Выбор и формулировка темы исследования. Доклад на тему "эффективность и целесообразность применения методических приемов в рабрте воспитателя в рамках фгос"

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой – как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т.е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Генетически понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего процесс труда (см.: Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека – законы внешнего мира, природы (см.: Ленин В.И. ПСС, т. 29, с. 171). В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о целесообразности, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего целесообразность как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии , извращенно представляющей целесообразность. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности. Научная интерпретация этой проблемы стала возможной лишь в рамках мышления, выявляющего объективное значение целесообразности.

При исследовании форм целесообразности как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической целесообразности, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая целесообразность объяснялась обращением к материальным причинам. Особое значение имела здесь теория эволюции Дарвина, в которой органическая целесообразность представала как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической целесообразности.

С позиций системно-структурного детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической целесообразности, т.е. представление об известной направленности (и в этом смысле целесообразности) морфофизиологической реакции – наследственных изменений, метаболических, термодинамических и прочих процессов в живых системах. Эта направленность процессов, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции – статистически.

Новые аспекты проблемы органической целесообразности раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход – т.н. целевой, ориентирующий исследование на анализ отношения целесообразности, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип целесообразности, т.е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый т.о. целевой подход может широко применяться в исследовании не только таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.

Литература:

1. Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 20;

2. Фролов И.Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971;

3. Он же. Жизнь и познание. М., 1981, гл. 2;

4. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1988;

5. Dobzhansky Т. Determinism and Indeterminism in Biological Evolution. – Philosophical Problems in Biology. N. Y., 1966;

6. Rosenblueth Α. , Wiener Ν. , Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology. – Purpose in Nature. Englewood Cliffs, 1966.

Что такое Целесообразность? Значение и толкование слова tselesoobraznost, определение термина

1) Целесообразность - - особая форма причинности в живой природе, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, материализмом и религией, идеализмом. Ц. в органич. мире, проявляющаяся в приспособлении структуры, функций живого к условиям среды, в известной направленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой деятельности бога, якобы направляющей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в формировании более совершенных обществ. систем, в целеполагающей деятельности людей, использовалась религ. философией истории для обоснования идеи предопределения. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о причинности показало, что известная направленность процессов в живом выступает в виде общей тенденции как результат его активного взаимодействия со средой. Истории, материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целеполагающей человеч. деятельности, базирующейся на познании объективных законов. « Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека » (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 169).

2) Целесообразность - характерная особенность всего, что наделено целью. Объяснение посредством целесообразности или целевое объяснение выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному объяснению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшествовало: целевое объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное объяснение – «посредством чего» оно происходит. Целесообразность – часто антропоморфная – находит тем не менее позитивное использование в биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон через его цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных событий, то здесь целевое объяснение через намерение остается объяснением «магического» образца.

3) Целесообразность - (лат. finalis направленный к определенной цели) - целевая определенность (в противоположность каузальности - причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

4) Целесообразность - - свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Ц. специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, действиях человека. Ц. выражается по-разному в различных областях: в органической природе - в форме приспособляемости и регуляции организмов, направленности процессов развития; в общественной жизни - в отмирании изживших себя социальных порядков и возникновении новых, способствующих дальнейшему развитию об-ва, в деятельности людей, направленной на достижение определенных целей, и т. п. Факты органической Ц., использованные телеологией, получили научное объяснение в теории естественного отбора Дарвина. Ц. форм общественной жизни - в экономической теории и историческом материализме Маркса. Кибернетика понимает под Ц. в ее общем виде действия обратной связи, при к-рой информация о разнице между требуемым и фактическим состоянием превращается в причину все большего приближения системы к требующемуся состоянию. Высшая форма Ц.- Ц. человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве ее важнейшего звена включается сознательная цель. Все действия человека, соответствующие нек-рой цели, “целесообразны” в широком смысле. В более узком смысле “целесообразна” лишь деятельность, отвечающая не только условиям данного момента, но и общему направлению развития, основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.

Целесообразность

Особая форма причинности в живой природе, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, материализмом и религией, идеализмом. Ц. в органич. мире, проявляющаяся в приспособлении структуры, функций живого к условиям среды, в известной направленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой деятельности бога, якобы направляющей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в формировании более совершенных обществ. систем, в целеполагающей деятельности людей, использовалась религ. философией истории для обоснования идеи предопределения. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о причинности показало, что известная направленность процессов в живом выступает в виде общей тенденции как результат его активного взаимодействия со средой. Истории, материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целеполагающей человеч. деятельности, базирующейся на познании объективных законов. « Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека » (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 169).

характерная особенность всего, что наделено целью. Объяснение посредством целесообразности или целевое объяснение выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному объяснению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшествовало: целевое объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное объяснение – «посредством чего» оно происходит. Целесообразность – часто антропоморфная – находит тем не менее позитивное использование в биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон через его цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных событий, то здесь целевое объяснение через намерение остается объяснением «магического» образца.

(лат. finalis направленный к определенной цели) - целевая определенность (в противоположность каузальности - причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

Свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Ц. специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, действиях человека. Ц. выражается по-разному в различных областях: в органической природе - в форме приспособляемости и регуляции организмов, направленности процессов развития; в общественной жизни - в отмирании изживших себя социальных порядков и возникновении новых, способствующих дальнейшему развитию об-ва, в деятельности людей, направленной на достижение определенных целей, и т. п. Факты органической Ц., использованные телеологией, получили научное объяснение в теории естественного отбора Дарвина. Ц. форм общественной жизни - в экономической теории и историческом материализме Маркса. Кибернетика понимает под Ц. в ее общем виде действия обратной связи, при к-рой информация о разнице между требуемым и фактическим состоянием превращается в причину все большего приближения системы к требующемуся состоянию. Высшая форма Ц.- Ц. человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве ее важнейшего звена включается сознательная цель. Все действия человека, соответствующие нек-рой цели, “целесообразны” в широком смысле. В более узком смысле “целесообразна” лишь деятельность, отвечающая не только условиям данного момента, но и общему направлению развития, основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.

Актуальность и целесообразность внедрения проекта

Жизнь в ХХI веке ставит перед школой много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической, так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы медицинских работников и педагогов.

Изменения в содержании школьного образования, интенсификация труда учащихся и учителей предъявляют высокие требования как к системе образования, так и к нервной системе школьника и учителя. Это требует особенно бережного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса, внося коррективы в организацию образовательного процесса.

По данным Министерства образования Республики Беларусь, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды:

· уровень освещенности в школе значительно занижен;

· ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия) ;

· распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

· недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

· несоответствие мебели гигиеническим требованиям, загрязнение воздуха в школьных помещениях.

Однако состояние здоровья человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит все население страны, и образовательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения. Следует отметить, что в работе школ вопросу валеологического воспитания уделяется недостаточно внимания. Нетрудно заметить, что у детей отсутствует мотивация к здоровому образу жизни, нарушен режим труда, отдыха, питания, двигательная активность. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей.

Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Проанализировав сложившуюся систему работы по формированию основ здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья в Лебедевской школе, можно сделать вывод, что в данном направлении деятельности скрыты нереализованные резервы. Для раскрытия внутренних возможностей школы требуется поиск адаптивных здоровьесберегающих технологий, обновление содержания, организационных форм образовательного процесса, диагностической и мониторинговой систем, иными словами, развитие деятельности в данном направлении влечет за собой действия, далеко выходящие за рамки частичных обновлений.

Все вышесказанное и определило необходимость внедрения модели формирования основ валеологической культуры у школьников, начиная 1 класса (Приложение 1). Осуществление деятельности в данном направлении создаст комплекс условий для развития и самореализации личности, позволит снять перегрузки, снизить уровень тревожности, утомляемости и заболеваемости детей, позволит сформировать у каждого ребенка валеологическую грамотность как жизненную потребность современного человека; убеждение в необходимости бережного отношения к своему здоровью; стремление к адекватному восприятию знаний и навыков по его охране и совершенствованию, их воплощению в повседневную жизнь; приобщению к мировому уровню культуры здоровья.

Проблема: сегодня деятельность учреждений образования сориентирована на выполнение основных государственных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Поэтому движение за здоровый образ жизни остаётся одной из приоритетных проблем, стоящих как перед врачами, так и перед педагогами.

Решению этой проблемы призван способствовать педагогический проект «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения».

Ведущая идея : содержание и организация взаимосвязанных компонентов педагогической системы школы (управление, образовательный процесс, школьные службы и предметно-пространственная среда) нацелены на обеспечение условий для воспитания, обучения и развитие здорового ученика.

Цель : создать адаптивную образовательную среду, направленную на охрану и укрепление здоровья ребёнка, формирующую позицию созидателя в отношении здоровья своего и окружающих. (Приложение 3)

Задачи :

1. Изучение, освоение научно-методического обеспечения педагогического проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения».

2. Разработка необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, обеспечивающих внедрение проекта.

3. Определение последовательности этапов формирования у школьников основ валеологической культуры на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной деятельности.

4. Овладение субъектами образовательного процесса здоровьесберегающими технологиями.

5. Разработка учебно-методического и дидактического обеспечения проекта.

Цель: осмысление теории и практики, принятие коллективом необходимых целенаправленных изменений, оформление документов для открытия проекта.

II этап: проектировочный (апрель – август 2010 г.)

Цель: создание приказа по школе, определение участников проекта и утверждение их функциональных обязанностей, определение основных направлений исследований, форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчётности.

III этап: диагностический (сентябрь 2010 г.)

Цель: диагностика готовности и мотивации к проектной деятельности педагогического коллектива школы; определения уровня обученности, воспитанности и личностного развития учащихся; состояния здоровья учащихся и готовность учителей к его охране.

IV этап : практический (сентябрь 2010г. – май 2014 г.)

Цель: организация работы по выполнению всех планов проектной деятельности. Систематическое отслеживание процесса, приёмов, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов.

V этап: обобщающий (май 2014г.)

Цель: анализ полученных результатов, опыта. Составление отчётов участниками педагогического проекта, описание опыта и оформление материалов.

VI этап: внедренческий (сентябрь 2014 г.)

Цель: перенос опыта в практику работы других учителей, других учебных заведений. Подготовка методических рекомендаций.

Объект проекта: здоровье учащихся 1 ступени обучения.

Предмет проекта: образовательный процесс в 1 – 4 классах .

Готовность участников проекта к внедрению проекта

В учреждении имеется опыт работы по внедрению педагогических проектов. С 2002 года по 2008 год в школе внедрялся педагогический проект «Этношкола».

В образовательном учреждении ведется определённая работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В школе имеется соответствующая материально-техническая база: спортивный зал, стадион, что позволяет успешно решать задачи физического воспитания учащихся. Организованы факультативные занятия по здоровому образу жизни, ведется кружковая работа (секция греко-римской борьбы , гимнастика, пляжный волейбол). Работа по формированию здорового образа жизни учащихся находится на постоянном внутришкольном контроле. Система работы по формированию основ здорового образа жизни неоднократно рассматривалась на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методических объединений. Систематически ведется совместная методическая учёба педагогических кадров по повышению психолого-педагогического уровня и профессиональных умений и навыков в воспитании здорового ребенка. Вопрос внедрения здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности школы.

Ожидаемые результаты

1. Укрепление здоровья школьников, овладение учащимися умениями и навыками заботы о своем здоровье.

2. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

3. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся.

4. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

5. Повышение уровня профилактической работы.

6. Изменение восприятия проблемы сохранения здоровья педагогами, обучение их технологиям работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе .

Критерии и показатели эффективности деятельности по внедрению педагогического проекта

Критерии эффективности

Показатели

Состояние здоровья учащихся

· положительная динамика уровня здоровья;

· снижение количества заболеваний простудного характера за год;

· количества дней пропущенных по болезни;

· положительная динамика показателей физического развития детей

Психоэмоциональное состояние учащихся

· положительная динамика уровня работоспособности школьников;

· положительная динамика эмоционального состояния детей в течение дня, недели, месяца;

· характер межличностных отношений;

· положительная динамика эмоционального отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

Осознанное отношение учащихся к состоянию здоровья

· положительная динамика осознанности учащимися состояния своего здоровья

· сформированные здоровые установки и навыки ответственного поведения

· бережное отношение к своему здоровью

· соблюдение норм и правил гигиены

Осознанное отношение родителей к сохранению здоровья их детей

· положительная динамика отношения родителей к здоровьесберегающим правилам воспитания детей

· качество обучения родителей с валеологическим курсом

Качество обученности учащихся

· положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся;

· качество предметной подготовки учащихся;

· характер сформированности представлений учащихся о здоровье и здоровом образе жизни

Личностное развитие учащихся

· положительная динамика развития мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, общеучебных умений и навыков учащихся, навыков организации учебного исследования, проектной деятельности, самооценки, самоконтроля и саморазвития;

Исследовательская компетентность и культура учителей

· создание профессиональной среды для обмена опытом;

· интенсивность внедрения новых педагогических технологий;

· наличие эффективной системы повышения квалификации;

· личностные достижения учителей и их воспитанников

Качество управления

· наличие необходимых организационно-педагогических и материально технических условий;

· эффективность функционирования системы управления качеством;

· обеспеченность программно-методическими комплексами;

· наличие системы стимулирования педагогов

Удовлетворённость результатами проектной деятельности субъектов образовательного процесса

· мотивированность на достижение высоких результатов;

· положительная динамика удовлетворённости работой;

· благоприятный психологический климат;

· удовлетворение запросов родителей на оказание дополнительных оздоровительных и образовательных услуг;

· положительная динамика участия родителей в образовательном процессе

Внедрение проекта позволит:

2. Создать индивидуальный темп продвижения в развитии и обучении ребенка.

3. Обеспечить формирование умственных действий и понятий, умений самостоятельно добывать знания на достаточном уровне.

4. Повысить профессиональный уровень педагогов, создать среду для обмена опытом работы и его внедрением.

5. Создать банк методических разработок для использования данной модели педагогами 1 ступени обучения.

Возможные риски и ограничения в реализации проекта

1. Низкая мотивация отдельных учащихся и родителей в процессе реализации проекта;

2. Недостаточный уровень материально-технического и научно-методического сопровождения проекта.

Формы отчётности

1. Педагогические дневники

2. Педагогические советы

3. Публикации

4. Анализ работы участников педагогического проекта

5. Отчёт о результатах проектной деятельности

Нормативное и правовое обеспечение:

1. Конституция Республики Беларусь.

2. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании » от 01.01.2001г. № 000-3.

3. Закон об образовании.

4. Положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 07.07.2004г. №44 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 06.12.2006г. № 000).

5. Образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования», утверждён постановлением Министерства образования 10.01.2007г. №2.

6. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на годы, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 19.02.2007 №8/15912.

7. Декрет Президента Республики Беларусь от 01.01.01 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

8. Инструкция «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь», утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8.12.2006.2006 года № 000 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11.06.2007 № 8/16618).

9. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений Санитарные правила и нормы 2.4.2..

11. Медико-педагогический контроль за организацией учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. – Минск: Пачатковая школа, 2007.

Материально-техническое обеспечение:

Школа расположена в д. Лебедево Молодечненского района и представляет собой трёхэтажное кирпичное здание.

В школе имеется 2 учебный кабинет, спортивный зал, компьютерный класс, столовая совмещённая с актовым залом. На школьной территории находится стадион, игровая площадка. Имеется современная материально-техническая база.

Кадровое обеспечение:

· администрация – 2 человека;

· учителя начальной школы – 4 человека;

· учителя физической культуры и здоровья – 3 человека;

· педагог-психолог – 1 человек;

· педагог социальный – 1 человек;

· педагог-организатор – 1 человек

Финансовое обеспечение:

Школа финансируется за счёт бюджетных и внебюджетных средств .

Литература

1. Бедулина, здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Бедулина. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2009. – 192с.

2. Груша, М. Ю. наш здоровый образ жизни / // Адукацыя і выхаванне. – 2006. №6. – С. 33 – 39.

3. Калачевский, формы воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся / // Адукацыя і выхаванне. – 2008. - №3. – С. 55 –61.

4. Купчинов, Р. И. формирование здорового образа жизни учащейся молодёжи: пособие для педагогов / . – Минск: НИО, 2007. – 192с.

5. Основы валеолог ии и школьной гигиены; Учеб. пособие / , . – 2-е изд. – Минск: Выш. шк., 2004. – 238с.

6. Ростовцев, культуры здоровья: пособие для педагогов и воспитателей учреждений образования / , . – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 120 с.

Приложение 1

Важнейшими модулями модели выступают:

· содержательно-проблемный – формирование у учащихся теоретических знаний основ валеологической культуры; формирование мотивации у учащихся здорового образа жизни; организация активной жизнедеятельности по формированию валеологической культуры овладение основами здорового образа жизни.

· технологический модуль – интегрирование основ валеологической культуры в учебные предметы школы; организация досуговой деятельности учащихся; деятельность кружков и научных обществ учащихся; проведение тематических дней, экскурсий, спортивных праздников, дней и недель здоровья; консультативная и реабилитационная работа психологического и медицинского кабинетов.

Разработанная модель предусматривает определенную организационную деятельность и создание условий для эффективного ее формирования:

· повышение валеологической компетентности педагогического состава общеобразовательного учреждения;

· интегрирование воспитательных усилий школы, учреждений культуры по месту жительства, семьи учащегося;

· учет индивидуальных особенностей каждого;

· организация досуговой деятельности учащихся.

Организация и практическая реализация модели формирования основ валеологической культуры у младших школьников предполагает соблюдения основных принципов, к числу которых следует отнести:

· принцип общекультурного и позитивного фона – заключается в позитивном восприятии ценностей основ валеологической культуры для боле успешного освоения их содержания;

· принцип соответствия социальной среде – содержание и организация методов формирования основ валеологической культуры младших школьников строится в соответствии с особенностями возраста;

· принцип компенсации – заключается в предоставлении учащимся возможности участия в различных видах деятельности , способствующих их духовно-нравственному развитию, формированию важных личностных качеств;

· принцип контроля – заключается в проведении валеологического мониторинга, осуществляемого при обработке полученных данных на всех этапах реализации модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения.

Модель формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения

left">

color:black; letter-spacing:.15pt">Валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих. Валеология как наука находится в стадии становления. Её контуры впервые обозначены (1980г.), а первые шаги в её становлении предприняты. В Беларуси разработкой педагогической валеологии занимается.

Объектом исследования валеологии является здоровье человека. Предмет валеологии – изучение путей самовосстановления здоровья, факторов, влияющих на здоровье человека, принципов формирования здорового образа жизни.

Объективные условия, побуждающие развитие и внедрение результатов валеологии в теорию и практику образовательной работы, следующие:

1. Научно-технический и социальный процесс ускоряются неизмеримо быстрее, чем физическое и психическое развитие человеческого организма.

2. Научно-технический прогресс ухудшил среду обитания человечества, что не замедлило сказаться на здоровье детей.

3. Снижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на питании и поддержании жизнедеятельности организма детей.

4. Малоподвижный образ жизни населения.

5. По педагогическим причинам постоянно увеличиваются нагрузки на одни и те же центры полушарий коры головного мозга, что приводит к переутомлению детей со всеми вытекающими последствиями.

О зависимости здоровья от образа жизни человека, догадывались ещё в древности. Гиппократ подчеркивал лекарственное значение физических упражнений, считал, что большинство заболеваний зависит от действий, поступков, мыслей челове­ка, условий его жизни, от природных факторов.

Важность образа жизни для охраны и укрепления здоровья - очевидная ак­сиома. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проводимые в этой области, значимость указанной сферы жизнедеятельности ставит всё новые во­просы и противоречия, выдвигает новые требования и подходы для их решения.

­сов, выделили в науке несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной среды жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Также они определили критерии здоровья:

Для соматического и физического здоровья – я могу;

Для психического - я хочу;

Для нравственного - я должен.

И др. определили факторы, которые оказывают воздействие на здоровье человека.

Академик считает, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем.

В. Деркунская и Н. Поведенок выделили задачи воспитания валеологической культуры школьников:

1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

2. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.

3. Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения.

Приоритетными направлениями деятельности учреждений образования на современном этапе развития образования являются:

· обеспечение благополучия и комфортного пребывания ребенка в школе;

· ориентация на успешность обучения;

· охрана жизни и здоровья, физическое и психическое развитие детей;

· формирование с раннего возраста основ здорового образа жизни.

Внедрение основных положений валеологии в образовательный процесс и педагогическую деятельность учителей позволит обучать ребенка с учетом телесного, интеллектуального, социально-нравственного, психологического и эмоционального состояния.

Приложение 3

Критерии оценивания

адаптивной образовательной среды,

Критериями оценивания адаптивной образовательной среды будут являться следующие показатели:

Состояние здоровья на начало и конец учебного года.

Деятельность педагогического коллектива с учётом состояния здоровья, формирования здорового образа жизни. Участие в районных спортивных мероприятиях.

Критерии оценки

Диагностика состояния здоровья учащихся

Наличие программы «Здоровье учащихся»

Изучение особенностей адаптпции учащихся к школе

Мониторинг знаний учащихся основ валеологической культуры

Выявление уровня детской утомляемости на занятиях

Анкетирование родителей

Обеспеченность учебно-методическими материалами

Деятельность педагогического коллектива с учётом состояния здоровья, формирования здорового образа жизни

Выполнение режима дня

Организация питания

Организация обучения с задержкой в развитии и больных

Сотрудничество школы и семьи в работе, направленной на охрану и укрепление здоровья ребёнка

Подведение итогов работы за год

Состав расчетов технико-экономического обоснования, выполняемых в экономическом разделе ДП, включает следующие разделы:

1. Обоснование целесообразности разработки проекта.

2. Организация и планирование работ по разработке темы проекта.

3. Расчет затрат на разработку проекта.

4. Оценка эффективности разработанного проекта.

Конкретное содержание ТЭО зависит от характера разрабатываемых проектов (НИИ, ОКР).

Обоснование целесообразности разработки проекта

Для ДП опытно-конструкторского направления. В данном разделе подлежат разработке две позиции:

Выбор и обоснование базового варианта (аналога) для сравнения с разрабатываемым продуктом (устройством, блоком, системой, программным продуктом);

Оценка уровня качества разрабатываемого продукта (эксплуатационно-технического уровня).

Выбор базового варианта производится совместно студентом и руководителем ДП на основании патентного поиска, обзора литературы по заданному техническому направлению, анализа информации из Интернет и других источников.

В качестве аналога в ДП опытно-конструкторского направления могут быть выбраны: современные устройства, приборы, устройства, блоки, технико-эксплуатационные показатели которых соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям и имеющие разрабатываемым проектом одну область применения и одно функциональное назначение (но различные принципы действия, схемные решения, элементные базы и т.д.).

После выбора потенциально возможного варианта, необходимо провести анализ и сравнение с разрабатываемым продуктом (устройством) по функциональному назначению, основным техническим и эксплуатационным параметрам, областям применения. Подобный анализ осуществляется с помощью процедуры оценки комплексного показателя качества и эксплуатационно-технического уровня разрабатываемого продукта.

Эксплуатационно-технический уровень (ЭТУ) научно-технического продукта – это обобщающая характеристика его эксплуатационных свойств, возможностей, степени новизны, являющихся основой качества продукта. Основная цель оценки эксплуатационно-технического уровня – ответить на вопрос о соответствии параметров вновь создаваемого продукта лучшим имеющимся отечественным и зарубежным образцам. ЭТУ разрабатываемого продукта определяется после выбора аналога на основе анализа системы показателей. Показатели качества могут быть различными в зависимости от поставленной в дипломном проекте научно-технической задачи. Все показатели (критерии) качества инновационных продуктов могут быть разделены на группы:



Общие технические показатели: габарит, масса, уровень стандартизации, срок службы, эксплуатационная надежность, безопасность в работе, патентоспособность;

Специфические технические показатели, зависящие от типа научно-технического продукта: для приемников – чувствительность, помехоустойчивость, качество звука и изображения; для программных продуктов – интерфейс, рациональность, объем памяти; для измерительных приборов – диапазон измерения, точность; для нестандартного оборудования – мощность, производительность и т.п.

Дипломнику необходимо совместно с руководителем определить перечень критериев (показателей) оценки ЭТУ как для разрабатываемого продукта, так и для выбранного аналога.

Для обобщающей характеристики ЭТУ продукта можно использовать обобщающий индекс эксплуатационно-технического уровня J эту , который рассчитывается как произведение частных индексов. Частный индекс определяется как отношения каждого показателя разрабатываемого научно-технического продукта (НТП) к показателю продукта-аналога.

Для учета значимости отдельных параметров может быть рекомендован балльно-индексный метод,

где J эту – комплексный показатель качества разрабатываемого научно-технического продукта по группе показателей;

n – число рассматриваемых показателей;

В i – коэффициент весомости i -го показателя в долях единицы, устанавливаемый экспертным путем (сумма весов всех рассматриваемых показателей должны составлять единицу);

X i относительный показатель качества, устанавливаемый экспертным путем по выбранной шкале оценивания. Для целей оценки J эту рекомендуется 5-ти или 10-балльная шкала оценивания.



Пример применения балльно-индексного метода в упрощенном варианте показан в таблице 1 (использована 10-балльная шкала оценивания).

Таблица 1

Таким образом, разрабатываемый научно-технический продукт имеет более высокий показатель эксплуатационно-технического уровня по сравнению с продуктом-аналогом.

Необходимо провести обоснование целесообразность разработки ДП научно-исследовательского характера.

Для ДП указанного направления в данном разделе необходимо отразить актуальность, необходимость и значимость проведения исследований, изложить уели и задачи, характер и специфические особенности выполняемого исследования.

Целесообразно отразить состояние проблемы (вопроса) и пути ее решения в нашей стране и за рубежом, обосновать целесообразность выбора темы НИР и методов исследования на основе изучения отечественной и зарубежной литературы, научной информации и т.п.

Научная и практическая целесообразность НИР оценивается по будущему вкладу в развитие теории и методики, по влиянию и полезности для других областей знаний или деятельности.

Не каждая работа может привести к реальной экономии затрат ресурсов, но каждое исследование должно рано или поздно оправдать либо возместить произведенные затраты на ее проведение. Без этого заключения сложно сделать вывод о целесообразности осуществления и финансирования научно-исследовательской работы.

Организация и планирование работы

Планирование работ по ДП заключается в составлении перечня работ, необходимых для достижения поставленных задач; определении исполнителей каждой работы; установлении продолжительности работ в рабочих днях; построении линейного или календарного графика.

Прежде всего необходимо правильно установить оптимальную величину работ по теме. При расчленении темы на крупные этапы план-график работ становится слишком общим. При слишком дробной детализации он трудно воспринимается. Пожтому в каждом отдельном случае следует найти оптимальную степень разбивки темы на отдельные этапы и работы, что обеспечит возможность эффективного контроля и управления за разработкой проекта.

Типовой перечень этапов и работ, выполняемых при проведении НИР, приведен в Приложении №1, а типовой список работ при проведении ОКР – в Приложении №2.

Наиболее ответственной частью работ в этом разделе является расчет трудоемкости отдельных видов проводимых работ, так как трудозатраты составляют основную часть стоимости НИР и ОКР. Удельный вес зарплаты в общей сметной стоимости научных исследований составляет 65% и более.

Для определения ожидаемой продолжительности работы t ож применяются два варианта использования вероятностных оценок деятельности работ. Первый вариант основан на использовании трех оценок t max , t min , t н.в.

(1)

где t min кратчайшая продолжительность заданной работы (оптимистическая оценка);

t max – самая большая продолжительность работы (пессимистическая оценка);

t н.в. – наиболее вероятная по мнению экспертов продолжительность работы (реалистическая оценка).

Второй вариант основан на использовании двух оценок: t max и t min . В этом случае

(2)

Оценка трудоемкости отдельных работ оформляется в таблицу 2.

Таблица 2

Для того, чтобы выполнить НИР и ОКР в срок при наименьших затратах средств, составляется план-график, в котором рассчитывается поэтапная трудоемкость всех работ.

При составлении ленточного графика необходимо охватить весь перечень работ по теме. При этом следует исходить из того, что дипломник выступает в качестве основного исполнителя. Для проведения отдельных видов работ могут привлекаться другие сотрудники (руководитель, монтажник, системотехник и т.д.). На ленточном графике это отражается в виде параллельных отрезков прямых линий, характеризующих одновременное проведение работ несколькими сотрудниками.

Ленточный график может быть выполнен в форме Таблицы 3.

Таблица 3

Перечень работ Исполнитель Трудоемкость, чел/дн. Численность, чел. Длительность, дней. Продолжительность работ, недель
1 Разаботка технического задания руководитель, инженер
2 Сбор информации, изучение литературы инженер
3 Формулировка возможных направлений решения задачи инженер
……………………………... ……………… …. …. …. . . . . . . . . . ….
Общая длительность проведения работ

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок: цель, задачи, гипотеза исследования; критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования; определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала. Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап работы включает в себя:

Выбор проблемы и темы;

Определение объекта и предмета, целей и задач;

Разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит:

Выбор методов и разработку методики исследования;

Проверку гипотезы; - непосредственно исследование;

Формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы? Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т.д.), так и субъективными - опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т.д.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Тема - в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Объект - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска.

В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья- со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Приступая к выполнению работы специалист должен обосновать актуальность выбранной темы. Под актуальностью темы проекта (работы) следует понимать важность ее постановки и решения в данный период времени.

Специалист должен дать полную характеристику выбранной темы. Для оценки актуальности научной тематики могут быть использованы характеристики, объединенные в следующие группы: социально-политической, экономической, научно-теоретической и инженерно-технической значимости темы.

Так, социально-политическая - характеризуется политико-идеологическим значением темы, социальным эффектом, важностью для обороны страны. Экономическая - определяется экономической эффективностью темы, уровнем рентабельности производства новой продукции, возможностями экономии ресурсов. Научно-теоретическая - указывает на научную новизну темы, раскрытие закономерностей развития природы и общества, получение новых представлений об изучаемых явлениях и т.п. Инженерно-техническая - может быть охарактеризована научно-техническим уровнем создаваемой техники, патентоспособностью темы, оригинальностью технических решений.

В качестве возможных видов реализации результатов научно-исследовательских работ можно назвать: определение перспектив создания принципиально новой техники и способов ее применения; определение новых принципов создания новой техники; разработку технических условий на новые технические устройства или технологические процессы; разработку технических заданий на новые НИР; разработку методики решения оригинальных задач; создание новых организационных структур и т. д.

На предпроектных стадиях необходимо также обосновать целесообразность разработки новых изделий или технологических процессов. В этом случае специалист должен охарактеризовать общественные потребности, которые призвано удовлетворить вновь разрабатываемое изделие. В этом случае, если для удовлетворения потребностей используется выпускаемое в нашей стране электроизделие, необходимо указать, какими преимуществами обладает новое изделие.

Этими преимуществами могут быть: более высокие технико-эксплуатационные параметры, меньшие затраты на производство, снижение материальных затрат, решение социальных задач и т. д. Если изделие приобретается за рубежом, необходимо дать характеристику технических и экономических преимуществ отечественной техники. Тогда, когда изделие призвано удовлетворять новые потребности, необходимо отметить важность разработки, вероятность ее реализации, возможность организации выпуска новой продукции на предприятиях отрасли. Аналогично проводится оценка целесообразности создания нового технологического процесса.