Технология педагогической поддержки и помощи. Мастер-класс рука помощи или технология педагогической поддержки

Педагогическая психология: конспект лекций Есина Е В

2. Технология поддержки ребенка

С помощью технологий личностной ориентации происходит поиск соответствующих индивидуальным свойствам каждого ребенка методов и средств образования. Для достижения данной цели используется психодиагностика, меняются средства обучения, организация деятельности ребенка, содержание образования.

Технологии индивидуальной поддержки лучше всего разработаны в исследованиях гуманистической психологии К. Роджерса, по мнению которого педагогика, как и терапия, призвана вернуть ребенку его здоровье как физическое, так и психическое. При этом учитель должен создавать условия для индивидуального развития детей. Этому помогает демонстрация учителем своего доверия к детям во время учебного процесса. Развитию детей способствует то, что учитель уточняет, помогает сформулировать конкретные задачи и цели, которые решает ребенок, детский коллектив. В процессе учения педагог должен ориентироваться на то, что ребенок имеет свою внутреннюю учебную мотивацию. Для развития ребенка важно, чтобы он мог в любое время спросить, обратиться за помощью к учителю, который является значимым для ребенка, имеет ценность для него как средоточие опыта. При этом главным является доступность педагога по отношению к каждому ученику.

Так как в процессе учения происходит обоюдное развитие как ученика, так и учителя, то педагог должен постоянно развивать свою способность к эмоциональному ощущению настроя ученического коллектива, отдельно взятого ученика, учиться принимать чувства детей и активно взаимодействовать с ними.

Достаточно трудным, непривычным испытанием для учителя может стать достижение открытости перед детьми, умения открытого выражения своих чувств перед детьми в классе. В процессе такого взаимодействия у педагога развивается эмпатия, она дает возможность понимания чувств каждого ученика, его переживаний.

В этом процессе важным является развитие педагога в плане самопознания, реального оценивания своих возможностей. Здесь в процессе развития имеет место такой компонент, как средства поддержки детей, условно делящиеся на две группы.

Первая группа – общей педагогической поддержки всей группы учеников – представляет собой отношение к ученикам, которое должно быть приветливым и внимательным, доверие, привлечение учеников к планированию уроков, использование игр, драмы, привлечение к созданию творческих работ, создание ситуаций взаимного обучения, общение в форме диалога, позитивная оценка достижений ребенка.

Во второй группе содержатся средства индивидуальной личностной поддержки, диагностирующие индивидуальное развитие ребенка, степень его обученности, выявление его личных проблем. К таким средствам относится определение количества необходимой поддержки каждого ребенка, основанное на его понимании, знании его физических и психических способностей и особенностей. Особое значение здесь имеет принятие характера ребенка, особенностей его речи, поведения, индивидуального темпа учебной деятельности. Большое значение при этом имеет создание ситуаций успеха, которые поднимают самооценку детей, способствуя их самореализации, оценивание вклада каждого ребенка в решение общих для детского коллектива проблем.

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ Интересная концепция - использование специалистов «группы поддержки» (элемент творческой культуры «Дюпон»). О ней было сказано в одной из предыдущих глав. Такие специалисты - это не столько наставники творчества, сколько «управляющие процессом». Их

Из книги Как прекратить грузить свой мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Отсутствие эмоциональной поддержки Убеждения этого кластера сводятся к тому, что люди, представляющие какую-то ценность в вашей жизни, не смогут предоставить вам эмоциональную поддержку, потому что они нестабильны, могут умереть или просто уйти от вас, оставить или

Из книги Стань гением! [Секреты супермышления] автора Мюллер Станислав

Технология 16 Сверхобучаемость и гармоничное развитие ребенка Наверное, почти каждый родитель задавался вопросом, с какого возраста следует заниматься развитием тех или иных способностей его ребенка и как лучше это делать.Нам очень повезло, когда некоторые из молодых

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Кто нуждается в группах поддержки? Наверное, проще было бы задать вопрос - а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать - замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Как создать группу поддержки? Очень важно (и многолетняя практика подтверждает этот принцип), чтобы группу поддержки возглавил не священник, не психолог и не какой–либо другой специалист. Если группу будет вести священник, то ее собрания, скорее всего, станут в итоге

Из книги Классификация мужчин по видам и отрядам: Полная периодическая система мужских достоинств и недостатков автора Копланд Дэвид

«Группы поддержки» В процессе решения задач, связанных с осознанным выстраиванием отношений с людьми и конструированием ситуаций для удовлетворения своих потребностей, часто оказывается необходимым, не полагаясь на собственные силы, создать «группу поддержки».Для

Из книги Начни. Врежь страху по лицу, перестань быть «нормальным» и займись чем-то стоящим автора Эйкафф Джон

СОЗДАНИЕ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ Другим важным недостатком для большинства женщин, отправляющихся на поиски мужчин, является то, что они пускаются в это путешествие в одиночку. Их затруднения, печали и другие эмоциональные проблемы создают барьер между ними и другими людьми и

Из книги Стандарты сексуального образования в Европе автора Коллектив авторов

Круги поддержки Не становитесь хамом. Не начинайте лениться. Не считайте себя избранным.На словах это легче, чем на деле. Как избежать на удивление многочисленных ловушек, ожидающих вас в стране Уборки урожая? Не идите туда в одиночку. Выделите время на то, чтобы

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Команда поддержки Вы можете удостовериться в правильности сделанного вами выбора, попросив помощи и поддержки у людей, которых вы уважаете и которыми восхищаетесь. Их одобрение поможет вам сделать следующий шаг. Поделитесь своими надеждами и мечтами с теми, кому вы

Из книги Правила достижения цели [Как получать то, что хочешь] автора Темплар Ричард

Слова поддержки Отношения могут быть прекрасными и в то же время сложными или запутанными, особенно, когда любимый человек переживает большие перемены. Нет способа сделать все идеально – проще сойти с ума, пытаясь сделать все правильно.Возможно, разочарование, грусть

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Создайте группу поддержки Если вы хотите, чтобы человек сделал для вас нечто существенное, требующее времени, денежных вложений, серьезных усилий или каких-то жертв с его стороны, он, вероятно, обратится к кому-нибудь за советом или спросит других, что они думают об этом.

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

Шаг 23 Организуйте систему поддержки Расскажите всем, что хотите сделать, и кто-нибудь захочет помочь вам в этом. Уильям Клемент Стоун Порой партнеры по успеху полны желания помочь, но не имеют такой возможности. Допустим, вы мечтаете написать книгу. Всецело одобряя ваш

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Упражнение № 6. Сеть поддержки Наличие людей, которые могли бы оказать поддержку и проявить внимание и заботу, очень важно в разных жизненных ситуациях, особенно в ситуации травматического стресса. Присутствие таких людей рядом может успокаивать, вселять надежду и веру.

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Установить взаимоотношения поддержки Разумеется, не все наши потребности можно удовлетворить во взаимоотношениях с одним человеком, как бы мы ни старались. Мой коллега Билл Джордж много говорит о значении группы поддержки. Такая группа состоит из нескольких человек,

Из книги автора

День 35. Важность поддержки 1. Утренние страницы.2. Вы продолжаете исследовать, насколько удовлетворяются сейчас ваши потребности.Обратитесь к четвертой главе курса и письменно ответьте на вопросы:– Как сегодня удовлетворяется ваша потребность в поддержке?– Как

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Баймакского района Республики Башкортостан.

Доклад «Технология педагогической поддержки

ребенка в образовании»

Ишматова Райса Фазулловна

учитель начальных классов

село Темясово

Термин «Педагогическая поддержка» используется широко и многозначно:

Поддержка – помощь, содействие, согласие, одобрение (по словарю Ожегова).Поддержка – это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать в жизни.

Педагоги начальной школы учитывают существующие на данный момент технологии, выделяют основные направления:

1.Адаптированные технологии

2. Технологии личностно-ориентированного образования

3. Технологии педагогической поддержки ребенка в образовании.

4.Здоровье сберегающие технологии.

5. Информационные технологии.

Из опыта своей работы хочу остановиться на технологии педагогической поддержки ребенка в образовании.

За годы своей работы я для себя сделала вывод: каждый приходящий набор учащихся в класс, имеет свое лицо, характер, темперамент и особенности. Принимая класс, учитель работает как с отдельным учеником, так и с коллективом в целом.

Обучение трудный, кропотливый процесс. И целых 4 года каждый учитель лепит свое детище. В своей работе я работаю по такой схеме:

I класс- поиск скрытых способностей учащихся в обучении и во внеклассной работе. Здесь все наши мероприятия, встречи идут только на уровне класса.

II класс- раскрытие способностей учащихся совместно с параллельными классами.

III класс- выход на уровень школы.

IV класс- выход на уровень села и района.

Начиная работу в 1 классе, выясняю у родителей, какие возможности есть у их детей, какими они хотели бы видеть в будущем.

Кто-то из родителей хочет, чтоб его ребенок хорошо учился и плясал, некоторые видят своих детей спортсменами, при этом все готовы поддержать учителя в любых начинаниях. Заручившись поддержкой родителей, я начинаю.

Всех своих питомцев, независимо от того умеет ли он плясать или нет, вожу весь класс в музыкальную школу в класс хореографии.

Это у нас идет все 4 года обучения. К концу 4 класса получаются хорошо танцующие ребята. Это очень сплачивает коллектив ребят, ведь у них появляются общие интересы. Выправляется осанка. Рождается коллектив.

В целях развития мелкой моторики посещаем класс декоративно-прикладного искусства. Здесь каждый находит дело по душе. Некоторые вяжут, некоторые рисуют, некоторые вышивают лентами. Всем интересно, все заняты делом. Просто не остается времени на безделье и на плохие дела

Как известно, младшие школьники очень пластичны. Использую эту способность в акробатических упражнениях. Готовим акробатические этюды с лентами, мячами, обручами, скакалками. Даже самых слабеньких ставим на выполнение бросков или на прыжки через скакалку. Это очень организует ребят, нас приглашают на выступление перед соревнованиями.

Работая по данной технологии, я поняла, что все дети способны. Просто нам, учителям надо вовремя поддержать ученика, чтоб он нашел себя, укрепился в понятии, что он может, он несколько не хуже других.

Технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. Считается основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

1.На всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним.

2.Учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3.Учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению.

4.Учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

5.Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.

6.Учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его.

7.Учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;

8.Он должен открыто выражать в классе свои чувства.

9.Должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10.Учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Использованная литература:

1.Багирова Л.Л. « От простого к сложному» Москва,»Просвещение» ,1996.

2.Смолянинов В.К. «Свои возможности», Москва «Просвещение», 1985.

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение собственного, индивидуального со­циального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автором яв­ляется замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие «педагогическая поддержка» очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля поддерживать - значит «служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде» 86 . Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.

Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая те-

----------------

85 Боно Э. де Шесть шляп мышления / Пер. англ. СПб., 1997.

86 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. М., 1982. С. 171.


оретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспита­ния и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую соци­альную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направ­лена на:

□ поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально по­добранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

□ поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

□ поддержку ребенка в области общения: создание условий для гумани­стического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе пове­дения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

□ поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодей­ствие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.



Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и по­стоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требу­ют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта реф­лексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естествен­ной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

Технология педагогической поддержки радикально меняет саму органи­зацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а «от ребенка» , причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизнен­ных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддер­жки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

□ ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

□ самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

□ всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

□ все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

□ не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

□ дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культу­рой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

□ не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

□ доверяй - не проверяй!



□ признавай право на ошибку и не суди за нее;


□ умей признать свою ошибку;

□ защищай ребенка, учи его защищаться.

Технология педагогической поддержки существенным образом преобразу­ет роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса - школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется «фасилитатор» (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин за­имствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самосто­ятельного учения детей.

В практике нашего образования технология педагогической поддержки ока­залась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный ру­ководитель (его иногда именуют на английский манер - «тьютор», но это по­нятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вок­руг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

Цель мастер-класса :освоение и последующее активное применение технологии педагогической поддержки в практической деятельности педагога-воспитателя

Участники : классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения : 25 февраля (по желанию можно будет продолжить обсуждение интересующих вопросов в блоге "Анализ воспитательной работы")

Предполагается, что в процессе обсуждения и размещения ответов на вопросы (в конце каждого раздела помещен вопрос, ответить на который можно в блоге, перейдя по ссылке "Анализ воспитательной работы"), участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией педагогической поддержки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка с помощью технологии О.С. Газмана. Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный анализ проблемы по технологии О.С. Газмана (проблему для анализа можно выбрать из списка или предложить и проанализировать свою проблему).

Дорогие участники мастер-класса, впишите себя в список:

  • Семенова Раиса Михайловна
  • Левинсон Луиза Ильдусовна

Актуальность темы

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

История вопроса

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Разработку концепции продолжили его учени-ки и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра “Педагогический поиск” (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала “Классный руководитель” (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Определение технологии

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”.

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).

В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Менеджмент воспитания

Феномен "Проблема"

Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».

  • Ответьте на предложенные вопросы в блоге:
    • Задание 2. Опираясь на данное определение, сформулируйте важные для педагогической практики выводы о проблеме ребенка и запишите их в блоге.
    • Задание 3. Вспомните и запишите на странице блога несколько наиболее сложных и злободневных проблем подростков, обучающихся в современной школе.

Менеджмент воспитания

Технология осуществления педагогической поддержки

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Педагогические ситуации

Задание 4. На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.

Ситуация 1.

Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.

Ситуация 2.

Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.

Ситуация 3.

Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.

Ситуация 4.

Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.

Ситуация 5.

Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

Менеджмент воспитания

Менеджмент воспитания Вконтакте5 декабря с 14.00 до 15.00 в рамках веб-презентации «Теория, методика и практика изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка» ПРОШЛА онлайн-консультация по вопросам подготовки описания действующих моделей персонифицированных систем воспитания детей. Провел консультацию Степанов Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики воспитания ПОИПКРО. Просмотреть запись онлайн-консультации вы можете, перейдя по ссылке

Условия осуществления педагогической поддержки

Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

  1. восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
  2. конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
  3. безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
  4. эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
  5. ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Принципы педагогического взаимодействия

Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.

Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
  • вера в эти возможности;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа "не навреди";
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

  • педагогическое наблюдение;
  • размышления в парах и малых группах;
  • «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;
  • активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка, «Парафраз», «Редакция»);

проговаривание

Задание 5. Перейдите в блог и дополните, пожалуйста, этот список другими приемами и методами.

Менеджмент воспитания

Менеджмент воспитания ВКонтактеВеб-презентация проходила традиционно в декабре. Ее продолжительность составила 8 дней – с 3 по 10 декабря 2018 года. В ней приняли участие 225 педагогов из 12 регионов Российской Федерации и Республики Беларусь (для сравнения: в прошлом году участвовало – 240, а в 2016 году – 225 человек). Среди участников 3 докторов и 18 кандидатов наук. В работе нашего веб-форума участвовала ведущий научный сотрудник Российской академии образования доктор педагогических наук Шустова И.Ю. На презентацию было представлено 58 разработок, из которых оргкомитетом была отобрана 41 для коллективного обсуждения.Представленные материалы были систематизированы. Они составили 7 разделов веб-презентации:1. Актуальные проблемы исследования персонифицированного воспитания детей.2. Теоретические и методические основы изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка.3. Применение технологий коучинга в моделировании, построении и изучении эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка.4. Методы (методики) и приемы психолого-педагогической диагностики в персонифицированном воспитании.5. Рефлексия ребенком процесса и результатов саморазвития.6. Модели персонифицированных систем воспитания детей.7. Повышение квалификации педагогов по вопросам персонифицированного воспитания и изучения его эффективности. Итогом анализа и оценки обсуждаемых материалов стали комментарии участников веб-презентации. Было опубликовано 407 комментариев (в 2017 году – 421, в 2016 г. - 375). На каждую разработку были оставлены комментарии – от 4 до 21. Чаще всего комментировались следующие разработки:- индивидуальный дневник самонаблюдения (Зубович Т.Н., школа №1 г.п. Шарковщина, Витебская обл.) – 21 раз;- модель персонифицированной системы воспитания «Мир, в котором я живу, называется мечтой» (коллектив авторов, школа № 7, г. Остров, Псковская обл.) – 18 раз;- творческое шоу «Театр увлеченных детей» (Понизовская Л.И., Покровская школа, Псковская обл.) – 16 раз;- статья «О понимании персоны – ключевого понятия персонифицированного подхода» (Степанов Е.Н., Псковский областной ИПКРО) -16 раз;- методическая разработка «Приёмы рефлексии ребенком процесса и результатов своей деятельности по саморазвитию» (Михайлова С.А., школа № 18, г. Псков) – 15 раз;- методическая разработка «Рыбий скелет», или Заседание методического совета школы по вопросу изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка» (Васильева Г.И., Пушкиногорская школа-интернат, Псковская обл.) – 14 раз;- методическая разработка «Я обязательно буду летать! (Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, используя коучинговые технологии») (Зарембо Н.И., лицей № 21, г. Псков) – 14 раз;- игра «Таможня познавательной активности» (коллектив авторов, Тямшанская гимназия и ПОИПКРО, Псковская обл.) – 14 раз;- практикум «Гляжу в тебя как в зеркало» (коллектив авторов, Тямшанская гимназия и ПОИПКРО, Псковская обл.) – 14 раз.Наибольшее количество комментариев сделали Легкоступова О.А. (Витебская обл.), Зевакова Н.С. (Смоленская обл.), Баранова Е.И., Васильева Г.И., Воронкова Е.Н., Петраш Е.А., Сапогов В.М. и Сидорова Т.В.(Псковская обл.)Анализ представленных разработок свидетельствует о том, что большинство авторов не только успешно освоили теоретические и методические основы персонифицированного подхода, но и смогли внести свой вклад в развитие представлений об этой методологической ориентации. Особое значение для обогащения теории персонификации воспитания имеют работы о понимании персоны как ключевого понятия персонифицированного подхода, системообразующих факторах ПСВ, основополагающих идеях, критериях и показателях изучения и оценки ее эффективности (Кочергина Г.Д., Петраш Е.А., Сидорова Т.В., Степанов Е.Н.). Несомненный интерес вызывают разработки проблем моделирования и развития ПСВ (Ковалев А. П., Куришкина Л.А., Легкоступова О.А., Мухаметова О. А., педагоги школы № 7 г. Острова, школы № 5 г. Невеля. Дома детского творчества г. Десногорска и Центра детского творчества г. Ярцево Смоленской обл.). Значительно пополнилась технологическая составляющая изучения результативности ПСВ и развития рефлексивных способностей ребенка (Головченко Л.Ю., Зарембо Н.И., Зубович Т.Н., Михайлова С.А., Пегов В.А., Сапогов В.М., Редей Г.В., педагоги Тямшанской гимназии и др.). Интерес вызывают предложенные формы повышения квалификации педагогов-воспитателей (Васильева Г.И., Рябушко М.В., педагоги Витебской обл.).О важности исследуемых проблем персонифицированного воспитания и полезности прошедшего веб-форума свидетельствуют отзывы как научно-методических, так и практических работников. Например:1. Кочергина Г.Д., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой воспитания и социализации детей и молодежи Смоленского областного института развития образования: «Смоленский региональный исследовательский коллектив благодарит организаторов веб-презентации за возможность участия в совместной творческой работе. Представленные к обсуждению материалы и направляемая дискуссия не только способствовали погружению в теоретические основы персонифицированного воспитания, но, что особенно значимо, помогают педагогу определиться в актуальных направлениях и содержании собственных исследований, сверить собственные позиции с мнениями опытных исследователей. Такая работа дает хороший толчок к новым идеям и новым разработкам. Абсолютно все разработки данной презентации интересны, каждая из них имеет свои изюминки. Это бесценный опыт!»2. Степанова Л.М., воспитатель Пушкиногорской школы-интерната: «Мне пригодится в моей работе изложенный материал о модели ПСВ, о её пяти основных компонентах, а особенно ошибки в моделировании представлений о ПСВ и советы для описания каждого компонента. Более глубоко познакомилась с понятием инклюзивное или включённое образование, это поможет мне в работе. Спасибо!»За ходом веб-презентации наблюдали не только из России и Беларуси, но и из таких государств, как Великобритания, Германия, Казахстан, Кения, Киргизия, Китай, Колумбия, Молдова, Нидерланды, Нигерия, ОАЭ, Польша, Румыния, США, Украина, Франция, Чехия. Было зарегистрировано 6722 просмотра страниц веб-презентации (в 2017 г. – 7109, в 2016 году – 5560). Организаторы веб-форума благодарят руководителей и членов региональных исследовательских коллективов за активное и творческое участие в работе данного научно-методического мероприятия и надеются, что его итоги помогут в достижении целевых ориентиров этого учебного года и в успешном завершении научно-методических разработок проблем изучения эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка. Не забудьте, пожалуйста, о сделанных в комментариях, замечаниях и советах! Желаем плодотворного и успешного Нового года! С нетерпением будем ожидать уже в 2019 году (до 15 января) описание моделей действующих персонифицированных систем воспитания детей!

Вопросы для обсуждения в течение дня

Уважаемые коллеги!


Поздравляем вас с наступающим 2019 годом!

Уважаемые коллеги! Рады, что мастер-класс состоялся! Спасибо всем, всем, всем за то,что активно включились в обсуждение проблемы педагогической поддержки и предложили интересные варианты ответов на поставленные вопросы. Список приемов и методов педагогической поддержки значительно пополнился. Хотелось бы еще увидеть решения предложенных педагогических ситуаций с помощью технологии О.С. Газмана, больше вопросов к участникам и ведущим мастер-класса. Еще рано подводить окончательные итоги. Некоторые участники выразили желание продолжить работу завтра. Будем рады встрече! Желаем вам поддержки всегда и во всем! --Володина Елена 14:45, 25 февраля 2009 (UTC)

Выполнил: Тимофеева Д.С. Подольск 2018 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №67 «Ивушка»

Трѐхлетняя Юля наотрез отказывается делиться игрушками с другими детьми. Любое вмешательство воспитателя заканчивается плачем и девочку сложно успокоить.

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником) , совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности) , взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка» ) ;

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы) , налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику) ;

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Вопросы и задания:

На основе обозначенной педагогической ситуации проанализируйте проблему и предложите ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана или любой другой известной Вам технологии.

Ответ:

Основными задачами педагога являются следующие:

  1. Выявление детей не способных себя защитить.
  2. Отслеживание ситуаций, в которых это проявляется.
  3. Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком с целью установления доминирующего типа воспитания в семье.
  4. Правильная организация жизни детей в группе - чуткое и доверительно отношение к ребёнку, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребёнка в себе и своих силах.
  5. Обеспечение благоприятного отношения сверстников к неуверенному в себе ребёнку, для чего необходимо обращать внимание других детей на его успехи и положительные черты характера.
  6. Помочь ребёнку овладеть навыками общения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей застенчивых и не способных за себя постоять может быть построено по следующим этапам:

  • Диагностический этап
  • Этап знакомства и установления контактов.
  • Основной этап.
  • Этап подведения итогов.

Первый вопрос, который возникает на этапе диагностики перед педагогом: каких детей следует отнести к группе застенчивых?

Опираясь на жизненный опыт и на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение детей, не способных себя защитить.

  1. Ребенок молча сносит обиды, у него можно забрать игрушку,
  2. На удары или толчки сверстников никак не отвечает.

На этом этапе с целью изучения особенностей взаимоотношений родителей и детей можно провести анкетирование с родителями. Также можно предложить родителям анкету с вопросом: «Если ребёнок когда - либо испытывал чувство застенчивости, как это проявлялось в его поведении?» .

По результатам проведенной диагностики педагог совместно со специалистами дошкольного образовательного учреждения разрабатывают психолого-педагогические программы индивидуального и группового сопровождения детей.

В ходе индивидуального сопровождения специалисты заполняют индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Эта карта даст возможность отслеживать динамику развития у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими, взрослыми и детьми, которых, как правило, не хватает застенчивым детям.

Следующий этап психолого-педагогического сопровождения направлен на знакомство и установление контактов с родителями.

В самом начале знакомства с детьми и их родителями педагог должен обратить внимание на любые сигналы о неблагополучной организации семейного воспитания, определить его стиль.

В семье детей, котогрые не могут за себя постоять наблюдаетс гиперопекающий стиль воспитания обычно объясняется крайне неуверенным, тревожным характером матери. Родители такого типа активно контактируют с педагогом, психологом и другими специалистами детского сада. В младшей группе они настаивают на максимальной помощи ребёнку в одевании, кормлении, гигиенических процедурах. Они считают, что ребёнок ещё слишком маленький, ему надо помогать (подразумевается - делать за него) . Более старших детей они, с одной стороны, убеждают: «Ты уже большой, ты должен уметь…» , а с другой - порываются всё делать за них, даже то, что они уже умеют. Они часто обращаются с претензиями к воспитателю в случаях конфликтов их детей с другими детьми группы или с педагогом. Например: «Почему вы не проследили, и Аня отняла у моего Вани новый грузовик? Вы же знаете, он не умеет постоять за себя» . Встречаются жалобы, связанные с несовершенством навыков самообслуживания или решения гигиенических проблем: «Почему вы не заправили моему ребёнку рубашку?» При этом возрастные возможности пятилетнего ребёнка просто не принимаются во внимание.

Поскольку время общения педагога с родителями обычно ограниченно - он встречается с ними, лишь, когда они приводят ребёнка в сад или забирают домой, - важно обращать внимание на поведение и типичные высказывания взрослых и отчасти детей в эти минуты.

На этом этапе осуществляется работа, которая направлена на установление доверительного контакта между родителями, педагогами и специалистами образовательного учреждения. Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения на этом этапе организуется с родителями, у которых нарушены взаимоотношения с детьми, они придерживаются неэффективного стиля родительского воспитания. После консультаций психолог организует совместный тренинг с такими родителями и их детьми. Ситуации, проигрываемые в тренинге, помогут им преодолеть имеющиеся трудности в общении, достичь партнерских отношений, снять тревожность детей в процессе общения со взрослыми, развить у родителей веру в возможности своих детей. Активное использование организатором рефлексивных приемов, будет способствовать умелому выстраиванию диалога взрослого с ребёнком.

Третий - основной этап направлен на профилактику и коррекцию проявлений застенчивости у дошкольников, и должен строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания.

Для формирования доброжелательного, чуткого и доверительного отношения к ребёнку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, т.е. застенчивых, боязливых, плаксивых. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребёнка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают и дома. Но не надо забывать, что в дошкольном учреждении такие дети пребывают в растерянности, испытывают затруднения из-за необходимости действовать самостоятельно, поэтому их надо хвалить именно в ситуации, когда они, наконец, решились и хоть что-то сделали сами.

Если у застенчивого ребёнка не получается то, с чем справляются остальные дети, не надо привлекать к нему внимание, а тем более высказывать критические замечания. Следует мягко приободрить ребёнка, выбирая слова, которые его не травмируют: «Сейчас у тебя получится!» , «Давай вместе» , «Видишь, уже лучше» .

При выполнении различных заданий рекомендуется объединять застенчивых детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребёнку, с одной стороны включиться в деловое общение со сверстником, с другой - сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу педагога и к себе (делали-то вместе) , что, естественно, повышает внутреннюю самооценку.

Желательно - и не только на занятиях - объединять робких, застенчивых детей с активными, спокойными и доброжелательными сверстниками, например, при выполнении поручений взрослого: помочь накрыть на стол, сходить на кухню за хлебом, разложить на столах материалы к занятию, привести ребёнка, за которым пришли родители, и т.д.

Для эмоционального комфорта ребёнка, не умеющего постоять за себя, в группе следует вовлекать его в игры других детей. Сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребёнка.

Важно помочь ребёнку научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры, например такие как «Угадай эмоцию» , «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» , «Кто к нам пришел» , «Куклы пляшут» , «Фанты» , «Путаница» и другие.

Очень благотворно сказывается на снижении застенчивости включение неуверенных в себе и робких детей в различные праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Пусть сначала стеснительный ребёнок будет только зрителем. Затем можно перейти к второстепенным ролям, не исключающим речи. Если есть возможность, следует предоставить таким детям красивые костюмы, головные уборы, маски и прочую атрибутику, особенно в спектаклях и утренниках. Это позволит им почувствовать себя более уверенными.

Удобным моментом для приучения застенчивых детей быть в центре внимания является празднование дней рождения в группе, когда все по очереди поздравляют именинника, говорят ему приятные слова, радуются вместе с ним. Положительное эмоциональное состояние ребёнка порождает в нём уверенность, что все его любят, всем он нравится. В другие дни, когда он окажется уже не в роли именинника, а в роли поздравляющего, приятное воспоминание о своём дне рождения поможет и ему сказать несколько тёплых слов другому ребёнку, т.е. вступить с ним в общение и выразить свои чувства, что обычно для таких детей трудно.

Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера. Те дети, которые соревноваться не хотят, могут быть болельщиками, помощниками «судьи» , некоторых можно расставить на старте и финише, поручив им делать «отмашку» флажком и т.д.

На занятиях для робких и тревожных детей нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такие дети, столкнувшись с заданием, часто так волнуются, что начинают выполнять его, не понимая и не дослушав до конца педагога, ориентируясь только на его одобрение или неодобрение. Поэтому детям надо чётко всё объяснить и контролировать их работу по шагам. Здесь особенно важны индивидуальный подход, предоставление детям возможности действовать в своём темпе, незаметная помощь, своевременная подсказка.

Программа педагогического образования родителей включает цикл встреч с родителями, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решения педагогических задач и проблемных ситуаций, знакомство с играми и упражнениями, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.

В программу встреч можно включить такие темы как: «Что могут и что не могут наши дети» , «Общаться с ребенком. Как?» , «Хвалить или ругать» , «Как учить общаться» .

На данном этапе особое внимание нужно уделять консультированию родителей. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина неуверенного поведения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями. В ходе индивидуальных бесед, консультаций, психолог, воспитатель обсуждают своеобразие развития каждого ребенка, его особенности и проблемы, показывают необходимость выработать единую стратегию в общении с неуверенным ребенком.

На этапе подведения итогов в ходе совместных встреч специалистов, педагогов ДОУ и родителей выясняются достигнутые результаты сопровождения каждого участника. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей.

Для выявления изменения позиции родителей по отношению к ребенку. В ходе диагностики могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?» и пр.

По результатам заключительного этапа родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома.