История руси 9 12 века. Период правления Владимира Великого

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.


В конце VIII-начале IX вв. на восточнославянской территории сложились условия для формирования раннефеодального государства. за местной знатью оставалось право приглашения князя, сбора государственных доходов и пр. Рюрика за определенное жалование пригласили исполнять обязанности судьи, определили ему территорию для проживания, оговорили в договоре условия, ограничивавшие свободу действий его дружины и пр. Князь Олег возглавил поход на юг и объединил в 882 г. два основных центра восточных славян - Новгородскую и Киевскую земли, а также обширные территории, лежавшие вдоль торгового пути "из варяг в греки" (от Балтийскогоморя к Черному). Сформировалось Древнерусское государство - Киевская Русь, Территориальный рост государства продолжался и в дальнейшем. В середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

Характерными чертами продвижения славянского общества к государству стало смешение родов и племен, этническое объединение северославянских и южно-славянских племен.

В результате трагической смерти мужа в 945 г. правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе стала княгиня Ольга. Княгиня Ольга сумела в столь неспокойное время сохранить целостность и независимость государства. Княгиня довольно долго и жестоко мстила древлянам за убийство Игоря. ров. Почти два десятилетия правила княгиня Ольга, отличавшаяся редким умом и способностями. Ею фактически упразднена система сбора дани "полюдье" и заменена централизованным сбором фиксируемой дани - уроком, установив время и место (погосты) ее сбора. В годы ее правления состоялся обмен посольствами с германским императором Отгоном I. Уже на склоне лет она решила стать христианкой

Мудрая Ольга сумела избежать нежелательного брака с византийским императором, напомнив, что христианский обычай не позволяет венчаться крестному и его крестнице. Княгиня Ольга была канонизирована Русской Православной Церковью. ...

Князь Святослав отказавшийся принять христианство, сославшись на своих дружинников - язычников, посвятил свою жизнь возвышению славы русского оружия и вошел в историю как князь - воин. Болгария так понравилась Святославу, что он даже задумал перенести столицу Русского государства из Киева в Переяславль (в устье Дуная) Отсутствием Святослава в Киеве воспользовались кочевники и печенеги, осадили Киев. Вовремя подоспевший князь отбросил нападавших в степи.

Смерть княгини Ольги ускорила решение Святослава вернуться в Болгарию. Но нерадостно встретили князя болгары, им помогали греки. Изнурительная для обеих сторон битва завершилась обещанием Святослава никогда не возвращаться в Болгарию и не воевать с греками. При возвращении домой он и его истощенная дружина, вопреки советам разведки обойти днепровские пороги, были уничтожены печенегами

После смерти Святослава между братьями начались раздоры. Ярополк пошел на Олега и в одном из сражений князь Олег был убит. Владимир, хитростью погубив Ярополка, занял киевский престол Имя младшего сына Владимир связано с важным событием отечественной истории - принятием христианства. Для более глубокого ознакомления и выбора новой религии, приемлемой и удобной для государственной власти и привлекательной для народа, великий князь в разные страны послал десять благоразумных людей. служба в константинопольском христианском храме поразила своей величественностью и торжественностью,

Владимир принял решение и крестился в 988 г. в греческом городе Херсоне (Корсунь), который покорил после долгой осады. Став христианином, он обвенчался с сестрой греческих императоров Анной, расторгнув тем самым не освященные Церковью предшествующие браки. Летописи сообщают, что во время крещения Владимир излечился от болезни глаз и зрение вернулось к нему. Принятие единой религии было необходимо князю Владимиру, чтобы подтвердить и закрепить "божьею властью" свои права великого князя киевского. Возвра- в Киев, он крестил своих сыновей В 988-989 гг. христианство было провозглашено государственной религией. Люди крестились и под страхом власти, Крещение приняла большая часть Древней Руси- Хотя долго сосуществовали две религии - язычество и христианство.

По всей Руси на местах бывших языческих идолов возводились христианские храмы. Из Византии были приглашены священники, привезены иконы, церковная утварь. В начале XI в. только в Киеве насчитывалось уже около 800 церквей с иконами, богослужебными книгами, церковной утварью. Владимир, будучи первым князем книжной культуры, способствовал распространению новой веры и просвещения. По распоряжению князя дети состоятельных родителей обучались грамоте. Формировалась плеяда русских проповедников христианства.

Князь, стремясь реализовать христианский идеал, поначалу отказался от применения смертельной казни, прощал разбойников, заменял уголовные наказания штрафом. Заботился о бедных и больных, для них по городу развозили еду, мед и квас, а на княжеском дворе кормили и поили всех пришедших. В благодарность народ прозвал князя Красное Солнышко.

В период правления Владимира территория Руси значительно расширилась: на севере - от Балтийского моря, на юге - до Р- Буг. Особое беспокойство на юге доставляли печенеги. битвы на берегах р. Трубеж. Блестящая победа. А на месте поединка Владимир велел заложить город Переяславль, Владимир участвовал в многочисленных битвах. Воевал с Польшей, литовскими и булгарскими (волжскими) племенами, наложил дань на вятичей. В целях защиты русских пределов от чужеземцев возводились оборонительные линии, крепости и города с расселением на южных границах части славян, кривичей, чуди и вятичей.

После смерти отца князя Владимира в междоусобной борьбе братьев за киевский престол победил Ярослав (ок. 978-1054), ставший единым правителем Киевской Руси. Правление Ярослава, прозванного народом Мудрым, было отмечено подлинным расцветом Русского государства. При нем была принята "Русская Правда" (XI в.) - свод русских законов, в котором запрещалась месть за убийство, побои. А за нарушение закона виновник платил князю виру, размер которой был дифференцированным.

При Ярославе последняя в русской истории война с Грецией. Мир был закреплен браком сына Ярослава - Всеволода и дочери греческого императора Константина Мономаха - Марии (их сын князь Владимир Мономах). Была также одержана победа над печенегами, в честь разгрома которых в Киеве Ярослав на месте ожесточенной битвы воздвиг церковь Святой Софии.

Ярослав Мудрый положил начало русской метрополии. Вместо присылаемых из Византии главных духовных пастырей он поставил митрополитом русского священника.

При Ярославе Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Он был обнесен каменной стеной, а главные ворота названы Златыми. В столице, а также Новгороде, Чернигове, Переяславле осуществлялось широкое церковное и светское строительство. Были построены новые города: Юрьев, Ярославль и др. Он поощрял создание школ и библиотек. Часто духовными и политическими центрами становились монастыри

Со смертью Ярослава усилились междоусобицы между пятью его сыновьями. Съезд Ярославичей в г. Любече (1097) утвердил решение о наследовании земель своих отцов. Внук Ярослава Мудрого - великий князь Владимир II Мономах (1053-112. Он участвовал более чем в 80 крупных военных походах как по Руси, так и в Европе и половецких степях.

В целях укрепления власти своего рода Владимир передал важные княжеские столы (в Новгороде, Переяславле, Смоленске, Суздале, Владимире-Волынском) своим сыновьям.

Владимир Мономах был хорошо образован, знаком с русской и европейской литературной традицией и стал, пожалуй, одним из первых мирских писателей. Им была дополнена "Русская Правда" специальным "Уставом", в котором упорядочивалась система взимания процентов (резов) ростовщиками, регламентировалось положение зависимого крестьянства (холопов, закупов), вводились меры по охране имущественных прав купечества.

С развитием Древнерусского государства сложился строй Раннефеодальной монархии. Это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь. Князь управлял территорией при помощи Боярской думы (совета), куда входили старшие дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Органом местного крестьянского самоуправления была соседская, территориальная община - мир или вервь Крестьяне-общинники составляли большую часть населения Руси. Фактически государственное устройство Руси Народное вече держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом - вече, На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона города, неурожай, мор, одобрялись или изгонялись князья, принимались и отменялись законы, вершился суд ит.д. Великий Новгород и Псков с округой были вечевыми республиками, народное собрание обладало высшей законодательной ц судебной властью. В распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Однако уже в XI в. роль вече начинает ослабевать, сохраняя свою силу лишь в "старших", городах - Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

Киевская Русь IX-XII вв. - раннефеодальное государство. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.

В X-XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина не только не отчуждаемая, но и передаваемая по наследству. Киевская Русь славилась своими городами. Их число постоянно росло. Сначала это были крепости, политические центры управления феодальных округов.

Широкой известностью пользовалось изделия русских искусных ремесленников. Насчитывалось более 60 видов ремесел. . Продукция ремесленников расходилась и за рубеж. Древнерусские города выполняли также функции торговли и обмена. В крупнейших Из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля. Внутренняя торговля на Руси, особенно в IX-X вв., носила преимущественно меновый характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот и меха. были и металлические деньги. Чеканка своей монеты из золота и серебра на Руси относится к X-началу XI вв. На ее лицевой стороне был изображен князь, на оборотной - Иисус Христос. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун. С XIV в. эта денежная единица была вытеснена рублем. Наряду с русскими имели хождение и иноземные монеты - византийские, арабские, европейские.

Полюдье - сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину X в., а локально - и до XII в. .

Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Византию, Болгарию, на Каспий. Русские сухопутные караваны достигали Багдад по пути в Индию.

Княгиня Ольга упорядочила сбор дани. Был уточнен размер дани определены время и место ее сдачи. К концу X в. функция сбора дани была возложена на наместника волости.

В дальнейшем складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин.



Государство Киевская Русь. Лекция № 2.

Происхождение названия «Древняя Русь» дискуссионно. Вероятно, оно происходит от реки Рось, притока Днепра, недалеко от Киева. Киевская Русь 9 – 12 веков была раннефеодальным государством, где постепенно формировались феодальные отношения.

Феодализм – это классовое общество, где власть и главное средство производства земля находятся у крупных феодалов, собственников, а само производство строится на эксплуатации крестьянина, который за пользование наделом земли отдает часть производимого им прибавочного продукта в виде феодальной ренты. Бывают натуральная рента (оброк господину продуктами или деньгами) и отработочная рента (барщина) – работа крестьянина собственными орудиями труда на земле феодала. Феодальный строй просуществовал в нашей стране вплоть до середины 19 века. При феодализме господствует натуральное хозяйство, т.е. в каждой феодальной вотчине производится большая часть необходимых продуктов для собственного потребления, а не на продажу

Процесс формирования феодальный отношений шел при существовании пережитков первобытнообщинного строя (продолжало существовать вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи). Процесс формирования двух основных классов феодального общества феодалов и зависимых крепостных крестьян шел долго и завершился только к 17 веку.

Будущий господствующий класс феодалов составляли князья, бояре-землевладельцы, тиуны и огнищане – управляющие боярского хозяйства, дружинники, купцы. Социальный состав древнерусского общества раскрывает нам первый свод законов на Руси «Русская Правда», составленный при Ярославе Мудром (11век). В нем 17 статей регулировали отношения в княжеской дружине. В ней допускалась кровная месть. Потом она была дополнена «Правдой Ярославичей» (1072), где особо защищались интересы и имущество феодалов. Здесь уже запрещена кровная месть – пострадавший получает компенсацию, а виновный подвергается княжескому суду, но не самосуду.

Большинство населения было свободными общинниками –люди , отсюда сбор дани с крестьян-общинников и зависимых территорий назывался полюдье. Однако уже появилось зависимые категории людей:

- смерды – полусвободные княжеские данники, имевшие права оставлять свое имущество наследникам;

- рядовичи (люди, работающие по ряду (договору) у хозяина);

- закупы (от слова купа – долг) – это должники, вынужденные отрабатывать на земле феодала в случае невозможности отдать денежный долг;

- рабы , утратившие личную свободу, полностью бесправны. Раб не имел права быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Захваченных во время походов пленных обращали в рабов и порой продавали на невольничьих рынках в Византии. Но в отличие от Древнего Рима и Греции рабства как социально-экономического уклада у славян не сложилось.


- челядь - домашняя прислуга, обслуживавшая двор и дом князя или боярина;

- изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса – выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из общины-верви, разорившийся купец или ремесленник, и даже князь, потерявший княжество.

Кроме крестьян можно отметить еще две группы населения относительно зависимых от феодалов: ремесленники и купцы.

Главой государства был великий князь Киевский. Правителями волостей – князья – были вассалами Киевского князя. Господствующий класс был во многом организован благодаря дружине. Князь опирался на свою дружину, которая состояла из «старшей» (бояр ) и «младшей» дружины (гриди, отроки ). В «старшую» дружину входили богатые и влиятельные бояре, которые имели земли, дворы, челядь, своих дружинников. Они выполняли важнейшие поручения князя и являлись его советниками. Например, назначались воеводами – начальниками отдельных военных отрядов. «Младшие» дружинники живут при дворе князя, обслуживают его дом, двор, в мирное время выступают в роли мелких управителей и слуг, а в военное время – воинов. Неравенство уже было не только между господствующим классом, но и внутри самого формирующегося класса феодалов. Так, за убийство члена «старшей дружины» штраф был 80 гривен, а за смерть члена «младшей» – только 40 гривен. В городах сидели посадники. Мытники собирали торговые пошлины. Князь еще не имел абсолютной власти, она ограничивалась с одной стороны вече, а с другой стороны дружинниками.

Каждый год князь в начале зимы объезжал подвластные ему племена и территории. Это называлось «полюдье », т.е. дань в виде разных товаров и продуктов. Полюдье - это была разновидность феодальной ренты, зависимости территорий и людей от Киева. Весной добытое грузилось в ладьи и направлялось для продажи в Царьград (Византию).

Дань вначале не была регламентирована. Это приводило порой к злоупотреблениям. Так, в 945 году князь Игорь поддался требованиям дружины и при повторной попытке сбора дани был убит древлянами. Ольга жена Игоря, отомстив древлянам, все-таки установила точный размер дани («уроки ») и места сборов («погосты).

2 . Внешняя политика Киевской Руси в 10 - 11веках.

Внешней политикой называется деятельность государства и других политических институтов, осуществляемая на международной арене с целью создания благоприятных внешнеполитических условий для внутреннего развития государства. Внутренняя политика же - это внутригосударственная деятельность, охватывающая комплекс мероприятий в различных областях общественной жизни. Бывает внутренняя экономическая, социальная, культурная и другие виды внутренней политики.

Выделяют три основные направления внешней политики Древней Руси: 1) южное (главное) отношения с Византией;

2) восточное – отношения с Хазарским каганатом и Степью (кочевниками);

3) западное – со странами Западной Европы.

Отношения с Византией осуществлялись двояко: через организацию торговли, славяне активно использовали торговый путь «из варяг в греки», а также славянские военные походы на берега и территорию империи.

Наиболее известны походы при князьях Олеге и Игоре. Так, Олег (882-912) в 907 году и 911годах совершил два успешных похода на Византию, захватил Царьград и прибил свой щит к его воротам. Он заключил выгодный мирный договор о торговле с византийцами. Русичи получали право жить полгода в Константинополе за счет империи и вести беспошлинную торговлю, могли наниматься на военную службу в византийскую армию. Стороны заключили военный союз и обязывались помогать друг другу также при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов.

Князь Игорь также дважды ходил на Византию в 941 и 944годах. Однако менее удачно, чем Олег. Во второй раз византийцы откупились, предложив славянам и печенегам большую дань. Был вновь заключен договор, но не такой выгодный. При Ольге вдове Игоря Русь и Византия сблизились. Ольга была в Византии и там крестилась. Она первая княгиня принявшая христианство и первая женщина, ставшая святой.

Драматично складывались отношения с Византией при сыне Игоря и Ольги Святославе (964 – 972). Святослав является выдающимся древнерусским полководцем. Его основные воинские деяния таковы:

Присоединил земли вятичей по Оке;

Разбил силы волжских булгар;

Уничтожил окончательно Хазарский каганат;

Воевал с Византией. Но поначалу Святослав был союзником Византии. К нему обратился император за помощью в подавлении восстания в Болгарии. Святослав, подавив это восстание, решил не уходить на Русь, а перенести свою столицу на Дунай. Началась война: союзники стали врагами. Русичи сражались храбро, но силы их таяли. Превосходящее войско византийцев под руководством императора - талантливого полководца Иоанна Цимисхия окружило и заперло славян в городе Доростол. Перед последней, решающей битвой к своим воинам обратился князь Святослав со словами ободрения и веры в стойкость и мужество русских воинов: «Не посрамим Земли русской! Но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут!». Русичи ушли из Византии на почетных условиях. Но византийцы проявили свое подлое коварство. Они подговорили печенегов напасть на ослабленное войско Святослава в районе Днепровских порогов и убить его. Печенежский князь Куря впоследствии из черепа Святослава сделал чашу и пил из нее вино. Окончательная нормализация отношений с Византией наступила при Владимире 1 в результате крещения Руси.

Крупнейшим восточным соседом был Хазарский каганат . Хазары поначалу до Олега собирали дань с некоторых славянских племен (полян, северян, радимичей). Византия науськивала Русь против хазар из-за столкновения на Черном море и религиозных распрей (хазары были иудеями). Окончательно разбил Хазарский каганат Святослав в 964 – 965г.г.. взяв Итиль на Волге и Саркел на Дону.

Другим народом, который беспокоил Русь, были печенеги – кочевники, жившие в причерноморских степях: они совершали многочисленные набеги и даже убили Святослава в 972 году. При Владимире Святославиче 1 границы государства были укреплены засеками по берегам рек. На этих заставах попеременно служили представители самых разных восточнославянских племен. Это формировало у воинов единое государственное сознание и ответственность за всю Русскую землю. Окончательно разбил печенегов Ярослав Мудрый в 1036 году. Часть печенегов перешла на русскую службу, а главными противниками со стороны степей стали на 2 века половцы – народ тюркского происхождения, пришедший на место печенегов.

Отношения с Западной Европой стали особенно развиваться после крещения Руси, когда она вошла в семью христианских европейских государств. Начались заключаться династические браки: внуки Владимира были женаты на польской, немецкой и византийской принцессах, внучки стали королевами Норвегии и Венгрии, а Анна Ярославна стала королевой Франции.

Конспект по истории России

Древнейшие летописи связывают начало государственности на Руси с призванием варягов (скандинавов) - братьев Рюрика (к ильменским славянам), Синеуса (к чуди и веси на Белоозеро) и Трувора (к кривичам в Изборск) с дружиной. Спустя два года, после смерти младших братьев, всю власть над призвавшими их племенами принял Рюрик. Уйдя с Ладоги на Волхов, он основал город, получивший имя Новгород. В результате войн с соседними племенами власть Рюрика распространилась к югу на полочан, к западу на кривичей, к северо-востоку на мерю и Мурому. Тем самым было положено начало собиранию восточнославянских земель в единое государство. Согласно преданию, двое "мужей" Рюрика - Аскольд и Дир - спустились с дружиной вниз по Днепру и, остановившись в Киеве, стали владеть землями полян, плативших дань хазарам.

В 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своего родственника Олега , который совершив поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. По летописи, он сделал это в 882г., и этот год считается датой образования древнерусского государства . Утвердившись в Киеве, Олег обложил данью северные племена, активно строил города и крепости для установления своей власти на новых землях и защиты от степных кочевников. Впоследствии Олег (882-912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912-945) - уличей и тиверцев и - вторично - древлян, Святослав (965-972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978-1015) - на хорватов. К началу XI в. Русь объединила почти все восточнославянские племена и превратилась в крупное европейское государство.

Перед древнерусским государством стояли сложные внешнеполитическое задачи - противостояние византийской экспансии в Северном Причерноморье, отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с Хазарским царством, препятствовавшим восточной торговле Руси. Борьба с попытками Византийской империи подчинить Русь прошла несколько этапов - морские походы на Царьград князя Олега (907 г.), князя Игоря (941 и 944 гг.), борьба князя Святослава на Дунае. Особенно успешным был поход Олега, взявшего большую дань и добившегося от императора выгодного для Руси торгового договора. Поход князя Игоря в 941 г. окончился неудачей. После похода 944 г. был заключен новый договор, уже на менее выгодных условиях. В других случаях Русь выступала союзником Византии. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность Святослава. В 964-965 гг. он покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Войско хазар было разбито. Святослав покорил также северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).

В 967 г. Святослав сменил восточное направление своей деятельности на балканское . По договоренности с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на нижнем Дунае. Отсюда он стал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя в 968 г., едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду и Святослав был убит.

Отношения с туркоязычными печенегами , в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015) организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.

Княжение Владимира Святославича (980-1015) было периодом политический стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. В результате этой борьбы в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.

В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострилась русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром, князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим флотом.

После смерти Ярослава в 1054 г. между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составили правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению, наряду с Киевской митрополией, двух новых - Черниговской и Переяславской. Князьям удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение . Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов, закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. Главной формой эксплуатации в X-XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече , которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, сменяло князей и т.д. Бояре, высшие иерархи церкви, князь возвышались над основной массой населения. Но власть князя не была самодержавной, она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.

Процесс феодализации Руси привел к образованию мощных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. К концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народное восстание в Суздале (1024), Киеве (1068-1071), в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече (1097 год) официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров.

Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось сохранить единство Древнерусского государства и гасить сепаратистские устремления некоторых князей (Ярослава, Глеба). В области внешней политики ему удалось отразить опасность, грозившую Южной Руси со стороны половцев. В 1116-1118гг. Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Попытки посадить на константинопольский престол своего зятя-самозванца Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели - сына Леона Василия (своего внука) не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.


Содержание

Введение 3
1. Возникновение Древнерусского государства 4
2. Социально-экономический строй Киевской Руси 5
3. Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Влияние Церкви на становление государственности 9
4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси 11
5. Внешняя политика киевских князей 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.
Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.
Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.
С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.
В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.
Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.
Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.
Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.
Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.
Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.
На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.
Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.
Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.
Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.
Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.
Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».
Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.
Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.
Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.
Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.
Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.
Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.
Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.
Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство – монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.
К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.
Низшую группу свободного населения представляли крестьяне – смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр.
В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.
Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей – закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.
Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец – холопец – холоп), а со временем всех невольных людей.
Основными источниками холопства были: плен на войне; брак с невольным; рождение от холопов; продажа при свидетелях; злостное банкротство; побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин.
Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.
К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.
Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. Сначала формировался домен – личное владение князя. К X – XII вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина – земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.
Характерной чертой экономики Руси явилось подчинение крестьян коллективному феодалу – государству, взимавшему с них поземельную подать в виде дани. На начальном этапе развития древнерусского дань собиралась со всего свободного населения и называлась полюдье. Это было осуществлением верховного права на землю, установлением подданства князю.
и т.д.................