Оценка уровня воспитанности и ее критерии педагогика. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

Приложение 1

(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

Мне интересно учиться

Я люблю мечтать

Мне нравится выполнять домашние задания

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

Мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

К растениям

К животным

К природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

Я аккуратен в делах

Я опрятен в одежде

Мне нравится красивое вокруг меня

Я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

Я управляю собой

Я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов: 5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 3 – 4-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

Мне интересно учиться

Я всегда выполняю домашние задания

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я старателен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной жизни

Я участвую в делах класса и школы

Я добр в отношениях с людьми

Я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов: 5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень

3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень

2,8 – 2 – низкий уровень

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. )

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Тест Уровень сотрудничества в детском коллективе

Инструкция классу . Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.

Список утверждений

    Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.

    Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

    Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

    У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

    После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

    Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.

    Классному руководителю с нами интересно.

    Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.

    Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.

    Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.

    Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

    Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

    Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

    Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.

    В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

    Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

    Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.

    При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.

    Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

    В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

- (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

- (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

- (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

- (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

- (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

- (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

- (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

- (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

- (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

- (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Важно : подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа считают результаты:

Низкий – ниже 60%,

Нормальный – в интервале 60-80%,

Высокий – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводятся индивидуально.

Инструкция к тесту : «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал

История 1 . Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2 . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3 . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4 . Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста

0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация : во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Втораяситуация : одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

а) белая, синяя, красная;

б) красная, белая, синяя;

в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

а) золотой двуглавый орел;

б) Святой Георгий Победоносец;

в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

а) место, где человек живет сейчас;

б) место, где человек родился и провел свое детство;

в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

а) общественное и государственное устройство;

б) основные права и обязанности граждан;

в) права граждан.

Психология воспитания является той областью, которая занимает центральное место как в психологии, так и в педагогике. Такие выдающиеся личности, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский и другие, сделали много для оформления теории педагогики в 19-20 веках.

Что такое воспитанность?

На сегодняшний день воспитание и воспитанность - это феномены, имеющие большую значимость. Конечно, современное общество требует новых взглядов и идей.Не следует утверждать, что принципы, на которых зиждется психология воспитания, устарели. Они просто требуют изменения и трансформации в связи с общественным развитием. Эта проблема становится все более актуальной в научном мире и требует переосмысления.

Исследование такого вопроса, как воспитанность человека, обосновано методами и подходами педагогической науки, которые характеризуются надежностью и валидностью. Несмотря на то что педагогика - самостоятельная наука, она использует методы смежных наук - философии, политологии, психологии, этики, социологии и истории и других.

Воспитанность - это один из самых важных аксиологических компонентов, который входит в состав общественной структуры личности. Но на этом определение не заканчивается. Также воспитанность - это система общественных понятий, которые определяют жизнь человека (например, отношения, желания, ценности, поступки).

Выражение воспитанности

Воспитание личности сочетает в себе общий и индивидуальный аспекты, которые имеют выражение в потребностях, ценностях, желаниях, мотивах и ориентациях. Они имеют поведенческую форму, проявляющуюся в следующем:

  • Отношениях человека с внешним миром и своей жизнью.
  • Отношении к достижениям цивилизации и культурным ценностям.
  • Стремлении к реализации своих целей и потенциальных возможностей.
  • Чувстве общности с окружающими людьми.
  • Уважении прав и свобод ближнего.
  • Активной жизненной и социальной позиции.
  • Отношении к себе как к носителю индивидуальности.

Определение уровня воспитанности должно касаться не только отдельно взятого человека, но и целых групп людей и народов. Чтобы достичь этой черты характера, используют системную деятельность государственных и общественных институтов, отличающуюся целенаправленностью, для создания специальных условий, культивирующих воспитанность. Этот процесс называется воспитанием.

Воспитанность - это та характеристика, которая дает человеку больше возможностей сделать много хорошего для других людей, для себя. Социализация индивида включает в себя процесс воспитания, и ему отводится немаловажное значение.

Определение уровня воспитанности

Совокупность методов и методик, направленных на изучение уровня воспитанности, сформированности тех черт и личностных свойств человека, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми, называется диагностикой воспитанности. Рассмотрим более детально это понятие.

Диагностировать уровень воспитанности учащегося довольно сложно, ведь на саму процедуру могут воздействовать различные факторы внешней и внутренней среды. Например, отсутствие или ненадежность методик исследования, окружение и многое другое.

Чтобы можно было определить уровень воспитанности учащегося или взрослого человека, проводится сравнение данных, полученных в результате диагностики, с установленными нормами. Разница между исходным и финальным показателем говорит нам об эффективности воспитательного процесса.

Классификация критериев воспитанности

Как уже упоминалось выше, эталонными характеристиками являются критерии воспитанности, которые на данный момент делятся на разные подвиды. Наиболее популярные типы будут представлены в этой статье.

Первая классификация подразделяет критерии на 2 группы:

1. Те, которые имеют связь с явлениями, не заметными для воспитателя, - планы, мотивационная сфера и убеждения человека.

2. Те, которые связаны с выяснением внешней формы продуктов воспитания - суждения, оценки и поступки.

Вторая классификация делит критерии на следующие:

  • Содержательные . Они определяют то, насколько была усвоена содержательная сторона воспитания (знания, общественное поведение, и полезные привычки).
  • Оценочные . Они направлены на четкую диагностику отдельного качества, то есть определяется уровень его сформированности.

Третья классификация выделяет такие критерии воспитанности:

  1. Частные . Они применяются для получения промежуточных результатов в процессе воспитания.
  2. Общие . Они выражают уровень воспитанности, которого достиг коллектив или личность.

Технология диагностики воспитанности

В процессе исследования такого качества, как воспитанность, ученые советуют соблюдать технологию, которая включает в себя ряд этапов.

Во-первых, экспериментатор организовывает классное собрание, на котором можно обсудить каждого школьника, или собрание коллектива. Только высказывания должны иметь вежливую форму и не нести большого негатива.

Во-вторых, испытуемым предлагается дать самостоятельную оценку и характеристику себя по всей шкале.

В-третьих, организовывается собрание учителей, где они обсуждают результаты исследования и сравнивают их с исходниками и критериями воспитанности.

В-четвертых, каждый ученик получает общую оценку по шкале воспитанности.

В-пятых, полученные результаты оформляются в таблицах и диаграммах.

Школа и учителя имеют немаловажное значение в формировании воспитанности ученика, но роль семьи в воспитании ребенка еще больше.

Как исследуется воспитанность?

Рассмотрим некоторые диагностические методы:

  • Наблюдение . Этот метод позволяет получить информацию о благодаря поведенческим проявлениям в разных жизненных ситуациях.
  • Беседа . В процессе диагностической беседы экспериментатор уже может определить относительный уровень воспитанности учащегося.
  • Анкетирование . Ученные разработали специальный тест под названием «Анкета воспитанности». Испытуемый заполняет бланк с вопросами, а экспериментатор анализирует содержание ответов.
  • Метод анализа и статистические методы обработки данных.

И еще некоторые методы диагностики

Изучая рассматриваемый феномен, нельзя забывать о том, что, определяя уровень воспитанности, экспериментатор также диагностирует нравственную сущность человека. В связи с этим фактом отдельные выводы по поводу воспитанности могут включать данные, отражающие все особенности личности, ведь эти качества тесно взаимосвязаны.

Диагностика воспитанности также включает анализ продуктов деятельности и т.д. Стоит отметить, что ни один прием не обладает полной универсальностью, ведь существуют некоторые требования к их применению. Поэтому если экспериментатор хочет получить объемные достоверные данные, он должен использовать ряд методов и весь комплекс диагностического инструментария.

Использование нескольких методов предоставляет следующие возможности:

  1. Четкий и полный анализ качеств личности.
  2. Снижение субъективности в оценке воспитанности, ведь полученные факты получены от различных методов диагностики.
  3. Определение минусов и недостатков в воспитательном процессе учащихся.

Подводные камни

Благодаря компьютеризации диагностической технологии получать и обрабатывать информацию по уровням воспитанности стало намного проще, и общие выводы говорят о достоверности и надежности имеющихся данных. Но любая педагогическая технология, в том числе и диагностическая, имеет как преимущества, так и недостатки.

Во-первых, диагностика воспитанности - сфера недостаточно изученная, и поэтому ее методологическая база разработана недостаточно. Педагог, планирующий диагностику, столкнется с ненадежностью тех или иных методик, и результаты, которые он получит, будут недостаточно точными и надежными.

Во-вторых, множество методов, используемых в диагностике, характеризуются трудоемкостью и требуют достаточно большого количества времени. Например, точность результатов наблюдения будет зависеть от его длительности.

В-третьих, определенные средства, такие как анкетирование и беседа, вряд ли дадут точные и достоверные данные.

Использование различных методов и методик диагностирования воспитанности позволяет педагогу целостно рассмотреть это явление. Конечно, есть некоторые недостатки и погрешности в представленной технологии, но ее успешно применяют специалисты в своей практической деятельности.

Влияние семьи

Наверное, не следует еще раз напоминать, что роль семьи в воспитании ребенка просто огромна, и то, что заложено в детстве, имеет сильное воздействие на личность и жизнь человека в будущем. В дошкольном возрасте главным авторитетом являются родители, и именно они формируют многие В школьном возрасте проявляются заложенные отцом и матерью задатки.

Если в семье ребенок получает достаточное количество любви, заботы, внимания и позитивных эмоций, то он будет расти воспитанным. Негативная атмосфера, конфликты и ссоры отражаются даже на самом маленьком человечке. Роль семьи в воспитании ребенка не преувеличена, ведь в таких условиях формируется жизненная позиция малыша.

Также стоит отметить, что сами родители являются образцом для подражания. Если воспитанность является чертой матери и отца, то она будет и у ребенка. Например, тревожность мамы легко передается ребенку по невидимым эмоциональным нитям, как и остальные аспекты. Хорошие манеры и вежливость в общении дети впитают как губка из семейной среды. Агрессивное и несдержанное поведение отца выразится в том, что ребенок будет драться с другими ребятами.

Важность родительского авторитета

Мать и отец не должны упускать из вида разные аспекты воспитания. Нужно все объяснять малышу на понятном ему языке. Повзрослев, дитя уже не будет нуждаться в родительских нравоучениях и станет протестовать. Не оставляйте малыша наедине с проблемой, будьте рядом, помогите, но не делайте все за него, ведь ребенок должен приобретать свой собственный опыт.

Семья - это безопасная территория, где можно научить и подготовить маленького человека к разным ситуациям, сформировать разные модели поведения. Родители показывают малышу, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а чего нельзя. Помните, что вы - идеал, пример для вашего ребенка. Если вы учите ребенка, что лгать плохо, то не обманывайте его сами.

Вместо заключения

Бывает, что родители не могут найти общее решение по поводу воспитания, и возникают конфликты. Ребенку совсем не обязательно этого видеть и слышать. Помните, что это новая личность со своими возможностями, ресурсами, желаниями, а не только родительское продолжение, которое может реализовать ваши несбывшиеся надежды. Воспитание личности - непростой процесс, но зато очень интересный!


№ 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.

Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.

Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания

Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека

Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)

Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.

Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.

Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.

Критерии воспитанности :

    поведение, действие личности

    мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные; тонкие личные – подражание кому-либо)

    стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию

Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):

1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств

метод : анализа ответов на поставленные вопросы

2. выявление отношения учащихся к поступкам , событиям и их оценочные суждения

методы :

    специально задаваемые вопросы;

    тематически ориентированные сочинения;

    организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;

    личная беседа;

    социометрические методики)

3. действие

методы :

    наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения

    наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции

    посещение театров и выставок – направленность интересов

    создание специальной ситуации

    распределение поощрений и наград

    остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)

    поступки для себя (без чужих глаз)

Можно выделить 4 группы воспитанности :

1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.

2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.

3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.

4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.

Уровни воспитанности по Щурковой :

    нижний – простое усвоение элементарных норм человеческого общежития.

    средний – эмоциональный уровень сопричастности обществу, деятельности в нем, людям, природе, миру и т.д.

    высокий – осознание личностного смысла и общественного значения социальных ценностей и реализации их в жизненном опыте школьника.

Показатели уровня воспитанности :

1. неясное представление о нравственных нормах

2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения

3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво

4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств

Диагностика :

    Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.

    Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.

    Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.

    Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.

    Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.

Критерии диагностики :

    целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)

    сравнение успехов и недостатков с его личным опытом

    учет возрастных особенностей

    ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности

    систематичность изучения (постоянно)

Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.

Методы исследования :

    наблюдение

    интервью

    эксперимент

    статистические методы

  • ранжирование

Принципы :

    объективность

    надежность

    достоверность

Этапы изучения уровня воспитанности :

1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий

2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников

3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей

№ 22. КТД, ее специфика и технология

Коллективная Творческая Деятельность – совместная деятельность детей и взрослых, характеризующаяся общими целями, сотрудничеством, положительным эмоционально-нравственным микро коллективом, анализом всех действий на всех этапах деятельности и коллективной оценки результата деятельности.

Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и интересов. Деятельность – специфический способ отношения человека к миру, способ осуществления поведения, складывающийся из операций, действий, умений и навыков, накапливающих личный опты.

Виды деятельности :

    познавательная

    художественная

    спортивная

    трудовая

    политическая

    экономическая

    педагогическая

    экологическая

Любая деятельность имеет цель, мотив действия, операции, результат. Любая КТД – взаимодействие. КТД формирует личность, которая умеет жить и работать в гармонии с другими людьми.

Особенности КТД :

1. главная цель – делать добро людям, приносить им радость

2. цель деятельности едина и требует усилий всего коллектива

3. добровольное разделение функций и обязанностей между всеми участниками деятельности. В школе используются разные способы разделения функций:

    назначений

    коллективный выбор ответственных

    очередность выполнении функций

    конкурс на право выполнить поручение

    жеребьевка

4. сотрудничество между всеми членами коллектива

Если есть отношения ответственности и зависимости, когда каждый осознает свои обязательства. Все сотрудничают без умаления достоинств каждого, без надменности. Каждый уважает право каждого на самостоятельное мнение, высказывание, ошибку помощь. Мнения каждого обсуждаются. Взаимопонимание и взаимопомощь. Идея КТД : работа над микро коллективом (звено, группа, бригада). В таком маленьком коллективе создаются условия для появления самостоятельности, творчества, инициативы каждого.

5. искрения нравственные отношения всех членов коллектива: доброта, забота, доверия

6. деятельность должна быть окрашена (шутки, юмор, музыка. оформление)

7. вариативность (может быть много вариантов поведения  поиск наилучшего варианта и выбор), учиться высказывать свое мнение, защищать его

8. КТД осуществляется в несколько этапов

9. КТД сопровождается анализом коллективных действий и действий каждой личности

Формы КТД :

    творческие праздники

    ролевые, деловые и другие творческие игры

  • коллективная организация дел

Условия, при которых деятельность становиться коллективной и творческой:

    создание ситуаций выбора

    участие каждого

    наличие реальной ситуации, в которой надо что-то решить (даже если игровая) для себя, других, в помощь товарищам.

    сотрудничество между всеми участниками деятельности

Методы возбуждения КТД :

    Методы товарищеского побуждения: воздействие на чувство (вызывание радости и веры, увлечение радостно перспективой, добрым делом, творческим поиском); одобрение, похвала, награда

    Порицание, критика (развернутая и обоснованная), ирония, насмешка и наказание

Технология КТД совокупность способов осуществления КТД и действий тех, кто в ней участвует с целью формирования умений и навыков.

Этапы КТД :

    предварительный. Учитель ставит цель, определяет роль данного КТД в жизни коллектива, основные задачи, намечаются различные варианты дел, идет разведка дел. Например, микрорайон, родная природа, малыши, библиотека, досуг

    коллективное творческое планирование. Происходит деление на микрогруппы, планирование деятельности на определенный период и планирование процесса проведения КТД, Вопросы: для кого провести? как лучше провести? кому участвовать? кто будет руководить? где лучше провести? когда?

    коллективная подготовка задуманного. Выбирается по одному человеку на совет, делятся задания на каждого ученика в группе

    проведение. Осуществляется конкретный план, совет дела должен иметь в запасе сюрпризы, в случае если кто-то не готов, возникли какие-то проблемы. Необходимо избежать упреков в случае неудач, стремление преодолеть любые трудности.

    подведение итогов. Анализ проведенного дела

    последствия. Учитель оценивает решены л были воспитательные задачи.

Идея коллективного поиска на всех этапах деятельности:Реферат >> Психология

... педагогика . Педагогика третьего возраста. Сравнительная педагогика . Межнаучные связи педагогики ... на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной ... Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических...

  • Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ

    Шпаргалка >> Психология

    Я. работал в области педагогики и считал: "необходимо... возникающих в ответ на разнообразные экстремальные... кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен ; б) пролангированный (протяженный)- ... определенных государственных образовательных уровней...

  • Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    Общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты... позволяет находить ответы на актуальные вопросы, возникающие сегодня в педагогике . 5.3. Задачи... и свойственно большинству экзаменующихся . Поэтому экзамен остается эффективной формой...

  • Основы психологии и педагогики

    Учебное пособие >> Психология

    Нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах , зачетах; умение предупреждать... Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики : от­веты на экзаменац. вопр. - Минск: ... условия: общность принципов государственного государствен­ной политики в области...

  • Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой.

    Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

    Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

    Конкретизировать цели воспитательной работы;

    Дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

    Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

    Обосновать выбор содержания и методов воспитания;

    Соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

    Видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

    Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

    Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

    Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

    Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

    Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

    В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

    Отношение к учению;

    Отношение к людям;

    Отношение к самому себе;

    Отношение к природе;

    Отношение к труду;

    Отношение к действительности.

    Безусловно, можно использовать различные тесты и средовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки . В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.


    Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

    Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

    Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат, может быть, достигнут различного рода усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

    Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

    а) выявление реального состояния воспитательного процесса; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

    б) анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;

    в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

    г) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

    Нецелесообразно устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

    При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

    Как часто исследуются состояние и эффективность воспитательного процесса? С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или использовании методик исследования, а с другой - периодически посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, учащихся и родителей или создаются специальные педагогические ситуации через определенные промежутки времени.

    В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

    Наиболее важными компонентами диагностики, на наш взгляд, являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.

    Как уже отмечалось, эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

    Что относят к показателям воспитанности школьников?

    Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

    Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

    Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

    Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

    Какой комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности школьника?

    Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся.

    Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.

    Воспитанность представляет собой свойство личности, которое характеризуется совокупностью сформированных и социально значимых качеств, в общем отражающих отношение индивида к миру, к людям и к самому себе.

    Оценка воспитанности школьника

    Степень воспитанности учащегося определяет уровень сформированности личностных качеств ребенка в соответствии с особенностями возраста. Общая оценка воспитанности школьника определяется на основе определенных оценочных показателей:

    1. Поведение ребенка в семье:
    • степень интереса к делам и проблемам семьи;
    • вежливое обращение по отношению к членам семьи;
    • реакция на замечания в семье;
    • проявление уважения по отношению к старшим по возрасту;
    • проявление заботы о младших членах семьи;
    • выполнение данных поручений и обязанностей в семье.
  • Поведение ребенка в школе:
    • внимательность в процессе учебной деятельности;
    • старательность при выполнении домашних заданий;
    • трудолюбие, усердие, аккуратность в учебной деятельности;
    • проявление ответственности при выполнении общественных дел;
    • бережное отношение к материальным средствам обучения;
    • адекватное отношение к успехам и неудачам в учебной деятельности;
    • соблюдение дисциплины на переменах.
  • Отношение к старшим по возрасту:
    • вежливое и уважительное общение со старшими;
    • выполнение поручений и просьб старших;
    • оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Отношение к сверстникам:
    • активное участие в коллективной деятельности;
    • готовность к бескорыстной помощи;
    • стремление не подвести членов коллектива;
    • стремление делиться своими эмоциями с членами коллектива сверстников.
  • Поведение в общественных местах:
    • соблюдение порядка и чистоты в общественных местах;
    • бережное отношение к природе.
  • Отношение к себе:
    • соблюдение личной гигиены;
    • аккуратность и бережливость к личным вещам;
    • самокритичность;
    • выполнение режима дня;
    • правдивость, честность, принципиальность.

    Диагностирование по данным критериям проводится в начале и конце учебного года. Во второй половине октября и первой половине апреля соответственно. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Высокий уровень воспитанности оценивается в пять баллов и подразумевает яркое проявление воспитанности. Уровень выше среднего оценивается в четыре балла и свидетельствует, что воспитанность проявляется в целом, но имеет отклонение от нормы в частных случаях. Средний уровень воспитанности соответствует оценке три балла и говорит о том, что воспитанность проявляется недостаточно или время от времени. Слабое проявление воспитанности оценивается двумя баллами и соответствует низкому уровню. Остановимся подробнее на каждом из этих уровней.

    Высокий уровень воспитанности школьника проявляется в активной поддержке учителя, сотрудничество с ним в различных сферах школьной жизнедеятельности. Такой ребенок положительно реагирует на требования старших по возрасту людей, проявляет стремление к учению и общественной деятельности. Школьник с высоким уровнем воспитанности самостоятелен.

    Уровень выше среднего свидетельствует о том, что нравственные установки соответствуют моральным требованиям общества. Ученик выборочно реагирует на требования, сотрудничает с педагогом только при совпадении общих и личных интересов. Такие школьники достаточно болезненно воспринимают замечания и часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитание у них не носит систематического характера.

    При среднем уровне воспитанности школьник положительно реагирует только на устойчивые требования, стремится избегать контроля и не стремится помогать учителю. Учащийся с таким уровнем воспитанности не понимает ценности образования для развития своих способностей, тем самым сужая круг своих интересов. Личные интересы в такой ситуации ставятся выше общественных. Знания учащихся часто бывают поверхностны.

    Низкий уровень воспитанности требует повышенного внимания со стороны педагогов и родителей. Школьники с данным уровнем воспитанности равнодушно относятся к общественной жизни, не видят социального смысла в учебе и трудовой деятельности. Наблюдается систематическое неподчинение требованиям. Учебные, трудовые и жизненные навыки у таких детей не сформированы и носят поверхностный характер.

    В процессе проведения оценки уровня воспитанности школьников на первом этапе проводится анкетное исследование родителей, а на втором этапе формируется диагностическая карта личностного развития школьника. В ней фиксируются крупные достижения и недостатки личности, увлечения, специфические умения, поведение, положение в школьном коллективе, способность к выполнению поручений, трудовая активность, уровень самооценки.

    В процессе диагностики требуется особое внимание обращать на проявление воспитания в оценках, суждениях, поступках и действиях обучающихся.

    Педагоги используют разные формы исследований для коллективной и индивидуальной оценки уровня воспитанности.

    Задачи мониторинга уровня воспитанности

    Основные задачи мониторинга уровня воспитанности заключаются в следующем:

    • социализация школьника, адаптация к самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, сохранению традиций;
    • создание условий для реализации индивидуальных особенностей детей;
    • воспитание свободной, талантливой и активной личности, инициативного, самостоятельного, просвещенного и культурного человека, проявляющего в жизни доброту, честность, милосердие, способного сострадать.

    В любой деятельности важен результат, в том числе и в оценке воспитанности школьников. Результат считается достигнутым, если:

    • сформирована личность, способная к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией;
    • воспитано чувство ответственности, гражданственности, нравственности и гуманизма у школьников;
    • школьники осознают учебные, общественные и трудовые обязанности.

    Можно и нужно использовать различные тесты и средовые методики для определения уровня воспитанности, но ничто не подтвердит уровень воспитанности человека лучше, чем его поступки. Основу мониторинга воспитанности составляют наблюдение за поступками, действиями, отношениями школьников, выявление и анализ их мотивации.

    Нецелесообразно устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса для всех школ и коллективов. Они могут разрабатываться участниками процесса с учетом целей и задач проводимой работы. Данные критерии служат в первую очередь инструментом самоанализа и самооценки школьников, педагогов, родителей. Они должны быть конкретными, доступными для измерения и понятными для детей и взрослых.