Результаты социологического исследования. «Против всех — это путь в никуда

Information for foreign students

Абитуриентам, поступающим в бакалавриат:


Краткая визитная карточка направления "Социология"

Краткая визитная карточка программы направления "Менеджмент"

Правила приема в МГУ имени М.В.Ломоносова в 2019 году и сайт центральной приемной комиссии МГУ имени М.В.Ломоносова

Количество мест в 2019 году

Отделение План
приема
"Социология", дневное отделение, для поступающих по общему конкурсу (бюджет/договор) 83/50
74
9
"Социология", очно-заочное (вечернее) отделение для поступающих по общему конкурсу (бюджет/договор) 35/10
в том числе для поступающих на основные конкурсные места 31
в том числе для поступающих по особой квоте 4
"Менеджмент", дневное отделение (договор) обучение только договорное

Перечень вступительных испытаний на социологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова в 2019 году

Прием на первый курс на обучение по программам бакалавриата проводится по результатам вступительных испытаний в форме ЕГЭ, полученных в 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах (а также в иные годы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), и проводимых МГУ дополнительных вступительных испытаний: по обществознанию (письменно) для поступающих на направление "Социология"; по математике (письменно) для поступающих на направление "Менеджмент"

Вступительные испытания при поступлении на очную и очно-заочную форму обучения на направление подготовки "Социология" (с указанием формы проведения (с указанием формы проведения и приоритетности при ранжировании поступающих):

  • Дополнительное вступительное испытание по обществознанию (письменно) (1) -
  • Обществознание (ЕГЭ) (2)
  • Математика (ЕГЭ профильный уровень ) (3) (для категорий граждан, имеющих право сдавать вступительные испытания ВМЕСТО ЕГЭ
  • Русский язык (ЕГЭ) (4) (для категорий граждан, имеющих право сдавать вступительные испытания ВМЕСТО ЕГЭ

Вступительные испытания при поступлении на очную форму обучения на направление подготовки Менеджмент (с указанием формы проведения и приоритетности при ранжировании поступающих):

  • Дополнительное вступительное испытание по математике (письменно) (1) - (обязательно для всех абитуриентов)
  • Математика (ЕГЭ профильный уровень ) (2) (для категорий граждан, имеющих право сдавать вступительные испытания ВМЕСТО ЕГЭ
  • Обществознание (ЕГЭ) (3) (для категорий граждан, имеющих право сдавать вступительные испытания ВМЕСТО ЕГЭ
  • Русский язык (ЕГЭ) (4) (для категорий граждан, имеющих право сдавать вступительные испытания ВМЕСТО ЕГЭ

Внимание : недопустимо использовать на экзамене средства связи и электронные устройства.

Минимальное количество баллов на дополнительных вступительных испытаниях - 42 балла по обществованию и 27 баллов по математике. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по результатам ЕГЭ – на уровне минимального количества баллов, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Программа вступительных испытаний по обществознанию

Программа вступительных испытаний по математике

Правила подачи и рассмотрения апелляций

При приеме на социологический факультет МГУ на обучение по программам бакалавриата начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения (см. пункт 20 правил приема в МГУ в 2019 году.):

  • наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца – 2 балла;
  • наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием – 5 баллов;
  • оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, – не более 3 баллов.

Перечень предоставляемых абитуриентом документов (п.12 Правил приема)

Социологическое исследование завершается анализом и обработкой полученных данных, получением эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций.

Этап анализа представляет собой соотнесение полученной информа­ции об изучаемом объекте с уже имеющимся объемом знаний о нем. Со­держание и цель этапа анализа заключается в том, чтобы объяснить смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в одну систему.

Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исселедований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, факторный анализ. Качественными метода­ми анализа и обобщения являются типологизация, моделирование и создание теорий. Обработка данных включает в себя:

    Редактирование и кодирование информации с целью унификации и формализации информации, полученной в ходе исследования.

2. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Необходимо провести обратную процедуру - перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

3. Статистический анализ - самый важный этап в процессе анализа социологических данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы.

Для проведения статистического анализа используются различные математические методы, позволяющие всесторонне анализировать собранную информацию.

В зависимости от методов получения первичной информации при­меняются различные приемы обработки и анализа данных. Например, если информация была получена из документальных источников, то ис­пользуются два основных метода анализа документов - традиционный анализ и контент-анализ. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, применяются методы ранжирования, шкалирования, кор­реляции и др.

Ранжирование - процедура установления относительной предпочти­тельности исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг -по­казатель порядкового места оцениваемого объекта в группе, и других объек­тов, обладающих существенными для оценки свойствами.

По результатам исследования пишется отчет. В него входит програм­ма исследования, характеристика респондентов, представление, анализ полученных данных, практические рекомендации, выводы, приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).

Требования к отчету:

1) в отчете должны быть отражены все группы проблем в соответ­ствии с логикой научного поиска, что требует обобщения, анализа резуль­татов;

2) в каждой главе отчета необходимо стремиться выделить две части:

а) проблемы и результаты, б) выводы;

3) для анализа и отчета результаты отдельных анкетных вопросов дол­жны максимально обобщаться;

4) правильное оформление отчета.

Для того. чтобы правильно использовать полученные социологичес­кие данные, необходимо учитывать важные методологические положения:

Характер оценки и интерпретации социологических данных боль­шей частью уже предопределен на стадии концептуального оформления исследования, когда выяснились качественные характеристики изучаемо­го явления;

Интерпретация и логическая обработка полученных данных зави­сят от глубины знания исследователем объекта и предмета;

Большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя.

Грамотно проведенный анализ результатов социологических исследо­ваний позволяет эффективно использовать их в управленческой деятель­ности, планировании, прогнозировании социальных процессов.

Важной формой использования является защита результатов исследо­вания пред соответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использования результатов является публика­ция материалов социологических исследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.

Сущность социологического исследования

Подготовка социологического исследования

Сбор социологической информации

Анализ результатов социологического исследования

Сущность социологического исследования

Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология – учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.

Метод социологического исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы , (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов :

1. Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.

2. Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

3. Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.

4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.

Виды социологических исследований.

По способу познания , по характеру добываемого социологического знания различают:

· теоретические исследования . Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

· эмпирические исследования . Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер , т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования , которые

· фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

· прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

· разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

· повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач , а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

· разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

· описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

· аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Подготовка социологического исследования

Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа социологического исследования – это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования.

1. Формулировка проблемной ситуации . Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:

· четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

· определенной временной ограниченностью;

· возможностью его количественного измерения.

Предмет та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.

Цель исследования общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.

Интерпретация основных понятий это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.

Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исслед ования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.

Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.

После решения задач связанных с осуществлением методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования.

Насколько результаты социологических опросов могли предопределить итоги губернаторских выборов, почему в избирательные бюллетени не стоит возвращать графу «Против всех», как дальше будет развиваться технология опросов и смогут ли роботы заменить живых людей? На эти и другие вопросы «Известий» ответил глава ВЦИОМ Валерий Федоров.

- Как за время обсуждения пенсионной реформы изменилось отношение к ней россиян?

Как и прежде, многие соотечественники негативно относятся к повышению пенсионного возраста. Внесенные поправки и коррективы поддерживаются людьми, но это не меняет их общего отношения к реформе. Изменений следует ожидать не раньше, чем реально начнут действовать новые правила выхода на пенсию, то есть уже после 1 января.

- Какие настроения в регионах фиксирует ВЦИОМ после выборов?

Отмечу, что выборы носили региональный и местный характер и отражали не столько общефедеральную, сколько локальную повестку. Поэтому в абсолютном большинстве регионов кандидаты, поддержанные президентом, одержали победу. Исключением стали те территории, где власть не сумела или не захотела измениться и адекватно ответить на новый общественный запрос.

Вы проводили электоральные опросы перед единым днем голосования? Было ли из них понятно, в каких регионах есть запрос на кандидатов от оппозиции?

Конечно. Было три проблемных точки - Хакасия, Владимирская область и Хабаровский край. В них и проводилось большое количество исследований. Относительным сюрпризом стало только Приморье. Было видно, что Тарасенко пользуется ограниченной поддержкой граждан, но не было ощущения, что он не сможет преодолеть 50-процентный барьер. Вероятно, сработали те факторы, которые социологическими методами исследовать сложно: раскол элит, неудачные политико-технологические решения. Шанс победить у Тарасенко был, но реализовать его он не смог.

Во всех трех регионах кандидаты – действующие губернаторы были изначально весьма непопулярны. Они не смогли выстроить эффективную кампанию, продемонстрировать избирателям свою нацеленность на перемены. Причем сам по себе стаж пребывания во власти - не приговор: удалось же весьма эффектно победить и Сергею Собянину в Москве, и Андрею Воробьеву в Подмосковье.

В отличие от них Орлова, Зимин и Шпорт вместо «губернаторов надежд» выглядели как «губернаторы разочарований». Они обещали продолжать то, что делали прежде, но людей это не вдохновляло. С 2017 года доминирующий общественный запрос - не на стабильность, а на перемены, на прорыв к новому уровню и качеству жизни. Все хотят жить лучше! Убедить людей в том, что именно они способны сделать лучше нашу жизнь, проигравшие губернаторы не смогли. И мнимые достоинства их оппонентов тут роли уже не играли - голосовали не за них, а за перемены в целом.

- То есть в обществе был запрос на обновление губернаторского корпуса?

Из новых губернаторов все, кто был предложен президентом, - за исключением Тарасенко - прошли. И прошли с солидным результатом, минимум 53%, а где-то получили и по 70-–80%. Причем в самых сложных регионах. Вспомним Сергея Цивилева в Кемерово, Станислава Воскресенского в Иванове, Сергея Носова в Магадане.

Экономический фронт, безусловно, сейчас главный. Но если ты губернатор, ты не можешь быть просто эффективным управленцем или экономистом - ты должен быть еще и политиком, уметь и любить взаимодействовать не только с элитами, но и с обществом.

Против всех - это путь в никуда. Нужно продолжать обновление и омоложение губернаторского корпуса. Чтобы эффективно управлять регионом долгое время, нужно постоянно быть в форме, не «бронзоветь», сохранять чуткость к потребностям и настроениям людей, готовность меняться. А это - на длинной дистанции - далеко не каждому дано. Даже Аман Тулеев, самый долгоживущий губернатор, к концу своей карьеры «потерял форму».

Также надо усилить внимание к политическим качествам новых выдвиженцев. Сейчас уже недостаточно быть просто эффективным бюрократом. Нужно уметь говорить с людьми на их языке, уважать их, интересоваться их проблемами, вместе с ними искать решения. Иначе получается, что экономика отдельно, а люди - отдельно. Но зачем людям такая экономика?

Еще одна задача - повысить качество кандидатов от системных оппозиционных партий. Если не хотим, чтобы регион доставался техническому кандидату, значит, кандидат со стороны оппозиционной партии не должен быть техническим. Гарантии от проигрыша на выборах нет, но должна быть гарантия от катастрофы, которая может случиться с регионом, если во главе его встанет кандидат, не подготовленный к управлению.

- Вы проанонсировали глобальное обновление ВЦИОМ. Какие изменения ждут центр?

Мы сейчас разрабатываем программу «Цифровой ВЦИОМ», которая охватит период с 2019 по 2024 годы. Хотим максимально технологизировать свою работу и меньше полагаться на человеческий фактор. Например, мы уже начали проводить роботизированные опросы, но роботов тоже надо учить, иначе респондент быстро распознает, что с ним говорит не человек, и бросает трубку. Через какое-то время наши роботы поумнеют, и тогда мы сможем доверить им большую часть нашей работы - они сделают ее быстрее, дешевле и с меньшим количеством ошибок. А люди сосредоточатся на действительно творческой работе, где замены им нет и в обозримом будущем не предвидится.

Также активно вкладываемся в интернет-опросы. Сейчас старшая возрастная группа не готова отвечать на наши вопросы в интернете, только молодежь. Пока практикуем комбинированные опросы, но стремимся максимально уйти от личных интервью «глаза в глаза», хотим, чтобы они превратились в дорогостоящий и редкий эксклюзив, как это уже произошло на Западе. Пока через интернет мы проводим только 8–10% интервью, но в горизонте четырех-пяти лет стремимся к 35–40%.

- А как убедить человека пройти опрос? Захочет ли он потратить свое свободное время на это?

С каждым годом это всё сложнее и сложнее. Растет цена времени, а вероятная польза от участия в опросе для людей всё менее очевидна. Выход видим в расширении практики «опросов без опросов». Можно ведь получать с согласия человека информацию о нем и его поведении, не задавая ему вопросов. Это можно сделать через датчики, технические устройства. Через программу, установленную на вашем смартфоне или «умных часах», к примеру.

Также мы можем с вашего согласия получить информацию о вас из различных баз данных. Так, сейчас, чтобы получить информацию о состоянии здоровья человека, достаточно доступа к его электронной медицинской карте. Времени на такой способ извлечения информации тратится меньше, а ее объем - существенно больше, точность - кратно выше. Конечно, если вы - наш респондент - на это готовы. Наша миссия здесь - убедить вас, что это поможет обществу и, в конечном счете, вам.

- Но должны же быть темы, на которые отвечают охотно?

Скорее назову то, о чем в России не любят говорить - о доходах и о сексе. В православном обществе тема секса весьма личная. А о доходах не хотят говорить, чтобы не привлекать излишнего внимания налоговых органов или «лихих людей». В каждой стране - свои табу. В Америке, к примеру, довольно свободно говорят на сексуальные темы, но под запретом вопросы этнических и расовых отношений. Человеческих обществ без табу не существует, вся наша культура построена на табу.

- Если подвести итоги работы за 15 лет, что означает ваше назначение?

Прошедшие 15 лет - это уже «третья жизнь» ВЦИОМ. Первая была во времена перестройки и связана с именами Татьяны Заславской и Бориса Грушина. Тогда казалось, что у нашего социализма еще есть время обрести лицо, что советская страна быстро вольется в мировое сообщество, что мы все сможем жить как при капитализме, а работать как при социализме. Это был короткий, но счастливый период абсолютного творчества, надежд и иллюзий.

«Вторая жизнь» ВЦИОМ приходится на 1990-е - годы болезненных, травматичных реформ, становления «дикого капитализма» и нового российского государства. Когда госфинансирование сократилось до нуля, а филиальная структура за пределами России рухнула, перевести центр с государственных на коммерческие рельсы, не дать ему погибнуть - было подвигом. Этот подвиг совершили Юрий Левада и его команда, они сумели сохранить центр в самых неблагоприятных условиях, превратить его из бюджетного учреждения в коммерческую компанию. Низкий им поклон.

«Третья жизнь» ВЦИОМ началась, когда ситуация в стране начала стабилизироваться, государство укрепилось и стало разбираться со своими активами. Наша служба вновь оказалась востребована и сегодня работает как один из главных исследовательских центров в интересах администрации президента, правительства, министерств, региональных администраций. Наши проекты - весьма сложные и интересные, потому что государству нужны надежные данные, на основании которых можно принимать умные и быстрые решения. Велика и цена ошибки, которая может стать ошибкой государства.

Обработка полученных данных (или интерпретация результатов) напрямую связана с процедурами проверки рабочих гипотез. Для этого используются обычно два вида процедур – дескриптивные и аналитико-экспериментальные. К первым относятся группировка, классификация и типологизация. Ко второй – установление связей-зависимостей при анализе взаимодействий социальных факторов и социальный эксперимент .

Группировка есть упорядочение данных, предваряющих их анализ. Данная процедура позволяет выявлять виды социальных явлений, их структуру и зависимости. Признак группировки определяется в результате теоретического анализа проблемы. Различают простую и сложную группировки. В простой группировке обобщение проводится по одному признаку; в сложной – по двум и более признакам. Группировка может производиться как по качественному (атрибутивному), так и количественному признакам.

Классификация – это распределение множества данных на классы но определенному, общему для каждого класса признаку. Полученная на этапе сбора эмпирических фактов классификация является необходимым условием целостного научного описания объекта. Данная процедура приводит сырой массив первичных данных к виду, в котором он становится доступен теоретическому анализу. Распространенным способом классификации социологических фактов выступают статистические группировки. Соответственно выделяют типологическую, структурную и аналитическую группировки.

Типологизации связана с дифференциацией данных по типу социальных связей. Различают эмпирическую и теоретическую типологизации). При эмпирической типологизации осуществляют сравнение (перебор) многих признаков и определяют устойчивые сочетания их, отражающих целостность объекта. Однако познавательный смысл такой процедуры достаточно низок. Его широкое использование стало возможным лишь в связи с развитием информационных технологий. При теоретической типологизации обобщение признаков производится па основе идеальной теоретической модели или в соответствии с научно обоснованными критериями.

Связи-зависимости дифференцируют на функциональные и статистические. Под функциональной зависимостью между переменными понимается такая связь, которая может быть выражена для каждого случая вполне определенно с помощью какой-либо формулы. Здесь каждому значению одной величины соответствуют одно или несколько определенных значений другой величины (скажем, закончившие среднюю школу могут поступить или не поступить в какой-либо институт). Для массовых социальных явлений характерны статистические зависимости. В них связь между переменными проявляется не в каждом отдельном случае, а обнаруживается как тенденция, характеризующая всю совокупность анализируемых случаев (более высокий уровень образования обычно дает более высокую правовую культуру).

Социальный эксперимент (лат. experimentum – опыт, проба) – это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств. Утверждение экспериментального метода в науке – это длительный процесс, протекающий в острой борьбе различных научных школ. Что же касается современной социологии, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько значимым, что уже рассматривается как одна из основных форм научной и практической деятельности.

Социальный эксперимент дает возможность, во-первых, изучать явление в "чистом" виде, избегая воздействия на него посторонних влияний; во-вторых, воспроизводить это явление сколько угодно раз; в-третьих, исследовать его в экстремальных условиях, планомерно изменяя протекание процесса, выясняя закономерную зависимость от этих условий.

Смысл социального эксперимента состоит в том, чтобы практически использовать какое-либо управленческое новшество в ограниченном масштабе с целью проверки его пригодности для широкого применения. Назначение эксперимента в получении той информации о возможностях предлагаемого новшества, которую невозможно получить посредством предварительных прогнозов, сколь бы совершенны они ни были.

Необходимо, однако, заметить, что производимая в эксперименте изоляция обусловливает некоторую ограниченность и односторонность получаемого результата, вследствие чего эти результаты не могут механически переноситься в сложную обстановку жизни без учета влияния и переплетения в ней многообразных обстоятельств.

В общественных науках значение эксперимента ограничено двумя причинами. Во-первых, людей и их отношения нельзя делать объектом всевозможных экспериментов, так как последние предполагают возможность изменения условий жизни в разных направлениях, а в общественной жизни необходимо стремиться к изменению условий только в благоприятном, лучшем для людей направлении. Во-вторых, выделение существенных, необходимых, закономерных связей в обществе и выяснение их особенностей невозможно производить с помощью каких-либо приборов и аппаратов и вообще посредством каких-либо искусственных практических мер по изоляции одних общественных отношений от других.

Следовательно, социальный эксперимент выполняет две основные функции: проверка научных гипотез и достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности. Логика экспериментального анализа была предложена Дж. С. Миллем еще в XIX в. и с тех пор не претерпела существенных изменений. Она реализуется в натурном и мысленном эксперименте. Натурный эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации, вмешательство исследователя в естественный ход событий; мысленный эксперимент заключается в манипулировании информацией о реальных объектах.

Таким образом, собранный материал должен быть проанализирован и приведен в соответствие с выбранной (заданной) проблемой, послужившей толчком к исследованию. Работа эта не из простых. Собственно, именно здесь как раз и начинаются трудности, поскольку одни аспекты проблемы оказались вполне изученными. Они могут быть обобщены и представлены в виде фрагментов намечаемой частной теории. А другие требуют еще дополнительного изучения. Их следует или как-то по совокупности обобщить или законсервировать на последующие исследования.

Написание отчета по результатам исследования, который представляется обычно заказчику (заказавшему и оплатившему намечаемые расходы). Он содержит объяснение природы исследования и обоснование сделанных выводов. Структура отчета чаще всего соответствует логике научного поиска и найденным результатам.

Первый раздел отчета, как правило, содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристики параметров исследования (методы, техника, процедуры, выборка, количество участников, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе даются описания объекта и предмета исследования по социально-демографическим признакам, излагаются разработки исследовательского проекта. В третьем разделе даются сведения о проведенном исследовании, интерпретации результатов и выводы относительно тех идей, которые были сформулированы в гипотезах. Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе цели и задачи.

Разделы (или главы) отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Объем отчета зависит от объема материала, целей и задач социологического исследования. Рекомендуется давать к отчету различные приложения, которые обычно содержат все методологические и методические документы исследования (программу, инструментарий и др.), а также таблицы, графики, схемы, которые нс вошли в отчет. Заказчику это приложение, как правило, нс нужно, но исследователям оно может пригодиться для использования при подготовке программы нового исследования .

Исследовательский отчет следует опубликовать в виде журнальной статьи или книги. Они позволят ознакомиться с этой работой другим работникам государственного управления, социологам и социальным психологам. Большинство отчетов выявляет массу вопросов, оставшихся без ответа, предлагая тем самым проведение дальнейших исследований.

  • Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 202.
  • Социология: учебник для вузов / под ред. Η. Н. Лавриненко. М., 2000. С. 383.