Что такое самоконтроль определение. Как достичь самоконтроля

сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с нек-рыми субъективными нормами и представлениями. Становление С. - один из центр, механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразованием этих норм во внутренние механизмы саморегуляции (см. Интериориза-ция).

В результате С. осуществляется осознанный выбор допустимых и наиб. приемлемых форм реагирования на обстоятельства окружающей действительности. Важным моментом С. выступает самоограничение, способность отказаться от непродуктивных и не одобряемых обществом реакций. Эта способность не присуща человеку изначально, а формируется постепенно по мере развития личности.

Ребенок появляется на свет как биол. существо, для к-рого не характерны социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом активности младенца выступают его элементарные побуждения и потребности. Их удовлетворение находится всецело в руках взрослых, и ребенок лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик, двигательная активность). Развитие ребенка состоит в постепенном освоении им целесообразных практич. действий. Этот процесс осуществляется в общении со взрослым, к-рый направляет.н. регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения, осуществляет оценку и контроль. Родители и воспитатели не только предлагают ребенку определенные способы поведения, но и демонстрируют те последствия, к к-рым приводит то или иное действие. В результате многократных повторений ребенок постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным регулятором активности. Ребенок оказывается способным уклониться от определенного действия, влекущего нежелательные последствия только потому, что мысленно во внутреннем плане представляет себе эти последствия и не желает их. Освоение этой способности связано с разрешением определенного внутр. противоречия. С одной стороны, импульсивные побуждения ребенка толкают его на нек-рые шаги, с другой стороны, уже существует опыт торможения подобных побуждений внеш. воздействием (неодобрение, наказание и т. п.). Исход такого противоречия может быть различным. Если ребенок имеет достаточную возможность удовлетворения своих осн. потребностей и внеш. регуляторы не повергают его в ситуацию депривации, то он оказывается вполне восприимчивым к разумным ограничениям и постепенно осваивает их как собственные регуляторы поведения. Но в условиях избытка ограничений, когда эмоциональные, познавательные и др. потребности ребенка блокируются, противоречие между собств. побуждением и внеш. ограничителем переживается болезненно. От взрослого также зависит, чтобы самоограничение, производное от внеш. ограничения, не выступало для ребенка только своей негативной стороной, но было бы поощрено и одобрено. Становление С. происходит по мере осознания ребенком того факта, что выбор оптимального решения есть не отказ от цели, а способ ее достижения приемлемыми средствами.

В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для авторитарного воспитания, внеш. требования воспринимаются как враждебные и чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих человеку норм. При этом формирование способности к С. затруднено; ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы, но, демонстрируя следование им из-за страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Ситуация тотального внеш. контроля приводит к негативному результату: у ребенка не формируется способность к самостоятельной нравств. оценке.

Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии - т.н. попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими. В этих условиях ребенок просто не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и самоограничения.

Оптимальная пед. стратегия состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребенка. На каждом возрастном этапе соотношение внеш. и внутр. регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение. Достижение этой способности отчасти и знаменует собой наступление психол. и социальной зрелости.

Лит.: Кон И. С., В поисках себя, М., 1984; Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, пер. с англ., М., 1986; Ольшанский Д. В., «Я сам!», М., 1986; его же, Взросление «Я», М., 1988; Осницкий А. К., Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности, М., 1986; Орлов Ю. М., Самопознание и самовоспитание характера, М., 1987; Как построить свое «Я», под ред. В. П. Зинченко, М., 1991; Karoly Р., Self-management prob-lems in children, в кн.: Behavioral assesment of Childhood dicokders, N. Y., 1981.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение звучит так. Как психологическое явление он включает в себя внутренние процессы, позволяющие в полной мере владеть собой и отдавать здравый отчет своим действиям. Хорошо развитое умение контролировать свои мысли, слова и поступки позволяет позитивно переживать большие физические и психологические нагрузки на организм.

Определение и понятие в психологии

Разберемся, что такое самоконтроль. Каждый человек ставит перед собой определенные цели, которых стремится достичь, чтобы получить желаемое. Можно в своем воображении быть мегауспешной личностью, которой все удается. Но на деле часто оказывается наоборот. Даже полностью составленный подробный план действий порой не находит выхода в реальность. Почему так происходит? Ответ кроется в механизмах человеческого сознания: прокрастинация, лень и потакание любому желанию отвлечься от намеченной дороги. И самая важная причина - недостаток самоконтроля.

  • Целеустремленные люди знают, что такое самоконтроль. В первую очередь это умение держать себя в руках независимо от внешних обстоятельств.
  • Владение собственными эмоциями на максимально высоком уровне.
  • Сила воли. Она жизненно необходима каждому, кто стремится добиться чего-то стоящего в жизни. человека не важен, главнее - нацеленность на результат.
  • Что такое самоконтроль? Это управление ситуацией и постоянное наблюдение за обстановкой, возможность в любой момент направить положение вещей в выгодную для себя сторону.
  • Колоссальное умение приглушать собственные эмоции и чувства.
  • Жизненный навык ставить разум на первое место, не давая волю страсти.

Что такое высокий уровень самоконтроля?

Уверенность в себе позволяет человеку чувствовать себя комфортно в социуме. Именно уровень самоконтроля влияет на внешнее поведение и действия. Обладатели высокой планки личного самообладания всегда чувствуют себя спокойно, выглядят сдержанно и солидно. Обычно нахождение рядом с такими людьми дарит окружающим ощущение доверия и полную уверенность в возможности избавления от всех проблем. От сильных личностей веет успехом во всех делах. С таким человеком невозможно создать конфликт или потасовку. Обычно стабильно высоким уровнем самоконтроля обладают люди серьезных профессий: руководители больших предприятий, разведчики, учителя. Другие люди незаметно для себя самих начинают подчиняться влиянию спокойного оппонента под впечатлением от проявленной духовной силы.

Возможная опасность

Следовательно, самоконтроль - это в психологии определение и осознание всех протекающих психических процессов, а также полная осознанность в принятии решений. Люди, которые постоянно контролируют свое поведение, находятся на грани постоянной психической напряженности. Повышенное внимание к своим действиям и регулярный анализ поступков способны привести к развитию различных проблем со здоровьем. Зачастую это сердечно-сосудистые заболевания и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Это происходит вследствие тотального подавления эмоций, которые постепенно накапливаются и находят выход через болезненное состояние.

Чтобы не доводить организм до исступления, важно научиться проводить профилактические мероприятия для поддержания хорошего самочувствия. Наиболее действенный метод, рекомендуемый психологами, заключается в высвобождении накопившейся энергии посредством крика. Достаточно приехать в безлюдный лес или парк и, не стесняясь, выплеснуть эмоции через звуки, не жалея голосовые связки. Также в больших городах существуют специальные комнаты разгрузки в виде развлечения. Например, в помещении можно крушить окружающие предметы или бить тарелки. После такой терапии чувствуется прилив сил и бодрости, ощущается легкость во всем теле. Также полезны занятия различными боевыми искусствами, которые позволяют осуществить выброс энергии благодаря силовой тренировке.

Аутотренинг и медитация

Самостоятельное проговаривание мантры, мысленное успокоение помогают жить в гармонии со своим телом и мыслями. Можно выбрать любой удобный для себя способ, который поможет почувствовать облегчение. Развитые способности управления собой хорошо поддерживаются правильной медитацией, йогой и умением сконцентрироваться.

Как научиться контролировать себя

В идеале родители должны учить ребенка самодисциплине с раннего возраста. Умение сохранять самообладание помогает хорошо устроиться в жизни. Вырастая, самостоятельные и владеющие своими эмоциями дети занимают значительные должности и делают успешную карьеру. Будучи взрослым, гораздо сложнее научиться контролировать себя, но это вполне реально для любого человека. Что такое самоконтроль и как его достичь?

  • Воспитание. Дети подражают родителям, поэтому взрослым логичнее начать с себя, показав пример подрастающему поколению.
  • Важно соблюдать приемы самоконтроля. Самый действенный из них - режим. Соблюдение распорядка дня максимально развивает чувство ответственности. К тому же его можно составить самостоятельно с учетом личной загруженности.
  • Правильное питание. Для поддержания фигуры нельзя давать слабину, есть много сладостей и вредной пищи, иначе все насмарку.
  • Выработка пунктуальности. Рекомендуется завести ежедневник, куда можно записывать все дела и важные встречи. Постепенно можно приучить себя выполнять все обещания и доводить начатое до конца.
  • Саморазвитие. Если выдается возможность посетить тренинг или семинар по самоконтролю, необходимо попасть на него. На уроках предлагают различные упражнения, которые помогут в управлении своими эмоциями.

Физический самоконтроль

Спортсменам приходится быть особенно собранными, потому что им необходимо регулярно ходить на тренировки, соблюдать определенный режим питания и образа жизни. Физический самоконтроль на бытовом уровне помогает избежать конфликтных ситуаций и недопонимания, помогая трезво оценить ситуацию и найти компромисс. Эта система действует как в семье, так и в коллективе. Человек способен самостоятельно регулировать свою жизнь, достигая тех целей, которые будут полностью удовлетворять его запросам. Каждый может сделать так, чтобы желания и потребности совпадали. Достаточно просто работать над собой.

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Есть разные мнения о самоконтроле. Но в научной литературе в основном царит единство.

"Самоконтроль - способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле - высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь ." (Википедия)

"Самоконтроль - это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов." (Б.Д.Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия.)

"Может ли быть самоконтроля слишком много? Нередко встречается мнение, что излишний самоконтроль подавляет спонтанность, лишает человека внутренней свободы и радости жизни. По всей видимости, это результат недоразумения. Контроля не может быть слишком много, важно только, чтобы контроль был правильным. Если человек во время самоконтроля себя только напрягает и ругает, у него неправильный самоконтроль. А если человек внимательно контролирует, чтобы во время работы не напрягаться, работать на позитиве, вовремя отдыхать и за трудное дело браться с умом, обеспечивая успешное начало и празднуя все значимые успехи, такой контроль полезен всегда и излишним не будет." (Психологос)

Из сказанного следует, что самоконтроль - весьма полезная и нужная вещь. Есть много рецептов, как развивать свой самоконтроль. В общем, с научной стороны говорят только хорошее. Например, еще так: "Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля - нет свободы, нет ответственности, нет личности." (Психологос)

Есть и совсем другие точки зрения, распространенные в быту и некоторых религиях. Согласно им много думать - вредно. Рационализм вообще не в почете, так как он привел к технологическому развитию цивилизации вместо правильного духовного. Надо просто открыть свою душу, сердце, чакры для всего положительного и закрыть для отрицательного. Хотя технология открытия спорна, но все же она привлекательна, поскольку представляется проще, чем многолетнее корпение над научными книгами и постоянное самообразование. Точнее, самообразовываться можно, заглядывая в себя, а не в книги.

Зачем вообще угождать и изображать из себя что-то, когда это всего лишь необязательное промежуточное звено перед расслаблением, перед возможностью делать то, что нравится, а не то, что заставляют?

Общество пока не в состоянии предоставить всем интересную и хорошо оплачиваемую работу. Поэтому часто она воспринимается как наказание, как неприятная обязанность, лишь как средство добывания денег на последующие удовольствия. Соответственно самоконтроль воспринимается как дополнительная нагрузка, напряжение. И он действительно ведет к стрессам, изнашиванию нервной системы, если не приносит радость, а является только насилием над собой.

Важно отметить, что самоконтроль сам по себе не обеспечивает успеха в жизни. Успех зависит от очень многих обстоятельств, часто просто от везения и данных от природы талантов. Но в значительной мере - от образования, воспитания, от работы над собой. Да и сам успех относителен. Одни считают успехом накопленное богатство, другие, наоборот, видят в богатстве духовное падение. Самоконтроль может использоваться индивидуумом как во благо себе, так и во вред. Часто вообще трудно отличить благо от вреда. (Тем не менее, если не оглядываться на себя, не пытаться оценивать свои действия со стороны, то наверняка будет меньше шансов на достижение поставленных целей, какими бы возвышенными или низменными они ни были.)

Поэтому преимущества самоконтроля не очевидны. Он ничуть не избавляет от провалов, а потому встречающееся негативное отношение к нему не безосновательно. Приводят пример сороконожки, которая не смогла сдвинуться, когда ее спросили, как она управляется со своими ногами. Хотя вряд ли сороконожку спрашивали в реальности, но в общем нетрудно привести примеры автоматических действий (например, при вождении автомобиля), когда не нужно задавать себе слишком много вопросов.

Если самоконтроль имеет издержки, то они не очень-то бросаются в глаза в современном обществе. Зато бескультурье, неуважение к окружающим прет повсюду. Никаким излишним самоконтролем пока не пахнет, если даже он в принципе возможен. Ну, бывают люди излишне придирчивые к своей внешности, к чистоте и порядку в доме, или слишком педантичные в работе, но никто от этого не свихнулся. Наоборот, усердие обычно идет от души и приносит радость.

А вот курящих на улице, орущих по телефону в общественном транспорте хоть отбавляй. Обычно они даже не догадываются, что кому-то мешают, поэтому с их личным спокойствием все в порядке. Однако, на работе постепенно начинает надоедать сотрудник, который постоянно присвистывает, притопывает ногой, ковыряется в носу или в бороде и т.п. За это, конечно, не увольняют, но когда появятся более веские причины, то сыграют свою роль все мелкие недостатки.

Кроме того, человек, плохо контролирующий себя, не блещет и в деле, поскольку все идет от одной головы.

Так что встречая человека по одежке, о нем уже много можно сказать. Например, большое пузо недвусмысленно намекает о наклонностях человека и его невысокой способности к самоконтролю. Не говоря уже о том, что лишний вес физически мешает, о чем его обладатель не может не знать, но все равно хочет, чтобы его ценили таким, какой он есть.

Выбор точки зрения на самоконтроль - право каждого. Он связан с такими трудными и неразрешимыми вопросами, как смысл жизни и цель существования человечества. Поэтому сегодня однозначно на всех граждан не решается. Каждый сам определяет, что ему приносит большее удовлетворение: или труд на благо общества, или выпивка. Однако, важно рассказывать детям , что их может ожидать в будущем от того или иного выбора, дабы они потом не предъявляли претензий, что им, мол, не объяснили.

Поэтому самоконтролю лучше учить подрастающее поколение. В крайнем случае, оно потом может отказаться от использования приобретенных навыков. А если не обучили, то в первую очень взрослым придется пожинать плоды своей беспечности, когда молодые люди будут наплевательски относиться к общественным нормам, не уважать историю и вообще знания , будут воротить все, что по их мнению быстрее ведет к удовольствиям и к справедливости по понятиям. Н.В.Невесенко

Самоконтроль - это способность человека подавлять нежелательные формы поведения, неуместные в конкретной ситуации эмоции.

Хорошо развитая способность к самоконтролю позволяет переносить высокие психические и физические нагрузки.

Люди с высоким уровнем самоконтроля всегда сдержанны, спокойны, держатся уверенно. Рядом с ними у других людей появляется ощущение, что всё будет нормально, можно избавиться от проблем, все вопросы будут решены. Они вызывают у людей доверие.

Рядом с таким человеком пропадает желание скандалить, вести себя неадекватно. Их уверенное спокойствие действует положительно на других людей. Они успокаиваются, прекращаются конфликты. Люди склонны им подчиняться, так как они производят впечатление духовно сильных людей.

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля?

Высоким уровнем самоконтроля обладают разведчики, успешные руководители. Эти профессии связаны с необходимостью хорошо владеть собой, своими эмоциями.

В некоторых культурах самоконтролю уделяется большое внимание. Японская система воспитания направлена на формирование высокого уровня самоконтроля. Поэтому японец с одинаково невозмутимым лицом примет известие о смерти близкого человека и радостное известие.

Самоконтроль может играть, как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Люди с высоким уровнем самоконтроля легче избавляются от дурных привычек.

Есть виды работ, где неоходимо иметь хороший уровень самоконтроля.

Например, если работа связана с постоянным общением с людьми, с необходимостью решать их проблемы. На такой работе часто возникают конфликтные ситуации. Человек с низким уровнем самоконтроля не справился бы с такой работой. Он не смог бы подавить чувство гнева, часто возникающее в конфликтных ситуациях, начал бы себя неадекватно вести. Человек с высоким уровнем самоконтроля, не позволил бы себе проявление неадекватных эмоций и решил бы без конфликтов все проблемы.

Чем опасен высокий уровень самоконтроля?

Высокий уровень самоконтроля приводит к тому, что человек постоянно находится в состоянии психического напряжения . Он не может открыто проявлять свои эмоции.

Неотреагированные эмоции накапливаются, приводят к возникновению различных болезней. Чаще всего это сердечно-сосудистые заболевания и язва желудка.

Чтобы этого не происходило и люди с высоким уровнем самоконтроля не заболевали, необходимо проведение профилактических мер. Таким людям постоянно необходимо избавляться от психического напряжения. Самые простые способы - это кричать в безлюдных местах, крушить что-нибудь. Хорошо снимают напряжение боевые исскуства.

Неплохо овладеть приёмами аутотренинга. Он тоже хорошо нормализует состояние человека. Обязательно выберите удобный для вас способ снятия психического напряжения.Тогда хорошо развитая способность к самоконтролю будет приводить только к положительным результатам.