Работа над ошибками. повторение пройденного

Работа над ошибками. Эффективные приёмы и методы работы

Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеспешностью. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.

Не секрет, что эта работа имеет ряд трудностей. Во-первых, количество часов на предмет сокращается при том же объёме учебного материала, поэтому учителю трудно «выкроить» целый урок на вид этой работы. Во-вторых, разновидность ошибок- значит, различный уровень подготовки учащихся. В-третьих, различные темпы работы.

Умеющие трудиться учащиеся выполняют работу быстро, вынужденное их безделье мешает другим. Ученики, работающие медленно, а к ним относятся и добросовестные ученики, увидев, что кто-то закончил работу, начинают торопиться. А это приводит к небрежности, к потере интереса.

Как сделать ту часть урока, отведенную работе над ошибками, интересной, каким содержанием наполнить, чтобы она давала нужный эффект и чтобы каждый ученик работал активно, в полную меру своих сил и возможностей? Что нужно сделать, чтобы эта работа стала не формальной, а необходимой?

Существует множество приёмов и методов работы над ошибками. В моей практике имеет место такой метод работы: проверяя диктант, составляю на отдельном листке список слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по типам орфограмм. Перед уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми номерами по одному слову с каждой орфограммой, оставляя пустой следующую строчку. После того, как ребята ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто получил «5», индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта(например, найти слова с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить сними связный текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило и обозначают графически.

После того, как орфограммы разобраны, ученики должны найти в тексте слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку.

Таким образом, текст комментируется ещё раз. Причём вработе участвует весь класс. Иногда в середине урока провожу игру-пятиминутку. Делю класс на 3 команды, каждой отведено на доске по одному столбику. Дети выходят к доске поочерёдно из каждой команды одновременно. Затем проверяем, оцениваем, находим ошибки, исправляем, отмечаем лучшую команду. Домашнее задание тоже связано с текстом диктанта. Те, кто получил «4», составляют словарный диктант, но не из тех слов, в котрых они сделали ошибки, а подбирают 2-3 слова с аналогичными орфограммами и составляют с ними предложения. Ученикам, получившим «3», предоставляется право выбора: либо они выполняют такое же задание, либо составляют предложения со словами, где допущены ошибки. Получившие «2» подбирают материал для диктанта из соответствующих слов и вводят их в словосочетания.

Практикую ещё и такой метод работы над ошибками: при проверке контрольных работ я пишу на карточках задания и вкладываю в тетради. Задания составляю индивидуально для каждого учащегося, учитывая и уровень подготовки, и орфограммы, в которых были допущены ошибки и на которые следует обратить внимание. Это может быть какой-нибудь небольшой по объёму текст, который ученик должен выполнить, номер параграфа, который он обязан повторить.

Учащимся, допустившим мало ошибок, даю задание из дидактического материала. Учащимся, допустившим 1-2 ошибки и не допустивших их, даю творческие задания. Например, написать рассказ-миниатюру по картинкам, употребляя слова с приставкой на «з-с», или составить небольшой рассказ, используя слова с безударными гласными и разделительным ъ. ввести ряд синонимов, передающих настроение. И здесь соблюдается индивидуальный подход.

В последнее время прижился у меня ещё один метод работы над ошибками -это работа в парах. Пара-это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки, помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо. Ученик-консультант проверяет у слабых учащихся правила, помогает подобрать проверочные слова, графически обозначить орфограммы.

Мои наблюдения показывают, что работа в парах ребятам очень нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома словарные и графические диктанты.

Работа над ошибками - это необходимая составная часть дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод, который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каждого ученика, знать степень его работоспособности на уроке, его возможности, чтобы эффективно и продуктивно строить с ним работу.

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

Объективными причинами о.о. являются:

Незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

Оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

Психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

Наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различ. три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ.

Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. На спец.уроке. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится. Затем учащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшей индивидуальной работы. Запись слов производится в рабочих тетрадях. Столбиком. в словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся.

Остальная часть работы над ошибками проводится в тетради для контрольных диктантов. обязательно графически обозначать условия выбора орфограмм на месте допущенных ошибок.

Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

Учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;

Учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде, заключают их в рамку, подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Т.о., рассредоточенно учитель поработает над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.Дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся


Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок.

Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты - обучающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.

На основе индивидуальных учетных листов выполняются такие, например, упражнения: письмо по памяти трудных слов; образование разных форм слов, словосочетаний и предложений на основе трудных слов; составление индивидуальных алфавитных списков трудных слов из ряда отдельных словников (на определенном этапе - в конце изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года и т. д.).

Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над ней оч.важна.

Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.

Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях.

Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

Исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

Включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.

Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах.

Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.

В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

Записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;

Намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;

Включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.

На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок. Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.

Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

Ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;

Предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

1. Традиционная форма работы над ошибками

Даем, например, задание классу: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», «Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.). Вспомните правило.

Затем ошибки исправляются, подбираются проверочные слова, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются аналогичные слова. Устно (или письменно) составляется словосочетание или предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Такая работа проводится по исправлению типичных ошибок.

Вот другой вариант этой же работы.

На доске группами выписаны слова с пропущенными буквами. Ученики определяют вид орфограмм. А затем – все остальные, так же как и в предыдущей работе.

Эта работа ведется по отработанной схеме:

I. Орфографические ошибки.

1. Де ревья – дерево. Заде ревенеть, де ревянный.

Мы укрылись от солнца в тени густых деревьев.

2. Празд ник – празде н. Празд новать, празд ничный.

Есть просто празд ники, а есть еще празд ники души.

II. Пунктуационные ошибки.

Ты слышал шум леса? (вопр.)

III. Речевые ошибки (в творческих работах).

Их веселый гомон раздавался отовсюду. (Вместо местоимения их было употреблено ихний. )

2. Нетрадиционная форма работы над ошибками

Признаемся, что такая работа одинаково неинтересна и ученикам, и учителю. Все с нетерпением дожидаются звонка (заметьте: учитель – в первую очередь), даже если работа не доведена до конца. (Отчаявшийся к концу урока учитель дает эту работу на дом.)

Чтобы так не случилось, есть десятки способов эту работу сделать живой, интересной. Мало того, закрепить (или даже заново выучить) подзабытые правила.

Вообще-то первым этапом работы над ошибками является работа по предупреждению этих самых ошибок. Так как основная масса ошибок – на правописание безударной гласной в корне национальной школе это настоящий бич), то я провожу большую словарную работу. Она очень обширная. Ведь не может же работа над ошибками свалиться с неба. Она должна быть в логической связи с тем, что мы вообще делаем на уроке.

Всем известны словарные слова. Их не проверить, не объяснить. Но… не всегда. Тут на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями (смо родина – смород, ве ликолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой. Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.

Другой прием. В русском языке много слов с корнями, которые в чистом виде не употребляются и обнаруживаются лишь в словарных гнездах. Это такие корни, как -да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз- (-раж-) и другие. Если в слове с одним из таких корней допущена ошибка, устраиваем аукцион «Кто больше?». Детям почему-то особенно не нравится корень -раз- (-раж-). Но ведь столько «замечательных» проверочных слов к нему: зара за, зара зный, зара з (дам промеж глаз), ну и, конечно, попроще подбираются слова: подражать, поражение, поразить, выражение, выразить и т.д. Как видим, работа над ошибками стала еще интересней.

С некоторыми корнями, в которых учащиеся упорно допускают ошибки, проводим еще такую работу. Корень -стой- и -ста-. Здесь вечная неразбериха, не помогает даже «йот» после о. Мы попробовали сконструировать предложения, в которых все слова должны быть с этим корнем. Стоян у стойки стоит стойко, пока настоится застоявшаяся настойка во время перестройки около пристройки. Второе предложение выглядит так: Становой остановился у остановки, чтобы приостановить станок. Предложения бессмысленны? Что вы? В них есть смысл – корень стой – о, ста – а.

Вот еще некоторые приемы в работе над ошибками. Они вам известны.

Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих».

Вспомним правило. Теперь запишем как можно больше пословиц, поговорок с глаголами на шипящую.

Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед. ч.), поэтому два получил; семь раз отмерь, один раз отрежь (пов. накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь (н.ф.). Запись пословиц, поговорок, сопровождаемая такими «доброжелательными» комментариями, запоминается. Написание орфограмм отслеживается.

С ошибками на орфограмму «О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно поработать так. Дети вспомнят правило. Затем учитель предлагает: кто больше запишет слов с суффиксом -онок - после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-? После такой постановки вопроса, такого точного задания трудно написать их неправильно.

Не отказывайтесь от таких заданий:

1. Со словами, в которых допущены ошибки (5–7 слов), составьте кроссворд . Эта работа чем полезна? Дома ребята поработают с толковыми словарями. Там они увидят, сколько и какие значения имеют эти слова, как они пишутся, как употребляются в речи. Вот вам и работа по развитию речи!

2. С 1–2 словами составьте шарады. Здесь ребята просто обречены рассмотреть каждую букву в слове, чтобы вычленить приставку, суффикс, а может быть, и целое слово.

Например: 1-й слог – приставка;

2-й слог – числительное;

3-й слог – у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;

все слово – глагол (выстоишь) .

3. Можно поиграть в буриме. Рифмы и стихи получаются неожиданные, смешные. Но орфограммы запоминаются.

Например, суффиксы -ева-, -ова-.

Намале вать – обуре вать, одоле вать, заноче вать.

Беседо вать – патенто вать.

Не Пушкин, конечно, но у детей кое-что получилось.

В тетради просто малевать,
Но вот начнут сомнения одолевать:
Нельзя ошибки патентовать!
Придется в школе ночевать,
В тетради чтоб не малевать!

Не остаются без внимания и пунктуационные ошибки. Но прежде сделаем небольшое отступление.

Современный русский язык значительно пополнился заимствованными и новыми словами. Изменился ритм жизни. Он стал стремительнее. Все это нашло отражение в чем бы вы думали? Конечно же, в работе над ошибками!

Итак, пунктуация. Обращение. Вспомнили правило постановки знаков препинания. Исправили ошибку. Предлагаю привести аналогичный пример: напишите эсэмэску маме (представьте: вы студент). Они сразу пишут: «Мама! Пришли деньги!». Спрашиваю: зачем же восклицательный? Ответ: смех в зале, так это же студенты пишут! Другая эсэмэска уже с запятой: «Настенька, давай сегодня встретимся». Мы тут с вами лишние.

Расставим знаки в бессоюзных предложениях. «Радуйся – по русскому ничего не задали!», «Не урок – скука! Сходим в кафешку?» Это тоже эсэмэски.

Знаки препинания при междометиях:

«Ура! Каникулы! Свобода нас примет радостно у выхода!» (бедный Пушкин!) или: «Йес! Училка заболела!».

Стремительный ритм жизни сказывается и на возникновении новых слов. Словотворчество – одно из любимых занятий во время работы над ошибками.

В одном из последних диктантов почти половину 6-го класса поразил какой-то неизвестный вирус: написали разго дать вместо разга дать. Проверочное слово разгa"дка не помогло. В диктанте «По следам моих ошибок» вновь 5 человек написали о в корне. Тогда я попросила образовать как можно больше слов с этим корнем бессуффиксальным способом (способом, который очень популярен в молодежной среде, особенно в эсэмэсках). Вот что получилось: разгад, угад, погад, нагад, отгад, пригад. Вроде нелитературный стиль, но «деловой». Буква а хорошо запомнилась.

Такое не совсем литературное словотворчество помогло еще в одном случае. Некоторые ученики написали земля тре сение. Мы, конечно, все исправили, объяснили. Предчувствуя, что вирус все-таки остался, я сразу предложила составить как можно больше сложных слов со словом тря сение, выделяя при этом букву я.

Умопотря сение, основопотря сение, горепотря сение, ошибкопотря сение, новопотря сение.

Шутки шутками, но сколько проявилось находчивости, умения владеть словом!

Часто ученики допускают ошибки в словах, образованных от неизменяемых слов, вроде слова сегодняшний. Традиционно его пишут через е вместо я . Мы рассмотрели словообразовательный процесс: сегодняшний – сегодня , подобрали подобный пример: вчерашний – вчера. Но это не произвело никакого впечатления. Записали так записали. Тогда я прошу: составьте подобные слова от благодаря, несмотря, спустя (рукава). Это заинтриговало, вызвало оживление. Результат: благодаря щий, несмотря щий, впередсмотря щий, спустя рукавичный. Во всех словах сохранили суффикс -я. Надеюсь, что он сохранится в будущем и в слове сегодняшний.

Работа над ошибками не самоцель и не игра в слова. Это серьезная творческая работа, требующая определенных знаний и умений, а также выдумки и фантазии. Определенное место в ней занимает и работа над развитием речи. Я имею в виду не только работу над конструированием предложений, замену неудачно употребленных слов и т.п. Это само собой разумеется. О чем речь, вы сейчас поймете.

Один ученик умудрился написать сабока вместо собака. В своей работе эти ошибки он повторил затем еще раз. Все равно забывал, как правильно пишется. Он как-то обмолвился, что устал как собака. Класс подхватил: нужна нам твоя собака, как пятая нога собаке, Азамат живет с собакой как кошка с собакой, что на этой собаке он собаку съел (и уже, наверное, не одну, смеялись ребята). Вот где собака зарыта. Теперь на Азамата всех собак будем вешать и даже псу под хвост ничего не оставим.

От такого обилия «собак» Азамат наконец стал писать, как все: собака. И так можно работать над ошибкой: с шуткой, со смехом, но – серьезно.

Иногда бесполезными остаются все методы и приемы работы над ошибками. Так было с написанием -тся-, -ться- в глаголах. Какой-то массовый психоз был связан с этой орфограммой. Клин клином вышибают. На этот массовый психоз я предприняла тоже психическую атаку. На любом уроке, на перемене, на классном часе, где в речи встречались слова с этой орфограммой, я спрашивала, на какой вопрос отвечает этот глагол, что вы напишете: -тся- или -ться-? Все-таки я взяла верх. Перестали писать -ца. Можно, оказывается, и так работать над ошибками.

Оживляет работу над ошибками, активизирует внимание учащихся и добрая улыбка при классификации слов с ошибками. Это можно сделать так.

I. Проверьте! (Орф. 1–4)

II. Объясните! (Почти все остальные орфограммы)

III. Запомните! (Орф. 2)

IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)

V. Этот нерусский русский! (Грамматические ошибки)

VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные ошибки)

Утомительная работа получает эмоциональную поддержку. В конечном счете и это работает на результативность.

3. Межпредметная связь в работе над ошибками

Добиться грамотного письма и правильной русской речи только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. В тетрадях по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. А на уроках обществознания часто пишут сочинения. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово квадрат дети проверили латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- объясняли с точки зрения их образования.

4. Этапы обучения работе над ошибками

Как видим, работа над ошибками – творческая работа, требующая многих умений и навыков. Умения эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного обучения.

I этап. Первоначальное обучение начинается с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Слова с допущенными ошибками я выписываю красной пастой, подчеркиваю неправильно написанную букву. Ученик выписывает данное слово до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.

II этап. То же в рабочих тетрадях. Выписываю слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен в упражнении найти это слово и вставить нужную букву, а затем это слово выписать до конца строки, обязательно подчеркивая вставленную букву: уг_дал.

III этап. Работа несколько усложняется. После слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит, это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему проверочное. А если после слова стоит запятая, это – словарное слово, надо просто выписать его до конца строки.

Л_сник –

П_рад, …

IV этап. Я выписываю слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет букву, подбирает проверочное, тут же записывает два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.

Ле сник – лес, подле сок, ле совик. Орфограмма: проверяемая безударная корня.

В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: и, у, а после шипящих.

Только после IV этапа начинается работа над ошибками в контрольных и творческих тетрадях. До тех пор все ошибки исправлялись и записывались в рабочие тетради и в словари в графу «Мои ошибки».

С пунктуационными ошибками и речевыми такой поэтапной работы не ведется. Ребята сразу учатся графически и устно объяснять постановку знаков препинания и правильно перестраивать предложения.

5. Контроль над усвоением материала работ над ошибками

Работа над ошибками не самоцель. Исправлением ошибок, повторением правил это не заканчивается. На материале слов, в которых были допущены ошибки пишутся диктанты «По следам моих ошибок», изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму и т.п.

А в 6-м классе я практикую работу со специальными карточками «Мои ошибки», куда записываются слова, в которых были допущены ошибки, с пропуском букв. Периодически дети работают с этими словами, переписывая их в тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.

6. Инновационные формы работы над ошибками

Все виды работ над ошибками, перечисленные мною, видимо, покажутся интересными. Но у них один существенный недостаток: они рассчитаны на запоминание отдельных слов. Отсюда достаточно низкий уровень эффективности, а значит, грамотности. Ведь запомнить, как пишутся все слова (а их около 120 000) практически невозможно. Что делать? Не прятаться же за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»!).

Тип урока: урок развития речи

Цель: уметь редактировать текст с речевой ошибкой “повтор-недочет”.

1. Продолжать формировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте.

Формировать знания о разных видах повтора.

Формировать умения различать разные виды повтора.

Продолжить формирование специальных умений (находить “данное” и “новое” в предложениях; определять, с помощью чего связаны предложения в тесте).

2. Развивать самостоятельное мышление.

Развивать умение выделять главное.

Развивать речь учащихся.

3. Формировать уважительное отношение к русскому языку как сложноустроенному живому организму.

Формировать уважительное, толерантное отношение друг к другу (работа в парах, в группах).

Оборудование: учебник Русский язык 6 класс под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008; карточки, мультимедийная презентация , мультимедийный проектор

Ход урока

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подготовимся к выполнению работы над ошибками, которые вы допустили в сочинении, написанном на прошлом уроке. Откройте тетради для работ по развитию речи, ознакомьтесь с результатами.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Почему к этой работе нужно готовиться? Потому что исправлять мы будем не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и те, которые подчеркнуты волнистой линией и вынесены на поля буквой “Р” - речевые ошибки. Вы, наверное, заметили, что в ваших работах наиболее распространенная речевая ошибка – повтор. Допустив несколько подобных ошибок, вы не получите оценку “отлично” за содержание письменной работы. Что же делать?

Ответы учащихся (научиться не допускать повторов, узнать все о повторе).

Этап изучения нового материала.

Вот мы и подошли к определению темы и цели урока. Откройте рабочие тетради и запишите дату, тему и цель урока (слайд 2).

Посмотрите на экран (слайд 3 ). Перед вами 3 утверждения, какое из них правильное? Не противоречат ли они друг другу? Посовещайтесь, обсудите в парах.

  • Повтор – это одно из средств связи предложений в тексте.
  • Повтор является стилистическим приемом, который используется для выделения основной мысли.
  • Повтор придает речи однообразность, монотонность и является недочетом.

Ответы учащихся.

И тем не менее все эти высказывания верны (слайд 4) , и сейчас вы в этом убедитесь. Давайте поработаем с 3 текстами. Прочитайте и запишите в тетрадь первый из них. Во всех текстах объясните орфограммы.

(слайд 5) Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей… (Ю.Олеша)

  • Найдите данное и новое в предложениях;
  • Найдите слова, связывающие предложения;
  • Назовите способ связи;
  • Назовите средство связи.
  • Ответы учащихся.

    Какой это из видов повторов? (средство связи предложений в тексте – норма (слайд 6) ).

    Текст №2, та же работа.

    (слайд 7) Я люблю гостей. Я люблю смеяться… Я люблю ходить в зоопарк. Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин. Я много чего люблю. (по В.Драгунскому)

    Ответы учащихся.

    Обратите внимание на то, как начинается и как заканчивается текст. О чем текст, на что автор ставит логическое ударение? С помощью чего достигается выразительность речи?

    Этот вид повтора – стилистический прием (слайд 8) .

    Текст №3 (слайд 9)

    Я оттолкнул челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде. От челнока по ровной глади озера пошли круги.

    Ответы учащихся.

    Есть ли необходимость в таком повторе или его можно заменить другим средством связи? Значит, это повтор-недочет, речевая ошибка (слайд 10) .

    Итак, мы познакомились с тремя видами повтора. В конспектах в разделе “Речь” начертите схему “Виды повтора”. Сравните со схемой на экране (слайд 11) .

    Этап первичной проверки усвоения знаний.

    Так что же надо уметь, чтобы не допускать речевых ошибок? – Различать виды повтора.

    Неслучайно я прошу вас несколько раз перечитывать ваше сочинение или изложение. Допустим, вы нашли в черновом варианте повтор-недочет. Что нужно сделать? – Исправить. – То есть отредактировать. А как можно избежать повтора-недочета? – заменить другим средством связи.

    Вернемся к тексту №3 (слайд 12). Отредактируйте текст самостоятельно и запишите в тетрадь (в слабом классе можно вначале вспомнить другие средства связи). Зачитайте и назовите, чем вы заменили повторы.

    Ответы учащихся.

    Проверьте себя (слайд 13) .

    Этап закрепления знаний.

    Один способ назвали. Другие находим в учебнике на стр. 128-129. Пробуем применить знания на практике, учимся редактировать текст – упр. 288. Те, кто считает, что могут выполнить задание посложнее, редактируют текст из упр. 289.

    Ответы учащихся.

    Осталось проверить, как работает повтор – стилистический прием. Устно (слайд 14) .

    Узнайте сказку по началу:

    В одном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец (Н. Носов) “Незнайка в Солнечном городе”. Повтор подчеркивает, что речь идет именно о коротышках. Продолжите следующий текст. Для чего повтор здесь?

    Пусть всегда будет солнце!

    Пусть всегда будет небо!

    Ответы учащихся.

    Параллельная связь предложений в тексте может особо подчеркиваться их одинаковым началом и концом. Пример текста с одинаковым концом найдем в “Сказке о Мальчише-Кибальчише” А.Гайдара:

    Плывут пароходы – привет Мальчишу!

    Пролетают летчики – привет Мальчишу!

    Пробегут паровозы – привет Мальчишу!

    Контроль и проверка.

    Давайте поработаем в группах (можно предложить учащимся задания следующего характера):

    • Спишите текст, вставляя вместо точек синонимы из скобок. Не забывайте, что каждое слово точно передает содержание.

    Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже… А они все … Птица качнет ветку – и … с нее листья.

    (Потекут, осыпалась, падают и падают)

    • Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным.

    1.Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.

    2.Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

    3.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

    Для выбора: новичок, новосел, животные.

    • Найдите неудачный повтор и отредактируйте текст.

    Ко мне на день рождения пришли подруги. Сначала я угостила подруг чаем с пирожными и конфетами. Потом мы посмотрели интересный фильм. Когда фильм закончился, мы начали танцевать. Когда нам надоело, мы стали играть в школу.

    Когда вернулись родители, гости стали расходиться по домам.

    Запишите отредактированный вариант.

    Ответы учащихся.

    Этап подведения итогов.

    Давайте подведем итоги. Продолжите, пожалуйста, фразы (слайд 15).

    Этап информирования о домашнем задании.

    Мне тоже понравилось сегодня работать. На следующий урок вы придете с выполненным домашним заданием. Каким? – выполнение работы над ошибками. Как будете ее выполнять? – помимо традиционной работы, нужно отредактировать текст (слайд 16) .

    Этап оценивания.

    Благодарю за работу, надеюсь, за анализ сочинений вы получите “5”. Оценки за урок.

    Новая встреча в штабе Юниорского союза «Дорога» началась с чтения писем. Первые параграфы нашего учебника не оставили читателей равнодушными, и они тоже решили высказаться.

    Профессор Дорога: Ну-с, открываю первый конверт. Нам пишет учёный с характерной фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам, господа, поглубже? В научном мире уже сформировалась новая точка зрения на обсуждаемую проблему. Она такова: ученическое самоуправление в школе просто невозможно! Ученики никогда не смогут самостоятельно управлять школой. Они ведь еще не взрослые и сознательные граждане - у них просто нет необходимого опыта! В школе может существовать только со -управление, но никак не само управление.»

    Федя Пессимистов: Это что ж получается, наш учебник выкидывать надо? Оказывается, и не бывает самоуправления вовсе...

    Вася Активистов: А «со-управление», значит, бывает? По-моему, его еще больше не бывает! По крайней мере, я нигде его не видел, а словцо это узнал только что из письма умного Ученого... ой, наоборот, ученого Умнова.

    Профессор Дорога: Да, Вася, среди умного нашего брата учёного немало таких, которые всё время придумывают новые слова. Их и сами-то ученые не успевают выучить, не то что простые школьники.

    Федя Пессимистов: Надеюсь, билет на экзамене по этому самому «со-управлению» я не вытащу?

    Профессор Дорога: Думаю, вряд ли. Могу предположить, что словечко это появилось вот как. Прочитал кто-то, вроде господина Умнова, слова «ученическое самоуправление» и подумал: «Это означает, что ученики сами управляют всем и вся». И охватил ученого тихий ужас: бедная школа, что же с ней будет-то! Призадумался труженик науки и через минуту-другую воскликнул: «Эврика! Со-управление – вот спасение человечества!»

    Федя Пессимистов: Ну и дела! Неужели этому ученому никто не мог объяснить, что к чему!? Он ведь думает, что самоуправление – это то же самое, что самоуправство!

    Вася Активистов: Ага! Диктатура школьников! А потом после таких научных открытий много интересных дел творится! Например, приходят ребята к директору и говорят: «Хотим самоуправление наладить». А он и отвечает с хитрым прищуром: «В школе, дети, самоуправления не бывает. Бывает только со-управление. Последний, так сказать, писк науки. Так что, извините, не получится: надо идти в ногу со временем!»

    Федя Пессимистов: А наша Мариванна прочитала первые параграфы и сказала, очень так выразительно: «Такого самоуправления нашей школе не надо!» Видите, без всякого со-управления обошлась!

    Вася Активистов: Она, наверное, саму себя так называет - «Наша Школа». Нам на истории рассказывали про одного короля, который тоже так шутил. Проснётся, бывало, в хорошем настроении, соберет всех придворных, залезет на трон и объявит: «Государство – это я!»

    Федя Пессимистов: Ага, - Людовик. Не помню только, который по номеру. Слушай, так мы что, - вроде придворных, получается?

    Вася Активистов: А режим, при котором живут некоторые школы, называется «учительская монархия»! Давай, брат Фёдор, запатентуем!

    Профессор Дорога: Что-то, коллеги, вы сегодня слишком много шутите!

    Федя Пессимистов: Обождите, профессор, главные шутки еще впереди. Вот завуч наша сказала так: «Мы бы и рады, чтоб у нас самоуправление было, но только ученики-то у нас – все пассивные. Они на это не пойдут».

    Вася Активистов: Классная отмазка, посильнее «со-управления» раз в десять!

    Профессор Дорога: Между прочим, многие педагоги говорят это совершенно искренне. Для них это – серьезная проблема.

    Федя Пессимистов: Даже две. Первая – как за первые пять лет учебы превратить нормального человека в «дисциплинированного ученика». А вторая – как за оставшиеся пять лет не дать ему превратиться обратно.

    Вася Активистов: В одной из школ нашего города учится Маша, моя знакомая. Она тоже что-то подобное говорила, мол, никто у нас ничего не хочет, все пассивные… Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась… А потом собрала такой школьный совет, что школа аж затрещала!

    Профессор Дорога: Коллеги, хватит резвиться! Давайте вернёмся к письмам. Нам пишет школьник Николай Неформалов: «Как только ученики пролезут в школьный парламент, они сразу начнут «надувать щеки», и, в конце концов, превратятся в законченных бюрократов. А наша Родина и так стонет от засилья бюрократии. Зачем же создавать бюрократические структуры еще и в школе? Все вопросы нужно решать неформально. Хочешь провести в школе праздник – подойди к директору и обо всём договорись. Недоволен учителем – опять же иди к директору. И увидишь, что без самоуправления всё решается гораздо проще.»

    Вася Активистов: А что делать, если директор не хочет идти тебе навстречу? Или ты – на встречу с директором?

    Федя Пессимистов: Тогда утешай себя тем, что директор – тоже враг бюрократии! Не позволяет ученикам по парламентам рассиживать и щеки надувать!

    Вася Активистов: Классная позиция у этого Николая Неформалова, между прочим! Видите ли, школьный парламент – это сплошной формализм! Почему-то как только ученики начинают заявлять свои права, на них сразу вешают ярлык формалистов и бюрократов.

    Федя Пессимистов: Ага! И вдобавок «народные гуляния» устраивают! Мол, не нужны нам никакие права, будем вовеки холопами, а царь-батюшка нам – директор родной!

    Профессор Дорога: У нас как раз есть письмо от директора. «Выражу мнение большинства моих коллег, – пишет твердым учительским почерком Анна Петровна Строгая. - Школа – это учебное заведение. Главное в ней – учебный процесс. Не случайно при входе в нашу школу детей встречают два больших плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник – лицо ученика». Учебным процессом должен руководить опытный взрослый человек - директор, и никакой самодеятельности здесь быть не может. Внеклассную же работу может и должно выполнять школьное самоуправление. Но только так, чтобы это ни в коем случае не мешало учебе.»

    Федя Пессимистов: Так мы ведь, вроде бы, уже договорились, что школа должна не отметки выставлять, а к жизни готовить…

    Вася Активистов: Просто Анна Петровна считает, что «готовить к жизни» и «давать знания» - это одно и то же. Нет, серьезно! Я встречал людей, которые рассуждают в таком духе: «Быть готовым к жизни – значит, уметь преодолевать трудности. Поэтому какая разница, чему учить! Главное, чтобы учиться было трудно .» Вот так!

    Профессор Дорога: Так вот. Анна Петровна советует школьникам: не вмешивайтесь в учебный процесс, а внеклассная работа – ваша. Принимаем это предложение?

    Федя Пессимистов: Сначала «со-управление», теперь «учебный процесс»… Вы сначала покажите нам этот «процесс»! Чтоб мы поняли, где он начинается, а где – заканчивается!

    Вася Активистов: Начинается первым звонком, а заканчивается – последним. Пришёл в шесть лет, вышел в семнадцать – процесс закончен, результат на лице!

    Федя Пессимистов: У-у-у…

    Вася Активистов: А если серьезно, то недавно мы встречались с ребятами из Юниорского союза «Дорога», которые выпускают детскую правозащитную газету «Школа – территория закона». Они там много интересного про этот «учебный процесс» пишут. В одной из школ на уроке учительница ставит на стол бутылку пепси-колы и прямо «из горла» запивает сникерс. Весь класс слюнки пускает, но процесс идёт! В другой школе педагог учит детей сидеть прямо: кто над партой нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще была статья про трудовика: он уже три месяца ничего нового не объясняет. Даёт парням одно и то же задание, а сам вытачивает на станке резаки для резьбы по дереву. Выточит – и продаёт своим же ученикам. Они даже подсчитали, сколько он на этом зарабатывает. Ребят, которые обо всём этом написали, классная руководительница весь урок пропесочивала!

    Федя Пессимистов: Интересно, а какую тему она в журнал записала?

    Вася Активистов: Так и записала: «проработка»!.. Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно же, что положено, то и записала. И добавила: «Параграф, который мы с вами не прошли из-за этих хулиганов, прочитаете дома. На следующем уроке напишем самостоятельную работу».

    Профессор Дорога: Интересно, что сказала бы об этом Анна Петровна Строгая?

    Вася Активистов: Она бы сказала примерно так: «Эти юнцы своей желтой прессой оскорбили тысячи учителей нашей страны, которые из последних сил, за нищенскую зарплату героически несут детям знания!»

    Федя Пессимистов: Выходит, если зарплата маленькая, то можно делать с учениками, что тебе вздумается?

    Вася Активистов: И при этом говорить, что самоуправление ни в коем случае не должно в это вмешиваться!

    Профессор Дорога: Василий подсказал нам очень важную мысль. Давайте мы посоветуем Анне Петровне и другим директорам не бояться, что ученическое самоуправление помешает учебному процессу. Наоборот, учебный процесс можно сделать более качественным, если директор будет на самоуправление опираться. Ведь что происходит в школе, в которой ученического самоуправления нет? Директор в большинстве случаев не знает, что творится за закрытыми дверьми класса: учат там детей или занимаются чем-то другим. Многие учителя в такой школе не понимают, что они работают не для самих себя, а для детей и поэтому, извините, халтурят. А ученики вынуждены со всем смириться, потому что любые споры с учителями немедленно сказываются на их оценках. Ученическое самоуправление может эту ситуацию в корне изменить: качество учебного процесса будут контролировать сами школьники. Если директор действительно хочет дать детям хорошее образование, то он не может не прислушиваться к мнению школьного совета. Предположим, Совет говорит, что Марья Петровна не должна вместо объяснения новой темы устраивать детям проработку. Мудрый директор в ответ на это непременно скажет: «Совершенно верно!» - и сделает так, чтобы в следующий раз учитель не путал урок с «беседой по душам».

    Федя Пессимистов: Мудрый директор? А что, директора бывают и не очень…

    Вася Активистов: Фёдор! Как такое могло прийти тебе в голову! Ты чуть не обидел всех директоров Вселенной!

    Федя Пессимистов: Хорошо, что наш директор сейчас меня не слышит!

    Профессор Дорога: Нет, коллега, наоборот: это очень плохо, что директор тебя не слышит! Ученическое самоуправление еще и тем ценно, что оно помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. Ведь и те, и другие часто друг другом недовольны. Они, действительно, порой друг друга не слышат, хотя встречаются каждый день. А площадки, на которой они могли бы договариваться, у них нет. Если и те, и другие будут иметь возможность выяснять отношения цивилизованно, то педагогам не придётся применять силу, а ученикам – писать на партах про учителей нехорошие слова.

    Вася Активистов: Значит, ученическое самоуправление помогает создать такую площадку для переговоров?

    Профессор Дорога: Если, конечно, это именно то самоуправление, которое позволяет ученикам влиять на решение реальных школьных проблем.

    Домашнее задание:

    1. Сталкивался ли ты с мнением, что ученическое самоуправление в школе развивать не нужно? Как это мнение обосновывалось? Что ты можешь возразить?