагогической поддержки

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение собственного, индивидуального со­циального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автром яв­ляется замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально по­добранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

Поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие опознавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

Поддержку ребенка в области общения: создание условий для гумани­стического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе пове­дения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

Поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.

Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддер­жки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

Все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

Дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культу­рой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

Доверяй - не проверяй!

Признавай право на ошибку и не суди за нее;

Умей признать свою ошибку;

Защищай ребенка, учи его защищаться.

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вок­руг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

1. Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания инди­видуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только вос­питателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследова­ние своей личности.

2. Поисковый этап

Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Пер­вый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

3. Договорный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:

- «ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение»;

- «свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки»;

- «не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализируете ближайшей проблеме, которую предсто­ит решать».

4. Деятельностный этап

На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирова­ние, доверительное общение «в кругу»: активное «слушание другого», прояв­ление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.

Здесь нужна также организация социальной практики детей, «инициатив­ных событий», увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помеша­ют индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые долж­ны стать союзниками воспитателя.

5. Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это означает, что воспита­тель достиг цели.

Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 354.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М, 2002; ЗапесоцкийА. С. Образование: Философия, культурология, политика. М., 2003; Добренькое В. И., Нечаев В. Я. Общество и образова­ние. М., 2003.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 11

Каменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1982. С. 337.

Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000. С. 334.

Руссо Ж-Ж Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1.М., 1981. С. 94.

Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2 т. Т. 1. М., 1978. С. 335-336.

Письма Елены Рерих // Новое в мире науки и техники. Серия «Философия и жизнь». 1991. № 7. С. 45.

Маслоу А. Мотивация и личность/ Пер. с англ. СПб., 2001.

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зару­бежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М., 1981. С. 402.

Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. С. 87.

«Конвенция о правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, декларирует в Статье 1: «Ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Поскольку воспитание сосре­доточено, главным образом, в этом периоде жизни человека, то в нашем изложении понятия «воспи­танник» и «ребенок» будут употребляться как синонимы.

Бернc Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 62-63.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Кон И. С. Дружба. М„ 1980.

Педагогика. 2003. № 10. С. 10.

По преданию, это возглас Архимеда, открывшего основной закон гидростатики.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. М, 1999. С. 10-11.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. М, 1988. С. 198.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 305.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 2003.

Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979. С. 91.

Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология форми­рования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981. С. 4.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. Гл. 111.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. М., 1988.

Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С. 205.