Теоретические аспекты проблемы самоактуализации личности. Самоактуализация личности в общении

Основатель гуманистической психологии XX века А. Маслоу составил примерное описание “самореализующейся личности”. Этого психолога глубоко интересовал тип людей, которые часто естественным образом оказываются в числе интеллектуальной и нравственной элиты человечества.

По Маслоу, самореализующимся личностям присущи следующие черты:

Более эффективное восприятие реальности. Что человек чаще видит окружающую реальность, какова она есть, что он в меньшей степени подвержен навязанным стереотипам восприятия и понимания.

Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью не относиться к себе сверхкритично и не особенно отягощать себя чувствами стыда, вины и тревоги. Они также весьма довольны своей физической природой и радуются жизни. Их сексуальная жизнь не обременена запретами и доставляет им удовольствие. Таким же образом они воспринимают других людей и не имеют склонности их поучать и контролировать. Их мировосприятие включает в себя понимание необходимости страданий, старения и смерти. Они спокойно переносят слабости других и не боятся их силы.

Непосредственность, простота и естественность. Им чужда демонстративность. При необходимости они следуют установленным правилам и традициям, чаще всего из-за нежелания причинять неудобства другим и не тратить жизнь на зряшные конфликты.

Сосредоточенность на проблеме. Все без исключения самоактуализирующиеся личности, по мнению Маслоу, центрированы на идеях, которые выходят за пределы их личностных потребностей и составляют экзистенциальную ценность. Они полагают, что это их жизненная миссия и ради нее следует упорно работать. Они мало обращают внимание на проблемы, которые кажутся им незначительными, и на этой основе способны четко отличать важное в этом мире от неважного.

Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся личности очень оберегают свой внутренний мир от различного рода посягательств, и в этом плане предпочитают одиночество. Вместе с тем они не стремятся устанавливать отношения в зависимости от социального статуса личности. Это позволяет им быть независимыми, устанавливать отношения с другими людьми на основе искренней дружбы и Взаимного расположения. Подобного рода поведение весьма часто воспринимается другими людьми как высокомерие, равнодушие и пр.

Автономия: независимость от культуры и окружения. Понимание человеческой культуры как мифа вынуждает толтека использовать ее лишь как ограниченный инструмент. Это не отрицание культуры, но дистанцированность от нее, устранение социального гипноза, неминуемо стоящего за процессом “окультуривания” человека.

Свежесть восприятия. Способность к восприятию даже обыденности в качестве объекта удовольствия.

Вершинные или мистические переживания.

Глубокие межличностные отношения. Это качество реализуется в стремлении установить глубокие отношения с себе подобными. Круг их друзей бывает небольшим из-за серьезных нравственных и временных затрат, необходимых для поддержания столь высокого уровня межличностных отношений.

Демократический характер. Отсутствие предубеждения к людям любых рас, национальностей, религиозной принадлежности, пола, возраста, происхождения, профессии и пр.

Разграничение средств и целей. Самоактуализирующиеся личности четко определяют границы между добром и злом (с их точки зрения), дозволенными и недозволенными средствами достижения целей.

Креативность. Это может выразиться в создании произведений науки и искусства, философских трактатов, монографий, романов, стихов, картин, музыки. Но Маслоу расширяет это понятие и полагает, что креативность может распространяться на самые незначительные и повседневные действия.

Сопротивление окультуриванию.

Потребность в саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно зна чимой для многих современных концепций о человеке. Напри­мер, она занимает ведущее место в гуманистической психоло­гии, которая считается одним из наиболее мощных и интенсив­но развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идее «самости» (самореа­лизации, саморазвитию, самосовершенствованию) принадле­жит и в акмеологии.

Стремление к саморазвитию не есть idee fixe о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нуж­но. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыс­лью, что, пожалуй, труднее только жить с идеальным челове­ком. Но постоянное стремление к саморазвитию - это нечто иное.

Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огром­ную ценность сами по себе. Они являются показателем лично­стной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кро­ме всего прочего, саморазвитие есть источник долголетия человека. При этом речь идет об активном долголетии, и не только физическом, но и социальном, личностном. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует про­фессиональному долголетию, что неоднократно подтвержда­лось экспериментальными данными.

Идея саморазвития и самоактуализации, взятая «в чистом виде», вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрело­сти. Для этого необходимо представление о самоактуализации и самотрансценденции как о едином процессе, основанном на эффекте дополнительности – так называемой «суперпозиции».

Феномен самотрансценденции человеческого существова­ния занимает важное место как в гуманистической психологии, так и в экзистенциально-гуманистической философии. При этом самотрансценденцию связывают с выходом человека за пределы своего «Я», с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, иными слова­ми, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим.

Существует мнение, что в гуманистической психологии, с ее доминирующей направленностью на раскрытие потенциала человека, на достижение самоидентичности и самопринятия, потенциально заложен риск эгоцентризма. При этом идея самотрансценденции как бы забывается. Впрочем, у разных представителей гуманистической психологии она занимает далеко не одинаковое место. Например, у К. Роджерса ей не отводится столь значимая роль, как, скажем, у В. Франкла или А. Маслоу. Пожалуй, первым из крупных представителей гуманистической психологии, обратившим внимание на опасность игнорирова­ния самотрансценденции, был В. Франкл. Именно эту диспро­порцию в соотношении идей самоактуализации и самотрансцен­денции он имел в виду, когда задавался вопросом, «насколько гуманистична гуманистическая психология» (В. Франкл).

Самотрансценденция означает, что человек в первую оче­редь вступает в некое отношение с внеположной реальностью. В более категоричной форме эта мысль сформулирована в ут­верждении: «Быть человеком – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). Так или иначе, но кате­горичное противопоставление самотрансценденции и самоак­туализации как двух альтернатив, по-нашему мнению, нецеле­сообразно. Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в органичном соединении этих начал. К со­жалению, данной проблеме уделяется пока недостаточно вни­мания даже в самой гуманистической психологии, несмотря на то что ее важность осознается учеными уже давно. Отмечает­ся, что самоактуализации способствует работа (A . Maslow); в служении делу или в любви к другому человек осуществляет себя (В. Франкл); утверждение собственной жизни, счастья, свободы человека коренится в его способности любить, при­чем любовь неделима между «объектами» и собственным «Я» (Э. Фромм).

Целью человеческого существования является как собствен­ное совершенство, так и благополучие окружающих, ибо поиск одного лишь «личного счастья» приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности (И. Кант).

Психологи и представители смежных наук, в частности акмеологи, дали несколько схожих определений самоактуализации и самореализации. В частности, по мнению одного из основателей гуманистической психологии А.Маслоу «…суть развития человека (самоактуализация) – стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». А.Маслоу в своих обобщающих исследованиях по гуманистической психологии дал подробную психологическую характеристику самоактуализирующимся людям, отметив следующие их личностные особенности:

· более эффективное восприятие реальности;

· принятие себя, других и природы;

· непосредственность, простота и естественность;

· центрированность на проблеме;

· независимость и потребность в уединении;

· автономия: независимость от культуры и окружения;

· свежесть восприятия;

· вершинные или мистические переживания;

· общественный интерес;

· глубокие межличностные отношения;

· демократический характер;

· разграничение средств и целей;

· философское чувство юмора;

· креативность;

· сопротивление окультуриванию.

Акмеологи, отмечают также, что для человека важны не только процессы самореализации, но и их направленность.. С одной стороны преимущественная ориентация на самоактуализацию способствует повышению самостоятельности человека и его независимости от обстоятельств, так как она, в частности, развивает его конкурентоспособность. В то же время преимущественная ориентация на конкуренцию может пагубно влиять на психическое здоровье и развитие личности, потому что конкуренция насыщает собой все области жизни, она, порой, формирует позицию презрения к слабым и зависть к сильным.

Акмеология, ориентирующая личность на гуманистическую направленность развития, ставит своей задачей оградить личность от таких психологических деформаций, в частности в акмеологическом понимании «…уровень развития определяется тем, насколько субъект является теплом и светом для других. Оценка высшего – с точки зрения того, как оно и что изменяет, усовершенствует в других людях.» (С.Л.Рубинштейн).

Самоактуализация и самореализация личности сочетаются с ее адаптацией, индивидуализацией и интеграцией в процессе вхождения человека в новую (любую) социальную среду. При этом отмечается гуманистическая направленность индивидуализации. Просто «выделиться» уже не является самоцелью, важным является достижение профессиональных, личностных или духовных вершин именно в процессе индивидуализации.

К субъективным свойствам личности, способствующим достижению высокого уровня профессионального мастерства практически независимо от вида деятельности, с точки зрения акмеологии можно отнести следующие общие личностные качества:


Развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «далеко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;

Сила личности;

Высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, высокой стрессоустойчивости, постоянной готовности к стрессовым действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в любой момент;

Умение принимать решения, в том числе – смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность;

Креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи;

Высокая и адекватная мотивация достижений.

Таким образом, современная психология и смежные с ней науки, в частности, акмеология, дают полный и исчерпывающий ответ на вопрос, что такое самоактуализация личности, каковы ключевые этапы самореализации, подводные камни и сложности.
В соционике процесс самоактуализации и самореализации описан достаточно подробно. Под самоактуализацией понимается прежде всего осознавание своих врожденных предпочтений врожденные предпочтения у человека по соционике, а под самоактуализацией - их максимальное развитие, в том числе и в профессиональной области.

Объективные предпосылки к достижению высоких профессиональных результатов (самореализации в профессиональной области) лежат, прежде всего, в области применения сильных функций сильные и слабые функции каждого человека. Рассматривая проблему самоактуализации и профессиональной самореализации под этим углом, можно понять, почему не все люди стремятся развить свой врожденный потенциал (в данном случае имеются ввиду сильные функции психотипа).

Во-первых, в большинстве своем люди не осознают, в чем именно заключается их потенциал, т.е. какие функции у них изначально сильные, на что можно и нужно опираться.
Во-вторых, не все функции одинаково востребованы в обществе - само устройство общества предполагает более благоприятное взаимодействие с людьми одних психотипов и конфликтное – с людьми других психотипов.

4. Жизненные кризисы

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, и имеет ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами по ведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

Предзародышевую;

Зародышевую (эмбриональную);

Стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого вре­мени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

Рождение и младенчество (от рождения до 1 года);

Раннее детство (или «первое детство» – с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;

Дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется
развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответ­ствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуаль­ных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

Подростковый (или пубертатный);

Юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения, самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13 - 14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества, |Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «ста­новления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 15 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять рабо­ту, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стаби­лизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен и своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семей­ное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45- 55 лет.

Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здо­ровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает от­чуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В ре­зультате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания. Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне

Следующая стадия - «торга». Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за сноп грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии. Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оста­вить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти». Человек осознает и соглашается, смиря­ется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состоя­ние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще можно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и ею контроля над различными функциями организма, и результате происходит ги­бель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не уми­рает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информаци­онным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возмож­ность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние иссле­дования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Понятие «самоактуализация» принадлежит гуманистическому направлению в психологической науке. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей и исходя из них осуществление практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. При этом, главное направление преобразования общества и его социальных институтов должно быть такое, что позволит каждому человеку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания гуманистического подхода находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста .

Основное средство решения проблемы развития личности гуманистическая психология видит в организации и совершенствовании процесса самоактуализации. Этот процесс предполагает творческое направление в деятельности человека. В то же время, предпосылки к творческой активности человека создаются лишь в процессе успешного решения им адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается на протяжении жизни из человека адаптирующегося.

Самоактуализация и самореализация - это понятия, определяющие процессы движения человека к новому в мире действительности. Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации. Ученый считает, что самоактуализация свойственна всем процессам и явлениям .

Содержание понятия «самоактуализация» раскрывается в рамках двух направлений гуманистической психологии. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса и ориентировано на поиск методов и подходов терапевтическому решению проблемы саомактуализации. Второе направление, «мотивационное», разработанное американским исследователем А. Маслоу, предполагает детерминацию процесса самоактуализации потребностно-мотивационной сферой человека.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. По мнению К. Роджерса, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии .

В контексте теории К. Роджерса, тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, нет необходимости какой-либо особой мотивации, чтобы человек был активен. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным .

А. Маслоу акцентировал роль потребностей в самоактуализации человека и выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

  • · «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения:
  • · «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней мотивации:

  • 1. Физиологический (потребности в еде, сне);
  • 2. Потребности в безопасности (потребность в жилище, защите);
  • 3. Потребности в принадлежности и любви (отражают потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи);
  • 4. Потребность в признании (положительная оценка окружающие, статус);
  • 5. Потребность в самоактуализации (самовоплощение, стремление к идентичности) .

Наиболее важным для человека является потребности пятого уровня, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит достичь вершины нашего потенциала, следовать своей природе, реализуя себя в тех видах деятельности, которые позволяют максимально развить свои способности. А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее. Самая большая проблема заключается в том, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Это явление А. Маслоу называл «комплексом Ионы». Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию .

В то же время, социальное и культурное окружение человека часто подавляет тенденцию к актуализации. Примером таких блокаторов может являться культурные стереотипы, общественное мнение, социальные установки, предубеждения. Поэтому актуализация высших потенциалов в большинстве случаев возможна только при благоприятных условиях. Необходимо создание атмосферы безопасности, принятия и стимулирования к самореализации и развитию. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида .

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое А. Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Большинство людей имеют сильную тенденцию формировать паттерны поведения и их придерживаться длительное время. Ведь нет ничего надежнее старых испытанных способов взаимодействия с миром. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. А. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В условиях когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал - стать тем, чем они могли бы стать - испытывают депривацию своих основных потребностей.

Таким образом, неустойчивое положение, тревога, блокировка потребностей человека влечет за собой нарушение, а иногда делает невозможным процесс самоактуализации. Если он все же удается, то самоактуализирующаяся личность, по мнению А.Маслоу, приобретает следующие характеристики:

  • 1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
  • 2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.
  • 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Они умеют приспосабливаться так, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. В то же время, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  • 4. Центрированность на проблеме. Все самоактуализирующиеся личности привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
  • 5. Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. Самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
  • 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Они считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
  • 7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
  • 8. Вершинные, или мистические переживания. В процессе самоактуализации у многих людей возникают вершинные переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
  • 9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
  • 10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий.
  • 11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности свободны от предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.
  • 12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определены, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса, а не потому, что это средство для достижения какой-то цели.
  • 13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.
  • 14. Креативность. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой способ личности.
  • 15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию .

Таким образом, процесс самоактуализации является, с одной стороны, результатом гармонии человека с миром. Иными словами, это процесс развития личности, у которой содержание «Я-концепции» адекватно окружающему миру и отражает гармонию с самим собой как в когнитивном, так оценочном и поведенческом компонентах. С другой стороны, рассогласованность с внешним миром «Я-концепции», и, как следствие. наличие тревоги, неадекватной завышенной или заниженной самооценки, размытости установок и убеждений, влечет за собой блокировку процесса самореализации, раскрытия человеком своего потенциала, лишает его возможности самоактуализироваться. Процесс самоактуализации и содержание «Я-концепции» зависит от условий, складывающихся в определенный период жизни человека. Если данный процесс от рождения до начала молодости сопутствует и взаимообусловлен с процессом психического становления и развития человека, то в период среднего возраста во многом определяется средовыми факторами, социальным окружением. Поэтому следует рассмотреть особенности формирования «Я-концепции» и самоактуализации в данный возрастной период.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей Бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

Развитие гуманистической психологии привело к тому, что многие социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания «человека адаптирующегося», сегодня говорят о необходимости для выживания и нормального развития цивилизации в целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего». Сложность решения этой задачи связывавется с тем, что предпосылки к творческой, «надситуативной активности» (термин В.А. Петровского) вызревают на протяжении жизни лишь в процессе успешного решения человеком адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности надстраивается над сформированными социальными и индивидуальными компетентностями.

Это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по , есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».

На уровне человека определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или "ненужных", или "ненастоящих") проблем жизни. Так, что он может обратиться к "настоящим" проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым "экзистенциальным" проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии , «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья .

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.

Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация . Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) - это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) - имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus - поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.

Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Литература:

1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001
2. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999
5. Психология бытия. - Киев, 1997
6. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997
7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1998

УДК 159.923.5 Воюшина Екатерина Александровна

аспирант Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

О СООТНЕСЕНИИ ПОНЯТИЙ «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ», «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» И «АКМЕ»

Аннотация:

В статье рассматриваются концепции личности зарубежных авторов, а также отдельные идеи гуманистической психологии, затрагивающие проблемы самореализации. Показаны взгляды исследователей на происхождение самореализации, условия, механизмы, препятствующие или способствующие ее достижению. Обосновано введение понятия «акме» как сложного образования, связанного с достижением человеком вершин своего развития, а также доказана его связь с термином «самореализация».

Ключевые слова:

самоактуализация, самореализация, развитие личности, акме, гуманистическая психология, концепции личности, потенциал, способности, потребности.

Voyushina Ekaterina Aleksandrovna

PhD student, Northern (Arctic) Federal University

CORRELATION OF "SELF-FULFILLMENT", "SELF-ACTUALIZATION" AND "ACME"CONCEPTS

The article deals with the theories of personality developed by the foreign scholars, as well as some ideas of humanistic psychology about the problems of self-fulfillment. The paper reviews researchers" views on the origin of self-fulfillment, conditions and mechanisms preventing or contributing to its achievement. The author justifies introduction of the "acme" concept as a complex phenomenon associated with the achievement of the peak of personal development and proves its connection with the "self-fulfillment" term.

self-actualization, self-fulfillment, personal development, acme, humanistic psychology, theory of personality, resources, skills, needs.

Современная социокультурная ситуация складывается таким образом, что происходящие в обществе трансформации приводят к пересмотру ценностей, принятых в обществе, смене приоритетов (в том числе и научных), пропагандируют новый взгляд на существующие проблемы. Политическая нестабильность, экономическая неопределенность, увеличение темпа жизни требуют от человека быстрого приспособления к изменяющимся условиям. В этот период постоянных перемен человек может испытывать сомнения в государстве, обществе, утратить доверие к окружающим людям, поэтому ему необходимо полагаться на самого себя, реализовывать свой потенциал.

Однако по результатам многих исследований все больше людей теряют веру в себя, в свои силы, в то, что у них есть собственные внутренние ресурсы для преодоления трудностей. Прежде всего это проявляется в боязни выражать свои чувства, мысли, принимать решения и делать выбор в различных сферах жизни (от профессиональной до межличностной). В дальнейшем это может быть чревато возникновением у человека психопатологий. Увеличение числа людей, неспособных к самореализации, может привести к маргинализации населения, нарастанию антисоциальных тенденций.

Сама суть современной информационной среды требует от человека перестроения, изменений. Общество интересуют мобильные, адаптивные люди, отвечающие за свои поступки, готовые прилагать усилия для реализации своего «я». Но как создать такую личность? На что нужно воздействовать? Какие механизмы влияют на эти процессы? Вот лишь малый перечень вопросов, которые лежат в основе возросшего интереса к проблемам развития личности. Имея ответы на поставленные вопросы, можно воплощать свою индивидуальность, испытывать удовлетворение от своих свершений, достичь улучшения культурного и социально-экономического потенциала общества в целом и гармонии личности в частности.

Проблема развития личности и достижения человеком вершин в своем развитии интересует ученых давно. Изначально считалось, что самореализовываться могут далеко не все, а только индивиды, оставившие значительный след в истории развития общества, поэтому первые представления о самореализации зарождались в ходе изучения биографий выдающихся людей. Позднее было доказано, что самореализация свойственна и обычным людям, что спровоцировало новый виток интереса у исследователей.

Интенсивная разработка проблемы самореализации началась в 50-60-е гг. XX в. представителями гуманистической психологии. Однако и до этого существовали концепции личности, где самореализации отводилась значимая роль в ее становлении и развитии. Это прежде всего труды К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, К. Гольдштейна.

Аналитическая теория Карла Юнга включает в себя принцип развития личности. Ученый разделял жизнь человека на две части, каждая из которых предполагает решение своих задач. Первая половина жизни посвящена изучению внешнего мира, покорению профессиональных вершин, продолжению рода. Главными ценностями здесь выступают социальные достижения. К середине жизни, после решения этих задач перед многими людьми встает вопрос о том, что делать дальше, какую цель поставить перед собой, продолжать выполнять те же задачи? К. Юнг отметил эту стратегию как непродуктивную, не приносящую человеку удовлетворения, приводящую к неврозам, страху смерти. Ученый предположил, что смыслом второй половины жизни может стать развитие «самости», овладение культурой в широком смысле. Обретение «самости» К. Юнг считал результатом стремления компонентов личности к слитности, единству, гармонии через постоянное самосовершенствование.

По мнению К. Юнга, человек стремится к полной реализации собственного «я», то есть неповторимого, цельного человека. Этот процесс был назван индивидуализацией - активным и эволюционирующим объединением многих противодействующих сил и тенденций, поиском собственного пути в жизни. Именно индивидуализация помогает преодолеть кризис середины жизни, сосредоточиться на внутренней сущности, обратиться к бессознательному. Итогом осуществления индивидуализации является самореализация. Стоит отметить, что способным к самореализации К. Юнг считал человека талантливого, высокообразованного, что делает ее недоступной для большинства людей.

Самореализацию считал возможной и Альфред Адлер. В своей индивидуальной теории личности в качестве основного механизма развития он выдвинул комплекс неполноценности, который трансформируется в дальнейшем в стремление к превосходству, а затем и в стиль жизни. А. Адлер утверждал, что чувство неполноценности необходимо для стремления к самосовершенствованию в качестве мотивирующего компонента. При этом под стремлением к совершенству исследователь понимал полноценную реализацию идеальной жизни, то есть, имея определенный базис в виде потенций и способностей, человек стремится к возведению их на более высокий уровень функционирования. При такой интерпретации «стремление к превосходству» очень близко к термину «самореализация» .

Упоминания о самореализации встречаем и в работах Карен Хорни, посвященных тревоге. По мнению автора, под влиянием тревоги формируется невротическая личность, характерной особенностью которой является отчуждение реального «я». К. Хорни утверждала, что стремление к самореализации заложено в природе человека, вся система его ценностей строится на этой основе. Тревожная личность начинает формироваться еще в детстве, причиной этому могут стать нарушения отношений ребенка со взрослыми, отсутствие близкого эмоционального контакта. Все это приводит к формированию так называемого возвеличенного «я», оно мешает ребенку следовать внутренним стремлениям, препятствует развитию личности, приводит к проявлению агрессии. В то же время реализацию реального «я» К. Хорни называла эффективным способом достижения целостности личности. Реальное «я» представляет собой совокупность врожденных потенциалов (темперамент, задатки), которые, с одной стороны, выступают как часть наследственности, с другой - открыты для внешних воздействий, так как проявляются в тесной связи с внешним миром, что открывает большие перспективы для их раскрытия.

Курт Гольдштейн был тем, кто ввел в научный оборот термин «самореализация». Он считал самореализацию главной потребностью организма, которая господствует над другими. Ученый полагал, что все живые организмы движимы идеей максимально раскрыть свою природу: «Организм обладает определенными потенциями, и поэтому у него имеется потребность актуализировать, или реализовать их. Удовлетворение этой потребности представляет собой самореализацию организма» . Само существование индивида понимается как реализация себя. В таком случае невозможность достичь самореализации становится главной причиной душевных болезней.

Особо стоит отметить, что К. Гольдштейн одним из первых стал рассматривать окружающую среду как источник позитивных изменений, а не как противодействующую силу.

Карл Роджерс в своей концепции «стремление к самоактуализации» высказывал схожие идеи. При описании самоактуализации им были использованы термины «я», «идеальное "я"», «реальное "я"», «конгруэнтность - неконгруэнтность». По мнению К. Роджерса, господствующей потребностью человека является достижение личностью совершенства, завершенности, целостности, то есть движение от «реального "я"» к «идеальному "я"». Эта потребность наследственная и заключается в естественном созревании организма, его дифференциации и усложнении.

Абрахам Маслоу, еще один выдающийся представитель гуманистической психологии, создал так называемую иерархию потребностей, вершиной которой стала потребность в самоактуализации. В отличие от К. Гольдштейна, А. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации человека существует наряду с прочими, а не является единственной. Ученый рассматривал человека как «существо желающее», ориентированное на достижение личных целей, что делает его жизнь наполненной смыслом.

В соответствии с концепцией А. Маслоу, потребности человека врожденны и упорядочены иерархически. Иерархия потребностей по возрастанию включает: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения и самоактуализации. Нижние и средние уровни иерархии - это базовые потребности, они взаимозамещаемы. На вершине пирамиды -метапотребности, игнорирование которых приводит к потере смысла жизни, апатии, отчужденности. Усилие, максимальное использование своих способностей делают возможным достижение метажизни, метаценностей, что делает человека зрелым и самодостаточным .

А. Маслоу было проведено масштабное исследование с целью выделения характерных психологических черт самоактуализирующихся людей. Итогом стало выявление 15 черт, приведем лишь несколько из них: креативность, независимость, вершинные переживания, готовность учиться у других и т. д. .

Серьезные исследования, посвященные самореализации, в отечественной психологии появились сравнительно недавно - в середине XX в. В дальнейшем интерес ученых лишь возрастал. Феномену самореализации посвящен целый ряд работ А.Г. Асмолова, Е.И. Исаева, Д.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова и многих других исследователей. Во многом взгляды отечественных авторов опираются на идеи гуманистической психологии.

Достижение человеком вершин в своем развитии в ходе изучения получило большое количество названий - «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие», «самоутверждение» и т. д. На наш взгляд, наиболее конструктивным было бы назвать этот феномен «акме». Понятие «акме» считается центральным понятием науки акмеологии и употребляется достаточно давно.

В переводе с древнегреческого акте - "вершина, высшая точка чего-либо". Говоря о достижении «акме», греки имели в виду возрастной период зрелости, где человек демонстрирует себя в полной мере, когда весь его потенциал находится на пике. С.Д. Пожарский приводит интересный факт: древнегреческие доксографы при написании биографий своих выдающихся соотечественников часто вместо дат рождения и смерти указывали время наивысшего проявления их мудрости и величия .

Религиозный философ П. Флоренский ввел термин «акме» в научный оборот. Ученый рассматривал «акме» как наивысшее достижение в течение всей жизни человека. «"Акме" - вершина в связи с рассмотрением понятия формы в четырехмерном пространстве. Не только человек имеет "акме", и притом каждой из координат, но и животные и растения. Всякая вещь имеет свое цветение, время наибольшего пышного своего развития, свое "акме", когда оно особенно полно и особенно цельно представительствует за себя, в ее четырехмерной цельности» .

Позднее основоположник акмеологии Б.Г. Ананьев выдвинул идею о необходимости глубокого изучения психики зрелого человека. А.А. Деркач пишет: «...Впервые предметом изучения стал феномен "акме", этот феномен описан как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и индивидуальными изменениями.» .

Целеустремленность, активность, организаторские способности А.А. Деркача позволили акмеологии занять свою нишу среди традиционных направлений психологии в России. Среди исследователей, внесших вклад в развитие акмеологии, имена К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой.

На наш взгляд, «акме» - это не просто один из синонимов самореализации, а более сложное образование. Его структуру от высшего уровня к низшему можно представить так:

1) «акме»,

2) самореализация,

3) самоактуализация,

4) самопознание.

В основе этой системы лежит самопознание. В.Г. Маралов определяет самопознание как процесс, позволяющий человеку выявить в себе какие-либо качества, задатки, показатели личностного и поведенческого плана и осуществить их фиксацию, анализ, оценку и принятие .

На основе самопознания у человека складывается система представлений о себе, других людях, законах внешнего мира и своего места в нем. Жизнь человека постоянно меняется, и это побуждает его обращаться внутрь себя, к своему внутреннему «я». Однако этот процесс должен быть целенаправленным. От того, насколько четко человек определил свою цель, зависит глубина познания, а затем и произведенные изменения. Только в этом случае самопознание может стать когнитивной основой для развития и совершенствования личности человека.

Следующие уровни - самоактуализация и самореализация. В психологии существует отдельная проблема соотнесения понятий «самореализация» и «самоактуализация», очень часто эти термины используют как синонимичные.

Ряд авторов пытается выделить критерии для размежевания этих понятий. Так, Л.А. Коро-стылева в качестве критерия указывает различия в планах существования личности: субъективный, внутренний (самоактуализация) и объективный, внешний (самореализация). Д.А. Леонтьев

разводит понятия через определение специфики потребностей для каждого из этих процессов и относит самореализацию к третьему уровню потребностей (в творчестве, в социально-преобразовательной сфере и т. п.). Л.Н. Антилогова ссылается на разную мотивационную основу: самоактуализация связана с распредмечиванием мира человека, самореализация - с опредмечиванием сущностных сил.

Не будем углубляться в этот вопрос, отметим только, что мы разделяем позицию Л.Н. Ан-тилоговой и рассматриваем самоактуализацию как деятельность, предшествующую самореализации: «Самоактуализация - специально организованная субъектом деятельность, цель которой заключается в выявлении потенциальных возможностей, действительных потребностей, жизненных смыслов, представлений о собственном предназначении в мире и перевод их на следующем этапе (самореализация) в активную форму в виде мотивов, приводящих к неодолимому стремлению их реализации, а также результат этой деятельности» .

Самоактуализацию можно соотнести с понятием «человеческий потенциал» - совокупность различных показателей (социальных, духовных, физических), которые могут проявляться, а могут остаться невостребованными, в то время как следующий уровень - самореализация -это уже так называемый «человеческий капитал», представляющий собой востребованные, используемые возможности .

Высшим уровнем является «акме». Многие исследователи при трактовке «акме» указывают на признак вершинности, и тогда появляются такие определения «акме», как вершина, расцвет сил и способностей человека, пик его возможностей и др.

Мы определяем «акме» как психическое состояние, обусловленное сочетанием процессов самопознания и самореализации, сопровождающих физическое, профессиональное и социальное становление человека, обеспечивающее его относительно стабильную успешность.

«Акме» может проявляться в физической, социальной (семья, досуг), профессиональной сферах. Достижение человеком «акме» предполагает максимальный уровень состояния организма человека, когда он состоялся как гражданин, профессионал, семьянин. Таким образом, «акме» представляет собой систему смысложизненных вершин, достигнутых человеком.

1. Adler A. Understanding Human Nature: The Psychology of Personality. London, 2009. 240 р.

2. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. 343 с.

3. Maslow A.H. Motivation and Personality. 3rd ed. New York, 1987. 336 p.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2008. 608 с.

5. Акмеология философии успеха / под ред. С.Д. Пожарского. СПб., 2010. 300 с.

6. Там же. С. 60.

7. Деркач А.А. Акмеология в системе научного познания // Мир образования - образование в мире. 2007. № 1. С. 25-33.

8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2004. 250 с.

9. Антилогова Л.Н. Психологическая природа, критерии и механизмы самоактуализации личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 59-61.

10. Овчаренко Н.В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3. С. 141-144.

Adler, A 2009, Understanding Human Nature: The Psychology of Personality, London, 240 p.

Antilogova, LN 2006, "Psychological nature, criteria and mechanisms for self-actualization", Psikhopedagogika v pravookhranitel"nykh organakh, no. 3, pp. 59-61, (in Russian).

Derkach, AA 2007, "Psychology in the system of scientific knowledge", Mir obrazovaniya - obrazovaniye vmire, no. 1, pp. 2533, (in Russian).

Frager, R & Feydimen, J 2008, Personality: Theory, experiments, exercises, St. Petersburg, 608 p., (in Russian).

Maralov, VG 2004, Basics of self-knowledge and self-development, Moscow, 250 p., (in Russian).

Maslow, AH 1987, Motivation and Personality, 3rd ed., New York, 336 p.

Leontiev, DA (ed.) 2002, Modern psychology of motivation, Moscow, 343 p., (in Russian).

Ovcharenko, Nv 2015, "A comparative analysis of the concepts of "self-realization" and "self-actualization" as constituting a categorical apparatus educational philosophy", Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul"turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii ipraktiki, no. 3, pp. 141-144, (in Russian).

Pozharsky, SD (ed.) 2010, Akmeology of success philosophy, St. Petersburg, 300 p., (in Russian).