Десятилетие триумфа советской экономики. Годы пятидесятые

ЛЕКЦИЯ 16. СССР В 1960 - 80-Е ГОДЫ: ЭКОНОМИКА, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО

И.С. БАШЕНЬКИНА

Рассматриваемый период оказался последним, итоговым в советской истории, с этого уровня в стране начались коренные реформы. Поэтому важно ответить на вопросы, что же следует реформировать, какие извлечь уроки и власти, и обществу из предыдущей исторической эпохи.

Именно в данный период коренным образом меняется мир и мировая экономика. В странах Запада в 1960 - 80-е годы в результате научно-технических и технологических революций начинается переход к качественно новому - информационному (постиндустриальному) - обществу. Оно характеризуется резким увеличением роли непроизводственной сферы, особенно образовательной, информационной. В экономике осуществляется переход к наукоемким и ресурсосберегающим технологиям, массовому применению компьютерной техники. В социальной сфере отмирают "классические" классовые противоречия, развиваются различные формы "народного капитализма", резко повышается уровень жизни и социальной защищенности людей.

С другой стороны, накопленные гигантские военные потенциалы достигли опасного уровня, который угрожает уже самому существованию человеческой цивилизации. Мировая общественная мысль поставила вопрос о необходимости качественно новой международной политики.

В этих условиях от правительства СССР требовалась принципиально новая политика. В стране на рубеже 50 - 60-х годов было создано индустриальное общество, объективно следующим этапом развития становился переход к постиндустриальному.

Советская система , несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере : монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике : тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной : регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Еще в начале 60-х годов правительство Н.С. Хрущева пришло к выводу о необходимости серьезных экономических реформ, готовились их проекты. Новое руководство попытку хозяйственных преобразований предприняло реформой 1965 г.

В марте 1965 г. были приняты важные решения по проблемам сельского хозяйства. Значительно выросли капиталовложения в производство и на социальные нужды села, повышены закупочные цены на плановую и особенно внеплановую продукцию, сами планы становились стабильными. Оплата колхозников по трудодням была заменена помесячной оплатой, они получили право на пенсию и гражданский паспорт. Эти меры положили конец дискриминации сельских жителей, значительно повысили их уровень жизни.

В сентябре началась реформа в промышленности. Были ликвидированы совнаркомы, восстановлены центральные министерства, созданы государственные комитеты. Сокращалось число директивно планируемых показателей, провозглашался хозрасчет, в распоряжении предприятий оставлялась часть дохода: для материального поощрения, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства. Это была попытка добиться стимулирования производства без изменения его основ. Реформа 1965 г. обеспечила усиление динамики экономического роста (повышение темпов прироста национального дохода, производительности труда в 1966 - 1970 гг.).

Но, не успев начаться, реформа стала выхолащиваться: предприятия не получили обещанных прав, сохранилось планирование по валу, фондовое распределение сырья и продукции. С 1970 г. эксперименты по использованию рыночных механизмов были прекращены. Консервативная тенденция одержала верх, тем более, что во главе ее стоял Л.И. Брежнев.

На высшем уровне принимались решения, нацеленные на развитие научно-технической революции, повышение эффективности производства и качества продукции, интеграцию науки и экономики. Но мировая экономика стремительно уходила вперед, а в нашей стране в результате отказа от действенной реформистской политики накапливались проблемы, преобладал экстенсивный путь развития.

Возможности советской экономической системы были явно исчерпаны: эффективность производства неуклонно снижалась, недостаточными были темпы роста национального дохода, качество продукции за редким исключением было таким, что она не пользовалось спросом даже на внутреннем рынке. При этом не удовлетворялись потребности населения в важнейших видах товаров и продуктов. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,8% в 1966 - 1970 гг. упали до 3,6% в 1981 - 1985 гг., а темпы роста производительности труда снизились с 6,8% до 3 %.

Если в 30 - 40-е годы главным объектом эксплуатации был аграрный сектор, то в 60 - 80-е - прежде всего природные ресурсы. Предоставленная ведомствам монополия на бесконтрольное и почти бесплатное использование лесных, водных и сырьевых богатств нанесла невосполнимый ущерб стране, стала одной из причин резкого обострения экологической ситуации. Этот же источник интенсивно использовался для пополнения государственного бюджета.

Неэффективной оказалась и система директивного планирования, показателем этого были "черные субботы", штурмовщина, корректировка планов и т.п.

Совершенно недостаточными были темпы развития научно-технического прогресса, без которого немыслим переход к постиндустриальному обществу. На рубеже 80-х годов непроизводительным ручным трудом было занято 40% рабочих промышленности, до 75% работников сельского хозяйства.

Несмотря на многомиллиардные вклады в сельское хозяйство , попытки реорганизации управления колхозным производством (создание производственных объединений, агропромышленных комплексов), к началу 80-х годов абсолютное большинство колхозов были нерентабельны. С начала 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали резко падать, страна столкнулась с серьезной нехваткой продовольствия. Это был заключительный акт в трагедии российского крестьянства, начавшейся в 20 - 30-е годы: "раскрестьянивание" было закончено, а массовая миграция из села в город привела к "вымиранию деревень".

Чуть ли не единственной отраслью экономики, усиленно наращивающей обороты развития, была оборонная промышленность. Перешагнув порог военно - стратегического паритета, СССР обогнал США по численности войск, количеству танков и артиллерии, числу носителей ядерного оружия, объему ядерных вооружений. Гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на экономику (по некоторым данным - 14% бюджета), создавала в ее структуре такие перекосы, на исправление которых нужны многие годы и огромные средства.

За все это время на высшем уровне не было принято ни одной конструктивной программы, способной кардинально изменить и прогнозировать экономическую ситуацию. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Мерилом экономических достижений страны, жизнеспособности внутренней политики, показателем благополучия общества является социальная сфера.

"Сосредоточение все больших сил и средств на решении задач, связанных с повышением благосостояния советских людей" объявлялось главной целью социальной политики, однако сложившаяся экономическая система и ее низкая эффективность не могли обеспечить ее выполнение: социальные программы финансировались по “остаточному” принципу.

Конечно, уровень жизни в стране за эти годы вырос значительно, особенно в аграрном секторе. Но необходимо учитывать, что потребности людей растут с развитием науки и техники, уровнем образования и культуры и т.д.; к тому же сравнение с развитыми странами по уровню жизни, социальной защищенности населения говорило о все большем отставании страны.

По всем параметрам личного потребления: структуре, качеству, ассортименту и доступности материальных благ СССР занимал в 1985 г. 77 место в мире, т.е. уступал не только странам Запада, но и многим странам "третьего мира". Все эти годы снижалась реальная заработная плата. С 1927 по 1985 гг. доля заработной платы в произведенной продукции снизилась с 58 до 36% (т.е. из произведенных 100 рублей продукции работники получали в качестве зарплаты только 36). Такая низкая доля оплаты труда никогда не регистрировалась в промышленно развитых странах, где она стабильно колеблется в пределах 65 - 75%.

Острейшей оставалась жилищная проблема , которая усугубляется огромным фондом старого жилья, не отвечающего элементарным потребностям людей (50% – не имеет канализации, водопровода, горячей воды, центрального отопления, телефона).

Общепризнанным достижением СССР являлось бесплатное медицинское обслуживание. Однако низкая материальная обеспеченность здравоохранения стала причиной его кризисного состояния. По доле расходов на медицину в начале 80-х годов СССР был в седьмом десятке из 126 стран (4% национального дохода). По сравнению с шестидесятыми годами многие показатели заболеваемости и смертности в стране ухудшились, что объясняется также длительным недопотреблением качественных продуктов, усилением действия "факторов риска": алкоголя, курения, загрязнения окружающей среды. Продолжительность жизни в стране в 1987 г. составляла 69 лет - это 35 место в мире.

С середины 70-х годов наметились признаки товарного голода и продовольственного кризиса : с прилавков большинства городов исчезли мясо, колбасные изделия, масло, яйца. На особом обеспечении продуктами и промышленными товарами находились столичные города, которые поневоле стали распределительными пунктами для всего Союза.

Накапливались проблемы в сфере межэтнических отношений . Интеграционные процессы в стране (единое экономическое и политическое пространство, массовая миграция населения, превращение практически всех регионов в многонациональные, культурная общность, широкое распространение русского языка и др.) не "отменяли" специфические региональные и этнические проблемы. Официальная пропаганда заявляла о полной решенности национального вопроса в СССР, о формировании новой исторической общности "советский народ", а в национальных регионах набирало силу стремление к экономической и политической самостоятельности, к реализации своих культурных, языковых, религиозных интересов. Распределение властных полномочий в пользу центра, ущемление самостоятельности регионов (не только национальных), приоритет интернациональных интересов в ущерб национальным в государственной политике приводило к замалчиванию и накапливанию противоречий в этой сфере. Формировались национальные движения, проводились массовые митинги и демонстрации (Фрунзе, Чимкент, Нальчик - 1967 г., Грозный - 1973 г., Вильнюс - 1977 г., Тбилиси - 1968, 1978 гг. и др.), которые подавлялись военной силой.

При всей сложности социальной ситуации в стране необходимо отметить, что это время было первым за всю историю Советской власти периодом стабильности: отсутствие крупных социальных потрясений, войн (до Афганистана), массовых репрессий. Устойчивости жизни способствовали и гарантированные социальные блага, а также идеологическая обработка населения, недоступность полной и правдивой информации о стране и мире.

Как уже отмечалось, основы политического строя оставались прежними, хотя он был явно "мягче", "либеральнее" сталинского правления. Вопросы укрепления и расширения советской демократии правящая партия объявила ключевыми в своей политике. Принятая в 1977 г. Конституция СССР утверждала полновластие Советов, закрепляла за ними функцию обеспечения экономического и социального развития, максимально полного представительства интересов всех классов, социальных слоев и групп, всех наций. Общесоюзные и республиканские органы общественных организаций получали право законодательной инициативы, повышались права трудовых коллективов. В Конституции закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе. Реальная власть в стране, по-прежнему, находилась в руках партии, а не Советов.

Победа консервативного политического курса проявилась и в постепенной негласной "реабилитации" Сталина и сталинизма, происходит своего рода откат к сталинской модели развития. Но в ней уже нет равного Сталину вождя и массовых репрессий (а, значит, и тотального страха), нет уже и беззаветной веры в идеалы коммунизма, что подрывало основы системы, приводило к социально-нравственной коррозии.

В непрерывной идеологической обработке населения преобладали догматические лозунги и теории, закрывались глаза на многочисленные проблемы, присутствовала и откровенная ложь. Провалилась попытка создать нового вождя в лице Л.И. Брежнева. Накапливались деформации и в нравственной сфере. В этих условиях был неизбежен рост проявлений социального протеста, в первую очередь, в среде интеллигенции. На его подавление была направлена мощь органов госбезопасности, использовались внесудебные формы преследования: ссылки, помещение в психиатрические лечебницы, высылка за рубеж и лишение советского гражданства. В судебном порядке подобные дела рассматривались как уголовные. Однако массового социального протеста в СССР не было, как не было и осознания серьезного кризиса.

Главной чертой советской внешней политики стала ее еще большая идеологизация . Суть ее выражена заявлением Л.И. Брежнева: "Внешняя политика Советского Союза была, есть и будет политикой социалистической, классовой, интернационалистской". Главная цель обеспечение советскому народу “благоприятных внешнеполитических условий для успешного строительства коммунизма”.

Идеологи КПСС объявили мирное сосуществование новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом, не "отменялась" и идеологическая борьба между двумя системами. Определенная идеологизация внешней политики характерна и для стран Запада (политика "сдерживания коммунизма"). С другой стороны, и Восток, и Запад понимают, что гонка вооружений бессмыслена, ядерная война приведет к гибели человечества. Поиск выхода из этого глобального противоречия, на наш взгляд, объясняют неустойчивые отношения СССР с капиталистическим миром:

* жесткая конфронтация во второй половине 60-х годов,

* разрядка международной напряженности в 70-е годы,

* резкое ухудшение обстановки в конце 70-х - начале 80-х годов.

В период разрядки начинается процесс нормализации отношений между Востоком и Западом, заключается целая серия важнейших договоров, существенно понизивших уровень военной опасности и открывших возможности для расширения экономических, научно-технических и культурных контактов между ними. На протяжении 70-х годов активно проводились встречи на высшем уровне между СССР и Францией, ФРГ, Англией, Канадой и др. Особое значение имели регулярно проводившиеся с 1972 г. встречи Л.И.Брежнева с президентами США и заключение договоров между двумя странами. Только в 1972 - 1973 гг. было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. Важнейшими были "Основы взаимоотношений между СССР и США", зафиксировавшие необходимость политики мирного сосуществования и обязательство обеих сторон предотвратить возникновение ядерной войны; договоры по снижению военной опасности и ограничению стратегических вооружений, об ограничении противоракетной обороны, исходивший из принципа одинаковой безопасности сторон. С 1973 г. возобновились переговоры между НАТО и ОВД о сокращении вооруженных сил в Европе.

Кульминацией усилий многих государств по укреплению мира явилась работа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973 - 1975 гг.) . Заключительный акт СБСЕ, подписанный 33 европейскими государствами, США и Канадой 1 августа 1975 г., подвел черту под второй мировой войной, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. Основополагающими принципами взаимоотношений между государствами были признаны принципы мирного сосуществования, страны приняли обязательства по защите прав человека, свободе информации и передвижения.

Но период разрядки оказался недолгим, а политика непрочной в силу обстоятельств, о которых говорилось выше. Поворотными были: решение стран ОВД (1976 г.), а затем НАТО (1979 г.) о размещении ракет средней дальности в Европе; ввод советских войск в Афганистан (1979 г.), положивший начало десятилетней войне и расцененный в мире как акт советской экспансии. "Холодная война" возобновилась, что привело к резкому обострению международной ситуации. По оценке Ю.В. Андропова (1983 г.), международная обстановка для СССР была самой тяжелой и неблагоприятной со времени окончания второй мировой войны.

Несомненно, приоритетным направлением внешней политики СССР было укрепление мировой социалистической системы. Продолжался начатый еще в 50-е годы процесс политической, военной и экономической интеграции стран Восточной Европы (через ОВД, СЭВ, создание межгосударственных учреждений), который обеспечивал усиление позиций СССР, но существенно ограничивал суверенитет этих государств. Ограничение суверенитета социалистических стран в полной мере проявилось в событиях 1968 г. в Чехословакии, когда войска пяти стран ОВД подавили начавшиеся в ней реформы. Серьезным кризисом было обострение ситуации в Польше в 1980 г., который удалось преодолеть введением в стране военного положения. Нарастала нестабильность социалистической системы, усиливались центробежные тенденции, особенно в странах Восточной Европы.

Огромные финансовые и материальные затраты для поддержки дружественных сил и режимов в странах "третьего мира", участие СССР в военных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия), открытая агрессия против Афганистана существенно осложняли как внутреннюю ситуацию в стране, так и международную обстановку.

Сложнейшая для страны международная обстановка в начале 80-х годов, нарастание социально-экономического отставания СССР требовали от правительства более действенной, реформистской политики. Попытки Ю.В. Андропова (1982-1984 гг.) чисто внешними, милицейскими мерами "навести порядок", хотя и пользовались сочувствием в обществе, закончились безрезультатно. Сменивший его К.У. Черненко (1984-1985 гг.) продолжил консервативную политику. Но общество не может развиваться, не решая эффективно и своевременно назревающие проблемы. Потребность в качественно новой политике, необходимость реформирования советской системы становились все более очевидными и для власти, и для общества.

Чем запомнился 1960?
Хрущев стучит ботинком по трибуне ООН и обещает показать империалистам кузькину мать. Собаки Белка и Стрелка отправляются в космический полет. Четверка стройбатчиков 49 дней дрейфует в открытом океане и становится знаменитой на весь мир. 1 мая над Уралом советская ракета сбивает самолет американского шпиона Гарри Пауэрса. В столице открывают бассейн «Москва» и закрывают Таганскую тюрьму. С преступностью борются силами дружинников, а с тунеядцами – всем миром. . Город Ярославль празднует свое 950-летие.
Частная жизнь идет своим чередом. Во дворах танцуют под Майю Кристалинскую и осваивают новую игру – бадминтон. Дети носят чулки и лифчики, женщины вяжут шапочки-менингитки. В кино смотрят «Ночи Кабирии» и «Бабетта идет на войну». На комсомольских собраниях ругают бородачей и прозрачные блузки. В лексиконе появляется новое словечко «выбить». Становится модным ходить в походы и работать геологом. «Крутым» бывает только презрение к дармоедам, а «голубым» мирное небо над головой.
И в этом потоке частного и исторического, сиюминутного и эпохального не может затеряться еще одно важное событие – ваше появление на свет в одна тысяча девятьсот шестидесятом.

Маленький мальчик на лифте катался, Все хорошо, только трос оборвался. Роется бабка в груде костей, Ищет кроссовки за 300 рублей. … Маленький мальчик на лифте катался, Все хорошо, только трос оборвался. Роется бабка в груде костей, Ищет кроссовки за 300 рублей. Тип: Садисткие стишки

В одном пионерском лагере стояла синяя кровать, и все, кто на нее ложился, умирали. Один раз туда положили девочку, а наутро нашли ее мертвой. На с… В одном пионерском лагере стояла синяя кровать, и все, кто на нее ложился, умирали. Один раз туда положили девочку, а наутро нашли ее мертвой. На следующий вечер легла вторая на эту кровать - и тоже умерла. Вожатые вызвали милицию. Приехал следователь с помощниками, но ничего не нашли. Тогда следователь решил сам лечь на кровать, а помощникам приказал смотреть, что будет. Лег он на кровать и вдруг стал умирать. Помощники смотрят, а от кровати какие-то трубки в подвал ведут. Побежали они в подвал, а там сидит мужик с синими зубами и кровь через трубки пьет. Его арестовали, а следователя еле спасли. А мужика с синими зубами расстреляли - он оказался фашистским предателем и в подвале после войны от наших прятался.

оценок: 0
Тип:

От оттепели к эпохе застоя

Один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».

Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году - первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде . Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.


В СССР по-прежнему происходили поиски собственного стиля и создание уникальной системы производства, способной сделать жизнь советского человека комфортной и безоблачной. Правда «рог изобилия», древний символ богатства, почитаемый архитекторами времён «сталинского ампира», так и остался лишь украшением на каменных стенах. А настоящим символом советского времени, переходящим из десятилетия в десятилетие - был дефицит.

В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.

Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».

Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.

Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.


Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.

Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.

Подчиняясь идее создания уникальной советской моды , журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.

Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.


Перед государством стояла приоритетная задача - дать народу необходимые вещи по низкой цене, которая являлась бы доступной для каждого. Достигнуть этого можно было путём снижения издержек производства, т.е. уменьшая затраты на все производственные операции. Поэтому проблемой массового производства являлось отсутствие гибкости. Смена модели означала лишние расходы, приостановку процесса, а, следовательно, уменьшение количества готовой продукции, из-за чего новые модели осваивались неохотно. То же самое происходило и при производстве тканей. Лёгкая промышленность была не в состоянии обеспечить страну модной готовой одеждой.

Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.

Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.

Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.


В многие крупные города имели собственные Дома моделей . Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.



Главным учреждением, определяющим направление официальной моды, был ОДМО – Общесоюзный Дом Моделей одежды в Москве . В Доме моделей работали самые крупные профессионалы модельного дела - Вера Аралова, Тамара Файдель, Лина Телегина, Татьяна Осьмеркина, Елена Стерлигова, Александр Игманд и многие другие советские модельеры. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором».



Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ - Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.

На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.

У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» - каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L"Officiel», «Elle», «l"art et la mode» и др.

Основные направления международной политики 1960-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке.

На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.

США откровенно бросили вызов СССР. В 1960-е годы американскими службами было намечено 20 тыс. объектов, которые подлежали уничтожению с помощью атомных ударов. Это вынудило советское руководство тратить огромные средства, чтобы добиться стратегического приоритета. Американская же пропаганда запугивала свой народ и народы западных стран мнимой советской угрозой.

На пути к «разрядке». Несмотря на сложные проблемы, существовавшие в 1960-е годы, а также на то, что гонка вооружений продолжала раскручивать маховик ускорения, все же появились и первые проблески понимания противоборствующими сторонами необходимости договариваться. То, что начало прослеживаться в 1960-е годы и нашло свое развитие в 1970-е, стали у нас называть «разрядкой», а на Западе «ослаблением напряженности».

В 1960-е годы начались переговоры в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Подобные испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.

На рубеже 1950-1960-х годов и особенно в 1960-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и Карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо чаще, чем раньше. Даже короткое

пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее в начале 1960-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.

К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой - на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста договора. В нем говорилось, что СССР, Англия и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.

Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех. Это был первый опыт согласованного решения проблемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно добиться консенсуса. Спустя более 20 лет так был решен и вопрос с ракетами средней и меньшей дальности.

Первые годы шестого десятилетия XX в. были противоречивыми. С одной стороны - заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой - высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря. Этот кризис, о котором уже упоминалось выше, поставил человечество перед реальной угрозой войны. Переговоры непосредственно велись с президентом Дж. Кеннеди и советским премьером Н. С. Хрущевым, и обе стороны, не желая допустить страшной катастрофы, пошли на взаимные уступки. Советский Союз вывез с Кубы раке

ты и самолеты, Соединенные Штаты официально заявили, что не будут прибегать к вооруженной борьбе против Кубы.

Подготовка Договора о нераспространении ядерного оружия.

Во второй половине 1960-х годов США и СССР готовы были взять своего рода «тайм-аут» для перегруппировки своих сил и определения дальнейших шагов с целью сохранения своего влияния в системе международных отношений. Некоторые исследователи считают, что именно в этот период сверхдержавы пытались при сохранении своих позиций найти возможные пути развития, с тем чтобы избежать втягивания в серьезный конфликт и не допустить возникновения ядерной войны.

После подписания Московского договора о частичном прекращении испытаний ядерного оружия Советский Союз вместе с партнерами по переговорам продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия.

Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия.

В 1960-е годы шли переговоры и о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.

Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания объединенных ядерных сил с участием в них ФРГ.

Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могли не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 1960-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения. В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.

В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.

Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 1960-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 1960-х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.

Вопрос о подготовке и заключении договора по этой проблеме обсуждали во время встречи на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел СССР А. А. Громыко и государственный секретарь США Д. Раек. Надо отметить, что в ходе работы над его текстом позиция США менялась в сторону сближения с позицией СССР.

Шаг за шагом на заседаниях Комитета 18-ти и на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи вырабатывались приемлемые формулировки статей договора, в результате чего три державы - СССР, США и Великобритания - внесли совместный его проект. Он был рассмотрен на XXII сессии Генеральной Ассамблеи, работы которой были перенесены на весну. После обсуждения Генеральная Ассамблея 12 июня 1968 г. одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия и попросила правительства-депозитарии открыть его для подписания и ратификации как можно скорее. 1 июля 1968 г. Договор был открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день в Москве его подписал A.A. Громыко, а также представители 36 других государств.

Заключение этого Договора явилось значительной победой в борьбе против ядерного оружия. Его 71-я статья обязывала участников в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах прекращения гонки ядерных вооружений и в ближайшем будущем о ядерном разоружении.

Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядерным оружием, брал обязательство «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно».

СССР, США и Англия внесли в Совет Безопасности предложения о гарантиях безопасности неядерных стран, согласованные ими 7 марта 1968 г. 19 июня Совет Безопасности принял резолюцию о гарантиях безопасности неядерных государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия.

После ратификации Договор вступил в силу 5 марта 1970 г. К этому времени его подписали около 100 государств. Он открывал перспективы к достижению и других соглашений по ядерной проблеме.

Активные действия в эти годы Советский Союз и ряд других стран вели за созыв общеевропейского совещания. Подготовка к совещанию заняла не один год: вторую половину 1960-х - первую 1970-х годов.

В конце 60-х годов был поднят вопрос о демилитаризации морского дна и началась подготовки Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения. На XXIV сессии Генеральной Ассамблеи был рассмотрен проект такого договора, представленного после согласования с СССР и США 7 октября 1969 г.

Таким образом, 1960-е годы дали миру два договора, касающихся ядерного оружия, открыли дорогу в космос. Были решены очень трудные задачи во время Карибского кризиса.