Мотивы внимания в психологии. Образовательный портал

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что психология внимания -- одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых. внимание физиологический сосредоточенность

Определенная сложность, встающая перед человеком, который хочет разобраться в психологии внимания, состоит в том, что, с одной стороны, ответ на вопрос, что такое внимание, внимательность и невнимательность, на практическом, бытовом уровне знает не только любой взрослый, но и почти каждый ребенок. С другой стороны, внимание -- это весьма сложный раздел психологических знаний, который в последнее время привлекает все больший интерес психологов и рождает сложные и неоднозначные теории объяснения.

Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.

Понятие внимания в психологии

Внимание -- это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, -- предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание -- это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание -- это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание -- необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И. П. Павлов назвал их рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя.

Виды внимания

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на две группы.

Во-первых, это все то, что привлекает внимание своими внешними свойствами:

Яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет);

Неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);

Что-то новое (платье у подруги, проехавшая машина неизвестной марки, изменившееся выражение лица человека, с которым только что разговаривали, и пр.);

Предметы и явления, вызывающие у человека удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Во-вторых, все, что интересно и важно для данного человека. Например, мы смотрим интересный фильм или телепередачу, и все наше внимание направлено на экран. Обычный человек не обратит внимания в лесу на какие-то следы, но внимание охотника, следопыта будет этими следами буквально поглощено, а внимание грибника будет направлено на грибы.

Книга по собаководству вызовет непроизвольное внимание кинолога (человека, который профессионально занимается разведением собак), но эта же книга будет неинтересной и не привлечет внимания человека, которому собаки безразличны.

Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие -- оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.

Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников:

Осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

Интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;

Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;

Словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать;

Определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы человеку решать математическую задачу, надо постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем, все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, или послепроизвольное (постпроизвольное).

Тема “Свойства внимания” из раздела “Психология познания человеком окружающего мира”, на изучение внимания по программе предусмотрено 6 часов – это второе занятие по теме. Главным этапом является изучение нового материала, с использованием метода-беседы опираясь на жизненный опыт учащихся).

1. Познакомить учащихся со всеми свойствами внимания, опираясь на полученные знания данного познавательного процесса. Учить определять переключение и распределение внимания.

2. Развивать мышление, внимание.

3. Воспитывать желание познать себя и окружающий мир.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со свойствами внимания, стимульный материал для определения переключения и распределения внимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом познавательном процессе – внимание. Мы говорили о видах внимания, но качественное содержание процесса внимания определяется его свойствами. Именно о свойствах и пойдет речь.

Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ, КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ, УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.

Охарактеризуем содержание каждого свойства.

-ОБЪЕМ внимания – определяется количеством объектов, которые схватываются сознанием человека за малый промежуток времени (0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно осуществляют путем предъявления нескольких объектов на небольшой промежуток времени. Для этой цели используют, как правило, прибор, который называется тахитоскоп (от греческого тахито - быстрый, сконео - смотрю). Чему равен объем внимания человека? Ученый Мюллер определил, что он равен 7+2 разрозненных, несистематизированных объектов или предметов.

Если предметы представлены, например, так 1111111 111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2 палочки. Если этот ряд сгруппировать следующим образом, то сознанием охватывается группы 7+2

    111 111 111 111 111 111 111

Поэтому объем внимания сильно зависит от структуры и расположения воспринимаемых объектов. С другой стороны, объем внимания человека зависит от его индивидуальных способностей и, также, от специфики деятельности, которую выполняет человек. Например, объем внимания водителя будет больше, чем объем внимания часового мастера, так как деятельность у них различна и выполнение ее требует различия в объеме внимания.

От чего может измениться объем внимания?

Объем внимания может измениться в зависимости от требования деятельности, которую выполняет человек.

-УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется прочностью и стабильностью удержания сознания на предметах в течение длительного времени. Поэтому это временная характеристика внимания. Устойчивость внимания развивается у человека в течение жизни и особенно развивается у тех людей, которые выполняют деятельность, где требуется это свойство.

Пример – водители, операторы и т.д.

-КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется степенью сосредоточения сознания на объекте или предмете и отвлечением от побочных раздражителей. Можно сказать, что это характеристика помехоустойчивости психики человека. Многие виды деятельности, которые выполняет человек, требуют от него сильной концентрации внимания, требуют того, чтобы человек умел отвлечься от всего и выполнял только одну операцию, действие и т.д. Например, часовой мастер не сможет хорошо работать, если у него не будет сформировано это свойство внимания. Концентрацию внимания можно формировать, упражняясь в этом.

- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется способностью человека распределять свое сознание на несколько предметов одновременно. Это свойство обратное свойству концентрации внимания.

Представьте себе занятие, которое ведет преподаватель, у которого ярко выражено свойство концентрации внимания и отсутствует проявление свойства распределения внимания!

Что будет происходить?

Представьте водителя, который не может распределить внимание на возникающие ситуации на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается у человека в течении жизни.

-ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется временем, которое затрачивает человек на осознанный перенос внимания с одного предмета на другой. Например, вы писали в тетради. А дальше нужно слушать рассказ преподавателя.

Что необходимо сделать?

Перенести сознание с тетради, письма в ней, на рассказ.

Сколько времени затрачивается на такой перенос сознания?

Во-первых, это зависит от индивидуальных особенностей человека, и в большей мере, от его темперамента. Например, сангвиник переключится очень быстро, а флегматик – медленно.

Вы встречались с такой ситуацией? Приведите примеры.

Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик. Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она очень медленно встает, идет и начинает делать, в результате – конфликт.

В основе его лежит различие в переключении внимания.

Во-вторых, переключение внимания зависит от возраста человека. Маленькие дети могут переключаться с одной деятельности на другую 10 и более секунд.

Время переключения внимания, бесспорно, уменьшается у человека в течении жизни, но нужно понимать, что оно будет различно в связи с различием в темпераментах людей.

-КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим содержанием от переключения тем, что его обусловливает неосознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Поясним это на простом примере. Вам предлагается рисунок усеченной четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое внимание на центре пирамиды.

Что вы замечаете? Одно время в поле зрения будет усеченная пирамида, затем в поле зрения появится “коридор”. Если вы будете смотреть на рисунок долгое время, то заметите очередность смены объектов в поле сознания.

Какой механизм лежит в основе колебания внимания? Колебание внимания обусловливается физиологическими механизмами, т.е. особенностями работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что клетки мозга работают попеременно – часть клеток работает, часть находится в заторможенном состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы клеток в зрительном центре коры головного мозга будет меняться фон и предмет воспринимаемого объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.

С другой стороны, время колебания внимания будет отличаться у различных людей, в связи с особенностями работы нервной системы. У одних людей смена фона и предмета восприятия будет происходить быстро, у других – медленно. Это свойство изменить человек не может, так как оно определяется силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения в нервных клетках.

Давайте повторим все свойства внимания.

Теоретически мы познакомились со всеми свойствами внимания, а сейчас проведем практическую работу на переключение и распределение внимания, сыграем в игру на концентрацию слухового внимания.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Изменение времени переключения внимания

Оборудование: Таблицы для исследования переключения внимания, секундомеры.

Ход работы: Учащихся необходимо разбить по парам, где один – испытуемый, другой – экспериментатор.

Инструкция испытуемому: Вам необходимо выполнить три задания:

  1. показать на таблице ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25;
  2. показать римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I;
  3. показать попеременно арабские цифры в возрастающем, а римские в убывающем порядке.

Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор засекает время каждого показа и следит за правильностью его выполнения. Данные заносятся в протокол.

Таблица для исследования времени переключения внимания

ПРОТОКОЛ

Обработка результатов:

t1 – время, затрачиваемое испытуемым на называние и показ 1 ряда;

t2 – время показа и называние 2 ряда;

t3 – время показа и название 1 и 2 рядов одновременно;

t переключения – время, затрачиваемое на одно переключение

t пер = t3 – (t1 + t2) 24

ВЫВОДЫ: Сравните и проанализируйте время переключения, полученное у всех членов группы.

ТЕМА: Изучение распределения внимания.

Оборудование: лист бумаги, ручка, таблица.

Инструкция: Перед вами таблица, на которой числа от 1 до 40. но всего на таблице изображено 25 чисел, а 15 чисел пропущено. На контрольном листе у нас написан ряд чисел от 1 до 40. за 2 минуты постарайтесь вычеркнуть в контрольном листе те цифры, которые пропущены в таблице. (исправления не допускаются).

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
б) неожиданность;
в) новизна и необычность;
г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:

Внимание — оптимальная организация , проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Направленность сознания — отбор существенных для объектов, а сосредоточенность — отвлечение от побочных раздражителей и централизация объекта в . Уровень внимательности — показатель уровня деятельностной организованности сознания.

Внимание как функционирование сознания связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому и достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступает в «роли стратега, т. е. направителя и организатора, руководителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосредственного участия в самой схватке» .

Оно не является самостоятельным психическим процессом. Внимание функционирует ритмично, оно колеблется — работает как бы взрывами, сохраняя силу от одного импульса до другого.

Внимание — это проявление основных характеристик сознания — , т. е. его направленности , и апперцептивности , т. е. зависимости отражения явлений действительности от общего содержания психической организации . «Апперцепция, таким образом, представляется нам как бы накопленным капиталом внимания» . Функционирование сознания более эффективно, когда оно разгружается за счет автоматизации привычных действий.

Наряду с основным раздражителем для оптимального функционирования сознания необходим определенный уровень фоновых возбуждений.

Рис. 1. Колебание внимания. При длительном восприятии рисунка вершина усеченной пирамиды периодически отступает па задний план.

При равнозначности объектов происходит колебание внимания — его флуктуация (рис. 1).

Нейрофизиологические основы внимания .

Физиологическим механизмом организованности сознания является, согласно учению , функционирование очага оптимального возбуждения или «доминанты», по терминологии . При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Внимание связано с врожденным . Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой органов чувств, повышением их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.

Виды внимания.

Могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от ) направленность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли — это непроизвольное внимание . Но основная форма организации психических процессов — произвольное (преднамеренное) внимание . Оно связано с активным вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность — одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное , не требующее постоянных волевых усилий. Различаются также внешненаправленное внимание — выделение значимых объектов во внешней среде и внутринаправленное — выделение идеальных объектов из фонда самой психики.

Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей психической деятельности. (Мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.)

Свойства внимания — это его качества: активность, направленность, объем, широта, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость.

Свойства (качества) внимания и факторы их обусловленности

Свойства внимания системны, они связаны со структурной организацией деятельности человека.

На первоначальном этапе деятельности, при общей ориентации, когда предметы обстановки равнозначны, основной особенностью внимания является широта — равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. В зависимости от этого психические процессы становятся более интенсивными , возрастает и объем внимания — количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать на короткий срок одновременно ряд объектов, то окажется, что люди охватывают вниманием четыре-пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.

Направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий называется распределенностью внимания . Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически и концентрировать сознание на наиболее значимых объектах.

Флуктуация внимания . На этом рисунке мы попеременно видим то параллелепипед, то усеченную пирамиду — внимание периодически выдвигает на передний план различные стороны объектов. При равнозначности различных сторон объекта непроизвольное переключение внимания осуществляется с периодичностью в 20 сек.

Концентрация внимания — интенсивность направленности сознания и наиболее значимые объекты внимания. Возможна и непроизвольная переключаемость внимания — его флуктуация.

Качества внимания зависят от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности — силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, а других — трудно переключаемо, недостаточно распределено. Эти особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессиональной деятельности — они диагностируются специальными тестами.

Внимание — это способ организации сознания индивида . Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованиость. Одним из состояний частичной дезорганизоваиности сознания является рассеянность . (Имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.) Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, под действием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Длительная непрерывная работа в одном направлении вызывает переутомление — нейрофизиологическое истощение. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации (беспорядочном распространении) процесса возбуждения, нарушении дифференцированного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть как в результате нервного перенапряжения, так и в условиях «сенсорного голода». Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах .

Организация сознания связана в известной мере и с суточными ритмами уровня бодрствования мозга (максимальный уровень бодрствования достигается через 3 и 10 часов после пробуждения).

Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть (дополненный и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.

В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на и т.д.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про ), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте .
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и . Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть .
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.

Теории внимания

Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:

  • Теория Теодюля Рибо. Согласно ей, внимание тесно связано с эмоциями. Они же и вызывают его. Для состояния внимания характерны изменения в физическом и физиологическом состоянии организма, например, усиление кровообращения в активно задействованных органах, двигательные, дыхательные и сосудистые реакции. Состоянию сосредоточенности свойственно движение всех частей тела, что позволяет поддерживать внимание.
  • Теория Петра Гальперина. Внимание является психологическим действием, направленным на содержание мысли, образа или другого феномена, который находится в текущий момент в сознании человека. Внимание выполняет функцию контроля над содержанием и представляет собой самостоятельный акт, где действие производится не просто в уме, но и в сокращенном виде. Произвольное внимание осуществляется планомерно. Любой вид внимания есть результат формирования новых усилий ума.
  • Теория Дональда Бродбенда. Когда человек выполняет два дела одновременно, так называемый фильтр, пропускающий через себя и распознающий объекты внимания, переключается с одного канала восприятия на другой. Объем поступающих во внимание данных зависит от пропускной способности канала. Автор теории сумел обосновать процесс фильтрации, однако ему не удалось объяснить, как воспринимаются данные, не привлекающие внимания.
  • Теория Анны Трейсман. Здесь дополняется теория Бродбенда: регистр восприятия и фильтр с ограниченной пропускной способностью разделены ослабляющим устройством. Это устройство ослабляет сигнал, а также занимается семантическим анализом.
  • Теория Дианы и Энтони Дойч. Любой раздражитель сначала обрабатывается в оперативной памяти, а отбор осуществляется, когда обрабатывается уже сама информация. Потенциал памяти ограничен, вследствие чего в ней остается только доля данных. И уже эта часть анализируется – информация оценивается, как важная или не важная.

Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.

Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что , больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!