План
Формы и виды природопользования
Общее природопользования
Специальное природопользование
Управление природопользованием
Лицензирование природопользования
Природоресурсная лицензия
Формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).
Осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполпомеченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов.
К видам природопользования относятся:
1) землепользование;
2) водопользование;
3) лесопользование;
4) недропользование;
5) пользование животным миром;
6) пользование растительным миром;
7) использование атмосферного воздуха;
9) иные виды природопользования, устанавливаемые законами.
Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мир, Законом об охране атмосферного воздуха.
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ - установленный законом или исторически сложившийся свод правил использования земли как средства производства и в других целях.
Земельные ресурсы - это совокупность участков территории земной поверхности, обладающих конкретными природными условиями, природно-ресурсными свойствами, определяющими возможности их включения в производственную деятельность человека.
Сельскохозяйственное использование земельных ресурсов допускает ограниченную эксплуатацию территории для рекреационных и природоохранных целей, а также для проведения некоторых видов коммуникаций.
Под лесопользованием понимается удовлетворение материальных потребностей общества и его членов в ресурсах леса, обусловленных уровнем общественно-экономического развития, а также состоянием и динамикой лесных ресурсов.
Лесохозяйственное использование земельных ресурсов также имеет свою специфику. В нем, как и в сельскохозяйственном, важную роль играет плодородие земель. Многие десятилетия лесохо-зяйственное использование земель оценивалось преимущественно по продуцированию лесного сырья, прежде всего древесины.
Водопользование - это совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов в общей системе природопользования. Рациональное водопользование предполагает обеспечение полного воспроизводства водных ресурсов территории или водного объекта по качеству и количеству. Если система водопользования хоть в какой-то мере не обеспечивает этого, то рано или поздно водные ресурсы будут истощены.
Статья 37. Цели водопользования
Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
Статья 38. Виды водопользования
1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:
1) совместное водопользование;
2) обособленное водопользование.
2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства.
3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:
1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;
2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;
3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В задачи государственного регулирования входят:
Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
Обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указазнного Федерального закона
Если есть природопользование, осуществляемое на какой-то территории, то естественно, оно должно осуществляться по каким-то правилам и должно соответствовать каким-то нормативам. Если это так, то возникает понятие об управлении природопользованием. “Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации её программ и целей”. Таким образом управление - это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на самих людей с целью внесения упорядоченности в их деятельность, получения желаемого результата, придания управляемым процессам определенного состояния и направленности.
Управление природопользованием является весьма специфичной областью, заключающегося “в идеале” в регулировании воздействия человека на природные объекты и процессы для удовлетворения своих экономических, культурных и других потребностей при условии осознанного ограничения своих потребностей с целью устойчивого развития общества и сохранения природы.
Иными словами, управление природопользованием можно определить, как совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения природной окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности человеческой популяции, как одного из объектов природной среды, на всех уровнях управленческой иерархии (от гражданина, предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества).
Управление природопользованием осуществляется по многоуровневой иерархии. Это прежде всего межгосударственное управление, осуществляемое на основе международных договоров и конвенций.
Государственное управление природопользованием осуществляется на федеральном уровне, региональное управление - находится как в совместном ведении государственных и региональных органов власти, так и в ведении региональных и местных органов власти субъектов федерации и, наконец, управление природопользованием, которое осуществляют непосредственно предприниматели и граждане, то есть сами природопользователи.
Например: Статья 36. Государственное управление отношениями недропользования
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.
Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
Основными элементами системы управления природопользованием (охраной окружающей среды) в России (лимитирование, лицензирование, сертификация, паспортизация).
Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.
На принципе лимитирования построена система ПДК вредных веществ и ее производных, ПДУ физических воздействий, ограничений воздействия производственной деятельности человека и эксплуатации природных ресурсов. Лимитирование как механизм ограничения также включает в себя систему производственных, отраслевых и региональных норм природопользования. Для водных ресурсов это лимитирование отведения и потребления, нормы истощения и изъятия воды, размеры водоохранных зон. В лесном хозяйстве базовыми являются нормы возраста рубок и воспроизводства лесов, нормы лесосеки и пр. В большинстве отраслей промышленности применяются нормы ресурсоемкости.
Лицензирование природопользования - проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания.
Природоресурсовая лицензия - это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.
Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами (соответствующих требований и условий. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при (обязательном соблюдении лицензионных требований иусловий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Осуществление деятельности, связанной с промышленным про изводством, использованием ресурсов и обращением отходов про изводства и потребления, в соответствии с лицензией должно от вечать строго обозначенным нормам и правилам. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов экологического нормирования, выполняющему две важнейшие функции:
превентивную - посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химических, физических и биологических воздействий, других экологически значимых условий на основе данных о масштабах и видах деятельности;
контрольную - выражается в осуществлении контроля деятельности природопользователя-лицензиата государственным уполномоченным органом.
Лицензирование в области охраны окружающей среды в настоящее время сводится к природопользованию и представлено специальными лицензиями на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешениями на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Кроме того, федеральная лицензия требуется на деятельность, связанную с утилизацией, складированием, перемещением, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных).
Лицензирование некоторых видов деятельности по эксплуатации природных ресурсов передано в ведение субъектов Российской Федерации.
В соответствии с экологическим законодательством применяются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями используются также разрешения (на выбросы, сбросы и захоронение отходов), лесорубочные билеты и т.д. Все они охватываются понятием «лицензирование».
Сертификация - осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья населения. Иногда она рассматривается в качестве одной из форм лицензирования.
СЕРТИФИКАЦИЯ - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Объектами сертификации являются продукция, услуги и иные объекты, включая процессы, работы, системы качества и др. Сертификация может носить как добровольный, так и обязательный характер
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
Содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
Контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
Подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
Создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Сертификат соответствия ГОСТ Р
Это специальный документ, который подтверждает, что продукция качественная и соответствует российским стандартам (ГОСТ, ТУ и т.д.)
Особенностью сертификатов соответствия является то, что не всегда для их получения необходимо проведение испытаний продукции. И именно этот момент регламентируется схемами сертификации продукции.
Сертификаты соответствия выдаются аккредитованными в системе ГОССТАНДАРТа органами по сертификации. Основанием для выдачи сертификата соответствия ГОСТ Р является протокол составленный по результатам испытаний в аккредитованной лаборатории.
Сертификаты соответствия бывают двух видов:
"желтый " - сертификат соответствия для объектов обязательной сертификации;
Перечень продукции, подлежащей обязательной стандартизации, а также ее параметры, показатели и характеристики определяются в соответствии с действующими в стране нормативными документами и законодательством....
"голубой " - сертификат соответствия для всей остальной продукции, которая не вошла в Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации. Сертифицировать ее можно на добровольных началах.
ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (ISO 9001:2008)
Сертификация системы менеджмента качества, работ и услуг.
Сертификация системы менеджмента качества, работ и услуг, позволит Вашему предприятию получить преимущество перед конкурентами при участии в подрядных торгах, т.к. конкурсная документация предусматривает наличие сертификата соответствия стандартам ГОСТ Р ИСО 9001:2008.
ГОСТ Р ИСО 14001-2005
Система Экологического Менеджмента в организации
Ключевым понятием серии ISO 14 000 является понятие Системы Экологического Менеджмента в организации.
Система Экологического Менеджмента - часть общей системы административного управления с организационной структурой, системой планирования и распределения ответственности, разработанными методами и процедурами, наличием ресурсов, необходимых для реализации экологической политики.
Требования к системе управления охраной окружающей среды установлены стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-2005 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".
Система экологического менеджмента по стандартам ГОСТ Р ИСО 14000-2005 обеспечивает:
Оптимизацию систем управления предприятием и предупреждение вредных воздействий на окружающую среду
Экономию энергетических ресурсов за счет эффективного внедрения экологического менеджмента
Снижение рисков экологических катастроф. Улучшение экологической ситуации в регионе
Сертификат ГОСТ Р ИСО 14000-2005, являясь официальным подтверждением соблюдения правил и норм в области экологии, необходим для:
Выполнения требований предъявляемых к российским предприятиям Всемирной Торговой Организацией (ВТО)
Формирования имиджа организации в области выполнения природоохранных требований
Выхода предприятия на международный рынок
Получения приоритета перед конкурентами на рынках экологически чисых продуктов
Привлечения высококвалифицированной рабочей силы
Паспортизация - это составление экологических (природоохранных) паспортов на отдельные объекты, единицы ресурсов, b cnочники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их пользования, определения воздействия на окружающую среду и роля соблюдения природоохранных норм и правил.
http://www.leadnet.ru/city/chapter1.htm
Арустамов Э.А. Природопользование Стр 94-101 2000
Природопользование - является одной из форм эксплуатации природного потенциала и защиты окружающей среды.
Природопользование включает:
- 1. Извлечение и переработку природных ресурсов, их восстановление и возобновление
- 2. Использование и охрану природной среды
- 3. Сохранение экологического баланса (равновесия) экосистемы
- 4. Природопользование - научная дисциплина, которая изучает законы, принципы и методы взаимодействия экоприроды, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Предметом природопользования является оптимизация взаимодействия человека и природы.
Задача природопользования, как науки:
- 1. Исследование
- 2. Разработка научных и общих принципов, форм и методов осуществления деятельности человека по использованию природных ресурсов, основными результатами должны стать рекомендации по рационализации использования ресурсов, воспроизводству природных богатств и улучшению природной среды для жизнедеятельности человека.
К основным законам природопользования относят:
- 1. Закон оптимальности
- 2. Закон внутреннего динамического равновесия экосистем
- 3. Закон увеличения оборота вовлекаемых природных ресурсов
- 4. Закон возрастания воздействия общества на окружающую среду
- 5. Закон снижения эффективности природопользования
- 6. Закон ограничивающий ресурсы
Основные принципы природопользования:
- 1. Принцип системного подхода (системный подход)
- 2. Принцип оптимизации природопользования
- 3. Принцип опережения типов заготовки добычи сырья темпами выхода полезной продукции. Реферат Косыгина 1975 г.
- 4. Принцип платности (за всё надо платить)
- 5. Принцип приоритетности, охраны жизни и здоровья человека. Обеспечение условий.
Суть принципа состоит в том, что он является инструментом отражения и проявления объективного закона государственной политики, т.е. является тем инструментом учета и реализации объективного закона политики государства.
Виды природопользования
- 1. Общий и специальный п/п (лицензирование и сертификация)
- 2. Ресурсно-отраслевой
- 2. Природные ресурсы мира и их классификация
Природные ресурсы - элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.
Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.
Природная (генетическая) классификация - классификация природных ресурсов по природным группам:
- - минеральные (полезные ископаемые);
- - водные;
- - земельные (в т.ч. почвенные);
- - растительные, (в т.ч. лесные);
- - животного мира;
- - климатические;
- - ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.).
Экологическая классификация природных ресурсов - основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы:
- 1. Неисчерпаемые - использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);
- 2. Почерпаемые невозобновимые - непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);
- 3. Почерпаемые возобновимые - ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).
Хозяйственная классификация природных ресурсов - когда природные ресурсы классифицируют на различные группы с точки зрения возможностей хозяйственного использования:
- а) по техническим возможностям эксплуатации выделяют природные ресурсы:
- 1. Реальные - используемые при данном уровне развития производительных сил;
- 2. Потенциальные - установленные на основе теоретических расчетов и предварительных работ и включающие помимо точно установленных технически доступных запасов еще и ту часть, которую в настоящее время нельзя освоить по техническим возможностям.
- б) классификация природных ресурсов по экономической целесообразности замены - различают ресурсы заменимые и незаменимые.
- 1. К заменимым относят топливно-энергетические ресурсы (они могут быть заменены другими источниками энергии).
- 2. К незаменимым принадлежат ресурсы атмосферного воздуха, пресные воды и пр.
- в) в зависимости от геологической изученности минерально-сырьевые ресурсы подразделяются на следующие категории:
- 1. Запасы, разведанные и изученные с предельной детальностью, точными границами залегания, и которые могут быть переданы в эксплуатацию.
- 2. Запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выявление основных условий залегания, без точного отображения пространственного положения месторождения.
- 3. Запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выяснение в общих чертах условий залегания.
- 4. запасы, разведанные, изученные и оцененные предварительно по единичным пробам и образцам.
- г) по экономическому значению полезные ископаемые делятся на:
- 1. балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент;
- 2. забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенностей условий работы и др., но которые в перспективе могут разрабатываться.
- д) среди классификаций природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и хозяйственную роль, особенно часто используется классификация по направлению и видам хозяйственного использования.
Основной критерий подразделения ресурсов в ней - отнесение их к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства:
- 1. Группа ресурсов промышленного производства включает все виды природного сырья, используемого промышленностью. В связи с многоотраслевым характером промышленного производства виды природных ресурсов дифференцируются следующим образом:
- 1.1. Энергетические, к которым относят разнообразные виды ресурсов, используемых на современном этапе для производства энергии: горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, битуминозные сланцы и др.):
- - гидроэнергоресурсы (энергия речных вод, приливная энергия и т.п.);
- - источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов сельского хозяйства.);
- - источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы).
- 1.2. Неэнергетические ресурсы, представляющие сырье для различных отраслей промышленности или участвующие в производстве согласно его техническим особенностям:
- - полезные ископаемые, не относящиеся к группе каустобиолитов (рудные и нерудные);
- - воды, используемые для промышленного производства;
- - земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры;
- - лесные ресурсы промышленного значения;
- 1.3. Биологические ресурсы промышленного значения.
Существуют общая и специальная формы природопользования.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).
Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом , Лесным кодексом , Законом о недрах, Водным кодексом , Законом о животном мире, Законом об охране атмосферного воздуха . Любая деятельность в природопользовании лицензируется.
8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании
Действия по лицензированию права деятельности в природопользовании в Российской Федерации осуществляются в рамках государственной системы лицензирования.
Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:
практической реализации государственных программ раз вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации;
социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всехграждан Российской Федерации;
равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;
развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.
Лицензирование природопользования - это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании является:
актом собственника природного ресурса либо его владельца (фондодержателя);
формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;
средством рационального природопользования.
При лицензировании отдельных видов деятельности в природопользовании применяют следующие основные понятия:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу (индивидуальному предпринимателю);
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;
лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий; приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий; возобновлением или прекращением действия лицензий; аннулированием лицензии лицензирующими органами, соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; ведением реестров лицензии с предоставлением заинтересованным лицам в установленном порядке сведений из них и иной информации о лицензировании;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы - федеральные органы исполни тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии - юридическое или физическое лицо (предприниматель), обратившиеся в лицензирующий орган с за явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий или об аннулировании лицензий.
Основные принципы осуществления лицензирования:
1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном соответствующим кодексом Российской Федерации.
В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днём истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Срок действия лицензии на время приостановления её действия не продлевается.
Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Прекращание действия лицензии. Действие лицензии пре кращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индиви дуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реоргани зации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указывают:
наименование лицензирующего органа;
полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;
Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняе мых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов дея тельности);
срок действия лицензии;
идентификационный номер налогоплательщика;
номер лицензии;
дату принятия решения о предоставлении лицензии;
сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии;
основание и дату аннулирования лицензии;
основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования;
сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;
основание и дату прекращения действия лицензии;
иные сведения, определённые положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208.
Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в природопользовании:
лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ);
лицензия на фармацевтическую деятельность;
лицензия на производство лекарственных средств;
лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).
Эти лицензии выдаются специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, существовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992-2010 гг. были упразднены и заменены разрешениями на соответствующие виды деятельности.
К списку упразднённых лицензий в природопользовании относятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицензия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий характер и иметь собирательный смысл.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует лицензия на использование земель.
Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населённых пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иногоспециального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицензия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006
«Природоресурсные» лицензии и разрешения оформляют обязательственные отношения между государством - собственником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природопользования на стадии получения разрешительной документации.
Трудность в определении правового положения разрешительных документов состоит в том, что правовой статус «природо-ресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодательстве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления.
В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией является заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, разрешение по лесной декларации на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в проектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок.
Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены следующие возможные виды использования лесов:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
заготовка пишевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
существление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
ведение сельского хозяйства;
осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;
осуществление рекреационной деятельности;
создание лесных плантаций и их эксплуатация;
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
переработка древесины и иных лесных ресурсов;
осуществление религиозной деятельности;
иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте .
После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобразованы в соответствии с гражданским законодательством в лес ничества ж лесопарки.
В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота диких животных. По другим направлениям использования животного мира действуют разрешения на соответствующую деятельность.
Федеральный закон «О животном мире» определяет следующие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях.
Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
Охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охотничьим и водным биологическим ресурсам;
использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира -почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтрато-ров и других;
изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды оби тания;
извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов идругих;
Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром.
Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Существует перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без специального разрешения запрещено.
Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также
объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).
Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Выдаются они территориальными управлениями федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Суть этой системы разрешений состоит в следующем :
инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом;
определение предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;
установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта ;
выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение влечёт за собой административную или уголовную ответствен ность .
В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок выдачи соответствующих разрешений, определяются уполномоченные органы, которые выдают или аннулируют данные разрешения), входят следующие:
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3);
постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»;
постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;
постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.
Контроль и надзор в сфере природопользования осуществляет федеральная служба Росприроднадзор.
8.3. Лимитирование природопользования
Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой ограничения по объёмам предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определённый срок, а также ограничения выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учётом необходимости поэтапного достижения нормативных объёмов при использовании природных ресурсов. 86
Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективных мероприятий по охране окружающей среды. Также как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Лимитирование природопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.
Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределяются по определённым объектам:
по землям действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи, электросетей . По вышеуказанным объектам нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации. Кроме того, установлены и Действуют нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства ;
по водным объектам применяются утверждённые органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);
в области охраны, использования и воспроизводства лесов главным лимитирующим показателем является расчётная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины . Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства, такие как количество граждан, одновременно пребывающих в лесу; число той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зелёную поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов, и т.д.);
в области охраны и использования животного мира разрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоёму или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам .
Цель установления этих и подобных им лимитов двойная - природоохранная и экономическая (сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов). Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.
Действия по контролю за предельно допустимыми сбросами, выбросами, размещению отходов (вредных веществ) также представляют собой вид природопользования. В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (использование экологических фондов, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).
8.4. Договорные формы в природопользовании
К договорным формам в природопользовании и относят:
арендные отношения в области природопользования;
договорные отношения на рынке экологических услуг;
договоры комплексного природопользования;
договорные услуги.
Суть этих форм договоров в природопользовании состоит в конкретизации прав и обязанностей землепользователя, собственника и землевладельца, например, по целевому использованию земельного участка, срокам начала и завершения строительных работ, проведению работ по благоустройству территории и др. Эти же функции сохраняются и при временном отводе земель под разные цели.
В последние годы договоры как форма природопользования имеют всё более широкое применение и играют самостоятельную роль по мере экономизации охраны окружающей среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования. При этом в сфере экологии, где особую роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. Например, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор в природопользовании, если он не противоречит действующему законодательству.
Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора - аренда. В земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования. Затем аренда уступила место более эффективным и привлекательным видам, таким как владение и собственность. В других, например в сфере услуг в природопользовании, аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу.
Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной советской современная государственная собственность стала многоуровневой, т.е. собственностью Федерации, её субъектов или муниципальных образований.
Вслед за арендой, которая ещё только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие виды договоров. Так, Закон о недрах предусматривает концессии - договор о передаче в эксплуатацию на определённый срок природных богатств и других объектов, принадлежащих государству. Появляется перспектива на договорных началах оказывать различного рода экологические услуги.
Но, несмотря на то что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений, договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему основанием для возникновения природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор - средством её конкретизации и выполнения.
Предметом арендных отношений в области природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. В соответствии с договором на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодатель - обязуется передать другой стороне - арендатору - для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи и др.) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.
В договоре аренды природных ресурсов в качестве арендодателя выступает владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерация, её субъекты, автономные образования, города и районы (муниципальные образования).
Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместные предприятия, международные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и т.д.
Так как договор аренды природных ресурсов не ограничивается исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов, то он может преследовать не только экономические, но и экологические, лечебно-оздоровительные, рекреационные и другие цели.
Несмотря на многообразие природных ресурсов как объектов договора и различий в целях их использования, все права и обязанности арендатора сводятся к следующему:
целевому использованию ресурсов;
рациональному использованию ресурсов;
выполнению обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пресечению его возможного истощения и разрушения;
соблюдению экологических требований;
уважению прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;
возмещению причинённых убытков;
своевременной плате за пользование ресурсом.
Следует отметить, что практика арендных отношений в области природопользования имеет тенденцию к единодушию участников сторон относительно порядка заключения договора, который в свою очередь предусматривает обязательное выполнение следующих условий:
подача заявки заинтересованной организацией, граждани ном с указанием цели аренды природных ресурсов;
изучение возможностей использования природных ресур сов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологиче ская экспертиза);
изучение возможностей заявителя реализовать данную Цель на условиях договора;
проведение конкурса или аукциона;
оформление заявки по результатам конкурса или аукциона и заключение договора.
В арендных отношениях в области природопользования не сложилось правило установления единых сроков действия договоров. Так, для лесной и водной аренды срок действия лицензии
составляет 1 год, а на охотничьи угодья аренда заключается сроком от 2 до 5 лет .
При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частности, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении мероприятий по их охране и рациональному использованию, нарушениях требований экологической защиты).
Наряду с объективными причинами расторжения договора, например изъятие природного ресурса по постановлению государственного органа, в результате ликвидации юридического лица, заключившего договор, на практике применяются и субъективные причины. Арендатор несёт имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
Практика арендных отношений в области природопользования только развивается на нормативно-правовой основе. Например, в области животного мира, рекреации лесов и вод действуют пока ведомственные методические разработки.
Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей среды и с надеждой на её возможное улучшение породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.
В литературе длительное время обсуждаются идеи экологиче ского маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды стали объектом прибыли или, наоборот, прибыль, получаемая от использования природных ресурсов, одновременно обеспечивала бы охрану и воспроизводство этих ресурсов.
Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.
В Законе РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрен новый вид договора в области природопользования - договор о комплексном природопользовании. Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды, а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.
Под комплексным природопользованием понимают действия по использованию одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом правил охраны окружающей среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов .
Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других.
Например, лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых пока не регулируют вопросы охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёртывании работ по добыче полезных ископаемых, иначе такого рода хозяйственная деятельность неизбежно приведёт к разрушению природной среды. Поэтому договоры по комплексному природопользованию устраняют этот пробел.
В качестве предмета договорных услуг в обиход стало входить понятие «экологические услуги». В перечень этих услуг вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколо-го-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирование и оценка качества окружающей среды и т.д.
Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Министерства природных ресурсов России, выступающие в роли заказчика, или государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные приро-допользователи, действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков.
Подрядчиком может выступать и отдельное физическое лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу, в том числе прочитать лекцию, написать методическую разработку, составить проект нормативного акта, написать учебник и т.д.
На основании лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, субъекта Российской Федерации изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.
Заключение договоров осуществляют органы исполнительной власти города, района, субъекта Федерации в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника либо владельца.
Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.
8.5. Экологическая экспертиза проектов природопользования
Цель экологической экспертизы - провести оценку влияния использования природного ресурса (сброса или выброса продуктов отходного производства) на состояние окружающей среды.
Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяющей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального пользования природными ресурсами, а также требованиям экологической безопасности общества.
Однако не всякая профилактическая работа по вышеуказанному соответствию требований может считаться экологической экспертизой. Предварительная проверка может принять форму теологической экспертизы, если она выполнялась специальной
комиссией.
Различают следующие виды экспертизы:
государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей среды. Её выводы имеют силу подведомственного документа, обязательного к исполнению. Порядок проведения государственной экспертизы определён Положением о проведении государственной экспертизы, принятым Постановлением Правительства РФ № 1008/00 от 27.10.2000 г. и Федеральным законом № 174-ФЗ (ред. От 8.05.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) ;
ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по приказу соответствующего ведомства. Её результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы;
общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится не государственными структурами. Её заключение имеет форму
научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных учёных или на- учных коллективов. Её заключение носит информационный характер.
Экологическая экспертиза включает в себя сбор информации, её обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.
Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в Законе РФ «Об охране окружающей среды» . Несмотря на то что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вне ведомственности при широкой гласности и участии общественности.
Принцип обязательности государственной экологической экспертизы имеет два значения: во-первых, обязательность проведения её в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данным проектам и программам может быть разрешено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязательность выполнения тех предписаний, которые содержатся в заключении экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть чётко аргументированными, базироваться на положениях охраны окружающей среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Экологическая экспертиза в природопользовании проводится на законодательной основе. Для её проведения используют Закон РФ «Об охране окружающей среды», Закон РФ «О государственной экологической экспертизе», ведомственные инструкции МПР России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств.
Независимость экологической экспертизы призвана обеспечить свободу заключения эколого -экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза в природопользовании должна отстаивать основные положения охраны окружающей среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей.
Широкая гласность о деятельности опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны окружающей природной среды. Обязательным является также широкое и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Доступность экологической информации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различны: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы потенциально опасного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населения) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественности и граждан в назначении и проведении экологической экспертизы заложена в положениях Закона РФ «Об охране окружающей среды» .
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.
Заказником является государственная структура, наделённая правом назначать подобную экспертизу - МПР России и её территориальные органы, а в необходимых случаях - органы исполнительной власти Российской Федерации либо её субъектов. Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Экспертиза выполняется комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.
Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющиеся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.
Объектами экологической экспертизы могут быть документы, отражающие ход предшествующей хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и её продукты.
Детальный перечень промышленных объектов, подлежащих государственной экспертизе, установлен в специальном порядке.
Обязательной государственной экспертизе подлежат также экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Обязательной экологической экспертизе подлежат все экологически опасные виды хозяйственной деятельности, требующие особого внимания, проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. В их числе: атомная промышленность; энергетика; металлургия; нефтехимия; нефте- и газопереработка; химическая промышленность; добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа, продуктов их переработки; производство целлюлозы, бумаги и картона; производство, хранение, транспортировка и утилизация боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы; птицефабрики; мелиоративные системы; крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.
В стандартах на новую технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологические требования с целью предупреждения причинения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требованиям экологии - задача экологической экспертизы.
Особым объектом экологической экспертизы является человек его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Её задача - установить причинно-следственную связь между состоянием здоровья человека (с его изменениями) и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза, задача которой исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативам качества окружающей среды, предельно допустимым концентрациям, выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимому уровню радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется соответствие норме показателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.
Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Её объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Российской Федерации, принимаемые ими в рамках отведённой компетенции.
Субъекты Федерации в принимаемых ими нормативных актах вправе устанавливать свои виды объектов экологической экспертизы, обусловленные спецификой местных условий .
Использование природных благ всегда затрагивает экономические отношения.
Знание этих отношений, а также прав на природопользование в различных его формах позволяет не только повысить эффективность работы предприятий, но и снизить вред, причиняемый природной среде.
Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 8
Укажите формы природопользования.
Как реализуется порядок лицензирования отдельных видов природопользования?
Укажите актуальные проблемы регулирования природопользования.
По каким формам реализуется природопользование?
Какими основными обязанностями наделены природопользователи и арендодатели?
Как в России формируется рынок экологических услуг?
Назовите основные требования рационального использования природных ресурсов.
Перечислите и обоснуйте основные принципы в государственной экологической экспертизе.
Перечислите виды лицензий в природопользовании.
Введение………………………………………………………… ………………...3
Общие сведения………………………………………………………… ………...4
Типы и виды природопользования……………………………… ………………6
Заключение…………………………………………………… ………………….13
Список использованных источников…………………………………………... 14
Введение
Актуальность проблем современного природопользования обусловлена заинтересованностью общества в сохранении высокого качества природной среды, более широкого и рационального использования природных ресурсов. Большое внимание, которое уделяется сейчас вопросам рационального природопользования, подтверждается появлением специального раздела в докладе Правительства Российской Федерации "Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации" для конференции в Иоханесбурге (2002 г.) и включением природопользования в список приоритетных на ближайшие годы научных направлений.
Целью реферата является рассмотреть такую науку как природопользование. Основные задачи: выделить типы и виды природопользования.
Общие сведения
На протяжении многих тысячелетий человечество использовало разнообразные природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, не нарушая естественных эволюционных процессов в биосфере. Научно-техническая революция XX в. вызвала радикальные изменения энерговещественных потоков в системе "природа-общество", которые проявились в существенных антропогенных изменениях природных ландшафтов и развитии социально-экологических кризисов. Так, в настоящее время около 15% территории России относятся к районам с неблагоприятной экологической обстановкой. Это по площади превышает территорию Западной и Центральной Европы и дестабилизирует глобальные процессы в биосфере.
Природопользование как особый вид деятельности осуществляется в целях:
Использование энергий природной среды;
Отчуждения возобновимых и невозобновимых природных ресурсов
Создания из природных материалов средств производства и жизнеобеспечения человека;
Размещения отходов производства и жизнедеятельности в окружающей среде;
Обустройства природной среды в целях создания благоприятных условий для существования и развития человека;
Организации природной среды в целях её устойчивого развития;
Управления всеми перечисленными действиями.
К середине XX в. стала очевидной насущная необходимость комплексного анализа взаимодействия хозяйственной и природной систем в процессе потребления или эксплуатации тех или иных природных ресурсов, т. е. в процессе природопользования. Результаты такого анализа требуются для экологической, экономической и социальной оптимизации систем природопользования, которое в идеале должно стать неистощающим природные ресурсы. Такое природопользование, наряду с другими факторами, обеспечивает устойчивое развитие. Синтез результатов исследований естественных и гуманитарных наук, направленных на планирование и оптимизацию различных видов природопользования, осуществляет новое направление науки, зародившееся в последней четверти XX в., - рациональное природопользование. Объектом исследования этой науки является процесс взаимодействия природных и хозяйственных систем, что предопределяет необходимость синтеза географических, экономических, экологических, социальных знаний, характеризующих этот процесс.
Природопользование, являясь синтетической наукой, в основе своей имеет географические знания. Это объясняется тем, что география изучает как природные, так и социально-экономические территориальные системы и взаимосвязи между ними. Изучение пространственных закономерностей функционирования природных и социально- экономических систем в рамках географических исследований является отправной точкой всех исследований в области природопользования. Именно географам В. А. Анучину, И. П. Герасимову, К. К. Маркову, В. С. Преображенскому, а также экологу Н. Ф. Реймерсу принадлежит заслуга формирования теоретических основ этого нового научного направления, которые сочетают учение о принципах и методах использования природных ресурсов и условий, включая анализ воздействия человека на природную среду, мероприятия по её восстановлению и сохранению. Термин "природопользование" в середине XX в. ввел Ю. Н. Куражковский (1958), назвав так использование людьми природных ресурсов для хозяйства и здравоохранения, но только после выхода в свет в 1969 г. книги этого автора "Очерки природопользования" этот термин стал широко использоваться.
Главная цель природопользования как научного направления - поиск и разработка путей оптимизации взаимоотношения общества и природы, которые должны способствовать созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека. Это особенно актуально для современной России, перед которой стоит задача перехода к устойчивому развитию. На протяжении длительного периода экстенсивное развитие экономики страны, ведомственный (монопольный) характер использования природных ресурсов, неадекватная их экономическая оценка формировали систему природопользования, которая не отвечает критериям, обеспечивающим устойчивое развитие. Природно-ресурсный потенциал России, т. е. та часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность при существующих технических и социально-экономических возможностях общества при условии сохранения нормальных условий жизни человека, используется нерационально. Дальнейшее цивилизованное использование природных ресурсов России представляет собой важнейшую социально-экономическую и экологическую задачу, решение которой прямо направлено на сохранение природы как основы жизни на нашей планете.
Типы и виды природопользования
Природопользование подразделяется на:
1.рациональное;
2.нерациональное.
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие».
При нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала.
Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые используются человеком для поддержания своего существования. К ним относятся солнечный свет, вода, воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые и всё остальное, что не создано человеком, но без чего он не может существовать, ни как живое существо, ни как производитель.
Они используются в качестве:
- непосредственных предметов потребления (питьевая вода, кислород
- воздуха, дикорастущие съедобные и лекарственные растения, рыба и др.);
- средств труда, с помощью которых осуществляется общественное
- производство (земля, водные пути и др.);
- источников энергии (гидроэнергия, запасы горючих ископаемых,
- энергия ветра и др.).
Кроме того, природные ресурсы используются для отдыха, оздоровления и других целей.
Классификация природных ресурсов по следующим признакам:
1. по их использованию:
- производственные (сельскохозяйственные и промышленные);
- здравоохранительные (рекреационные);
- эстетические;
- научные.
2.по принадлежности к компонентам природы:
- земельные;
- водные,
- минеральные,
- животного и растительного мира.
3. по заменимости:
- заменимые (например, топливно-минеральныеэнергетиче ские ресурсы можно заменить
- ветровой, солнечной энергией);
- незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить
- нечем);
4.по исчерпаемости:
- исчерпаемые;
- неисчерпаемые.
Деление по признаку использования весьма условно, поскольку один и тот же ресурс, например вода в озере, может быть использован как для промышленных, сельскохозяйственных, так и для рекреационных целей или иметь большую эстетическую ценность.
Большой интерес для науки представляет деление природных ресурсов по признаку исчерпаемости. К неисчерпаемым ресурсам можно условно отнести солнечный свет, атмосферный воздух, воду, энергию ветра, падающей воды и т.д. Однако важно не только количество, но и качество этих ресурсов: например, не вода вообще, а вода, пригодная для питья; не воздух вообще, а воздух, пригодный для дыхания, и т.д.
Таким образом, часть даже количественно неисчерпаемых ресурсов может стать непригодной для использования ввиду изменения своего качества под воздействием человеческой деятельности.
Исчерпаемые природные ресурсы делятся на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые.
Невозобновимые ресурсы – это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее, чем используются человеком. К ним относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах земли. Использование этих ресурсов приводит к их исчерпанию. Главной экономической задачей является регулирование использования запаса этого вида ресурсов во времени.
К относительно возобновимым природным ресурсам относят почву и природные ресурсы, которые обладают способностью к самовосстановлению, но процесс этот происходит в течение десятилетий и даже столетий.
Возобновимые ресурсы – это ресурсы, способные к восстановлению через размножение или другие природные циклы (например, выпадение в осадок) за сроки, соизмеримые со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно озёр и морских лагун.
Человек, вооруженный техникой и стремящийся к максимальному потреблению, стал самым опасным живым существом на планете Земля. Он не только уничтожает другие виды животных и растений, но и изобретает все более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное, бактериологическое, химическое, тектоническое, климатическое и др.
Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и в гуманитарные.
Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования.
Так, существует экономика природных ресурсов, изучающая проблемы эффективного использования природных ресурсов в условиях различных типов экономик и различных природно-климатических зон Земли. Эта область изучает экономику первой стадии процесса природопользования - стадии извлечения и переработки природных ресурсов.
Вторая область - экономика загрязнения (экономика удаления отходов), исследует процессы использования такого особого природного ресурса, как ассимиляционный (поглощающий) потенциал природы. Важно, какой объем загрязнения причиняет минимальный ущерб природе и с помощью, каких экономических механизмов можно оптимально использовать ее поглощающий потенциал. Исследования в области экономики загрязнения имеют дело со второй стадией природопользования - удалением отходов производства.
Третья область исследования - экономика преродовосстановления и природоохраны - изучает экономические особенности третьей стадии природопользования, связанной с восстановлением и охраной природных богатств.
Цель природопользовании: осуществление комплексного воздействия на среду в целях постепенного повышения эффективности общественного производства, удовлетворения потребностей населения.
Основными задачами природопользования являются:
1) удовлетворение растущих потребностей общества в естественных ресурсах;
2) создание условий для расширенного воспроизводства естественных ресурсов, повышения продуктивности природной среды;
3) экономия общественного труда за счет повышения эффективности использования ресурсов;
4) рациональное экономное использование невозобновимых природных ресурсов;
5) целенаправленное преобразование ландшафтов.
Важнейшие принципы рационального природопользования:
1) соответствие характера и способов использования природных ресурсов конкретным местным условиям;
2) предвидение и максимально возможное предотвращение негативных последствий природопользования;
Описание работы
Актуальность проблем современного природопользования обусловлена заинтересованностью общества в сохранении высокого качества природной среды, более широкого и рационального использования природных ресурсов. Большое внимание, которое уделяется сейчас вопросам рационального природопользования, подтверждается появлением специального раздела в докладе Правительства Российской Федерации "Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации" для конференции в Иоханесбурге (2002 г.) и включением природопользования в список приоритетных на ближайшие годы научных направлений.
Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).
Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.
Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:
- - заповедная охрана, т.е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;
- - оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.
Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.
Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.
Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.
Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.
Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.
Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.
Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.
Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.
Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:
- - разработка основных принципов взаимодействия производственной и не производственной деятельности человека с окружающей средой;
- - оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;
- - поиск методов хозяйствования, учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;
- - разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;
- - создание новых законодательных экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсов и энергосбережения, внедрения более совершенной экологически чистой техники и технологий;
- - переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающие включение РФ в систему Международного экономического сотрудничества;
- - формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экологическую политику страны.