Современные образовательные технологии в работе педагога психолога. «Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога

Организация образовательного процесса в детском саду в современных инновационных условиях связана с рас­ширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов; занимает позицию личностно-ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.

В дошкольном учреждении разработан комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности. ФГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Эти задачи педагоги и специалисты нашего ДС решают интегрировано, в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие воспитанников.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе, и обеспечивается как комплексная технология с применением современных методов психопрофилактики и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Одной из важнейших задач сопровождения является оказание помощи всем субъектам образовательной деятельности в преодолении трудностей ребенка в усвоении знаний, эмоциональных трудностей через реализацию психопрофилактических и педагогических программ. Взаимодействие педагога-психолога с детьми осуществляется в ходе непосредственно-образовательной деятельности по авторским психопрофилактическим программам: «Добрые лучики» (социально-коммуникативное развитие), «По сказочным дорожкам – к успеху» (эмоциональное развитие дошкольников), «По лесенке знаний мы смело шагаем» (предупреждение школьной дезадаптации, познавательное развитие). Форма проведения встреч как по подгруппам, так и индивидуально.

Психологической и методической службой совместно с педагогами вырабатываются общие цели, задачи, разрабатывается планирование образовательно-воспитательной деятельности, создается рабочая программа ДС, проводится анализ условий, анализ проблемных ситуаций, динамики развития воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (по группам).

На современном этапе государством предъявляются высокие требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности и предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Поэтому педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию, обучаясь на курсах, овладевая необходимым арсеналом образовательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность детей. Педагоги готовы гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, творчески адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов, и склонностей воспитанников.

Использование современных технологий педагогом-психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом. Оказывая психологическое содействие, в образовательное пространство детского сада интегрировано включаются различные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, игровые, сказкотерапевтические, «ТРИЗ», технологии проектной деятельности и портфолио (как воспитанников, так и педагогов) информационно-коммуникативные технологии и другие.

В профессиональной деятельности педагога-психолога применяется в интеграции целый комплекс технологий.

Интерактивные формы обучения используются педагогом-психологом для взаимодействия с субъектами образовательного процесса родителями и педагогами. Формы проведения: педсоветы, обучающие семинары, заседания – «Круглый стол», деловые и ролевые игры, дискуссии, «Дни открытых Дверей», тренинги, тематические встречи, мастер-классы, проекты, информационные стенды, вопросы-ответы на сайте для родителей. Информация, как своевременная и актуальная, предоставляется в понятной и доступной форме, способствует как профессиональному росту воспитателей, так и повышению родительской компетентности.

Педагогическому коллективу оказывается психологическая и методическая поддержка и помощь в построении образовательной траектории дошкольника, в создании индивидуального маршрута ребенка с учетом динамики развития ребенка, его достижений, возможностей, интересов и потребностей. Мы опираемся на такие образовательные достижения, которые есть у ребенка и составляют багаж его личности. Эти достижения, в свою очередь, служат оценкой качества образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду, оценкой эффективности педагогических воздействий.

Гуманизация образования, учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка стимулируют нас на поиски новых путей в образовательной деятельности, на использование современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигается идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. Использование личностно-ориентированной технологии в нашем детском саду осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.

При организации образовательной деятельности с младшими дошкольниками педагогами, психологом используются игровые методы взаимодействия с детьми, технологии игровых методов через игрушку. Детям предлагаются игровые ситуации, например, «Игрушка (кукла, зайка) идет в гости»; «Игрушка знакомиться с ребятами» (вместе с ребятами играет, занимается); «У мишки - день рождения»; «Путешествие с игрушкой», «Чья игрушка», «Праздник для игрушек» - способствуют развитию эмоций, развитию коммуникативных навыков.

В период адаптации особенно важно организовать взаимодействие между малышами в группе. Нами используются такие эмоциональные игры , как: «Покружились-подружились» (на взаимодействие); «Флажок», «Под зонтом» (на объединение); «Здороваемся носами, щеками» (развитие доверительных отношений); «Подарки, «Связующая нить» (на объединение); «Скок-скок, отгадай, чей голосок», «Аленький цветочек» (развитие внимания к сверстнику); «Улитка» - снятие эмоционального напряжения; «Тесто мы месили, мы пирог лепили» (развитие доверительных отношений), где ребенок – это «будущий пирог». Проводятся хороводные игры на объединение: «Вокруг домика хожу», «Ровным кругом», «Карусели», «Медвежата»; упражнения на развитие эмоций: «Секретики»; «Золотые капельки», «Волшебные шарики» и др.
Со старшими дошкольниками широко применяются в работе информационно-коммуникативные технологии с мультимедийной поддержкой. ИКТ позволяет более эффективно развивать интеллектуальные, творческие способности детей, приобретать новые знания, осваивать новые игры. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться - важная задача на современном этапе работы в соответствии с ФГОС. Выявляется, что использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме повышают мотивацию обучения, развивают произвольное внимание, мышление, воображение и память, креативное мышление, что ведет, в целом, к повышению готовности детей к школе.

Информационные компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям: так у детей с повышенными способностями после использования компьютерной технологии стимулируются мыслительные способности; у детей с проблемами в развитии – происходит выравнивание возможностей; у дошкольников с проблемами поведения (например, с гиперактивностью) - развивается произвольность, волевая регуляция.

Применение интерактивных технологий способствует активному взаимодействию «взрослого с ребенком», происходит совместный поиск решения проблемы через создание и решение воспитывающих ситуаций, через разнообразную творческую деятельность. Было выявлено, что использование этой технологии, обогащенной компьютерными средствами, способствует развитию самостоятельности, инициативы детей; повышению самооценки, уверенности в себе; уменьшению напряжения между воспитанниками в группе.

Для создания благоприятных условий для самовыражения детей, развития позитивного образа «Я», облегчения процесса коммуникации, умения действовать согласованно, нами применяется в работе поведенческая терапия (в форме тренинга), где ребята обучаются новым формам и позитивным способам поведения. Через решение проблемных ситуаций мы знакомим детей с разными эмоциональными состояниями, развиваем способность находить способы регуляции своих состояний и конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. В результате проводимой работы, конфликты в группе происходили реже, дети становились доброжелательнее, внимательнее по отношению к сверстникам, повышалась степень их ответственности и организации.

В целях расширения опыта общения детей нами практикуются социоигровые подходы в работе. Детям предлагаются, например, такие упражнения «Избавление от гнева», «Падающая башня», «Листопад», «Бумажный салют»; упражнения на развитие самоконтроля, например, «Стоп, кран», «Черепашьи бега», «Секретное слово», «Запрещенное движение».

По своей природе ребенок-дошкольник любопытен, ему присуща деятельность, направленная на познание окружающего мира. В целях развития мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), нами применяются в НОД т ехнологии исследовательской деятельности , которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Эксперимент, вначале мысленный, позволяет ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные знания. Детям предлагаются, например, задания на моделирование: «Измени картинку (дерево без листьев) так, чтобы было лето (осень); или: «Подбери каждому букету - вазу» (форма-величина). Обсуждаются творческие развивающие ситуации «Что будет, если ты окажешься…» и темы: «Необитаемый остров», «Волшебный сад», «Дерево желаний» (вывод: не все желания могут привести к хорошему); «Вершина горы», «Остров везения» - обсуждаются варианты реагирования в необычной ситуации.

Ценность же реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности. Так, например, детям предлагалось создать новый продукт – «несуществующее животное» (сложить из частей); создать сказку («Салат из сказок» или многофункциональную постройку. Использовались и игровые практические задания на определение «Тонет – не тонет», «Мягкое – твердое» (мокрое-сухое; сыплется - льется), «Что - кому, подбери», «Что притягивает магнит», «Найди пару» (профессия – предмет; предмет – величина; герой – настроение; герой – пространство).
Технология исследовательской деятельности – это также особым образом организованные занятия в форме различных путешествий: в сказочную страну, по карте, по «реке времени», и др.

По нашим наблюдениям использование технологии исследовательской деятельности позволяет значительно повысить интерес детей к образовательной деятельности и эффективность восприятия заданного программного содержания; способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

Игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника.Использование игровых технологий - ролевых и других видов игр – обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников, развивает эмоции; служит коррекции поведения, снятию деструктивных элементов в поведении и др. Ролевая игра, как правило, включает провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля. Благодаря игре осуществляется профилактика негативных тенденций личностного развития: управление эмоциями, расширение спектра поведенческих реакций ребенка, формирование опыта сопереживания и сочувствия. Вниманию детей предлагаются проблемные или конфликтные ситуации для ролевого проигрывания (или беседы): «Как поступить, если…» в таких ситуациях, как: «Драка», «День рождения», «Прогулка», «Потерялся…», «Встреча с другом», «Болезнь подруги», «Синие листья».

Игровые технологии тесно переплетаются с такими технологиями, как обучение в сотрудничестве и творческая переработка игры. Например, «Сказка про проказника-гномика», который мешал ребятам, переставлял и прятал игрушки (авт.). Здесь разворачивается не просто игра, а целый сюжет: выполнение игровых заданий детьми, поиск озорника, разрешение проблемы «как поступить», ««как подружиться с гномиком».
Основные принципы игровых тренингов: признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка; уважительное, доброжелательное отношение к детям; эмоциональная поддержка; положительная эмоциональная оценка достижений ребенка; соблюдение принципов свободного участия; взаимного уважения; осознанности; рефлексия (обратная связь от детей).

Значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста несомненна. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, они социально активны, более толерантны, у них лучше развиты навыки взаимодействия, они действуют гибче, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

ТРИЗ-технологии. Главная задача этой технологии – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Технология ТРИЗ используется в нашем дошкольном учреждении для развития у детей творческого воображения, креативного мышления, аналитико-синтетических способностей, активизации познавательной деятельности, развития конвергентного и дивергентного мышления. Детям предлагается система заданий по авторской программе психолога «По лесенке знаний мы смело шагаем»). ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, упражнений по решению творческих и изобретательских задач, содействует развитию качеств творческой личности, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, развивает самостоятельность и активность ребенка.
ТРИЗовский прием активно используется нами по поиску новых идей, развитию творчества. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Одно из направлений: «Придумывание новых сказок» (продолжение к сюжету). К примеру, «Лежали в бабушкиной плетеной корзинке цветные клубки шерсти. Однажды…» - продолжи. «Преврати рассказ в сказку», «Тайна двойного» (выявление противоречий «хорошо-плохо»), «Как спасти Колобка от лисы (разрешение противоречий), «Приключения летающего яблока» (метод фокальных объектов), «Золотая рыбка», «Колобок на новый лад» (изменение сюжета сказки). При этом задействуется игровая, речевая деятельность, а также продуктивная деятельность: рисование, лепка по сказке сказочных героев и атрибутов.

Существенным остается для нас то, чтобы дети вынесли нравственный и практический «урок» из сказки: «нельзя уходить одному из дома»; «не открывай дверь чужому»; «не смейся над товарищем, если он что-то не умеет делать»; «чем сердиться, лучше помириться»; «делу - время, потехе – час»; «учись играть дружно»; «вместе играть веселее» и т.п.

В нашем учреждении специалистами и педагогами внедряются в систему образовательной деятельности методики проблемного обучения. С ребятами проводится беседа на обсуждение проблемных ситуаций, в ходе которых детьми выдвигаются варианты решения проблемы.
Проблемная ситуация на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (по Ж. Пиаже), позволяющая обучать детей умению рассуждать, самостоятельно делать выводы, переносить приобретенный опыт в реальную жизнь: «Мальчик Саша захотел помочь маме помыть чашки и нечаянно разбил пять чашек…. А мальчик Миша, когда никого не было дома, полез на полку за вареньем, задел и уронил одну чашку, и разбил. Кто из детей больше виноват?».

Проблемная ситуация на норму справедливого распределения: «Представь, что ты с другом (подругой) захотели поиграть и попросили у воспитателя новые игрушки. Она принесла три игрушки, дала тебе и сказала: «Играйте». Вопрос: «Как ты поступишь? Почему?»
Проблемная ситуация на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам: Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване. Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова поддержки.
Проблемная ситуация на формирование нравственных представлений на примере анализа ситуаций и поступков героев: «Разложи картинки, где изображены добрые, хорошие поступки с одной стороны и с другой – плохие и злые» (методика «сюжетные картинки Р. Р. Калининой).
Ситуация со скрытой проблемой на решение спорных вопросов, знакомство детей с конструктивными способами решения детских конфликтов: «Два мальчика делали кораблик, а когда он был готов, не поделили, стали тянуть - каждый к себе - и разломали кораблик».
Детям очень нравится быть участниками театральных постановок, поэтому мы часто проигрываем разные ситуации, сочиняем «продолжение». Проводились постановки по моральным пьескам С.Я. Якобсон: «Камешек в туфельке», «Чужой кубик», «Разрушенная крепость» и др., в том числе, как кукольный театр. В результате проводимой работы произошло снижение конфликтов в группе, дети стали более доброжелательными по отношению друг к другу.

Технология творческих заданий. Предлагались задания творческого характера, например, «Придумай сказку от имени воробышка на ветке», «Сказку от имени мальчика, который вышел погулять и вдруг пошел снег (дождь)…» «Придумай продолжение рассказа», н-р, «Однажды ребята пошли гулять во двор и взяли собой котенка. Вдруг выскочила собака…» - Что делать?

Практические: «Построй домик для зайчика и домик для лисички» (игровой материал по Воскобовичу); «Разложи сюжетные картинки так, чтобы получился рассказ, придумай продолжение: «Однажды…»; «Подбери личико-эмоцию к каждой ситуации» (по авторской программе «По сказочным дорожкам к успеху»).

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится методам арттерапии и сказкотерапии .

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

В процессе творческой деятельности используется музыкальное сопровождение. Детям предлагаются на практике темы «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, путешествие в сказку: «Послушаем звуки за окном»; «Представим, что комната становиться оранжевой, наполняется оранжевыми пузырьками воздуха…», «Представим прекрасный сад, где каждый из детей – чудесный цветок (вариант: животное). Упражнения: «Посмеемся над страхами» («Удиви мышку») – работа со страхами, «Ласковые ладошки» - дети рисуют друг у друга на спине простые фигуры; «Волшебные узоры» - рисуют на стекле узоры, определяют, на какие образы они похожи; «Мое настроение»; «Волшебный остров», «Подарок другу» - создают островки доброты.

Одним из интересных синтезов сказкотерапии и арт-терапии является сказочная песочная терапия . В игровой комнате психолога находится световой стол для рисования песком. При встрече детям предлагаются примерныетемы «В гостях у песочной Феи», «Волшебные руки», «Загадочные предметы», «Необыкновенные следы». Дети создают пальчиками, кисточкой или с помощью трафаретов на световом столе цветочные поляны и узоры, лес и горы, сказочных героев.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии . Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Метод сказкотерапии способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию его творческих способностей, способствует расширению и развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром.

Сказкотерапия – «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Ребенка дошкольного возраста отличает высокая эмоциональность, вера чудеса. Сказка для ребенка обладает особой притягательной силой. В сказке «добро побеждает зло» - этот нравственный посыл становится основным средством этой технологии.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочных символов и смыслов в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказке мы находим тот ресурс, который затем поможет ребенку, гармонизирует его эмоциональную сферу. Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует с разными сказочными персонажами, ищет пути решения проблемы, встающей перед ним. В сказках есть положительные герои, добрые и щедрые, а есть и отрицательные, злые и хитрые. Сказка определяет модель поведения, подталкивает к поиску путей выхода из проблемной ситуации, побуждает сопереживать персонажам. В результате, у ребенка появляется свой эмоциональный опыт, формируются новые представления о людях и окружающем мире, о добре и зле. Благодаря сказкам, в сознании ребенка формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

Таким образом, мы ненавязчиво формируем неприятие у дошкольника отрицательных качеств в себе и развиваем положительные нравственные качества, стремление к «правильным поступкам», к позитивным межличностным отношениям.

Значительный опыт работы с дошкольниками привели к выводу, что сказка имеет огромный психотерапевтический потенциал, оказывает влияние и на эмоциональную и на познавательную сферу детей. Работа по психотерапевтическим сказкам О.Хухлаевой: «Случай в лесу» - повышает уверенность ребенка в себе, стремление его к самостоятельным действиям; «Сказка про ежика Витю» - предупреждает возникновение трудностей в общении со сверстниками; Сказка «Про Бобра, лисичку и волка» (как бобер лисичку спас) – способствует развитию эмпатии и дружелюбия; Сказка «Про детей, которые папу спасали» - развивает у детей стремление проявлять заботу, способствует формированию адекватной самооценки, повышает уверенность в своих силах: «я смогу».

Система игровых и сказочных задач позволяет научить детей разрешению противоречий. Ставятся задачи, например, «Как помочь Зойке-Ойке делать все самой», «Надо ли делиться и помогать» (по сказке О. Прокофьевой «Первые ягоды»); «Как помочь лисе стать добрее и внимательнее» (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»); «Как не обидеть друзей и не остаться одному» (по сказке В.Сутеева «Кораблик»).

В процессе обсуждения содержания сказки, обращается внимание детей на то, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и, на примере героев, сказка хочет нас чему-то важному научить, а мы должны догадаться чему именно. В заключение совместно с детьми делается общий вывод, который подводит их к осознанию происходящих с ними событий: в каких жизненных ситуациях дети могут использовать тот или иной сказочный урок.

Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.

Наталья Лаптева
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ

Я работаю педагогом- психологом в детском саду . Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад . Для меня это не только помощь другим, но и мой собственный путь к самосовершенствованию.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

Психологическая диагностика детей родителей и педагогов .

Развивающая и коррекционная работа с детьми .

Психологическая профилактика .

Консультативная работа .

Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Дошкольный возраст приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин , где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы, например «Дерево дружбы» . В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Этот метод я успешно использую с дошколятами. У меня есть мои помощники, которые я сделала своими руками. Это Ослик Плаксик, Зайка Обижайка и Зайка Улыбайка. Мои помощники помогают детям осознавать и переживать свои подавленные эмоции, учатся рассказывать о себе. Развиваются такие навыки, как коммуникативность, эмпатия и самопрезентация. Приобретенные навыки способствуют успешной социализации будущей личности дошкольника, а также психическому и физическому здоровью ребенка. Такие методы работы предполагают создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности. В результате, ребенок чувствует поддержку взрослого, которая ему так необходима.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики . Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Игровые упражнение доставляют детям массу удовольствия. Так же использую в работе с дошкольниками кинезиологические упражнения, способствующие активному развитию обеих полушарий головного мозга. Благодаря кинезиологическим упражнениям улучшается как настроение, так и самочувствие выполняющего их ребенка. Комплекс упражнений использую как в групповых занятиях, так и индивидуально.

Консультативное направление моей работы проходит на двух уровнях :

1. Родители. Это индивидуальные и групповые консультации. Родительские собрания, тренинги. Разработка информационных листов на интересующие вопросы, памятки, рекомендации.

2. Педагоги . Групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги. Индивидуальное консультирование.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»

Середина М.С.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №21», Энгельс, Россия

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый лёгкий,

путь личного опыта – самый тяжёлый путь.

Конфуций

C егодня, слово «технология» все чaще употребляется специалистами в o бласти педагогики и психологии. В психoлогической литeратуре данный тeрмин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Тeрмин « тeхнология », исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой тeхнологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфик a работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Мы предлагаем, рассмотреть какиепсихолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога .

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует ряд технологи й:

    информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

    операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

    технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

    эвристические - на развитие творческих способностей личности.

    прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии. В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны. XXI век называют веком информации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Нынешние технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка.

Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Внедрение ИКТ в школьную психологическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, кроме этого, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов

Работа школьного психолога по сопровождению школьников включает в себя основные виды работ: диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультирование педагогов и родителей, психологическое просвещение учащихся и взрослых. В нашей практике ареал использования компьютерных технологий ежегодно расширяется.
Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В работе психолога использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашем лицее создан абаза - медиатека, котор ой мы активно пользуемся, проводя тестирование на компьютерах коллективов детей. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного ребенком теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом.

В коррекционно - развивающей работе педагога-психолога информационные технологии используются в различных направлениях – в зависимости от поставленных задач. Так, при коррекции познавательной сферы учащихся выполнение компьютерных развивающих заданий и использование развивающих компьютерных игр оказываются незаменимыми.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Мы используем в работе разработанные презентации. Для создания сказкотерапевтической оболочки и при работе с учениками
мы так же используем презентации с наложение м музыки, цветовариациями, художественным фоном , видео-притчи. Благодаря этому сказка «оживляется». Вовремя созданный музыкальный аккомпанемент меняет эмоциональный настрой детей, помогает расслабляться, овладевать методами аутотренинга. Также сейчас можно найти множество профессионально записанных релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит силы психолога и позволяет шире использовать коррекционные возможности, так как психолог может одновременно с тренинговой программой использовать наблюдение за детьми, цветотерапию .
В течение последних нескольких лет мы также исполь
зуем мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции детей. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов более органич ено воспринимаются школьниками , особенно в младшем звене и информация, переданная ими, впитывается гораздо эффективнее.
В работе родительских собраний все чаще обращаемся
к информационны м технолог ям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. Использование мультимедийного оборудования помогает нам донести полученные данные до всего педагогического состава на педагогических советах. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов. Психологу уже не нужно тратить столько времени на поиск информации по книгам, вручную. Подготовка проходит более эффективно и результативно.
Использование ИКТ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.
Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных
дистанционных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста не выезжая ни куда.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.

Технология обучающих игр. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

    Инструментальная , где осуществляется формирование определенных навыков и умений , может выражаться в игровых упражнениях;

    Гностическая , способствует формировани ю знаний и развити ю мышления учащихся , выражается в дидактических методиках;

    Социально-психологическая , направлена на развитие коммуникативных на выков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии. В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способны е вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

    Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

    Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

    Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

    Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

    Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

    Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя.

Технология, которая решает большой спектр задач, а именно психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности учащегося, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах, относится к игровой терапии.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.

По подходу к субъекту мы используе м технологи и сотрудничества . Они реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и школьника. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву). [ 8]

Личностно – ориентированные , ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях .

Гуманно – личностные , они отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение .

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта. Следовательно, под этим термином подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

Используемые нами технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации дан но й функции используются следующие техники:

Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций .

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Следовательно, все технологии выше упомянутые находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

    Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

    Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

    Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

В настоящее время для реализации ФГОС в образовательном процессе необходима активная и комплексная работа всего педагогического коллектива. Огромная роль в данной работе отводится педагогу – психологу. А именно: создание системы социально – психологических условий, способствующих развитию личности воспитанников, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка, оказание своевременной психологической помощи детям, педагогам, родителям.

Я в своей практической деятельности использую следующие технологии: адаптивное обучение и воспитание, модульное и дистанционное обучение, информационно – коммуникативные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические технологии в работе педагога – психолога.

В настоящее время для реализации ФГОС в образовательном процессе необходима активная и комплексная работа всего педагогического коллектива. Огромная роль в данной работе отводится педагогу – психологу. А именно: создание системы социально – психологических условий, способствующих развитию личности воспитанников, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка, оказание своевременной психологической помощи детям, педагогам, родителям.

Я в своей практической деятельности использую следующие технологии: адаптивное обучение и воспитание, модульное и дистанционное обучение, информационно – коммуникативные технологии.

Технология адаптивного обучения и воспитания позволяет создать гибкую систему организации коррекционно – развивающих занятий с учетом индивидуально-психологических и соматических особенностей воспитанников. Применение технологии модульного обучения позволяет стремиться к достижению нескольких дидактических целей в коррекционно-развивающей работе с детьми и родителями. Дистанционное обучение активно применяю при составлении программы для родителей, что позволяет формировать психолого-педагогическую культуру у родителей воспитанников. Для этого используются различные материалы в электронном и печатном видах, что можно отнести и к ИКТ – технологиям.

Использование адаптивной технологии позволяет проводить коррекционно – развивающую работу, как в групповом режиме, так и индивидуально: при этом осуществляется учет индивидуально –психологических и соматических особенностей воспитанников. Я варьирую задачами, дидактическим материалом (игры, упражнения) в зависимости от возраста детей, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Применение технологии адаптивного обучения и воспитания дает положительный результат в психо – коррекционной работе с детьми: созданы комфортные условия для обучения и воспитания детей, в результате чего видна положительная динамика их развития.

Технология модульного обучения. Использование данной технологии позволяет мне разбить тематику коррекционно – развивающих занятий на модули:

1. По направлениям психо – коррекционного воздействия (эмоциональная и познавательная сферы);

В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психо –эмоционального развития. К ним можно отнести такие проявления, как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. В этом направлении работаю по программе "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" Крюковой С.В., Слабодяник Н.П. Основные цели программы: первичное знакомство с различными чувствами и эмоциями; развитие умения у детей адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние других детей.

Познавательная сфера дошкольников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь) – это сложное психическое образование, которое обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие ребенка в окружающем мире. Реализую коррекционно – развивающую работу в данном направлении по программе Куражевой Н.Ю. и Козловой И. А. «Цветик – семицветик». Занятия данной программы направлены на развитие всех психических процессов дошкольников, проходят в интересной игровой форме, доступной для детей определенного возраста (в соответствии с возрастной группой). Кроме того данная программа содержит графические задания что, считаю особо необходимым при подготовке руки ребенка к письму.

2. По темам: «Игрушки»; «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «В лесу», «Одежда и обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Части тела», «Зима», «Новогодний праздник», «Зимние забавы», «Домашние животные», «Домашние животные и их детеныши», Дикие животные», «Дикие животные и их детеныши», «День защитника Отечества», «Домашние и дикие животные», «Мамин праздник», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Наш дом», «Наша семья», «Транспорт», «Весна. Растения луга и сада», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

Технология дистанционного обучения тесно связана с ИКТ – технологиями, используется мной в качестве предоставления домашних заданий для воспитанников, с целью наиболее полного изучения и запоминания пройденных тем, на развитие познавательной сферы. Данная технология может осуществляться как виде графических заданий на бумаге, так и через предоставление родителям разнообразной информации на CD –дисках, USB флеш – накопителях, задания по электронной почте, компьютерные развивающие игры (на развитие восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы дошкольников) и т.д.

В нашем детском саду работает консультационный пункт, для детей, не посещающих дошкольное учреждение. Консультирование родителей провожу при посещении, а иногда пользуюсь электронной почтой, или общаюсь по видео или аудио связи.

ИКТ технологии использую не только в дистанционном обучении, но и в обычных занятиях с детьми (групповых и индивидуальных). Некоторые игры и пособия показываю на большом экране, с помощью презентации, что очень нравится детям, и дает положительный результат в работе. Например, выскакивание и ли исчезновение картинки, gif – анимации оживляют и делают интереснее задание. В моей «ИКТ копилочке» есть и диагностический материал (цветовой тест Люшера; диагностический материал к пособию «Коррекционно – развивающие занятия: старшая, подготовительная группы». В.Л Шарохина Л.И. Катаева), а так же индивидуальные психо–коррекционные задания и упражнения («Найди отличия», «Что лишнее?», «Последовательные картинки», «Что де лежит?», «Куда едет такая машина?» и др.).

Технологии, применяемые в моей работе, строятся по направлениям: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая), коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая), консультирование (индивидуальное и групповое), психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

Диагностику провожу как индивидуально, так и в группе, по запросу родителей (индивидуальные запросы), педагогического коллектива и администрации. По результатам диагностики получаю информацию об уровне психологического развития и эмоционального состояния ребенка, что ложится в основу составления плана работы с детьми.

Значительную часть своей работы посвящаю профилактическим (групповым), коррекционно – развивающим занятиям, которые провожу индивидуально, и в малых подгруппах. Группы объединяю, с учетом общей проблемы, эмоционально – волевой сферы, зон актуального и ближайшего развития. К сожалению, в настоящее время мы часто сталкиваемся с детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Для них коллегиально разрабатываем специальную индивидуальную программу, с учетом потенциальных возможностей и имеющихся проблем или трудностей.

В коррекционно – развивающих, профилактических занятиях использую такие методы, как: игры, элементы сказкотерапии, элементы пескотерапии, куклотерапия, релаксационные упражнения, психогимнастика.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. С помощью игры у детей развиваю психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание. В своей практической деятельности использую такие игры, как: «Присядьте те, кто..», «Ключики», «Найди и зачеркни», «Лабиринт», «Найди отличия», «Кто первый назовет», «Соедини по точкам» и др. – внимание; «Найди пару», Игра «Разрезные картинки», «Путаница». игра «Контуры», игра «Что забыл нарисовать художник?», игра «Испорченный телефон», игра «Узнай по звуку» - зрительное и слуховое восприятие; «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Нарисуй, что назову», «Чего не хватает на картинке?» и др. - зрительная и слуховая память; и гра «Последовательные картинки», «Логические цепочки», «Логический квадрат», «Что лишнее?», «Противоположности», «Залатай коврик», «Аналогии» и др. – мышление. «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Клякса», «Оживление предмета» и др. – воображение. Играя, ребенок передает свои и учится распознавать чужие эмоции: игра «Я страшилок не боюсь в кого хочешь превращусь», игра «Мостик дружбы», игра «Клубочек», игра «Делай как я», «Кто кем будет?», «Театр настроения», «Веселый – грустный», «Страна настроений», «Азбука эмоций», «Кубик настроения», «Подбери эмоцию», и др.

Игра у детей является средством отражения окружающей действительности и взаимоотношений людей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Сказкотерапия – это клад в работе с детьми по проявлению и коррекции личностных проблем ребенка: повышение самооценки, снятие тревожности, способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию агрессивных проявлений. В сказке легче принять и проработать проблему. Для героя, ребенок сам придумывает выход из сложившийся ситуации, помогает решить ее.

Используя пескотерапию, помогаю детям в регулировании эмоциональных состояний и проявлений. Наряду с тактильными ощущениями дети учатся прислушиваться к себе, к собственному миру, проговаривать свои ощущения.

Куклотерапию использую, как средство решения конфликтов, социальной адаптации ребенка, при коррекции проявлений тревожности, страхов, эмоциональной возбудимости. Ребенок, неосознанно использует игрушку для «выплескивания» своего состояния, проигрывая сюжет, проживает свои эмоции, а иногда дает волю чувствам (горько плачет или наоборот хохочет).

Релаксация – один из любимых детьми методов, так как здесь так же присутствует элемент игры. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, сконцентрировать внимание. Для более глубокого эффекта я подбираю музыкальный репертуар очень тщательно. Музыка способствует спокойствию и умиротворению: пение птиц, шум дождя, плеск волн и т.д. , помогает расслабится и постепенно подготовиться к другому виду деятельности.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В своей работе я предпочитаю одного из признанных авторитетов в этой области - М.И.Чистякову. Все занятия провожу в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы: «Магазин игрушек», «В гостях у Бабы Яги», «Садовник», «Насос и мяч», «Бабочка» и т.д. Источником сюжетов для игр и упражнений являются не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи. В заключительную часть занятия обязательно включаю упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы привести детей в состояние эмоционального равновесия.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

Специфика работы психолога состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Я иду в ногу со временем и овладеваю современными технологиями, что дает положительный результат в моей работе с детьми

Педагог – психолог: М.В Писарева.


«Использование психолого-педагогических технологии в деятельности школьного психолога»

РК, ВКО, г.Семей

КГУ «Приреченская СОШ»

педагог-психолог

Жунуспаева Лаура Ауельбековна

Организация эффективного обучения в современной школе предполагает интеграцию академических и инновационных форм и методов взаимодействия учителя и обучаемых. Такой подход имеет массу преимуществ. Прежде всего, он позволяет повысить конкурентоспособность обучаемых. При такой системе обучения личность имеет возможность улучшить свой вербальный и визуальный имидж, развить харизматический потенциал, научиться вести конструктивные переговоры,овладеть техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией, раскрепоститься и приобрести уверенность в себе, формировать внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию и саморазвитию и др.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же психолого- педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:

    информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

    операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

    технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

    эвристические - на развитие творческих способностей личности.

    прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии

В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога : диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

Создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

Выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on -line ,

Проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

Организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

Организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

Организацию школ дистанционного обучения

Проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

Проведение опросов целевых групп

Организацию психологического практикума для целевых групп

Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

Одним из направлений использования информационной технологии в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.

В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

    Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;

    Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

    Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Р оль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

    Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

    Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

    Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

    Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

    Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

    Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию , где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

    Игровая терапия

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

    Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

    Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205

    Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

Интернет-ресурсы:

    Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования

    Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

    Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения