Как закрепляются гендерные роли. Когнитивные и социальные теории

27.02.2014

Женские проблемы: как убрать боль при месячных?

Боль и неприятные ощущения во время менструаций явление распространенное, почти каждая молодая женщина сталкивается с данной проблемой. Многие женщины уже смирились с этим, и даже не пытаются избавиться от боли во время месячных или выяснить причину ее возникновения. В данной статье мы расскажем о возможных причинах болезненных месячных, а также ответим на вопрос: как убрать боль при месячных.

Причины, которые могут вызывать болезненные месячные

Прежде чем пытаться избавиться от болей, нужно найти первопричину их возникновения. Болевые ощущения и недомогания могут быть вызваны разными болезнями в половых органах. Чаще всего болезненные месячные наблюдаются при эндометриозе, миоме, при полипах в матке или при спайках в брюшной области. Бывает, что боли возникают после того, как женщина установила внутриматочную спираль. Поэтому первое, что нужно сделать при регулярных болях в дни месячных, это сходить к гинекологу на прием.

После обследования, если никакого серьезного заболевания не выявлено, а болезненные месячные продолжаются, можно предположить, что их причиной может быть чрезмерное сокращение матки, которая вытесняет отслоившуюся слизистую оболочку. Такая особенность матки чаще всего связана с избытком в организме простагландинов. Это вещество, значительно усиливает сокращения и от его количества зависит степень и частота менструальных болей.

Также довольно частыми причинами болей могут стать стрессы и переживания. Женщина при этом во время менструации чувствует слабость, раздражительность, ухудшение памяти и внимания.

Вы готовы к появлению малыша и вы хотите .

Способы, которые помогут справиться с болью:

Самое простое, что можно сделать, это принять таблетку анальгетика, спазмолитика или комбинированного препарата, который сочетает в себе спазмолитическое и обезболивающее свойство. Перед приемом лекарства, лучше посоветоваться с врачом и внимательно изучить инструкцию к лекарственному препарату.

Можно попробовать положить теплую грелку или маленькую бутылочку с теплой водой к нижней части живота. Такая процедура усиливает кровообращение в матке и одновременно уменьшает боли от сильных спазмов. Грелка может находиться на животе не более пятнадцати минут, иначе продолжительное тепловое воздействие может усилить выделение крови.

Хорошо помогает горячий чай с травами (ромашка, мелиса) или любой другой теплый напиток. Во время месячных рекомендуется пить как можно больше, поскольку это значительно улучшает самочувствие.

- «дыхание животом» способно на некоторое время снять боли и принести облегчение. Дышать нужно следующим образом: положить на живот книгу и медленно вдыхая, приподнимать ее нижней частью живота. Когда книга поднимется на максимальную высоту, нужно постараться мышцами живота удержать ее на несколько секунд. Упражнение делается в течение 2-5 минут.

Для снятия менструальных болей можно делать массаж нижней части спины или просто легкий массаж круговыми движениями. Можно также массировать активные точки на теле. Например, нажимать на точку, которая находится по центру спины и на копчике.

Народная медицина предлагает настои лечебных трав, которые помогут убрать боль при месячных. Это настой из листьев малины, душицы обыкновенной, ромашки. Настои лучше пить теплыми, делая маленькие глотки на протяжении всего дня.

Можно ли убрать боль при месячных с помощью ограничений в еде?

Для того чтобы болезненные менструации не стали постоянным явлением, женщине нужно соблюдать следующие правила питания:

Перед началом и во время месячных нельзя употреблять много мясных, молочных и мучных продуктов;

Больше пить овощные соки;

Принимать комплекс витаминов и минералов, который содержит кальций, магний, витамины группы В и витамин А;

За один день до менструации можно привести разгрузочный день или провести день голодания.

Как побороть боли при помощи специальных упражнений?

Когда болит живот и поясница, женщине трудно себя заставить двигаться или делать зарядку. Но, тем не менее, умеренная физическая нагрузка, может помочь снять боль. Уменьшить боли помогут спокойные пешие прогулки, а также следующие упражнения:

Лежа на спине, нужно поднять ноги на стену под углом 90 градусов и лежать в такой позе несколько минут;

Лежа на животе, упираясь руками в пол, плавно поднять грудь и максимально прогнуться;

Лечь на спину, согнуть ноги в коленях, и опираясь на ступни прогнуться животом вверх, затем опуститься вниз.

Чтобы убрать боль при месячных можно сочетать несколько способов между собой. Например, делать упражнения и пить отвары трав, соблюдать диету. Крайне необходимым условием для избавления от болезненных месячных является отсутствие стрессов и хронических инфекций в половых органах женщины.

смотрите видео:


Обезболивающие таблетки при месячных принимает практически каждая женщина с целью устранить болезненный дискомфорт внизу живота. Физиологически менструальные боли не являются патологией, однако если они сильные, сопровождаются иными болезненными симптомами (головокружение, тошнота, рвота, диарея, обмороки и др.), то можно говорить о вторичной дисменорее (альгодисменорее).

С точки зрения физиологии болевые ощущения во время менструаций не являются патологией и не всегда говорят о наличии какого-либо заболевания женской половой сферы. Менструальные боли возникают потому, что происходит отторжение части маточного эндометрия с неоплодотворенной яйцеклеткой и некоторым количеством крови. Ситуация напоминает мини-роды, так как происходит сокращение матки.

Первичная дисменорея часто возникает во время полового созревания у девочек, когда цикл еще не стабильный и гормоны не пришли в норму. Также провоцирующими факторами боли являются сильные стрессы, неврологические расстройства, депрессия. Отсутствие физической активности и некоторые заболевания позвоночника (остеохондроз поясничного отдела) могут опосредованно влиять на болезненность менструаций.

Существует ряд факторов, которые усугубляют неприятные симптомы и вызывают вторичную альгодисменорею:

  1. Любые инфекционно-воспалительные заболевания органов малого таза, причем не только половой системы (аднексит, ), но и мочевыводящих путей (цистит, уретрит), кишечника.
  2. Спаечный процесс, развившийся вследствие хронического течения .
  3. Новообразования матки и яичников ( различного генеза, полипы, миома).
  4. Эндометриоз матки или яичников, когда клетки маточного эндометрия начинают патологически размножаться и выходить за пределы матки.
  5. Сосудистые изменения, варикозное расширение вен в малом тазу.
  6. Гормональные сбои, а также прием некоторых гормональных препаратов.
  7. Любые хирургические вмешательства, в том числе и аборты.
  8. Внутриматочная спираль может косвенно явиться причиной возникновения чрезмерной болезненности, если при ее установке или извлечении была занесена какая-либо инфекция.
  9. Авитамизноз, нехватка магния могут вызывать боли не только во время месячных, но и в середине цикла, а также усиливать предменструальный синдром. При пмс с нехваткой магния также усиливаются перепады настроения, подавленность, болезненность во время овуляции.

Если интенсивность болей такова, что справиться с ней без медикаментов не получается, то нужно обратиться к врачу для комплексной диагностики и установления причины дисменореи. Врач подскажет, как избавиться от боли при месячных посредством медикаментозной терапии и народных методов. Лечить дисменорею нужно по двум направлениям: устранение ее причины и симптоматическая терапия с целью унять боли.

Как облегчить боль во время месячных

После того, когда гинекологом будет выявлена причина возникновения дисменореи, назначается лечение и снятие болезненной симптоматики. Это может быть медикаментозная терапия, народные средства и нелекарственные методы лечения.

Назначать обезболивающие препараты во время месячных может только гинеколог!

Как убрать боль медикаментозной терапией

Облегчить боль во время месячных способны анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) и спазмолитики.

Снимать симптомы дисменореи помогают препараты Папаверин, Но-шпа (хороший болеутоляющий препарат), Спазмалгон, Спазган, Триган. Они воздействуют на мышцы малого таза, снимая спазмы. Противопоказаниями к их приему является почечная, печеночная и сердечная недостаточность, период лактации и повышенная чувствительность к компонентам препаратов.

Анальгетики способны снижать интенсивность альгодисменореи, воздействуя на центральную нервную систему (на центры мозга, ответственные за чувствительность к боли). Хорошо себя зарекомендовали Пенталгин, Седальгин, Темпалгин.

К НПВП можно отнести Найз (большое количество отзывов о том, что это лучшее обезболивающее при месячных), Ибупрофен. Можно применять не только обезболивающие таблетки при месячных, но и ректальные свечи, например, Напроксен, Кетопрофен, Индометацин. Последний же, направлен на избавление от болевых ощущений, однако имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов.

Если дисменорея вызвана гормональными нарушениями, то прием вышеуказанных препаратов не обязателен. Достаточно подобрать правильное гормонозамещение, чтобы облегчить менструальные боли.

Помните! Обезболивающие препараты необходимо принимать только после консультации с врачом, даже не смотря на то, что многие из них отпускаются из аптек без рецепта.

Если альгодисменорея появилась из-за сильных стрессов, невроза, депрессии, иных психологических факторов, то наряду с обезболивающими препаратами необходимо принимать лекарства, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния. Здесь могут применяться как мягкие успокоительные средства (например, пустырник, валериана), так и более серьезная терапия – антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и иные психотропные препараты.

Даже при отсутствии выраженного авитаминоза врачи часто назначают с поддерживающей целью комплексные витаминные препараты, содержащие полезные микроэлементы: йод, магний, кальций, цинк, железо и др., которые также способны снизить проявление дисменореи.

Как облегчить боль при месячных народными методами

Это, как правило, травяные настои, которые следует заваривать и принимать в теплом виде как чай. Однако здесь следует обратить внимание на то, что некоторые травы являются сильными аллергенами, некоторые нельзя принимать в период лактации, поэтому также необходима консультация врача.

К травам, действие которые направлено на уменьшение менструальных болей, относятся ромашка, полевой хвощ, корень девясила, боровая матка, перечная мята, малина и ряд других. Все они продаются в аптеке в свободном доступе, форма выпуска очень удобна – фильтр-пакетики. Способ приготовления таких средств также простой – заварить кипятком согласно прилагаемой инструкции, остудить и пить при болях.

Лечение травами можно использовать как дополнение к медикаментозным средствам.

Многие женщины начинают убирать появившуюся боль во время месячных с помощью теплых компрессов. Это распространенное заблуждение. Все врачи сходятся во мнении, что греть живот и поясницу при болях категорически не следует, так как это не только не принесет облегчение, но и может усугубить ситуацию. Не следует также принимать в этот период горячую ванну, нужно ограничиться теплым душем.

Как уменьшить боль при месячных нелекарственными средствами

Помимо названных способов устранения симптомов альгодисменореи существуют также другие альтернативные методики. К ним относятся:

  • избавление от стрессов, нормализация эмоционального состояния. Этому может способствовать прием специальных препаратов, а также обычный отпуск и полноценный отдых;
  • борьба с вредными привычками, такими как курение и прием алкоголя, которые отравляют организм, нарушают защитные барьеры и в целом здоровья не прибавляют;
  • умеренные, но регулярные физические нагрузки приводят в тонус мышечный корсет (в том числе мышцы пресса), поэтому боли со временем будут уменьшаться. Можно заниматься пробежками, йогой, бодифлексом, посещать тренажерный зал, групповые фитнес-программы и т. д.
  • правильное питание способствует ускорению метаболизма, устраняет лишний вес, помогает работе желудочно-кишечного тракта. Все это в комплексе положительно сказывается на женском здоровье и способствует более здоровому протеканию менструации;
  • пешие прогулки даже при менструации способны уменьшить проявление болевых симптомов;
  • правильная организация распорядка дня, соблюдение режима работы, отдыха, достаточная продолжительность сна (не менее 8 часов) препятствуют возникновению стресса и чувства хронической усталости, тем самым увеличивая сопротивляемость организма к дисменорее.


Профилактика

Важно знать, как снять боль при месячных, но не менее значимо соблюдать профилактические мероприятия, чтобы такие боли или не возникали вовсе, или их течение не приковывало женщину к кровати на несколько дней.

  1. Необходимо избегать переохлаждения, особенно в осенне-зимний период. Переохлаждение, прежде всего, наносит удар по иммунитету, поэтому часто способно вызывать острые воспалительные процессы в виде и оофорита, а также обострять уже имеющиеся хронические процессы. Как следствие – очень болезненные месячные.
  2. Вовремя устранять стрессовые ситуации, которые способны привести не только к альгодисменорее, но и к более серьезным последствиям.
  3. Регулярно заниматься физическими нагрузками.
  4. Раз в полгода проходить профилактическое обследование у гинеколога на предмет воспаления.
  5. Ведение регулярной половой жизни способствует улучшению кровообращения в тазовой области, улучшает обменные процессы, приводит в норму гормоны и просто улучшает настроение.

Соблюдение всех указанных правил заставит забыть о дисменорее, и месячные будут проходить практически бессимптомно.

Упражнения для снижения болей при менструальном цикле:

Йога для снятия болезненного дискомфорта во время меесячных

До наступления XXI века казалось , что в мире будущего эволюционировать будут исключительно технологии, но с его превращением в мир настоящего выяснилось, что он пока далеко не идеален. Даже увидев шестой айфон, мы все еще продолжаем одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое, а когда они подрастут - ждать от них «мужских» и «женских» поступков. Тем не менее в обществе на новый виток пошел медленный, но верный процесс пересмотра сложившихся стандартов и связей - оказалось, что следить за ним не менее интересно, чем за приключениями бозона Хиггса. Мы много говорим о восприятии телесности, с собой, а также о том, насколько важно для нашего общего комфорта и любить разнообразие и уникальность людей в мультикультурной глобальной реальности. Однако этот процесс невозможен без понимания того, как сложились существующие модели отношений, как в нашем сознании закрепились представления о «правильном» или «традиционном» и почему изменения неизбежны. Начинаем большой разговор о гендерных ролях - социальном восприятии пола - и о том, что происходит в современном мире с понятиями «мужчина» и «женщина».

Текст: Алиса Таежная
Фотографии: Вера Мишурина

Побудь в моей шкуре:
Как работают гендерные роли

Чтобы понять, насколько сильно наше поведение продиктовано гендерными ролями, достаточно проанализировать сутки из жизни современного человека. Если, конечно, вы не живете в затворничестве, то окружающие, руководствуясь понятным и усвоенным опытом многотысячелетнего патриархата, скорее всего, ожидают от вас включенности в общепринятую систему ценностей и понятий. Решительный сын и внимательная дочь, дисциплинированный муж и спокойная жена, авторитетный отец и ласковая мать, инициативный подчиненный и понимающая начальница - мы бессознательно встраиваемся в эту систему координат, чтобы не быть чужими среди своих.

На гендерных ролях строится драматургия комедийного и трагедийного. Вспомните эпизод «Друзей» про няню мужского пола: всем становится комфортнее, когда няней становится девушка, а не сентиментальный и часто плачущий парень Сэнди с идеальным образованием и потрясающими характеристиками. Или вспомните, что происходит с Бетти Дрейпер в «Безумцах», когда в миролюбивый поселок домохозяек приезжает мать-одиночка, которая развелась с мужем, много работает и воспитывает детей сама.

Мы за глаза называем неуравновешенных мужчин «истеричками», а решительных девушек с принципами - «телками с яйцами», соревнуемся в чувстве юмора, используя гендерные стереотипы, и оглушительно смеемся над такими же шутками Барни Стинсона или Майкла Скотта . В своей речи мы постоянно выбираем эмоционально окрашенные и далеко не гендерно нейтральные описания самих себя, окружающих людей и явлений, и именно эти описания демонстрируют и закрепляют восприятие того или иного пола.

Кто выиграл от смещения гендерных ролей

Может ли гендерная роль
быть свободным выбором

В конце XIX века Великобритания - главная и сильнейшая империя, - а за ней и вся Европа канонизирует роль женщины в поэме Ковентри Патмора «Ангел в доме», которую он посвятил своей добродетельной жене, а Джон Эверетт Миллес нарисует ее идеализированный портрет. Примерно в это же время и в этом городе Джек Потрошитель зверски убьет огромное число лондонских проституток, которых перед этим десятилетие унижала и насиловала полиция на предмет принудительных проверок на венерические заболевания, а Оскар Уайльд подорвет здоровье в тюрьме, сидя по обвинению в содомии. Реакционные законы и частные истории показывают, что и сейчас женские образы в культуре маскируют, но не меняют положение вещей. Двух мировых войн и трех волн феминизма не хватило, чтобы система перестала воспроизводить сама себя: гендерные стереотипы в 2014 году мешают не только взять фамилию жены после брака, но и рассчитать свои силы в карьере и заработке при встрече со «стеклянным потолком».


Живы ли гендерные стереотипы

Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине XIX века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить - и милу не быть». «Бабе дорога - от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.

Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях строятся чаще всего исходя из многократно проигранных гендерных ролей. Эти сценарии разоблачали Джон Мани и Роберт Столлер, их пытался популяризировать и объяснить Джон Грэй в «Мужчинах с Марса, женщинах с Венеры», тема гендера постоянно звучит в современном искусстве и новостях, однако чаще всего новости даже на проблемных сайтах вроде Jezebel или PolicyMic рассчитаны на распространение вирусного контента, воспроизводят уже готовые смыслы и редко открывают глаза на другую сторону проблемы.

Почему гендер - последний
и самый стойкий оплот традиций

Проблема гендера вписана в спектр современных экзистенциальных и экономических проблем, в которые погружено наше неустойчивое, сверхпотребляющее и соревновательное общество. Этнически смешанные браки и миграция меняют демографический состав, казалось бы, устойчивых сообществ: можно ли назвать европейским Гонконг и азиатским Марсель и правильно ли вообще оперировать терминами Европа и Азия в XXI веке - остается вопросом. Альтернативные источники дохода и современная экономика с работой по контракту и биткоинами видоизменяют трудовые отношения. Но книги по преуспеванию и лайфхакам не перестают быть бестселлерами, только теперь советы Дейла Карнеги сменяются поучительными биографиями техномагнатов.

При этом одинаково недостижимыми как стратегия для глобального сообщества кажутся и идеал коммунистического будущего, и американская мечта. Один дискредитировал себя неэффективными режимами с двойными стандартами, другая создает разрушительную конкуренцию и объективно не может остановить очередной экономический кризис. И если с политическими идеологиями или профессиональным выбором люди еще могут рисковать, представляя эти системы вовне, то гендер - одна из самых основных, интимных и постоянных констант - кажется последним связующим звеном этого мужчины и этой женщины с идеей человека вообще.

Предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект

«Так сложилось исторически» - один из самых легких способов оправдать и связать человека здесь и сейчас с миллионом давно умерших анонимов, к которым от нас тянется нить многократно переписанной истории из учебников, путаные следы генеалогии и глобальные культурные памятники, которые невозможно игнорировать, будь то пирамиды, Библия или Голливуд.

Эксперимент о трудовой характеристике трансгендеров безгранично много рассказывает о вердиктах, которые заранее заготовлены у большинства из нас по отношению к обоим полам и их допустимому поведению. Биологическая женщина, совершив операцию по смене пола, оказывается в комфортном и практически неуязвимом положении. А вот «мужчина», «ставший» женщиной, сразу же вызывает сомнения в профессионализме и получает несколько унизительных комментариев о своей работе. Другое исследование показывает, что предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект. Комментарии, адресованные мужчинам, содержат много конструктивной критики и позитивных замечаний о необходимости работы над собой, комментарии женщинам всегда имеют эмоциональную и жесткую оценочную окраску с переходом на личность.

Специалист по гендерной науке Лонда Шибингер говорит о повальной склонности малолетних детей делать выбор, соотносясь с реакцией окружения:
в детях, по ее впечатлениям, родителями все еще поощряются разные качества и склонности. Частично ее книги объясняют деление на мужские и женские профессии и отвечают в том числе на вопрос «почему не было великих женщин-ученых» или совсем уже один из самых часто задаваемых вопросов «почему нет великих женщин-художниц», на который в свое время так хорошо ответила Линда Нохлин. Это, однако, не отменяет того, что в некоторых обществах вопрос гендерных ролей очевидно стоит не так остро (например, Скандинавия) и существование женщин во власти, а мужчин в семье, как и широкой палитры ЛГБТИ-отношений, не нуждается там в дополнительной аргументации.

Может ли современная семья избавить нас от ловушки гендерных ролей

Как пугает и одновременно успокаивает нас Time, такого понятия как типичная семья больше не существует. Действительно, если количество разведенных родителей с совместной опекой, раздельно живущих супругов и однополых пар, воспитывающих детей, достигает значительных процентов, странно и нелогично программироваться на гендерные роли, которые в жизни не удастся воплотить. Скорее всего, мужчина в слинге и работающая в декрете женщина не главный и уж тем более не последний итог меняющихся социальных ролей. Но, учитывая, как поздно разные формы жизни в семье и обществе получают свои названия (какие-то появились в языке пару десятилетий назад), можно только утвердиться во мнении, что с гендерными ролями происходят самые неспешные мутации. Полный отказ от них - на таком же отдалении, как и построение новой экономической системы или гиперинтенсивный глобальный катаклизм: сейчас ни один эксперт не возьмет на себя ответственность спрогнозировать точный срок годности нынешнего положения вещей.

К тому же, отказавшись от привычных гендерных ролей, нам предстоит перестроить отношение к ежедневным привычкам, друзьям и родственникам, поменять очень смешные сексистские шутки на какие-то другие не хуже, придумать новый кинематограф без привычных жанров, героев и сюжетов, добровольно отказаться от большинства гендерно ориентированных товаров и бойкотировать работу, на которой нам платят неравномерно. Нам придется забыть про походы к психоаналитику, которые почитают теории Фрейда, и допустить возможность того, что гормональная терапия и эксперименты с телом станут общей практикой после многолетнего общественного сопротивления. Утопическое сознание достраивает такой не похожий на современность сценарий, в котором пол можно будет менять почти так же часто, как прическу, профессии - как хобби, партнеров - как книги у изголовья, да и сами эти книги у изголовья должны будут писать про другое и на другом языке, чтобы быть интересными нам в наших еще не придуманных новых ролях.

Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

На свободу получения информации.

Быть выслушанным.

На свободу мысли, совести и религии.

На уважение человеческого достоинства.

На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Ученический Совет школы).

На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость - это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом - появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», - писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).

Гендерные роли

Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли – вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (эк–спектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении .

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, гендерная роль – это социальное проявление гендерной идентичности индивида .

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под тендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» .

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаических обществах. Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной .

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «естественной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Роберта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно–функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессивная роль предполагает, в первую очередь, заботу о детях и регулирование взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится исполнителем инструментальной роли .

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социально–антропологических и психологических данных. Однако феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности – при всей ее эмпирической и житейской убедительности – лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин .

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке С. Бем концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей . Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей . Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне – значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль производна от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта .

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Раздел III Гендерные характеристики личности

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Гендерные конфликты Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям–требованиям.В

Из книги Наши негласные правила. Почему мы делаем то, что делаем автора Уэйс Джордан

Гендерные представления Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Гендерные представления как осмысленные

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

Гендерные предубеждения Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Предубеждение –

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 21 Гендерные роли и сексуальность Е. В. Иоффе

Из книги Какого пола ваш мозг? автора Лемберг Борис

Глава 28 Гендерные стереотипы в спорте Н. С. Цикунова

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава 15 Гендерные особенности в информационном культуризме Особенности мужского и женского мозга Ученые давно проявляют интерес к особенностям мышления мужчин и женщин и изучают строение и работу их мозга с этой точки зрения.Выявлено, что у мужчин содержится почти в

Из книги автора

Глава 3. Гендерные роли В 1950-е годы, когда я только еще рос, жизнь казалась проще. В те времена у каждого были свои установленные традиционные роли: матери сидели дома с детьми, а отцы работали. Моя мать могла бы пойти работать, если бы пожелала, но предполагалось, что отец

Из книги автора

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы 4.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознанииВеками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их

Из книги автора

Раздел четвертый. Гендерные особенности поведения

Из книги автора

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье 17.1. Снижение удовлетворенности бракомЮ. Е. Алешина (1985) отмечает, что как отечественные, так и зарубежные исследования показывают, что после рождения ребенка удовлетворенность браком супругов начинает уменьшаться. Пока

Из книги автора

ГЛАВА 4 Гендерные аспекты профессиональной деятельности Занятость женщин профессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в. Эта тенденция отчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже о нашей стране, где лозунг: «Кто не

Из книги автора

Гендерные коллизии школьного класса Как показала практика, многие конфликты между одноклассниками возникают из-за их принадлежности к разным полам. Избавиться от этого явления, как мы понимаем, невозможно, но знание психологических особенностей мальчиков и девочек,

Из книги автора

Гендерные различия в последовательности развития мозга Самое глубокое различие между мужчинами и женщинами кроется не в какой-либо конкретной мозговой структуре, а скорее в последовательности развития различных мозговых областей. Различные области мозга у обоих полов

Из книги автора

Прививаем гендерные стереотипы – Разве я похожа на мальчика? – Нет. Но вы и на девочку не похожи. «Чебурашка идет в школу». Эдуард Успенский. Спросите 20 любых своих знакомых о том, какие истинно мужские и истинно женские качества они могут назвать, какие социальные