Примерная программа литература базовый уровень. Примерная программа по литературе основного общего образования

Литература

Пояснительная записка

Программа по литературе для основной школы составлена на основе примерной программы по литературе и содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Программа включает шесть разделов: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Общая характеристика учебного предмета»; «Место курса в базисном плане»; «Личностные, метапредметные результаты»; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждого раздела, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. - литература XX в. - современная литература).

Основное содержание курса

1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в..
8. Зарубежная литература.
9. Обзоры.
10. Сведения по теории и истории литературы.

11. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1-9 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 10 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 11 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе - 105 ч, в 6 классе - 105 ч, в 7 классе - 70 ч, в 8 классе - 70 ч, в 9 классе - 105 ч.
Программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Учебники принадлежат к завершенной линии учебников и представляют собой систему с 5 по 9 класс, преемственную по отношению к начальной школе (комплект «Литературное чтение» 1-4 классы Г.С. Меркина, Б.Г.Меркина, С.А.Болотовой успешно прошел экспертизу на соответствие ФГОС в 2010 году) и продолженную на старшей ступени обучения (учебники литературы 10-11 классы С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, В.И. Сахарова).

В УМК входят:

    рабочая программа по литературе 5-9 классы;

    тематическое планирование;

    поурочные разработки 5-9 классы;

    рабочие тетради 5-9 классы;

    мультимедийные приложения.

Структура и последовательность изложения материала обеспечивают содержательную и методическую преемственность каждого последующего с предшествующим курсом литературы. Это достигается путем осуществления главной задачи курса формирования системы знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых социальных компетенций на основе ряда сквозных содержательных линий: роль книги в человеческой жизни, взаимодействие писателя и читателя, творчество как способ постижения мира, литература и история, литературный процесс.

Учебники в целом соответствуют возрастным особенностям учащихся; написаны живым и доступным языком, рассуждения подкреплены примерами, учитывающими читательский и жизненный опыт учащихся. В учебниках отсутствуют спорные и недостоверные сведения, избыточный фактический материал.

Содержание учебников имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, воспитывает патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, народу, родной культуре и языку. Учебники отличает поликультурность, учет многообразия других народов России, что необходимо для воспитания толерантности, развития способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу. В частности, повышенное внимание уделено литературе народов России (например, в учебнике 7 класса даны произведения Г. Тукая, М. Карима, К. Кулиева, Р.Гамзатова). Кроме того, учебники учитывают региональные, национальные и этнокультурные особенности, предполагают систематическое обращение учащихся к традициям своего народа, истории своего края (города, села).

Учебники способствуют координации семьи и школы, включают взрослых в образовательный процесс, позволяют актуализировать семейные традиции, устанавливают сотрудничество детей и взрослых в решении учебных задач.

Вопросы и задания учебников учитывают индивидуальные интересы и особенности учащихся, способствуют развитию умений работать с информацией, развитию критического мышления, овладению приемами смыслового чтения, анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, формированию умения учиться, организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Особый акцент в методическом аппарате учебников сделан на метапредметности – заданиях, предполагающих формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД отражены, например, в вопросах дискуссионного характера, требующих формулировки и отстаивания своей нравственно-эстетической позиции по одной из проблем, поставленных в произведении; познавательные – в заданиях по созданию собственного развернутого высказывания на определенную тему, в разных видах работы с текстом (анализ, составление плана, разные виды пересказа, заучивание наизусть, поиск ключевых слов, выделение главной мысли, определение художественных средств и т.п.).

Коммуникативные УУД нашли отражение в организации индивидуальной проектной работы и коллективной исследовательской деятельности. В учебниках 7 и 8 классов содержится рубрика «Исследовательский проект» (задания по сопоставлению произведений, сравнению двух редакций одного стихотворения и т.д.), в учебнике 9 класса – рубрика «Коллективные и индивидуальные проекты» (диапазон заданий: литературно-философское эссе, сопоставительный анализ, лексический, исторический, культуроведческий комментарий к произведению, электронные презентации, составление разных типов словарей, исследование исторической судьбы жанра, спектакли, киносценарии, запись выразительного чтения, составление альманаха-сборника, критического обзора, иллюстрированного путеводителя, подготовка теста-викторины, литературно-музыкальной композиции и т.д.). Данные рубрики, как и рубрика «Для вас, любознательные» (учебники 5-8 классов), призваны формировать интерес к углубленному изучению предмета, способствовать выбору литературы для профильного изучения в старшей школе.

Большое внимание уделяется проблеме самоконтроля, то есть выработке регулятивных УУД: в конце каждого учебника даны обобщающие итоговые вопросы и задания, помогающие самостоятельно осмыслить пройденный материал, сделать необходимые выводы, проверить и оценить свои знания, разобраться в собственных читательских предпочтениях, обобщить свои впечатления от знакомства с произведениями, не входящими в программу.

Серьезное внимание уделено формированию умений сопоставительного анализа (например, в 5 классе предложено сравнить стихотворный перевод фрагмента поэмы Гомера «Одиссея» В.В. Вересаева с прозаическим пересказом того же фрагмента Н.А. Куна, дано задание провести сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» и «Весенние воды» по намеченному плану, предложено сопоставить главных героев рассказов А.П.Платонова «Никита» и «Цветок на земле»; в 7 классе предложено сопоставить стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» и М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», в 8 классе учащиеся сопоставляют фрагменты Жития Сергия Радонежского Епифания и очерка «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева; стихотворения А.С. Пушкина «Бесы», «Зимняя дорога» и «Зимний вечер»). Кроме этого, предлагаются задания, при выполнении которых учащиеся должны соотнести собственную точку зрения на художественное произведение и его героев с авторской интерпретацией-пояснением собственного творения (например, в 8 классе после изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» приводится фрагмент из «Развязки “Ревизора”», где содержится авторская формулировка духовно-нравственного замысла комедии).

Литературоведческую компетенцию призваны формировать дополнительные сведения и задания, связанные с понятийным языком науки. Материал учебников предполагает знакомство с именами ученых-литературоведов не только на уровне биографических сведений, но и на уровне их исследовательских работ (например, в 6 классе дан фрагмент работы Д.С.Лихачева, посвященный «Повести о разорении Рязани Батыем», в 7 классе – фрагмент работы ученого о текстологии).

За лингвистический аспект методического аппарата учебников отвечают дополнительные задания, связанные с подбором синонимов, выделением ключевых слов, выбором слов из предложенного ряда, наблюдениями за употреблением в художественном (чаще всего поэтическом) тексте определенных частей речи (например, глаголов в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы»), необходимостью найти стилистически окрашенные (например, просторечные) слова и объяснить их роль в художественном произведении. Той же цели служат задания, отсылающие к разным видам словарей – в частности, к Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля. Самостоятельный поиск учащимися словарного значения малоизвестных, диалектных, устаревших слов в некоторых случаях может оказаться полезнее прямого комментирования этих слов в учебнике, поскольку развивает деятельностный подход и учит самостоятельности.

Реализации межпредметных связей в учебниках для 5-8 классов способствуют цветные вклейки с репродукциями полотен известных художников. Не являясь прямыми иллюстрациями изучаемых литературных произведений, эти картины развивают общекультурную компетенцию учащихся, позволяя проводить параллели между разными видами искусства, видеть общее и различное в мировоззрении и эстетике художников и писателей одной исторической эпохи и т.д. Уделено внимание портретам известных писателей как способу художественного осмысления личности. Материал цветных вклеек имеет методическую поддержку – к ним даны вопросы и задания, содержатся отсылки в основном тексте учебников.

Поэтапно вводится информация о важнейших особенностях разных видов и жанров изобразительного искусства: в 5 классе общая информация (пейзаж, портрет, батальная сцена, жанровая и т.д.), в 6 классе – миниатюра (в связи с воинскими повестями древнерусской литературы) и плакат (в связи с Великой Отечественной войной), в 7 классе – лубок (в связи с фольклором), в 8 классе – икона (в связи с жанром жития древнерусской литературы). Кроме того, самостоятельное осмысление иллюстративного содержания учебников предполагается в конце – среди итоговых вопросов и заданий есть те, которые обращают внимание учащихся на изобразительный ряд учебника в целом, предлагают выбрать наиболее понравившегося художника и сделать самостоятельное сообщение о его жизни и творчестве.

В учебнике для 9 класса помимо цветной вклейки с репродукциями живописных работ дана черно-белая вклейка с изображениями предметного быта изучаемой эпохи, интерьеров домов и квартир русских писателей, предметов крестьянской и дворянской повседневной жизни, что выполняет функцию своеобразного «зрительного» историко-культурного комментария к изучаемым литературным произведениям, показывая их связь с эпохой.

Внутрипредметные связи отражены в вопросах и заданиях, а также в темах для сообщений, рефератов и индивидуальных и коллективных проектов, направленных на повторение изученного материала, сохранение преемственности разных этапов изучения литературы.

При создании учебников учтены требования современной информационной среды. Работа с информацией учитывает Интернет как ее возможный источник (ссылки на официальные и проверенные временем сайты, посвященные творчеству и биографии писателей, литературным местам, музеям и т.п.). Некоторые задания предполагают работу на компьютере – в том числе и создание слайдовых презентаций.

Учебник для 5 класса открывает курс литературы в основной школе; основной темой курса является тема книги и чтения. В учебнике представлены также произведения, в которых нашла отражение тема детства, образы детей и подростков, а при знакомстве с биографией писателей акцент сделан на событиях и впечатлениях их детских лет. В конце учебника дается рубрика «Детские годы писателей» с кратким биографическим и краеведческим материалом. В конце крупных монографических глав и разделов содержится список рекомендуемой литературы (рубрика «Советуем прочитать»). В связи с принятием новой примерной программы в переработанный учебник добавлены следующие произведения: «Одиссея» Гомера (фрагмент), «Волк и Ягненок» И.А. Крылова, «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева, «Два богача» И.С. Тургенева, «Подснежник» И.А.Бунина, «Цветок на земле» А.П.Платонова. Исключена «Демьянова уха» И.А.Крылова. Методический аппарат и некоторые рубрики учебника (например, «Для вас, любознательные!» и «Живое слово») во многом сохраняют преемственность с курсом литературного чтения для начальной школы (авторы-составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова) – в частности, с учебником для 4 класса. С учетом возрастных особенностей пятиклассников введена рубрика «Литературная игра». В конце учебника даны итоговые вопросы для обобщения и самоконтроля; справочные материалы (словарь литературных терминов), списки произведений для заучивания наизусть и для домашнего чтения.

Главной темой курса литературы в 6 классе является тема литературы как искусства слова, отношения автора к героям. Кроме того, содержательный акцент при разговоре о биографии писателей сделан на годах их учения. В конце крупных монографических глав и разделов содержится список рекомендуемой литературы (рубрика «Советуем прочитать»).

В связи с принятием новой примерной программы в переработанном учебнике появился обзор героического эпоса («Калевала», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде»), добавлены следующие произведения: «Зимний вечер» А.С.Пушкина, «На севере диком стоит одиноко…», «Мужество», «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля» А.А. Ахматовой, «Белый клык» Д.Лондона, «Дары волхвов» О.Генри.

Ведущей темой курса литературы в 7 классе является тема творчества, что предполагает повышенное внимание к творческой истории произведений и творческой лаборатории писателя, его движению от замысла к воплощению. Внутри монографических глав появляется постоянная рубрика «Творческая история произведения».

С 7 класса в учебнике появляется рубрика «Исследовательский проект», нацеленная прежде всего на развитие умений сопоставительного анализа редакций и вариантов текста. В конце крупных монографических глав и разделов содержится список рекомендуемой литературы (рубрика «Советуем прочитать»).

В связи с принятием новой примерной программы в переработанный учебник добавлены следующие произведения: «Ее глаза на звезды не похожи…» В.Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, «Анчар», «Два чувства дивно близки нам…» А.С.Пушкина, «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова, «Я пришел к тебе с приветом…» А.А.Фета, «Чудесный доктор» А.И. Куприна, «Челкаш» М.Горького, «Лето Господне» И.С. Шмелева, «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева (фрагмент), «Гой ты, Русь, моя родная…» С.А. Есенина, «Запевка» И.Северянина, «Алые паруса» А. Грина, «В горнице» Н.М. Рубцова, «Чудик» В.М.Шукшина, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, «Все лето в одни день» Р.Бредбери. Исключены «Куст сирени» А.И.Куприна, «Микроскоп» В.М. Шукшина.

В конце учебника даны итоговые вопросы для обобщения и самоконтроля; справочные материалы (словарь литературных терминов), списки произведений для заучивания наизусть и для домашнего чтения.

Важнейшей темой курса литературы в 8 классе является тема «литература и история», что находит свое отражение как в подборе произведений для изучения – таких, как «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (текст романа дан в учебнике без сокращений), так и в направлении изучения произведений. В конце крупных монографических глав и разделов содержится список рекомендуемой литературы (рубрика «Советуем прочитать»).

В учебнике для 8 класса появляются новые рубрики: «Темы для сообщений, рефератов, творческих работ» (пропедевтическая по отношению к учебнику 9 класса) и «Самостоятельная работа» (задания, предполагающие самостоятельное знакомство с каким-либо произведением и его анализ в заданном аспекте или комплексный анализ).

В связи с принятием новой примерной программы в переработанный учебник добавлены следующие произведения: «Бесы» А.С.Пушкина, «Галоша» М.М.Зощенко, «Васюткино озеро» В.П.Астафьева. Исключена «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьева. В конце учебника даны итоговые вопросы для обобщения и самоконтроля; справочные материалы (словарь литературных терминов), списки произведений для заучивания наизусть и для домашнего чтения.

Основное внимание в курсе литературы 9 класса уделено такому понятию, как историко-литературный процесс, поскольку именно с 9 класса традиционно начинается курс на историко-литературной основе, продолжающийся в средней (полной) школе. Учащиеся подробно изучают древнерусскую литературу, литературу XVIII и первой трети XIX столетий, уточняют и закрепляют знание литературных направлений (таких, как классицизм, сентиментализм, романтизм), обзорно знакомятся с тенденциями развития отечественной словесности во второй половине XIX и XX веках. Особый акцент сделан на жанровых, тематических и образных перекличках русской и зарубежной литературы.

В учебнике для 9 класса в конце каждой монографической главы или раздела появляются новые рубрики: «Опорные понятия», «Темы сочинений, докладов, рефератов», «Коллективные и индивидуальные проекты». В связи с принятием новой примерной программы в переработанный учебник добавлены следующие произведения: «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» В. Шекспира, «Фауст» И.В. Гете, «Душа моя мрачна…» Д.Г. Байрона, «Я помню чудное мгновенье…», «Осень» А.С.Пушкина, «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Ангел» М.Ю.Лермонтова, «Девушка пела в церковном хоре…» А.А. Блока, «Собачье сердце» М.А. Булгакова, «Судьба человека» М.А.Шолохова, «Матренин двор» А.И.Солженицына. В конце учебника содержатся обобщающие и контрольные итоговые вопросы.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе. За основу взята:

1)Примерная программа по литературе основного общего образования

2) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от2004г.

3)Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 уч.г»
Программа составлена с учетом преподавания по учебнику- хрестоматии»Литература»9 класс Т.Ф Курдюмовой,С.А.Леонова, О.Б.Марьина М; Дрофа 2013г.
На изучение учебного предмета « Литература» 9 классе отводится 72 часа(из расчета 2 часа в неделю)

В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Некоторые сведения о литературе Античности и Средневековья, а также эпохи Возрождения. Обогащению знаний учащихся способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики. Насыщенный материалом обзор историко-литературных событий сочетается с серьезным изучением шедевров русской классики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова,Н.В.Гоголя:»Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души». Краткое знакомство с литературой второй половины 19 века дает возможность показать литературу всего века.
^

Ученик должен знать:


Ученик должен уметь:

Активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.


№ урока

тема

Дата(план)

Дата (факт)

Зачетный раздел №1

Из литературы эпохи Средневековья, Древнерусской литературы, литературы 18в,

^ Литературы(1-ая треть 19 в.)


1

Место худ. литературы в общественной жизни и культуре России, в мировом контексте. Национальная самобытность рус. литературы.
^ Литература эпохи Средневековья

2

Данте» Б ожественная комедия»

Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий.

Данте и Беатриче


^ Древнерусская литература 11-17в.

3

Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования

Историческая основа «Слова».Сюжет.


4

Патриотизм звучания «Слова»

5

Плач Ярославны. Связь «Слова» с УНТ

6

^ Р /р Подготовка к домашнему сочинению
Литература 18 века

7

Русская литература 18 века как эпоха классицизма. М.В.Ломоносов. Теория «трёх штилей»Прославление Родины,науки и просвещения: «Ода на день восшествия …Елисаветы Петровны1747г»

8

Г.Р.Державин»Властителям и судиям», Памятник»,»Ода к Фелице» Новое в жанре оды.

9

Д.И.Фонвизин- просветитель-реалист. Сатирическая направленность комедии «Недоросль».Герои и события

10

Проблемы воспитания и гражданственности в комедии»Недоросль»

11,12

р/р Классное сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль»

13

Н.М.Карамзин»Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.

14

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»Быт и нравы крепостнической Руси. Черты классицизма и сентиментализма.
^ Литература 19 века(1-я треть)

15

Золотой век русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии

16

В.А.Жуковский «Море», Невыразимое». Краткий очерк жизни и творчества, романтическая лирика

«Светлана» Фольклорная основа и образная система и образная система баллады.


17

Дж.Г.Байрон «Душа моя мрачна», «Видение Вальтасара», Стансы». Жизнь великого поэта.

Романтический настрой и трагическое мировосприятие.


А.С.Грибоедов: личность и судьба

«Горе от ума»:история создания, своеобразие конфликта, система образов

А.С.Грибоедов «Горе от ума»:герои и их судьбы, Чацкий и Фамусов


19

Герои и их судьбы, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Софья

20

Новаторство драматурга.Сценическая жизнь комедии

И.А.Гончаров «Мильон терзаний» Пьеса в восприятии критики


21

А.С.Пушкин. Творческий путь поэта

22

Любовная лирика Пушкина

23

Философская лирика Пушкина

24

Дружба в лирике Пушкина

25

Тема поэта и поэзии

26

Пушкин «Евгений Онегин»творческая история романа.Онегинская строфа

27

Жизнь столицы и мир деревни(1 и 2 гл.)

28

Онегин и Татьяна, картины родной природы(1 и 2гл)

29

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С. Пушкина


30

М.Ю. Лермонтов. Трагичность судьбы поэта

31

Тема поэта и поэзии

32

Мотив вольности и гордого одиночества

33

Человек и природа в лирике Лермонтова

34

Анализ стихотворения Лермонтова

Зачетный раздел№2

Поэзия и проза второй половины 19 века, из русской прозы и поэзии 1-ой половины 20 в.,из русской литературы 60-90-х годов 20 века


1

М.Ю. Лермонтов. Трагичность судьбы поэта.

Светлые и грустные воспоминания детства («Ангел», «Ужасная судьба поэта и отца»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Композиция романа. Сюжет и герои главы «Тамань»


3

Н.В. Гоголь. В творческой лаборатории писателя «Шинель» Тема города и маленького человека


«Мертвые души»:история создания поэмы, композиция

Город N и его чиновники


5

Чичиков и Манилов: приёмы создания образов

6

Тест по произведению М.В.Гоголя «Мертвые души»

7

И.С.Тургенев:личность и судьба

8

И.С.Тургенев «Первая любовь» Нравственная проблематика повести

9

Роль снов в сюжете

10

Р- р. Письменный ответ на вопрос «Какова роль 12главы в повести?»
Поэзия и проза второй половины 19века

11

Ф.И.Тютчев Лирика природы, любовная лирика, философские миниатюры

12

Н.А.Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом».Представление Некрасова о поэте и поэзии.

13

Народность и мотивы народных песен в лирике Некрасова

14

А.А.Фет Лирика любви и природы

15

Л.Н.Толстой: творческий путь писателя. Автобиографическая трилогия «Юность»

16

«Диалектика души» героев в повести

17

А.П.Чехов. Творческий путь писателя

«Маленькая трилогия»:композиция, общая идея цикла


18

Тест по творчеству писателей и поэтов второй половины 19 века
^ Русская литература 20века

19

И.А.Бунин- первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. Жизнь Арсеньева-автобиографическая повесть

20

М.Горький «Мои университеты»-автобиографическая трилогия. Элементы публицистики в худ. прозе
^ Из русской поэзии 20века

21

А.А.Блок Трагедия поэта в страшном мире

Худ. своеобразие поэзии Блока


22

С.А.Есенин Тема Родины в лирике поэта

23

В.В.Маяковский- поэт –публицист, поэт-новатор.

«Послушайте!», «Прозаседавшиеся», Скрипка и немножко нервно»


24

Слово об А.А.Ахматовой. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики

25

Г.Тукай стихотворения из цикла «О, эта любовь»традиционная для поэзии Востока форма газели. К. Кулиев Лиризм стихов

26

В.В.Набоков «Рождество»-тонкость и четкость характеристики человеческих чувств.


27

М.А.Булгаков: творческий путь писателя

«Мертвые души»: Чичиков и его окружение в изображении Булгакова


28

Булгаков «Собачье сердце»Сюжет и система образов, авторская позиция и способы её выражения

29

М.А.Шолохов»Судьба человека» Судьба человека в годы В О войны

30

Проблема разрушенных семей в годы войны. Гуманизм произведения

31

Военная тема в лирике Твардовского.

«Василий Теркин»:утраты и обретения главного героя(гл.»Два солдата», «Дед и баба») Философские раздумья автора: глава « О себе»


32

Традиции поэтов пушкинской поры в русской поэзии 20 века

33

^ Русская литература 60-90-х годов 20века
В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин».,»Чудик»Личность писателя. Образы «чудиков» в рассказах

34

.П.Астафьев: « Царь-рыба» (главы)Творческий путь писателя. Нравственные проблемы произведения

Смысл противоборства человека и царь -рыбы

В.Г.Распутин- писатель, публицист, патриот российской земли. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии»

^ Зарубежная литература


35

У.Шекспир»Гамлет»Основной конфликт трагедии. Мастерство Шекспира драматурга

36

Шекспир «Ромео и Джульетта»Отражение в трагедии вечных тем

37

И.В.Гете»Фауст»(фрагменты)Трактовка народной легенды в трагедии, неразрывность связи добра и

зла

38

Катулл Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева

^ Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по литературе
Цели изучения литературы в 9 классе:
Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенствованию владения речи.
Ученик должен знать:

Общую характеристику развития русской литературы(этапы развития, основные литературные направления);

Основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как: литературный процесс, классика, литературное направления(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия.
Ученик должен уметь:

Комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

Использовать специфику жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;

Обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;

Использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста,

Пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий:

Активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Педагогическая деятельность в соответствии с новым ФГОС требует от учителя наличия системы специальных знаний в области анатомии, физиологии, специальной психологии, дефектологии и социальной работы .

Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте "Инфоурок" со скидкой 40% по курсу повышения квалификации (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).

Примерная рабочая программа по литературе 11 класс

Библиотека
материалов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дивовская средняя общеобразовательная школа»

Мглинского района Брянской области

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1 от

28.08.2015 г

Председатель МО

_________(Стельмахова А. Е.)

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Дивовская СОШ»

____(Белоножко Т. Н.)

29. 08. 2015 г

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Дивовская СОШ»

_____-(Кривошеева Л. П.)

30. 08. 2015 г.

Рабочая программа

по литературе для 11 класса

Разработал: учитель русского языка

и литературы

Заволока Алла Васильевна

2014-2015 учебный год