Как поступить в институт и не сойти с ума. Советы психолога

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Если ты в этом году каким-либо причинам не смог поступить в ВУЗ, тогда эта статья написана специально для тебя. Здесь мы рассмотрим ваши возможные варианты действий, если вам не удалось поступить в то или иное высшее учебное заведение.

«Я не поступил в университет, институт, ВУЗ...» — подобная фраза возникает у многих абитуриентов. Кто-то начинает рвать на себе волосы, кто-то впадает в глубокую депрессию.

В общем, нет ничего хорошего в том, что вы не смогли поступить… Или есть? Читайте далее и вы поймёте, что нет ничего ужасного в том, что вам не улыбнулась удача в этом году.

Далее мы вам расскажем о различных способах вашего времяпрепровождения, т.е. речь пойдёт о тех делах, которыми можно заняться, если вы не смогли поступить в ВУЗ. Выбирайте для себя подходящий вариант.

Самый главное «действие», если вы не поступили , — это ни в коем случае не упускать руки! Не переживайте! Это даже, скорее, не вариант действия, а внутренняя установка.

Всё нормально, вас никто не убьёт за то, что вы не смогли пройти конкурс на бюджетное место (на платную основу поступить можно практически со 100% гарантией).

Возможность для себя, в первую очередь. Для саморазвития, самообразования. Ведь большинство из ваших друзей, кто хотел поступить в университет, поступили, так?

И они сразу же, с сентября начинают методично, можно даже сказать, «топорно» посещать лекции по расписанию. Затем сдавать контрольные и зачеты с экзаменами.

Хотя мы и писали в своей статье: Жизнь студента: справка для первокурсника , что студенты могут самореализоваться в стенах университета, однако же, подобная самореализация ограничена гнётом учебы.

Учёба, учёба, учёба, лекции, лекции, лекции. И так изо дня в день. Никакой свободы! Другое дело вы, ну не поступили, что и что из этого? Зато вы имеете уникальную возможность заняться тем, чем вам по-настоящему нравиться заниматься.

Далее мы расскажем вам про некоторые из возможных занятий, а пока коснёмся практически неизбежных последствий, которые появяться практически сразу же, после того, как вы поймёте, что не смогли поступить в ВУЗ.

Армия для парней, которые не смогли поступить в ВУЗ сразу после школы, практически неизбежна. Конечно, если вы не совсем здоровый человек, то в армию вы не пойдёте. Но большинство бывших школьников, не сумевших поступить (или просто не пожелавших дальше учиться) идут в армию.

Армия, армия. Все вокруг опасаются этого слова, как будто армия - это война. Есть, конечно, неприятные ситуации и в армии (а где их вообще нет?)

Простите, вас могут также избить, когда вы учитесь в университете? Всё относительно. Поэтому, если вас судьба направила служить России, опять же, рассматривайте эту ситуацию как возможность для себя. Ведь армия - это целая школа жизни.

Если вы адекватный человек, который имеет в себе жёсткий стержень нравственности, т.е. если вы порядочный, исполнительный, справедливый и сильный духом человек, тогда вас вряд ли коснуться армейские проблемы. Сильных, во всех смыслах, людей всегда уважают и боятся.

Поэтому, если вам предстоит пойти осенью в армию, тогда за летнее время постарайтесь развить перечисленные выше качества. Также было бы неплохо стать более крепким физически.

Поэтому, пока есть время, занимайтесь физическими упражнениями, развивайте мускулатуру, станьте более выносливым (бегайте с тяжёлым грузом). Если вы заранее проделаете те вещи, которыми вам предстоит заниматься в армии, тогда вы будете уверены, что армейская жизнь будет для вас вполне сносной.

У многих студентов всегда остро стоит денежный вопрос. Они не могут заработать денег, т.к. учатся. А вы-то можете! Поэтому ещё один из вариантов действий, если вы не поступили - это пойти работать. Только сразу же предупреждаем: если вы всё-таки хотите в следующем году снова попробовать свои силы в поступлении, не ставьте работу на первое место! Работа должна быть, своего рода «университетом».

Как понять «университетом»?

Здесь под словом «университет», понимаем следующее: во-первых, работа поможет вам не отвыкнуть от графика ранних подъёмов (на неё, скорее всего, придётся также рано вставать, как вы вставали в школу), а, во-вторых, работа - это полноценный университет практики.

Ведь в обычном университете вы, по большому счёту, будете изучать почти одну теорию. Поэтому, если вы хотите поступить в следующем году в ВУЗ, тогда постарайтесь найти себе такую работу на год, которая будет близка с вашей предполагаемой специальностью в ВУЗе.

Например, вы хотите поступать на маркетолога. Тогда устройтесь промоутером или подобным специалистом, близким к маркетинговой области.

Тем самым, если вы сможете поступить в университет на будущий год, у вас будет неоспоримое преимущество перед своими «зелёными» одногруппниками. Вы уже будете на практике знать, что представляет собой работа маркетолога (промоутера).

Да и на экзамене практические навыки вам помогут вспомнить теорию, которую будут спрашивать преподаватели.

Видите — опять вы нашли для себя возможность, а не проблему. На всё можно посмотреть с разных точек зрения, помните об этом.

Если вы не поступили в ВУЗ и-за плохого ЕГЭ и вам очень хочется, чтобы в следующем году прийти в приёмную комиссию с более высокими баллами, тогда посвятите этот год подготовке к пересдаче ЕГЭ.

Как подготовиться к пересдаче ЕГЭ?

В принципе, тут можно пойти несколькими путями. Мы расскажем вам о 3-х самых распространённых.

4.1 Самостоятельная подготовка .

Конечно, самым распространённым способом будет самостоятельная подготовка. Если вы будете готовиться целый год к пересдаче ЕГЭ - вы 100% получите очень высокие баллы на пересдаче и поступите туда, куда пожелаете! Главное - методичная подготовка изо дня в день.

О том, как правильно готовиться к ЕГЭ вы можете почитать в статье: Как подготовиться к ЕГЭ за год?

Та статья посвящена тем, кто будет готовиться, параллельно учась в 11 классе. Так что у вас будет преимущество в этом плане, т.к. вы не будете разбрасывать своё внимание на разные общеобразовательные предметы, а сконцентрируете все свои усилия на конкретных предметах, необходимых для пересдачи.

4.2. Запись на групповые занятия .

Если вы предпочитаете самостоятельным занятиям групповые, тогда вы можете записаться в группу для подготовки к ЕГЭ. В этом есть определённые плюсы.

Вы всегда можете спросить у классифицированного специалиста, который будет проводить у вас занятия, все интересующие или непонятные моменты в том или ином вопросе. Правда, стоят такие курсы недёшево. Однако вас никто не заставляет посещать по каждому предмету отдельный курс.

Записывайтесь лишь на групповые занятия по такому предмету, который вызывает у вас наибольшие затруднения. Например, английский язык лучше всего практиковать в группе.

4.3. Занятия с репетитором .

Также существует «промежуточный» вариант подготовки к пересдаче ЕГЭ - занятия с репетитором. Также как и при групповых занятиях, в связи с довольно дорогими услугами репетитора, старайтесь готовиться с ним лишь по такому предмету, который вызывает у вас наибольшие трудности.

Математика или физика — вот типичные предметы, к экзаменам по которым лучше всего готовиться под чутким руководством репетитора.

Если при самостоятельной подготовке у вас возникнут трудности, то с ними очень трудно справиться, т.к. точные науки требуют определённого уровня знаний. Причём знаний точных, тут никак не схитрить, самому не перефразировать. Либо знаешь, либо нет. Вот почему при подготовке к экзаменам по этим предметам, нужен кто-то, кто может помочь. Этим кем-то и станет для вас репетитор.

5. Пожить для себя.

Если все вышеперечисленные варианты действий вам не подходят, тогда, скорее всего, вам нужно сделать жизненный перерыв. Может вы, и хотите поступить на следующий год в ВУЗ, но на пересдачу у вас просто уже нет ни сил, ни желания. Работать вы также не хотите. Поэтому вам остаётся только один вариант - пожить следующий год для себя.

Если у вас есть возможность в плане финансов, то вы можете отправиться в путешествие. Вам просто необходимо избавиться от депрессии в связи с вашим неудачным поступлением.

Поэтому путешествие в другую страну станет для вас не лишним. После того, как вы отдохнёте, то у вас появиться силы и вы, скорее всего, захотите заниматься тем, чем вам давно хотелось.

Например, вы давно хотели научиться работать в программе Photoshop или у вас есть мечта создать и вести свой собственный сайт в Интернете. Только как проще всего овладеть фотошопом? Как, не напрягаясь, создать свой собственный сайт?

Опять же, существует огромное количество способов овладеть этими технологиями. Но самый простой и интересный способ сделать это - учиться по видеокурсам. Вы сидите за своим любимым компьютером, и вам пошагово рассказывают что, как делать. Не правда ли сказка?

Сейчас существует огромное количество самых разных видеокурсов на самые разные темы. Вы обязательно найдёте то, что нужно именно вам!

Вот пример одного из видеокурсов по изучению программы Photoshop с нуля:

Даже, если вы целый год будете заниматься саморазвитием, самообразованием, то это тоже очень хорошо. Так что, если вы думаете, что у вас хорошие баллы по ЕГЭ и вам просто не повезло, а в следующем году вы сможете поступить - тогда посвятите этот год себе. Поступите вы в ВУЗ, рано или поздно обязательно поступите. Было бы желание!

Вывод : Даже, если вы не поступили в этом году, то не стоит отчаиваться! У вас есть все шансы сделать это на следующий год.

А пока, чтобы не терять просто так время, делайте то, что вам ближе всего. В этой статье мы рассмотрели различные варианты действий: от похода в армию до обучения во видеокурсам. На самом деле этот список можно спокойно расширить, было бы желание. Опять же, желание… Без него - никуда!

Желаем вам на следующий год успешно поступить туда, куда вы желаете и куда не смогли поступить в этот год. Желаем вам скорее стать студентом, и посещать наш сайт уже в качестве полноценного студента высшего учебного заведения!

Экзамен — это всегда волнение и страх. Причем эти симптомы сопровождают нас в течение всей жизни. Школьники волнуются перед контрольными или итоговыми экзаменами, студенты — в период сессии, будущие водители — перед экзаменом в ГИБДД.

Частично именно волнение помогает нам мобилизовать свои силы, но, в то же время, это чувство мешает нам, и таит в себе настоящую угрозу.

Стресс и волнение затрагивают большинство систем человеческого организма, но прежде всего негативно влияют на работу нервной, сердечно-сосудистой и иммунной системы. Чрезмерное волнение вызывает учащение пульса и скачки артериального давления. Из-за сбоев в работе организма часто возникают нарушения в эмоциональной сфере личности: перепады настроения, проблемы в общении с родителями и сверстниками.

Откуда вообще берется волнение?

В настоящее время наблюдается не самая приятная тенденция — все чаще в детском возрасте проявляются невротичность и тревожность, повышенное беспокойство и эмоциональная неустойчивость.

Если школьник готовится к экзаменам неправильно, несистематично или чересчур усердно, велики шансы довести свой организм до стрессового состояния. Стресс появляется, когда выпускники проводят за учебниками слишком много времени, забывают о необходимости полноценного отдыха или постоянно недооценивают свои силы, сомневаются в достаточности знаний.

Почему мы волнуемся, и что с этим делать?

Страх перед экзаменом — это нечто большее, нежели просто неприятное ощущение. Многие школьники знают, что из-за волнения результат экзамена может оказаться вовсе не таким, каким хотелось бы. Часто самый сильный страх перед экзаменом — это страх разволноваться.

Некоторые школьники и студенты полагают, что отличники не нервничают перед экзаменом. Это не так. Страх перед экзаменом в жизни испытывал каждых человек, даже тот, кто знает все. Есть две причины, которыми может быть вызван данный вид страха.

Первая причина — это неуверенность в своих силах. Причем чаще всего такая неуверенность вызвана не реальными пробелами в знаниях, а чрезмерной мнительностью и невротичностью школьника. Разумеется, подобного рода неуверенность появляется и у тех, кто реально оценивает свои силы и понимает, что его знаниям не хватает полноты и системности.

Реальные проблемы с уровнем знаний устранить легче, нежели мнимые. Достаточно уделить внимание дополнительной подготовке, перечитать учебник, посмотреть видеообъяснения в интернете, позаниматься с репетитором, в конце концов.

Гораздо труднее работать над самооценкой, перестать сомневаться в себе. В таких случаях школьнику нужна поддержка родителей и учителя.

Совет учителю: Положительная оценка знаний школьника добавит ему уверенности, если вы найдете правильные слова. Подбадривания в духе: «У тебя все получится, и вообще ты умничка» — малоэффективны. Скажите то же самое, но на языке фактов: «На экзамене будут вот такие задания, вспомни, на уроках ты всегда легко справлялся с ними, сочинения даются тебе лучше всех в классе. Я сама иногда их по два раза перечитывала» и т. п.

Вторая причина — переоценка значимости экзамена.

ЕГЭ — это, пожалуй, важнейшее испытание в жизни школьника. От исхода этого экзамена зависит дальнейшая судьба. В связи с этим, появление волнения, внутреннего напряжения и тревоги — вполне закономерно.

Чтобы снизить уровень тревоги, вызванный подобным стрессом, нужно научить школьника правильно интерпретировать ситуацию. Для многих выпускников недополучить один-два балла на экзамене — трагедия всей жизни. Ребята часто ставят перед собой завышенные требования. Нередко ситуацию нагнетают еще и родители.

Совет родителям: Не ставьте ультиматум, не угрожайте ребенку, не сгущайте краски. Дайте ему немного свободы. Спокойно поговорите о его желаниях и о том, как он представляет свое будущее.

Вместе представьте разные ситуации: обсудите, что вы будете делать, если ребенку удастся получить высший балл, и как поступите, если ему не хватит несколько баллов для поступления в выбранный вуз.

Что нужно сделать, чтобы не паниковать в преддверии ЕГЭ?

1. Ставьте цели. К сожалению, многие выпускники даже в конце учебного года не до конца уверены, куда собираются поступать и какую профессию выбрать. Такая неопределенность создает дополнительное напряжение.

Родители и учителя должны помочь выпускнику определиться и подсказать, какие шаги ему нужно сделать на пути к достижению своей цели. Целеустремленность помогает объективно оценить свои силы, подойти к подготовке более осмысленно и системно.

2. Дисциплинируйте себя. Запомните простое правило — системность и порядок во всем.

  • Изучайте материал комплексно, во взаимосвязи между разделами школьной программы, и обязательно равными порциями. Ни в коем случае не откладывайте на последнюю неделю.
  • Давайте мозгу отдохнуть. Для этого полезно переключаться на занятия, не связанные с учебой: творчество, хобби, упражнения по релаксации.
  • Закаляйте тело. Не забывайте о необходимости физических нагрузок. Это одно из важнейших условий хорошего сна.
  • Питайтесь правильно. Полноценное и правильное питание может предупредить возникновение стресса. Не лишним будет прием витаминов.

3. Узнайте «врага» в лицо

Страх перед неизвестным живет в каждом из нас. Поэтому нужно уделить внимание разбору и анализу типовых заданий ЕГЭ.

Вспомните выражение «предупрежден — значит вооружен», каким бы избитым оно вам не казалось. Уделяйте больше времени разбору заданий и помогите выпускникам осознать свои слабые и сильные стороны.

Проведите пробный экзамен в атмосфере максимально близкой к реальному ЕГЭ, чтобы на реальном экзамене ученики чувствовали себя свободнее.

Вам слово:

С коленками, которые подкашиваются, сильным волнением и другими проявлениями паники сталкивался каждый из нас. Есть ли у вас проверенные способы побороть волнение?

10 способов успокоиться перед экзаменами

1. Посоветуйте перестать себя «накручивать», думая о возможном провале как о конце света. Лучше вместе подумайте, что самое плохое может случиться, если экзамен не будет сдан. Скорее всего, последствия неудачи не так фатальны , как кажется, и другие варианты развития событий всех тоже устроят. В таких случаях, неплохо действует девиз: «Что ни делается - все к лучшему».

2. Чтобы ребенок не волновался, успеет ли он все выучить до часа «Х», помогите ему составить план подготовки к экзамену и следовать ему. Во-первых, он будете четко видеть свои реальные успехи и чувствовать, что держит ситуацию под контролем. А во-вторых, такая система защищает от откладывания из-за волнения серьезных и самых неприятных задач «на потом» в ущерб действительно необходимым.

3. Если из-за переживаний и умственных перегрузок у выпускника нарушился сон , дайте ему легкое успокоительное. Пара таблеток пустырника или валерьянки не помешают и непосредственно перед встречей с экзаменатором. Главное, не переусердствуйте с дозой - иначе ваш «малыш» рискует оказаться слишком сонным для подготовки задания на хорошую оценку .

4. Предложите ребенку написать шпаргалки. Конечно, не призывайте его идти на экзамен в надежде списать. Но наличие в кармане/рукаве/ботинке мелко исписанной бумажки придает уверенности, что если что-то забудется в критический момент, то у него есть «подложенная соломка». Кроме того, в процессе написания «шпоры» он освежит и систематизирует свои знания - но только в том случае, если делает ее сам, а не с вашей помощью.

5. Отвлеките от переживаний физическими нагрузками. Даже несколько минут, потраченные на махание руками и ногами, позволят выпустить пар и дадут немного отдохнуть голове. Отлично, если в доступе есть боксерская груша или просто подушка - пусть нервничающий подросток отлупит ее изо всех сил, почувствует себя победителем, способным справиться с любыми трудностями, не то что с каким-то там экзаменом.

6. Сделайте ему массаж или покажите, как делать его самому себе - даже несколько успокаивающих приемов смогут снять стресс и усталость. Например, кончиками пальцев помассируйте лоб и брови, постепенно направляясь к вискам. Легкими постукивающими движениями пройдитесь по закрытым векам, расслабляя глаза. Проведите несколько раз руками по волосам ото лба к макушке. Напоследок помассируйте ушные раковины.

7. Подготовьте заранее все, что может пригодиться в день экзамена - документы, одежду, сумку, шоколадку для поднятия настроения - чтобы в последний момент не пришлось искать глаженую рубашку, паспорт или зачетку. Так и вы, и ребенок будете спокойнее, зная, что он идет на экзамен в полной боевой готовности, не забыв ничего важного.

8. Если есть возможность, пусть он примет душ. Текущая вода отлично снимает физическое и нервное напряжение. Или хотя бы предложите смочить лицо, чтобы остудить эмоции, когда нет времени на полноценную разрядку.

9. Не забудьте дать чаду с собой в экзаменационную аудиторию бутылочку воды - несколько глотков помогут справиться с пересохшим горлом и дрожащими руками в самый ответственный момент.

10. Быстрый способ снизить градус нервного возбуждения - дыхательные упражнения. Научите ребенка медленно и глубоко вдыхать, расправив грудную клетку и считая до пяти, а потом также выдыхать, пока не полегчает. Размеренные действия и насыщение мозга кислородом помогут одолеть даже приступ паники.

И пожелайте ему ни пуха, ни пера на экзаменах!

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Меня беспокоит проблема, связанная с моей нервной системой, моим психическим состоянием. Я учусь в 11 классе, мне скоро сдавать егэ, а я не знаю, в каком состоянии доживу, смогу ли я справится со своими волнениями на самом экзамене. Расскажу все с самого начала. А началось все после сдачи гиа. На протяжении 9 класса я не особо напрягалась, все пробные я писала нормально, под конец года это были 4, я решала много тестов, занималась, у меня вышел хороший аттестат, если сравнивать с предыдущими годами, когда я очень плохо училась. За полтора года, начиная с середины 8 класса, я подтянула свой авторитет. Если раньше никто у меня ничего не спрашивал, все привыкли, что я не отвечаю на уроках, что я, скажем так, тупая, то теперь все изменилось, у меня спрашивают, как я сделала какое-либо задание, могу ли я показать, как сделала и тому подобное. Ко мне уже относятся более уважительно и это для меня очень важно. Не сказала бы, что мне давалась учеба в 8,9 классе так тяжело, просто потом мне нужно было заниматься гиа, что я и делала. Я занималась в школе, дома.

Сначала мы сдавали математику, затем русский, не помню, чтоб я сильно волновалась, просто думала о том, что я уже сдаю экзамен и очень важно получить хорошие оценки. Сначала озвучили результаты по математике, я очень сильно расстроилась, я получила 3, у меня было очень мало баллов. Стало обидно, что я занималась, решала пробные тесты хорошо, а вышло не очень. Вся надежда была на русский, но в нем я была уверена, я была уверена, что хорошо сдам. Но, как потом оказалось, я переоценила свои силы. В день, когда стали известны результаты по русскому, ко мне подошла мама, она стояла рядом, а я сидела за столом компьютерным, мама решила позвонить учительнице, дабы узнать мои результаты. Я была вся во внимании, я ждала ответа. Если честно, то мне очень неприятно вспоминать этот момент, потому что именно тогда я почувствовала, как все рухнуло. По русскому я тоже получила 3. То есть я стремилась к хорошим оценкам, к тому, чтоб быть на уровень выше тех людей, которые ничего не делали, не занимались, а получилось так, что я какая тупая была, такая и осталась. Это просто ужасно обидно, неприятно. Одноклассница моя, которая на всех уроках болтала, не писала сочинений и изложений, за весь год у нее их было очень мало, ее постоянно ругали, но ей было все равно. В итоге математику она сдала на 3 и была этому рада, а вот русский она сдала на 5. Не занимаясь, ничего не делая, она получила 5. Я сейчас не знаю, как я просто в глаза ей смотрела, когда она хвасталась своими результатами. Ну, причина того, что я плохо написала русский, была в том, что я не справилась с сочинением, которое постоянно писала на протяжении 9 класса. Я неправильно указала проблему, которая была указана в цитате. И из-за этого я потеряла очень много баллов, тестовая часть у меня была хорошая, изложение тоже хорошее, но сочинение испортило мне все.

После оглашения всех результатов я очень часто плакала, я винила себя, я ругала себя и так далее.

Кроме этого, у меня еще и в 2013 году родился маленький брат, мама постоянно просила помощи, для меня было непривычно, что я должна свое свободное время тратить на то, чтоб сидеть по часу с ним. Раньше я приходила домой, и моей заботой было отдохнуть, приготовить себе обед, немного даже убраться, ведь я была одна дома до пяти часов, я чувствовала свободу, а потом, когда я еще училась в 8 классе мама ушла в декрет, потом к концу 8 класса мама родила, и было очень тяжело. Ночью брат просыпался, плакал, я подходила, чтоб его покачать, когда она делает ему молочко, иногда я сама ходила и делала эту смесь. Днем, когда он спал, нельзя было сходить в ванную, потому что вода шумит и брат мог проснуться, слушать музыку и смотреть фильмы я стала только в наушниках, чтоб пойти в ванную, нужно было ждать, когда он встанет. Вечером тоже особо не сходишь, он часов в 9 уже ложился спать, а потом шуметь снова нельзя. Я не особо умею общаться детьми, а уж тем более с такими маленькими. Когда я закончила 9 класс и меня очень расстроили результаты, я просто перестала верить в себя, я постоянно была на нервах, в любой момент могла заплакать. А тут еще маме все еще нужна была помощь с братом, мы с ней даже ссорились по этому поводу, я не хотела выходить в зал и на кухню, потому что она с братом там была постоянно, что происходит до сих пор. Единственное, что сейчас изменилось – с ним не надо так сидеть, как раньше. Он может смотреть мультики, играть самостоятельно, нужно только следить, чтоб с ним было все в порядке. Да и ссор уже нет по этому поводу, так как он уже большой, я могу ходить в ванную, немного шуметь, он теперь от этого не просыпается. Но лето, после 9 и перед 10 классом было для меня довольно депрессивное, постоянное чувство тревоги меня беспокоило. Так же беспокоило, что у меня замедлился обмен веществ, я стала набирать вес, у меня были проблемы с тем, что менструация длилась от 10-15 дней, что не было нормой для меня.

Сейчас у меня на носу егэ, пробные экзамены тоже выходят хорошо, но только по русскому и обществознанию. Когда я решала полностью сама, то у меня выходило по обоим предметам около 60-70баллов, что мне вполне хватает для поступления на заочное отделение. У меня только проблемы с математикой, вот ее я не могу сдать вообще, я очень боюсь, что не сдам, я вообще тогда не знаю, что я с собой сделаю и эти мысли меня пугают. В отличии от 9 класса и предыдущих годов 10 и начало 11 класса – это жуть жуткая в нашей школе, получается так, что большая часть учеников вымотаны, устали, много стресса, недосыпание. Нам дают очень много материала. У нас делится класс на соц-экономическую и физико-математическую группу. Я в соц-экономической и у нас, в отличии от физматов, очень много материала, у нас право, экономика, обществознание, по этим предметам очень строгая учительница, она очень требовательная, у нас очень много зачетов и просто нет времени на то, чтоб отдохнуть. Так же по русскому с нас требуют рецензии, сочинения большие. По истории тоже очень много информации, но я историю не сдаю, хотя все равно мне нужно ее учить, чтобы была оценка в аттестате. А в истории еще больше материала. Говорить с учителями, что мы все уже устали – бесполезно, они дают нам еще больше. Я 10 класс закончила вооружившись глицином и парацетамолом. Засыпала и просыпалась с тетрадями, я серьезно, я учила вечером и утром. Днем – я вообще никак не могу учиться, информация просто не лезет в мою голову. Такой нагрузки, которая сейчас у нас в 10 и 11 я не испытывала никогда, а тут еще экзамены, я ужасно боюсь плохо сдать. Память отказывается работать, у нас с начала года уже зачеты по всем темам, кое-как повторяю, времени на математику почти не остается. С математикой вообще отдельная история, наша учительница считает, что мы самостоятельно должны готовиться, она только проведет нас по курсу 11 класса, в котором будут темы, которые есть в егэ. У меня постоянный стресс, от меня требуют хороших оценок и знаний, а я не могу их дать. Я уже начинаю нервничать, как только речь вообще о школе как-то заходит. Я не высыпаюсь утром и не могу уснуть раньше 11 часов. Я постоянно дергаюсь, чувство тревоги, слезы. В мае, когда уже месяц оставался до конца 10 класса, я сидела на уроке и у нас должен был быть зачет по обществознанию, я просто мяла пенал, думала об экзаменах, о моем результате, что снова надо очень много рассказывать. Я тогда пустила несколько слез, которые, к счастью, никто не заметил. Сейчас ничего не могу запомнить, как только сажусь за уроки, то нервничаю и начинаются истерики. Проблема со здоровьем, насчет этого я пойду скоро к врачу. У меня были боли в матке и проблемы с почками.

Меня поддерживает мой парень и мой друг, с другом я вообще знакома 5 лет, он говорит, что я переживу, что я выдержу, что надо потерпеть и он в меня верит. Только я в себя не верю. Парень тоже старается поддержать, говорит, что он будет рядом и осталось не так много. Но всего этого мне не достаточно. Я не знаю, как мне нужно отдыхать, чтобы мое состояние было более менее нормальным. Мыли о суициде меня пугают больше всего, если раньше они и могли быть, то не серьезно и очень редко. Сейчас же меня очень пугают эти мысли, а они появляются часто и более серьезно настроена я.

Мама не требует от меня невозможного, папе все равно, бабушка хочет, чтоб я хорошо закончила, получила хороший аттестат и хорошо сдала. Говорит, что я должна стараться, что надо потерпеть, а я не знаю уже, как мне надо стараться, я не могу больше. Не знаю, что еще я могу рассказать. Я пыталась отвлечься на протяжении всего лета, но не получается, все равно мысли снова меня закручивают и я срываюсь, я думаю об этом, нервничаю. Последнее, что я могу сказать, так это то, что, когда я училась в начальных классах, на меня накричала моя учительница с тем, что я дома занимаюсь больше и выполняю заданий больше, чем нужно, чем она задала. После этого случая я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала, мне было очень обидно. Потом я попала в 5 класс и мне просто было все равно на учебу. Помогите, пожалуйста, что мне делать?

На вопрос отвечает психолог Прасканова Екатерина Вадимовна.

Здравствуй, Кристина!

Хотелось бы начать с того, что ты молодец! По-настоящему молодец! Ты серьезно подходишь к вопросу учебы, самостоятельно готовишься к экзаменам, настраиваешься на поступление. Все это дело сопровождается появлением в семье маленького человечка, который, конечно, требует внимания. И, безусловно, его режим вносит свои коррективы в жизнь всей семьи. Но не нужно забывать, что он растет и, как ты сама заметила, этот вопрос сам собой отпадает потихоньку.

Сейчас такая ситуация во многих школах. Детей не просто учат каким-то предметам, а дрессируют для сдачи ГИА и ЕГЭ. Многие попадают в больницы с тем или иным диагнозом (необязательно нервы), т.к. психосоматика работает таким образом, что всё, что не находит выход через эмоции, найдет выход через тело (например, почки могут говорить, что человек часто стремится к тому, что ему «надо», а не что хочется, или по душе). Конечно, нужно идти в больницу и контролировать все процессы внимательнейшим образом.

"Память отказывается работать" - не переживай, память работает на тебя. В нужный момент она выдаст всё, что нужно (конечно, всё то, что ты заложила)).

Твои близкие (парень, друг, бабушка) совершенно правы. Осталось немного и нужно потерпеть, довести дело до конца - закончить школу и поступить в институт, а дальше всё закрутится, завертится и станет легче. Если посмотреть на всю эту ситуацию через призму важных и глобальных проблем, спроси себя - так уж это страшно?? Через это проходят все. Согласна, что сейчас в школах творится жуть, но что поделать, побочный эффект от реформ, прогресса и т.д.

Дома тебя не заставляют быть отличницей. В школе тоже. Значит, ты сама от себя этого требуешь. Для чего? Для поступления на заочное тебе баллов точно хватит. А загонять себя ради отличных оценок - это действительно важно для тебя?

Учительница начальных классов, наверно, хотела как лучше, но случилось недопонимание и позиция "...я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала..." из оперы "назло кондуктору пойду пешком".

Теперь к главному вопросу: у нас есть цель - закончить школу и поступить в институт. Мы уверенно идем к ней. У нас хватит сил. Действуем так же, как и раньше - ходим на уроки, делаем домашнюю работу, относимся серьезно. НО

Мы помогаем нашему организму в достижении цели. Как?

Мы правильно, хорошо, полезно питаемся (никаких голоданий и строгих диет);

мы делаем небольшие зарядки в перерывах;

мы устраиваем себе медитации (находим подходящую аудиозапись);

чаще слушаем музыку релакс (можно даже во время подготовки домашнего задания);

принимая ванную мы добавляем аромамасла/эфирные масла, которые способствуют расслаблению и подъему энергии и сил;

также начинаем любить апельсинки (хотя бы их аромат) - поднимает настроение;

перед сном выходим подышать воздухом на часик с другом/парнем/бабушкой и разгружаем голову;

пьём витаминки повышающие иммунитет (выписываем у врача);

вовремя ложимся спать.

Ничего нового и сверхъестественного! Эти на первый взгляд простые способы помогут твоему организму пережить стрессовое время и успешно справиться с поставленной задачей!

Но если тревожные мрачные мысли не будут тебя покидать или усилятся, то есть смысл обратиться к психологу для очной встречи (ваш школьный психолог прекрасно подойдет для этого).

Успехов тебе, Кристина!

С уважением, Екатерина Прасканова.

4.9833333333333 Rating 4.98 (30 Votes)

Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и главная проблема на сегодняшний день, считают в Рособрнадзоре, — излишне нервное отношение к ЕГЭ родителей 11-классников, которые, сами того не желая, «накручивают» детей. Для того чтобы показать, что ЕГЭ не так страшен, даже придумали специальный . Как еще можно снизить тревожность, свою и ребенка? Рассказывает Александра Фокина, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета.

Когда мы смотрим, какие ошибки ученики совершили на ЕГЭ, мы видим, что среди прочих есть ошибки несуразные, глупые. Не по незнанию или неумению, а ошибки, которых можно было бы избежать. За эти ошибки отвечает как раз психологическая готовность к экзамену.

Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ — наиболее страшная. Выпускники формулируют это так: «нас запугивают». К сожалению, этим действительно грешат и школа, и родители, не задумываясь глубоко о том, к чему ведет запугивание.

А оно ведет к тому, что психологи называют «детским саморазоружением». Ребенок складывает оружие. Отказывается от того, чтобы воспользоваться своим ресурсом — знаниями, навыками, способами эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Тех школьных учителей, что привыкли к отрицательной мотивации, увы, не переделаешь. Но родителям, которые излишне давят на ребенка и из-за своих тревог и переживаний становятся в устрашающую позу, стоит осознать, что так они оказываются невольными врагами ребенка.

Спокойная атмосфера дома и деловое сотрудничество с ребенком

Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла.

Что с нами делает тревога? Она заставляет чувствовать вместо того, чтобы действовать. А общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у него какие-то эмоции: страха, тревоги, вины, стыда. Оно должно быть направлено на дело. Какие действия могут совершить родители, чтобы помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ и одновременно уменьшить тревожность?

  1. Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Определить области пробелов в знаниях.
  2. Помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться.
  3. Учитывая имеющееся в распоряжении время (4 месяца, или год, или 4 недели), помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Что значит достижимые? Те, что зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций. Что значит конкретные? Не «выучить математику», а «отработать решение квадратных уравнений». Не «подтянуть английский», а «выучить случаи использования Past Perfect».
  4. Помочь ребенку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в условиях стресса и сжатых сроков. Для этого бывает полезно разобраться (если не сделали этого раньше), какие способы освоения учебного материала больше всего подходят вашему сыну или дочери. Кому-то для лучшего запоминания важно проговаривать — ходить и рассказывать. Кому-то — нарисовать схему, написать шпаргалку с какими-то опорными сигналами. Кому-то нужно проделать много типичных заданий, чтобы чувствовать себя уверенно. .

Здесь полезно помнить, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не длительности занятий. То есть лучше 15 минут в день ежедневно, чем 3 часа время от времени.

Приемы быстрого повышения качества учебных знаний
«Три предложения». Выходя с урока, мысленно повтори его содержание в трех предложениях.
«5 П» — прием работы с текстом. Когда мы проводили психологические исследования, что пугает учеников в предстоящем ЕГЭ, оказалось, что у большого количества есть страх перед колоссальным объемом, который надо, как говорят ученики, «выучить». Пугает большое количество материалов по предметам. Поможет метод работы с текстом «5 П»: каждая буковка П обозначает то, что нужно сделать с текстом.
Просмотри.
Придумай вопросы.
Подчеркни ключевые слова.
Перескажи.
Проверь себя.
Учителя математики обычно добавляют еще одно П: проиллюстрируй.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка

Все, что родитель говорит сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Каким тоном мы говорим, какой прогноз озвучиваем, чем нагружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние. Как способствовать психологическому благополучию ребенка и себя самого держать в руках? Вот несколько правил.

  1. Разговаривать о ЕГЭ, вести диалог. Это трудно. Особенно когда родитель, который и так места себе не находит, слышит от ребенка вещи неприятные, повышающие тревогу и вызывающие обиду. Надо: сдержаться, выслушать, дать эмоциям ребенка проявиться. Не начинать сразу утешать, не говорить «все будет хорошо» — это воспринимается как непринятие всерьез. Также не надо сразу начинать поучать, давать советы.
  2. Обсудить самые тяжелые, самые неприятные исходы ЕГЭ и дальнейшие действия в случае провала на экзамене. Это нужно четко проговорить и иметь запасной план.
  3. Обсудить, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями в его жизни. Что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей, вкусные пироги? Все, что угодно, лишь бы это способствовало так называемому ресурсному состоянию ребенка. Состоянию, в котором он верит в себя, справляется с трудностями.
  4. Можно разучить экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.

Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.

Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.

Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

Обсуждение

Комментировать статью "Как сдать ЕГЭ 2017 без нервного срыва: советы психолога"

ЕГЭ -такая неприятная штука, которую надо как-то пережить с минимальными потерями. Понятно, что преподавателю ВУЗа или репетитору со стажем ЕГЭ не страшно - к нему не нужна подготовка, на общем уровне напишет хорошо. ЕГЭ по любому предмету перегруженный и с...

Эффективная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Дорогие мамы, посоветуйте пожалуйста по своему опыту как эффективнее хорошо подготовиться к ЕГЭ? Какой вариант подготовки лучше выбрать - репетиторы, курсы при ВУЗе, дополнительные в школе...

Психологическая подготовка к ЕГЭ для 11-классников и их родителей. Версия для печати. Содержание Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и...

Обсуждение

мне в прошлом году пришло на почту предложение о бесплатном часовом вебинаре накануне егэ. то ли по истории, то ли по общаге, не помню. посмотрела с девочкой. мне показалось довольно толково в принципе. если и основные все курсы так, то должно быть неплохо

Посоветуйте пособие к ОГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Посоветуйте пособие к ОГЭ. Сын переходит в 9 класс. Посоветуйте пособия для подготовке по русскому языку, обществознанию, истории, математике, литературе, английскому.

Обсуждение

Могу вам ответить про свой английский. Со своим учениками весь год готовились прежде всего по заданиям на сайте фипи. Сделали ВСЕ. В итоге все 4 варианта писем мои ученики прекрасно знали. Аудирование тоже узнали, слушали его на уроках. Устную часть еще не сдавали, но знаю, что там все задания с фипи. Еще в течение года одолели пособия Вербицкой, Мильруда и Веселовой.

02.06.2016 07:58:12, Евгения__

Не одинаковые. Книжки для подготовки брать только фипишные и только свежие (в октябре обычно появляются и достаточно быстро могут пропасть:() а то каждый год меняется что-нибудь.
По русскому нам в школе сказали купить две книжки, в одной грамматика, в другой все остальное (могу путать, не вникаю толком, что ребенок сказал купить, то и купила)
Греков именно с таким названием [ссылка-1] и Розенталь [ссылка-2]
Учитель сказала, что и на подготовку к егэ пригодится потом.
Про остальные не скажу, английский просто книжку фипи с заданиями и диском покупала, моей больше для ознакомления она нужна была.
Математику прогоняли целый год по вариантам Ларина (свежие на сайте раз в неделю, все и решали) и по книжке свежей, соответственно, тоже.

стратегия подготовки к ЕГЭ. Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Другие специализируются на подготовке к экзаменам в различных вузах (учебный центр "Азъ" при Государственном университете...

Обсуждение

Осенью записывают на подготовительные курсы на весь год, брать можно даже 1 предмет, но платить сразу за 4 мес(семестр), занятия 1р в неделю, с 6 до 9. Мы ходили (ф-т биоинженерии, куда собираемся поступать) только на математику, вел председатель ДВИ по математике, ОЧЕНЬ довольны. Знакомая ходила на ВМК, брали все 4 предмета, тоже вроде понравилось. Как посоветовать, куда лучше идти - для этого надо бы походить к разным:). На "нашем" ф-те много было самостоятельных, проверочных (не только по мате-ке, но и др. предметы, одногруппники очень хвалили химию,биологию). На сайте график посещаемости-успеваемости и в администрацию можно звонить - узнавать, не гуляет ли детка:) Стоимость была 27000 за 1 предмет за семестр. Записывались осенью, начало с октября. Группу тестировали на 1м занятии для распределения по подготовленности. Было родительское собрание перед запиисью, где все преподы рассказывали о своих методах. Деньги по договору, через банк.

стратегия подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. (Вначале было тестирование, определили проблемы, каждое занятие новая тема, потом дается 10 заданий на дом, на следующий день сын обязан их выслать, за каждое неверное решение дается 2 новых...

Обсуждение

Буду стоять рядом, держать кулачки за ваших детей и, конечно же, мотать на ус.
Хоть мой и в 8-м, но я уже начинаю чувствовать, как ОНО приближается.

Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Мы это дело купили и жалеем, потому что читает она по 2.5 часа в жутко медленном темпе, как для дурачков, с бесконечными повторениями. Ее очень скучно слушать, вот прямо хоть волком вой.

А купили мы ее потому, что по отзывам ее ученики сдают ЕГЭ на 90+. .. Ну вот теперь посмотрим, что получится у нас.

Экстренная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Экстренная подготовка к ЕГЭ. Дочь в 11 классе, весь учебный год проболела, в школу ходила мало, была на индивидуальном обучении + занималась дома с репетиторами, но с перерывами на больницы.

Обсуждение

не переживайте, всё будет хорошо:-) Чтоб вас ободрить - у моей дочери биология в школе была никакая, о чем косвенно свидетельствует то, что она единственная из школы пошла её сдавать:-) Сидела сама, неделю безвылазно, сдала на 83 балла. У неё было какое-то краткое пособие типа "интенсивная подготовка к ЕГЭ" и тренировочные задания. Говорит, надо просто сидеть и планомерно прорабатывать тесты.

Моих племянников весь 11 класс мордовала училка по информатике и постоянно им твердила, что она не разрешает им сдавать ЕГЭ по этому предмету, т.к. она считает, что они сдадут его на двойку. Они на ее мнение наплевали. Весь год занимались с репетитором и сдали на балл, соответствующий четверке.
Не обращайте внимание на эту учительницу. Пусть дочь просто готовится и сдает. Тоже хотела предложить вам хорошего репетитора, но увидела, что вы не в Москве.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ - наиболее страшная.

Обсуждение

Знаете, если ребенок боится математики, то войдите на сайт mathege.ru. Там представлены абсолютно все варианты всех заданий части В. Понятно, что все там 60000 заданий ребенок и не прорешает. Но там же типовые задания, отличаются только в цифрах. Пусть прорешает хоть по 5, обретется уверенность в собственных силах, уйдет страх. Если нужно не только часть В, но и С, тогда надо по каким-то лучше решебникам готовится и постараться довести до совершенства необходимый минимум. Я думаю, что ваш ребенок не боялся бы писать ЕГЭ, если бы требовалось 1+3. Потому что этот навык у него доведен до совершенства. Надо попытаться так и в остальном, а не пытаться объять необъятное (времени на это уже нет)

Пробные написания дома и не дома, ходить на олимпиады... (правильно все ниже написали).
Единственное, я бы начинала так, как занималась с сыном, когда тот был в экстернате (то было давно, не ЕГЭ, просто подготовка к экзаменам на 5-6 класс, примерные контрольные).
СНАЧАЛА - пробные ЕГЭ дома БЕЗ ВРЕМЕНИ. Может быть, даже с обсуждением с мамой (или перетитором) заданий, лазанием в интернет, справочники... Задания подобны, разбор нескольких - это тоже подготовка. Разбор пугает? Нет? Уже прогресс. Либо видны пробелы в знаниях, которые надо подтянуть (с родителями, репетитором, но уже не самотеком).
Потом без обсуждения и справочников, но и без времени. Мама может замечать и, например, обрадовать, что уложился (или слегка нет), но ребенок не должен заморачиваться в процессе. Потом посмотреть ответы, подсчитать баллы, разобрать то, что не сделал.
Потом следить за временем, но не торопиться, просто деть сам следит, на что сколько времени ушло. А после выполнения работы посмотреть, что получилось. Если в целом уложился - молодец, так держать. Если нет - обсудить, где можно сэкономить, чем пренебречь, а что делать обязательно.
Потом до же, но на время.
Потом, как писали ниже - тренировки вне дома.
Все - при абсотном спокойствии мамы, на все не могу/не сдам/провалю/боюсь... отвечать, что сдаст, "глаза боятся, а руки делают", " у тебя получится" и т.п.
Накануне экзамена - не устраивать "повторений", наставлений... не трогать, хочет читать - пусть читает. Вместо валерианки лучше ненавязчиво "выгулять", чтобы физически слегка устал, пораньше заснул и выспался.

Обсуждение

Ну, Галя, поехали - ловите, изучайте,- это наиболее вменяемая информация из того, что есть у меня на компе в данный момент:
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического разви-тия» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения голов-ного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная не-достаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в
слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных услов-ных связей.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохран-ных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность форми-рования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нор-мально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в не-обходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информа-ции; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруд-нениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

Нам всего 3,5 года. Задержку мы компенсируем постепенно. Год назад была совсем маугли, сейчас уже человек. Психическая задержка компенсируется у нас пока лучше, чем речевая. Только лепетать начала. Медикаментозно стимулируем.
А с психической я вот что заметила - чем меньше делаешь что-то специально, тем лучше. Исподволь, бессистемно, в разные стороны движемся сейчас, но все шире и шире. То целуемся и воркуем, то скачем и хохочем, пробуем - не получается, бросаем. Таокй подход противопоказан в развитии речи. Здесь главное - системность и последовательность, а не парралельность и сумбурность. Стараемся получать побольше эмоций, положительных стрессов, ищем толчковые моменты. При этом проговариваем свои ощущения: мне понравилось, я рада, ты это - а я то, проводим параллели, связи между событиями, ищем следствия и тоже проговариваем. Пассивный словарь, думаю, уже позволяет.
Наша девочка очень неустойчива в настроении, в желаниях, то соперничает до истерики, то идет на поводу бессмысленно. Учим реагировать и справляться, опять же проговаривая КАК НАДО, а не как не надо делать (говорить, поступать).