Учебные навыки самостоятельной работы и их совершенствование. Основные особенности развития навыков самостоятельной работы младших школьников

Хочу рассмотреть вопросы организации самостоятельной работы на уроках математики, так как считаю, что она способствует лучшему усвоению знаний, развитию навыков и умений по применению этих знаний, повышает уровень активности учащихся. Она дисциплинирует, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Следовательно, самостоятельная работа учащихся является одной из эффективнейших форм обучения.

В учебной деятельности важно, чтобы учащиеся учились не просто запоминать то, что говорит учитель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений.

Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его - решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Для успешного окончания школы учащиеся должны показать высокий уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, в т.ч. математики, поэтому задача преподавателя - найти к учащемуся индивидуальный подход, поддержать его. Значит, необходимо сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим всем требованиям содержания образования.

Мои ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, разному темпу работы. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий, с моей точки зрения, является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности, и формирования у учащихся стремления к самообразованию.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. На первых уроках формирования знаний и выработки умений и навыков большинство упражнений носит обучающий характер, они проводятся под руководством учителя. Однако степень вмешательства учителя в практическую деятельность учащихся будет определяться индивидуальными способностями ученика при усвоении знаний.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя.

Как правило, однообразие любой работы снижает интерес учеников к ней. Но в курсе математики часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он может быть достигнут необычностью содержания заданий. Удержать внимание учащихся помогают задания с занимательным сюжетом.

Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формирование?» . Для этого мы для начала рассмотрим, что же является самостоятельной работой?

Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемую без активной помощи «извне», когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднений и способы их устранения. Если в работах под руководством учителя с его стороны постоянно осуществляется контроль правильности действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо, быть может, от того, осознал ли он причины возникших затруднений, то

в самостоятельных работах ученик сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей . Для выполнения самостоятельной работы учащиеся должны приложить определенные усилия, выражая в той или иной форме результаты своих действий. Без самостоятельной работы невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока, как при изучении нового материала, так и его закреплении . В теории и практике наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ :

· По дидактическим целям,

· По уровню самостоятельности учащихся,

· По степени индивидуализации,

· По источнику и методу приобретения знаний

· По форме выполнения,

· По месту выполнения.

Самостоятельные работы по дидактическому направлению можно разделить на: обучающие и контролирующие.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового материала, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся при объяснении нового материала или сразу после объяснения, то - необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. Контролирующие самостоятельные работы рассмотрим несколько позднее.

Теперь перейдем к рассмотрению классификации работ по степени самостоятельности.

В зависимости от уровня подготовки учащихся им можно предложить:

· Самостоятельные работы по образцу,

· Реконструктивно-вариативные работы,

· Частично-поисковые работы (эвристические),

· Исследовательские самостоятельные работы.

При выполнении работ по образцу учащиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, направленной на овладение основными знаниями. При этом, предлагаемые задания выполняются по образцам и алгоритмам, представленными учителем или описанными в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, так как способствуют созданию условий для перехода учащихся к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Отличаются от предыдущего типа работ тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные, т.е. проявить более высокий уровень самостоятельности. Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся проявляют при выполнении частично-поисковых (эвристических) работ, требующих переноса знаний и умений в необычные, проблемные ситуации. Высшая же степень самостоятельности проявляется при выполнении исследовательских самостоятельных работ. Здесь, используя накопленные знания и умения при выполнении предыдущих типов самостоятельных работ, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.

С точки зрения классификации по степени индивидуализации самостоятельная работа может быть:

Ш фронтальной - учащиеся выполняют одно в то же задание;

Ш групповой - для её выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-5 чел.);

Ш парной - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;

Ш индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

· Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

· Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

· Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

· Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием. В этом случае учитель должен выступать консультантом, направляя ход мышления слабо успевающего ребенка. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Ныне все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы. В практике обычно используется до четырех вариантов разноуровневых заданий. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей.

Однако при реализации любого из рассмотренных подходов приходится преодолевать определенные трудности, связанные как с проверкой большого числа вариантов самостоятельной работы, так и с организацией обсуждения результатов ее выполнения. Решению поставленных проблем способствует использование самостоятельных работ, в которых дифференцирована лишь помощь, оказываемая учащимся . Основу такой работы составляют одни и те же задания, варьируется только система указаний для групп учащихся с различным уровнем подготовленности.

Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенными являются:

· Работа с книгой,

· Решение и составление задачи,

· Лабораторные и практические работы,

· Подготовка докладов и рефератов.

По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполнения - классные и домашние.

Успешному выполнению учащимися самостоятельной работы способствуют четкие указания учителя о ее цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом, решению задач, выполнению лабораторных и практических работ, написанию докладов и рефератов. Нельзя при этом пускать на самотек процесс формирования письменной и устной речи учащихся. Следует систематически при выполнении как устных, так и письменных работ, приучать полно, ясно, аргументировано излагать свои мысли.

Практический опыт показывает, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

При обращении к проблеме формирования навыков самостоятельно работы в процессе обучения, необходимым представляется решение ряда вопросов - вопросы, связанные с активностью учащихся в процессе самостоятельной работы, проблемы эффективности самостоятельной работы и др.

Несомненно, самостоятельная работа выводит на первый план активность учащихся, а сам учащийся как активная творческая личность является создателем своей культуры, эрудиции и будущей деятельности. Активность личности учащегося проявляется в постановке целей самостоятельной работы, её планировании, определении способов, самомобилизации и самоконтроле, оценке результатов. Самостоятельная работа учащихся требует интенсивного мышления, решения различных познавательных задач, ведения записей, осмысливания и запоминания учебной информации и т.д.

Самостоятельная работа является важным фактором теоретической и практической подготовки учащихся к предстоящей деятельности, формирования необходимых знаний, умений, навыков, нравственно-психических качеств. В современных условиях возросло значение ответственности самого учащегося, как за свою учебную деятельность, так и за развитие своего кругозора, знаний, как конкретно-предметного содержания, так и содержания общего. Именно стремление к самостоятельному приобретению знаний должно всемерно поощряться во всех системах образования.

Большое значение в процессе формирования навыков самостоятельной работы имеет её эффективность . Эффективность самостоятельной работы зависит от множества внешних и внутренних факторов - от содержания и сложности её задач, руководства со стороны старших товарищей, уровня знаний и общего развития обучаемых, их интеллектуальных знаний и умений, мотивов и установок, способов и приёмов учебной деятельности и т.д. Центральным условием эффективности самостоятельной работы учащихся является глубокое осознание её целей и способов, сознание самого себя как личности, которая сама направляет, организует и контролирует процесс учения и т.д.

Остановимся более подробно на уровнях развития навыков самостоятельной работы учащихся.

  • 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
  • 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящая, как правило, за пределы уровня памяти. На этом уровне имеет место обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но пока ещё типовых задач.
  • 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых. На этом этапе самостоятельная деятельность требует от учащегося способность к индуктивным и дедуктивным выводам, а также к элементам творчества.
  • 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решения, выработке гипотетического аналового и диалектического мышления.

Эти этапы формирования навыка самостоятельной работы ориентируют только на общий ход этого процесса. Применительно к каждому виду самостоятельной работы будут учитываться сугубо индивидуальные аспекты конкретного вида деятельности. Для более конкретного примера остановимся более подробно на формировании такого навыка самостоятельной работы, как самостоятельная работа с учебником.

Сущность самостоятельной работой с учебником заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путём вдумчивого изучения материала по учебнику и осознанию помещённых в нём фактов, примеров и вытекающих из них теоретических выводов . Основные характеристики такого вида самостоятельной работы заключаются в самостоятельном овладении учащимися материалом и в формировании умении учащихся работать с книгой. Формирование навыка самостоятельной работы с учебником - достаточно сложная деятельность. Она может быть возможна только при соблюдении соответствующих условий. Остановимся более подробно на процессе формирования навыка самостоятельной работы с учебником.

  • 1. Существенное значение для формирования навыка самостоятельной работы с учебником имеет, прежде всего, выбор темы для самостоятельного изучения. Как известно, не все темы учащиеся смогут усвоить без предварительной работы и обстоятельного объяснения учителем. Учитель может выбирать только те темы для самостоятельной работы, которые учащиеся в состоянии сами (без помощи учителя) выучить.
  • 2. Самостоятельной работе с учебником должна предшествовать обстоятельная беседа учителя. В этой беседе учитель должен, прежде всего, точно обозначить тему материала, дать общее представление о содержании, обратить внимание учащихся на тех вопросах, которые они должны усвоить, а также предложить советы по самостоятельной работе.
  • 3. В процессе самостоятельной работы учитель должен постоянно наблюдать за её ходом, контролировать этот процесс.
  • 4. Серьёзное внимание учитель должен обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новые знания в процессе самостоятельной работы. Так, весь процесс формирования навыков самостоятельной работы, по мнению известного учёного Б.П. Есипова, должен начинаться с самостоятельного чтения небольших художественных произведений, потом научно-популярных артикулов с последующим пересказом или ответами учащихся на вопросы.
  • 5. Нередко самостоятельной работе учащихся могут предшествовать демонстрация опытов и наглядных материалов с целью создания проблемной ситуации для более глубокого осознания изучаемых материалов.
  • 6. Самостоятельная работа учащихся может проводиться при сопутствующем выборочном чтении некоторых особо трудных для восприятия моментов.
  • 7. В процессе формирования навыка самостоятельной работы с учебником есть необходимость обратиться к повторению тем изученных ранее. Такое возобновление в памяти является одним из условий эффективности формирования навыка самостоятельной работы.

Это лишь один из примеров формирования навыка одного из видов самостоятельной работы в обучении. На этом примере можно сделать выводы не только об общем ходе деятельности по формированию таких навыков, но и о сложности этого процесса для развития и обучения детей.

    Сущность самостоятельной работы студентов (СРС)

    Основные направления организации самостоятельной работы

    Факторы успешного функционирования самостоятельной работы студентов

    Активизация СРС

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию н при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструктор, технолог, ремонтник, менеджер и т.д.).

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Ее формы разнообразны - это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основьшается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует:

Углублению и расширению знаний;

Формированию интереса к познавательной деятельности;

Овладению приемами процесса познания;

Развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Основные направления организации самостоятельной работы

Рассмотрим ведущие педагогические аспекты и основные направления организации самостоятельной работы. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе - лекции, практические, лабораторные занятия, семинары - обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает основы для ее ориентации.

На лекции преподаватель рекомендует студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки.

Семинарские и проектные задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами кафедр разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.

4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т.д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы.

В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Факторы успешного функционирования самостоятельной работы студентов

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

1. Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы.

2. Сочетание всех уровней (типов) СРС.

3. Обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).

4. Формы контроля.

Для этого преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику. Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на СРС в том числе. Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля. Сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики:

Методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

Сложность знаний, соответствующая "зоне ближайшего развития" (по Л. С. Выготскому) студентов, т.е. посильность выполнения;

Последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;

Дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;

Деятельностная ориентация самостоятельной работы. Ориентируясь на четыре компонента содержания образования - знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, - целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Например, в техническом вузе следует помнить о том, что будущий инженер должен обладать способностью конструировать новые машины и механизмы, создавать новые технологии, уметь плодотворно взаимодействовать с людьми других профессий, связанных с ним единым производством. Кроме того, уровень эффективности его труда зависит от уровня общей культуры. Чем он выше, тем шире его кругозор и способность к ассоциативному мышлению, тем реальней возможность четко формулировать и решать проблему. Высокий уровень культуры определяет запас знаний, которые сегодня не нужны, но завтра могут понадобиться специалисту в его профессиональной деятельности.

При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели должны руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии с инженерной специальностью. Подход инженера всегда феноменологичен, т.е. он руководствуется элементарно-системной концепцией. Для него важны система и ее элементы, связи между ними. Инженерный труд основан на синтезе знаний, включая экологию, экономику, эргономику и т.д. Инженерное исследование и проектирование трансформируют идеи в мысленные модели, а затем в расчетные схемы. Главным для инженера являются не углубленные знания, а порождение нового на основе знания. Ведь само слово "ingenieur" в буквальном переводе с французского означает "изобретатель".

Все эти принципы следует закладывать в разработку заданий для самостоятельной работы студентов. Профилирование заданий, таким образом, предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности, связанные с формированием "инженерного мышления".

Все вышеизложенное позволяет сформулировать ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины в вузе:

Отбор и подача материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;

Материал заданий должен быть методолorичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

В теоретической части любой дисциплины должно быть выделено фундаментальное ядро знаний; выявление и демонстрация множественных связей между "ядрами" помогут создать в сознании студентов научную картину мира и современную методологию познания;

При составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить студентов формированию мысленной модели объекта и обоснованию выбора расчетной схемы.

Говоря об индивидуализации обучения, а следовательно, разработке индивидуальных заданий для СРС, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть "тугодумы", люди с "быстрым мозгом", "генераторы идей" и люди, великолепно доводящие эти идеи до конца. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. Очевидно, что разные характеры, дополняя друг друга, гармонизируют общество. При выполнении СРС нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:

Аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся,

подготовленных лучше;

Необходим регулярный контроль (машинный и безмашинный) успешности выполнения СРС и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;

Для успешности СРС необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к планированию собственной работы;

Пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

Пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;

При изучении любой дисциплины желательно проводить "входной контроль", лучше всего используя АОС. Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;

Задания для СРС могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле;

На практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультирование более слабых студентов, проводя с "консультантами" дополнительные занятия.

Активизация СРС

В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации СРС. Вот наиболее действенные из них.

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.

7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

13. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.

14. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь.

15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

16. Использование АОС для самоконтроля студентов.

Пути дальнейшего совершенствования CPC

Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. Заслуживают внимания такие конструктивные предложения, как:

Организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к НИРС и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;

Включение СРС в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;

Создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС;

Разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;

Ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

Коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

Разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

Индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом СРС;

Проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает:

Увеличение числа часов на СРС;

Организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на СРС сразу или поэтапно;

Создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;

Доступность лабораторий и мастерских (для самостоятельного выполнения лабораторного практикума);

Отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.