Контрольная работа - образование древнерусского государства. Землевладение и хозяйство бояр

«10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ...»

ИСТОРИЯ

РОССИИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

МОСКВА «ВАКО»

Издание допущено к использованию

в образовательном процессе на основании

приказа Министерства образования и науки РФ

от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).

Контрольно-измерительные материалы. ИсК64 тория России. Базовый уровень. 10 класс / Сост.

К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

ISBN 978-5-408-00994-7 Представленные контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 10 класса тематически сгруппированы и соответствуют требованиям школьной программы по истории.

Использование КИМов позволит не только оценить усвоение учащимися материала по каждой теме, но и подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении заданий ЦТ и ЕГЭ. В конце издания предложены ключи ко всем тестам.

Пособие адресовано учителям, школьникам и их родителям.

УДК 372.893 ББК 74.266.3 ISBN 978-5-408-00994-7 © ООО «ВАКО», 2013 Комментарий для учителя Вашему вниманию предлагаются «Контрольно-измерительные материалы к учебникам Н.С. Борисова «История России. С древнейших времен до конца XVII века»

и А.А. Левандовского «История России XVIII–XIX веков».

Базовый уровень. 10 класс».



Структура пособия полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего образования и «Требованиям к уровню подготовки учащихся».

Вопреки устоявшемуся мнению тестовые задания позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по истории, но и учебные умения на разных уровнях усвоения материала.

В пособии даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу от простых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа и помещенным в приложении (часть С).

На выполнение тематических тестов отводится 5–7 мин, поэтому учитель их может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение итоговых тестов отводится 35–40 мин.

Часть А содержит задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть В состоит из заданий повышенного уровня сложности с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки учеников, умение классифицировать и систематизировать факты.

Часть С содержит задания высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Они направлены на комплексную проверку знаний и умений учащихся.

В зависимости от формы задания используются различные способы оценивания. Существует дихотомическая система, при которой вопрос оценивается одним баллом в случае правильного ответа и нолем баллов, если ответ дан неправильно. Эту систему оценивания можно использовать при проверке заданий части А и тех заданий из части В, в которых нужно указать дату или слово. Максимально возможный балл за тест в этом случае будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.

В части В помещены также задания на установление правильной последовательности и установление соответствия. Эти формы заданий оцениваются как по дихотомической, так и по политомической системе.

Пример задания из части В на установление правильной последовательности В1. Расположите события в хронологической последовательности. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Невская битва

Б) битва на реке Калке

В) набег «Неврюевой рати»

Г) съезд князей в городе Любече О т в е т: ГБАВ.

При политомической системе оценка этого задания будет выглядеть так:

Балл Ответ 3 ГБАВ 2 ГБВА 1 Любые сочетания, где на первом месте стоит буква Г 0 Любые другие сочетания, кроме указанных в таблице В части В пособия встречаются задания с выбором нескольких правильных ответов. При оценивании этой формы задания наряду с дихотомической можно использовать политомическую систему.

В этом случае баллы начисляются по следующей схеме:

Полностью правильно указанные характеристики – 2 балла;

Одна правильно указанная характеристика – 1 балл;

Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.

Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.

При дихотомической системе ответ оценивается 1 баллом, если правильно указаны все признаки, и 0 баллов, если допущена хотя бы одна ошибка.

Оценка выполнения заданий части С является политомической. За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

В целом дихотомическую систему оценки целесообразно применять при итоговом контроле знаний, а также в тех случаях, когда надо вручную проверить большое количество бланков ответов.

Политомические задания можно использовать во всех видах педагогического контроля, особенно в тестах для тематического контроля, когда время выполнения теста мало.

Таким образом, выбор системы оценки диктуется целью тестирования и видом педагогического контроля.

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60–80% – оценка «4»;

40–60% – оценка «3»;

0–40% – оценка «2».

Образование Древнерусского государства Вариант 1 А1. Географические названия: Константинополь, Днепр,

Ловать, Ильменское озеро, Балтийское море – связаны с:

1) разделением славян на три ветви

2) торговым путем «из варяг в греки»

3) местами археологических раскопок

4) образованием племенных союзов восточных славян А2. Последствием возникновения соседской общины у восточных славян стало появление:

1) варягов

2) бортничества

3) письменности

4) социального неравенства А3. Объезд князем и дружиной земель для сбора дани в Древнерусском государстве назывался:

1) волоком

2) полюдьем

3) подсекой

4) бортничеством

1) развитие хозяйства

2) появление письменного законодательства

3) перенесение столицы из Новгорода в Киев

4) наличие больших незаселенных территорий

А5. Ранее других князей из династии Рюриковичей правил:

1) Кий 3) Игорь

2) Аскольд 4) Святослав В1. Когда произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа?

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться.

О т в е т:

Тест 1. Восточные славяне в VI–IX вв.

Образование Древнерусского государства Вариант 2 А1. Главным земледельческим орудием труда у славян в VI–IX вв.

была:

3) волокуша

4) палка-копалка А2. Причиной появления соседской общины у восточных славян было:

1) развитие орудий труда

2) появление государства

3) появление письменности

4) призвание варягов на Русь А3. Античные и арабские историки I в. н. э. называли славян:

1) варягами

2) венедами

3) великороссами

4) индоевропейцами

А4. Причина образования Древнерусского государства:

1) принятие христианства

2) существование родовой общины

3) появление социального неравенства

4) прекращение борьбы с внешними врагами

А5. Основателем династии киевских князей стал:

1) Кий 3) Олег

2) Рюрик 4) Святослав В1. Когда произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа?

Убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Киеве, сделал его своим стольным городом; по свидетельству летописца, Олег сказал, что Киев должен быть «матерью городам русским».

О т в е т:

Тест 2. Киевская Русь Вариант 1 А1.

Использование в хозяйстве бояр и князей труда рабов свидетельствовало о том, что Древнерусское государство являлось:

1) демократическим

2) раннефеодальным

3) рабовладельческим

4) централизованным

А2. Лествичной системой называется система:

1) княжеского наследования

2) внеэкономического принуждения

3) древнерусского законодательства

4) оборонительных укреплений против степняков

А3. Принятие христианства Русью привело к:

1) упадку культуры

2) восстанию древлян

3) укреплению княжеской власти

4) ухудшению отношений с Византией

А4. Соперник Руси на южном направлении:

2) Византия

3) Венгрия

4) Скандинавия В1. Установите соответствие между правителем и направлением его деятельности. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Киевский князь/княгиня Направление деятельности

А) Владимир 1) разгром печенегов

Б) Ольга 2) крещение Руси

В) Ярослав Мудрый 3) установление уроков и погостов

4) ограничение ростовщических процентов

–  –  –

Похожие работы:

«0~"779444 Ананьева Кристина Игоревна ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА ЛИЦ ЛЮДЕЙ РАЗНОЙ РАСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Специальность общая психология, психология личности, 19.00.01 история психологии Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психо...»

«Александр Павлович Лопухин Толковая Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Аггея. О КНИГЕ ПРОРОКА АГГЕЯ Пророк Аггей, евр. Хаггаи - «праздничный» «торжественный», LXX: ", Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых...»

«Министерство культуры Российской Федерации Правительство Нижегородской области НП «Росрегионреставрация» IV Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» г. Нижний Новгород 30 – 31 октября 2013 Сборник докладов конференции В Сборник в...»

Широкую известность и признание приобрели построения В.О. Ключевского, который обнаружил одно парадоксальное явление в экономике средневековой Руси. Он писал: «История нашего общества изменилась существенно, если бы в продолжение восьми-девяти столетий народное хозяйство не было историческим противоречием природе страны» Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. Л., 1990. С. 30..

Совещание Ярославичей - Изяслава, Святослава, Всеволода и их мужей, - на котором рассматривались вопросы, связанные с княжеской вотчиной, оставило нам материал и для суждения об организации древнерусской вотчины. Совещание происходило, по-видимому, после смерти Ярослава, т.е. вскоре после 1054г Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 143..

Мы можем только догадываться о причинах, вызвавших это совещание. Результаты же его на лицо. Это так называемая «Правда» Ярославичей.

«В Пространной Правде можно проследить одну из целей совещания. Она заключалась в том, чтобы пересмотреть систему наказаний и окончательно отменить отмирающую месть. Эта система действительно была пересмотрена, и месть официально ликвидирована. Остальное все, что было при Ярославе, осталось нетронутым и при его детях» Там же. С. 143-144..

Князья и бояре владели земельной собственностью в Х веке (несомненно, и раньше). Следовательно, Ярослав застал и в Новгороде и в Киеве княжеские вотчины уже существующими и, конечно, так или иначе организованными. Несомненно, для ведения хозяйства в княжеском имении должны были быть люди: администрация и непосредственные производители различных специальностей.

В XI--XII вв., по словам С. В. Юшкова, «возник и оформился административно-хозяйственный центр феодальной сеньории -- село» Юшков С.В. Общественно- политический строй и право Киевского государства. М., 1959. С. 130..

Так как очевидно, что вотчинная организация слагалась в течение достаточно длительного времени, то можно не сомневаться, что данные начала ХI века вполне могут характеризовать и структуру тех княжеских вотчин Х века, о которых мы имеем сведения в летописях, а также и тех боярских вотчин, о наличии которых говорят договоры с греками начала и первой половины того же, Х века, а следовательно, и IХ века.

Однако Греков восстанавливает основные черты древнерусской вотчины исключительно по материалам «Правды» Ярославичей.

Центром этой вотчины является «княж двор» Краткая Русская Правда. Ст.38., где, по мнению Грекова, мыслятся, прежде всего, хоромы, в которых живёт временами князь, дома его слуг высокого ранга, помещения для слуг второстепенных, жилища смердов, рядовичей и холопов, разнообразные хозяйственные постройки - конюшни, скотный и птичий дворы, охотничий дом и др Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 144.. Б.А. Рыбаков соглашается с характеристиками вотчины, данными Б.Д. Грековым. Рыбаков, даже, в своей работе «Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв.» Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1982. цитирует достаточно большой отрывок из работы Грекова Там же. С. 422-423..

Во главе княжеской вотчины стоит представитель князя - боярин огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины и, в частности, сохранность княжеского вотчинного имущества. При нем, как полагает Греков, «состоит сборщик причитающихся князю всевозможных поступлений - «подъездной княж». В распоряжении огнищанина находятся тиуны. В «Правде» так же назван «старый конюх», т.е. заведующий княжеской конюшней и княжескими табунами коней» Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 145.. Все эти лица охраняются удвоенной 80-гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. Это - высший административный аппарат княжеской вотчины. Дальше следуют княжеские старосты - «сельский» и «ратайный». Их жизнь оценивается только в 12 гривен. Они, несомненно, люди зависимые. Как распределяются их функции, мы точно сказать не можем, но их роли в значительной степени определяются содержанием терминов «сельский» и «ратайный». Б.Д.Греков считал, что «сельский староста, по-видимому, выполнял функции наблюдения за населением вотчины, являлся исполнителем распоряжений высшего административного её аппарата. Что касается ратайного старосты, то, поскольку ратай - пахарь, ратайный - пашенный, у нас неизбежно возникает предположение, что на обязанности ратайного старосты лежит наблюдение за пашней; а так как речь идёт о княжом старосте и княжеской вотчине, то естественно предположить здесь наличие княжеской пашни, т.е. княжеской барской запашки Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 145.. Данное предположение подтверждается и тем, что эта же «Правда» называет межу и назначает за ее нарушение непомерно высокий штраф, по штрафной сетке следующий за убийством человека: «А иже межу переорет..то за обиду 12 гривен». Столь высокий штраф едва ли может относиться к крестьянской меже (за кражу княжеского коня - 3 гривны, за «княжескую борть» - 3 гривны). Тогда у нас есть основания признать в княжеской вотчине наличие княжеской пашни, такого же мнения придерживался Б.Д.Греков.

Эти наблюдения подтверждаются и теми деталями, которые рассыпаны в разных частях «Правды» Ярославичей. Тут называются - клеть, хлев и полный, обычный в большом сельском хозяйстве, ассортимент рабочего, молочного и мясного скота и обычной в таких хозяйствах домашней птицы. Тут имеются: кони княжеские и смердьи (крестьянские), волы, коровы, козы, овцы, свиньи, куры, голуби, утки, гуси, лебеди и журавли.

По мнению Б.Д. Грекова, не названы, но с полной очевидностью подразумеваются луга, на которых пасется скот, княжеские и крестьянские кони Там же. С. 145..

Рыбаков и Греков уверенны, что борти, упоминаемые в Русской Правде являются княжескими. Греков пишет: «Рядом с сельским земледельческим хозяйством мы видим здесь также борти, которые так и названы «княжьими»: «А в княже борти 3 гривне, любо пожгуть, любо изудруть» Там же. С. 146..

Часть ученых главную отрасль хозяйства Киевской Руси видели в земледелии, а не в охоте и бортничестве. К этим ученым относился М. С. Грушевский, в трудах которого собраны многочисленные факты, подтверждающие главенство земледелия в экономической жизни древнерус-ского общества. М. Н. Покровский говорит, что славяне были земледельцами уже до разделения Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. Л., 1990. С. 31..

Н.А. Рожков указывает на важную роль добывающей промышленности в русском народном хозяйстве. Он суммирует факты, относящиеся к охоте, пчеловодству, рыболовству, солеварению, обращает внимание на рост в XI и XII вв. скотоводства, а П. И. Лященко указывал, что основой производства той поры, особенно в южных районах Руси, стало земледелие. Наряду с ним видное место занимали охота, звероловство, рыболовство и бортничество. Важную роль они играли в экономике более северных лесных областей Там же. С. 32..

Рыбаков приходит к выводу, что князь время от времени навещает свою вотчину Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964. С. 40.. «Об этом свидетельствует наличие охотничьих псов и приученных для охоты ястребов и соколов: «А оже украдуть чюжь, любо ястреб, любо сокол, то за обиду 3 гривны» Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1982. С. 423.. Тут, правда, не сказано, что эти пес, сокол и ястреб - принадлежности именно княжеской охоты, но мы имеем право сделать такое заключение, во-первых, потому, что в «Правде» Ярославичей в основном речь идёт о княжеской вотчине, во-вторых, потому, что иначе делается непонятной высота штрафа за кражу пса, ястреба и сокола. В самом деле, штраф этот равняется штрафу за кражу коня, с которым работает в княжеской вотчине смерд.

Князь в своей вотчине рисуется «Правдой» в качестве землевладельца-феодала, имеющего известные феодальные права по отношению к зависимому от него как вотчинника населению. Вся администрация вотчины и все ее население, зависимое от вотчинника, подлежит его вотчинной юрисдикции. Судить их можно только с разрешения и ведома вотчинника.

Нельзя не отметить ещё очень важного обстоятельства, касающегося княжеской вотчины. Она существует не в безвоздушном пространстве, не изолирована от внешнего мира, а находится в миру, непосредственно и самым тесным образом связана с сельской общиной.

Б.Д. Греков подчеркивает отношение крупной вотчины к сельской общине Греков Б.Д. Краткий очерк истории русского крестьянства. М.,1958. С. 35.. Крупная вотчина не только локально связана с сельской общиной; княжеская вотчинная администрация имеет какое-то отношение и к другим общинам, непосредственно не соприкасающимся с вотчиной. Огнищанин может быть удит не только в той верви, которая связана с вотчиной, но и в других вервях. Отвечает за убийство огнищанина, - и, конечно, не только его одного, а всех представителей вотчинной администрации, - та вервь, на территории которой найдено тело убитого (в случае необнаружения убийцы). Это обстоятельство может говорить о том, что огнищанин, подъездные, тиуны имеют радиус действия, выходящий за пределы вотчины; это обстоятельство может указывать и на то, что представители княжеской вотчинной администрации имеют не только экономические, но и политические функции Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 147..

Расположение княжеской вотчины в окружении крестьянских миров объясняет нам очень многое в содержании «Правды» Ярославичей. Во-первых, «Правда» придала старым обычаям форму писанного закона. Во-вторых подчеркнула роль государства, т.е. надстройки, необходимой феодалам для укрепления их позиций.

Вопрос о взаимных отношениях вотчинника и сельской общины касался интересов не только князей, но всех крупных землевладельцев и прежде всего, конечно, бояр, также и церкви Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1980. С. 110..

Недаром бояре приняли к руководству и исполнению этот закон: интересы у всех феодалов-вотчинников были в основном одинаковы.

В Пространной «Правде» совсем не случайно на полях против перечня личного состава княжеской вотчины (значительно расширенного против «Правды» Ярославичей), очевидно, какой-то юрист приписал: «Такоже и за бояреск», т.е., что все штрафы, положенные за убийство вотчинных княжеских слуг, распространяются и на вотчины боярские.

Однако Б.А. Рыбаков считает, что княжеский двор был значительно богаче, чем двор боярский и «если князья жадно и неразумно истощали крестьянство, то боярство было осторожнее. Во-первых, у бояр не было такой военной силы, которая позволяла бы им перейти черту, отделявшую обычный побор от разорения крестьян, а во-вторых, боярам было не только опасно, но и не выгодно разорять хозяйство своей вотчины, которую они собирались передавать своим детям и внукам» Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1982. С. 428..

Принципиально нового Пространная «Правда», по мнению Грекова и Рыбакова, почти ничего не дает. Вотчина, та самая, которая изображена в «Правде» Ярославичей, продолжает жить своей давно налаженной жизнью и в XII веке. «Правда» Пространная, собственно говоря, только уточняет и расширяет уже имеющиеся в нашем распоряжении сведения.

Прежде всего эта «Правда» увеличивает перечень слуг княжеской и боярской вотчины. В ст. 11-17 называются отроки, конюх, повар тиун огнищный и конюший, сельский тиун и ратайный, рядович, ремесленник и ремесленница, смерд, холоп, раба, кормилец и кормилица.

Греков пытается внести в этот перечень систему, и говорит, что можно разбить все это зависимое население вотчины «на две основные группы: 1) слуги и 2) непосредственные производители, рабочее население вотчины в узком смысле слова. К слугам надо отнести: отроков, конюхов, тиунов, кормильцев; к рабочему составу - рядовичей, смердов, холопов и ремесленников» Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 148..

Пространная «Правда» уделяет особое внимание закупу «ролейному», т.е. работнику, занятому в сельском земледельческом хозяйстве. В статьях упоминаются не только его обязанности (стеречь скот или пахать землю), но и сельскохозяйственных орудиях, а точнее: плуг и борона, что свидельствует об уровне развитости орудий труда.

Таким образом, вся вотчина называется в «Правде» «домом». В центре всегда стоит господский «двор» (в княжеской вотчине - «княж двор»). Двор состоит из жилого дома хозяина и всевозможных постороек. Во дворе, чем он богаче, тем больше всевозможных слуг. За двором - избы крестьян-смердов, рядовичей, холопов. А дольше тянуться поля, обрабатываемые частью на хозяина, частью на себя смердами, рядовичами-закупами и холопами.

У хозяина есть значительный аппарат вотчинного управления, заметно непосредственное участие самого хозяина в делах вотчины. Очевидно, господское хозяйство не очень велико. Продуктов, добываемых в хозяйстве, хватает на содержание господского семейства и его слуг. Б.Д. Греков убежден, что «расширять собственное вотчинное хозяйство у господ не было особых побуждений, так как продукты сельского хозяйства еще не стали сколько-нибудь заметным товаром. Хлеб, во всяком случае, на рынке, ещё не играл сколько-нибудь заметной роли; внутренний рынок еще достаточно слаб, чтобы заставить землевладельцев расширять свою сельскохозяйственную деятельность» Там же. С. 149..

Картина организации вотчины будет неполной, если мы не отметим в ней наличие ремесленного, а иногда и наемного труда. Понятно, что потребности вотчинника выходили за рамки сельского хозяйства; наконец, и самое сельское хозяйство нуждалось в помощи ремесленника: без кузнеца ни вотчинник, ни крестьянин обойтись не могли. Вотчинник одевался, обувался, обставлял свое жилище необходимой утварью, иногда даже весьма изысканной, и без услуг портного, сапожника, столяра, серебряных дел мастера не обходился. Чаще всего ремесленник был собственный, из своих же холопов. Но не всегда. Приходилось обращаться в отдельных случаях и к свободному ремесленнику, работавшему на заказ. Для этого, очевидно, нужно было обращаться и в город. Об этом говорят, хотя и очень скупо, письменные памятники. Древнейшая «Русская Правда» знает «мзду» лекарю, «Правда» Ярославичей называет плату «от дела» плотникам («мостникам») за ремонт моста.

Итак, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств!

Предпосылками образования древнерусского государства были:

1. Этническая общность, один язык.

2. Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

3. У становление контроля на всем пути из «варяг в греки ».

4. Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

И еще один важный вопрос требует ответа: почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Вопрос этот до сих пор достаточно не изучен. Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осеннее-зимние периоды дорогостоящее).

Интересно отметить, что на Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.

Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

К IX веку у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и складываются классы - феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

В господствующий класс феодалов входили; киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать, дружинники, верхушка служилых людей. Класс феодалов формировался постепенно. По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается название бояре . Боярство формируется 2-мя путями. Во-первых, боярами становится родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Вторую категорию составляли бояре княжеские, т. е. формировавшиеся из княжеской дружины. Их называли княжьи мужи, бояре-огнищане. В дальнейшем, по мере укрепления власти киевских князей эти 2 группы бояр (земские и княжеские) сливаются, различия между ними исчезают.

Общим для них было то, что все они были крупными земельными собственниками. Землю они либо получали от князя за службу, либо захватывали общинные земли. Земля была их наследственной собственностью, такие земельные владения назывались вотчинами.

После принятия в X веке христианства значительная часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Духовенство становится привилегированной социальной группой, его также следует отнести к господствующему классу. Принятие христианства стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития.


Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной власти, смиренном к ней отношении. В руках у митрополитов и епископов сосредотачивается большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. Митрополит назначался константинопольским патриархом.

Все группы феодалов в древнерусском государстве находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами местные князья. В свою очередь местные князья были сюзеренами своих бояр и служилых людей.

Вассальные отношения между феодалами возникли еще до появления государства у славян, они уходят своими корнями в родоплеменную организацию.

Дружинники князя были также его вассалами. Он наделял их землей (либо пожизненно, либо позже они стали наделяться землей на время службы). Дружинники в рассматриваемый период могли переходить от одного князя к другому, и это не считалось изменой.

Многие крупные бояре имели также свои дружины. Эти дружинники были обязаны боярину военной службой, их можно назвать вассалами второй очереди.

С ростом феодального землевладения и увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты , которые освобождали их от платежа дани в пользу князя, давали право иметь свою дружину, давали право судить собственным судом подвластное им населения. Политическая власть становилась все в большей степени атрибутом крупной феодальной собственности.

Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации приводит к тому, что постепенно становится все меньше и меньше свободных крестьян-общинников. Прямое насилие, внеэкономическое принуждение - это основной путь попадания в феодальную зависимость свободных крестьян общинников. Раздавая земли за службу, жалуя земли вместе с населявшими их крестьянами церкви, монастырям, князья тем самым насильственно превращали некогда свободных общинников в зависимых крестьян.

Крестьянство в древнерусском государстве составляло основную массу населения. Их называли - смерды. Некоторые исследователи смердами называют всех крестьян, другие считают, что смерды - это лишь та часть крестьянства, которая уже закабалена феодалами. Во времена «Русской Правды», видимо, смерды делились на свободных и зависимых . Свободные смерды уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Зависимые смерды - это те смерды, которые попали в зависимость от феодалов. Эта зависимость могла быть большей или меньшей, но выражалась она в том, что они обязаны были платить подати, т.е.отбывать феодальные повинности. В статьях «Русской Правды» постоянно проскальзывает неравноправное положение смердов, их зависимость от князей.

Крестьяне-смерды жили общинами-вервями. Вервь-община была соседской, территориальной, она уже не носила кровнородственный характер.

Другую категорию зависимого населения составляли закупы . Закупы - это смерды, которые попали в тяжелое экономическое положение, утратили свою хозяйственную самостоятельность. Взяв купу у феодала (это могла быть земля, скот, зерно и т. д.), закуп обязан был работать на господина до возвращения «купы», т. е. займа. В данном случае мы имеем дело с экономическим принуждением, т. е. это второй путь попадания в феодальную зависимость (первый путь - это силой, внеэкономическое принуждение).

В Киевской Руси были и другие категории феодально-зависимого населения - изгои.

Изгои - это люди, лишившиеся своего прежнего статуса, т. е. вышедшие, покинувшие по разным причинам общину или какое-то другое сообщество.

Изгоями становились вконец разорившиеся смерды, покинувшие общину, купцы-банкроты, дети духовенства, не научившиеся грамоте и т. д.

Холопы (челядь, рабы) - наиболее бесправная часть древнерусского государства. Личность холопа не защищалась законом.

За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес всегда его господин. Холоп не имел собственности, он сам был собственностью господина. Источниками холопства были: плен, брак с рабыней, рождение от рабыни, банкротство. В холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления, холопом мог стать беглый закуп. Кстати, закуп в отличие от холопа имел некоторые права и защиту закона.

Хотя рабов в Киевской Руси было много, но рабство не стало основой общественного производства. Оно осталось лишь одним из укладов. Главное значение имели феодальные производственные отношения.

Городское население в древнерусском государстве было свободнее крестьян. Городов на Руси насчитывалось тогда до 300. Они были центрами ремесла и торговли, военными опорными пунктами. Все городское население платило налоги. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления (в отличие от Запада). Города находились под княжеской юрисдикцией. Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все её статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое объединялось в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой либо церкви.

Подводя итог по вопросу об общественном устройстве Киевской Руси, отметим следующее: все феодальные общества (древнерусское также) были строго стратифицированы,

т. е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное лишь на эксплуататоров и эксплуатируемых было бы упрощением.

Фактический материал по истории Древней Руси свидетельствует о рабовладельческом характере древнерусского общества как в период принятия христианства, так и после крещения, причем имелась тенденция в сторону увеличения труда рабов в хозяйствах рабовладельцев. Помимо домашнего хозяйства, рабы использовались в сельском хозяйстве и ремесле. Рабов в Древней Руси рассматривали как вещь, их покупали и продавали, беглых рабов разыскивали. Рабы эксплуатировались в княжеском хозяйстве, в хозяйствах бояр и служителей церкви. Рабы ненавидели своих господ, проклинали их («…рабы же единогласно рекут: дай бог той жене спесивой сухотою болеть, что она нас не бережет! Дай ей бог то видети над детьми своими, что она нам сотворила!» - говорится в одном древнерусском памятнике 59). Рабы испытывали всевозможные притеснения в хозяйствах древнерусских рабовладельцев. В хозяйстве князя Изяслава рабы «многожды же биемы суть от приставник» 60 . Не выдержав притеснений, как сообщает новгородская летопись, рабы в 1068 г. удавили своего господина - новгородского епископа Стефана 61 . Киево-Печерский патерик (XI-XIII вв.) содержит неоднократные упоминания о церковных и монастырских рабах, о рабах других господ. Поэтому нет никаких оснований для утверждений, что христианство препятствовало развитию рабства после падения Рима. Рабство существовало в Европе не только после падения Рима, но и много веков позднее. Имеются сведения, что в XII веке Друцк был центром работорговли на территории Белоруссии 62 . Как уклад в хозяйстве рабство существовало в России даже в XVII - начале XVIII в. 63 . Рабовладение в качестве уклада существовало долго и в средневековой Европе. В XV в. на Балеарских островах был рынок для продажи рабов 64 . Библейским учением рабство оправдывалось в капиталистической Америке XIX в.

В Древней Руси после постройки первой церкви в Киеве при Владимире была установлена десятина в пользу ее служителей, затем она была распространена и на другие церковные организации. Церковь получила право суда по семейным, гражданским делам, по делам о святотатстве, о наследстве, т. е. церковь решала вопросы социального порядка, помогала князю в управлении государством.

В середине XI в. образовался Киево-Печерский монастырь, а затем появились монастыри и в других городах Руси. Они становились экономическим оплотом церкви, хранителями церковных традиций, центрами подготовки христианских кадров. Через монашеское звание шел путь к сану епископа. Монастыри становились крупными землевладельцами, в хозяйствах которых эксплуатировался труд рабов. Первый настоятель Киево-Печерского монастыря вышел из семьи курского рабовладельца 65 .

Транскрипт

1 ИСТОРИЯ РОССИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 10 класс МОСКВА «ВАКО»

2 УДК ББК К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от (в ред. от). К64 Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN Представленные контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 10 класса тематически сгруппированы и соответствуют требованиям школьной программы по истории. Использование КИМов позволит не только оценить усвоение учащимися материала по каждой теме, но и подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении заданий ЦТ и ЕГЭ. В конце издания предложены ключи ко всем тестам. Пособие адресовано учителям, школьникам и их родителям. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2013

3 Комментарий для учителя Вашему вниманию предлагаются «Контрольно-измерительные материалы к учебникам Н.С. Борисова «История России. С древнейших времен до конца XVII века» и А.А. Левандовского «История России XVIII XIX веков». Базовый уровень. 10 класс». Структура пособия полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего образования и «Требованиям к уровню подготовки учащихся». Вопреки устоявшемуся мнению тестовые задания позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по истории, но и учебные умения на разных уровнях усвоения материала. В пособии даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу от простых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа и помещенным в приложении (часть С). На выполнение тематических тестов отводится 5 7 мин, поэтому учитель их может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение итоговых тестов отводится мин. Часть А содержит задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Часть В состоит из заданий повышенного уровня сложности с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение 3

4 к вышеуказанным элементам подготовки учеников, умение классифицировать и систематизировать факты. Часть С содержит задания высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Они направлены на комплексную проверку знаний и умений учащихся. Такие задания можно рекомендовать для проверки знаний и умений в малых группах при текущем и итоговом контроле. Они могут быть использованы при составлении заданий для олимпиад и интеллектуальных марафонов. В зависимости от формы задания используются различные способы оценивания. Существует дихотомическая система, при которой вопрос оценивается одним баллом в случае правильного ответа и нолем баллов, если ответ дан неправильно. Эту систему оценивания можно использовать при проверке заданий части А и тех заданий из части В, в которых нужно указать дату или слово. Максимально возможный балл за тест в этом случае будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. В части В помещены также задания на установление правильной последовательности и установление соответствия. Эти формы заданий оцениваются как по дихотомической, так и по политомической системе. Пример задания из части В на установление правильной последовательности В1. Расположите события в хронологической последовательности. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) Невская битва Б) битва на реке Калке В) набег «Неврюевой рати» Г) съезд князей в городе Любече Ответ: ГБАВ. При политомической системе оценка этого задания будет выглядеть так: Балл Ответ 3 ГБАВ 2 ГБВА 1 Любые сочетания, где на первом месте стоит буква Г 0 Любые другие сочетания, кроме указанных в таблице 4

5 В части В пособия встречаются задания с выбором нескольких правильных ответов. При оценивании этой формы задания наряду с дихотомической можно использовать политомическую систему. В этом случае баллы начисляются по следующей схеме: полностью правильно указанные характеристики 2 балла; одна правильно указанная характеристика 1 балл; отсутствие правильных характеристик 0 баллов. Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. При дихотомической системе ответ оценивается 1 баллом, если правильно указаны все признаки, и 0 баллов, если допущена хотя бы одна ошибка. Оценка выполнения заданий части С является политомической. За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. В целом дихотомическую систему оценки целесообразно применять при итоговом контроле знаний, а также в тех случаях, когда надо вручную проверить большое количество бланков ответов. Политомические задания можно использовать во всех видах педагогического контроля, особенно в тестах для тематического контроля, когда время выполнения теста мало. Таким образом, выбор системы оценки диктуется целью тестирования и видом педагогического контроля. Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку: 80% от максимальной суммы баллов оценка «5»; 60 80% оценка «4»; 40 60% оценка «3»; 0 40% оценка «2». 5

6 6 Тест 1. Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства Вариант 1 А1. Географические названия: Константинополь, Днепр, Ловать, Ильменское озеро, Балтийское море связаны с: 1) разделением славян на три ветви 2) торговым путем «из варяг в греки» 3) местами археологических раскопок 4) образованием племенных союзов восточных славян А2. Последствием возникновения соседской общины у восточных славян стало появление: 1) варягов 2) бортничества 3) письменности 4) социального неравенства А3. Объезд князем и дружиной земель для сбора дани в Древнерусском государстве назывался: 1) волоком 2) полюдьем 3) подсекой 4) бортничеством А4. Причина образования Древнерусского государства: 1) развитие хозяйства 2) появление письменного законодательства 3) перенесение столицы из Новгорода в Киев 4) наличие больших незаселенных территорий А5. Ранее других князей из династии Рюриковичей правил: 1) Кий 3) Игорь 2) Аскольд 4) Святослав В1. Когда произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа? Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Ответ:

7 Тест 1. Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства Вариант 2 А1. Главным земледельческим орудием труда у славян в VI IX вв. была: 1) борть 2) соха 3) волокуша 4) палка-копалка А2. Причиной появления соседской общины у восточных славян было: 1) развитие орудий труда 2) появление государства 3) появление письменности 4) призвание варягов на Русь А3. Античные и арабские историки I в. н. э. называли славян: 1) варягами 2) венедами 3) великороссами 4) индоевропейцами А4. Причина образования Древнерусского государства: 1) принятие христианства 2) существование родовой общины 3) появление социального неравенства 4) прекращение борьбы с внешними врагами А5. Основателем династии киевских князей стал: 1) Кий 3) Олег 2) Рюрик 4) Святослав В1. Когда произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа? Убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Киеве, сделал его своим стольным городом; по свидетельству летописца, Олег сказал, что Киев должен быть «матерью городам русским». Ответ: 7

8 Тест 2. Киевская Русь Вариант 1 А1. Использование в хозяйстве бояр и князей труда рабов свидетельствовало о том, что Древнерусское государство являлось: 1) демократическим 2) раннефеодальным 3) рабовладельческим 4) централизованным А2. Лествичной системой называется система: 1) княжеского наследования 2) внеэкономического принуждения 3) древнерусского законодательства 4) оборонительных укреплений против степняков А3. Принятие христианства Русью привело к: 1) упадку культуры 2) восстанию древлян 3) укреплению княжеской власти 4) ухудшению отношений с Византией А4. Соперник Руси на южном направлении: 1) Польша 2) Византия 3) Венгрия 4) Скандинавия В1. Установите соответствие между правителем и направлением его деятельности. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Киевский князь/княгиня А) Владимир Б) Ольга В) Ярослав Мудрый Направление деятельности 1) разгром печенегов 2) крещение Руси 3) установление уроков и погостов 4) ограничение ростовщических процентов Ответ: А Б В 8


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (М.: Просвещение) 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Издание четвёртое 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.893 ББК 74.266.3 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (М.: Просвещение) 8 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и др. (М.: Просвещение) 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В. Волкова.

Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья Преподаватель Киященко А.А. Два центра государственности Племенные союзы Межплеменные группировки Киев Новгород и Ладога Военные походы славян

Древняя Русь IX-XII вв. Славянское общество в эпоху расселения Формирование Киевской Руси. Первые князья. Историческое значение принятия христианства Политическое и социально-экономическое развитие Древнерусского

Демоверсия контрольной работы по истории для промежуточной аттестации в 6-х классах Пояснительная записка к контрольной работе для промежуточной аттестации за 2016-2017 учебный год по истории за 6 класс

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (М.: Просвещение) 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Издание третье 8 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки

ИНФОРМАТИКА 4 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

Текущий контроль 1 Древнейшие народы на территории России. Восточные славяне Великое расселение славян началось в 1) ІV веке 2) V веке 3) VІ веке 4) VІІ веке Северными соседями славян были 1) тюркские

Демонстрационный вариант для проведения промежуточной аттестации по Истории в 6 классе 2016-2017гг Назначение итоговой контрольной работы контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные

Первые русские князья Рюрик 862-879 гг. Рюрик (862-879) - сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Был приглашён частью жителей Новгорода, чтобы "володеть" ими. Согласно

Викторина «Древнерусское государство» Викторина «Древнерусское государство» - 1 / 6 1. Где располагалось Древнерусское государство? В Восточной Европе В Западной Европе В Средней Азии 2. В каком веке возникло

ИНФОРМАТИКА 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.862 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

ФИЗИКА к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина; С.А. Тихомировой, Б.М. Яворского; Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, Д.А. Исаева, В.М. Чаругина; А.Т. Глазунова, О.Ф. Кабардина и др. / Под

ИНФОРМАТИКА 3 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

Древняя Русь Повторение и обобщение 10 класс Прочитай документ и определи: Название документа Кто автор? О чём речь? «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок

История. 6 класс. Демо 9-13 вв. 1 Диагностическая тематическая работа 2 по ИСТОРИИ 6 класс по теме «История России в IX-XIII вв.» Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА АВТОР: преподаватель истории и обществознания Якушкина Ирина Вадимовна План урока: 1. Образование древнерусского государства. 2.Первые князья и укрепление Древнерусского

План. 1.Происхождение Древнерусского государства. 2. Ростовская земля в конце X- начале XI в. 3. Ярослав Мудрый. Основание Ярославля. 4. Социально-экономическое развитие края в XI веке. Нестор IX век в

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Издание второе, переработанное 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы).

Физика к учебникам А.В. Перышкина С.В.Громова, Н.А.Родиной А.Е.Гуревича А.А. Пинского, В.Г. Разумовского, Ю.И. Дика 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы.

КИМ 10 класс «Древнерусское государство» 1 вариант. 1.Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор 1) Успенский в Москве 2) Софийский в Киеве 3) Покровский в Москве 4) Дмитриевский во Владимире

Материалы для подготовки к тесту по истории России 6 класс профиль П-5 учитель: Слонский А.С. Банк заданий Задание 1 Киевский князь Владимир I принял обряд крещения в 2) Херсонесе Киеве 4) Иерусалиме Константинополе

Тренировочный тест по истории Выберите правильный вариант ответа: 1. Предками русских являются А) восточные славяне* Б) украинцы В) белорусы 2. В старинных византийских книгах первый раз написали о восточных

ФИЗИКА к учебникам 8 класс УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 8 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2011. 80 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN 978-5-408-00000-0

ФИЗИКА к учебникам 10 класс УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2010. 96 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN 978-5-408-00236-8

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная)школа-интернат» г. Бузулука Оренбургской области Рассмотрено и принято на педагогическом совете школы Протокол 32 от

Смирнова Е.И. преподаватель истории и общественных дисциплин ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж» Из опыта проектирования контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «История» В

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 1 1. Основные даты и события Конец IX века - (в летописи) призвание князя Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Конец X века - завершение образования Древнерусского государства.

Спецификация Контрольной работы по истории в 6 классе 1. Назначение контрольной работы Контрольная работа позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 6 класса по истории в целях их

ИНФОРМАТИКА 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.862 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

Муниципальное казённое учреждение «Информационно-методический центр» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича Оn-line консультация

5. Рождение Древнерусского государства «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля», так начинается «Повесть временных лет» самое

ИНФОРМАТИКА 2 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

Экзаменационная работа 6 класс (история) Пояснительная записка к экзаменационному материалу по истории для переводного экзамена в устной форме для 6 классов 2016-2017 учебный год Комплект билетов по истории

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы).

ИНФОРМАТИКА 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в

Введение В конце XX в. постсоветская Россия стала искать свое место в мировом экономическом, информационном, образовательном пространстве. Российская высшая школа стала участницей Болонского процесса.

ФИЗИКА НОВОЕ ИЗДАНИЕ 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.853 ББК 74.262.22 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

История. 6 класс. Демонстрационный вариант 1 Итоговая диагностическая работа по ИСТОРИИ 6 класс Демонстрационный вариант Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории отводится 45 минут.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» Тема. Русь изначальная Емельянов В.В. Повторительно обобщающий урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе

Итоговая контрольная работа по истории, 6 класс ФГОС (демоверсия) Вариант 1 1.Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголотатарами, произошла в: 1. 1223 г. 2. 1240 г. 3. 1380 г.

ФИ обучающегося Школа Класс Дата выполнения Демонстрационный вариант региональной проверочной работы по истории 10 класс Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 7 заданий. На

ФИЗИКА к учебникам 11 класс УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN

Демоверсия по промежуточной аттестации История 6 класс Часть 1 Выбери в каждом задании один правильный ответ. А1. 988 год- это год А) призвание на Русь варягов Б) крещение Руси В) восстание древлян А 2.

Урок по окружающему миру в 4в классе Тема: «Древняя Русь» Учитель: Ю.С.Смолина Цели: рассказать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств, познакомить с былинами о великом князе

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ В 7-ом КЛАССЕ Билет 1 1. Охарактеризуйте причины и последствия Великого переселения народов, расскажите об участии в нем славян. 2. Опишите половецкую

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по истории Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ СПЕЦИФИКАЦИЯ

Материалы для подготовки к тесту по истории 6 класс М-2 по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства в IX- нач. XII в.в.». Тема Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины,

Олимпиада школьников «Звезда Таланты на службе обороны и безопасности» по истории Заключительный этап (2014/2015уч.г.) 6-7 класс 1. Перед вами список битв, в которых принимала участие русская армия. Попытайтесь

ЛИТЕРАТУРА НОВОЕ ИЗДАНИЕ 9 класс МОСКВА «ВАКО» 2018 УДК 372.882 ББК 74.268.3 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Вы держите в руках БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИОННУЮ ВЕРСИЮ «Комплексной тетради для контроля знаний» по предмету «История России» в 6 классе (взята как пример). КОНЦЕПЦИЯ СЕРИИ «КОМПЛЕКСНАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

АЛГЕБРА Издание четвертое 9 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.851 ББК 74.262.21 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ

Актуализация пройденного материала 1 уровень «Правление первых князей» Сопоставьте даты правления и исторические личности 1) Игорь А) 945-969 2) Ольга Б) 980 1015 3) Святослав В) 969 972 4) Владимир Г)

АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 11 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 37.83 ББК 7.66.0 К6 К6 Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс / Сост. А.Н. Рурукин. М.: ВАКО, 011. 96 с. (Контрольно-измерительные

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» Пояснительная записка Курсы «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» в 6-7 классах общеобразовательных

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ с УО по истории 7 класс Разработчик: Мельникова В.П., учитель истории и обществознания 2017 г. 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена

Тема 2. Древнерусское государство (IХ первая половина ХII в.) Возникновение государственности у восточных славян. В IХ первой половине ХII в. происходит процесс складывания раннефеодального государства

Спецификация работы для диагностики уровня усвоения ЗУН в 6 классе по истории России «от Древней Руси к Российскому государству» (VIII XV вв.) 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа

Контрольная работа по теме «Киевская Русь» 1 вариант 1.Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор 1) Успенский в Москве 2) Софийский в Киеве 3) Покровский в Москве 4) Дмитриевский во Владимире

Тест по истории России 6 класс 1 вариант 1. Расположите в хронологическом порядке правления имена первых князей Древнерусского государства. 1) Святослав 2) Владимир 3) Игорь 4) Ярополк 5) Рюрик 2. Выберите

Раздел 3. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому государству Лекция 3.2.1. Образование Древнерусского государства. План 1. Складывание государства у восточных славян и варяжская

ЛЕКЦИЯ 1. Киевская Русь - раннефеодальное. государство восточных славян. План 1. Предпосылки возникновения Киевской Руси. 2. Киевская Русь. Основные этапы ее развития. 3.Теории происхождения государства

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 2016-2017 учебный год 5 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1 академический

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 100 Время выполнения 1