Моторная дислалия. Функциональная дислалия и ее причины

Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.

Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.

В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» - код по МКБ-10 – F80.

Этиология

Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

  • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата - к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
  • короткой уздечке языка, реже верхней губы;
  • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
  • толстых и малоподвижных губах;
  • укорочении подъязычной связки;
  • неправильном прикусе;
  • аномалиях строения зубного ряда;
  • узком, низком или плоском верхнем небе.

Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие или не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.

Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

  • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
  • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
  • неразвитостью восприятия звуков на слух;
  • педагогической запущенностью;
  • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
  • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
  • отклонениями умственного развития;
  • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

  • примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
  • в 20% случаев у школьников младших классов;
  • в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Симптоматика

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

  • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
  • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Лечение

Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительного;
  • фазы формирования первичных навыков произношения;
  • создание коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе проводят:

  • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
  • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
  • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
  • улучшение мелкой моторики;
  • развитие обработки произношения звуков.

Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

  • постановку отдельно взятого звука;
  • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
  • развитие умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

Профилактика

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:

  • рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
  • своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
  • окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
  • обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
  • контроль над состоянием здоровья малыша;
  • прохождение регулярного осмотра у педиатра.

Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.

Учитель-логопед МБДОУ детский садкомбинированного вида №39 Крупина Марина Михайловна.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Это наиболее распространенное нарушение среди расстройств, произносительной стороны речи, которое проявляется в избирательном нарушении, ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.

Понятие «произносительная сторона речи», или «звукопроизношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно правильными речедвигательными навыками, которыми оно определяется. Сюда так же относятся: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со средствами, соблюдения норм орфоэпии.

Статистические данные отечественных и зарубежных исследований указывают, что недостатки произношения в последнее время у дошкольного возраста (5-6 лет) составляют 45-50%, у 25-30% детей школьного возраста (1-2класс), что значительно увеличилось по сравнению с прошлым и годами.

Формы дислалии (выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение) механическая и функциональная.

Механическая (органическая) дислалия : нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

Функциональная дислалия : неправильное звукопроизношение, при котором дефекты в строении артикуляционного аппарата отсутствуют.

Механическая дислалия и её причины.

I. Очень часто причиной, механической дислалии, является укороченная, подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (так называемые верхние звуки). Бывает, что язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что тоже затрудняет правильную артикуляцию.

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

Нижняя челюсть выступает вперед.

Между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. Если промежуток есть между передними зубами, говорят о переднем открытом прикусе,если промежуток есть между боковыми зубами, говорят о правостороннем, левостороннем или двухстороннембоковом прикусе.

Большие расщелины между зубами.

Неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо, или, наоборот, низкое, плоское.

Укороченная уздечка верхней губы.
- Расщепление твердого нёба, губы.

При механической (органической) дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолог. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

В некоторых случаях возможно комбинирование механической и функциональной дислалии.

Функциональная дислалия и её причины.

Неправильное общение с ребёнком в семье.

На первый взгляд безобидное общение с ребёнком в его же манере (сюсюканье), кажется довольно милым. Но в тоже время таит в себе множество скрытых изъянов в области формирования и становления речи маленького ребёнка.

Общение с детьми, имеющими дефекты в произношении и последующее подражание им.

Маленькие дети, у которых ещё не сформировалось правильное произношение, могут оказаться объектом для подражания. Следовательно, ребёнок перенимает речевые ошибки, которые становятся основой для появления дислалии.

Воспитание в семье, для которой характерно двуязычие.

Общение на двух языках с самого раннего возраста, может привести к тому, что ребёнок будет заимствовать из одного языка и переносить в другой различные особенности произношения.

Неразвитый фонематический слух.

Очевидно, что если ребёнок плохо дифференцирует звуки, которые отличаются тончайшими признаками акустического характера, развитие его звукопроизношения будет задерживаться.

Педагогическая запущенность.

Взрослый должен внимательно относиться к речи ребёнка: исправлять ошибки в его звукопроизношении; правильно и чётко произносить все звуки, чтобы ребёнок видел перед собой правильный образец; заострять внимание малыша на правильном произношении всех звуков.

Органы речевого аппарата обладают малой подвижностью.

Неумение ребёнка ставить язык в необходимое положение и моментально менять одно движение на другое, будет нарушать процесс развития правильного звукопроизношения.

Отклонение умственного развития ребёнка от нормы.

Любые нарушения в психическом развитии ребёнка, могут повлечь за собой появление дислалии .

Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков.

При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения: произвольно принимать позиции артикуляторных органов,(необходимые для произношения звука), что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные) оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствие этого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения (или взаимозамены) звуков.

В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций, часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков. Звук произносится как несвойственный системе языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений (замены, смешения, искажения звуков) в современных логопедических исследованиях подразделяются на две разно уровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонематические (фонологические) дефекты, искажения - как фонетические (антропофонические).

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь, вместе с тем существенным является выделение таких признаков нарушения, которые важны для самого логопедического воздействия (т. е. учет того, каким является нарушение, фонетическим или фонематическим).

В соответствии с предложенными критериями принято выделять 3 основные формы дислалии: акустико-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонетическая дислалия.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующие термины:

1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".

3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".

4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм - звуков к и к"

гаммацизм - звуков г и г"

хитизм - звуков х и х"

йотацизм - звука й.

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушенно до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

Если у ребенка возникают нарушения речи, его необходимо показать специалисту-логопеду. При этом логопед определит форму нарушения речи, выяснит возможные причины ее развития и подберет оптимальный комплекс мероприятий для восстановления звукопроизношения.

В большинстве случаев коррекция дислалии проводится при помощи комплексного использования различных методик. Применяется логопедическая гимнастика и массаж, разные игровые формы обучения правильному произношению звуков.

Важно помнить, что основная роль в формировании или коррекции речи ребенка принадлежит его родителям либо другим людям, проводящим с ним большую часть времени. Только систематичность занятий и постоянный речевой контакт в сочетании с созданием ровного эмоционального фона могут помочь правильному развитию речи у ребенка.

Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в этом возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее. В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка, что серьезно сказывается на обучении детей в школе. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Артикуляторно-фонетическая дислалия

К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Здесь также наблюдается и другой тип искажений, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука, но это достаточно редкое явление. В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, который соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков.

Функциональная дислалия. Ее причины

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения - биологические и социальные:

  • · Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
  • · Задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;
  • · Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
  • · Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая или с диалектными особенностями речь;
  • · Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;
  • · Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;
  • · Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;
  • · Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
  • · Функциональная дислалия также может быть вызвана снижением слуха. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных;
  • · Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения.

Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями - с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. "Первоначально, - пишет Н.И. Жинкин, - центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем"(4, стр. 63).

В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 - 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Дошкольный возраст - лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

Разновидности дислалии

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих(с, з, ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е.с" из ". Исключение составляют звукир ил . Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине(пароход - «паоход») и в конце(шар - «ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярныйр, когда вибрирует маленький язычок, межзубныйс, боковой ш, двугубныйл и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т ид («тулак» вместокулак, «дудок» вместогудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывнымт («танки» вместосанки) ;

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубнымф («фумка» вместосумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместопила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, - это простая дислалия, если пять звуков и более - сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих), - это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), - это полиморфная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звукс) - недостатки произношения свистящих(с,с", з,з", ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звукр) - недостатки произношения звуковр ир".

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звукл) - недостатки произношения звуковл ил".

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм - звуков к ик", гаммацизм - звуковг иг", хитизм - звуковх их", йотацизм - звукай (от названий греческих буквкаппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звукик, г, х, и).

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д"-д, п"-п, к"-к, р"-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звукич, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Дислалия – это нарушение произношения звуков. Всего существует множество разных . Звуки в слогах могут меняться местами или вовсе заменять их другими. Разновидность отклонения речи определяет врач-логопед, а также он занимается лечением. Главная задача специалиста – разработать эффективную терапевтическую тактику для устранения проблемы произношения.

Что такое функциональная дислалия

Функциональная дислалия считается отдельной речевой патологией. Другое название – функциональное косноязычие. Профессор-фониатр М. Симан обнаружил это отклонение впервые. Современная логопедия противопоставляет функциональной. Механические расстройства вызваны нарушениями в строении органов речи. Функциональная дислалия у детей не сопровождается нарушениями в строении артикулярного аппарата, фонемы произносятся неточно из-за неполного созревания аппарата речи или же из-за неправильного воспитания.

Важно! Если не вылечить патологию вовремя, то у ребенка могут возникнуть впоследствии проблемы с письмом и чтением.

Виды функциональных дислалий

Классификация основывается на факторах, послуживших причиной для нарушений. Существует два основных типа недостаточности, определяющих тип нарушения, – речеслуховая и речедвигательная. Функциональную дислалию подразделяют на 3 типа:

  1. Моторная функциональная дислалия.
  2. Сенсорная.
  3. Смешанная.

В основе данной классификации лежат психофизиологические артикуляционные механизмы. Для каждого типа характерны определенные признаки.

Моторная дислалия развивается, если органы артикуляции ребенка не готовы выполнять сложные и точные движения. Функциональная моторная дислалия обусловлена тем, что ребенок не может удерживать язык и губы в правильном положении, переключаться с одного звука на другой. Из-за неточности движений органов речи, вместо правильного произношения, закрепляется искаженное.

Слабое развитие речевого слухаглавная причина развития сенсорной дислалии. Задача опознавания оппозиционных звуков становится затруднительной. Фонематическая система не развита при сенсорной форме косноязычия.

Двигательные и чувствительные действия связаны друг с другом, поэтому некорректное произношение может возникнуть в результате сочетания вышеперечисленных форм, образуется смешанная дислалия. Сенсорная недостаточность приводит к появлению звуковых кинестезий, а неточное произношение негативно отражается на выработке слухового дифференцирования.

Существует также другая классификация, которая основывается на ведущем дефекте.

Акустико-фонематическая дислалия основывается на неумении отличать на слух похожие по звучанию сочетания. При произношении дефект проявляется отсутствием звука или его заменой. При этом все звуки произносятся верно, искажений нет.

При артикуляторно-фонематической дислалии нормальная речевая база у ребенка не сформирована, из-за чего он заменяет сложные звуки простыми или близкими по звучанию. В схожих фонемах дети заменяют их друг другом или смешивают.

Артикуляторно-фонетическая форма дислалии вызвана отклонениями на фонетическом уровне речи при том, что фонематика сохранена полностью. В речи появляются звуковые искажения – используются неправильные варианты звуков. Обычно все звуки произносятся.


Диагностика

Диагностировать нарушение можно при осмотре у логопеда. Для различных форм косноязычия существует ряд общих признаков, однако для каждой отдельной формы существуют свои собственные проявления. Несформированные речевые умения выражаются тем, что ребенок заменяет одни звуки другими, более простыми в произношении. Иногда происходит смешение или искажение звуков, а также полное отсутствие.

При дислалии страдают только согласные звуки, а произношение гласных остается нормальным. Нарушения могут касаться как отдельных звуков, так и целых групп (сонорные, свистящие, шипящие). Произношение нарушается вне зависимости от твердости или мягкости звука.

Если у ребенка акустико-фонематическая дислалия, то он воспринимает звуки неправильно, из-за чего смысл слова нарушается. Например, ребенок воспринимает слово «дочка» вместо «точка». Происходит смешивание и замена фонем.

Артикуляторно-фонематическая дислалия может проявляться по-разному. Во-первых, из-за недостаточного формирования речевых укладов ребенку приходится использовать более простые звуки. Второй вариант – несмотря на то, что ребенок усвоил все артикуляционные позиции, он не может запомнить их и путает положение губ и языка. Поэтому иногда произношение у него правильное, иногда дефектное. Замена или смешивание могут произойти с похожими по месту образования звука. Например, шипящие и свистящие («шапка» – «сапка»), твердые и мягкие звуки («вал» – «вял») и т. д.

Если у ребенка артикуляторно-фонетическая дислалия, то у него развиваются различные варианты неправильного произношения звуков. Несмотря на то, что звук произносится некорректно, он довольно близок по звучанию к правильному, из-за чего легко узнается. Искаженное произношение закрепляется в памяти ребенка, однако на письме это никак не отражается.

В комплекс диагностических мер входит обследование звукопроизношения и артикуляционной базы. Врач проверяет состояние мимической и жевательной мускулатуры, исследует подвижность органов речи. Также логопед обследует речевое дыхание.


Лечение

Логопедическая работа при функциональной дислалии заключается в формировании умения и навыков правильного произношения звуков. Чтобы воспроизводить фонемы грамотно, ребенку необходимо, во-первых, не смешивать их и воспринимать правильно. Во-вторых, отличать правильное звучание от дефектного. Логопед должен научить ребенка держать язык и губы в нормальном положении и использовать звук только в правильном варианте.

Занятия по коррекции у логопеда должны проводиться не реже трех раз в неделю и регулярно.

Обратите внимание! Родители также должны уделять до 20 минут своего времени на логопедические упражнения, которые необходимо проводить 3 раза в день.

На сроки избавления от дефектов речи влияют несколько факторов:

  1. Сложность дефекта.
  2. Индивидуальные особенности ребенка.
  3. Возраст.
  4. Регулярность занятий.
  5. Помощь родителей.

Гораздо легче детям дошкольного возраста, поэтому, при обнаружении недостатков, нужно незамедлительно приступить к коррекции.

Коррекция косноязычия ступенчатая. Этапы преодоления функциональной дислалии у детей затрагивают разные стороны проблемы.

Главная задача первого подготовительного этапа – развить доверительные отношения с ребенком, разработать его слуховое внимание и память, восстановить фонематическое восприятие. При помощи особых методик врач формирует артикуляционную базу ребенка.

При помощи упражнений логопед ликвидирует анатомические нарушения, которые связаны со строением речевого аппарата. Одно из самых главных мероприятий – . Очень полезны упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Второй этап направлен на закрепление первичных навыков. Логопед добивается правильной постановки отдельно взятых звуков. В идеале правильная артикуляция должна осуществляться автоматически. Ребенок должен научиться дифференцировать звуки.

Цель третьего, последнего этапа – закрепление полученного произношения и развитие коммуникативных навыков. Ребенок должен произносить все звуки правильно, вне зависимости от речевой ситуации.

Профилактика

Для того чтобы закрепить результаты логопедических практик и не допустить развития нарушений в дальнейшем, необходимо регулярно проводить специфические профилактические меры.

Период беременности очень важен для здоровья ребенка, поэтому следить за ее ходом очень важно, чтобы . Посещение акушера-гинеколога обязательно.

Анатомические дефекты необходимо выявлять и лечить сразу же. Ребенка важно окружить правильной и грамотной речью, которую он мог бы воспроизводить. Общение с родителями крайне необходимо для умственного развития и становления речи. Осмотр у педиатра должен проводиться регулярно.

Вывод

Дислалия поддается лечению в большинстве случаев, однако важно вовремя приступить к коррекции и регулярно заниматься с ребенком.