Взаимодействие человека с другими людьми. Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.

Социальное взаимодействие является одним из ключевых поня­тий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия.

Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других - «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на раз­ных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда на­ходилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаи­модействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социаль­ных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению.

При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив - желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Другим научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционализм (от англ. interaction - взаимодействие). Наиболее известным представителем этого направления является Дж. Г. Мид (1863- 1931). По его мнению, во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Например, такой незначительный жест (действие), как подмигивание в одной ситуации может расцениваться как заигрывание или ухаживание, в другой - как поддержка, одобрение и т. д. Люди, как правило, не реагируют автоматически на воздействия извне. Прежде чем сделать это, они разгадывают значение действия, т. е. наделяют его определенным символом. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успешному взаимодействию.

Н. Смелзер считает, что символический интеракционализм дает более реалистическое представление о социальном взаимодействии, чем теория обмена. «Сущность символического интеракционализма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».

Еще по теме Социальное взаимодействие:

  1. 76. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля.
  2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  3. 1. Социальная природа конфликтного взаимодействия в мировой политике и международных отношениях
  4. 1.2.1. Взаимодействие Центр – регион. Механизм взаимодействия. Противоречия
  5. 3. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности

При энергетическом воздействии на человека – отдельный орган или весь организм, осуществляется дополнительный контроль над этим процессом со стороны эталонных программ мозжечка. Эти программы связаны с биоэкраном и стабилизирующими осями больших полушарий, принимая участие в биоэкранных механизмах идентификации энергетического кода другой оболочки. Существует также связь между мозжечком и эмоциональными центрами гиппокампа.

Данный механизм обеспечивает бессознательное восприятие кредовых структур, в основном, с биоэкрана встретившегося индивидуума. В дальнейшем воспринятые короткие информационные цепи обрабатываются собственным биоэкраном, первой парой стабилизирующих осей больших полушарий и, опосредованно, генетически заложенными программами мозжечка. Образуется цепь сложной конфигурации, которая возвращается в арсенал, подключая определённые участки коры и подкорковых структур, участвующих в анализе бессознательного отношения к другому человеку.

Возможно также неосознаваемое влияние биоэкрана одного человека на биоэкран другого. Такое взаимодействие биоэкранов может происходить двумя путями.

Первый путь, слабо осязаемый, наблюдается приблизительно в 30% случаев, связан с созданием энергетических фантомных структур. Механизм срабатывает при энергетической гомологичности и достаточной генетической схожести двух людей. Полученная таким путём информация редко развёртывается сразу. Её использование происходит с запаздыванием или она вообще не востребуется.

Второй путь искусственный, характерный для случаев, когда человек пытается, «вжиться» в другого или понять его мысли. Метод эффективен, и при достаточном развитии возможна телепатическая связь. При этом используются структуры гиппокампа и определённые корковые слои больших полушарий.

Человек сначала формирует собственную программу с целью получения информации от источника. Выстраивается информационная «нить», проходящая через начало стабилизирующих осей. После двух-трёхкратной обработки на осях она достраивается и вплетается в собственный биоэкран. При «подключении» к другому человеку «нить» переходит на его биоэкран, попадая на те же структуры. В этом случае может наступить диссонанс, в основном, при формировании ответной «нити». Поступившая программа часто запускает случайные участки, хранящие информацию того же раздела.

Приведем пример. Информация о яблоке может храниться в тысяче программ, а его образ только в одной. «Вопросительная» нить, не дойдя до нужной программы, может «выбить» побочную информацию.

Гораздо эффективней использовать энергетические конические спирали. Они формируются у входа на стабилизирующие оси в виде небольших «пирамидок». Эти спирали не зациклены, но тем не менее закончены. Такое построение целевой программы не пускает информацию на оси до полного её формирования. Подобные «пирамидки» не только всегда находят нужную информацию, но и производят её накопление в требуемом разделе. Они собирают информацию на собственные программы или формируют ответную. «Пирамидки» всегда идут острием вперёд. При направленном воздействии информация попадает через перешеечную зону биоэкрана и далее поступает на мозжечок, используя временные оси.



При воздействии на любой орган, мозжечок производит идентификацию энергетического воздействия. Если тактика лечения выбрана правильно, то почти вся вводимая информация поступает в виде непрерывных цепей. При неумелом или агрессивном воздействии наблюдается дискретность энергетических поступлений на оболочку и головной мозг. Энергетика пропускается через программы мозжечка и ствол спинного мозга.

Чём чем больше дискретность вводимой энергетики, тем меньше пользы от лечения. Если интервалы между цепями большие, лечение также не будет эффективным или принесёт вред. Может наступить достаточно выраженное блокирование мозжечка, приводящее впоследствии к бесконтрольному воздействию на организм человека. С подобным механизмом связаны многие программы системы Б.Е. Золотова.

В мозжечковых программах отражены физиологические функции каждого органа. Диссонирующая информация становится неактивной и удаляется. Если вводимая информация не противоречит мозжечковым образцам, то определяется её целесообразность и происходит распределение вводимых информационно-энергетических структур.

Если вводимая информация индифферентна, возможны следующие варианты:
– информация обрабатывается биоэкраном;
– происходит перекодировка тех или иных энергетических структур;
– мозжечок блокируется.

При лечебном воздействии вкладываемые программы имеют длинные цепи и ёмкую энергетику. Даже при числовом кодировании вводятся огромные информационные объёмы.

Перекодировка, напротив, осуществляется очень короткой и энергетически ненасыщенной структурой. Наиболее рациональные формы энергетического воздействия – конические спирали или укол. Биоэкран воспринимает уже следствие такого воздействия. Если информация не агрессивна, вводимая энергоинформационная структура проходит через ножки мозжечка. Такого рода энергетические образованиянедостаточно длинны и энергоёмки, и воспринимаются как незначимые. Информация может проходить через нижние ножки мозжечка, не контактируя с его программами, достигать больших полушарий, взаимодействуя с программами и кредовыми структурами, выходить на биоэкран, а также возвращаться на стабилизирующие оси или на ножки мозжечка.

Значение данной системы будет возрастать по мере развития человека. В настоящее время человек большую часть своей жизни проживает неосознанно, его программы работают в автоматическом режиме, не подвергаясь полному осмыслению.

Перешеечные зоны мозжечка играют важную роль при внешних воздействиях. Они являются диспетчером мозжечковых программ и распределяют информацию на входе и выходе по основным разделам. Эти зоны определяют, какую программу необходимо подключить для контроля, перемещения или действия.

Информационный фильтр – не единственная функция данного образования. Оно выполняет и достройку специфических мозжечковых программ (этот механизм рассматривался в разделе о регулировании мозжечком направленности арсенальных процессов).

Мозжечок – энергетически защищённая структура, однако, он может блокироваться искусственно. Воздействие на мозжечок связано со своеобразным энергетическим кодированием. Подобное кодирование может происходить у определённой группы людей при устном общении. Это перестраивает и перекодирует всю энергетическую систему в целом в негативном направлении. Например, при устном воспроизведении друг другу своих ощущений может происходить настройка и частичная передача программ.

Мозжечок также может блокироваться путём образования энергетического кокона. Длительное блокирование ведёт к значительным изменениям как программ мозжечка, так и арсенала памяти. Процесс блокирования можно разделить на три фазы, которые в зависимости от индивидуальных программ могут занимать различные промежутки времени.

1. Энергетическое «отсечение» мозжечка характеризуется скоротечной фазой обездвиживания.

3. В дальнейшем могут наблюдаться лёгкие судороги или нескоординированность движений. Против подобного рода посягательств существуют определённые виды защиты:
– усиление собственного энергетического воздействия на мозжечок;
– создание двух активных очагов, которые выражаются в замыкании лобных и мозжечковых зон на перешеек биоэкрана. Построение возможно в виде «восьмёрки», проходящей через перешеек биоэкрана. Защиту необходимо «поставить на автомат» и задать определённое время; она эффективна в течение 30–40 минут (рис. 4.12). Метод чреват перестройкой собственных программ, этого не происходит, если внешнее воздействие длится не более часа;
– возможно также выстраивание определённых цифровых программ в геометрический треугольник в зоне мозжечка. Цифровое программирование осуществляется индивидуальными кодами (рис. 4.13).

ГЛАВА 5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА

Общество не состоит из отдельных индивидов, а обнаруживает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг относительно друга. Основу этих связей и отношений формируют действия людей и их взаимовлияние, получившие название взаимодействия. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и звьязок1.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Под взаимодействием в социальной философы и психологии, а также теории менеджмента, кроме того, понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, что позволяет группе реализовать общую для ее членов деятельность. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это также взаимодействие их внутренних миров: обмен мнениями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Взаимодействие является систематическим и постоянным совершением действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность людей как в обществе, так и в организации в отличие от индивидуального имеет более жесткие ограничения любых проявлений активности или пассивности. В процессе реального взаимодействия формируются также адекватные представления работника о себе и других людей. Взаимодействие людей - ведущий фактор в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

В организации наблюдаются две разновидности взаимодействия - межличностных и межгрупповых, которые осуществляются в системе межличностных отношений и общения.

Межличностное взаимодействие в организации - это длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между работниками внутри групп, отделов, команд, которые вызывают взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Чем больше контактов происходит между их участниками и чем больше времени они проводят вместе, тем узгодженишою является работа всех подразделений и организации в целом.

Межгрупповая взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного действия множества субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно она присутствует между целыми группами организации (а также их частями) и является интегрирующим ее фактором.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это взаимосвязи между людьми, субъективно переживаются и в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, надежд, которые определяются содержанием совместной деятельности1. В организации они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включает обмен информацией и формирование единой стратегии взаимодействия, взаемовидносин2. Общение в организации включены преимущественно в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Непосредственной основой общения людей в организации является совместная деятельность, объединяющая их ради достижения определенной цели. Более широкое понимание факторов, побуждающих людей к общению, изложены в западной науке. Среди них прежде всего можно назвать следующие:

Теория обмена (Дж. Хоманс): люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и расходы;

Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер): поведение людей по отношению друг к другу и предметов окружающего мира устанавливается значениями, которые они им предоставляют;

Управление впечатлениями (Э. Гофман): ситуации социального взаимодействия подобные драматических спектаклей, в которых актеры пытаются создавать и поддерживать приятные впечатления;

Психологическая теория (З. Фрейд): на взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты.

В процессе отбора кадров, формирования производственных групп и команд менеджеру следует учитывать ряд психологических особенностей поведенческих реакций индивидов из начального этапа развития их взаимодействия.

Так, на начальном этапе (низком уровне) взаимодействие - это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеется определенный первичный и очень упрощенный взаимный или односторонний "физический" влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в результате конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не приобретать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не представляют простой "суммы" индивидов, а является некоторым совсем новым и специфическим образованием связей и отношений, которые регулируются реальной или мнимой отличием - сходством, сходством - контрастом людей, привлеченные к совместной деятельности (практической или умственной). Различия между индивидами является одним из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, износа), а также их самих как личностей.

Любой контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга.

Отношения принятия - неприятие оказываются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, попытке закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся люди друг другу или нет. Если нет, то наступают взаимные или односторонние реакции отторжения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатие, предотвращения головы, тела, огражу-ные жесты, "кислая мина", суетливость, убегания и т.п.). И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, поворачивается лицом, отвечает бодрой и веселой интонацией, как к тем, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Поэтому следует различать научно обоснованные и проверенные уровне однородности - разно редкости (степени сходства - различия) участников взаимодействия.

Первый (или ниже) уровень однородности является соотношением индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени сходства - контраста участников межличностного взаимодействия) - представляет собой соотношение в группе (сходство - различие) мнений, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнеров или других людей и к предметному миру (в том числе в совместной деятельности). Второй уровень делится на подуровни: первичный (или восходящий) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень - восходящий, данное в межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень является соотношением (сходство - различие) мнений и отношений, как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности1. Большую роль во взаимодействии на ее начальном этапе играет также эффект конгруэнции.

Конгруэнция (лат. Congruens, congruentis - соразмерный, соответствующий, то, что совпадает) - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единственный резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предусматривает минимальное количество шероховатостей в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатий на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Она может оказаться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами или не возникнуть вообще. Но наличие конгруэнции свидетельствует о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. Поэтому в процессе взаимодействия необходимо стараться достичь конгруэнции с первых минут контакта.

В формировании организационного поведения работников организации на основе развития межличностного взаимодействия необходимо учитывать ряд факторов, способствующих достижению конгруэнции. К основным из них относятся:

1) переживания спивналежности, которое возникает в случаях:

Связанности целей субъектов взаимодействия между собой;

Наличия основы для межличностного сближения;

Принадлежности субъектов к одной социальной группы;

2) эмпатия (гр. Empatheia - сопереживание), которая более легко реализуется:

За установление эмоционального контакта;

Сходства поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;

Наличие одинакового отношения к определенному предмету;

В случае привлечения внимания к чувствам партнеров (например, они просто описываются)

8) идентификация, которая усиливается:

При живых различных поведенческих процессов взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры словно обмениваются мнениями и ведут обсуждения с позиций друг друга;

При условии общности мнений, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми - процесс взаимонаправленных ответных действий, который способствует поддержанию последующего взаимодействия и во время которого осуществляется также умышленное или неумышленное сообщение другому лицу о том, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережитые.

Выделяют три основные функции обратной связи. Он обычно являются:

Регулятором поведения и действий человека;

Регулятором межличностных отношений;

Источником самопознания.

Обратная связь бывает разных видов и каждый его вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и возникновению между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть:

Вербальным (передается в виде речевого сообщения);

Невербальным, то есть таким, что осуществляется с помощью мимики, позы, интонации голоса и т.д.;

Таким, что воплощается в форме действия, ориентированной на выявление, показ другому человеку понимание, одобрение и оказывается в общей активности.

Обратная связь может быть непосредственным и отсроченным во времени, ярко эмоционально окрашенным и передаваться человеком другому человеку как некое переживание или быть с минимальным проявлением эмоций и соответствующих поведенческих реакций.

В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Поэтому следует заметить, что неумение использовать обратную связь существенно препятствует взаимодействию людей в организации, снижает эффективность менеджмента.

Психологическая общность участников организационного взаимодействия, ситуации укрепляет их контакты, помогает развитию взаимосвязей между ними, способствует превращению их личных отношений и действий на общие. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, будучи мотивам, определяют перспективные направления взаимодействий партнеров, тогда как их тактика регулируется также взаимным пониманием особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачи совместной деятельности.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Кроме образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе - так называемая Я-концепция, совокупность всех представлений индивида о себе, что приводит к убеждению его поведения, с помощью которых личность определяет, кто он есть. Сюда добавляются также представление партнеров о впечатлениях, которые они производят друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности. И хотя эти образы-представления не всегда четко осознаются людьми, психологическое содержание, сосредоточен в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, оказывается с помощью волевых действий в различных формах направленной на партнера поведения.

На начальном этапе процесса взаимодействия людей в группе (организации) активное сотрудничество, постепенно развивается, все больше приобретает воплощение в эффективном решении проблемы сочетания взаимных усилий работников. Этот этап получил название продуктивной совместной деятельности.

Различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

Каждый участник выполняет свою часть общей работы независимо от другого;

Общая задача выполняется последовательно каждым участником;

Происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (характерна в условиях командной организации труда и развития горизонтальных связей), реальное существование которой зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

В организации или ее подразделениях стремление людей все же могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций, в результате чего люди вступают в отношения "согласия - несогласия" один за другим. В случае согласия партнеры привлекаются к совместной деятельности. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, связанную либо с уступкой, или с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень его сознания и самосознания. В то же время взаимодействие людей активно сопровождается и опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, которые получили название совместимости и несовместимости или износа - неспрацьованости. Межличностные отношения в группе (организации) и определенную степень совместимости (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно социально-психологическое явление, которое принято называть "психологическим климатом".

Различают несколько видов совместимости людей. Психофизиологическая совместимость базируется на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость имеет предпосылкой согласования социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основывается на общности идеологических ценностей, сходства социальных установок в отношении различных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологической и социально-психологической, социально-идеологической, имеют очевидные видминности1.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что влияет на исполнительную часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

Однако следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности является прежде всего именно мотивация ее участников. Есть несколько видов социальных мотивов взаимодействия (то есть мотивов, благодаря которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

Максимизация общего (совместного) выигрыша (мотив кооперации)

Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм)

Максимизация относительного выигрыша (конкуренция)

Максимизация выигрыша другого (альтруизм)

Минимизация выигрыша другого (агрессия);

Минимизация различий в выигрышах (равенство) 2. Взаимный контроль, который осуществляют участники совместной

деятельности, может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если наблюдаются значительные различия по их направленности и уровнем. В результате индивидуальные мотивы начинают корректироваться и координироваться.

Во время этого процесса постоянно согласуются мысли, чувства, отношения партнеров по совместной деятельности в различных формах воздействия людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, размышления), которая может происходить в разных формах. Однако выбор воздействия чаще обусловлено функционально-ролевыми связями партнеров по совместной работе. Например, контрольная функция руководителя (менеджера) побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционируя ответов, тогда как воспитательная функция того же руководителя требует нередко использовать дискуссионные формы взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. С ее помощью люди "обрабатывают" друг друга, пытаясь изменить и превратить психические состояния, установки и в конечном итоге поведение и психологические качества участников совместной деятельности.


Статья от Александра Шевкопляса

В этой статье поговорим о взаимодействии человека с другими людьми и о возможности смены своего восприятия, влияющие на поведение окружающих людей.

Изменение мира и изменение другого существа связаны с интересами многих существ.

Например, человек хочет быстро бегать. Пространство вариантов будет содействовать его желанию, улучшая его физическую форму, здоровье и, возможно, даже конструкцию тела.

Но, если человек хочет бегать быстрее, чем другое существо, то реализация такого желания задевает интересы этого существа, равновесие и гармонию мира, а может и разрушить мир.

Так, если волки станут бегать быстрее зайцев, то зайцев вскоре не останется.

Пространство вариантов не содействует выполнению желания, если оно прямо связано с интересами других существ. Каждое существо вправе проецировать изменения только своей линии жизни.

Создавая мыслеформу, в которой вы имеете преимущество перед другим существом, вы создаёте на своей линии жизни негативный (принижающий его свойства) образ этого существа.

Подсознание этого существа автоматически симметрично ответит вам, создав ваш негативный образ на своей линии жизни, и этим нейтрализует вашу проекцию.


Любые проблемы и достижения человека в обществе, так или иначе, рождаются в отношениях с людьми, будь то личные отношения или деловые. Общественная природа человека предполагает его взаимодействие с другими членами общества.

Можно ли использовать содействие подсознания и информационного поля пространства вариантов в отношениях с людьми?

Трудность использования мысленного образа модели будущего заключается в том, что это неощущаемый процесс, его трудно подчинить воле и контролировать.

Существует ряд способов влиять на других людей, используя силы пространства вариантов. Влиять через пространство вариантов на других можно только косвенными мыслеформами, для этого:

  • Проецировать собственные ощущения действия другого человека на себя.
  • Проецировать реализацию целей другого человека, энергетически содействуя его собственным проекциям.

Ваши образы являются желанной моделью вашего будущего. Желания, лежащие в пределах ваших личных ощущений, находятся на вашей линии жизни и они в вашей власти.


Например, вы можете визуализировать ощущения от ваших отношений с другим существом. Это ваши личные ощущения на вашей линии жизни. Стечение обстоятельств, сформированное пространством вариантов, даст основания для таких отношений.

Зона собственного влияния человека на образ будущего – его ощущения измененной реальности. Если в мыслеформе заложена собственная реакция на окружающий мир в виде определённого воздействия на себя, то это реализуется стечением обстоятельств, которое создаст пространство вариантов.

Если вы плохо думаете о человеке, то он даст для этого основания, например: будете думать, что он лишит имущества – под действием ваших мыслей он захочет украсть; что он раздражает вас пьяным видом и безумными агрессивными действиями – будет активно употреблять алкоголь и искать повод выяснить отношения и т.д…

Будете думать о нём с симпатией, и он будет действовать дружелюбно и даст вам основания для симпатии.

Имеет большое значение и смысл искать и видеть в людях хорошие качества.

Не провоцируйте людей на недостойное поведение своим созидающим взглядом на них. Когда вы признаете, что человек достоин уважения, он начнёт вести себя соответствующим образом.

Если ваше подсознание содержит устойчивые негативные образы поведения, то в своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй половине.

Нельзя своей мыслеформой управлять целями другого существа, но можно управлять взаимодействием с ним. Действия другого существа, которые вы можете ощутить, доступны вашему влиянию в случае, если они не противоречат интересам этого существа.

Продолжение статьи


Литературные произведения Древней Руси — переводные и ори-гинальные — находятся между собой в тесном взаимодействии. Авторы, редакторы и простые переписчики Древней Руси постоянно вставляли в свои произведения целые отрывки, выражения, образы из древних произведений.

Такого рода «улучшения» своего произведения за счет другого не считались предосудительными. Представления об авторской собственности в Древней Руси были иными, чем в новое время. Представления эти исторически менялись: они были своеобразны в античности, особы в среднем среденевековье на Западе, а в Древней Руси они были не только отличны от нового времени, но менялись и по эпохам: авторское начало выступало более определенно в XVII в., менее определенно — в XVI и XV вв., еще менее четко — в эпоху до татаро-монгольского завоевания.

Кроме того, в каждую эпоху развития древнерусской литературы представления об авторской собственности из-менялись в зависимости от жанра произведения и от «ранга» автора (был ли он православным отцом церкви, князем, епископом или рядовым писцом). Развитие в Древней Руси представлений об авторе и об авторской собственности требует специального изучения; не будем поэтому входить в детали. Укажем только, что переносы из произведения в другое образов, мыслей, отдельных кусков текста, создание новых произведений на новые сюжеты на основе предшествующих были постоянны.

В ряде жанров Древней Руси заимствования из произведений своих предшественников являлись даже системой работы. Так, например, лето-писцы всегда стремились пополнить свою летопись за счет работы других летописцев. Так создавались летописные своды. То же мы можем сказать и о составителях хронографов.

Отсюда ясно, почему литературные произведения Древней Руси нельзя изучать изолированно от произведений предшествующих, одновременных и последующих.

Изучение взаимозависимости литературных произведений Древней Руси может дать очень важный дополнительный материал для текстолога. В частности, оно помогает уточнить датировку создания произведения. Так, например, если мы знаем время появления произведений, повлиявших на то произведение, время создания которого мы стремимся установить, то это дает нам «terminus a quo»: ясно, что изучаемое произведение создано позднее повлиявших на него. Особенно следует стремиться установить, в какой своей редакции повлияло произведение на уточняемое. Это определение редакции повлиявшего произведения не только способно уточнить время создания произведения (если мы, конечно, знаем хотя бы приблизительную Дату редакции), но очень много дает для изучения идеологии автора, круга его начитанности, для определения места создания произведения и пр.

Все, что мы знаем о повлиявшем произведении или о том, что представ-ляла собой повлиявшая редакция произведения, может пригодиться при изучении памятника, на который это влияние было оказано.

Вот почему текстолог должен внимательно установить весь круг источ-ников изучаемого произведения, он должен быть историком литературы в самом широком смысле этого слова. Правда, при этом перед ним стоят особые задачи по изучению текста, его истории, но эти задачи в дальнейшем так или иначе сливаются с задачами историка литературы.

Приведу пример важности изучения взаимосвязей произведения с дру-гими произведениями для реконструкции истории его текста. Пример извлекаю из текстологических наблюдений над «Повестью о разорении Рязани Батыем».

Как известно, древнейший список «Повести о разорении Рязани Баты-ем» относится к сравнительно позднему времени — к XVI в. (ГБЛ, Волокол., № 523). Это значительно затрудняет изучение текста этой повести и реконструкцию ее первоначального вида. Вот почему чрезвычайно существенно выявить ее отражение в древнейших памятниках и, обратно, отражение в ней других произведений.

«Повесть о разорении Рязани» имеет буквальные текстовые совпадения с Новгородской первой летописью под 1224 г., со всеми редакциями «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву в 1382 г.», со «Словом о житии и о преставлении царя русского Дмитрия Ивановича», со «Сказанием о Мамаевом побоище», с «Повестью о взятии Царьграда турками» и др.

Все эти произведения древнее дошедшего до нас старейшего списка «Повести о разорении Рязани» (Волоколамское собрание, № 523), относящегося к XVI в. Поэтому отражение в «Повести о разорении Рязани» этих произведений и обратное отражение в них «Повести» может дать очень многое для выяснения истории текста «Повести» в веках, от которых не сохранилось ее списков.

Д.С. Лихачев. Текстология - Санкт-Петербург, 2001 г.