Сообщение на тему изученные термины по географии. Что такое география? Ранняя история географической науки

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

Абсолютная высота – высота любой точки земной поверхности над уровнем океана.

Азимут – угол между направлением на север и направлением на данный предмет.

Айсберги, ледяные горы – большие обломки материковых ледников, которые плавают в океане.

Артезианские воды – напорные межпластовые воды.

Архипелаг – группа островов в океане или море, имеющих одинаковое происхождение и расположенных недалеко друг от друга.

Атолл – коралловый остров кольцеобразной формы с расположенным внутри него мелководным бассейном.

Бассейн реки, речной бассейн – территория, с которой река собирает воду.

Бессточные озера – озера, не имеющие речного стока. Из таких озер не берут начало реки.

Внутренние моря – моря, которые глубоко врезаются в сушу; соединяются с океаном или прилегающим морем проливами.

Водопад – падение воды с уступа, созданного в русле реки.

Водораздел – граница между бассейнами рек.

Водохранилища – искусственные озера на реках, созданные путем строительства плотины.

Воды суши – это воды рек, озер, болот, ледников и воды в верхней части земной коры. Подразделяются на поверхностные и подземные.

Возвышенности – равнинные участки суши, которые располагаются на абсолютных высотах от 200 до 500 м.

Впадины – замкнутые участки суши, расположенные ниже уровня моря.

Вулканизм – совокупность процессов, связанных с внедрением магмы в толщу земной коры или ее выходом на земную поверхность.

Вулканические озера, кратерные озера – озера в кратерах вулканов.

Вулканы – горы, которые образуются при поднятии из недр Земли и извержении на ее поверхности магмы и других вулканических продуктов.

Выветривание – механическое и химическое изменение горных пород на земной поверхности или вблизи ее под влиянием колебаний температуры, воздуха, воды и организмов. Бывает физическим, химическим и биологическим.

Гейзер – периодически фонтанирующий горячий источник.

Географическая долгота – расстояние в градусах от начального меридиана на запад или восток до данной точки. Бывает западный и восточный.

Географическая карта – уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Географическая широта – расстояние в градусах от экватора на север или на юг до какой-либо точки. Бывает северной и южной.

Географические полюса – точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью земного шара.

География – наука о природных условиях земной поверхности (физическая география), населении Земли и его хозяйственной деятельности (экономическая география).

Гидросфера водная оболочка Земли. Основными ее составными частями являются Мировой океан и воды суши.

Глубоководные желоба – длинные узкие понижения дна океана с глубинами свыше 6000 м.

Горизонтали – линии на карте, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.

Горная страна, горы – обширный участок земной поверхности, который поднят над уровнем моря выше 500 м и характеризуется значительными и резкими колебаниями высот на сравнительно коротких расстояниях. По абсолютной высоте различают низкие, средние и высокие горы.

Горные ледники – ледники в горах; имеют разнообразную форму.

Горные породы – природные минеральные образования, из которых слагается земная кора. Бывают магматическими, осадочными и метаморфическими.

Горные реки – реки горных стран с узкими скалистыми долинами и быстрым течением.

Градусная сетка – сетка параллелей и меридианов на глобусе и карте.

Грунтовые воды подземные воды первого от поверхности постоянного водоносного горизонта, которые не перекрыты сверху сплошным водонепроницаемым пластом.

Дельта – устье реки в виде треугольника. Обычно образуется на мелководных участках моря или озера при впадении реки, которая несет большое количество наносов.

Долинные горные ледники – ледники в горах, имеющие форму в виде ледяных потоков, движущихся от областей питания по горным долинам вниз.

Жерло вулкана – канал, через который магма извергается на поверхность Земли.

Загрязнение окружающей среды – изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного (созданного человеком) поступления различных веществ.

Залив – часть океана или моря, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен водой с остальной частью водного пространства и слабо отличающаяся от нее по природным условиям.

Запрудные озера, платинные озера – озера, возникшие в результате перекрытия, запруды, загромождения долины горным обвалом, лавовым потоком, ледником или его отложениями.

Землетрясения – резкие подземные толчки и колебания земной поверхности.

Земная кора – верхняя твердая каменная оболочка Земли.

Изобаты – линии на карте, которые соединяют точки одинаковых глубин дна океанов, морей и озер.

Искусственные озера – озера, созданные человеком (пруды, водохранилища).

Исток реки – место начала реки.

Источник, родник, ключ – естественный выход на земную поверхность подземных вод.

Карст – совокупность процессов, связанных с растворением поверхностными и подземными водами горных пород.

Карстовые озера – озера, возникшие в результате растворения водой известняков, гипсов, доломитов.

Колебательные движения земной коры – медленные поднятия и опускания земной коры.

Кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана или на его склоне, через которое извергаются вулканические продукты (магма, газы и др.).

Лава – магма, которая вылилась на земную поверхность.

Легенда карты – совокупность использованных на карте условных обозначений с пояснениями.

Ледник – естественное скопление льда на земной поверхности, обладающее самостоятельным движением.

Ледниковые озера – озера, образованные ледниками.

Литосфера –верхняя оболочка Земли, охватывающая земную кору и верхнюю часть мантии.

Ложе океана – собственно океаническое дно с земной корой океанического типа.

Магма – расплавленная огненная масса, которая насыщена парами воды и газами. Образуется в недрах Земли.

Мантия Земли – земная оболочка, расположенная между земной корой и ядром Земли.

Масштаб – отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности.

Материки, континенты – крупные участки суши, окруженные со всех или почти со всех сторон океанами и морями.

Материковая отмель, шельф – подводная слабонаклоненная мелководная равнина до глубины 200 метров.

Материковый склон – часть дна Мирового океана, расположенная между шельфом и ложем океана на глубине от 200 до 2500--3000 м.

Межень – период с наиболее низким устойчивым уровнем воды в реке. Бывает летней и зимней.

Межпластовые воды – подземные воды, которые залегают между водоупорными пластами.

Меридианы – линии на глобусе и картах, условно проведенные на поверхности Земли и соединяющие полюса.

Мировой океан – все водное пространство земного шара вне суши.

Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием природной среды, ее отдельных компонентов и их изменением человеком.

Море – часть океана, обособленная сушей и подводными поднятиями от остальной части водного пространства океана и имеющая свои природные условия.

Морена – твердый обломочный материал, который переносится и отлагается ледником.

Морские течения, океанические течения – горизонтальное перемещение водных масс в океанах и морях в виде огромных потоков, которые движутся по определенным путям.

Наводнение – затопление водой местности, расположенной в речной долине выше поймы.

Нагорье – большая по площади часть горной страны, которая включает как горные хребты, так и участки плоскогорий.

Низменность – равнина с абсолютной высотой до 200 м.

Овраги – глубокие рытвины (рвы) с крутыми склонами, образованные временными водными потоками – ливневыми и талыми водами.

Озеро – естественное замкнутое углубление суши, заполненное водой. Различаются по происхождению озерных котловин, проточности и солености.

Океаны – крупные части Мирового океана, обособленные материками.

Окраинные моря – моря, которые неглубоко врезаются в сушу, широко связаны с океаном и отделены от него островами, полуостровами и подводными поднятиями.

Оползни – сдвиги, сползания вниз масс горных пород на крутых склонах под влиянием силы тяжести.

Ориентирование на местности – определение своего положения по отношению к сторонам горизонта и местным предметам.

Острова – небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. По происхождению бывают материковыми, вулканическими и коралловыми.

Отметки высот и глубин – цифры на картах и планах местности, показывающие абсолютные высоты суши и глубины океанов, морей, озер.

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Паводок – быстрый, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

Параллели – линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору.

Перекаты – мелководные участки русла реки.

Перешеек – относительно узкая полоса суши в водном пространстве. Соединяет различные участки суши.

Питание рек – поступление воды в реки. Различают дождевое, ледниковое, подземное и смешанное питание рек.

План местности – уменьшенное условное изображение небольшого участка земной поверхности на чертеже, сделанное в определенном масштабе.

Плесы – более глубокие части русла реки между более мелководными.

Плоскогорье – крупный равнинный участок суши с абсолютной высотой свыше 500 м.

Поверхностные воды – воды, переносимые ручьями и реками, сосредоточенные в озерах, водохранилищах, болотах и ледниках.

Подводная окраина материков – часть дна океанов, что включает материковую отмель и склон.

Подземные воды – воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км).

Пойма – пониженная часть речной долины, затапливаемая водой в половодье.

Покровные ледники, материковые ледники – ледники в виде куполов или щитов, покрывающие поверхность суши, независимо от рельефа.

Полезные ископаемые, минеральные ресурсы – природные минеральные образования в земной коре, которые добываются и используются человеком.

Половодье – высокий и продолжительный подъем уровня воды в реке, сопровождаемый затоплением поймы.

Полыньи – незамерзающие участки реки зимой.

Полуостров – участок суши, вдающийся в водное пространство, с трех сторон окруженный водой.

Пороги – мелководные каменистые или скалистые участки в русле реки с быстрым течением. Образуются в результате выхода твердых горных пород.

Пресные озера – озера, содержание растворенных солей в которых менее 1г на литр воды.

Приливы и отливы – периодические подъемы и спады уровня воды в океанах и морях. Вызываются силами притяжения Луны и Солнца.

Пролив – относительно узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

Пруд – небольшое искусственное озеро в долине речки, оврага, балки и в других понижениях рельефа, которое образовалось путем строительства плотины или выкапывания котлована.

Равнины – крупные участки суши и океанического дна со сравнительно малыми колебаниями относительных высот. По характеру поверхности бывают плоскими и холмистыми, по абсолютной высоте представлены низменностями, возвышенностями и плоскогорьями.

Равнинные реки – реки равнины с широкими речными долинами и плавным, спокойным течением.

Режим реки – изменение состояния реки во времени (изменение уровня воды, скорости течения, температуры воды и т.д.). Обычно выделяются половодье, межень, паводки.

Река – природный водный поток, который течет постоянно по одному и тому же месту.

Рекультивация земель – восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Речная долина – продольно вытянутое понижение от истоков к устью, созданное или измененное рекой.

Речная система – река вместе со своими притоками.

Речные равнины – равнины, образованные речными отложениями.

Русло реки – углубление в речной долине, по которому текут воды реки.

Снеговая граница (линия) – абсолютная высота выше которой выпадение снега превышает его таяние. Снег накапливается и преобразуется в лед. На снеговой границе снега выпадает столько, сколько его может растаять.

Соленость воды общее количество всех солей в граммах, содержащихся в 1 л. Или 1 кг воды.

Соленые озера, минеральные озера – озера с содержанием более 24г растворенных веществ в литре воды.

Солоноватые озера – озера, в которых содержание растворенных солей от 1 до 24г в литре воды.

Срединно-океанические хребты – мощные горные сооружения на дне Мирового океана с вулканизмом и землетрясениями.

Старицы – озера в старых руслах рек, обычно серповидной формы.

Сточные озера – озера, имеющие речной сток. Из них берут начало реки.

Тектонические озера – озера, образовавшиеся в результате движений земной коры, ее опускания по трещинам или прогибам.

Террикон – конусообразный отвал пустой породы около горных выработок (например, угольный шахт).

Устье реки – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Ущелье – узкая и глубокая горная долина с крутыми склонами.

Цунами – большие морские волны, которые возникают в результате мощных подводных землетрясений, иногда – подводных извержений вулканов.

Части света – материки или их части и расположенные вблизи острова.

Шкала высот и глубин – цветная шкала на физических картах и глобусах, с помощью которой определяют высоты и глубины.

Экватор – линия на глобусе и картах, условно проведенная на поверхности земного шара на одинаковом расстоянии от географических полюсов.

Ядро Земли центральная часть Земли, расположенная ниже мантии.

Введение

…………….

Что изучает география

Изучение земной поверхности в древности и в средние века

Эпоха Великих географических открытий. География Нового времени

Современная география

Раздел 1. Изображение поверхности Земли на плане

местности, глобусе и карте

Тема 1. План местности

Ориентирование на местности

Измерение расстояний на местности

План местности

Масштабы планов местности

Составление схематического плана участка местности

Абсолютная и относительная высоты

Изображение рельефа горизонталями

Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения Земли на глобусе

Географическая карта

Параллели и меридианы. Градусная сетка

Географические координаты

Отличие плана местности от географической карты. Значение карт.

Обобщающее повторение по разделу «Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте»

Раздел 2. Природные условия земной поверхности.

Тема 3. Литосфера и рельеф Земли

Внутреннее строение Земли

Породы, слагающие земную кору.

Медленные вертикальные и горизонтальные движения земной коры

Землетрясения как кратковременные движения земной коры

Горы, горные страны и нагорья

Охрана земных недр и поверхность суши

Обобщающее повторение по теме «Литосфера и рельеф Земли»

Тема 4. Гидросфера. Мировой океан.

Понятие о гидросфере

Суша в мировом океане. Материки.

Острова и полуострова.

Моря, заливы, проливы.

Рельеф дна Мирового океана

Соленость и температура вод Мирового океана

Волны в океанах и морях

Океанические течения и приливные явления

Растительный и животный мир океанов и морей

Значение Мирового океана в жизни людей. Охрана океанских вод

Изучение Мирового океана

Тема5. Воды суши

Подземные воды. Источники

Характер течения рек

Питание и режим рек

Работа текучих вод

Сточные и бессточные озера, пресные и соленые озера

Охрана вод суши

Обобщающее повторение по теме «Воды суши»

ПРИЛОЖЕНИЯ

………….………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

…………….

…………………………………………………………………

………………………………………

……………………………………………………………………………….

…………….

…………….

……………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………….

……………………………………….

……………………………………………………..

……………..

…………….

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.

Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.

Рис. 1. Изучение поверхности земли ()

География – одна из древнейших и основных наук.

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.

Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.

Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Рис.2. Основные ветви географии

Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Значение физической географии

1. Описание природы.

2. Разъяснение особенностей природы.

3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.

В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:

1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».

2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».

3. «Население Земли».

4. «Влияние природы на жизнь человека».

В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.

Домашнее задание

Параграф 1.

1. Что изучает география?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

4. Электронная версия журнала География ().

- (от гео... и... графия) наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные цели географическое исследовательско научное обоснование путей… … Большой Энциклопедический словарь

- (от греч. ge земля, graphein писать). Землеописание, наука, рассматривающая землю, как тело с особой организацией и как часть вселенной, служащую местопребыванием человека. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

ГЕОГРАФИЯ, географии, мн. нет, жен. (от греч. ge земля и grapho пишу). 1. Общее название описательных наук о поверхности земного шара и распределении на ней геологических явлений, климата, населения и пр. К общей географии примыкают физическая,… … Толковый словарь Ушакова

Современная энциклопедия

География - (от гео... и...графия), система естественных и общественных наук о природных, территориально производственных и социально территориальных комплексах Земли и их компонентах. Изучает географическую оболочку Земли. Подразделяется на физическую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГЕОГРАФИЯ, и, жен. 1. Комплекс наук, изучающих поверхность Земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. Физическая г. 2. Сфера территориального распространения чего н. Г. растений. Г. шахмат. … … Толковый словарь Ожегова

- (от гео... и...графия), система тесно связанных между собой естественных и общественных наук, исследующих природные условия географической оболочки Земли и особенности хозяйственной деятельности человека в разных странах и районах. География… … Экологический словарь

ГЕОГРАФИЯ, наука, изучающая пространственные связи между поверхностью Земли и человечеством, а также размеры и границы суши, морей, ресурсы, климатические зоны, жизнь растений и животных. Устанавливает связи между всеми особенностями природы… … Научно-технический энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 18 биогеография (2) геодинамика (2) геокриология (2) … Словарь синонимов

- (от греч. де земля и grapho писать) англ. geography; нем. Geographie. Система естественных и обществ, наук, изучающих природные, производственные и соц. территориальные комплексы, их компоненты. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

география - — EN geography The study of the natural features of the earth s surface, comprising topography, climate, soil, vegetation, etc. and man s response to them. (Source: CED) }