Шизоидный психотип личности. Шизоидный психотип

Поставьте оценку

Люди, имеющие шизоидный тип характера, всегда значительно отличаются от окружающих, и имеют особенные признаки, которые проявляются во многих направлениях. Проявлению шизоидного типа личности способствуют травмы, полученные еще до рождения ребенка. Неважно, какая это травма, она в любом случае означает, что ребенку угрожает опасность.

Самая распространенная травма это когда мама не хочет рожать этого ребенка и собирается сделать аборт. В этом могут участвовать и, другие родственники, которые, настаивают на прерывании беременности (отец, бабушка или дедушка, друзья и т.д.) и не хотят появление ребенка на свет. От такого неприятия исходит злоба и энергия неприятия ребенка, а ребенок, даже в утробе матери, уже прекрасно понимает что происходит. И чтобы уберечь себя и сохранить свою жизнь, он как будто раскалывается на мелкие кусочки, впоследствии между всеми органами появляются линии блокировок, которые прерывают единую связь всех органов.

В таком состоянии ребенок подает минимальные признаки жизни, что позволяет окружающим, успокоится, и они уже перестают воспринимать этого ребенка как угрозу своего благополучия. В принципе этого ребенок и добивался. Раскалывая себя на осколки, он сохраняет себе жизнь. Но став взрослым, этот человек начинает испытывать самые врожденные чувства к тому человеку, который не хотел его жизни. Такие же негативные чувства этот человек будет испытывать и к матери. Даже если мать не собиралась лишать ребенка жизни, но была подвержена сильным стрессам, то это так же способствует развитию шизоидного типа личности.

Следующими травмами для развития этого типа личности являются роды, и момент отделения ребенка от матери. Когда ребенка сразу после родов забирают у мамы, он остается один на один с этим незнакомым и огромным миром и в этот момент он чувствует себя брошенным.

Хочу отметить, что родителю не нужно чувствовать себя виноватым в произошедшем. Если вы читали мою статью типы личности человека, то наверняка помните, что ребенок так же принимал активное участие в формировании своей личности и того опыта, который он был должен пережить.

Когда ребенок шизоидного типа вырастает по нему нельзя сказать что он испытывает какой-нибудь страх. Однако на самом деле это не так. Этого человека страхи преследуют постоянно и некоторые из них безотчетные. Самый большой страх у шизоида, что он не имеет права на существование и ужас, если чувствует что ему грозит уничтожение. Этот человек лишен чувства безопасности и ему кажется, что он везде чужой. И все эти эмоции, взятые вместе, вызывают в нем сильное чувство гнева.

Каждый тип личности имеет свои средства защиты. У шизоида их три. Первый вид защиты это уход. Возможно, вы часто это видели, когда разговаривая с человеком, чувствовали что он не здесь хоть он и делает вид что слушает, однако это не так в этот момент он как будто далеко от вас. Если вы сами принадлежите к этому типу личности, то наверняка заметили, когда вам становится скучно и не интересно, вы испытываете легкое напряжение, то в голове возникает туман и вы оказываетесь неизвестно где, и в этот момент вы не слышите голос собеседника и его образ как бы расплывается.

Второй вид защиты шизоида – это «Вне себя». Другим людям кажется, что этот человек странный. Он не из мира сего. И третья защита – «Иголки» Если верить словам ясновидящим, то аура этого человека выглядит как щетина ежа. Разговаривать с этим человеком сложно, так как эти иголки действительно колются на энергетическом уровне, вызывая дискомфорт и другому становится понятно, что с ним не хотят общаться.

Здесь важно понять, что нет плохих или хороших защит, они просто есть. И если вы относитесь к шизоидному типу, то пока вы будете думать, что мир опасен, вы будете защищаться. Единственное, что вы можете сделать, это осознать, что они у вас есть, важно их увидеть. И когда вы начнете понимать, что мир не так уж плох, то ваши защитные реакции отпадут сами собой.

Шизоидный человек имеет узкое, удлиненное тело, хотя, бывают шизоиды и полные. Глядя на этого человека, кажется, что он не складный и неуклюжий, создается такое впечатление, что каждая его часть живет сама по себе. А ведь, так оно и есть, он же когда то расколол себя, чтобы выжить. У этого человека слабые суставы, красные и напряженные, так как в суставах у него стоят блоки, которые выглядят в ауре как дыры. Шизоид не принимает физическую реальность и любые действия для него неприемлемы, поэтому, когда стоит что-то сделать, он раскрывает эти дыры и выпускает энергию. У него появляется бессилие и нежелание что - либо сделать, он ищет любой предлог, на подсознательном уровне, чтобы не делать то, что ему не нравится.

Левая и правая стороны шизоида несбалансированные, так как отсутствует равновесие. Голова у него немного откланяется в сторону. И все потому, что у основания черепа находится самый главный энергетический блок, из которого очень сильно вытекает энергия. Именно поэтому, шизоид очень часто испытывает головные боли.

Шизоидный тип личности не может установить контакт глазами, так как избегает смотреть в глаза другому. У шизоида обычно длинная, тонкая и тугая шея, маленькие плечи, в которых нет силы. Бывает даже что у него одно плечо больше, другое меньше и все потому, что в одной половине энергии больше, чем в другой. У шизоида слишком длинные руки и ноги, которыми он не умеет управлять. Кроме этого, у этих людей очень часто мерзнут руки и ноги.

Шизоидный тип личности имеет туго сжатую грудь. Отсюда могут возникать различные опоясывающие боли. А у женщин этого типа не может быть большой груди. Напряжение возникает и вокруг живота и поэтому шизоид как бы не старался укрепить мышцы живота, ему будет сложно добиться какого-либо результата. Чтобы этот человек не делал, его живот все равно будет дряблым рыхлым и слабым. И если вы хотите привести свой животик в порядок, то займитесь очищением третьей чакры и своим шизоидным характером.

Шизоид может иметь искривленный позвоночник и все, потому что часто отсутствует в своем собственном теле. Чтобы сгладить многие негативные стороны шизоидной личности, этому человеку нужно часто практиковать медитацию – это единственное средство, которое может вам помочь.

В присутствии шизоидного типа личности, человека тянет разговаривать на высокие духовные темы, даже если шизоид будет молчать. Ему нравится говорить о космосе, о любви и о духовном, но если вы спросите что-то конкретное, он не сможет вам ответить. Если вы договоритесь с шизоидом о деловой встрече, то не удивляйтесь, если он не придет. Просто во время разговора он может отстраниться и не услышать вас.

Если в его жизни возникает опасность, то он как бы исчезает, его просто нет. То есть физически он здесь, но его самого здесь нет. Так же его трудно поймать, если он думает, что в определенном месте ему просто быть не нужно. Вы можете искать его сколько угодно, но на подсознательном уровне он будет делать все возможное, чтобы избежать этой встречи. Вы можете звонить ему, или прийти в гости, а он в это время может уйти по своим делам. Но он в этом не виноват. Так действуют его защитные силы, которые защищают его от опасности, а так же для того, чтобы он не переживал свои страхи снова и снова.

Каждый человек наделен определенными чертами характера, которые в комбинации позволяют отнести его к тому или иному психологическому типу. Самым сложным в диагностике и лечении является шизоидный тип личности, характеризующийся замкнутостью и немногословностью. Такие индивиды сильно выделяются на фоне других людей, так как обладают нетипичными для общества интересами.

Общая характеристика

Шизоид – это человек, имеющий психологическое расстройство, выраженное в повышенной потребности в безопасности. Он нуждается в максимально безопасном существовании, а потому в любом месте и ситуации ищет защиту.

Люди с шизоидным расстройством психики встречаются крайне редко. Отличаются они нестандартным поведением, которое зачастую пугает общество. Например, они слишком сильно ценят личное пространство и не способны впустить в него постороннего. Как правило, эти личности знают о своих особенностях, но не любят, чтобы о них упоминали другие.

Для обеспечения собственной безопасности шизоиды используют метод отстранённости от общества. Им комфортно находиться в одиночестве и придаваться мечтам и фантазиям. Несмотря на это, таким людям не чужды человеческие переживания, просто они всеми силами стараются избежать негативных эмоций.


Индивид с данным типом личности редко принимается обществом, он способен видеть то, что другие не видят. Эта особенность заставляет шизоида заниматься одиночными видами деятельности, например, медитацией или каким-либо творчеством. Отстранённость и замкнутость личности обычно скрывают стремление быть значимым для близких людей. Но так как человек не умеет выстраивать долгосрочные отношения и быстро устает от общения, близости не возникает. Это приводит к тому, что шизоид комфортнее чувствует себя в обществе животных или маленьких детей.

Иногда шизоидное расстройство путают с аутизмом. Их объединяет нелюбовь к повышенному вниманию. Но, в отличие от аутистов, шизоиды способны выражать чувства и могут понять эмоции других людей. Они очень умны и талантливы, но не имеют желания обзаводиться близкими и длительными контактами.

Выявить шизоидное расстройство можно еще в раннем детстве. Ребенок с данным заболеванием слишком остро реагирует на внешние раздражители, такие как громкий звук или яркий свет. Любая перемена обстановки может вызвать у него дискомфорт, выражающийся в отстранённости и крике. Такие дети не любят тесных контактов и всячески стараются вырваться из рук родителей, они даже могут рано отказаться от груди, чтобы обеспечить себе целостность и неприкосновенность. Иногда молодые мамы связывают это с чувствительной кожей малыша или наличием боли при сосании груди.


Выявить шизоидную акцентуацию, то есть гипертрофированное развитие определенных качеств на фоне других, можно уже в 2-3 года. Для этого необходимо обратить внимание на поведение ребенка и выявить основные черты.

Симптомы:

  • эмоциональная отстраненность;
  • частое пребывание в одиночестве;
  • сложная адаптация в новых условиях;
  • нарушение общих норм и правил;
  • игнорирование окружения;
  • замкнутость;
  • бурная фантазия;
  • неумение выражать теплые чувства.



Мужчины

Во взрослом возрасте шизоидный синдром приобретает все более четкие черты. Так, мужчины с данным расстройством в общении выражают беспристрастность и отстраненность, которая многим женщинам кажется некоторой особенностью натуры. Такие индивиды могут вести себя агрессивно и странно, но только для личной защиты.

В общении с противоположным полом такие мужчины ведут себя отстраненно, что может интерпретироваться как незаинтересованность. Им проще привести спутницу в уединенное место и провести время в тишине, чем растрачивать энергию на красивые ухаживания и походы в рестораны. Со стороны такие индивиды кажутся занудными и скупыми, а потому продолжения общения обычно не происходит.


Женщины

В общении с женщиной шизоидного типа тоже можно почувствовать холодность и отстраненность. Она, скорее, выберет уединенное место, чем станет весело проводить время в кругу друзей. Большие скопления людей ее утомляют.

Выявить такую особу можно по внешнему виду. Как правило, выглядит она неординарно. Например, эта личность может спокойно прийти на деловую встречу в легком летнем платье и ажурной шляпе, совершенно не понимая, что она выглядит неуместно. Для женщины-шизоида гораздо важнее самовыражение, чем навязанные обществом нормы.

Девушка с шизоидным синдромом не особо волнуется по поводу внешнего вида. Это качество присуще и мужчинам с данным расстройством. Внешность для них играет незначительную роль, и такие люди, скорее, спрячут пятно, чем постараются его отстирать. В быту у них тоже царит беспорядок, в котором самим шизоидам достаточно комфортно.



Женщины этого типа личности не терпят вторжения в личное пространство, а потому не могут обзавестись любовными отношениями. Они резко меняют свое настроение, превращаясь из дружелюбной дамы в замкнутую и неприступную личность. Боязнь физической близости часто заставляет девушек уходить от отношений с мужчинами. Если люди с шизоидным типом все-таки соглашаются на интимные отношения, то делают это без каких-либо эмоций. Они могут обзавестись семьями, завести детей, но так и останутся загадками для своих супругов.


Классификация

В психологии существует несколько классификаций акцентуаций, что позволяет отнести человека с шизоидным расстройством к определённому подвиду.

По Леонгарду

Так, немецкий психолог К. Леонгард выявил типы акцентуаций согласно темпераменту, характеру и типу личности в целом. Он выделил демонстративную, педантическую, застревающую, возбудимую, гипертимическую, дистимическую, циклотимическую, экзальтированную, тревожную и эмотивную личности.

  • Так, демонстративная личность определяется неосознанной психологической защитой, выраженной в удалении из памяти моментов, способных нанести вред психике. Такой человек склонен к вранью, которое, по его мнению, является чистой правдой. Отличает данный тип повышенное чувство жалости к себе.
  • А вот педантическая личность отличается чрезмерной обеспокоенностью. Во всем и везде такой индивид ищет недостатки, чем вызывает внутреннее напряжение.
  • Застревающая личность не способна быстро переключаться с одних переживаний на другие, что заставляет их время от времени возвращаться в прожитые ощущения.
  • При возбудимом типе часто наблюдается нетерпимость, проявляемая вспышками гнева и физическим воздействием. Чем ниже интеллектуальные способности такого индивида, тем ярче проявляется несдержанность.



  • Гипертимический психотип обладает оптимистичным взглядом на жизнь и слишком легкомысленно смотрит на серьезные вещи. Тогда как дистимический вид отличается повышенной серьезностью и пессимистичностью, что нередко проявляется в склонности к депрессивным состояниям.
  • Циклотимическая личность способна менять свое поведение в зависимости от обстановки. А вот экзальтированный индивид слишком близко воспринимает окружающий мир, а потому склонен к частым перепадам настроения.
  • Тревожный тип скован и не уверен в себе. Такой человек может нахамить или нагрубить, но только в том случае, если будет испытывать тревогу и неуверенность.
  • Эмотивный человек слишком много времени уделяет личным переживаниям. Он отличается мягкосердечностью и душевностью, которую легко обнаружить благодаря ярко выраженной мимике.

Согласно мнению психологов, не существует целостного типа личности. Как правило, один психотип тесно связан с другим. Например, шизоид может совмещать в себе качества как демонстративной, так и возбудимой личности.



По Личко

Еще один психолог, А. Е. Личко, считал, что акцентуация определяет черты характера, а не личности в целом. По его мнению, некоторые качества могут измениться под внешним давлением.

  1. Психастенический шизоид не умеет работать в команде и не способен нести ответственность за других. Он обладает огромными знаниями, но не может озвучить свои мысли из-за нерешительности и тревожной мнительности. Такого человека определяют слабая нервная система и склонность к апатии.
  2. Сенситивный шизоид отличается повышенной чувствительностью и хрупкой внутренней организацией. Он не умеет переживать неприятности и очень долго хранит обиды. Неспособность простить обидчика приводит к тому, что такой человек постоянно прокручивает в голове произошедшее, чем доводит себя до неврастении. В остальном индивид с данным расстройством отличается скромностью и добросовестностью.
  3. Истероидный шизоид имеет потребность в глубокой уединенности и совершенно не нуждается в общественных связях. На контакт он выходит только при острой необходимости. Иногда такой тип создает вокруг себя небольшую группу людей, с которыми изредка хочет проводить время.



Шизоидное расстройство может проявляться в двух состояниях.

  1. Астеничный – определяется аутистическими чертами. В данном случае больные выделяются чрезмерной чувствительностью и плохо выраженной самодостаточностью. Они слишком остро реагируют на негативные события и не выносят споров и скандалов.
  2. Стеничный – выражается в повышенной работоспособности в ограниченном виде деятельности. Эти индивиды всегда действуют осторожно и расчетливо, а также выделяются деспотизмом и властолюбием. Стеничный шизоид не способен обзаводиться дружескими связями и не умеет работать в коллективе.

Иногда шизоидное расстройство приравнивают к шизотипическому, так как они имеют схожую симптоматику. Так, определить шизоида можно с ранних лет, а вот шизотип чаще развивается во взрослом возрасте. Шизотипическое расстройство имеет тяжелую симптоматику, которая проявляется в навязчивых страхах, агрессии, вспышках гнева и галлюцинациях.


Главное отличие двух этих заболеваний заключается в том, что в отличие от шизоидного расстройства, шизотимия не поддается лечению.


Причины возникновения

На сегодняшний день нет ни одной доказанной причины, которая могла бы спровоцировать развитие шизоидного психотипа. Все теории основываются лишь на предположениях.

  • Некоторые психологи считают, что развитие этой психопатии происходит вследствие неудовлетворенной потребности в общении. Они предполагают, что такие дети рождаются в неблагополучных семьях, где нет любви и взаимопонимания. Данные индивиды с детства чувствуют родительскую неприязнь, а потому замыкаются в себе и отстраняются от других людей.
  • Другие ученые предполагают, что это заболевание психики возникает на фоне неумения создавать вокруг себя комфортную обстановку. Шизоиды не могут принять собственные недостатки и не способны пережить неудачи, а потому ведут затворнический образ жизни.
  • Существует версия, связанная с когнитивными направлениями мыслительной деятельности. Они определяются размытостью мыслей и сложностью восприятия. Такие больные не могут уловить эмоциональное состояние людей, а потому просто не способны ответить на чужие чувства. Эта концепция предполагает медленное развитие речи и моторики у детей в независимости от интеллектуальных способностей.

Большинство психологов сошлись во мнении, что шизоидный тип развивается при наличии нескольких факторов. Это может быть сочетание биологических, генетических, социальных и психологических обстоятельств, которые влияют на формирование личности.


Способы терапии

Для лечения шизоидной акцентуации личности обычно применяется психотерапия. Но при наличии у больного сопутствующих психических заболеваний должна применяться медикаментозная терапия.

Лучше всего в борьбе с данным недугом помогает психоаналитический подход. Он подразумевает долгую работу психолога, который должен действовать максимально осторожно, постоянно сохраняя дистанцию. Врач не должен заострять внимание на особенностях пациента и делать акцент на его неординарности. Добиться расположения и доверительного отношения можно лишь при демонстрации принятия нестандартного мышления шизоида.

Нужно понимать, что мало какой человек с подобным отклонением самостоятельно примет проблему и обратится за помощью. Как правило, такие люди приходят на прием к специалисту под давлением близкого окружения. В данном случае терапия вряд ли даст желаемый эффект.


Помочь больным справиться со своим состоянием можно благодаря групповой терапии, в которой личности смогут принять себя посредством изучения подобных людей. Для лечения создается комфортная обстановка, направленная на ощущение полной безопасности. Конечно, не все индивиды способны расслабиться в незнакомом месте и довериться посторонним людям, но при постоянном контакте можно добиться участия в такой терапии.

При когнитивной терапии врач использует методы, основанные на ощущении положительных эмоций. Пациенту предлагается изучить весь спектр чувств и дать возможность понять каждое из них. В дальнейшем шизоид должен научиться выражать положительные эмоции в приятных жизненных ситуациях.

Для достижения наилучшего результата люди с шизоидным психотипом не только посещают психологические тренинги, но и участвуют в ролевых играх и берут задания на дом. Дополнительные занятия способны ускорить процесс адаптации и ослабить признаки расстройства.

Человек, имеющий шизоидные наклонности, должен научиться испытывать положительные эмоции и выстраивать дружеские контакты. Начинать работу необходимо в знакомом окружении, постепенно выходя из зоны комфорта.


Адаптация в обществе

Социализация для людей с шизоидным расстройством не является значимой, так как они по-другому воспринимают мир. Такие индивиды не приемлют общепринятых правил и норм, а потому тяжело адаптируются в обществе. Кроме того, проблемы в общении зачастую возникают по причине неряшливого внешнего вида и неумения соблюдать порядок.

Несмотря на внешнюю отстраненность и нелюдимость, люди с шизоидным типом акцентуации обладают развитым интеллектом и творческими способностями. Поэтому им важно иметь рядом близкого человека, который поможет приобрести шизоидам социальные навыки с целью самовыражения. Только при наличии внешней поддержки такие личности могут добиться высокого карьерного положения и получить всеобщее признание.

Чтобы шизоид почувствовал себя уверенно, необходимо постепенное его вовлечение в какой-либо вид деятельности. Например, чтобы он привык к человеку, нужно сначала начать общение в компании знакомого человека, постепенно переходя к диалогу. Родители с ранних лет должны прививать такому ребенку чувство ответственности и уверенности. Им необходимо брать чадо на различные мероприятия, а также посещать общественные места и разные инстанции. Таким образом, шизоид научится находиться в обществе и совершать простые для обычных людей действия.

Благодаря нестандартному мышлению и наличию художественного вкуса такой человек может найти свое место в киноиндустрии и драматургии. Он способен собрать несколько скучных мыслей и превратить их в интересную идею, которая впоследствии приятно удивит людей.

В работе шизоиды привыкли рассчитывать только на собственные силы. Они пассивны и медлительны, но при решении неординарных задач способны проявить небывалую скорость. Найдя работу по душе, такие люди могут проявлять хорошую продуктивность. В противном случае рабочее время для них станет тяжким бременем.

О том, кто такой шизоид, смотрите в следующем видео.

Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] Спирица Евгений

Шизоиды: шизоидный психотип

Шизоиды: шизоидный психотип

В основе шизоидного психотипа лежит принцип аутичности, слово «шизоидность» происходит от греческого «пхизис» – «расщепление». Шизоидность – это не эмоция, это мышление.

Давайте определим, почему же мышление лежит в основе шизоидного психотипа. Дело в том, что мышление – это познание предметов, процессов, явлений окружающего мира через их главное и принципиально важное качество и свойство. Результатом такого знания является понятие, то есть феномен. Схематичным понятием об этом предмете или явлении человек оперирует в своих рассуждениях, а главное, в действиях. Говоря другим языком, для того, чтобы правильно ориентироваться в мире и продуктивно с ним взаимодействовать, не нужно знать каждый сущий предмет в лицо. Главное – иметь четкое представление о свойствах основных, необходимых для жизни предметов, чтобы познавать, распознавать их при встрече. Вот здесь и возникает интересный формат. Основываясь на результатах новейших нейропсихологических исследований, удалось выяснить, что шизоиды не могут отделить главное от второстепенного. Им мешает слабость процесса торможения в центральной нервной системе.

Благодаря этому в сознании шизоида все выделенные им компоненты, анализируемые предметы могут существовать одновременно и равнозначно. Отсюда возникает расщепление. Нервные клетки, обрабатывающие информацию о различных значениях, характеристиках предмета, продолжают параллельно активно функционировать на протяжении всего акта осмысления, вследствие чего важные признаки не отделяются тормозным процессом от неважных, как это происходит у других психотипов. И поскольку параллельно шизоид может существовать в некоторых двойных мирах, возникает это состояние – исследование всего, что существует в данном мире. Итак, шизоидность – это мышление, врожденная особенность биохимии коры головного мозга.

Внешний вид. Внешний вид у людей шизоидного типа особый, метафорично его можно назвать футлярным стилем оформления внешности, личности. Почему? Шизоиды очень любят барьер, пытаясь отгородиться от внешнего мира. Это очки, бороды, капюшоны, большие шапки, поднятые воротники, женщины могут носить различного рода шляпки. Именно они любят всякие толстовки, объемную одежду. Обожают рюкзаки, большие сумки, которые носят за плечами. Это и есть понятие «футлярный стиль оформления внешности». Позы и походка, как правило, рассогласованы. Из-за расщепления шизоиды часто могут быть неухоженными. Потому что ухаживать за собой людям, у которых развита кинестетическая модальность, не очень важно. Неухоженность связана с тем, что шизоид может начать делать одно дело, переключиться на другое и совсем забыть о том, что он собирался «ухаживать за собой». Часто они могут быть неаккуратными, нечистоплотными, например долгое время носить одну и ту же одежду. Основная их цель заключается в том, чтобы отгородиться от внешнего мира.

Мимика. На лице у человека шизоидного типа два основных стереотипа: либо это застывшая, неподвижная маска эмоций, которые проявляются крайне неинтенсивно, этакое лицо инопланетянина, либо происходит рассогласование мимики – эмоции отдельно, мимика отдельно. У шизоида, с которым наладилась коммуникация, на лице появляется эмоция интереса. Он немного наклоняется вперед, к собеседнику, брови приподнимаются, глаза округляются. Когда шизоиду интересно, он испытывает позитивные эмоции, потому что главное состояние шизоида – это, конечно, познание окружающего мира, попытка описать его по-другому. Особенность пантомимики, жестикуляции и невербального поведения шизоидов достаточно интересна. Исходя из их поведенческого стереотипа, в своем поведении, в походке они абсолютно рассогласованны. Они не чувствуют своих габаритов. Людей шизоидного типа очень легко узнать в метро или толпе. Именно там они рюкзаком, сумкой, чем-то еще неожиданно толкают вас, наступают на ноги, не замечая этого. Поскольку для шизоида нет четко построенной петли обратной связи, он не понимает, что сделал. Если вы дали ему негативную обратную связь, он никак не может понять, почему же это вы сделали ему замечание, застывает. Жестикуляция, движения конечностями у шизоидов достаточно резкие, существуют отдельно от тела. Из-за этой аутичности у шизоидов возникает слабый самоконтроль тела. Когда шизоид не понимает, что нужно сделать, он застывает в одной неизменной позе.

Поведенческие качества шизоида. Люди шизоидного типа, несомненно, обладают большими умственными способностями, оригинальностью суждений, проявляют широту интересов в сочетании с замкнутостью и скрытностью. У них своеобразное суждение и во многом непредсказуемые поступки, аналитичность мышления явно преобладает над эмоцией и внешней активностью. Шизоид проявляет огромную избирательность контактов. Общается только с теми, кто его понимает. Очень плохо усваивает обычный житейский опыт. Отличается сдержанной, неэмоциональной манерой поведения, пытается контролировать себя. Старается во многом работать по плану, но, правда, по плану «своему», часто не совпадающему с теми делами, которые поручает ему руководитель. Уважает законы, инструкции. Хорошо работает с документацией, но с той, которая ему понятна. Дело ставит выше настроения и людей оценивает только по результатам их действий, деятельности. Поэтому у него всегда существует много вариантов поведения. Поскольку он обладает парадоксальностью мышления, то порождает альтернативы, всегда создает новое.

Шизоид не всегда гибок в отношениях, точнее, совсем не гибок, поскольку плохо чувствует эмоциональное состояние других людей. Для него самый любимый формат – это уединение. Плохо прогнозирует события, малочувствителен к критике. И очень важный момент – необычным образом реагирует на прием алкоголя. Что выкинет шизоид в состоянии алкогольного опьянения – не очень понятно. Бессознательно стремится к овладению ценностями как внешнего, так и внутреннего мира. Тенденция к обладанию определяет его профессиональные знания, а также для него характерны такие черты, как самосохранение, эгоистическая сосредоточенность на своей цели, доходящая порой до аутизма и упрямства.

Шизоид искренен, настойчив, скептичен, проявляет неконформность. Если говорить о состоянии стресса, которое может быть вызвано совершенно неожиданным для окружающих фактором, задевающим внутренние оригинальные ценности шизоида, то он при этом проявляет растерянность. Противодействие окружающих очень сильно дезадаптирует шизоида, в данном случае может проявляться даже его шизоидная акцентуация. В социуме адаптация затруднена, окружающие считают его чужаком, изгоем, некоторые опасаются и даже избегают. Очень способный шизоид вызывает восхищение в коллективе, однако он все равно находится на каком-то отдельном уровне. Общается только с тем, кто его принимает таким, какой он есть. По большому счету, его судьба – оставаться одиноким.

Шизоидный тип личности всегда ориентирован на внутренние критерии. Он не способен понимать окружающих, склонен к неадекватным эмоциональным реакциям. Окружающие считают его странным, эгоцентричным, непробиваемым для внешних раздражителей. Но нужно понимать, что он, несмотря на всю эту непонятность, может быть очень ранимым. Проявляет чрезмерное упорство, зачастую недружелюбность, несдержанность, обидчивость – это тоже одни из главных черт характера.

Что касается профессиональной деятельности, то шизоиды могут быть очень хорошими специалистами в IT, они успешны, если выбирают творческие профессии, различного рода художественные ремесла; часто бывают представителями нетрадиционной медицины, таких людей очень много в психиатрии, среди философов, психологов. Могут проявляться как руководители сект, неформальных маргинальных объединений. Очень плохо работают в тех профессиях, где необходимо взаимодействие «человек – человек».

Эмоции и сексуальность. Сексуальная жизнь шизоида окрашена романтизмом, но в то же время имеет свои странности, которые проявляются в первую очередь в выборе партнера. Сексуальная жизнь находится на втором месте после работы или хобби. Шизоид бывает по-настоящему влюблен только в какие-нибудь философские идеи или научные концепции. Когда в 40 лет один из шизоидных философов закричал: «Господи, какое счастье! Я – импотент!» – это был яркий показатель отношения этого типа личности к сексуальной жизни. Если же все-таки шизоид начинает говорить о какой-либо интимности, то сексуальные отношения могут выглядеть достаточно оригинальными. Находясь в своей собственной модели мира, шизоид парадоксален и в этом, иногда до садистских или каких-либо мазохистских перверсий.

Криминальный профиль. Шизоиды – достаточно оригинальные преступники. Как правило, все их преступления связаны с IT-сферой, компьютерами, пластиковыми карточками, с экономической сферой. Еще одной их особенностью являются оригинальные и необычные события на месте преступлений или непосредственно оригинальность самого преступления, совершенного особым, неспецифичным, нелогичным образом. Из-за аутичности шизоид способен долго сопротивляться опросу, потому что для него самое простое – уйти внутрь себя, и вытаскивать его оттуда верификатору бывает достаточно сложно.

Как они лгут. Ложь шизоида такая же парадоксальная, как и его поведение. Шизоид все время скатывается на вторичный признак, то есть он не отделяет послания от контекста, в котором оно было сделано. Для шизоида бизнес-переговоры и погода за окном могут быть абсолютно равнозначными. Шизоид легко прервет переговоры и предложит сделать что-то на природе, потому что хорошая погода, а хорошая погода окажется настолько хорошей, что можно будет посвятить этому картину, а значит, надо срочно заняться живописью… Во время опроса и беседы управлять этим человеком можно только путем встраивания в состояние тревожности. Если вы сделали это – не напугали, а встревожили его тем, что в будущем могут быть какие-то серьезные последствия, которые могут быть созданы им самим, – только в этом случае шизоид соберется, и с ним возможно будет адекватно взаимодействовать, так же как с ранее рассмотренными психотипами.

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Шизоиды в сравнении с обсессивными и компульсивными личностями Шизоидные личности часто самоизолируются и проводят длительное время в раздумьях, может быть даже навязчивых, о главных вопросах в их фантазируемой жизни. Нередко они, из-за их конфликта, связанного с

Из книги Как разбираться в людях автора Егидес Аркадий Петрович

Глава I ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ ПСИХОТИП ЭтимологияСлово "паранойяльный" можно перевести как "околоумный". "Пара-" – около. "Ноо-" – ум, духовная сфера. С подачи академика Вернадского в лексикон человечества вошло слово "ноосфера", по аналогии со стратосферой и биосферой… Ноосфера,

Из книги Бог – он Иной автора Мюллер Йорг

Шизоидный характер Люди необщительные, боящиеся эмоциональных связей, считаются шизоидными натурами. Это не преддверие шизофрении, а структура личности; это человек, желающий жить без обязанностей, и поэтому производит скорее впечатление характера холодного и

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Шизоидный тип Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречивых черт в личности и поведении - холодности и

Из книги Характерология автора Дукаревич Майя Захаровна

Шизоидный характер Если бы индивид никогда явно не отрывался от реальности, правомерно ли описывать его структуру как шизоидную? Такой диагноз зависит от тенденций, а не от событий. Фенихел определяет шизоида несколько иначе: «Человека, не страдающего настоящим

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Шизоидный тип Прежде всего, отметим тот стержень типа, о котором шла уже речь, тот самый характер связи «человек - внешний мир».Стержень типа - это обращенность вовнутрь, это слабая, рыхлая связь с внешним миром.Главное, что направляет человека такого типа - это его

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

10. Конституция и психотип человека Люди разной физической конституции отличаются различным психологическим складом и разными типами поведения. Кречмер выделил три типа строения тела: пикник, атлет, астеник; Шелдон определил типы строения тела как эндоморф, мезоморф,

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Шизоидный/расщеплённый тип Первый по порядку тип характера – это шизоидный (рис. 11), он закладывается в человеке раньше всех. «Шизоидный» – означает «расколотый/расщеплённый», а шизофрения (крайнее проявление расщепления ума и разделения его с жизнью, с окружающим

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Шизоидный тип Эта акцентуация характера встречается реже, чем другие. Иметь дело с шизоидами очень нелегко (пожалуй, в этом с ними могут сравниться лишь эпилептоиды). В отличие от последних, шизоиды не требуют от окружающих их людей практически ничего, кроме одного –

Из книги автора

Истероидный психотип Внутренние условия. В основе истероидного психотипа лежит слабая нервная система, но она не просто слабая, она еще и быстрая, подвижная. В нейрофизиологии силу или слабость нервной системы принято оценивать по ее способности или неспособности

Из книги автора

Эпилептоидный психотип В основе эпилептоидности лежит вязкая, энергетически ослабленная нервная система. Кору головного мозга образуют, по одним подсчетам, девять, по другим – четырнадцать миллиардов нейронов. И если повреждена кора полушарий головного мозга

Из книги автора

Гипертим: гипертимный психотип Особенности этого психотипа заключаются в том, что в основе его лежит сильная, подвижная нервная система с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Гипертиму свойственна такая тенденция, как ориентация –

Из книги автора

Эмотив: эмотивный психотип Люди эмотивного психотипа, или, как их называют психиатры, психоастеники, – это удивительные люди, для которых важны гуманизм и гуманистичность.В основе этого психотипа лежит слабая нервная система и особое функционирование полушарий коры

Из книги автора

Астеник: тревожно-мнительный психотип В основе тревожно-мнительного психотипа лежит слабая малоподвижная нервная система. Это значит, что она не способна выдерживать длительные процессы возбуждения и в данном случае будет проявлять себя в опасности по так называемому

Из книги автора

Ипохондрик: депрессивно-печальный психотип Не все психиатры выделяют данный психотип. Кто-то его считает тревожным психотипом, то есть астеническим. Однако для детекции лжи очень важно выделять таких людей, поскольку, как и астеники, они создают большое число помех во

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Впервые термин «шизоидный тип личности» ввел немецкий психиатр Э. Кречмер. Он определил, что шизоидному характеру свойственен аутизм. По его словам, аутизм — это не просто замкнутость, это жизнь в самом себе. Кречмер описал «аффектную ущербность», присущую двум основным видам шизоидной личности: гиперэстетичной и анестетической. Позже значение термина расширилось, и к нему стали относить людей эксцентричных, избегающих социальных связей и взаимоотношений.

Характеристика

Основные признаки и симптомы патологии:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • нежелание устанавливать контакт.

Внутренний мир таких людей закрыт для всех, они не нуждаются ни в чьем поощрении, они неловки и неуклюжи. Мимика ограничена, голос монотонный, звучащий на одной ноте. Таким людям чужда интуиция, и они не способны сочувствовать чужим переживаниям, не умеют разделить радость или печаль другого человека. Бесчувственность объясняет холодность и безразличие в поведении шизоидных людей. Их также мало интересует сексуальная сторона жизни. Несмотря на то что шизофреническое расстройство личности относится к психическим заболеваниям, у больных не бывает психозов.

Шизоидные личности выбирают вид деятельности, которая не требует коллективности, поскольку являются одиночками. Зато в условиях социальной изоляции они способны в полной мере проявить свой интеллект. Особенно их одаренность проявляется в точных науках. Являясь независимыми личностями, они способны самостоятельно, в одиночку изучать и продвигать любой проект. В профессиональной деятельности добиваются больших успехов. Бетховен, Эйнштейн, Бах, Ньютон, Менделеев, Фрейд, Пастернак — все эти люди относились к шизоидному типу личности.

Зацикленный на собственных переживаниях человек безучастен к чужим чувствам. Такие люди эгоистичны и считают себя уникальными. Шизоидный тип личности хорошо проявляет себя в обучении, склонен к абстрактному мышлению, но совершенно беспомощен в быту и житейских вопросах. Мышление больных своеобразно, оно подчинено своим схемам, идеям и правилам. Человек с шизоидным типом личности живет в своем внутреннем мире, в мире воображений и фантазий. Холодный и недоступный с людьми, он может быть сильно привязан к животным. Такие люди редко решаются создать семью, потому что тесные межличностные отношения потребуют отдачи и раскрытия — того, что так пугает шизоидов. Их больше привлекает позиция наблюдателя, нежели участника происходящих событий. Люди с данным отклонением освобождены от службы в армии. Шизоидный тип личности развивает у человека шизоидную психопатию.

Шизоидная психопатия

Шизоидная психопатия — расстройство, которое характеризуется замкнутостью, необщительностью и эмоциональной холодностью. Отсутствует единство внешнего и внутреннего мира. Внешне больные неуклюжи и угловаты. В их движениях отсутствует плавность и естественность. Могут вести себя манерно и вычурно.

Больных можно поделить на 2 типа:

  1. Сверх меры чувствительные, ранимые, самолюбивые — сенситивная шизоидная личность. Больные этого типа сознательно выбирают спокойную, изолированную жизнь в своем мире. Неконфликтны, потому любая грубость сильно ранит их. Подолгу не могут освободиться от плохих воспоминаний, быстро теряют душевное равновесие. Постоянны в своих интересах, отдают предпочтения интеллектуальным увлечениям.
  2. Волевые, решительные шизоидные типы, не считающиеся с чужим мнением, относятся к экспансивной шизоидной психопатии. Больные такого характера отличаются жестокостью и высокомерием. Бессердечно ведут себя по отношению к людям. Отличаются прагматичностью и расчетливостью. При возникновении психотравмирующей ситуации ведут себя нервно и раздражительно, могут проявить параноидальные наклонности.

Согласно другой классификации, следует различать подтипы:

  1. Вялый шизоид. Медлительный, безынициативный и апатичный тип. Минимально активен, скован в движениях, угловатый и неуклюжий. Ввиду нулевой жизненной энергии быстро утомляется от любого вида деятельности. Для него характерна отгороженность от общественности, что создает проблемы с трудоустройством и местом проживания.
  2. Дистанцированный шизоид. В этом случае больной целенаправленно стремится к замкнутому образу жизни. Поселяется в отдаленные и малонаселенные места. Исключает любые контакты и отношения из своей жизни. При этом совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни и лишен хозяйственных навыков.
  3. Деперсонализированный шизоид. Сложный тип, страдающий дисгармонией психики и тела. Не способный на логические умозаключения и осознание изучаемого материала. Обладая достаточным интеллектом, не в состоянии разобраться в самом себе. Людьми воспринимается как неадекватная и умственно отсталая личность.
  4. Безэмоциональный шизоид. Равнодушный и безразличный к социальным нормам тип. Проявляет минимальный интерес к окружающей жизни, совершенно не заботится о своей внешности. Выделяется сухостью, угрюмостью и подчеркнутой сдержанностью. Данный тип безучастен к конфликтам, критике, не проявляет никаких эмоций и чувств.

До сих пор не установлены точные причины возникновения данного заболевания. Большинство специалистов считают такую модель поведения биопсихосоциальной. Существует фактор наследственности: если среди родных человека были люди с любыми расстройствами личности, то он в группе риска. Также подвержены такому развитию личности дети, чьи родители были слишком строги и жестоки, либо ребенок, который оказался нежеланным и был обделен родительской любовью. Может быть и наоборот: человек с шизоидным типом личности мог быть воспитан матерью, которая чрезмерно опекала ребенка и «душила» своей любовью.

Шизоидные черты ярко проявляются в раннем детстве. Они очевидны и бросаются в глаза. Шизоидный тип психопатии проявляется как синдром раннего детского аутизма. Ребенок выделяется своим поведением, предпочитает играть один, избегая шумных компаний сверстников. У таких детей прослеживается отставание развития моторики и разговорной речи. Не проявляют теплых чувств к родным и близким людям.

Шизоидное расстройство личности может начать развиваться у детей, которым рано пришлось повзрослеть. Атмосфера в семье имеет большое влияние на развитие заболевания у ребенка. Заболеванию больше подвержены мужчины, нежели женщины.

Диагностика и лечение

Международный классификатор болезней (МКБ-10) определяет диагноз шизоидная психопатия, в случае если состояние больного соответствует определениям личностных психопатий:

  1. Состояние отражается на всех сферах жизнедеятельности человека.
  2. Состояние постоянное, во временных границах.
  3. Состояние препятствует адаптации личности в социальной жизни.

Диагноз устанавливает специалист, опираясь на анамнез и симптоматику. Существует ряд медицинских тестов для более точной диагностики. Если 4 из перечисленных качеств или поведенческих характеристик отмечаются у пациента, то можно выносить диагноз шизоидное расстройство личности. Признаки могут быть такие:

  1. Интересующий вид деятельности очень ограничен.
  2. Эмоциональная холодность.
  3. Неспособность выражать ни радость, ни гнев к окружающим.
  4. Отсутствие полового влечения.
  5. Безразличие к критике и похвале.
  6. Отсутствие семьи, друзей и нежелание их иметь.
  7. Уход в мир своих фантазий.
  8. Игнорирование и нарушение социальных норм.
  9. Ярко выраженное желание к уединению.
  10. Неспособность испытывать радость и удовольствие.

Лекарственных препаратов для лечения этой болезни не существует, шизоидная психопатия неизлечима.

Причудливость характера и особенности личности сохраняются до конца жизни. Трудность лечения состоит в том, что пациенты не хотят идти на контакт, постоянно проваливаются в свои фантазии. Лечение состоит в долгосрочной терапии со специалистом. Когнитивная поведенческая терапия обучает «правильным» отношениям и социальным навыкам. Больному предлагается поразмышлять над списком эмоций, описать свои приятные ассоциации. Групповая терапия будет иметь эффект, если создается комфортная и безопасная обстановка для контактирования.