Географическое положение Брянщины. Около моста стоит знак

Донецкий край - наша Родина, родная земля. Здесь жили наши предки. Они защищали ее от врагов, чтобы передать нам. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги. Эта земля кормит нас и согревает. Сюда мы возвращаемся из путешествий по другим странам и областям. Донецкий край... Для кого-то это родной дом, теплый майский ветерок, буйные травы степи и беззаботное детство. Для кого-то - лучи яркого солнца, режущего глаза после мрака забоя угольной шахты, а для кого-то -городской пейзаж с терриконами и заводскими трубами. Есть в нашем крае и множество живописных мест, где можно отдохнуть от городской суеты, побыть наедине с природой. Нам выпало счастье жить на этой земле, любоваться ее красотой, пользоваться ее дарами. И в наших силах сделать ее еще прекраснее, сохранить ее для своих детей и внуков. Чтобы стать настоящим хозяином родной земли, нужно научиться понимать ее, узнать законы, обеспечивающие ее гармонию, и никогда не нарушать их. И поможет нам в этом наука о родной земле - география родного края, или краеведение.
Курс географии родного края состоит из таких разделов: «Донецкая область и ее географические исследователи», «Общая характеристика природных условий и природных ресурсов», «Физико-географическое районирование», «Взаимодействие человека и природы». Эти разделы расскажут о прошлом и настоящем края, его географическом положении в природных условиях, ресурсах и влиянии человека на них.

Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения.
Изучая географию родного края, вы узнаете о размерах и географическом положении нашей области, о природе и ее огромной ценности для человека. Родина - это такое место на Земле, где ощущаешь себя дома, где окружающие люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению. Это место, которое вспоминаешь со щемящей тоской, находясь на чужбине, куда хочется вернуться, которому хочется поклониться.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Наш край - Донецкая область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Донецкая земля - свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Краеведение - это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью. Это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краеведы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной н духовной культуре народов.

Содержание
Вступление
§1. Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения
§2. Географическое положение Донецкой области
§3. Положение области в пределах часовых поясов
§4. Изображение Донецкой области на географических картах
§5. Использование топографии при изучении родного края
§6. История образования Донецкой области
§7. Исследование территории Донецкой области
§8. Основные формы рельефа
§9. Особенности тектонического и геологического строения
§10. Полезные ископаемые
§11. Развитие форм рельефа
§12. Основные климатообразующие факторы
§13. Характеристика климата Донецкой области
§14. Сезонные изменения погоды
§15. Неблагоприятные погодные явления
§16. Изменение климата. Климатические ресурсы
§17. Внутренние воды. Реки Донецкой области
§18. Озера. Водохранилище. Каналы. Болота
§19. Подземные воды
§20. Водные ресурсы
§21. Почва. Формирование почвы
§22. Типы почв Донецкой области
§23. Земельные ресурсы
§24. Растительный мир Донецкой области
§25. Животный мир Донецкой области
§26. Биологические ресурсы. Красная книга
§27. Природные комплексы Донецкой области
§28. Физико-географическое районирование Донецкой области
§29. Степная природная зона
§30. Азовское море
§31. Современные ландшафты
§32. Геоэкологическая ситуация в Донецкой области
§33. Охрана природы
§34. Природоохранные объекты.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физическая география родного края, Панкина В.Е. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

В термин “краеведение” внедрялось различное содержание. В 30-х годах XX в. оно разбиралось как метод комплексного изучения какой-либо конкретной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам на небольшой территории /13/. В 40-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно соучаствующее в созидании всего края на основе всеобщего его изучения /13/. В том числе были высказывания о нем как об особом направлении в науке, предмете преподавания.

А.С. Барков говорил, что “краеведение это комплекс научных дисциплин, отличающихся по содержанию и частным методам исследования, но основной в своей совокупности к научному и всестороннему изучению родного края в интересах социалистического строительства /2/.

Краеведением занимаются историки, специалисты естествознания, специалисты языка и литературы, архитекторы, труженики искусств. Следовательно “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т.п. вплоть до археологического /2/.

Но ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов изучения, как в географии. А.С. Барков считал, что “объект и методы изучения географии и краеведения схожи. Последнее позволено и должно рассматривать подобно “малой географией, правильнее, как малое страноведение. Л.С. Берг называет краеведение географией родной земли /3/.

Говоря о краеведении, почаще всего понимают его собственно как краеведение географическое, в вопросы которого входит всеобщее, синтезированное исследования родного края. В краеведении, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что исследуется территория, определяемая термином “родной край”.

Географическое изучение родного края необходимо для всех специалистов-предметников, а географ и должен, увязывая различные наблюдения с географией, явиться естественным объединяющим центром общей краеведческой работы /5/.

Вытекая из задач, краеведение необходимо отличать по формам его организации. В процессе совершенствования сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исполкомов Советов депутатов трудящихся, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность профсоюзными организациями. Домами культуры, клубами; в последнем случае краеведение называют общественным.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения -- руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников.

Схема №1, показывающая структуру школьного краеведения /3/

Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя -- верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В преподавании географии краеведение -- одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

В школьном краеведении нужно всегда помнить его учебную ценность. В связи с этим маркируют учебное краеведение, его содержание и натура определяются учебной программой, и не программное краеведение, вопросы и содержание которого создаются в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной прогулки или экскурсии. А так же в них обязательно участие учащихся всего класса. В не программном краеведении учащиеся принимают участие на добровольных началах. Это туристские слеты по своему краю, школьные экскурсии, экспедиции и пр.

Организация и отношение к учебной программе этих обоих видов школьного краеведения отличны, но в то же время они между собой очень связаны, потому что при изучении родного края для всестороннего его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского слета происходит сбор краеведческого материала, выполняются всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т.д. Общим является также уверенное руководство руководителя всей работой.

Школьное краеведение преследует две задачи: одна из них -- многогранное изучение свое края и накопление краеведческого материала, знаний, другая -- приобщение этого материала в преподавании. Они между собой очень связаны: решение первой открывает путь к открытиям второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний -- главное назначение учебного краеведения.

Краеведение воссоздает условия для наилучшего понимания природных и общественных явлений. Школьники на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”.

Краеведческий принцип дает возможность развивать преподавание географии соответственно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Обладая представление о природе и ее закономерностях, а также о народе и хозяйстве родной местности, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России и Республики, а также зарубежных стран. Точное проявление процессов развития географической среды в ближайших местных школах и их изучение помогают воспитанию правильных представлений о многих вещах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для реального наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные составляющие его компоненты, так же, служат тем уже известным и доступным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому преподаватель может с успехом прибегать для пояснения, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихся по изучению родины -- средство для непосредственного познания географических явлений.

Важнейшее предназначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность школьникам в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую реальность в соотношениях и связях ее отдельных составляющих и результаты наблюдений применять на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географического знания. Поэтому устраняется абстрактность географических понятий и легкое их усвоение.

В школьной программе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только опираясь на краеведческий материал. Опыт работы многих преподавателей показывает, что понятия о русле реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Преподавание с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так, например, представления о формах поверхности будут правильными, если они сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборот останутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только на основе описаний учителя или учебника. В школе приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит.

И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее. Поэтому, чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая ценность.

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т.д.

Благодаря краеведению преподавание географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на “словесных схемах”. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не быть только связанным с работой в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям. Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду.

Велико значение школьного краеведения и охрана природы. Закон гласит, что “охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.

Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в посильный общественно полезный труд и тем самым принять участие в коммунистическом строительстве и дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. В одних случаях это может быть работа для местных организаций, связанная с помощью в выполнении ими производственного плана, в других случаях -- культурно-просветительная деятельность среди населения. Имеется немало примеров, когда школьники находили новое сырье для местного производства, обнаруживали месторождения полезных ископаемых, получали ценные для хозяйственного строительства результаты от исследования режима местных рек, прудов и озер, собирали дикорастущие плоды и растения, вели планомерную охрану природы, озеленяли дороги и поселки и т.д. Нередки случаи, когда школьники успешно выполняли специальные задания плановых, хозяйственных строительных организаций или научных учреждений.

С другой стороны, можно привести много примеров, когда краеведческие изучения привлекали внимание местных организаций к природоохранительной деятельности на территории родного края. Ученики Митрофановской средней школы Воронежской области, изучая Евдокимовские овраги дали предложения по прекращению их роста местному лесничеству: овраги обсажены деревьями и кустарниками.

Юные краеведы средней школы рабочего поселка Чишмы изучали причины усыхания озера Аслыкуль, расположенного в районе г. Уфы. Полученный материал позволил сформулировать практические предложения, которые местным Советом депутатов трудящихся были одобрены и претворены в жизнь: на соседней речке поставили плотину -- часть воды пошла на пополнение озера.

Примеров того, как школьное краеведение служит хозяйственным запросам, требующим учета местных природных и экономических условий, очень много. Когда краеведческие наблюдения приобретают практическое значение, они вызывают у школьников сознание необходимости участвовать в коммунистическом строительстве родного края.

Краеведение -- самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний п умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н.К. Крупская писала:

“Прежде всего, школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений вырабатывает материалистические взгляды, воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней. На местных примерах понятнее раскрываются научные закономерности, на основе которых действеннее может проводиться атеистическое воспитание школьников. Атеистическому воспитанию помогает и разоблачение разного рода суеверий и преданий религиозного характера, которые могли сложиться на территории края. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания советского патриотизма.

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека, прежде всего, связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Это очень хорошо выражено у К. Симонова в стихотворении “Родина”:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такою,

Какой ее ты в детстве увидал.

Известно высказывание М.И. Калинина: “Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать наши богатства /59/. Краеведение прямая дорога для достижения этой цели.

Урок географии в 6-м классе.
Обобщение и повторение изученного материала по курсу: «География родного края»
Шурубкина Татьяна Леонидовна, учитель географии и истории
Тип урока: обобщающее повторение
Форма проведения: урок-игра
Виды работ: групповая, с картой, слайдами.
Цель: Создать условия для творческого повторения и обобщения изученного материала по географии родного края.
Задачи:
1.Обучающие: Создать целостное представление о родном крае как природном комплексе; обобщить, систематизировать и закрепить географические знания умения и навыки всеми учащимися.
2. Развивающие: Активизировать развитие пространственного мышления, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; выявлять действие общих географических закономерностей на примере Брянской области.
3. Воспитывающие: Формирование географической культуры, развитие интереса и воспитание любви к своей Родине.
Оборудование: физическая карта РФ, физическая карта Брянской области, слайд-презентация.
Ход урока
1.Организационный момент. Тема. Цель.
Сегодня мы проведем урок в форме игры «Счастливый случай»
«Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое»
(А. Е. Ферсман)- Родной край, Брянщина! Как можно не любить ее природу! Каждое дерево, каждый кустик дороги нам, волнуют нас. «Облик родной земли, ее свет, ее воздух заполняют нам душу с детства и живет в нас до конца наших дней. Что бы мы ни делали, о чем бы мы ни думали – он везде с нами, он кладет свой свет на все наши чувства и помыслы». Эти замечательные слова принадлежат А. К. Толстому, нашему земляку.
Ребята, на протяжении почти двух месяцев, мы изучали географию родного края. Пригодятся ли нам в жизни знания о нашей Брянщине?
Класс делится на две команды: «Синие» – «Зеленые». Перед началом игры команды располагаются по разным сторонам классной комнаты. Учитель – координатор. На доске фиксируется количество заработанных очков. На столе два закрытых пакета (синий и зеленый) с заданиями для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий: кому достанутся вопросы из синего конверта, кому - из зеленого. В конце урока баллы подсчитываются, оценивается работа в командах. Кроме того, каждый участник сможет сам себя оценить, насколько хорошо он знает пройденный материал, как работал на уроке, что получилось, над чем нужно поработать еще. Я надеюсь, что все у вас получится!
1 гейм. «Адрес родного края».
Каждая команда получает 5 вопросов. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Вопросы команде «Синие».
На каком материке и в какой его части находится Брянская область?
Какова площадь области?
С какими зарубежными странами граничит область?
Какое море является ближайшим к областному центру?
Что находится севернее Москва или Брянск?
Вопросы команде «Зеленые».
В каких полушариях расположена область?
В какой стране и в какой ее части?
Назовите равнину на которой расположена область
С какими областями РФ граничит Брянщина?
Что расположено западнее Санкт-Петербург или Брянск?
2 гейм. Природа Брянщины.
На обдумывание ответа отводится 30 секунд. Произносится факт, члены команды должны объяснить причину данного факта и установить следствие. Например: рельеф области равнинный т. к. в основании расположена платформа, следовательно, земная кора испытывает медленные вертикальные движения; землетрясения на территории области маловероятны. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами.
Задание команде «Зеленые»
Рельеф области равнинный.
Четыре времени года.
Дерново-подзолистые почвы.
Задание команде «Синие»
На территории области преобладают ветры западного направления.
Реки и озера зимой покрыты льдом.
Зона смешанных лесов.
3. гейм. «Эрудит»
В течение 2 минут командам нужно ответить на возможно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы командам:
«Зеленые»:
Что расположено на гербе г. Брянска
Магматические или осадочные горные породы залегают ближе к поверхности
Где расположен самый крупный овраг области
Средняя температура июля
Больше осадков выпадает летом или осенью
Когда бывает «Бабье лето»
Самая большая река области
Имеются ли на территории области ледниковые озера
Где распространены аллювиальные почвы
В каком лесу растет черника.
Животные, занесенные в «Красную книгу» Брянской области
Пример антропогенного ландшафта
«Синие»
Какое дерево расположено на гербе Брянской области
Какие топливные полезные ископаемые есть на территории области
Где находится самая низкая точка области
В каком климатическом поясе лежит область
Средняя температура января
Какую погоду принесет западный ветер зимой
Куда впадает р. Ипуть
Самое крупное озеро области
Что такое чилим
Приведите пример беллигеративного ландшафта
«Брянский лес» - это…
Численность населения Брянской области
4. гейм. «Видеовопросы».
В течение двух минут команды рассматривают предлагаемые им изображения и озаглавливают их. (Приложение)
Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
5. гейм «Покажи меня»
Каждая команда получает карточки с заданиями, готовиться 30 секунд и показывает на настенной карте географические объекты Брянской области.
«Зеленые»
г. Брянск;
г. Трубчевск;
г. Дятьково;
Смоленско-Московская возвышенность;
р. Ипуть;
р. Снов;
оз. Кожаны;
заповедник «Брянский лес»
«Синие»
г. Клинцы;
г. Стародуб;
г. Новозыбков;
Среднерусская возвышенность;
р. Десна;
р. Беседь;
оз. Святое;
с. Переторги5. гейм. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания командам было предложено разработать туристский маршрут по уникальным местам Брянской области. Каждый член команды готовил один объект, после чего команда составляла общую презентацию. Просмотр презентаций команд и их оценивание по пятибалльной шкале.
В конце игры подводятся итоги, подсчитываются баллы. А теперь дайте оценку своей работе на уроке. Перед вами лежат жетоны трех цветов:
Зеленый цвет – я все задания выполнил успешно;
Желтый цвет – я испытывал некоторые затруднения;
Красный цвет – у меня сегодня ничего не получилось, нужна помощь.
Выберите жетон, который соответствует вашему мнению.
Обмен мнениями и выставление оценок.


Приложенные файлы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 97 Дзержинского района г.Волгограда» Программа внеурочной деятельности «
География родного края
» Автор-составитель: Подкуйко Г. Ф. учитель географии МОУ СШ № 97 г. Волгограда г. Волгоград. 2016

Программа курса «География родного края»
8 класс, 17 часов Пояснительная записка Программа «География России» предусматривает рассмотрение вопросов географии Волгоградской области в размере 12 – 13 часов после изучения: в 8 классе в рамках курса «Природа России» и в 9 классе – «Население и хозяйство России». Этого недостаточно для более подробного знакомства с особенностями природы Волгоградской области, условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения. Также недостаточно времени для комплексного знакомства с родным городом. .Поэтому есть необходимость в создании отдельной программы по изучению «Географии Волгоградской области». В основе лежит комплексный подход. Данная программа предусматривает изучение географии Волгограда, а также Волгоградской области. Формирование представления учащихся о территориальном разнообразии мира (природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном и иных уровнях) на локальном уровне (свой город, своя область) позволит сделать обучение географии родного города, области более значимым для личности учащихся, расширить краеведческие знания о нем.
Основные цели курса:
- Расширить историко – географические представления школьников о Волгограде, Волгоградской области; - Способствовать развитию интереса к изучению родного края.
Задачи курса:

Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по комплексному изучению родного края; - применение учащимися уже сформированных у них умений и навыков с целью получения новых знаний по географии своего края; - создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир. Требования к знаниям и умениям учащихся:
1.

Показывать:
- волгоградскую область и город Волгоград на карте, - реки, озера, водохранилища, канал, - природные зоны края, - охраняемые территории, - крупные населенные пункты, - основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
2.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития, -численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
3.

Определять:


4.

Описывать

5.

Объяснять:

6.

Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов.
Содержание курса

№ Название темы Количество часов 1. Введение 1 1. Природные особенности 8 2. Социально – экономическая характеристика Волгограда и Волгоградской области 8
Календарно -тематическое планирование «География в вопросах и ответах»
№ Название темы и разделов Кол- ко часо в Цели Форма учебной деятельности По плану фактич ески 1. Введение Географическое положение (ГП) Волгограда и Волгоградской области на карте: координаты, положение по отношению к природным объектам (рельефу, гидрологической сети) путям сообщения. 1 Познакомить об –ся с положением области на карте мира и карте России. Уметь определять координаты города. Лекция учителя ПР.№1: работа с контурной картой и атласом (оценка физико- и экономико- географического положения)
РАЗДЕЛ 1
. Природные особенности (10 часов) 2. Геологические и палеонтологические события, происходившие на месте нашего города миллионы лет назад. 1 Знать историю формирования рельефа Волгоградской Лекция учителя. Просмотр фильма «Куда ушло море».
области. 3. Геологическое строение территории города и его окрестностей. Рельеф территории Волгограда и Волгоградской области. Характерные изменения рельефа в результате градостроительства. 1 Знать основные формы рельефа области. Лекция учителя. Работа с картой. 4. Недра, полезные ископаемые и природные ресурсы Волгоградской области. 1 Знать полезные ископаемые области и места их залегания. Урок – диспут. «Чем богата и бедна Волгоградская область». 5. Факторы, формирующие климат. Климат Волгоградской области. Средние месячные величины температуры воздуха, кол –во осадков. Климатическая характеристика сезонов года. 1 Знать факторы влияющие на формирование климата области. Уметь характеризовать климатические области. Беседа. Составление климатических диаграмм.
6. Волга – главная водная артерия, ее правые и левые притоки, характер течения, гидрологический режим, качество воды. Донской бассейн.Озера, пруды, родники. Значение Волго – Донского канала. 1 Знать основные реки и озера области. Уметь показывать их по карте. Давать характеристику рек по плану. Выявлять источники загрязнения рек. Урок – диспут. «Загрязнение вод». Творческая работа: выявление источников загрязнения, влияние на здоровье человека; проекты решения проблем охраны водных ресурсов. 7. Положение Волгограда и Волгоградской области в зоне степей, полупустынь. Типичные ландшафты. Ресурсы Волгоградской области. 1 Знать природные зоны области. Уметь по плану давать характеристику природных зон. Творческая работа: научно – художественное описание природных зон. Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах. 8. Охраняемые территории Волгоградской области. Памятники природы. Красная книга. Правила поведения в природной среде. 1 Знать особо охраняемые территории Волгоградской области. Лекция учителя. Просмотр фильма «Природные парки Волгоградской области». 9. Почвы и почвенные ресурсы Волгоградской области. Типы почв. Охрана почв. 1 Знать основные типы почв области. Уметь показывать их по карте Лекция учителя. Работа с картой.
РАЗДЕЛ 2.
Социально – экономическая характеристика города Волгограда и
Волгоградской области. 10. История заселения и освоения территории Волгограда и Волгоградской области. Историко –культурная справка. 1 Знать историю заселения и освоения территории Волгоградской области. Объяснять различия в заселении области Лекция учителя. Презентации учащихся. 11. ГП Волгограда. Герб города. Этапы развития города. Положение Волгограда на административной картах области и страны. Расстояния. Положение в часовых поясах. 1 Знать историю герба, города. Уметь положение города на картах мира и России. Лекция учителя. Доклады учащихся. 12. Национальный состав населения. Волгограда и Волгоградской области. Религии, исповедуемые населением Волгоградской области. 1 Знать особенности национального состава населения города и области. Диалог с учениками. Творческая работа: 13. История формирования городов Волгоградской области 1 Знать историю формирования городов области. Рефераты обучающихся. Посещение краеведческого музея. 14. Казачество. Традиции, быт, культура Донского казачества. 1 Знать историю казачества. Их традиции, быт. Лекция учителя, сообщения учащихся. 15. Народное хозяйство. Общая характеристика и особенности развития народохозяйственного комплекса Волгоградской области.Экономико – географическая характеристика отраслей 1 Знать особенности хозяйства области. Прогнозировать развитие экономики области. Лекция учителя. Экскурсия на предприятия города.
специализации: история формирования. Перспективы развития. 16. Сельское хозяйство Волгоградской области. Ведущие отрасли. Значение зернового хозяйства в экономике области. Развитие основных отраслей животноводства. Проблемы в сельском хозяйстве. 1 Знать основные отрасли с/х области, проблемы отрасли Диалог с учащимися 17. Экологическое состояние природной среды Волгограда и Волгоградской области. Влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье населения. 1 Знать влияние экологического состояния окружающей среды на человека, антропогенные изменения природы. Урок - диспут Требования к знаниям и умениям учащихся:
7.

Показывать:
- Волгоградскую область и город Волгоград на карте, - Основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
8.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития,
-численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
9.

Определять:
- -координаты города Волгограда, поясное время, - основные климатические показатели,
10.Описывать
-географические явления, объекты, - природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей, - антропогенные изменения природы, - основные этапы становления города Волгограда, периоды формирования хозяйства Волгоградской области, - социально – экономические особенности города Волгограда.
11.Объяснять:
- природные особенности географических объектов и явлений, - опасные природные явления и правила поведения, - различия в освоении территории Волгоградской области - современные социально – экономические и экологические проблемы Волгограда и Волгоградской области.
12.Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов

Литература
1. Энциклопедия Волгоградской области / Гл. редактор О.В. Иншаков и др.; Волгоградский государственный педагогический университет. – Волгоград: «Издатель», 2007. - 550 с. (соавторы: В.А. Брылёв, Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.М., Козина О.В.Трофимова И.С., Н.В., Славгородская Е.Н. и др.). 2. Энциклопедия Волгоградской области / под ред. О.В. Иншакова. 2-е изд., доп. – Волгоград: Издатель, 2009. (соавторы: Брылев В.А., Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.П., Козина О.В., Корхова Ю.А., Мелихова Е.В., Пряхин С.И., Трофимова И.С., Славгородская Е.Н. и др.). 3. Во имя российской науки. Очерки по истории географических исследований Волгоградской области. Часть 1 (с древнейших времен до конца XVIII века) / С.Н. Моников. – М.: Планета, 2011. 4. Волгоградская область: природные условия, ресурсы, хозяйство, население, геоэкологическое состояние: кол. монография / В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.П.Дьяченко и др. - Волгоград: Изд-во "Перемена" 2. Географический атлас-справочник Волгоградской области: учебное пособие / авторский коллектив: В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н.Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанов, А.Ф.Ширшов. - М.: Планета, 2012 3. Природные комплексы и биоразнообразия долины Нижней Волги: учебное пособие / пд ред. Г. Ю. Клинковой. В. А. Селищевой. - М. : Планета, 2011. (соавторы: В.А. Брылёв, Т.Н. Буруль, Н.П. Дьяченко, С.Н. Моников и др.). 4. Географический атлас-справочник Волгоградской области. 2-е изд., перераб. и исправл. / Под ред. В.А.Брылёва. - Москва: Планета, 2012. - . (соавторы: С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н. Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанова, А.Ф. Ширшов). 5. Интернет - ресурсы


В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

В современном образовании все больше внимания уделяется краеведческому аспекту. Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, её истории, природе и традициям. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя в окружающей природе. Благодаря краеведению, в географии применяется важное дидактическое правило: от известного - к неизвестному, от близкого - к далекому, реализуется принцип связи обучения с жизнью, широко используются межпредметные связи.

Однако краеведческий материал, в основном, рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала с 6 по 8 класс. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. В 9 классе тема «Свой край» завершает весь географический цикл. В процессе изучения Воронежской области, учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов, рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций.

Краеведческий материал я применяю в разных формах и на разных этапах урока:

В начале урока, во вступлении;

При актуализации знаний;

При изучении нового материала;

При закреплении;

В домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

Социализация личности ученика;

повышение уровня духовно-нравственной культуры;

Воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Краеведческий материал на уроках географии призван сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.

Применение краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал я использую и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.