Классификация и характеристика эмоций. Классификация эмоций и чувств

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • классификацию эмоциональных явлений;
  • функции эмоций;

уметь

Определять необходимость эмоций для поведения;

владеть

Навыками анализа причин эмоциональных реакций и переживаний.

Когда разум пытается заменить чувство, ему требуется вся его сила, вся эрудиция – там, где чувству достаточно одного вздоха.

То, что не проникает в сердце, ложится камнем за пазухой.

Ф. Кривин

Понятие "эмоции". Их классификация

Мы начинаем новую тему, исследование в рамках которой отличается от того, что мы разбирали в предыдущих главах. В отличие от понятий "личность", "потребность", "мотив", "воля", которые были введены в психологию как теоретические конструкты, понятие "эмоции" вводилось как обозначение той субъективной реальности, в существовании которой и в ее наличии у нас мы не можем сомневаться. Каждый человек в нормальном состоянии испытывает чувство голода и жажды, боли и страха, горя и радости. Этот класс субъективных переживаний получил название "эмоциональных процессов", или "эмоций", и для всех нас это такая реальность, о которой современной автор выразился, перефразировав Р. Декарта: "Я чувствую, значит, я существую".

Такое положение вещей внушает большой оптимизм в исследовании эмоций. Но этот оптимизм сразу исчезает, как только мы попросим кого-нибудь описать эту субъективную реальность. На просьбу описать свое эмоциональное состояние в данный момент и свои эмоциональные переживания человек сообщает, что он испытывает чувство радости или тревоги, чувство голода или жажды, гнева или обиды. Но описать переживаемое им чувство радости или тревоги он оказывается не в состоянии. Ответы звучат примерно так: "Радость – это когда радостно, весело, в общем, хорошо"; а страх "это когда страшно, боязно". То есть при попытке человека описать свои эмоции, возникает такая же трудность, как и при описании ощущений: "красное – это когда все красного цвета". Как и любое субъективное переживание, эмоциональное переживание дано нам как факт, который сложно или даже невозможно перевести на другой язык и которому нет аналога в нашем мире. Но эмоции, как и ощущения, недоступны внешнему наблюдению и, тем самым, прямому их измерению в каких-либо единицах. У нас остается возможность судить о наличии эмоций либо по субъективным отчетам человека, либо гадать об их наличии по поведенческим и физиологическим реакциям животных и человека.

Еще одна трудность в исследовании эмоций – это этические проблемы при создании экспериментальной ситуации, в которой вызываются эмоциональные переживания. Эмоцию не нарисуешь и не создашь "понарошку". Притвориться радостным или грустным можно, но реальное эмоциональное переживание при этом отсутствует. А создавать реальное эмоциональное переживание у испытуемых более чем плохо – по законам этики это недопустимо.

Не добавляли оптимизма и первые представления о природе эмоций. Если ощущение принималось как отражение внешних условий жизни живого существа, то эмоции прочно связывались с переживанием собственных состояний организма. Голод, боль, страх переживаются каждым человеком как принадлежащие ему, как его собственные психические состояния.

Любой исследователь эмоций не может не заметить, что эмоциональное переживание возникает при изменениях внешней или внутренней среды (например, появление любимого человека приводит к переживанию радости, появление опасного предмета сопровождается чувством страха, обезвоживание порождает жажду и т.д.). Но в сознании человека эти эмоции воспринимаются как переживания своего состояния, вызванного внешними или внутренними причинами.

Это невольно подталкивает нас оценить эмоции так: внешние события воспринимаются лишь как причины изменений состояния организма, которые и переживаются нами как эмоции. И, видимо, не случайно сразу два исследователя-психолога (американец В. Джемс и датчанин К. Г. Ланге) независимо друг от друга предложили сходные теории эмоций как переживания своих физиологических состояний (по формуле – "мы горюем потому, что плачем"). Такое понимание эмоций не способствовало развитию теоретических и экспериментальных исследований, но не препятствовало эмпирическим описаниям эмоциональных переживаний.

Обычно первой задачей исследований эмпирической реальности является задача описания и классификации наблюдаемых явлений. Начнем с классификации эмоциональных явлений и мы.

Понятно, что все классификации проводятся по какому-то основанию, признаку, качеству, свойству, характеристике или по нескольким основаниям сразу.

Так, в первой, наиболее известной классификации эмоциональных явлений, выделяющей "аффекты", "эмоции", "чувства" и "настроения", учитываются сразу два основания: длительность переживания и характер его проявления (бурно или спокойно).

Аффектом называют бурную, внезапно наступающую на определенное событие реакцию, которая длится недолго и сопровождается резким сужением сознания с частичной потерей памяти на происшедшее с человеком, сильным двигательным возбуждением, часто проявляющимся в агрессивных действиях по отношению к источнику, вызвавшему это состояние. Внезапность для самого субъекта переживаний, сила переживаний и сужение оперативного поля психики до объекта, вызвавшего такое переживание, – вот характерные признаки аффекта, захватывающего субъекта и делающего его "рабом" переживания.

Эмоции, в узком смысле слова, в отличие от аффектов являются переживаниями, которые протекают более спокойно и более длительно по времени.

Под чувствами обычно понимают устойчивые длительные по времени переживания как отношения к кому-то или к чему-то.

Настроение понимается как выражение состояния субъекта, и этот термин используется чаще всего в житейском понимании.

Заметим, что такая терминология условна, поэтому обыденное житейское сознание к чувствам относит и эмоциональные ощущения (чувство боли), и презентацию потребностей (чувства голода, жажды, страха и пр.), и эмоциональные отношения (чувства дружбы, любви, ненависти). Такое расхождение наблюдается и в работах различных исследователей. Так, И. П. Павлов часто пользовался понятием "чувство " в его житейском содержании. В научной литературе, более или менее, устоялась классификация: аффект, эмоции, чувства.

Эти различия в терминологии не имеют научной ценности, но научный язык не терпит многозначности и неопределенности понятий, и поэтому должен быть договор о строгом определении понятий.

Вторая классификация эмоциональных явлений основана на знаке эмоциональных переживаний – положительное (удовольствие) или отрицательное (неудовольствие) переживания. Первые (иначе называемые как стенические эмоции) – благоприятно сказываются на состоянии организма и текущей деятельности и проявляются как переживание радости, счастья, удовольствия, гордости, уверенности в себе и т.д. Вторые (обозначаемые как астенические эмоции) затрудняют деятельность, негативно сказываются на самочувствии и проявляются как страх, обида, горе, страдание, беспокойство, неуверенность в себе и т.д.

Третья классификация эмоциональных переживаний связана с формой их проявления: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Эмоциональные реакции возникают непроизвольно на определенные события и проявляются как переживание страха, гнева, удивления, настороженности, агрессии и прочего, которые сопровождаются комплексом физиологических и поведенческих изменений: изменение тонуса сосудов (сужение их или расширение), изменение громкости и тональности речи, изменение позы и мимики, изменение биохимических показателей крови и др.

Эмоциональные состояния (к ним относят и фрустрацию, и стресс) – это продолжительные во времени переживания: беспокойство, тревога, обида, разочарование, вялость – бодрость, плохое самочувствие и т.д.

Эмоциональные отношения проявляются как симпатия и антипатия к кому-то (чему-то), интерес, дружеские чувства и т.д.

Эта классификация нестрогая, поскольку ведется сразу по нескольким критериям, которые частично пересекаются между собой. Поэтому некоторые переживания трудно однозначно отнести к какой-то одной группе из трех. Так, например, обида возникает как реакция на кого-то, но может длительно сохраняться у человека как состояние и отношение; радость может возникнуть при успехе важного для человека действия, но потом может сохраняться часы и дни, не проявляясь в поведении, переходя в разряд состояний.

Помимо указанных классификаций, принято также выделять эмоциональный тон ощущений разных модальностей.

Заметим, что все приведенные классификации неальтернативны, как и все классификации, проводимые по разным основаниям.

Трудность применения указанных классификаций связана с тем, что, во-первых, они часто проводятся на основе несущественных признаков различных эмоциональных переживаний. Во-вторых, очень многие эмоциональные переживания оказываются близкими но содержанию, например, переживание тревоги, опасности, страха, ужаса или такие переживания, как "удивление", "интерес", "любопытство", "любознательность". Очень много эмоциональных переживаний составляют пары с противоположными знаками: например, "удовольствие – неудовольствие", "спокойствие – тревожность", "радость – горе", "бодрость – вялость", "любовь – ненависть" и т.д.

Поэтому возникает вопрос о природе эмоций: если имеется множество близких по содержанию переживаний, то, что это означает? Это разные названия одного и того же переживания или это разновидности переживания одной и той же эмоции; а может, это сила (степень) их проявления, или это разные эмоции, происходящие от единого корня (одной первичной эмоции), и потому они похожи друг па друга? А что означает наличие множества пар оппозиционных эмоций с противоположными знаками переживаний (как бы двух полюсов одной эмоции)? Без ответа на эти вопросы непротиворечивой классификации эмоций построить не удается.

Важным и серьезным вопросом в исследовании эмоций является вопрос о необходимости появления эмоциональных переживаний в эволюции живых существ. Понятно, что эмоции, как и вся психика, появляются в эволюции для обслуживания поведения. Но если познавательные процессы обеспечивают образную когнитивную ориентировку субъекта поведения в предметных условиях его деятельности, то какие задачи поведения плохо решаются без эмоциональных переживаний и какая реальность представлена в них?

Этот вопрос порождает следующий – о функциях эмоциональных переживаний в деятельности живых существ. Мы помним, что психика появляется как служанка организма, приобретшего поведение, но у человека она становится "хозяином" поведения и начинает решать задачи, не связанные напрямую с приспособительным поведением. Поэтому нам надо выделить основные и дополнительные функции эмоциональных переживаний в жизни человека.

И конечно, важен вопрос о причинах и поводах (ситуациях) появления эмоциональных переживаний, т.е. о том, что вызывает то или иное эмоциональное переживание.

Этим не исчерпывается список вопросов, но без ответов на поставленные вопросы мы не сможем двигаться дальше в попытках раскрыть тайны эмоциональной или, как иногда говорят, аффективной сферы.

Эмоции стали предметом размышлений в европейской культуре еще в эпоху античной философии. В работах многих философов того времени выделялись два эмоциональных переживания, противоположных по своему знаку: положительные (удовольствие) и отрицательные (неудовольствие). Эти знаки проявлялись в различных по модальности эмоциональных переживаниях, составляющих пары "радость – горе"; "страх – храбрость"; "любовь – ненависть" и т.д.

Среди этих многочисленных эмоциональных переживаний выделялось особое переживание, получившее название "желание" (влечение или вожделение). Это переживание представляло собой стремление живого существа к объекту (предмету желания), который доставлял удовольствие (наслаждение), или, наоборот, проявлялось как избегание того, что приводило к страданию или неудовольствию. Позже это стало пониматься как инстинктивные стремления живого существа. В работах Б. Спинозы появляется положение о том, что причины удовольствий и неудовольствий помечаются эмоциональными переживаниями и выделяются либо как предметы влечений и отвращения, либо как приятные или неприятные, полезные или вредные объекты и события, а сами эмоциональные переживания (удовольствия и неудовольствия) закрепляют опыт успешного поведения.

Наряду с субъективными переживаниями биологи стали выделять различные поведенческие и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, как проявления или корреляции переживаний: изменения позы или мимики животных, изменение тонуса скелетных мышц, голосовые реакции, изменение тонуса сосудов и выброс в кровь различных химических соединений (адреналин, глюкоза и пр.), изменение активности различных отделов мозга и т.д.

Это послужило для Ч. Дарвина основанием рассматривать эмоции как особые адаптивные реакции животных в ситуациях опасности и при взаимодействиях с другими особями своего и чужого вида. Борьба с соперниками за пищу, самку или территорию, за статус в сообществе и так далее начинается с демонстрации угроз в адрес соперника и с создания готовности всех систем организма к возможному сражению (позы, оскалы зубов, звуковые сигналы и т.д.). Ухаживание за самкой, воспитание своих детенышей предполагает другие отношения, которые тоже должны быть представлены во внешних поведенческих реакциях и в особых эмоциональных переживаниях.

  • В начале XX в. в русской транскрипции его фамилия употрелялалсь в таком написании. Позднее можно встретить написание У. Джеймс (см. например, с. 310).

Эмоции позволяют нам взаимодействовать с другими людьми, лучше понимать друг друга .

В связи с этим особое значение приобретает вопрос эмоциональных состояний и их классификация.

Что это такое: понятие

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.

В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.

Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.

Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).

Классификация: основные виды

Какие могут быть эмоции?

В своей жизни человек испытывает разнообразные эмоции, некоторые из которых даже с трудом поддаются описанию.

В то же время, различные исследователи попытались структурировать их. Единого подхода к этому вопросу до сих пор нет.

Если же рассматривать самую простую классификацию , то можно представить ее следующим образом:

Кроме этого списка, в психологии эмоции также подразделяют на следующие виды:


Нельзя недооценивать ту роль, которую эмоции играют в различных сферах нашей жизни.

Так, например, на основе психологических исследований в маркетинге была создана матрица эмоций. Именно ее используют бренды при создании своего логотипа.

Суть ее состоит в том, что стремление в правый верхний угол кажется более приятным, вызывает доверие . Также гармоничным считается концентрация логотипа в середине матрицы.

А вот если направленность логотипа стремится в левый нижний угол, то такой бренд создает негативное впечатление.

Формы и примеры эмоциональных процессов и состояний

Эмоциональные состояния и процессы можно классифицировать следующим образом:

Дифференциальные эмоции Изарда — таблица

К. Изард выделил следующие базовые эмоции человека:


  1. Интерес . Так как человек отличается социальным образом жизни, то интерес является для него одним из наиболее часто испытываемым чувством. Благодаря нему индивид приобретает новые навыки, умения, знания. Интерес помогает ему развиваться, причем как физически, так и интеллектуально. Он имеет особенное значение, так как влияет на развитие как самой личности, так и общества в целом.
  2. Удовольствие . В некоторых источниках его еще называют как «радость». Характеризуется положительным фоном и возникает в результате возможности удовлетворить актуальную для индивида потребность или ее непосредственного удовлетворения.

    Имеет большое значение для человека, она повышает его , облегчает процесс взаимодействия с окружающими, помогает избавиться от негатива и стресса.

  3. Удивление . Не имеет какого-либо окраса и проявляется в качестве реакции на внезапно произошедшее явление или действие. Основная задача удивления состоит в том, чтобы подготовить индивида к неожиданности, сосредоточить его внимание на этом событии.
  4. Гнев . Негативное состояние, которое в основном возникает из-за невозможности удовлетворения значимой для индивида или неудачи на пути к ее удовлетворению. Может быть также вызвано обманом или оскорблением. У гнева существует неконтролируемая форма — ярость, которая возникает при максимальном недовольстве сложившимися обстоятельствами.
  5. Отвращение . Отрицательное состояние человека, которое появляется в результате взаимодействия с чем-то или кем-то неприятным. Отвращение характеризуется сильным желанием избавиться от факторов, которые непосредственно его же и провоцируют.
  6. Презрение . Появляется из-за разногласий имеющихся убеждений и действий одного индивида с убеждениями и действиями другого. Функция его заключается в том, чтобы человек мог почувствовать себя лучше, чем тот, на кого направлено его презрение.
  7. . Возникает в результате несоответствия внешности или поведения с собственными убеждениями и мнением общества.

    На основе этого состояния появляется чувство беспомощности, которое для человека очень неприятно.

  8. Вина . Возникает на основе осуждения индивидом собственных действий. Сопровождается неуверенностью в себе, а также чувствами стыда и раскаяния.
  9. . Представляет собой негативное состояние. Оно появляется в результате получения сведение об угрозе для жизни человека, причем как реальной, так и мнимой. Имеет большое значение, так как влияет на внешний вид, поведение и мышление индивида.
  10. Горе . Является реакцией на возникшие в жизни негативные ситуации, которые могут быть постоянными или временными. Очень часто выступает для индивида в качестве умеренной мотивации, чтобы он принялся решать проблемы, которые у него накопились.

К. Изард также разработал шкалу дифференциальных эмоций. Ее применяют с целью диагностировать доминирующее эмоциональное состояние у человека. Для этого используется шкала значимости эмоций, которая выглядит следующим образом:

Эмоция

Состояние

Сумма баллов

Внимательность

Концентрированность

Собранность

Наслаждение

Счастливый

Радостный

Удивление

Удивление

Изумление

Поражение

Сломленность

Возбуждение

Отрицание

Неприязнь

Отвращение

Омерзение

Презрение

Презрение

Пренебрежение

Надменность

Застенчивость

Стыдливость

Сожаление

Раскаяние

Участникам предлагается оценить по 4-балльной шкале свое самочувствие (то есть каждый столбик представленной выше таблицы) на данный момент, где:

1 — не подходит совсем;

2 — скорее верно;

3 — верно;

4 — совершенно точно верно.

После этого по каждой строке в таблице считается сумма баллов и рассчитывается коэффициент самочувствия (КС), согласно следующей формуле:

КС = (C 1 + C 2 + C 3 + C 9 + C 10) / (C 4 + C 5 + C 6 + C 7 + C 8)

Если итоговое значение больше 1, то самочувствие можно охарактеризовать как положительное, если же наоборот, меньше 1, то эмоциональное состояние отрицательное, возможно даже имеет место быть депрессивное состояние.

Шкала отклика

Шкала эмоционального отклика — это методика в виде опросника, которая применяется для и эмпатии человека, то есть способности к сопереживанию и эмоциональному отклику.

В опроснике представлены 25 суждений, среди которых имеются как прямые, так и обратные.

Для того, чтобы пройти его, необходимо оценить уровень своего согласия: всегда согласен, скорее согласен (или часто согласен), скорее не согласен с утверждением (или согласен, но редко) и никогда не согласен.

За счет данной шкалы становится возможным увидеть отношение индивида к различным ситуациям взаимодействия с другими людьми.

В конце подсчитывается общая сумма полученных баллов и сверяется со следующей градацией уровней:

  • менее 11 баллов — крайне низкий уровень эмпатии;
  • от 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатии;
  • от 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатии;
  • от 63 до 81 баллов — высокий уровень эмпатии;
  • от 82 до 90 баллов — крайне высокий уровень эмпатии.

Умение сопереживать является ценным качеством для индивида, но слишком большое не всегда полезно. Наиболее благоприятным считается нормальный уровень (37-62 балла), когда человек проявляет сопереживание, но при этом не забывает и о собственных интересах.

Крайне высокий уровень эмпатии характеризуется слишком большой покладистостью — такими людьми часто пользуются в своих целях. В свою очередь, индивидам с крайне низким уровнем сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, они тяжело идут на контакт.

В нашей жизни существует большое разнообразие эмоций. Они выполняют различные функции и имеют большое значение для человека. В связи с этим данная тема довольно интересна и активно изучается исследователями и по сей день.

Определение и виды эмоций:

Ключевые имена : С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, У. Джеймс, К. Ланге, Кэннон и Бард, С. Шахтер, П. К. Анохин, Р. Плутчик, П. В. Симонов

Эмоции - переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру .


В этом определении под «миром» подразумевается:

1) внешний мир : различные объекты, ситуации, события.

2) внутренний мир : процессы и события, которые происходят в психике и теле субъекта.

3) деятельность субъекта . Действия и их результаты тоже могут быть эмоционально окрашены.

Не всё, что происходит в мире, может вызывать эмоции. Эмоции возникают только в том случае , когда происходит нечто значимое для субъекта , т.е. происходящее связано с мотивационной сферой субъекта (потребностями, ценностями и т.д.).

Пример 1 : когда человек голоден, пищевые объекты воспринимаются им эмоционально положительно. Если же человек сыт, те же самые объекты могут восприниматься им нейтрально.

Пример 2: если человек совершает поступок, который отвечает его мотивационной сфере, но не отвечает его моральным ценностям, то у человека может возникать чувство стыда.

Эмоция как психофизическое состояние


Эмоция есть не только психическое переживание, но состояние всего организма .

Выражения эмоций разделяют обычно на три группы:

1) биохимические изменения - выброс адреналина в кровь, функциональные, а в стрессовых ситуациях и структурные изменения внутренних органов. C изучения этих изменений и начиналось исследование стресса, эмоциональной напряженности;

2) физиологические и вегетативные изменения - как наблюдаемые внешне (дыхание, сердцебиение, кровенаполняемость сосудов, потовыделение, диаметра зрачка и т.д.), так и фиксируемые приборами (биоритмы мозга, электрического сопротивления кожи (КГР) и др.);

3) поведенческие изменения - в мимике и пантомимике (т. наз. «выразительные движения»), а также речедвигательную активность («вокальную мимику»): темп и тембр речи, интонационные модуляции, длительность пауз и т.п.. В своих поведенческих выражениях эмоции выполняют экспрессивную и коммуникативную функцию , являясь средствами невербального общения.

Функции эмоций


  1. Функция оценки : эмоции сигнализируют человеку о значимых для него событиях, если у человека в данный момент наблюдается эмоция - это означает, что в его жизни в этот момент происходит значимое событие.

  2. Функция побуждения : эмоция отвращения побуждает человека на поведение, которое будет, например, выражаться в избегании предмета отвращения.

  3. Функция аварийного разрешения ситуации : эмоции могут не только побуждать, но и буквально навязывать человеку определенные действия, которые могут оказаться в той или иной ситуации целесообразными. (Эмоция страха: побуждает либо к убеганию, либо к агрессивному поведению, либо к реакции оцепенения - смотря что в каких ситуациях целесообразно).

  4. Функция подкрепления : в оперантном научении Скиннера используется принцип подкрепления, который связан с вызыванием у человека положительных или отрицательных эмоций.

  5. Функция предвосхищения : эмоции могут предвосхищать успешность или неуспешность предстоящих действий. Т. о., человек еще не начав действовать может эмоционально «почувствовать» исход этих действий.

  6. Функция эвристического нахождения описана исследователями мышления: хорошо известен феномен эмоционального предчувствия того, где и каким образом следует искать решение задачи.

Классификации эмоциональных явлений

Классификация эмоциональных явлений по С. Л. Рубинштейну

С. Л. Рубинштейн выделяет 4 класса эмоциональных явлений:
I. Чувства = эмоции (у Рубинштейна это синонимы). Это переживания, в которых выражается отношение человека к миру (в широком смысле). Чувства=эмоции неоднородны, их можно подразделить на три «уровня»:

  1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности : все те чувства, которые возникают в связи с процессами, происходящими в теле человека.
Пример : переживания новорожденного по поводу физиологических процессов (голода, жажды).

  1. Уровень предметных чувств: по отношению к предметам внешнего, а затем и внутреннего мира тоже. Тесно связан с развитием мотивационной сферы .
Пример: по мере приобретения моральных ценностей сами поступки поляризуются и к некоторым из них человек начинает испытывать чувство стыда или, наоборот, удовлетворения.

  1. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств : чувства, которые соотносятся не с какими-то предметами, а с обобщенными ситуациями (чувство юмора, иронии, сарказма и т.д.).
Пример 1 : чувство комического. «комическим кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства, а затем обнаруживает свою несостоятельность». Для чувства комизма необходимо совершающее на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии. Таким образом, любая ситуация, которая попадает под это описание, вызывает чувство комического.

Пример 2 : чувство юмора : с юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным недостаткам, когда чувствуется, что за ними скрыты реальные достоинства. Если никаких достоинств нет, то тогда юмор становится трагическим.

Подобные эмоциональные явления не возникают ситуативно. Они характеризуют мировоззренческую позицию человека, его устойчивое отношение к миру. В этих случаях мы говорим о его отношении к миру как о личностной черте.


II. Аффекты – стремительный и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку действия. Может аккумулироваться и «рвануть».

III. Страсти – сильное стойкое длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Сила, которая «связывает» человека, от него же и исходит.

IV. Настроения – неспецифическое переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Классификация эмоциональных явлений по А. Н. Леонтьеву


В понимании А. Н. Леонтьева чувства и эмоции - разные явления. Эмоции - это ситуационные переживания, а чувства – достаточно устойчивые состояние, относительно независимые от ситуации. Пример: любовь, которая не является ситуативным переживанием.

Леонтьев выделяет 3 основных класса эмоциональных явлений (в последних работах он все-таки добавил к ним еще и четвертый, т.е. настроения ):


1. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. (Висцеральные проявления – проявления работы внутренних органов).

В отличие от Рубинштейна, Леонтьев дополняет свое определение двумя свойствами аффектов:

1) Они могут сохраняться в памяти в виде аффективных следов.

2) Аффективные следы могут накапливаться при повторении аффектогенных ситуаций. В результате человек становится повышенно чувствителен к этим ситуациям и в какой-то момент при незначительном поводе может произойти аффективный взрыв.

2. Эмоции - более длительные и менее интенсивные (по сравнению с аффектами) эмоциональные состояния, которые возникают ситуационно и выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлением в них. («ситуационно» означает, что при изменении ситуации эмоция проходит).

3. Чувства устойчивые предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).

Теории эмоций

Принято выделять три группы теорий эмоциональных явлений:


1) психофизические теории - анализируют психофизические механизмы эмоций;

2) эволюционные теории - изучают, для чего возникают эмоции в биол. эволюции;

3) информационные теории - эмоция как информация об актуальной потребности.

Психофизиологические теории эмоций (3 шт.)

1. «Периферическая» теория У. Джеймса – Г. Ланге

Авторы - американский психолог У. Джеймс и датский патологоанатом К. Г. Ланге (независимо друг от друга!)

В житейском понимании схема возникновения эмоций выглядит так:

эмоциогенная ситуация → эмоциональное переживание → возбуждение вегетативной НС → физиологические изменения в поведении.
В понимании авторов этой теории, телесные проявления предшествуют эмоции:
эмоциогенная ситуация → возбуждение вегетативной НС → возникновение физиологических изменений → эмоциональное переживание.
Джеймс писал: «Обычно выражаются следующим образом: мы испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находиться телесные проявления . И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим...»

Суть теории:

1) произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Изобразите гнев – и вы начнете испытывать гнев; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение.

2) подавление поведенческого проявления эмоции влечет ее исчезновение.


Критика теории Джеймса-Ланге:


противоестественность механизма эмоций (чтобы управлять эмоциями, человеку нужно постоянно играть некую роль, как артисту);

игнорируется биологическая целесообразность возникновения эмоции;



Введение.......................................................................................................... 3

1. Определение, классификация и функции эмоций................................ 5

2. Типы эмоций............................................................................................ 11

3. Теория эмоций......................................................................................... 14

Заключение.................................................................................................. 19

Список использованной литературы....................................................... 20

Введение

Человек в процессе жизнедеятельности испытывает множество самых различных состояний: приятных, неприятных, интенсивных, едва заметных, длительных, коротких. В психике есть различные механизмы, которые служат разным целям: результатом действия органов чувств являются ощущения тепла, боли, голода, жажды, зрительные образы, слуховые и т.д.

Результатом действия механизма внимания является его концентрация и более высокая чувствительность восприятия одних объектов по сравнению с другими. Более высокая концентрация внимания сопровождается состояниями, описываемыми словами собранность, сосредоточенность.

Отсутствие внимания описывается как рассеянность, расслабленность, невнимательность. Степень волевой концентрации описывается как напряженность или безволие и т.п. Усталость, бодрость, сонливость это физиологические состояния организма.

Среди этого многообразия нужно выделять эмоциональные явления. Они также, весьма различны. Есть слабые легко меняющиеся переживания, которые могут возникать по самым незначительным поводам, это настроения. Есть длительные, устойчивые сложные состояния, включающие множество компонент: различного рода знаний, эмоций, намерений. Это чувства, такие как любовь, дружба, ревность, счастье. Есть неосознанные эмоциональные состояния, возникающие в результате сочетания определенных внешних условий и не зависящие от знаний человека об этих условиях. И есть собственно эмоции, осознанные состояния, возникающие в результате оценки человеком некоторого события или явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях или удовлетворения своих потребностей.

Одна и та же эмоциональная модальность (вид эмоции) может быть настроением, неосознанной эмоцией или эмоцией. Так у человека страх может возникать при виде некоторых насекомых, которые никогда не причиняли ему вреда, которых он, может быть, никогда в жизни не видел, и к которым другие люди совершенно безразличны.

Страх может возникнуть при внезапном быстром движении какого-либо предмета или громком звуке. Это неосознанная эмоция, которая, вероятно, объясняется специфической реакцией некоторых нейронов на внешний вид насекомого или на движение объекта. Эта реакция человеком не осознается и возникает независимо от его опыта и желания.

Слабая форма страха может быть настроением и выражаться в виде необъяснимой тревожности. И, наконец, эмоция страха может возникать как осознанная реакция на опасность. Происхождение этого состояния в разных случаях различно, хотя феноменологически оно может ощущаться человеком одинаково.

Цель работы: провести классификацию и обозначить типы эмоций.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. дать определение, привести классификацию и функции эмоций;

2. дать характеристику типам эмоций.

1. Определение, классификация и функции эмоций

Человек – это не только примат, млекопитающее, позвоночное, хордовое и многоклеточное, но это еще и наиболее эволюционированное, цивилизованное, общественное животное, которое каждый день общается с себе подобными и делает что-нибудь, испытывая разные чувства и эмоции, такие как гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление (по классификации К. Изарда).

Эмоции (франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Эмоции – особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они, в зависимости от потребностей человека, непосредственно оценивают значимость действующих на него объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Как правило, эмоции возникают за счет первичной активации специализированных (эмоциогенных) структур мозга. Возбуждение одних структур (естественным путем или с помощью прямого электрического раздражения) вызывает появление положительного эмоционального состояния (положительные эмоции), которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательного эмоционального состояния (отрицательные эмоции), которые организм стремится устранить или ослабить.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими его физическое существование, но и социальными факторами, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительное текущее состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов – это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к Родине, чувство ненависти к врагу и т.д.) Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

По П.В. Симонову, чувства – это эмоции, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей в происхождении эмоций. Симонов рассматривает тревогу как реакцию на низкую вероятность избежания нежелательного воздействия. Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее, в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают, – разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляют общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами. В настоящее время внимание исследователей привлекает еще одна категория эмоциональных явлений – настроение. У настроения нет специфического целевого объекта, как у эмоций, так же как и каких-либо специфических реакций. Следовательно, оно менее специфично, чем эмоция. К тому же субъективные переживания, связанные с настроением, по сравнению с эмоциями менее интенсивны.

По определению А. Изена, настроение – это течение или поток идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Их объединяет общий тон: положительный или отрицательный. Многочисленные экспериментальные данные говорят о том, что настроение – результат действия как увальных, так и воображаемых событий или информации, извлекаемой из эмоциональной памяти. Клинические исследования указывают на ключевую роль гормональных и биохимических факторов в генезе настроения. Когда настроение достигает некоторого порога, оно становится осознанным и может быть объяснено, включая его причины. Это может послужить толчком к трансформации настроения в эмоцию. Настроение влияет на поведение человека. Одно и то же явление одновременно может вызвать как эмоцию, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга. Если какая-либо эмоциональная реакция развивается во времени стремительно, то созданное ею настроение может сохраняться часами, днями и неделями. Действия человека небеспристрастны. Поэтому эмоция, как субъективное переживание, присутствует в составе каждой деятельности, каждого рефлекса. В структуре поведения, как в функциональной системе, эмоциям принадлежит ключевая роль. Выделяют ведущие и ситуативные эмоции. Они связаны с разными фазами поведения. Ведущие эмоции сигнализируют человеку о неудовлетворенности его потребностей и побуждают к поиску целевого объекта, стимулируя определенное поведение. Побудительной силой обладает и эмоциональная память об успешных действиях в прошлом, направленных на удовлетворение аналогичной потребности. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъекта действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий.

Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения. Эмоция, как особое внутреннее состояние и субъективное переживание, выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка выполняется на чувствительном уровне. Пример: мы никогда не оцениваем истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. Возникновения чувства голода уже достаточно. Оценочная, или отражательная, функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией.

С.Л. Рубитшпейн отмечал, что эмоция уже в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Эмоция выполняет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности.

Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворение потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. При повторном столкновении с ситуацией эти эмоции позволяют предвосхищать, предвидеть события и побуждают действовать в определенном направлении. Выделяют также подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Эта функция наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме (борьба между страхом и чувством долга, страхом и стыдом). Исход зависит от силы побуждений, от личных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменения интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

2. Типы эмоций

Эмоции играют важнейшую роль в самосознании, в формировании и поддержании чувства самоидентичности. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоцию как наиболее фундаментальный способ организации ощущений. По этой теории можно выделить такие следующие эмоции: интерес, радость, удовольствие, удивление, печаль, горе, гнев, отвращение, страх и тревога, смущение, стыд, вина, совесть, любовь и др.

Рассмотрим некоторые их этих эмоций.

Эмоцияинтереса сыграла очень важную роль в эволюции человека, выполняя разнообразные адаптивные функции на протяжении всей истории его существования. Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной деятельности и имеет важное значение для процессов внимания, памяти и научения. Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Теория дифференциальных эмоций отличает переживание радости от удовлетворения физиологической потребности. Переживание радости характеризуется чувством удовлетворения и чувством уверенности в себе, в радости человек чувствует себя любимым и заслуживающим любви. Улыбка и смех - выражение радости. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает положение человека в обществе. Брэдбери (1969) обнаружил, что социально активные люди, эмоциональный опыт которых отличается большим разнообразием, чаще испытывает позитивные эмоции.

Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы представления и воспоминание. Главной и универсальной причиной печали и горя является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночество и изоляции. Хотя эмоция печали может оказать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживания сплачивают людей, укрепляют дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Гнев, отвращение и презрение – самостоятельные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным компонентом враждебности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют человека отстаивать свои права. В отличии от проявлений агрессии, переживание и выражение гнева может иметь позитивные последствия, особенно в тех случаях, когда человек сохраняет контроль над собой.

Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Однако страх несет в себе и адаптивную функцию, заставляя человека искать способы защиты.

Переживание стыда сопровождается обостренным самосознанием. Это мешает осмыслению ситуации и повышает вероятность неадекватных реакций на нее. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнение и чувства окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между людьми и большей ответственностью перед обществом. Кроме того, стыд побуждает человека к приобретению различных навыков. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию. Адекватной реакцией на переживание стыда можно считать готовность человека к самосовершенствованию.

Вина играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления личности. Переживание вины - результат самонаказания. Человек испытывает вину вследствие нарушения неких, принятых им этических моральных или религиозных стандартов. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку. Развитие вины и становление совести - важнейшие этапы психологического созревания личности.

Любовь – фундаментальное для человеческой природы чувство. Эмоциональная связь между детьми и родителями, между братьями и сестрами, между супругами является неотъемлемой частью нашего эволюционного наследия. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.

3. Теория эмоций

Древнекитайские учения о психических явлениях строились на основе организмических представлений, возникших в родовом обществе и в той или иной форме продолжавших существовать в традиционном менталитете. Человеческое существо рассматривалось китайцами как часть космоса, как организм в организме. Полагалось, что психическое устройство человеческого организма имеет такое же количество структурных уровней, как и целостный космос, внутренние состояния человека определяются его взаимоотношениями с внешним миром, причем определенные психические явления резонируют с тем, что происходит на соответствующих планах мироздания.

Психическая составляющая человека выражалась в древнем Китае в понятии синь – “сердце”. Однако китайцы не держались строгой сердцецентрической концепции психики. Бытовало также представление, что сердце – один из органов в целостном организме, которым соответствуют те или иные психические корреляты. Сердце только наиболее важный из них, в нем, как в “сердцевине” организма, сосредоточена результирующая психических взаимодействий, определяющая их общую направленность и структуру. Поэтому в китайском языке многие иероглифы, обозначающие психологические категории, содержат в своем составе иероглиф “сердце”.

В.М. Крюков отмечает, что в иньской письменности этот иероглиф не обнаружен, а появление понятия синь в западночжоуских ритуальных текстах “практически совпало по времени с возникновением категории дэ , которая иероглифически представляет собой результат слияния знака “сердце” с иньским графическим прототипом дэ ”. В контексте нового типа мировоззрения, установленного в Раннем Чжоу и “разграничившего внешний и внутренний аспект ритуала”, открывшего “духовную глубину коммуникативного акта”, “применение знака синь в роли смыслового детерминатива породило, наряду с дэ , целый класс терминов, относящихся к психоментальной сфере – нянь (“помнить”), ван (“забыть”), цзи (“бояться”), мао (“восхищаться”), му (“стремиться”) и т.д.”

Имеющим данный смысловой детерминатив является также иероглиф цин , которым обозначается чувственно-эмоциональная сфера человека. Крайнее проявление эмоций, аффективность – это “страсти, желания”, обозначаемые иероглифом юй , имеющим двойное написание - с “сердцем” и без него.

Этим чувственно-эмоциональным понятиям часто противопоставляется понятие син (“сущность, природа, натура, характер [человека]”), также обозначаемое иероглифом, в составе которого имеется знак “сердце”. Последнее позволяет предположить, что данное противопоставление не онтологично и осуществляется на едином основании. Противопоставленность “сущности” (натура-син ) и “чувственности” (эмоции-цин , желания-юй ) - это то, “что на сердце лежит”, а точнее, то, что происходит в психическом организме, рассматриваемом в контексте структурообразующей функции сердца.

О специфических отношениях “натуры” (син ) человека и “желаний” (юй ) говорится в “Ли цзи” (“Записки о ритуалах”) в главе “Юэ цзи” (“Записки о музыке”). По своему происхождению “натура” человека неэмоциональна, “чиста” от всяких страстей. Они возникают в человеке при соприкосновении его с предметами внешнего мира в процессе их познания. Тогда покой “натуры” нарушается, она приходит в движение, и возникают чувства “любви, влечения” (хао ) и “ненависти, отвращения” (у ). Эти чувства бывают так сильны, что под их влиянием человек может потерять первозданную чистоту своей “натуры” и пойти по пути порока.

Человек рождается чистым, в этом дарованная ему небом натура. Сталкиваясь с окружающим миром, его натура приходит в движение, и в ней рождаются желания. Когда предметы и явления познаются, формируются и чувства любви и ненависти к ним. Если любовь и ненависть не умеряются изнутри, а познания окружающего завлекают его в мир вещей и он не в состоянии справиться с собой, тогда дарованные ему небом качества гибнут. Ведь окружающий мир воздействует на человека бесконечно, а любовь и ненависть человека не имеют предела, и в таком случае окружающий мир подступает к человеку, и он изменяется под его влиянием. Когда же человек изменяется под воздействием окружающего мира, в нем погибают дарованные ему небом качества, и он истощает себя в желаниях. Вот тогда-то рождаются чувства непокорности и бунта, притворства и обмана, творятся всякие непристойные дела и устраиваются беспорядки. Тогда сильные начинают угрожать слабым, многонаселенные царства начинают насильничать над малонаселенными, знающие начинают обманывать неразумных, дерзкие причинять страдания робким, страдающие от эпидемий и болезней не получают ухода, старые и малые, сироты и вдовы не имеют пристанища - все это и есть путь большого беспорядка.

Несмотря на то, что “натура” даруется человеку Небом, по отношению к внешнему миру она, когда речь идет о восприятии окружающей действительности, выступает как пассивное, иньское начало. Будучи “подпорченной” наличием пагубных страстей, “натура” становится активным, янским началом, причиной “всяких непристойных дел”.

Схожие отношения между природной сущностью человека и его чувственно-эмоциональной сферой даются в “Сюнь-цзы”. Главное отличие заключается в том, что в данном тексте дается более оптимистичный взгляд на значение чувственных проявлений в жизни человека. При наличии “сердечного разумения” чувства позволяют ориентироваться в окружающем мире и осуществлять должную деятельность.

Разнообразные имена, применяемые к людям, – это следующие: то, что носит врожденный, естественный характер, называется природными свойствами; то, что представляет собой [результат] соответствия природных свойств человека и вещей – когда духовное [в человеке] соприкасается с вещами, реагирует [на их раздражения], и это происходит без постороннего вмешательства, естественно, – называется психическими свойствами. Любовь и ненависть, умиротворенность и гнев, скорбь и радость как [проявления] психических свойств называются чувствами. Когда сердце помогает этим естественным чувствам отличать [истину ото лжи], это называется размышлением. Когда человек размышляет, а его способности претворяют эти мысли в дела, это называется человеческой деятельностью. Когда человек накапливает мысли, привыкает применять свои способности, в результате чего добивается успеха, это называется [плодотворной] деятельностью.

Важно подчеркнуть, что в “Ли цзи” и “Сюнь-цзы” психические явления рассматриваются как продукт отношений “природы” (син ) человека и “вещей” (у ) внешнего мира, т.е. как нечто опосредствующее их взаимодействия. Это дает возможность применить при реконструкции древнекитайской теории эмоций схему субъект-объектных отношений, использовавшуюся при выяснении значений триграмм и добродетелей-дэ . При этом надо помнить, что “природа” человека как субъект не гипостазируется древними китайцами, а представляет собой лишь более глубокое состояние психического организма, чем эмоциональность.

Такой подход призван показать, что структура чувственно-эмоциональной сферы в древнекитайской теории описывается триграммами. Идеальным вариантом было бы найти список эмоций, коррелирующий с восьмью триграммами. Но такого нет. Однако даже в разбросанных по разным текстам неоднородных списках эмоций проглядывает первоначальная их системность, опираясь на которую, можно реконструировать базисный набор эмоций, не уступающий по свой стройности современным европейским теориям эмоций.

Попытки определить набор “фундаментальных”, или “базисных” (“базальных”), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации. Для примера дается подборка списков эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза “Когнитивная структура эмоций”.

Таблица 1

Фундаментальные эмоции

Основания для отбора

Арнольд М.Б.

гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль

отношение к тенденциям действия

гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление

универсальные способы мимического выражения

Фрижда Н.

желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд

формы готовности к действию

ярость/ужас, беспокойство, радость

врожденность

Изард С.Е.

гнев, презрение, отвращение, страдание, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление

врожденность

Джеймс В.

страх, горе, любовь, ярость

физическое ощущение

МакДугалл В.

гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление

отношение к инстинктам

Морер О.X.

боль, удовольствие

неусваиваемые эмоциональные состояния

Отли К., Джонсон-Лэрд, П.Н.

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль

не требуют пропозиционального содержания

Панксепп Дж.

ожидание, страх, ярость, паника

врожденность

Плучик Р.

одобрение, гнев, предвкушение, отвращение, радость, страх, печаль, удивление

отношение к адаптивным биологическим процессам

Томкинс С.С.

гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление

плотность нейронной активности

Уатсон Дж.Б.

страх, любовь, ярость

врожденность

Уейнер Б.

счастье, печаль

атрибутивно-независимое


Были попытки классифицировать эмоции на основе сочетаний более примитивных проявлений психики. Наиболее известной из таких классификаций является, пожалуй, классификация В. Вундта, который предложил рассматривать все эмоции в пространстве трех измерений, задаваемых осями “удовольствие-неудовольствие”, “возбуждение-успокоение” и “напряжение-разрешение”. Классификация, к которой подойдет нижеследующая реконструкция эмоциональных представлений древних китайцев, также строится на идее трех первичных психологических осей, но только конкретное их определение будет иным.

Заключение

Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связные с ней вопросы на сегодня решены; из того, что известно, много дискутабельного. Тем не менее, философы и психологи, физиологи и врачи смогли в значительной степени развеять туман загадочности и мистицизма, который мешал познанию человеческих эмоций и чувств. Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико.

Итак, эмоции – это свойственные каждому человеку психологические реакции на хорошее и плохое. Это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение.

Эмоции обеспечивают нам тягу к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни к окружающему миру. И я, основываясь на различных теориях и опытах ученых, попыталась рассказать об эмоциях и их необходимость человеку. Ведь без эмоций жизнь была бы бедна и неинтересна!

Список использованной литературы

1. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л. Наука, 1989.

2. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М., 1980.

3. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций. //Психологический журнал, 1992. – №6, т.13, с.80

4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., МГУ, 1987.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, Питер, 2001.


Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – с.12

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, Питер, 2001. – с.31

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., МГУ, 1987. – с.58



1.2 Классификация эмоций

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Человек наиболее эмоциональное живое существо, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. Существует множество классификаций эмоций. Кроме того, что их разделяют на положительные и отрицательные, используя критерий мобилизации ресурсов организма, стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос»). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические – действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

К. Изард выделил основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения с позициями объекта чувств.

Страх - отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Эта эмоция обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительные черты: ситуативность, обобщённость, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учёта обстановки. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события. Страсти – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Собственно эмоции носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, и могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно если человек умело скрывает свои эмоции. Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер: это всегда чувство к чему-то или к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства, можно сказать, продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определёнными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности . Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь не выносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и так далее. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значениях для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, и особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то лёгкой и приятной, то тяжёлой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражён, не доволен. Человек должен управлять своим поведением, а для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения, человек легко переживает и временные неудачи и огорчения. Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, и осознаваемых субъективных переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях лица – мимике, выразительных движениях всего тела – пантомимике, и «вокальной мимике» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую, переключательную, приспособительную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека. Одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций, так как трудно представить взаимодействие между людьми без эмоциональных проявлений. Выражая свои эмоции, человек проявляет своё отношение к действительности и, прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к чему-либо или к кому-либо. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации - являются «языком» человеческих чувств средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Приобретая с раннего детства определённый опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего, по выражению лица. В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Понимание и умение воспроизводить – важнейший этап обучения актёров искусству интонации, мимике, жестов. Обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов, и даже к собственным наблюдениям, можно сказать, что большую часть информации в процессе общения, человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального или словесного компонента человек передаёт небольшой процент информации, основная нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.