Межличностные отношения общение и коммуникация. Влияние социальной роли на развитие личности

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность «Практическая психология»

Заочное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА

Межличностные отношения и общение

Локтева О.В.

Минск, 2007

Введение

Общая характеристика работы

1. Межличностные отношения и общение

1.1 Место и природа межличностных отношений

1.2 Сущность межличностных отношений

1.3 Сущность общения

1.3.2Теоретические подходы к исследованию общения

1.3.3 Структура общения

1.3.4 Виды общения

1.3.5 Формы общения

1.3.6Уровни общения

1.3.7 Функции и средства общения

1.4Взаимосвязь общения и отношения

2. Исследование роли тренинга общения в повышении уровня социального статуса школьника старших классов

2.1 Особенности социально-психологического тренинга

2.2 Организация и методы исследования

2.3 Сравнительный анализ социального статуса школьника старших классов и влияние на него тренинга общения

2.4 Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Межличностные отношения - это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств.

Общий фактор в этих отношениях - это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения. Если Ваш босс осложняет Вашу жизнь, Вы можете с ним распрощаться; если продавец в магазине не уделил Вам должного внимания, Вы туда больше не пойдете; если сотрудник(ца) поступает по отношению к Вам нелояльно, Вы предпочтете по возможности не общаться с ним (с ней) и т. д.

Но если возникают неприятности между нами и близкими нам людьми, это обычно приобретает для нас первостепенное значение.

Много ли людей приходит к психологу по причине не сложившихся отношений со своим парикмахером? С другой стороны, мы видим очень много людей, ищущих консультаций и помощи в домашних и семейных, коллективных неурядицах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблемы, касающиеся межличностных отношений уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.

Роль общения в межличностном отношении, несмотря на возросший к ней интерес ряда социально-гуманитарных наук, является все же не достаточно изученной. Поэтому выбор темы курсовой работы обусловлен следующими моментами:

1. Необходимостью четкого выделения категории общения из области взаимосвязанных категорий отношения;

2. Попыткой структурирования межличностного отношения по уровням общения.

3. Потребностью общества в разрешении межличностных и внутриличностных конфликтов, связанных с непониманием.

Целью данной курсовой работы является осмысление роли общения в межличностном отношении, а так же в попытке структурирования межличностных отношений по уровням общения.

В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи :

Провести теоретический анализ литературы по теме «Межличностные отношения и общение»;

Раскрыть социальную природу и сущность межличностных отношений;

Проанализировать различные подходы к исследованию процесса общения, раскрыть основные формы, уровни, функции этого процесса;

Изучить и проанализировать способы урегулирования отношений при помощи общения.

Интерпретация и формулировка выводов.

Объектом исследования являются межличностные отношения.

Предметом исследования является роль общения в межличностном отношении.

Гипотеза исследования : тренинг общения повышает социальный статус личности.

Методической и теоретической основой курсовой работы является Реляционный подход, который позволяет достаточно полно раскрыть сущностные основания межличностного отношения и общения.

Для исследования данной темы я исследовала следующие методы : на теоретическом уровне - анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом – проведение тренинговых занятий. Методика социометрия , шкала самооценки Спилберга-Ханина , Метод критериев знака G .

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 2 группы учащиеся средней школы № 33 г.Минска.

Научно-практическая значимость состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы:

1. для дальнейшей разработки теории межличностного отношения и понимания в социальной психологии;

3. для использования в качестве методологической основы при проведении воспитательной и образовательной работы, а также при психологических и социологических исследованиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Курсовая работа выполнена в объёме 81 страница из них 36 страниц (45-81) занимают ПРИЛОЖЕНИЯ.

При написании курсовой работы было использовано 30 основных источников, преимущественно научного, научно-методического.

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

1.1 МЕСТО И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их .

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной .

Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено .

1.2 СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психологического контакта между ними; его целями являются изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средства – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В публикациях можно встретить различное толкование этих понятий. В психологии установлено следующее взаимоотношение между ними. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Если две электронные системы обмениваются информацией, то говорят, что между ними существует коммуникация.

Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким образом, «общение» – более узкое понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается».

Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут передаваться навыки и умения.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения много, и чем больше разнообразных тем общения, тем богаче и содержательнее личность человека.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства и др. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется странной. В манере держаться усматриваются воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми, для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения.

Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, – врожденные. Социальная зависимость мимики подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположные значения. Например, широко раскрытые глаза у японца – признак гнева, а у европейца – приветливости и удивления.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношение друг к другу.

Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность – основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом – возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

В настоящее время большое внимание уделяется коммуникативному значению дистанции в общении. В американской психологии появилось даже название для этого направления исследований – проксемика. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие дистанции в человеческих контактах:

  1. интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос при общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
  2. личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  3. социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
  4. публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и т.д.).

Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой изучают преобладающее содержание, круг людей, с которыми она преимущественно контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Общение как категория психологической науки. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

Общее понятие об общении и его компонентах.

Общение – это внешне наблюдаемый процесс, который реализуется в виде обращений друг к другу.

Общение – это субъект-субъектные взаимодействия человека. Именно в общении человек демонстрирует свою личность. Объектом активности при общении оказывается другой индивид, другой реальный или подразумеваемый субъект. Другой субъект обозначается термином партнер.

В самом широком смысле, общение – это межиндивидное взаимовлияние общающихся на психические состояния друг друга. Общение х это всякая реакция индивида на другого индивида, включая даже образ индивида. Общение вытекает из соответствующей потребности человека в нем. Существуют гендерные различия не в объеме, а в специфике общения. Даже наедине с самим собой человек сохраняет функции общения. Общение с самим собой может включать и внутренние монологи, и внутренние диалоги. Объектами общения могут быть и животные, и даже неодушевленные предметы. Общение с непосредственно следующей, не отсроченной обратной реакцией называют контактным, а саму ситуацию контактом. Акт взаимного обмена единичными воздействиями друг на друга – это единица общения, называемая трансакция. В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные.

Интерактивный компонент общения – это прежде всего особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями. Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Во многом это восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов. Все три компонента используются в процессе общения одновременно и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. Психология речевого высказывания и психология понимания речи. Выделяют следующие процессы речи:

  1. Относящиеся к производству речи: говорение и письмо.
  2. Относящиеся к восприятию речи: слушанье и чтение.
  3. Мыслительный процесс – понимание: 1. Исходный уровень понимания сообщений – понимание слов. 2. Понимание сочетаний слов, их декодирование. В русском языке понимание на этом уровне включает: понимание флективных отношений; понимание атрибутивных конструкций; понимание отношений, выраженных предлогами; понимание сравнительных конструкций; понимание инвертированных конструкций; понимание фраз с двойным отрицанием. Этот уровень и сам по себе без первого определенное понимание текста. 3. Понимание смысла сообщения в целом. Смысл текста не является суммой смыслов, составляющих его слов и предложений. Более того, действительным смыслом текста может быть вообще намек, содержащийся в подтексте.

В общении люди не редко формулируют мысли так, чтобы сохранить возможность отказаться от сказанного. Предмет говорения – это некая мысль. Цель говорения – это выражение мысли, т. е. превращение замысла в сообщение. Продукт говорения – речевое высказывание. Результат говорения – ответное действие партнера. Единица говорения – это речевое действие. Психологические составляющие культуры речи. Речевая культура регулирует отношения в системе человек → культура → язык. Проявляется в речевом поведении, в речевой самоидентификации среди разновидностей национального языка. Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики позволяют обеспечить наибольший эффект поставленной коммуникативной задачи.

Коммуникативные качества речи:

  1. Правильность, чистота речи.
  2. Точность, логичность.
  3. Выразительность, образность.
  4. Доступность, понятность.
  5. Действенность, уместность.

Основные составляющие культуры общения:

  1. Богатство речи – владение необходимым набором средств.
  2. Точность – построение общения в соответствии с целями.
  3. Умение сосредоточиться на процессе общения.
  4. Стремление учитывать позицию собеседника.

Виды и структура общения.

2. По целям общение делиться на: а) биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма); б) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

3. По средствам общение может быть: а) непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.); б) опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий); в) прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); г) косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

4. По количеству коммуникантов: а) межличностное (один + один); б) публичное (один + немного); в) массовое (один + много). Можно охарактеризовать структуру общения путем выделения в нем 3-х сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В структуру коммуникативной компетентности входят коммуникативные знания, умения, навыки и способности.

Технические компоненты общения. 2 группы техник:

  1. техники активного слушания;
  2. Техники регуляции эмоционального напряжения.

Группы техник активного слушания:

  1. Техники формулирования вопросов;
  2. Техника малого разговора. С помощью этих 2-х техник в ситуации взаимодействия реализуется умение разговаривать.
  3. Техника вербализации - ступень «А»;
  4. Техника вербализации – ступень «Б»;
  5. Техника вербализации – ступень «В».

С помощью этих 3-х техник в ситуации взаимодействия реализуется умение услышать и понять. Техника малого разговора. Малый разговор – это беседа на интересную и приятную для собеседников тему. Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу и заложить основы симпатии и доверия; восстановить эмоциональное равновесие.

Вербальная и невербальная коммуникация. В общении выделяют классы, виды и разновидности общения в зависимости от используемых знаковых систем. Классы: невербальное и вербальное общение. В невербальном общении выделяют 4 вида:

  1. Кинесика – это использование оптико-кинетических знаковых систем. Разновидности: использование жестов для общения; мимика; пантомимика (использование знаков поз и телодвижений); показ или демонстрация в ситуации общения (общение рисунками); использование декора; использование предметов.
  2. Использование паралингвистических и экстралингвистических знаковых систем.
  3. разновидности: паралингвистическая знаковая система (система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазона, тональности, тембра и др. как знака); экстралингвистическая система знаков (система пауз, вкраплений, типа покашливания, плача и т. д.).
  4. Проксемика – это использование пространственно-временных характеристик как знаков. Разновидности: использование пространства как знака (например, дистанция); использование временных характеристик как знака общения.
  5. Контакт глаз – эта система работает только при визуальном общении.

Класс вербального общения имеет один вид, который называется речевая коммуникация. Знаковая система – язык. В зависимости от носителя содержания выделяют 3 разновидности: звуковая речь; письменная речь; жестовая речь глухонемых. Слушание как компонент общения. Слушание может быть пассивное (нерефлексивное) и активное (рефлексивное). Пассивное слушание включает в себя невербальные формы общения (покачивания головой и т. д.). Активное слушание включает в себя перефразирование сказанного партнером, задавание уточняющих вопросов и т. д. Коммуникативные черты личности. Общительность, искренность, дружелюбие. Люди скрытные, застенчивые, недоверчивые, эгоистичные с трудом вступают в контакт и не сразу проявляют доверие к своим партнерам по общению.

Понятие о компетентности в общении (Л. А. Петровская). Коммуникативная компетентность (Петровская Л. А.) – это совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного общения. В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его мыслей, чувств и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте. Характеристика человека с высокой коммуникативной компетентностью. Признаки:

  1. Быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах.
  2. Стремление понять другого человека в контексте требований в конкретной ситуации.
  3. Установка в контакте не только на дело, но и на партнера. Это уважительное, доброжелательное отношение к партнеру и учет его состояния и возможностей и другие признаки.

Основные проблемы восприятия человека человеком (А. А. Бодалев и др.). В актах взаимного познания должно быть выделено действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии и стереотипизации.

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. Осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению, называется рефлексией.

Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком, т. е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известным явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип здесь – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. При этом, стереотипные знания могут быть ошибочными. В некоторых случаях стереотипизация может иметь характер предубеждения. Существенным основанием для формирования предвзятости и субъективизма является предварительная информация, которую человек получает об объекте восприятия.

Интерактивная сторона общения. Интерактивное общение – характеризует те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с организацией их деятельности. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, представляя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Взаимодействие – это та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Понятие о межличностном взаимодействии. Контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фактического общения, эмоционально насыщенную или в этом плане нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п. Помимо этого, в социальной психологии термином «взаимодействие» описывают систему взаимовстречных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте: по сути дела, любое проявление активности одного из участников взаимодействия оказывается одновременно и стимулом очередного поведенческого акта другого и своего рода реакцией на предшествующие действия партнера или оппонента. Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия как интерактивной стороны общения являются предметность, эксплицированность, рефлексивная неоднозначность и ситуативность. Предметность взаимодействия в данном случае предполагает наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт. Виды межличностного взаимодействия.

Исходя из мотивов общения выделяют следующие стратегии взаимодействия :

  1. Кооперация – когда у партнеров мотив максимизации общего выигрыша.
  2. Индивидуализм – когда у партнеров мотивация максимизации собственного выигрыша.
  3. Конкуренция – мотивация максимизации относительного выигрыша.
  4. Альтруизм – мотивация максимизации выигрыша другого.
  5. Агрессия – мотивация минимизации выигрыша другого.
  6. Равенство – мотивация минимизации различий в выигрышах.

Чаще всего эти стратегии объединяются в 2 формы (вида):

  1. Сотрудничество;
  2. Соперничество.

При сотрудничестве цели деятельности общающихся партнеров общие. Соперничество имеет много разновидностей :

  1. Соревнование: когда цели деятельности общающихся партнеров аналогичные и не противоречивые.
  2. Конкуренция: цели аналогичные и противоречивые.
  3. Конфликт: когда цели противоположные.

Отдельно выделяют, так называемые, особые разновидности интеракции :

  1. Манипуляция, включая психологические игры.
  2. Провокация.
  3. Давление или психологический прессинг партнера.
  4. Насилие.

При манипуляции цели партнеров разноуровневые. Подлинные цели манипулятора иные, чем те, которые он показывает, открывает, демонстрирует партнеру. У манипулятора доминирующая мотивация – контролировать поведение другого путем создания такой ситуации, чтобы партнер вынужден был вести себя выгодным для манипулятора образом. Противоположностью манипулятора является личность актуализатор. Актуализатор может не говорить всей правды, но он не обманывает. Сложно построенные цепочки манипулятивных влияний друг на друга называются психологические игры.

Психологические игры – это взаимная эксплуатация партнерами ожиданий друг друга. Провокация – это вызывание у партнера поведения, необходимого для оправдания или самооправдания собственного поведения.

Давление – это отсыл к возможности применения насилия. Давление на партнера с использованием компрометирующей информации называется шантаж. Насилие – это взаимодействие, пропитанное агрессией. В насилии выделяют 2 формы:

  1. Принуждение (более мягкая) – это приневолевание человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений.
  2. Нападение – это внезапная атака на чужую психику или чужой организм.

Личность в процессе межличностного взаимодействия (эффекты фасилитации, совместимости, конформности).

Эффект фасилитации. В присутствии наблюдателя человек выполняет легкие задания лучше (фасилитация), а сложные хуже (ингибиция). Присутствие других увеличивает социальное возбуждение человека, оно усиливает доминирующую реакцию (выполняя легкое задание, человек оценивает его соответственно и ожидает, что наблюдатель оценивает его также и старается соответствовать ожиданиям наблюдателя, а именно решать легкие задания быстро и правильно, и наоборот). Человек «отказывается» от своей точки зрения в пользу групповых стандартов.

Эффект совместимости. Межличностная совместимость складывается в диадном диапазоне. Для нее необходимо наличие обоюдного удовлетворения членами диады потребностей и поведенческих явлений друг друга. Межличностная совместимость в группе рассматривалась Кричевским в связи с 2 типами групповой деятельности: деловые (инструментальные) и эмоциональные (МЛО). Выделяют 4 типа совместимости: основанная на сыгранности и сработанности партнеров; операционно-ролевая – понимание партнерам замыслов и действий друг друга; совместимость в личностных чертах; совместимость в игровом общении.

Эффект конформности. Конформизм – это отказ человека от своей точки зрения в пользу большинства при рассогласовании мнений. Исследовал Аш. Функции группового давления:

  1. Помогает достичь цели в совместной деятельности.
  2. Создает некий эталон, общий для группы, которая будет отличаться от других.
  3. Помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению.

Структура межличностных отношений. Вся совокупность отношений человека с обществом обозначается понятием общественные отношения. Среди общественных отношений принято специально выделять межличностные отношения, отношения людей как личностей, которые существуют как сами по себе, так и сопровождают другие общественные отношения, которые мы называем деловые, официальные и т. д. Наиболее тесное общение – это общение родственное. Наиболее значимыми для человека оказываются брачные отношения. Взаимоотношения – это продукт общения и каждый аспект общения является фактором отношений.

Формальные и неформальные отношения в группе. Исследователи выделяют соподчинение систем отношений в группе, их по уровневое расположение:

  1. Официальные отношения;
  2. Неофициальные деловые отношения;
  3. Неофициальные эмоциональные отношения.

М. А. Иванов выделил 2 уровня межличностных отношений: между членами коллектива; между руководителем и научными сотрудниками. Внутри каждого уровня отношения подразделяются на деловые и личные.

Социальный статус личности в группе. Формально-статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе. По исследованиям Левина и Мореленда (1996) формальный статус индивида в группе сказывается на характере его взаимоотношений с другими членами группы. По сравнению с низко статусными членами группы, лица с высоким статусом имеют больше возможностей:

  1. Оказывать открытое влияние на других членов группы. Делают чаще и продуктивнее.
  2. Людей с высоким статусом чаще оценивают более позитивно, чем низко статусных. Им приписывают больше деловитости, властности, коммуникабельности и т. д.
  3. Люди с высоким статусом превосходят низко статусных в уровне самооценки и самоуважения. Выделяют 5 компонентов высоко статусного члена группы: 1. Более конформен; 2. Высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами. 3. наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует человек, занимающий вторую по степени престижности позицию в группе.
  4. Может быть позволено отклонение от групповых норм.
  5. Иногда поведение высоко статусного члена группы соотносится не столько непосредственно с групповыми нормами, сколько с ожиданиями низко статусных членов группы.

Пути исследования межличностных отношений в группе.

1). Метод социометрических измерений (социометрия). Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

2). Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах. Максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5.

3). Определение психологического климата группы. Карта-схема Лутошкина. В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семи бальной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. И другие методики. Роль социально-психологических качеств личности в оптимизации межличностных отношений в группе.

Эмпатия как механизм развития межличностных отношений. Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня. В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень) , проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Третий уровень эмпатии -- высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979), В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом. Взаимопонимание в процессе общения. Взаимопонимание непосредственно связано с общением, пониманием, взаимоотношениями людей.

Взаимопонимание – это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, т. к. понимание другого еще не означает, что он также понимает тебя. Взаимопонимание возможно не только в диадах, но и между личностью и коллективом, между коллективами, между группами. Механизмы общения (идентификация, рефлексия, эмпатия) являются одновременно и механизмами процесса взаимопонимания. Взаимопонимание способствует регуляции поведения партнеров. Взаимопонимание способствует выполнению совместной деятельности. Достижению взаимопонимания между людьми способствуют соответствие общественно-исторических условий жизни людей, одинаковый уровень их культуры, умственного развития, принадлежность к одним и тем же социальным группам, общность языка и совпадающие уровни овладения им. Важнейшее условие появления взаимопонимания – совпадение представлений участников взаимодействия. 4 условия взаимопонимания в общении и совместной деятельности (В. В. Знаков):

  1. Мнемическое условие (человек понимает только то, что находит отклик в его памяти. Для понимания необходимы некоторые предварительные знания в понимаемом).
  2. Целевое обобщенное условие (человек обычно понимает только то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям).
  3. Эмпатическое условие (нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему).
  4. Нормативное условие (для достижения взаимопонимания субъекты общения должны исходить из одних и тех же постулатов общения и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения).

Личностные особенности, влияющие на взаимопонимание: социальная принадлежность, национальность, возраст, образ жизни и т. д. Влияние профессии на общение. Актерам свойственен игровой стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру реальных человеческих взаимоотношений. Учителям и руководителям в силу сложившихся не демократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойственен высокомерный тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

Общение - одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Именно в общении люди физически и духовно творят друг друга. По словам К. С. Станиславского, общение предполагает «встречный ток», взаимопонимание и взаимодействие между людьми.

Общение - особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Если бы люди были абсолютно тождественны по психическим качествам и свойствам, общение было бы не нужным, а если бы они были абсолютно различными, оно было бы невозможным. С точки зрения развития личности в процессе общения диалектически сочетаются две противоположные тенденции:

1. Личность приобщается к жизни общества и социальной группы.

2. Происходит обособление личности, формируется ее индивидуальное разнообразие. Личность стремится сохранить и раскрыть в процессе общения свою индивидуальность.

Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей как специальными средствами (речь, мимика и т. п.), так и любыми проявлениями активности. Любое действие или предмет могут оказаться вовлеченными в процесс общения. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности человека, и оно же всегда вбирает в свою ткань особенности другого человека, времени, обстоятельств. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фразы.

Общение выполняет три основные функции: 1 - информационно-коммуникативную; 2 - регулятивно-коммуникативную; 3 - эмоционально-коммуникативную.

Функции общения. Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая сторона общения). Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека, действия и поступки человека, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика общения в том, что это - средство взаимодействия психических миров людей друг с другом. Отсюда ясна роль общения в достижении психикой каждого человека максимума в своем развитии. Через общение мы впускаем в свой внутренний мир миры других людей. Вот почему уровень в овладении общением практически важен для правильного построения отношений.

Информационно-коммуникативная функция раскрывается также в процессах передачи и приема информации партнерами по общению. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается - принимается, но и формируется, что является очень важным моментом для творческого продуктивного общения. Это не только выравнивание различий в исходной информированности партнеров, но и стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить свое согласие или несогласие, прийти к определенным согласованным или новым результатам.


Вторая функция общения - регулятивно-управляющая - проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей. Происходит взаимная «подстройка» действий. Через глубинные психологические механизмы общения, о которых написано в предыдущей главе - заражение, подражание, внушение и убеждение, можно оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Третья функция общения - эмоционально-коммуникативная - оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей может изменяться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.

Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой - механизм осуществления самосознания.

Средства общения

Два крупных класса выделяются в средствах общения: вербальные и невербальные.

Вербальные - это речь в ее разных формах. Невербальные - это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов и т. п.). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические (экстралингвистические). Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т. д. Кратко вербальное общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Только учтя все эти моменты и еще весь невербальный «аккомпанемент», можно правильно понять и правильно воспринять (выразить) что-либо. Поэтому совсем нередко люди действительно не понимают друг друга, хотя им кажется, что понимают. Очень часто недооценивается роль обстоятельств. Есть такое понятие «безмолвный язык». Речь идет о принятых нормах поведения относительно которых «исчисляется» смысл сообщения (поведения). Например, в европейской культуре принятая дистанция между собеседниками (невербальный фактор) около 70 см, в Испании и латиноамериканских странах - порядка 40 см. При этом в европейской традиции не принято хватать собеседника, хлопать его по бокам, животу и т. п., в других странах, напротив, - это норма. Если вы перепутаете эти нормы, то в Европе вас сочтут развязным, самоуверенным нахалом (соответственно все ваши сообщения будут восприниматься в этом ключе), а в Латинской Америке - напыщенным, чопорным и холодным дураком.

С детства окружающие люди, предметы, события, принадлежащие к определенной культуре, тысячами невидимых способов вкладывали в человека целую сеть «само собой разумеющихся» стандартных обстоятельств со стандартным смыслом. В разных формах эта сеть обязательно проникает в структуру личности человека, он смотрит на мир и понимает мир, как бы сидя за решеткой стереотипов восприятия и интерпретаций. Это касается не только черт данной культуры, но также и черт семьи, в которой человек вырос. Эти социально-семейные (+случайные) стереотипы представляют собой препятствие и одновременно необходимое условие понимания другого человека. Трудно увидеть его за этими преградами. Но если их не видеть и не понимать, будешь видеть себя: свои особенности (в измененном виде, приписанные другому). Так что эта «клетка» не только мешает, но и придает стабильность содержанию, как бы уменьшает неопределенность индивидуального произвола в общении. Мы останавливаемся на этом несколько дольше, потому что самый практически важный вопрос в общении - это открытость. Открытость не как искренность говорящего, но как способность непредвзято воспринимать другого: быть открытым для того, что он пытается донести. Представление себя монархом, который, как хочет, так и понимает, ведет к слепоте в общении и примитивизму в отношениях. Высокая культура общения дает уверенность, что тебя правильно поймут. Человек, нарушающий социально принятые поведенческие стандарты, «нагружает» психику других людей задачей расшифровки смысла его поведения. Например, если вы опаздываете, то ожидающий вас человек неизбежно проходит несколько состояний (в зависимости от типа культуры). Пусть, мы европейцы, и «точность - вежливость королей» - принято прийти вовремя. Европейский «ожидающий» сначала будет просто ждать (нормальный отрезок ожидания), потом начнет беспокоиться вообще, потом поставит вопрос о вас (такой-сякой, разгильдяй), потом о себе (он меня не уважает), потом о ваших отношениях (я ему покажу, пора кончать), потом подходит к решающему выбору: или вы такой-сякой, или вы - о’кеу, просто что-то случилось и, наверное, надо срочно что-то делать. Он может и не задавать себе этих вопросов, но у него будет происходить смена чувств. Здесь мы в иной форме столкнулись с понятием текст, подтекст, затекст. Текст - это то, что мы воспринимаем в общении как бы все одинаково. Подтекст - это скрытый смысл. Затекст - это область предполагаемых из сказанного следствий. В наше время, очень оперативных и сложных деловых контактов, расхлябанность в общении ставит предел возможным достижениям в технологии. Поэтому - больше внимания этикету и условностям.

По «аудитории» общение разделяют на общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, выделяют также анонимное и межгрупповое общение. Анонимное общение - это общение без ясности источника. Понятно, что при диалоге очень большую роль играет личный контакт со всеми психологическими и другими (например парапсихологическими и экстрасенсорными) взаимовлияниями. В малой группе сохраняется возможность тесного личного контакта с кем-то или со всеми из группы и нечто новое появляется в общении. В большой группе (например, аудитория вуза) личный контакт более ограничен. Опытные лекторы, артисты ощущают настроение аудитории как нечто самостоятельное. На митингах, во время массовых зрелищ на первый план выходят законы «толпы» и появляется новое качество - эмоциональный контакт. Опытные политики превосходно манипулируют толпой.

Все перечисленные виды общения по типу «аудитории» относятся к непосредственному общению.

Непосредственное общение - это человек - человек (группа) без промежуточных носителей сообщения. Опосредованное общение осуществляется через промежуточные устройства (телевидение, радио, печать и пр.). Непосредственное общение многоканально (речь, движения и др.). Мы еще очень многого не знаем и, в частности, о полевых воздействиях живого (в том числе людей друг на друга). В непосредственном общении могут быть задействованы все естественные каналы общения. Опосредованное различными устройствами общение ограничивает использование естественных каналов.

Каналы общения

Под каналами общения понимают разное. Прежде всего выделяют каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), соматосенсорный (ощущения своего тела) - он же кинестетический. У каждого человека есть свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств. Из элементарного мира для человека другой человек - самая сложная система для восприятия. В психологии выделяют специальную область - восприятие человека человеком (социальная перцепция). В одном из направлений современной психологии (НЛП - нейролингвистическое программирование) эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики. Эти типы людей сильно различаются во многих отношениях, в том числе по структуре общения. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т. д. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки в природе; кинестетики - через состояния своего тела, как бы все эмоционально переживают. Вообще в восприятии человека человеком значительное место занимает подражание - уподобление. Попробуйте, глядя на другого человека, представить себе, что он - это вы, вы почувствуете напряжение в мышцах своего тела: вы уподобляетесь. Теперь вы себя ощущаете как отличие от него.

По логическому основанию выделяют три типа каналов общения: прямой, непрямой и управляемый косвенный. Критерием здесь является намеренное или ненамеренное сообщение чего-то. Прямой канал - это то, что источник сообщает в явном виде. Косвенный канал - это та информация по поводу сообщаемого вам в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдением и вчувствованием во все проявления источника. Действительным психологическим основанием этой классификации является доверие или недоверие к источнику. Если вы доверяете источнику, т. е. считаете, что он намеренно не сообщит вам ложное, то косвенный канал не используется как контрольный, вы по нему получаете другую, дополнительную информацию. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем: вы считаете его содержание в смысле совпадения или несовпадения с содержанием прямого канала. Очень часто прямое словесное содержание может вступать в противоречие с интонационными, темповыми, ритмическими и другими невербальными характеристиками речи и поведения. Это и есть противоречия прямого и косвенного канала (человек улыбается, а глаза печальные; говорит «я спокоен» и барабанит пальцами по столу, вроде раскован и улыбчив, а стопа ритмически постукивает по полу и т. п.).

Наконец третий - управляемый косвенный канал, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное излучено вполне намеренно. Обычно мелочи помогают увидеть крупное и, главное, в нем удостовериться. Можно вспомнить множество примеров из детективов, когда мелкую решающую улику подбрасывали специально. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и т. п. - все это намеренное излучение того, что ваш адресат сочтет за неподдельное, то, что он сам в вас нашел. Природа разделила прямой и косвенный каналы. Так, мимические мышцы управляются одновременно из зон мозга, обеспечивающих намеренные и ненамеренные движения. Так что, в принципе, всегда есть опоры для суждения о неконтролируемом излучении, показывающем действительное состояние нашего партнера. Мы еще будем обращаться к очень важному фактору межчеловеческого взаимодействия - человеческому доверию. Понятия тайны и секрета из этой же области. Под тайной понимают такое сокрытие чего-то, когда на существование этого нет даже намеков. Совсем нет, никто об этом не знает, не думает и в ткани общения нет «следов». Секрет - это ситуация, когда известно - что-то скрывается, но что скрывается, неизвестно. Тайна и секрет выявляются в общении. Доверительное общение открыто, для него нет препятствий, оно ассоциативно: свободно возникающие ассоциации высказываются также свободно, нет задержек и умолчаний. Оба собеседника (пусть их два) тактично не касаются тем стандартно социально закрытых. Любая тайна или секрет нарушат свободное течение общения, и это каждым будет отмечено: общение либо будет сворачиваться, либо начнет свое движение вокруг этих тем, пока ситуация не разрешится. Снятие социально запретных тем и личностных запретов - это путь углубления открытости общения, если не возникает негативной реакции. Позже мы коснемся понятий глубины доверия и его допустимой глубины.

Типы общения

Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель - ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Межличностное общение. Собственно, почти все, что мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета.

Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение - это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется.

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это - не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения - раппортное.

Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием - доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть. Доверие, возникнув и укрепившись, имеет тенденцию углубляться: люди раскрывают друг перед другом все более глубокие пласты своего внутреннего мира. Взаимное погружение - это эмоционально напряженный процесс, который способен сильно изменить людей. Он накладывает ответственность за соответствие поведения уровню достигнутой глубины. Можешь ли ты действительно помочь? Если человек тебе доверился, чувство ответственности должно регулировать доступную глубину доверия. Если этого нет, доверие легко оборачивается предательством с соответствующими последствиями. В связи с этим понятно наличие защитных барьеров. Одностороннее использование барьеров происходит при межперсональной защите: один человек пытается изменить личность другого, чтобы оправдать свои негативные качества и создать себе психологический комфорт в общении.

Направленность в стиле общения может быть разной - потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции, независимость, уединенность (отрешенный стиль). Также выделяют разные типы направленности: альтруистический (благо и помощь другим); манипуляторский (достижение собственной цели); миссионерский (невмешательство, осторожное влияние). Еще о стилях: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаиваю на своем), приспособление (стараюсь сохранить отношения); избегание (неприятного). Управление общением может быть по стилю авторитарным (единоличные решения), демократическим (ориентировано на группу), либеральным (подчинено случайностям).

Фазы общения. Наиболее ответственна фаза подготовки, если она возможна. Общение надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения - вхождение в контакт. Здесь важна сонастройка, важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность ориентироваться другому. Существуют техники присоединения к партнеру (вплоть до имитации некоторых его особенностей, отслеживания ритма дыхания т. д.). Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта. Дальше идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработка темы. Следующий этап - мотивационный зондаж. Цель его - понять мотивы собеседника и его интересы. Затем наступает фаза поддержания внимания. К приемам поддержания внимания (переключение и т. п.) необходимо возвращаться неоднократно. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождение во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Если темы исчерпаны или партнер проявляет беспокойство, необходимо завершать общение. Это всегда критический момент в отношениях. Объективно - это перерыв, так как вы какое-то время не будете общаться. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения. Очень важен самый последний момент, последние слова, взгляды, рукопожатия, иногда они могут полностью изменить результат многочасовой беседы. В противоположность перерыву, разрыв отношений - это конец контактов. Разрыв всегда плох: упущены возможности. Еще раз напомним о допустимой глубине доверительности в общении - взвешивайте ваши желания и возможности в отношениях.

В деловом общении существуют свои особенности. При любой цели всегда есть задачи: 1. Оценить человека с деловой точки зрения. 2. Получить или передать информацию. 3. Воздействовать на мотивы и решения. В конечном счете в любой деловой беседе важно наличие конкретных договоренностей, воспринимаемых человеком не как навязанные вами, а как результат собственных убеждений. Что значит оценить партнера с деловой точки зрения? Это значит уяснить, сможет ли он выполнить предлагаемую работу, кто он, каковы его отношения с другими. Переходя к конкретике, объяснить задачу, проконтролировать понимание, понять, сможет ли он оценить незавершенную работу и увидеть в перспективе результат; способен ли оценить достигнутый результат; желает ли он выполнять работу, каковы мотивы и есть ли противоречивые тенденции; способен ли он на работу более сложную, связанную с большим уровнем ответственности и свободы... Сколько человек будет заниматься этой работой, сколько времени он затрачивает на другую работу.

В любой деловой беседе надо иметь в виду три аспекта: деловой, личный и динамику, пружину развития беседы.

Некоторые технические советы. Всегда конкретно ставить задачу - если предложение конкретно, человек скорее примет его как свое. Прочувствовать план беседы как целое - тогда он уйдет из сферы осознанного и будет управлять. Основное время уделить главному вопросу, очень внимательно отнестись к выбору места и времени, учесть особенности партнера. В процессе беседы не снижать уровня целей - упадет ответственность партнера. Необходимо быть в творческом состоянии, искать варианты. Результаты беседы надо фиксировать в любой форме вместе с собеседником. Как только цель достигнута или определилась невозможность решения, беседу следует завершить. При этом будьте внимательны, чтобы не перечеркнуть результаты. Обязательно оцените беседу для себя сразу же после ее окончания и потом в более спокойной обстановке, когда определились результаты. Обратите внимание, была ли беседа формальной или доверительной, доволен ли партнер, чем недовольны в себе вы, каковы перспективы продолжения дела и отношений, правильно ли были выбраны условия и план беседы, какое впечатление сложилось у партнера о вас. Помните, общение - великий дар природы, оно же - оружие и инструмент. Надо быть с ним осторожным.

Люди по своему отношению к процессу общения делятся на общительных и застенчивых. Ф. Зимбардо специально исследовал застенчивых людей и подробно описал это свойство в своей книге «Застенчивость». «Быть застенчивым» - значит быть человеком, с которым «трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». Застенчивый человек «избегает взаимодействия с определенными лицами и предметами».

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не меньше, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими.

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта.

Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права.

Ваша застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценивать ваши личные достоинства.

Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении.

Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться.

Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности, депрессии.

Быть застенчивым - значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта.

Стэнфордский опросник о застенчивости

Перед вами образец опросника, который заполнили уже свыше 5000 людей во всем мире. Заполните его в быстром темпе, а затем еще раз вдумчиво перечитайте, чтобы понять, насколько застенчивость действительно определяет вашу жизнь.

1. Считаете ли вы себя застенчивым?

1 = да; 2 = нет.

2. Если да, то всегда ли вы были таким (т. е. были застенчивы прежде и остаетесь теперь)?

1 = да; 2 = нет.

3. Если на первый вопрос вы ответили отрицательно, то было ли такое время в вашей жизни, когда вы были застенчивы?

1 = да; 2 = нет.

Если вы ответили «да», хотя бы на один из трех вопросов, продолжайте дальше.

4. Когда вами владеет застенчивость, насколько она сильна?

1 = чрезвычайно сильна;

2 = очень сильна;

3 = весьма сильна;

4 = умеренно сильна;

5 = это нечто вроде смущения;

6 = мною владеет лишь легкое смущение.

5. Как часто вы испытываете (испытывали) ощущение застенчивости?

1 = каждый день;

2 = почти каждый день;

3 = часто, почти через день;

4 = один или два раза в неделю;

5 = иногда - реже, чем раз в неделю;

6 = редко - один раз в месяц или еще реже.

6. В сравнении с людьми вашего круга, пола, возраста, насколько вы застенчивы?

1 = гораздо более застенчив;

2 = более застенчив;

3 = примерно столь же застенчив;

4 = менее застенчив;

5 = значительно менее застенчив.

7. Насколько желательно для вас быть застенчивым?

1 = весьма нежелательно;

2 = нежелательно;

3 = безразлично;

4 = желательно;

5 = очень желательно.

8. Является ли (являлась ли) застенчивость для вас личной проблемой?

1 = да, часто;

2 = да, иногда;

3 = да, изредка;

5 = никогда.

9. Испытывая застенчивость, можете ли вы это скрывать так, чтобы другие не считали вас застенчивым?

1 = да, всегда;

2 = иногда получается, иногда нет;

3 = нет, обычно мне это скрыть не удается.

10. Считаете ли вы себя интравертом или экстравертом?

1 = выраженный интраверт;

2 = умеренный интраверт;

3 = слегка интравертированный;

4 = нейтральный;

5 = слегка экстравертированный;

6 = умеренный экстраверт;

(11 - 19) Что из перечисленного может быть причиной вашей застенчивости? Отметьте то, что касается вас.

11. Опасение, что меня негативно оценят.

12. Страх быть отвергнутым.

13. Недостаточная уверенность в себе.

14. Недостаток социальных навыков, а именно: ...........................…………………………………………………….

15. Боязнь близких отношений.

16. Склонность к уединению.

17. Асоциальные интересы, увлечения и т. п.

18. Собственное несовершенство, недостатки, а именно...................………………………………………………..

19. Другое, а именно: ....................................................…………………………………………………………………

(20 - 27) Восприятие застенчивости. Считают ли названные ниже люди, что вы застенчивы? Как вы полагаете, насколько застенчивым они вас считают? Отвечайте, пользуюсь следующими баллами:

1 = крайне застенчивый;

2 = очень застенчивый;

3 = весьма застенчивый;

4 = умеренно застенчивый;

5 = до некоторой степени застенчивый;

6 = слегка застенчивый;

7 = незастенчивый;

8 = они не знают;

9 = я не знаю их мнения.

20. Ваша мать?

21. Ваш отец?

22. Ваши братья и сестры?

23. Близкие друзья?

24. Ваш супруг (или интимный друг, подруга)?

25. Ваши одноклассники?

26. Ваш нынешний сосед?

27. Преподаватели или руководители, коллеги, которые хорошо вас знают?

28. Принимая решение назвать себя застенчивым, чем вы руководствовались?

1 = вы застенчивы (или вы были застенчивы) всегда и при любых обстоятельствах;

2 = вы застенчивы (или были застенчивы) более чем в 50% ситуаций, т. е. чаще, чем незастенчивы;

3 = вы застенчивы (или бывали застенчивы) лишь иногда, но в достаточно важных для вас ситуациях, так что вас поэтому можно считать застенчивым.

29. Случалось ли, что вашу застенчивость принимали за какую-то иную черту, например, безразличие, холодность, нерешительность?

1 = да.

А именно: ..........................................................…………………………………………………………………….

30. Случается ли вам испытывать застенчивость в одиночестве?

32. Если да, укажите, когда, как и почему.................................………………………………………………………..

(33 - 36) Что повергает вас в застенчивость?

33. Если вы испытываете сейчас или испытывали в прошлом ощущение застенчивости, пожалуйста, укажите, какие ситуации, виды деятельности или типы людей их вызывают. (Отметьте так или иначе все пункты.) Ситуации и виды деятельности, которые повергают меня в застенчивость:

любые ситуации общения;

большие группы людей;

малые группы, выполняющие совместную деятельность (например, семинар в классе, бригада на работе);

малые группы общающихся людей (например, на вечеринках, на танцах);

общение один на один с представителем своего пола;

общение один на один с представителем другого пола;

ситуации в которых я уязвим (например, когда прошу о помощи);

ситуации, в которых я занимаю приниженное положение по сравнению с другими (например, когда обращаюсь к начальству);

ситуации, требующие отстаивания своих прав (например, когда приходится жаловаться на плохое обслуживание или низкое качество товара);

ситуации, когда я нахожусь в центре внимания большой группы людей (например, делаю доклад);

ситуации, когда я нахожусь в центре внимания малой группы людей (например, когда меня кому-то представляют или спрашивают мое мнение);

ситуации, когда меня оценивают или сравнивают с другими (например, когда у меня берут интервью или меня критикуют);

любые новые социальные контакты;

вероятность сексуальной близости;

34. Теперь вернитесь к предыдущему вопросу и по поводу каждой ситуации отметьте, вызвала ли она у вас застенчивость на протяжении последнего месяца;

0 = да, в значительной степени;

2 = да, в немалой степени;

3 = вообще да;

4 = только слегка;

5 = безусловно нет.

35. Типы людей, вызывающие у меня застенчивость:

мои родители;

мои братья и сестры;

другие родственники;

пожилые люди (значительно старше меня);

дети (значительно младше меня);

группа представителей другого пола;

представитель другого пола один на один;

представитель моего пола один на один.

36. Теперь, пожалуйста, вернитесь к предыдущему вопросу и отметьте, возникла ли у вас на протяжении последнего месяца застенчивость при встрече с данной категорией людей:

0 = на протяжении последнего месяца - нет, но прежде бывало;

1 = да, в значительной степени;

2 = да, в немалой степени;

3 = вообще да;

4 = лишь слегка.

(37 - 40) Реакция, связанная с застенчивостью

37. На основании чего вы заключаете, что испытываете застенчивость?

1 = на основании мыслей, переживаний и тому подобных внутренних симптомов;

2 = на основании своих действий в данной ситуации;

3 = на основании как внутренних ощущений, так и внешних реакций.

Физические реакции

38. Если вы испытываете или испытывали застенчивость, какие из данных физических реакций характерны для этого вашего состояния? Поставьте 0 против тех, которые не существенны, остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, часто возникающие, сильные) и выше 2 - менее частые и т. д.

покраснение лица;

учащение пульса;

урчание в животе;

звон в ушах;

сильное сердцебиение;

сухость во рту;

дрожание рук;

повышенная потливость;

слабость;

другое (укажите, что именно)........................................……………………………………………………………

Мысли и чувства

39. Каковы особые мысли и чувства, характерные для вашего переживания застенчивости? Поставьте 0 против тех, которые вам не свойственны, остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, частые и сильные) и выше (менее типичные). Одним и тем же баллом можно отметить несколько пунктов.

Положительные мысли (например, удовлетворенность собой); никаких особых мыслей (например, пустые грезы, размышления «ни о чем»); самососредоточенность (например, крайняя озабоченность своей персоной, каждым своим шагом);

мысли сконцентрированные на неприятных сторонах ситуации (например, мысль о том, что мое положение ужасное, что хотелось бы оказаться вне его);

мысли ориентированные на отвлечение (например, о чем-то другом, чем можно было бы заняться, о том, что неприятная ситуация скоро кончится);

негативные мысли о себе (например, ощущение, что я глупый, неполноценный и т. п.); мысли о том, как меня оценивают другие (например, размышления о том, что окружающие обо мне думают);

мысли о своем поведении (например, о том, какое впечатление я произведу и как его улучшить)...

Действия

40. Если вы испытываете или испытывали ощущения застенчивости, то в каких внешних действиях это проявляется, так что окружающие могут понять, что вы застенчивы? Поставьте 0 против тех, которые вам не свойственны, а остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, частые и сильные) и выше (менее частые и сильные). Одним и тем же баллом можно отметить несколько пунктов;

я говорю очень тихо;

избегаю людей; не способен смотреть в глаза;

я молчу (не могу говорить);

заикаюсь;

болтаю чепуху;

избегаю что-либо делать;

стараюсь скрыться;

другое, а именно....................................................……………………………………………………………

41. Каковы негативные последствия застенчивости? (Отметьте те, что касаются вас.)

Возникают социальные проблемы; трудно знакомиться с людьми и заводить друзей, наслаждаться общением. Возникают отрицательные эмоции - ощущения изоляции, одиночества, депрессии.

Застенчивость препятствует тому, чтобы другие меня положительно оценили (например, из-за застенчивости мои достижения остаются незамеченными).

Затруднительно добиваться своего, выражать собственное мнение, использовать предоставляющиеся возможности. Моя застенчивость побуждает других негативно меня оценивать (например, меня несправедливо могут счесть недружелюбным или высокомерным). Возникают трудности во взаимопонимании и познавательных процессах (например, на людях я не могу ясно мыслить и выражать свои чувства).

Застенчивость провоцирует углубление в себя.

42. Каковы положительные последствия застенчивости? (Отметьте то, что касается вас.)

Появляется возможность производить впечатление скромного человека, погруженного в себя.

Застенчивость позволяет избегать конфликтов.

Застенчивость - удобная форма самозащиты.

Появляется возможность смотреть на других со стороны, вестисебявзвешенно и разумно.

Исключаются негативные оценки со стороны окружающих (например, застенчивого не считают навязчивым, агрессивным, претенциозным).

Застенчивость позволяет выбрать среди вероятных партнеров по общению тех, кто мне более симпатичен. Удается уединиться и насладиться одиночеством.

В межличностных отношениях застенчивость удерживаетот того, чтобы унизить или обидеть другого человека.

43. Считаете ли вы, что вашу застенчивость можно преодолеть?

3 = не уверен.

44. Готовы ли вы к серьезной работе над собой, чтобы избавиться от застенчивости?

1 = да, безусловно;

2 = пожалуй, да;

3 = еще не уверен;

Межличностные отношения

Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний , оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения . М. о. - это система установок , ориентаций, ожиданий , стереотипов и др. диспозиций , через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями , ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "межличностные отношения" в других словарях:

    Межличностные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Отношения, возникающие в группе людей в процессе общения и обучения. Наиболее отчетливо М. о. проявляются в степени психологической совместимости. Умение организовать нужные М. о. в коллективе – один из важнейших… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Межличностные Отношения - Межличностные Отношения ♦ Intersubjectivité Совокупность взаимоотношений между субъектами: обмен, взаимные чувства, радости и ссоры, конфликты, соотношение сил и взаимная притягательность… Иначе не могло бы быть субъектов. Каждый из нас… … Философский словарь Спонвиля

    Межличностные отношения - Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов; фрагменты общественных отношений, воспринимаемые индивидом (как носителем суммы социальных ролей и неповторимой… … Глоссарий по политической психологии

    М. о. формируются в процессе длительного О. и взаимодействия людей. Отношения целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента:… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М.О. это система установок, ориентаций,… … Социология: Энциклопедия

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Диапазон проявления М. о. довольно широк: от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - явления, возникающие в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Межличностные отношения - Субъективно переживаемые связи между людьми. М. о. проявляются в характере и способах оказываемых людьми друг на друга взаимных влияний в процессе совместного общения и деятельности. Характер М. о. во многом предопределяется индивидуально… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Книги

  • Купить за 409 грн (только Украина)
  • Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета , Речицкая Е.Г.. Представленные в настоящей книге модель изучения межличностных отношений детей с нарушением слуха и модель комплексной коррекционно-педагогической работы их формирования были разработаны…