Борьба народов ссср с фашизмом воспоминания ветеранов. Из речи и

Государственное общеобразовательное учреждение

Тульской области

«Первомайская кадетская школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

Голиков Александр Александрович

учитель истории

2015
Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Предмет (или должность): история.

Класс: 9 (общеобразовательный).

Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

Тип урока: комбинированный.

Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:


  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;

  • раздаточный материал;

  • компьютер,

  • проектор,

  • интерактивная доска,

  • презентация.

Цель урока:


  • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;

  • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;

  • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

Задачи:


  1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.

  2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.

  3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.

  4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

Ход урока.

I . Организационный момент. (2 минуты)

Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

Задачи организационного этапа урока:


  1. проверить посещаемость;

  2. проверить степень готовности учащихся к занятию;

  3. установить психологический контакт с классом.

II . Проверка домашнего задания. (10 минут)

Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Задачи проверки домашнего задания:


  1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

  2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

  3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).
Методы, используемые для проверки домашнего задания:

  1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

III . Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

Задачи перехода к изучению нового материала:


  1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);

  2. актуализация знаний;

  3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.
Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

  1. рассказ учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

Учитель формулирует учебные задачи:

Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2. Национальные движения в годы войны.

3. Национальная политика.


Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

IV . Изучение нового материала. (23 минуты)

Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

Задачи изучения нового материала:


  1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;

  2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;

  3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;

  4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;

  5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.
Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

  1. рассказ учителя;

  2. беседа (сообщающая и эвристическая);

  3. работа с историческим источником;

  4. демонстрация презентации;

  5. просмотр учебного видеоролика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопрос 1 (10 минут)

Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:


  1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)

  2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)

  3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.
Вопрос 2 (12 минут)

Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)
коллаборационизм

Восточные

вермахта

(А. Власов)

(С. Бандера,

Р. Шухевич)

(Слайд 10)
Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

Просмотр ролика про Хатынь.
Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)
Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.
Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.
Вопрос 3 (3 минуты)

Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказаниюдепортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)
Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)


Вопрос 1 (10 минут)

Ученики: Многонациональным.

Ученики:

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 2 (12 минут)

Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 3 (3 минуты)

Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

Ученики: Предлагают свои варианты.


V . Закрепление.(4 минуты)

Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задачи этапа закрепления:


  1. выявить степень усвоения учебного материала;

  2. обобщить изученный материал;

  3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.
Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

VI . Домашнее задание.(2 минуты)

Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Задачи этапа информирования о домашнем задании:


  1. информирование учащихся о домашнем задании;

  2. инструктаж по выполнению домашнего задания.

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло, а наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов (ХСР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей - Майкопа, [розного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

Экономика союзных республик в годы войны.С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из перемещенных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены в них после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже вели восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

Национальные движения в годы войны.Война вместе с тем вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Национальная политика.Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» было объявлено все немецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.



В октябре 1943 г. были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре всего за сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тыс. балкарцев. Тогда же 15 тыс. балкарцев, воевавших па фронте, были сосланы в Казахстан прямо с фронта. Исключения не делали даже для Героев Советского Союза и партийно-государственного руководства автономных республик и областей. Отличие состояло лишь в том, что их везли к местам ссылки не в «теплушках», а в плацкартных или даже купейных вагонах.

23 февраля 1944 г. началась масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15 - 20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на железнодорожные станции и загрузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР.

В апреле - мае 1944 г. были вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар. Вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты также русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства? 2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. 3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно? 4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Расширяем словарный запас:

АВТОНОМИЯ - право территории на самостоятельное управление.

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло, а наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов (ХСР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей - Майкопа, [розного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

Экономика союзных республик в годы войны.С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из перемещенных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены в них после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже вели восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

Национальные движения в годы войны.Война вместе с тем вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Национальная политика.Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» было объявлено все немецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.

В октябре 1943 г. были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре всего за сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тыс. балкарцев. Тогда же 15 тыс. балкарцев, воевавших па фронте, были сосланы в Казахстан прямо с фронта. Исключения не делали даже для Героев Советского Союза и партийно-государственного руководства автономных республик и областей. Отличие состояло лишь в том, что их везли к местам ссылки не в «теплушках», а в плацкартных или даже купейных вагонах.

23 февраля 1944 г. началась масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15 - 20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на железнодорожные станции и загрузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР.

В апреле - мае 1944 г. были вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар. Вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты также русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства? 2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. 3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно? 4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Расширяем словарный запас:

АВТОНОМИЯ - право территории на самостоятельное управление.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

История России XX - начало XXI века

Учебник, созданный учеными-историками, предназначен для использования в 9 классе по курсу отечественной истории. в нем освещены предусмотренные… очередное издание учебника существенно доработано..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Данилов А. А
Д18 История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003. - 400 с. : ил., карт. - IS

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Территория и административное деление Российской империи.К началу XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав, помимо Великороссии, входили Прибалтика, Правобережна

О необходимости индустриализации. Из письма с.Ю. Витте николаю II
В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством.

Экономическое развитие России в начале XX в
Роль государства в экономике России.Важнейшей особенностью России было наличие огромного государственного сектора в экономике. Его ядро составляли так называемые казенные заводы, в основном специал

Из доклада министра финансов С.Ю. Витте
...В последнее время раздаются голоса против прилива капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей

Внутренняя политика в 1894 - 1904 гг
Николай II.20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил ею сын Николай II. Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 i , и день святого Иона Многострадального

Социальная структура российского общества в начале XX в
Особенности структуры российского общества.В начале XX в. произошли значительные изменения в социальной структуре российского общества. В официальных государственных документах все население страны

Из воспоминаний крупнейшего предпринимателя владимира рябушинского
Московский промышленник сидел у себя в амбаре или на фабрике, как удельный князь в своем княжестве, фыркал на Петербург и обходился без него. Между тем петербургские банки все более и более связыва

Внешняя политика. Русско-японская война
«Великий замысел» Николая II.Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли по меньшей мере три важных фактора. Во-первых, искреннее намерение продолжать внешнеполитический

Из ноты мид России: 12 августа 1898 г
Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал отвлечены в большей своей части от естественного назна

Первая российская революция
Причины и характер революции.Первая революция в России началась в результате резкого обострения политической и социально-экономической обстановки. Причины этого лежали в предшествующем периоде.

Из петиции рабочих и жителей петербурга николаю II. 9 января 1905 г
Необходимо народное представительство... Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и

Изменения в политической системе Российской империи
«Верхи» в условиях революции. Образование Государственной думы.В условиях нарастания революции царское правительство избрало тактику раскола складывающегося единого революционного фронта. С одной с

Из программы российской социал-демократической рабочей партии
1. Отмены выкупных платежей, а также всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство как податное сословие. 2. Отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его

Из программы партии социалистов-революционеров
...В вопросах аграрной политики... Партия социалистов-революционеров ставит себе целью использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообщ

Реформы Столыпина
Дума народных надежд.27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы Наибольшее количество мест получили кадеты - 179 дену татов и трудо

Из указа правительствующему сенату 9 ноября 1906 г
1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли... 2. В общ

Выступления крестьян села подберезья свияжского уезда Казанской губернии
Казань, 22 января. Известные беспорядки... произошли вследствие понуждения к выделу из общины тридцати домохозяев. Общество, не соглашаясь, требовало удаления станового пристава и земского начальни

Россия в Первой мировой войне
Сближение России и Англии. Обострение русско-германских отношений.После окончания русско-японской войны сфера интересов российской внешней политики вновь переместилась в Европу. В дипломатии произо

Из воспоминаний А.А. Брусилова
Наступление превзошло все ожидания. Фронт исполнил данную ему задачу - спасти Италию от разгрома и выхода ее из войны, а кроме того, облегчил положение французов и англичан на их фронте, заставил Р

Нарастание внутриполитического кризиса
Несостоявшийся союз.Промышленность России довольно быстро перестроилась на военный лад. В 1916 г., несмотря на потерю ряда промышленных центров на западе страны, темпы экономического роста

Из речи П.Н. Милюкова, произнесенной на заседании Государственной Думы. 1 ноября 1916 г
Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывае

Серебряный век русской культуры
Духовное состояние общества.Начало XX в. - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои

От Февраля к Октябрю
Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде. В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усилилось из-за постоянных п

Становление советской власти
II съезд Советов. Первые декреты советской власти.Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Из 739 делегатов 338 составляли большевики, 127 мандатов

О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Из декрета вцик от 13 мая 1918 г
...2) Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками. 3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункт

Гражданская война: белые
Причины и основные этапы гражданской войны.После ликвидации монархии меньшевики и эсеры больше всего боялись гражданской войны, поэтому пошли на соглашение с кадетами. Большевики рассматривали граж

Общие основания политической программы генерала Л.Г. Корнилова. Январь 1918 г
I. Восстановление прав гражданства: - все граждане равны перед законом без различия пола и национальности; - уничтожение классовых привилегий; - сохранение неприкосновенн

Гражданская война: красные
Создание Красной армии.15 января 1918 г. декрет СНК провозгласил создание Рабоче-крестьянской Красной армии, а 29 января - Красного флота. Армия строилась на принципах добровольности и классового п

А.И. Деникин о красной армии
К весне 1918 года обнаружилась окончательно полная несостоятельность Красной гвардии. Началась организация рабоче-крестьянской Красной Армии. Строилась она на принципах старых, отметенных революцие

Приказ председателя революционного военного совета республики войскам и советским учреждениям южного фронта № 65. 24 ноября 1918 г
1. Всякий негодяй, который будет подговаривать к отступлению, дезертирству, невыполнению боевого приказа, будет РАССТРЕЛЯН. 2. Всякий солдат Красной Армии, который самовольно покинет боево

Между белыми и красными
«Демократическая контрреволюция».Первоначально после выступления чехословацкою корпуса фронтовой этап гражданской войны характеризовался борьбой между социалистическими силами - большевиками и преж

Из резолюции участников митинга на якорной площади Кронштадта. 1 марта 1921 г
1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию

Новая экономическая политика
Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны.События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению В. И. Ленина, был опаснее дл

Из доклада В.И. Ленина «новая экономическая политика и задачи политпросветов». 17 октября 1921г
Отчасти под влиянием нахлынувших на нас военных задач и того, казалось бы, отчаянного положения, в котором находилась тогда республика, в момент окончания империалистической войны, под влиянием эти

Развитие политического процесса в 20-е гг
Политический смысл нэпа.Переход к новой экономической политике был воспринят неоднозначно. Либеральная интеллигенция увидела в нэпе признание большевиками того факта, что Россия не готова к быстром

К.Б. Радек о бюрократизации ВКП(б). 1926г
...В чем выражается бюрократический режим в партии? В том: 1. Что партийный аппарат решает за партию. 2. Что на партсобраниях каждый член партии боится выступить с критикой парторганов и партийной

Внешняя политика
Коминтерн.Определяя причины победы большевиков в Гражданской войне, необходимо иметь в виду и международный фактор. Широкомасштабная интервенция иностранных государств не состоялась во многом потом

Из доклада н.И. Бухарина на IV конгрессе коминтерна. 18 ноября 1922г
Мы хотим ясно установить в программе, что пролетарское государство обязательно должно защищаться не только пролетариями этой страны, но и пролетариями всех стран... Затем мы должны оговори

Из заявления советской делегации на первом пленарном заседании генуэзской конференции. 10 апреля 1922г
Оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, российская делегация признает, что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социа

Духовная жизнь: достижения и потери
Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. В. И. Ленин называл неграмотность населения России одним из главных врагов социалистической революции. Популярным стал решительный, почти вое

Из записки В.И. Ленина. 19 марта 1922г
Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой б

Экономическая система в 30-е гг
Хлебозаготовительный кризис.В 1927 г. резко сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству. Это было вызвано низкими закупочными ценами на зерно, нехваткой промышленных товаро

Из выступления Н.И. Бухарина на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 18 апреля 1929 г
Полное право гражданства в партии получила теперь пресловутая «теория» о том, что, чем дальше к социализму, тем больше должно быть обострение классовой борьбы и тем больше должно наваливаться трудн

Политическая система в 30-е гг
Особенности политической системы СССР в 30-е гг. Роль партии в жизни государства.Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формиро

Социальная система в 30-е гг
Рабочий класс.Для выполнения сталинских планов индустриализации требовалось огромное количество рабочей силы. Нехватка квалифицированных рабочих компенсировалась их количеством. На выполнение пятил

Из писем населения председателю президиума верховного совета СССР м.И. Калинину. 1937 г
Дорогие вожди, Вы видите очень слепо, Вы только слышите на разных всякого рода съездах, совещаниях какое-то количество во всем довольных людей в лице делегатов, а также вся наша пресса втирает Вам

Внешняя политика СССР в 30-е гг
«Новый курс» советской дипломатии.В 1933 i. в связи с приходом к власти в Германии фашистов во главе с А. Гитлером изменилась расстановка политических сил в Европе. В советской внешней политике так

Секретный дополнительный протокол между германией и советским союзом от 23 августа 1939 г
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопросы

Духовная жизнь советского общества
Развитие образования. 30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным вр

О социалистическом реализме. Из письма А.В. Луначарского в оргкомитет союза советских писателей. Февраль 1933 г
Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм - а крыши-то нет».

СССР накануне Великой Отечественной войны
Начало Второй мировой войны и Советский Союз. 1 сентября 1939 к Германия начала войну против Полыни. Этот день считается началом Второй мировой войны. Польские войска были быстро разбиты, правитель

Из доклада В.М. Молотова на сессии верховного совета СССР. 31 октября 1939 г
Оказалось достаточно короткого удара по Польше со стороны сперва германской армии, а затем Красной армии, чтобы ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора.

Начало Великой Отечественной войны
Канун войны.Весной 1941 г. приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Советский разведчик Рихард Зорге сообщал не только о переброск

Из выступления И.В. Сталина на приеме в честь выпускников военных академий. 5 мая 1941 г
Мы проводили линию на оборону до тех пор, пока не перевооружили нашу армию... а теперь надо перейти от обороны к наступлению. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Почему И В. Сталин считал, что

Немецкое наступление 1942 г. и первые предпосылки коренного перелома
Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.Победа под Москвой породила у советскою руководства надежды на возможность быстрого разгрома немецких войск и окончания войны. В январе 1942 г. Сталин

Из замечаний и предложений по генеральному плану «ОСТ» рейхсфюрера СС Гиммлера
Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве... Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их... Важно, чтобы на русской территории населени

Советский тыл в Великой Отечественной войне
Советское общество в первый период войны.Нападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт советских людей. В первые дни еще не все осознали реальность возникшей угрозы: люди верили в довоен

Из выступления по радио и.В. Сталина. 3 июля 1941 г
Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается... Враг жесток

Из воспоминаний генерала а.П. Белобородова о работе транспорта
Двенадцать долгих дней и ночей ждали мы этого часа. Знали, что едем защищать Москву, но конечный пункт маршрута нам не сообщили. Ни тогда, когда 78-я стрелковая дивизия грузилась в эшелоны, ни пото

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
Битва за Кавказ.Летом 1942 г. катастрофическая для Красной армии ситуация сложилась на Северном Кавказе. После падения Ростова-на-Дону дорога для немцев на юг оказалась открыта, так как никаких укр

Из воспоминаний члена военного совета донского фронта А.С. Чуянова об окончании сталинградской битвы
Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в «котел» продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают «подарки» в контейнерах на парашютах... Я был свидетелем того, к

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г.К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держ

В честь командиров красной армии. 24 мая 1945 г
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 - 1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города... потому что не было другого вых

Восстановление экономики
Состояние экономики СССР после окончания войны.Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и пос

Из откликов советских людей на снижение розничных цен на продовольственные товары в 1952 г
Вознесенский Р. Н., студент: Поздравляю всех со снижением цен. Несмотря на трудную международную обстановку, наша страна растет, строится и крепнет. Вадюхин П. В., экономист Главо

Политическое развитие
«Демократический импульс» войны.Война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг. Сама обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действ

Из указа президиума верховного совета СССР. 21 февраля 1948 г
1. Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националисто

Идеология и культура
Восстановление железного занавеса.Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к отн

Внешняя политика
У истоков «холодной войны».Победоносное окончание войны значительно изменило международное положение Советского Союза, который стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Офи

Из речи И.В. Сталина на XIX съезде КПСС. Октябрь 1952 г
Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так на

Изменения политической системы
Смерть Сталина и борьба за власть.Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. закончилась целая эпоха в жизни страны. Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 195

Современники о Н.С. Хрущеве
Я считаю, что Хрущев был правый, а Берия еще правее. Еще хуже. У нас были доказательства. Оба правые. И Микоян. Но это все разные лица. При всем том, что Хрущев - правый человек, насквозь гнилой.

Экономика СССР в 1953 - 1964 гг
Экономический курс Маленкова.В начале 50-х гг. перед экономикой страны стояли серьезные проблемы. После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве разгорелись с новой силой. В августе 195

Из воспоминаний К.Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. Секретарем парткома горьковского автомобильного завода
На первом этапе, когда совнархозы создавались с учетом существующего административного деления в каждой области, они оказали благотворное влияние на экономическую деятельность регионов тем, что усп

Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования
Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни общества. Известный советский писатель И. Эренбург назвал

Перед деятелями литературы и искусства
В вопросах художественного творчества Центральный Комитет партии будет добиваться от всех... неуклонного проведения партийной линии. Вовсе не означает, что теперь после осуждения культа ли

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
В поисках новой стратегии.Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел В. М. Молотов, считая, что «пе

Из послания Ф. Кастро Н.С. Хрущеву. 27 октября 1962 г
Если произойдет агрессия... и империалисты нападут на Кубу с целью ее оккупации, то опасность, таящаяся в такой агрессивной политике, будет настолько велика для всего человечества, что Советский Со

Консервация политического режима
Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил своеобразный «золотой век». Нача

Из директивы политбюро ЦК КПСС советским послам и представителям за границей. Декабрь 1976 г
При постановке вашим собеседником вопросов о так называемых «диссидентах», о порядке выездов граждан из СССР и других вопросов, с помощью которых буржуазная пропаганда пытается представить в ложном

Из записки кгб и генеральной прокуратуры СССР в ЦК КПСС. Ноябрь 1972 г
В соответствии с указаниями ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подр

Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг
Концепция «развитого социализма».Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева

Политика разрядки: надежды и результаты
Отношения с Западом.Ксередине 60-х гг. международная обстановка осталась для СССР противоречивой: единый в прошлом «социалистический лагерь» находился в состоянии раскола из-за «ан

Из воспоминаний генерал-полковника б.В. Громова - командующего ограниченным контингентом советских войск в афганистане
На основании устных приказаний министра обороны маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова в декабре (1979 г.) было отдано более тридцати различных директив, в соответствии с которыми на территории Ср

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги
Предыстория перестройки.После смерти Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Предпринимая меры

На XIX всесоюзной конференции КПСС. 1988 г
Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимав

Из предвыборной платформы А.Д. Сахарова. 1989 г
1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией... 2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. О

Из выступления на пленуме ЦК КПСС и.К. Полозкова - первого секретаря ЦК КП РСФСР. 31 января 1991 г
Теперь уже ясно всем, что перестройка, задуманная в 1985 г. и начатая партией и народом как обновление социализма... не состоялась. Так называемым демократам удалось подменить цели перестр

Экономические реформы 1985 - 1991 гг
Стратегия ускорения. В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогрес

Из постановления пленума ЦК КПСС «о положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г
ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, с

Из программы «500 дней». Лето 1990 г
Главная цель реформы - экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень бл

Политика «гласности»: достижения и издержки
На пути к «гласности».Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала «гласность». Большая открытость в деятельнос

Из резолюции XIX всесоюзной конференции КПСС «о гласности». 1988 г
Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закре

Из выступления И.К. Полозкова. 31 января 1991 г
Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Что такое «гласность»? Чем она отличается от свобо

У истоков новой российской государственности
Демократические выборы народных депутатов РСФСР. 4 марта 1990 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов РСФСР. От выборов прежних лет они отличались тем, что прошли на альтернативной основе. Г

Российская экономика на пути к рынку
От советской экономической системы к рынку.Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезд

Из указа президента РСФСР
«О МЕРАХ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН» (3 ДЕКАБРЯ 1991 г.) В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г «О социально-экономическом положении

Политическая жизнь России в 90-е гг. XX в
Разработка новой Конституции.Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с

«В Российской Федерации». 21 сентября 1993 г
В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических рефор

Духовная жизнь России в последнее десятилетие XX в
Исторические условия развития культуры.В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха - распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного

Строительство обновленной Федерации
Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Строительство обновленной Феде

Геополитическое положение и внешняя политика России
Положение России в мире.С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием ист

Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье
Страны Балтии.Став независимыми государствами, Эстония, Латвия и Литва должны были решить множество сложных проблем. 90% их товарооборота было связано со странами СНГ. Спад производства имел катаст

Россия на пороге XXI в
Президент России В. В. Путин.Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1

Из послания президента российской федерации В.В. Путина федеральному собранию. 2000 г
Стратегической задачей прошлого года было укрепление государства - государства в лице всех институтов и всех уровней власти... Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственн

Текст государственного гимна российской федерации
(слова С. Михалкова) Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Славься

Из послания президента России В.В. Путина федеральному собранию. 2002 г
Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства... Самое главное - повышение уровня жизни нашего народа, создание условий, при котор

Государственное общеобразовательное учреждение

Тульской области

«Первомайская кадетская школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

Голиков Александр Александрович

учитель истории

9 класс

2015

Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Предмет (или должность): история.

Класс: 9 (общеобразовательный).

Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

Тип урока: комбинированный.

Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;
  • раздаточный материал;
  • компьютер,
  • проектор,
  • интерактивная доска,
  • презентация.

Цель урока:

  • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;
  • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;
  • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

Задачи:

  1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.
  2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.
  3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.
  4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

Ход урока.

I. Организационный момент. (2 минуты)

Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

Задачи организационного этапа урока:

  1. проверить посещаемость;
  2. проверить степень готовности учащихся к занятию;
  3. установить психологический контакт с классом.

II. Проверка домашнего задания. (10 минут)

Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Задачи проверки домашнего задания:

  1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;
  2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;
  3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).

Методы, используемые для проверки домашнего задания:

  1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

III. Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

Задачи перехода к изучению нового материала:

  1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);
  2. актуализация знаний;
  3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.

Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

  1. рассказ учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

Учитель формулирует учебные задачи:

Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2. Национальные движения в годы войны.

3. Национальная политика.

Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

IV. Изучение нового материала. (23 минуты)

Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

Задачи изучения нового материала:

  1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;
  2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;
  3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;
  4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;
  5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.

Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

  1. рассказ учителя;
  2. беседа (сообщающая и эвристическая);
  3. работа с историческим источником;
  4. демонстрация презентации;
  5. просмотр учебного видеоролика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопрос 1 (10 минут)

Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:

  1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)
  2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)
  3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.

Вопрос 2 (12 минут)

Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)

(Слайд 10)

Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

Просмотр ролика про Хатынь.

Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)

Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.

Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.

Вопрос 3 (3 минуты)

Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказанию – депортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)

Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)

Вопрос 1 (10 минут)

Ученики: Многонациональным.

Ученики:

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 2 (12 минут)

Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 3 (3 минуты)

Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

Ученики: Предлагают свои варианты.

V. Закрепление.(4 минуты)

Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задачи этапа закрепления:

  1. выявить степень усвоения учебного материала;
  2. обобщить изученный материал;
  3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.

Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

VI. Домашнее задание.(2 минуты)

Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Задачи этапа информирования о домашнем задании:

  1. информирование учащихся о домашнем задании;
  2. инструктаж по выполнению домашнего задания.

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Из «Зеленой папки» Геринга (план Ольденбург)

«Обращение с населением по отдельным областям

1.Прибалтийские страны, Ленинградская и Северная области.

В Прибалтийских странах германским органам наиболее целесообразно опираться на оставшихся там немцев, а также на литовцев, латышей и эстонцев. Напряженные отношения между этими национальными группами и оставшимися русскими следует использовать в интересах Германии.

3. Юг.

Возможное наличие противоречий между украинцами и великороссами необходимо использовать в наших интересах.

4. Кавказ.

С населением следует поддерживать хорошие отношения, в особенности с рабочими нефтяной промышленности. Противоречия между туземцами (грузины, армяне, татары и т. д.) и русскими следует использовать в наших интересах. При этом следует считаться с тем, что грузины и татары в противоположность армянам дружественно настроены к немцам».

Приложение 3

Потери Красной Армии

Национальность погибших
военнослужащих

Число потерь
(тыс. чел.)

% к общему числу
безвозвратных потерь
(8668400 чел.)

Национальность погибших
военнослужащих

Число потерь
(тыс. чел.)

% к общему числу
безвозвратных потерь
(8668400 чел.)

Русские

5756,0

66,402

Буряты

13,0

0,150

Украинцы

1377,4

15,890

Коми

11,6

0,134

Белорусы

252,9

2,917

Латыши

11,6

0,134

Татары

187,7

2,165

Литовцы

11,6

0,134

Евреи

142,5

1,644

Народности Дагестана

11,1

0,128

Казахи

125,5

1,448

Осетины

10,7

0,123

Узбеки

117,9

1,360

Поляки

10,1

0,117

Армяне

83,7

0,966

Карелы

0,110

Грузины

79,5

0,917

Калмыки

0,046

Мордовцы

63,3

0,730

Кабардинцы и балкарцы

0,039

Чуваши

63,3

0,730

Греки

0,028

Азербайджанцы

58,4

0,673

Чеченцы и ингуши

0,026

Молдаване

53,9

0,621

Финны

0,018

Башкиры

31,7

0,366

Болгары

0,013

Киргизы

26,6

0,307

Чехи, словаки

0,005

Удмурты

23,2

0,268

Китайцы

0,005

Таджики

22,9

0.264

Югославы

0,001

Туркмены

21,3

0,246

Другие национальности

33,7

0,389

Эстонцы

21,2

0,245

Всего

Белорусы

Татары

Евреи

Казахи

Грузины

Узбеки

Мордвины

Чуваши

Азербайджанцы

Башкиры

Осетины

Марийцы

Приложение 5

Докладная записка Хильгера, бывшего советника германского посольства в Москве, министру иностранных дел Германии о беседе с пленными советскими офицерами, среди которых был А.А. Власов (август 1942 года).

«Я ясно сказал советским офицерам, что не разделяю их убеждений. Россия в течение ста лет является постоянной угрозой Германии, вне зависимости от того, было ли это при царском или при большевистском режиме. Германия вовсе не заинтересована в возрождении русского государства на великорусской базе».

Приложение 6

Из статьи Власова А. «Почему я встал на путь борьбы против большевизма?»

«Призывая всех русских людей подниматься на борьбу против Сталина и его клики, за построение Новой России без большевиков и капиталистов, я считаю своим долгом объяснить свои действия… Я зову его на путь братства и единения с народами Европы и в первую очередь на путь сотрудничества и вечной дружбы с Великим Германским народом… В этой борьбе за наше будущее я открыто и честно становлюсь на путь союза с Германией. Этот союз, одинаково выгодный для обоих великих народов, приведёт нас к победе над тёмными силами большевизма, избавит нас от кабалы англо-американского капитала».


>>История: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

1.Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2.Экономика союзных республик в годы войны.

3.Национальные движения в годы войны.

4.Национальная политика.

Многонациональный советский народ на фронтах войны.

3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно?

4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Расширяем словарный запас:

История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки