План - конспект урока по физике для студентов СПО на тему "Фазовые переходы (1 курс). План-конспект урока по физике "ускорение"

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель физики: Еткоков А.Г

Закон всемирного тяготения Исаак Ньютон (1642-1727) Один из последних портретов И. Ньютона Наличие Солнечной системы подтверждает притяжение тел во Вселенной

Закон всемирного тяготения Если бы не было тяготения, то всё бы летало в космосе

Закон всемирного тяготения Аристотель - древнегреческий философ 384 г. до н.э – 322 г. до н.э Аристотель кисти Рафаэля

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития - социологию, философию, политику, логику, физику Закон всемирного тяготения

Николай Коперник (1473 - 1543) Закон всемирного тяготения Астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира Небесные сферы в рукописи Коперника

Закон всемирного тяготения Статуя в Тринити-колледже Два тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массам этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между их центрами

Гравитационная постоянная Закон всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения СВОЙСТВА СИЛ ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ 1) Сила всемирного тяготения направлена вдоль прямой, соединяющей материальные точки, т.е. центры масс двух тел (эти силы центральные) 2) ЭТО СИЛА ТОЛЬКО СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ 3) Т.к. взаимодействуют каждые из двух тел, то по третьему закону Ньютона они направлены вдоль одной прямой и противоположно направлены 4) ЭТИ СИЛЫ ПРИЛОЖЕНЫ К РАЗНЫМ ТЕЛАМ, ПОЭТОМУ ОНИ НЕ МОГУТ ДРУГ ДРУГА КОМПЕНСИРОВАТЬ 5) ПО ПРИРОДЕ ЭТИ СИЛЫ ГРАВИТАЦИОННЫЕ 7) ОНИ ДЕЙСТВУЮТ НА ЛЮБЫЕ ТЕЛА ВСЕЛЕННОЙ 6) ЭТИ СИЛЫ НЕЛЬЗЯ ЭКРАНИРОВАТЬ

Закон всемирного тяготения Спасибо за урок!!! Удачи!!!

Интернет ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/ Аристотель http://ru.wikipedia.org/wiki/ Коперник,_Николай http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ньютон,_Исаак http://class-fizika.narod.ru/mm9.htm

Предварительный просмотр:

Таблица 1

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

№№

Физическая величина

Буква

Каким прибором
можно измерить

Единицы измерения

СИ

Другие


1


длина


a


2


3


4


5


6


7


8


9

Предварительный просмотр:

Таблица 2

Измерительные приборы

Название

Пределы измерения

Цена деления

Погрешность прибора

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К р о с с в о р д 1 2 3 4 6 5 7

Лабораторная работа №7 Измерение выталкивающей силы Ни ученик, ни учитель недостаточны, чтобы научить физике. Учащийся должен хоть немного работать сам. Он должен сам видеть, сам слышать, сам осязать те явления, о которых ему говорят. М.И. Мандельштам

Манжерокское озеро

Манжерокское озеро. Название его связывают с алтайскими словами «ман ji урек». Берега озера низкие заболоченные. Питают его временные ручьи, образующие при таянии снега или в результате ливневых дождей. В водоем у южного берега поступают в виде многочисленных источников подземные воды г. Синюха. Озеро регрессирует: береговая линия отступила от прежнего уровня на 10-15 м (местами на 100-120 м); водный баланс стал отрицательным под воздействием антропогенного фактора (рубка леса, распашка лугов). Температура воды в июне-июле +20…+24 С, в придонном слое от +10 до+13 С. Полностью замерзает в ноябре, а полностью вскрывается во второй половине апреля. В озере водятся караси, линь, окунь.

Водяной орех Манжерокское озеро - единственное место на Алтае, где сохранился с доледникового времени водный орех гребенчатый (чилим, или рогульник). Растение находится под угрозой исчезновения и внесено в Красные книги. Водяной орех произрастает на площади 5 га и имеет здесь самую большую плантацию среди озер Алтая и юга Западно- Сибирской равнины. Предельная глубина произрастания – 1,8 м. Орехи имеют приятный освежающий вкус и богаты полезными солями железа, кальция калия, магния, фосфора, белками (до 20%) и углеводами (до 60 %). После цветения этот орех дает под водой тяжелые плоды. Эти плоды настолько тяжелы, что могут увлечь на дно все растение. Однако в это время у этого растения на черешках листьев возникают вздутия и он не тонет. Ответьте на вопрос: Какая сила уравновешивает силу тяжести?

Красная книга РА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

« Да» или «Нет» 1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. 2. Объем газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру. 3. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше. 4. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. 5. Атомы состоят из молекул. 6. При сжатии газа уменьшается размер молекул. 7. Молекула водяного пара отличается от молекул воды. 8. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд.

Материальная культура алтайцев.

7 «Б» класс Тест. Фамилия, имя ___________________ Ответы: № 1 __ № 2 __ № 3 __ № 4 __ № 5 __ Оценка:_______

Почему все тела не распадаются на отдельные молекулы или атомы? Ведь молекулы разделены промежутками и находятся в движении.

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг… А. С. Пушкин.

Между молекулами существует взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул. Между молекулами(атомами) в то же время существует отталкивание

Предварительный просмотр:


Урок-путешествие в 9-м классе по теме «Звуковые волны»

(Открытый урок для семинара учителей по теме « Контроль и оценка качества знаний обучающихся по физике»)

2017 год

Цели урока:

  • Образовательные : обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Звуковые волны», изучение практической направленности полученных знаний.
  • Развивающие : развивать умение выделять главное, сравнивать изучаемые факты; логически излагать мысли, развивать творческую активность учащихся.
  • Воспитательные : развивать интерес к изучаемому материалу, способствовать формированию коммуникативных качеств, бережного отношения к своему здоровью, способствовать формированию научного мировоззрения.

Технические и программные средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Smart Notebook, интерактивная доска, демонстрационное оборудование, магнитофон, проигрыватель.

Подготовительный этап.

Задолго до урока учащиеся получают задания подготовить опыты по звуку, а также темы сообщений.

ХОД УРОКА

В начале урока звучат звуки природы.

Учитель:

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос…

Откуда звуки возникают,
Что слух нас всюду услаждают
Пора задуматься всерьез.

Человек живет в мире звуков. Звук это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, гром во время грозы, шелест листьев, тиканье часов. О том, как рождаются звуки и что они собой представляют, люди начали догадываться давно. Еще древнегреческий ученый Аристотель, исходя из наблюдений, верно, объяснил природу звука.

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие, целью которого является повторение и обобщение темы «Механические колебания волны. Звук». На пути нас ждут много преград, преодолеть которые помогут ваши знания, которые вы получили на прошлых уроках. И так мы начинаем. У нас создана группа экспертов, которая подводит итоги после каждого этапа повторения темы «Звуковые явления».

  1. Проверка теоретических знаний о природе звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какие волны называются звуковыми? (слайд 3)
  • А что можно сказать о звуковой волне? (слайд 4, анимация)
  • Что называется звуком? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой менее 16Гц называются? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой более 20000Гц называются? (слайд5)
  • Раздел механики, изучающий звук? (слайд 6)
  • В каких средах распространяется звук? (слайд 7)
  • Условия, необходимые для возникновения звука? (слайд 8)
  • Какие бывают источники звука (слайд 9)
  • Камертон (слайд 10)

Закрепление теоретических знаний о природе звука.

В качестве закрепления знаний о природе звука, учащиеся отвечают на вопросы физического диктанта. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

Физический диктант ((Приложение 1).

«Веришь – не веришь» (слайд 11,12,13)

Учитель. Ребята, а сейчас у нас повторение и закрепление характеристик звука

  1. Проверка теоретических знаний о характеристиках звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.

Характеристики звука

У звука существуют различные характеристики. Они подразделяются: на

Объективные и субъективные (слайд 14)

  • Субъективные: громкость, высота, тембр.
  • Объективные физические характеристики звука: Скорость, период, частота, длина волны, энергия, амплитуда .
  • От какой величины зависит громкость звука? (слайд 15) (Ответы учащихся).
  • От какой величины зависит высота тона? (слайд 16, слайд 17 анимация) (Ответы учащихся).

Единица измерения тона – Герц.

Наиболее чувствительны наши органы слуха к частотам в диапазоне от 700 до 6000 Гц.

На доске представлена сравнительная таблица:

Частотный диапазон при обычном разговоре:

  • Мужчины 85 – 350 Гц. (включается фрагмент записи Ф. И. Шаляпина), (слайд 18)
    Женщины 160 – 340 Гц.
    Сопрано – 260-1050Гц
  • (фрагмент записи Г.П.Вишневской) (слайд 19)

Бас 80 – 350 Гц.
Баритон 110 – 400 Гц.
Тенор 130 – 520 Гц.
Сопрано 260 – 1050 Гц.
Альт 260 – 1050 Гц.
Колоратурное сопрано 330 – 1400 Гц.

Звуки с частотой выше 3000 Гц в качестве самостоятельный музыкальных тонов не используются, т.к. слишком резки и пронзительны.

Кроме громкости и высоты тона, музыкальные звуки характеризуются еще одним важным понятием – тембром звука.

  • Что такое тембр звука? (Слайд 18)

Получить чистый звук со строго определенной частотой колебаний, даже при полном отсутствии посторонних шумов, очень трудно, и вот почему. Любое колеблющееся тело издает не только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других частот. Эти «спутники» всегда выше основного звука и называются обертонами , т. е. верхними тонами. Именно они и позволяют нам отличать звук одного инструмента от другого и голоса различных людей, если даже они равны по высоте. Каждому звуку обертоны придают своеобразную окраску, или, как говорят, тембр. Если основной звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук кажется мягким, «бархатным». Когда же обертоны значительно выше основного тона, мы говорим о неприятном «металлическом» голосе или звуке.

  • Объективные физические характеристики звука:

Скорость, период, частота, длина волны, амплитуда

  • Скорость (слайд 21)

Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук. В настоящее время скорость звука может быть измерена в любой среде.

Скорость звука в различных средах, м/с (при t = 20 0 С)

Воздух

Дерево (ель)

5000

Вода

1483

Сталь

5000-6100

Гранит

3850

Стекло

5500

Медь

4700

  • Что называется длиной волны? (слайд 22)
  • Что называется периодом колебания? (слайд 23)
  • Что называется амплитудой колебания? (слайд 24)
  • Что называется частотой звука? (слайд 25)

Закрепление теоретических знаний об объективных и субъективных характеристик звука. (Приложение 2)

В качестве закрепления знаний объективных и субъективных характеристик звука. Учащиеся выполняют задания на соответствие. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

  1. Проверка теоретических знаний о свойствах звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какими свойствами обладают звуковые волны? (слайд 26)

Мягкие, пористые тела – плохие проводники звука. Звуковые волны в них затухают, поглощаются. Это свойство звуковых волн называется поглощение.

Вторым свойством звуковой волны является ее отражение.

Учитель. Как вы думаете, какое это явление? Эхо.

Легенда о Эхо

Название «эхо» связано с именем горной нимфы Эхо, которая, согласно древнегреческой мифологии, была безответно влюблена в Нарцисса. От тоски по возлюбленному Эхо высохла и окаменела, так что от нее остался лишь голос, способный повторять окончания произнесенных в ее присутствии слов.

  • Что такое эхо? (Слайд 27)
  • На какой местности горной или равнинной возникнет эхо?
  • Почему мы не слышим эхо в нашем классе?

Закрепление физических характеристик звука. (Приложение 3)

Учащиеся выбирают уровень, решают задачу, сдают эксперту. Потом на слайде будет показаны правильные ответы

Учитель. Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.

  • Демонстрация учащимися простых опытов со звуком.

1. «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет».

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал - твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора).

2. «Проследи, как распространяется звук».

Опыт проводится с пластиковой бутылкой, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки. Если кончиками пальцев стукнуть по пленке, то пламя свечи около горлышка бутылки погаснет.

(Ударяя по натянутой пленке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле пленки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания все дальше и дальше следующим частичкам.. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя).

Учитель. Ощущение звука возникает при воздействии на органы слуха волн, распространяющихся в воздухе или других средах. Естественным приемником звуковых волн является ухо

Сообщение учащихся.

Приложение 4.

Подведение итогов урока

Учитель . Заканчивается наше путешествие. Надеюсь, что знания, полученные сегодня, помогут вам по-другому взглянуть на окружающий нас мир звуков. Вновь звучат звуки природы и на этом фоне читаются стихи.

О, Звук! Спустившийся извне,
Ведомый в таинствах Вселенной,
Способен ты звучать во мне,
Своею силою нетленной.
Томишь мою ты душу вновь,
Пространство, музыкой целя,
Царицу вечности, Любовь,
Поёшь, как изумруд храня.
Ты в тихо шепчущей листве,
Ты в синих волнах океана,
В метели, песне и дожде,
В раскатах грозных урагана.
Ты сердцем можешь говорить,
Объединять души созвучья,
Так дай мне силы так творить,
Чтоб был услышан глас беззвучный.
Чтоб с трепетом, душой безгласной
Твою вибрацию испить,
И звуком музыки прекрасной
Все раны сердца исцелить.

Татьяна Шамбурская

Домашнее задание . Повторить §34-40. Написать краткое эссе «Мир без звуков».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

З аг адка Всем поведает, Хоть и без языка, Когда будет ясно, А когда - облака.

1. Атмосферное 2. Атмос …………………………………… 3. Сфера 4. Блез …………………………………………. 5. Па 6. 13600 …………………………………………. 7. р = ρ*….*…. 8. Чайник, кофейник, лейка…………………….. 9. 5300 Па 10. р = ----

№ 548 Почему при откачивании воздуха вода поднимается в трубке В, а не в трубке А? А В

№ 549 Почему не выливается вода из опрокинутой бутылки, если горлышко ее погружено в воду?

№ 551 Пока кран К закрыт, вода из трубки не выливается. При открывании крана уровень воды в трубке опускается до уровня воды в сосуде. Почему? К

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Атмосфера удерживается вокруг Земли благодаря ____________. Чем больше высота, тем _____________ содержится в атмосфере. Атмосфера сливается с космическим пространством там, где ______________ .

Один мастер построил для садов герцога всасывающий насос, поршень которого должен был затягивать воду более 10 м. На 10 м вода поднималась за поршнем, а дальше поршень отходил от воды, и образовывалась пустота, которой природа боится. Обратились к Галилею. Он пошутил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 10 м. И предложил своему ученику Торричелли разобраться в этом странном явлении.

Эванджелиста Торричелли 15.X.1608–25.X.1647 Итальянский математик и физик. Математическое образование получил в Риме. 1641 году переехал в Арчетри, где помогал Галилею в обработке его трудов. С 1642 года, после смерти Галилея, придворный математик великого герцога Тосканского и одновременно профессор математики Флорентийского университета. В 1644 развил теорию атмосферного давления, доказал возможность получения так называемой торричеллиевой пустоты и изобрёл ртутный барометр. В 1641 развивал идеи Галилея о движении, заложил основы гидравлики. Торричелли принадлежат также работы по математике. Усовершенствовал оптические приборы.

Давление столба ртути высотой 1 мм равно: р=13600 * 9,8 *0,001м =133,3 Па. 1 мм. рт.ст. = 133,3 Па 760 мм. рт. ст. = 760 * 133,3 Па = 101300 Па =1013 гПа 760 мм. рт. ст. = 1013 гПа Ртутный барометр – прибор для измерения атмосферного давления. От греческого: барос ­– тяжесть, метрео - измеряю.

В 1654 году, спустя 11 лет после открытия Торричелли, действие атмосферного давления было наглядно показано магдебургским бургомистром Отто фон Герике.

Упр 19 № 1. Дано: Решение: р = 1013 гПа ρ = 1000 h - ? Ответ: h = 10,13м

С п а с и б о!

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 минута

1.Организационный момент.

Добрый день, друзья! Я рад вас видеть. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

Учащиеся готовятся к уроку. Стоя приветствуют учителя

5 минут

2.Актуализация темы урока

Слайд 2

Вы наверняка знакомы все с глобальными проблемами человечества.

Что такое глобальные проблемы человечества?

Слайд 3

Давайте вспомним их и перечислим.

Слайд 4

Почему эти проблемы называют глобальными?

Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Предотвращение ядерной войны и обеспечение мира;

Преодоление отсталости слаборазвитых стран;

Демографическая;

Межнациональных отношений;

Урбанизация;

Экологическая;

Энергетическая;

Продовольственная;

Проблема мирового океана;

Освоение космоса.

Носят планетарный характер.

Угрожают всему человечеству.

Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.

5 минут

Мотивация к уроку

Слайд 5

Сегодня мы продолжим работу по этой теме. О какой глобальной угрозе человечества мы будет сегодня говорить, вы сможете догадаться, просмотрев короткий видеоролик

Слайд 6

Тема урока

Слайд 7

Сформулируйте цели сегодняшнего урока.

Учитель может добавить цели.

Учащиеся сообщают, что речь на уроке пойдёт об одной из глобальных проблем- международный терроризм.

Учащиеся предполагают, что целями могут быть:

  1. Узнать что такое терроризм.
  2. Какая деятельность является террористической?
  3. Кто является террористом
  4. Каковы цели терроризма.
  5. Как противостоять терроризму.

5 минут

Вступительное слово учителя.

Слайд 8

В УК РФ и иных государственных документах существует определение терроризма- противоправное, уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности,

Вплоть до физического уничтожения, устрашения населения, проявляющиеся в виде:

Насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;

Уничтожения(повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества или других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;

Причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно- опасных последствий;

Посягательства на жизнь государственного иди общественного деятеля с целью прекращения его политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

Проблема международного терроризма сегодня очень актуальна. В наше время терроризм отразил реальности глобализации. (беженцы)

Слайд 9

Это явление сегодня затронуло всё мировое сообщество.

Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. Сегодня терроризм – это не только диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе.

Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники).

Одной из таких террористических организаций является всем нам известная организация ИГИЛ.

Ребята а вы знаете как расшифровывается ИГИЛ? Слайд 10

(Исламское государство ирака и ливанта)

Тысячи людей становятся жертвами ИГИЛ. Члены ИГИЛ на разбираются- дети ли это, старики. Все, кто не поддерживает режим этой террористической организации- должен быть уничтожен. Наступая на территории восточных государств террористы уничтожают культурные ценности.

Слайд 11

Совершая свои варварские действия игиловцы прикрываются «благими целями», обещают своим сторонникам «манну небесную». Тысячи молодых людей, в том числе и молодёжь нашей страны подвергаются вербовке в ряды «ИГИЛ».

Всем известен случай с московской студенткой Варварой Карауловой,

Слайд 12

которой было всего лишь 19 лет, и которая чудом не оказалась в рядах террористов.

Сегодня на уроке мы должны разобраться, что же на самом деле проповедует ИГИЛ, и другие террористически организации, каковы его истинные цели, и как не оказаться в рядах вербованных ими.

Учащиеся слушают вступительное слово учителя.

10 минут

Изучение новой темы (слайды)

Слайд 13

1)Какая деятельность является террористической?

Слайд 14 -17 фото

Слайд 18

4)Кто является террористом

Слайд 19

2)Виды терроризма

Слайд 20

5)Каковы цели терроризма.

Слайд 21

6)Как противостоять терроризму.

6 минут

Видеподбор

Слайд 22

А теперь ребята давайте посмотрим видефрагмент особо крупных террористических атак совершенных в России

Слайд 23

Назовите какие террористические акты вы знаете которые были совершенны за пределами России (Сирия, Башни близнецы).

1 минута

физкультминутк

Слайд 24

5 минуты

Срабатывает ВУ

Слайд 25

Как вести себя в подобной ситуации

Слайд 26

телефоны доверия

Дети начинают перечислять

5 минут

Тест

Слайд 27

Подведение итогов урока

Президент РФ В.В.Путин сказал: “Терроризм – главная угроза безопасности человечества в XXI веке”.Эти слова как нельзя кстати отражают существующие реалии.

Сегодня 4407 человек из России воюют на стороне террористов. Каждый из нас сделал для себя вывод

Рефлексия

Слайд 28

Я узнал

Я научился

Теперь я могу

Меня удивило

Мне было непонятно

Учащиеся высказывают своё мнение.

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Восточное»

Тема урока: «Физические величины и их измерение»

7 класс

2017 год

Физические величины и их измерение

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Еткоков А. Г.

Место работы

МБОУ «ООШ с.Восточное»

Должность

Учитель

Предмет

Физика

Класс

Тема и номер урока
в теме

Введение в физику

Урок 2

Базовый учебник

Перышкин А.В. Физика 7 класс

  1. Цель урока: сформировать у учащихся представление о различных физических величинах и способах их измерения.

9. Задачи:

Обучающие (формирование познавательных УУД).
ученик должен усвоить:
- понятие физической величины и единиц измерения;
- способы измерения физических величин;
- алгоритм определения цены деления и погрешности.
- научить в процессе реальной ситуации использовать измерительные приборы, уметь определять размеры тел, их площади и объемы;

Развивающие (формирование регулятивных УУД):
-ученик должен уметь: определять цену деления и показания измерительных приборов;
-представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задания в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-использовать полученные навыки при участии в будущих олимпиадах и внеклассных мероприятиях по физике.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

  1. Тип урока: усвоения новых знаний с использованием ЭОР.
  2. Формы работы учащихся: групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: физические тела различной формы и разной массы, линейка, рулетка, штангельциркуль, мензурка, разные термометры, компьютер, интерактивная доска, видеопроектор и ЭОР.
  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№№
пп

Этап
урока

Название
используе-мых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность
ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

личностные

регулятивные

познава-
тельные

коммуни-
тивные

Организационный момент

Видеофрагмент
Слайд №1
презентации

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку;

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

умение выделять нравственный аспект поведения

Прогнозирование своей деятельности

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение слушать и вступать в диалог

Вводная беседа. Актуализация знаний. Постановка целей урока, темы урока.

Слайды
№2-3, 8
презентации

Постановка проблемы на уроке.

Учитель продолжает беседу о проблемных вопросах по будущей теме.

Задает учащимся вопросы о старинных мерех

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Смысло-

образование

Выделение и осознание того, что уже пройдено .

Постановка цели учебной задачи, темы урока.

Поиск и выделение необходи-мой информа-ции

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Изучение нового материала

Слайды 4-10

Вместе с учениками определяет цель урока, тему урока.
Затем предлалайдыгает вспомнить что учащиеся уже знают из лежащих на столе перед ними измерительных приборов и как ими пользуются..

Предлагает вместе обобщить свои знания, занеся их в таблицу

Учащиеся дают название уроку и называют его цели с записью в своих тетрадях.
Вспоминают, с какими физическими величинами они уже встречались из опыта своей жизни и курса математики 6 класса. Работают

Группой у интер-доски, заполняя пустые клетки.

Целеполагание, выдвижение гипотез при виде незнакомого прибора.

Поиск и выделение необходи-мой информа-ции. Структури-рование знаний. Анализ физических тел и приборов.

Умение слушать и вступать в диалог

Первичное осмысление и закрепление знаний .

Работа с интерактив-ной доской

Учитель выводит на экран таблицу под названием
«Приборы» и предлагает учащимся заполнить её, работая группой у доски

Учащиеся дают название каждому столбцу и вносят записи в пустые клетки таблицы.

Уточняют названия незнакомых им измерительных приборов, лежащих на столе перед ними и как ими пользоваться.

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Выделение и формулиро-вание познавательной цели,

Анализ объектов и синтез

Работа в группе, умение распределить обязанности при работе.

Пауза

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Первичная
проверка
понимания

Виртуальная
лаборатория:
измерение объема,

Предлагает учащимся попробовать свои силы на практике.
Показывает как включить виртуальную лабораторию.

На столе каждый учащийся выбирает себе предмет и измеряет его физические величины, занося их в тетрадь.

Развитие мышления и
самоутверждение.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Рефлексия способов и условий действия.

Умение вовремя попросить помощи. Чтоб не терять времени на раздумье

Первичное
закрепление

Учитель предлагает двоим добровольцам игру «Черный ящик» - надо назвать что лежит в ящике и для чего оно нужно.

Можно снять мерку своего тела для кройки. Измерить длину шага и т.п

Учащиеся работают в паре, меняясь после каждого извлеченного прибора. Они должны правильно назвать прибор а его напарник сказать, где его можно применить.

Развитие мышления

Смыслообразование, развитие логического мыщления

Рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Умение слушать и вступать в диалог.

Информация
о домашнем задании

Слайд 16

Задает дозированное домашнее задание
(параграф из учебника, заполнить дома пустые клетки в таблице) и творческое задание на измерение.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока

Рефлексия

Учащиеся рассказывают о том, что они узнали нового сегодня и о том, смогут ли выполнить домашнее задание.

Приложение к плану-конспекту урока

Физические величины их измерение

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Видеофрагмент
презентация

virtlab2

ТСО

Электр. Таблица

Файл формата wmv

Файл формата ppt

Вирт.лаборатория

файл в формате doc

Презентация
электр. модель
Электронная таблица
на интерактивной доске

Подписи к слайдам:

Прав ли был Прометей, давший людям огонь? Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин, Из прекрасного лебедя вырос дракон, Из запретной бутылки был выпущен джин.

Повторим и вспомним 1. Механизм деления ядер урана. 2. Расскажите о механизме протекания цепной ядерной реакции. 3. Приведите пример ядерной реакции деления ядра урана. 4. Какие еще радиоактивные вещества вы знаете?

Тема урока: Ядерный реактор. Цели урока: Рассмотреть, что такое ядерный реактор, его устройство. Уметь объяснять принцип работы реактора и его применение на АЭС.

Первые ядерные реакторы Впервые цепная ядерная реакция урана была осуществлена в США коллективом ученых под руководством Энрико Ферми в декабре 1942г. В нашей стране первый ядерный реактор был запущен 25 декабря 1946 г. коллективом физиков, который возглавлял ученый Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960). Энрико Ферми (1901-1954) Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960) Uchim.net

Ядерный реактор – установка, в которой осуществляется управляемая цепная реакция деления тяжелых ядер Первый ядерный реактор: США, 1942 г., Э.Ферми, деление ядер урана. В России: 25 декабря 1946 г., И.В.Курчатов Первая в мире АЭС опытно-промышленного назначения мощностью 5 МВт была пущена в СССР 27 июня 1954 г. в г. Обнинске. За рубежом первая АЭС промышленного назначения мощностью 46 МВт была введена в эксплуатацию в 1956 в Колдер-Холле (Англия).

Строение активной зоны реактора ВВЭР Замедлитель –вода, теплоноситель-вода Она имеет прочный наружный стальной корпус, в случае непредвиденных обстоятельств можно локализовать возможную аварию. Корпус полностью заполнен водой под высоким давлением. Вода подается в реактор снизу под давлением. Сверху реактор закрыт стальной крышкой, герметизирующей его корпус. Характерная черта такого типа реакторов - высокий уровень самозащищенности. Реактор будет устойчив к воздействию землетрясения, падению самолета, взрывной волне.

Основные элементы ядерного реактора и их назначение Любой ядерный реактор состоит из следующих частей: Активная зона с ядерным топливом и замедлителем; Отражатель нейтронов, окружающий активную зону; Теплоноситель; Система регулирования цепной реакции, в том числе аварийная защита; Радиационная защита; Система дистанционного управления. Реактор на тепловых нейтронах 1 - управляющий стержень; 2 - биологическая защита; 3 - теплоизоляция; 4 - замедлитель; 5 - ядерное топливо; 6 - теплоноситель.

Устройство АЭС Атомная электростанция - это электростанция, в которой атомная энергия преобразуется в электрическую.

Принцип действия АЭС Тепло, выделяющееся в активной зоне реактора, отбирается водой 1-го контура, которая прокачивается через реактор насосом. Нагретая вода из реактора поступает в теплообменник где передаёт тепло, воде 2-го контура. Вода 2-го контура испаряется в парогенераторе, и образующийся пар поступает в турбину.

Управление реактором осуществляется при помощи стержней, содержащих кадмий или бор. При выдвинутых из активной зоны реактора стержнях k> 1. При полностью вдвинутых стержнях k

Схема процессов в ядерном реакторе: Uchim.net

Принцип действия реактора и работа реактора управление ядерным реактором, регулирующие стержни

Чернобыль – мировой синоним экологической катастрофы-26 апреля 1986 г. Разрушенный 4-й энергоблок Саркофаг В первый день аварии погиб 31 человек, по прошествии 15 лет с момента катастрофы умерло 55 тысяч ликвидаторов, еще 150 тысяч стали инвалидами, 300 тысяч человек умерли от лучевой болезни, всего повышенные дозы облучения получили 3 миллиона 200 тысяч человек

Балаковская АЭС Балаковская АЭС создавалась в течение 8 лет, с 1985 по 1993 год. Установленная электрическая мощность станции составляет 4000 МВт и обеспечивается четырьмя энергоблоками ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор).

Производственный ядерный топливный цикл. АЭС Изготовление твелов Разделение изотопов Захоронение отходов Хранилище отходов Радиохим.завод Подвоз топлива Хранилище отработанного топлива Рудник Пр-во урановых концентратов Производство UF 6 Аффинаж и производство UF 4

Применение ядерной энергии

Схема ядерной бомбы 1-обычное взрывчатое вещество; 2 -плутоний или уран (заряд разделен на 6 частей, масса каждой из которых меньше критической, но их суммарная масса больше критической). Если соединить эти части, то начнется цепная реакция, протекающая миллионные доли секунды, - произойдет атомный взрыв. Для этого части заряда соединяют с помощью обычного взрывчатого вещества. Соединение происходит либо «выстреливанием» навстречу друг другу двух блоков делящегося вещества докритической массы. Вторая схема подразумевает получение сверхкритического состояния путём обжатия делящегося материала сфокусированной ударной волной, создаваемой взрывом обычной химической взрывчатки, которой для фокусировки придаётся весьма сложная форма и подрыв производится одновременно в нескольких точках.

Неуправляемая цепная ядерная реакция. Ядерное оружие. Боевые свойства 1. Ударная волна. Образуется вследствие резкого и исключительно сильного повышения давления в зоне ядерной реакции. Она представляет собой быстро распространяющуюся о центра взрыва волну сильно сжатого и разогретого воздуха (от 40 до 60 % энергии) 2.Световое излучение 30-50 %энергии) 3. Радиоактивное заражение - 5-10 % энергии)-заражение местности в районе эпицентра при воздушном взрыве обуславливается в основном радиоактивностью, возникающей в почве в результате воздействия нейтронов. 4. Проникающая радиация. Проникающая радиация – это потоки гамма-лучей и нейтронов, испускаемых в момент атомного взрыва. Основным источником проникающей радиации являются осколки деления вещества заряда(5 % энергии) 5. Электромагнитный импульс (2-3 %энергии)

Испытания ядерного оружия впервые были проведены 16 июля 1945. в США(в пустынной части шт. Нью-Мексико.) Плутониевое ядерное устройство, установленное на стальной башне, было успешно взорвано Энергия взрыва приблизительно соответствовала 20 кт тротила. При взрыве образовалось грибовидное облако, башня обратилась в пар, а характерный для пустыни грунт под ней расплавился, превратившись в сильно радиоактивное стеклообразное вещество.(Через 16 лет после взрыва уровень радиоактивности в этом месте все еще был выше нормы.) В 1945 г. были сброшены бомбы на города Хиросима и Нагасаки

Первая атомная бомба СССР - «РДС–1» Ядерный заряд впервые испытан 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне. Мощность заряда до 20 килотонн тротилового эквивалента.

Ядерная бомба для применения со сверхзвуковых самолётов Головная часть межконтинентальной баллистической ракеты

В состав БЖРК входят: 1.Три минимальных пусковых модуля 2.Командный модуль в составе 7 вагонов 3.Вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов 4.Три тепловоза ДМ62. Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: 1. Пункт управления пусковой установкой 2.Пусковая установка 3. Агрегат обеспечения Боевой железнодорожный ракетный комплекс БЖРК 15П961 «Молодец» c межконтинентальной ядерной ракетой.

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА Экономия органического топлива Малые массы горючего Получение большой мощности с одного реактора Низкие транспортные расходы энергии Отсутствие потребности в атмосферном воздухе АЭС не загрязняют атмосферу, не требуют создания крупных водохранилищ, занимающих большие площади Безопасность реактора(возможность аварии с разгоном реактора, радиоактивные выбросы в окружающую среду) Радиоактивные отходы (утилизация отработанного топлива) Особенности ремонта Сложность ликвидации ядерного энергетического объекта (из-за ограниченности срока службы АЭС) Высокая квалификация и ответственность кадров Доступность для терроризма и шантажа с катастрофическими последствиями Дорого стоит добыча топлива ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОБЛЕМЫ

За два последних года атомная энергетика России увеличила производство энергии на 24%. В нашей стране сейчас эксплуатируется 10 атомных станций суммарной мощностью более 22 млн. кВт. АЭС России составляют 11% по мощности энергопроизводящих установок и дают примерно 15% энергии в стране, в европейской части - около 20%. В энергозонах Северо-Запада, Центра и Поволжья доля выработки энергии на АЭС составляет около 30-40%. При этом, как признано экспертами МАГАТЭ, АЭС России занимают сейчас второе место в мире после Японии по уровню устойчивости, надежности и безопасности.

Атомная энергетика ВВЭР – в одо- в одяной э нергетический р еактор РБМК – атомный р еактор б ольшой м ощности к анальный БН – атомный реактор на б ыстрых н ейтронах ЭГП – атомный э нергетический г рафитовый реактор с п ерегревом пара

Атом покорен, НО цивилизация под угрозой. Прав ли был Прометей, давший людям огонь? Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин, Из прекрасного лебедя вырос дракон, Из запретной бутылки был выпущен джин.

2. Для запуска реактора, отключи насосы (помпы) Объясните, что произойдёт. 3. Какие условия нужны чтобы реактор работал? 4. Какова должна быть температура реактора? 5. Какую роль играет парогенератор? 6. Зачем нужен конденсатор? 7. Какой ток вырабатывает АЭС на модели? 1. Для запуска реактора выводи из активной зоны регулирующие стержни. Объясни, что произойдёт.

Закрепление изученного. * Что называют ядерным реактором? (Александр) * Что является ядерным горючим в реакторе? (Сергей) * Какое вещество служит замедлителем нейтронов в ядерном реакторе? (Амаду) * Каково назначение замедлителя нейтронов? (Кирилл) * Для чего нужны регулирующие стержни? Как ими пользуются? (Мария) * Что используется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах? (Кристина)

Делаем тест…

урановые стержни графитовый блок кадмиевые стержни бериллиевая оболочка вода теплоноситель замедлитель нейтронов отражатель нейтронов поглотитель нейтронов ядерное "горючее" Укажите назначение каждого вещества в уран-графитовом реакторе с помощью стрелок.

Конденсатор Схема работы АЭС Вода, нагретая в активной зоне за счет внутренней энергии атомных ядер, проходя через теплообменник, нагревает воду в змеевике, превращая ее в пар. Второй контур Третий контур

Генератор Турбина Конденсатор Схема работы АЭС

Резюме При получении электрического тока на АЭС происходят преобразования энергии. Е к нейтронов и осколков ядер Е вн воды Е вн пара Е к пара Е к ротора турбины и генератора W эл Е вн атомных ядер урана

Классификация реакторов (по характеру использования) Экспериментальные реакторы Исследовательские реакторы Энергетические реакторы Изотопные (оружейные, промышленные) реакторы Предназначенны для изучения различных физических величин, значение которых необходимо для проектирования и эксплуатации ядерных реакторов; мощность таких реакторов не превышает несколько кВт. Используются для исследований в области ядерной физики, физики твёрдого тела, радиационной химии, биологии, для испытания материалов, предназначенных для работы в интенсивных нейтронных потоках для производства изотопов. Мощность не превосходит 100 МВт. Выделяющаяся энергия, как правило, не используется. Предназначены для получения электрической и тепловой энергии, используемой в энергетике, при опреснении воды, для привода силовых установок кораблей, самолётов и космических аппаратов, в производстве водорода и металлургии и т. д. Тепловая мощность современных энергетических реакторов достигает 5 ГВт. Используются для получения изотопов, используемых в ядерных вооружениях, например, 239 Pu .


План – конспект урока

Физика

Дата проведения урока:

01.12.17

Тема:

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы вещества

Планируемые результаты

Готовность к продолжению образования и повышения квалификации в профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

Умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

Умение анализировать и представлять информацию в различных видах

Цель:

создание условий для усвоения знаний и способов деятельности обучающихся в системе по изученной теме «Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы вещества» для формирования умений применять эти знания при решении поставленных задач.

Задачи:

Образовательные:

- организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по данной теме;

- закрепление вычислительных навыков при решении задач

Развивающие:

- создание условий для развития мышления на основе выполнения операций анализа и синтеза графика зависимости температуры плавления и кристаллизации твердого вещества;

- обеспечение развитие внимания обучающихся и умение правильно говорить при решении качественных задач;

- формирование умений наблюдать и объяснять физические явления;

- формирование устойчивого интереса к физике

Воспитательные:

- побуждение обучающихся к само – и взаимоконтролю, точности ответов;

- создание условий для воспитания сознательности обучающихся и умения защищать свою позицию.

Методы:

частично – поисковый, проблемный, исследовательский, графический

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации

Вид урока:

Семинар

Средства ИКТ, программные средства, раздаточный материал:

Мультимедийное приложение;

Оборудование: х/б платок, стаканы с водой и спиртом, спички, щипцы, штатив

Дидактические карточки

Литература

1. Дмитриева, В. Ф. Физика: для профессий и специальностей технического профиля: учебник: [для СПО] / В. Ф. Дмитриева. - Москва: Академия, 2016. - 446, с. : ил. ;

2.Фомина, М. В. Решение задач по физике / М.В. Фомина. – М.: Мир, 2001.

3.Барсуков В.В. Конспект первокурсника – М.: Интерпрессервис, 2012

4.Бутиков Е.И., Быков, А.А., Кондратьев, А.С. Учебное пособие – 6-е издание. «Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2010

5.Журнал «Физика в школе», 2013-2017

6.Контроль знаний учащихся по физике / Под ред. В.Г. Разумовского, Р.Ф. - М.: Просвещение, 2012

Планируемые результаты

Этапы занятия

Содержание этапа

Для преподавателя

Для студента

Деятельность преподавателя, её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы

Создание условий для быстрого включения в учебную деятельность

Включится в учебную деятельность

2.Организационный – 1 мин

Приветствует обучающихся;

Контролирует готовность к уроку

Настраиваются на восприятие, готовятся, слушают

Организацией и подготовкой к уроку

Для преподавателя

Для студента

3.Целеполагание и мотивация – 5 мин

Мотивирует обучающихся:

а) отметками за урок по количеству набранных баллов;

б) применение знаний в профессиональной деятельности

Организует работу через создание проблемной ситуации:

Установить последовательность тепловых процессов: от «твердого» до «газообразного» состояния и обратно;

Назвать тепловые процессы, изображенные на иллюстрациях

По предложенной ситуации определяют тему и цели урока.

Обеспечение мотивацией и принятие обучающимися целей учебно-познавательной деятельности.

- решение проблемных ситуаций при определении темы, целей урока

Цели достигаются посредством:

Организацией работы по группам;

Контролем правильности выполнения задания

Для преподавателя

Для студента

3.Актуализация опорных знаний

7 мин

Организует повторение и проверку знаний и умений по теме «Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы» в форме выполнения тестового задания на 2 варианта.

Критерии оценивания:

правильный ответ – 1 б

Итого – 11 баллов

Проверяют и корректируют знания выполнением тестовых заданий;

Осуществляют взаимопроверку;

Г отовятся к активной учебно- познавательной деятельности

Становление правильности и осознанности выполнении домашнего задания;

Выявления пробелов и их коррекция;

Подготовка обучающихся к основному этапу урока

Понимание места и причины затруднения;

Определение между знанием и незнанием

Цели достигаются посредством:

- формирования готовности и возможности обучающихся

к самостоятельности в приобретении знаний и умений

Для преподавателя

Для студента

4.Обобщение и систематизация

50 мин

Организует деятельность обучающихся по включению знаний в целостную систему:

I . опыты:

1. «несгораемый платок»;

2. «вода – плохой проводник тепла»;

3. «конвекция»

Критерии оценивания:

    правильный ответ - ma x 2б

Итого: 6 баллов

II . Решение качественных задач;

Критерии оценивания:

правильный ответ- 1 б;

на «5» - минимум – 3 б;

на «4» - минимум – 2 б;

на «3» - минимум – 1 б;

дополнения – 0,5 б

Ш. Решение расчетных задач

Критерии оценивания по действиям:

1) правильно вычислен первый ответ – 1 б;

2) правильно вычислен второй ответ- 2 б;

3) 1 вариант - правильно построен график – 3 б;

2 вариант – правильно найден оконч.ответ – 3 б

Итого: max - 3 балла

Строят высказывания в устной форме, доказывают, аргументируют свою точку зрения;

Прослушивают ответы каждого выступающего;

Выполняют самопроверку при решении расчетной задачи.

Формирование убежденности в возможности познания природы;

Развитие умений вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Расширение понятийной базы;

- включение в поисковую деятельность

Цели достигаются посредством:

- демонстраций физических опытов;

- решением и разбором качественных и расчетных задач

Для преподавателя

Для студента

5. Систематизация знаний –10 мин

Контролирует процесс выполнения задания: заполнить пустые ячейки в таблице.

Осуществляет проверку задания.

Критерии оценивания:

правильно заполненная ячейка – 1 балл

Итого: 13 баллов

Выполняют задание – заполняют таблицу

Выполняют самопроверку

Формирование интеллектуальных способностей обучающихся при выполнении самостоятельной работы

Формирование ответственного отношения к учению;

Готовность обучающихся к саморазвитию

Цели достигаются посредством:

Самостоятельным выполнением задания по дидактическим карточкам.

Для преподавателя

Для студента

6.Подведение итогов урока.

Домашняя работа. – 7 мин.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке:

Дает анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся по количеству набранных баллов;

Комментирует ДЗ

1. Вы видите условное обозначение агрегатных состояний вещества. Зарисуйте схему в тетрадь, стрелками обозначьте направление фазовых переходов, подпишите их названия.

2. Возможны ли фазовые переходы между твердым телом и газообразным? Ответ найдите в Интернете.

Слушают преподавателя;

Записывают ДЗ.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и преподавателем.

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Цели достигаются посредством:

- анализа и оценки успешности достижения целей

Излагает новый материал.

Слайд №5. Продолжаем наш урок.

1.Вопросом измерения давления первым заинтересовался ученик Галилео -Эванджелиста Торричелли, итальянский ученый 17 века. Он в 1634 году впервые доказал существование атмосферного давления и сконструировал первый прибор для его измерения - барометр.

Запишите в тетрадях.

Показывает видеоролик.

Сейчас мы посмотрим видеоролик опыта Торричелли. Слайд №6

2.Почему же вся ртуть из трубки не вылилась? Ребята как вы считаете?

Сила притяжения ртути в трубке заставляет её двигаться вниз, но снизу на ртуть в трубке действует по закону Паскаля сила атмосферного давления.

1. Слайд №7- Причины изменения атмосферного давления.

Если внимательно отмечать положение столбика ртути, можно заметить, что с течением времени оно меняется. По каким причинам это происходит? Как вы думаете?

1.Из-за изменения температуры;

2.Смены направлений ветра и т.д

Изменение атмосферного давления объясняется перемещением воздуха. Оно повышается там, где воздуха становится больше, и понижается там, откуда воздух уходит. А главная причина перемещения воздуха — его нагревание и охлаждение.

Давайте вспомним, что такое циклон и антициклон.

Атмосферное давление постоянно меняется. Область пониженного давления называется циклоном, а повышенного - антициклоном.

Слайд №8 - Со времён Торричелли барометр изменялся. На слайде показано, как выглядели первые ртутные барометры.

В настоящее время используют другой барометр. Вот так он выглядит (показать прибор ).

С помощью барометра мы сейчас определим, какое атмосферное давление в данный момент. (740мм). Существуют нормы атмосферного давления. Записать на доске.

Атмосферное давление, равное 760мм, называется нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой

и обозначают 1 атм =760 мм.рт.ст. Слайд №9

Слайд №10 - Итак, в чем можно измерить атмосферное давление?

В системе СИ атмосферное давление измеряется в Паскалях.

Сейчас мы с вами найдем, сколько Па нужно для столба ртути высотой 1 мм: (на доске)

Используя формулу гидростатического давления р=ρgh и зная, что плотность ртути ρ=13600 кг/

р=9,8Н/кг·13600кг/·0,001м= 133,3 Па

1мм рт.ст.= 133,3 Па

Слайд №11 - Очень важно знать спортсменам и альпинистам, как изменяется атмосферное давление в горах. Потому что, это влияет на здоровье человека и результат. Чем выше поднимаемся в гору, тем ниже атмосферное давление.

При подъёме на каждые 12 м давление уменьшается на 133,3 Па т.е. на 1 мм.рт.ст.

А если наши спортсмены поднимутся не на 12 м., а на 120м, на сколько Па уменьшится давление? (Написать пропорцию на доске). Смертельная зона для человека на высоте 8 км. Без дыхательного аппарата проживет всего 3 минуты.

Каким будет давление, может предсказать природа.

Природный барометр:

Если набрать в банку воды и поместить туда пиявку, то можно предсказывать погоду по ее поведению. В хорошую погоду пиявка лежит на дне, свернувшись в клубок. В морозную, ясную погоду она лежит на дне, а в снегопад - поднимается к поверхности. Все это связано с изменением атмосферного давления. То же самое наблюдается и в природе - в водоеме.

А как себя ведёт пиявка летом, можете узнать, почитав дополнительную литературу по физике.