Обществознание кратко 9. Что мы узнали? Спрос и предложение

Каждый человек часть общества, часть сложной, многогранной динамической системы, в которой он выполняет различные социальные роли и постоянно взаимодействует с другими людьми. Чтобы стать полноправным членом этой системы, человек должен осознавать связь с ней, свою непосредственную к ней принадлежность и всю ответственность, которую он несет, будучи ее частью. Только тогда он сможет сформировать собственное мнение и жизненную позицию, активно участвовать в жизни общества и внести свой вклад в его развитие.

Чтобы человек мог ориентироваться в сложной системе , адаптироваться к ее постоянным изменениям, ему необходимы прочные знания в этой области. Их и дает обществознание. Термин говорит сам за себя: «обществознание» – знания об обществе. Однако эта дисциплина включает в себя знания не только об обществе в целом и его компонентах, но и о процессе его развития, а также о человеке и его деятельности во всех проявлениях.

Что такое обществознание?

Обществознание – это синтез нескольких наук, в числе которых социология и философия, политология и экономика, социальная психология и правоведение, этика и эстетика, а также антропология, история и многие другие дисциплины. Каждая из них дает представление об определенной сфере общественной жизни, предлагает только отдельный фрагмент знаний об обществе и человеке. Обществознание же соединяет, интегрирует эти фрагменты в единую систему и формирует из них целостную картину.

Как учебный предмет, обществознание является обязательным для изучения в средней школе согласно Государственному образовательному стандарту . Данная дисциплина включает в себя несколько блоков: общество в целом, человек, политическая, духовная, социальная сферы общества, право. Все эти компоненты связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Обществознание, таким образом, является интегрированным курсом.

Знание основ этого курса способствует развитию аналитических способностей учащихся для понимания, самостоятельного объяснения и решения проблем и противоречий повседневной жизни . Молодым людям это особенно необходимо, так как они только ищут свое место в этом мире и учатся . Интегрированный курс «обществознание» оказывает выпускникам профориентационную помощь: он помогает им осознанно подойти к выбору пути дальнейшего образования и своей будущей профессии.

Проблема вхождения молодежи в жизнь общества существует во всем мире. Поэтому изучение общества обязательно в школах многих стран, хотя сама дисциплина может называться по-разному . К примеру, в большинстве школ США она имеет название Social Studies или Social Science (в старшей школе).

Об экзамене по обществознанию

Экзамен по обществознанию – одно из самых сложных экзаменационных испытаний, поскольку, как уже было сказано, эта дисциплина состоит из множества наук, тесно связанных и переплетенных между собой.

Подготовка к такому экзамену требует очень ответственного подхода . Она заключается в изучении теории по предмету, постоянном повторении пройденного материала, отработке навыков решения экзаменационных тестов, в том числе написания обществоведческого эссе. Изучать теорию следует системно, сохраняя логику предмета, тогда полученные знания будут прочными. Практика также очень важна; тесты для решения можно брать из печатных пособий или специальных ресурсов в сети Internet.

В последнее время интерес выпускников, их родителей и учителей к изучению обществознания сильно возрос . Этот предмет сейчас востребован, потому что Единый Государственный Экзамен по нему стал обязательным при поступлении на специальности гуманитарной и социально-экономической направленности. Обязательно сдают ЕГЭ по обществознанию абитуриенты, желающие освоить, например, следующие профессии:

  1. Менеджер (по различным отраслям).

Одно из заданий экзамена по обществознанию – эссе на свободную тему. В мини-сочинении необходимо проанализировать одно из заданных высказываний, выразить свое мнение о проблеме, затронутой в нем, привести аргументы, основываясь на теоретических положениях, общеизвестных фактах, своем личном опыте.

Высказывания для написания эссе распределены по категориям: политология, правоведение, философия, социология и социальная психология, экономика. Чтобы подготовиться по всем этим направлениям, нужно потратить много времени. Целесообразнее выбрать две-три наиболее понятные категории и готовиться по ним.

Написать сочинение, которое будет оценено максимальным количеством баллов, достаточно сложно, для этого необходима большая теоретическая база и постоянная практика. При подготовке нужно писать не менее двух сочинений в неделю, тогда вырабатывается собственный стиль, алгоритм написания, умение . С каждым разом на эссе будет уходить все меньше времени, которое на экзамене ограничено.

Обществознание – средство определения жизненных ориентиров

Независимо от выбранной профессии, знания и умения, полученные учащимися на уроках обществознания, помогут им в дальнейшем успешно решать жизненные проблемы, занять достойное место в обществе, реализовать свои способности. А самореализация каждой личности – путь к совершенствованию общества в целом.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Теории происхождения:

1) Религиозная. Божественное происхождение.

2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)

Человек – биосоциальное существо:

1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.

2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.

Основные отличия человека от животного:

1) Обладает мышлением и членораздельной речью.

2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.

4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5) Присутствуют духовные потребности.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей:

1) Биологические (первичные, врожденные):

А) физиологические (пища, сон, отдых)

Б) Экзистенциальные (безопасность существования)

2) Вторичные (приобретенные)

* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)

* духовные (в знаниях, творчестве)

Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.

Уровни развития способностей:

  • Способности

    Одаренность

  • Гениальность

Деятельность человека

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)

Объект (то, на что направлена деятельность)

Структура деятельности:

Цель - средства достижения целей - действия - результат

Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:

Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.

Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.

Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.

Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен

Виды деятельности (по объектам и результатам):

Материальная (создание материальных благ)

    Материально – производственная (преобразование природы)

    Социально – преобразовательная (преобразование общества)

Духовная (создание культурных ценностей)

    Познавательная

    Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)

    Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)

Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).

Познавательная деятельность человека

Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.

Познание имеет два уровня:

1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления

Виды знаний:

1) Научное (достоверное обобщение фактов)

2) Ненаучное:

* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету

    Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)

    Относительная (неполное, неточное знание)

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.

Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).

Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).

Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Духовный мир человека

Структура духовного мира человека:

1) Познание (основано на интеллекте)

2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)

3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)

4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.

Свобода и ответственность

Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.

Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.

В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.

В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; -- исторические периоды развития общества.

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения

(организации )

Экономическая

(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, биржи, банки.

Социальная

(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы

Политическая

(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)

Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, партии, общественные организации

Духовная

(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.

Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Природа:

В широком смысле – весь мир.

В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.

Взаимосвязь природы и общества:

Общество

1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,

2) развитие науки усиливает влияние общества на природу

3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим(истощение природных ресурсов)

Природа:1) создает условия для существования общества

2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества

3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»

жизнь общества (стихийные бедствия)

Типология обществ

сравнения

Аграрное

(традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

(информационное)

Экономика

Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством

Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство

Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества

Социальная структура

Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)

Общество делится на классы, они открыты и подвижны

Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса

Политика

Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,

Сильное гражданское общество

Духовная жизнь

Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей

Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура

Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации

Развитие общество может происходить следующими путями:

1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.

2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни (научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).

Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)

Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)

Глобальные проблемы человечества:

1) Вызваны деятельностью людей всего мира.

2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества

3) Могут быть решены совместными усилиями

Глобальные проблемы:

    Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)

    Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)

    Демографическая (рост населения)

    Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

    Угроза международного терроризма

ПРАВО

Совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой

Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)

Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)

Система права внутренняя структура права. Включает:

1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы

Основные отрасли системы российского права:

1 ) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)

2 ) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)

3 )Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)

4 ) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)

5 ) Трудовое (регулирует трудовые отношения)

6 ) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)

Источники права :

1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция )

2) Правовой обычай

3) Юридический прецедент

4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)

Правонарушения: преступления и проступки

Основные виды юридической ответственности:

1 ) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)

2 ) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)

3 ) Административная (за административные проступки)

4 ) Уголовная (за преступления)

5 ) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)

Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита

В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.

.

Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру - внутреннее устройство.

Элементы социальной структуры общества:

I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Виды социальных групп:

по численности:

    Малая группа (от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.

    Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.

по взаимодействию:

    Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)

    Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)

Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

Функции семьи:

1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)

2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)

3) Хозяйственно – экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)

4) Эмоциональная (психологическая поддержка)

5) Духовно – нравственная (развитие личности)

Виды семьи:

по характеру распределения домашних обязанностей:

    Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.

    Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.

по родственной структуре:

    Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)

    Расширенная, многопоколенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)

    Неполная (один родитель с ребенком или детьми)

по числу детей

*Многодетная * малодетная * бездетная

II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.

    Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация

    Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.

    Социально -демографические общности (пожилые люди, подростки)

Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.

    Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)

    Профессиональные (горняки, учителя, врачи)

Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.

В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.

Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. (У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)

    Предписанный статус – не зависит от заслуг личности (пол, национальная принадлежность)

    Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. (У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)

Принято различать две основные формы социального взаимодействия :

1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.

2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.

При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.

Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Виды социальных конфликтов:

1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

    Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)

    Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)

    Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)

    Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)

Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия (снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).

Поведение человека в обществе может быть:

1) Соответствующим нормам (конформистским)

2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)

Обществознание, Краткий конспект, Экзамен.

Общество как сложная динамическая система:
Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.
Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;
общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

Социальная сфера.
Социальные отношения и взаимодействия:
Это отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества.
Структура социальных отношений:
1) Субъекты – стороны, между которыми возникают отношения
2) Объекты – то, по поводу чего возникают отношения
3) Потребности – отношения между субъектами и объектами
4) Интересы – отношения субъект–субъект
5) Ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей. Личность нельзя рассматривать вне общества.
Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков:
1) Сходство условий жизнедеятельности
2) Общность потребностей
3) Наличие совместной деятельности
4) Формирование собственной культуры
5) Создание системы управления и самоуправления активностью группы

Оглавление
1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)
2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека
3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ
4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура
5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды
6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура
7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства
8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Краткий конспект, Экзамен - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.


1 Политика
Понятие
Блок­модуль «Сфера политики»
Содержание
Сфера взаимоотношений между социальными группами по
осуществлению общих интересов с помощью политической власти.
2 Политическая власть Способность, право и возможность претворять в жизнь определенную
3 Государство
4 Формы государства
политику, используя политические партии, организации, государство.
Организация политической власти, осуществляющая управление
обществом и обладающая суверенитетом. Признаки государства:
1. Единство территории. 2. Публичная власть. 3. Суверенитет. 4.
Система права (законодательная деятельность). 5. Налоговые сборы. 6.
Функции государства: Внутренние
Единая валюта.7 Символика.
(устройство экономической, политической, социальной, правовой,
образовательной, экологической, культурной жизни); Внешние:
(обороноспособность, взаимовыгодное сотрудничество со странами и
т.д.).
Устройство политической организации общества. Формы государства
выделяются по Форме правления – организация высших органов
власти.
(неограниченная),
конституционная (парламентская) и республика – президентская,
также выделяются по форме
парламентская,
государственно­территориального устройства (отношение между
центральными и местными органами власти, распределение власти по
территории страны (федерация, унитарное, конфедерация). По
политическому режиму
(совокупность средств и методов
осуществления политической власти), виды – демократический,
недемократический (авторитарный, тоталитарный).
монархия
абсолютная
смешанная;
Это
­
5 Тоталитарный режим Антидемократический режим, при котором установлен полный
контроль государства над всеми сторонами частной и
общественной жизни, свободы и права человека декларируются, но не
соблюдаются,
существует общая
обязательная идеология, жесткая цензура. отсутствует партийная
оппозиция, парламентская демократия, господствующая партия
срастается с государством.
Антидемократический режим, при котором власть находится в руках
возможно существование
одного человека или группы лиц,
оппозиции, ограниченной жесткими рамками, полностью или
частично отсутствуют политические свободы граждан, преобладание
официальной идеологии с наличием других идейных течений,
осуществляются репрессии,
6 Авторитарный
режим

7 Демократический
режим
сохранение частичной цензуры. Сохраняется свобода экономической
деятельности. Власть может опираться на церковь.
Политический режим, дающий гражданам право участвовать в
принятии политических решений и выбирать своих представителей в
органы власти. Черты: народовластие, парламентаризм, большой объем
прав и свобод, свобода эконом. деятельности, политический и
идеологический плюрализм (многообразие), свобода СМИ. Источник
власти: народ. Формы осуществления демократии народом: 1.
Непосредственная(прямая) демократия – прямое выражение
личностью интересов через выборы, референдумы, митинги,
демонстрации, жалобы и т.д. 2. Представительная демократия –
участие граждан в политике не напрямую, а через своих избранных
представителей (депутатов, делегатов и т. д).
8 Избирательное право Конституц.
право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и в выборные органы местного
самоуправления. Избирательное право бывает: Активное (право
Принципы
избирать) и пассивное (право быть избранным).
избирательного права в России: 1. Всеобщее право (вне зависимости
от пола, расы, убеждений и т.д.); 2. Равное (каждый избиратель имеет
лишь один голос); 3. Прямое (каждый голосует за своего кандидата, а
не выборщика (одноступенчатые выборы); 4. Тайное голосование
(происходит в специальных кабинах); 5. Свободное добровольное
право (без принуждения).
Государство, в котором: а) высшей целью является обеспечение прав
человека и гражданина; б) государственная власть ограничена правом,
все подчиняются законам; в) разделение властей (на законодательную,
исполнительную и судебную).
Законодательная власть –
Федеральное Собрание – Совет
Федерации (состоит из 170 членов) и Государственная Дума (состоит
из 450 депутатов, депутатом может стать гражданин, достигший 21
Функции: формирование системы законов, установление
года).
налогов и сборов, утверждение бюджета.
Исполнительная власть – Правительство РФ – Председатель
Правительства – заместители Председателя – Министры и т.д.
Функции: исполнение законов, организация и управление жизнью
общества. Правительство РФ назначается Президентом РФ с согласия
Гос. Думы.
Законодательная ветвь власти – суды всех уровней. Функции:
осуществление правосудия, разрешение правовых споров, привлечение
к юридической ответственности.
Президент РФ – выборный глава в РФ. Не относится ни к одной
ветви власти, обеспечивает их согласованную работу, является
координатором их деятельности. Является гарантом Конституции РФ,
Верховным Главнокомандующим,
представляет страну в
международных отношениях, обладает правом законодательной
инициативы, имеет право вето (запрета). Возраст от 35 лет.
Устойчивая политико­правовая связь человека с государством,
предполагающая определённые права, обязанности и ответственность.
9 Правовое
государство
1
0
Ветви
государственной
власти в РФ
Гражданство
1
1

1
2
Гражданское
общество
1
3
Местное
самоуправление ­
(МСУ)
1
4
Политическая
партия
Право человека на гражданство закреплено в Конституции РФ и
международных документах (Всеобщая декларация прав человека
1948г.)
Совокупность негосударственных общественных отношений и
ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности
Виды ассоциаций: Союзы предпринимателей,
членов общества.
фермеров и др.­ экономическая сфера; семья, общество защиты прав
потребителей и др. ­ социальная сфера; Союзы писателей, художников,
Сообщества ученых, религиозные объединения ­ сфера духовной
культуры; Правозащитные организации, политические организации и
Гражданское общество способствует
др. ­ правовая сфера.
формированию демократических основ государства.
Самостоятельная деятельность населения по решению вопросов
местного значения. Функции: обеспечение участия населения в
решении местных дел, утверждение программы развития данной
территории, управление муниц. собственностью и исполнение местного
бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана
общественного порядка,
организация коммунально­бытовых и
социально­культурных услуг и др. Органы МСУ не входят в систему
органов государственной власти, а значит относятся к институтам
гражданского общества.
К представительным органам МСУ
относится совет, дума, муниципальный комитет и другие;
исполнительные органы – мэр, староста, глава администрации и другие.
Организованная группа единомышленников, выражающая интересы
определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию гос.
власти. Отличительные признаки: стремиться к завоеванию власти,
ставит перед собой долговременные задачи, создает массовую опору,
объединяет людей с близкими взглядами,
имеет четкую
Виды политических партий по
организованную структуру.
идеологической
социал­демократические;
коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные
Виды партий по способу
(церковные), националистические.
деятельности: реформистские, революционные.
Блок – модуль «Право».
направленности:

№ Понятие
1 Право
2 Норма права
(правовая норма)
исполнения которых обеспечивается
Содержание
Мера свободы, справедливости и ответственности; вся совокупность
установленных государством общеобязательных правил (норм)
поведения,
силой
Основные функции права:
государственного принуждения.
регулирует общественные отношения, защищает охраняет интересы
людей, устанавливает юридическую ответственность, развивает в
людях чувство справедливости, устанавливает жесткие критерии с
точки зрения правомерности.
Общеобязательное правило, охраняемое государством, регулирующее
общественное поведение людей. Нормы права регулируют отношения
людей в форме: ДОЗВОЛЕНИЯ (право на совершение определенных
действий) – что можно делать; ПРЕДПИСАНИЯ (установление
обязанности совершать определенные действия) – что нужно делать;

3 Нормативный
правовой акт
4 Подзаконный акт
5 Гражданские
правоотношения
6 Правоспособность
7 Дееспособность
8 Правонарушение
9 Виды
правонарушений
1
0
Юридическая
ответственность
Законы делят на:
ЗАПРЕТА (установление требования воздержания от определенных
действий) – что нельзя делать.
Правовой документ, изданный в особом процедурном порядке
компетентным органом государственной власти. Закон – это
нормативно­правовой акт.
ОСНОВНЫЕ
(Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные
конституционные законы) и ОБЫКНОВЕННЫЕ (федеральные законы,
законы субъектов РФ)
Нормативный правовой акт, имеющий более низкую юридическую
силу, чем закон; принимается только на основании и во исполнении
законов. (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ,
приказы, инструкции министерств, решения и постановления органов
законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, нормативные
правовые акты муниципальных образований, локальные акты
предприятий, учреждений).
Общественные отношения между субъектами, урегулированные
нормами гражданского права. Структура правоотношений: субъект
(кто участвует), объект (на что направлены) , содержание (права и
обязанности сторон).
Способность иметь права и нести обязанности, установленные
государством. Возникает у физических лиц с момента рождения и
заканчивается со смертью.
Способность своими осознанными действиями осуществлять
юридические права и обязанности. Наступает у физических лиц
частично с 6 лет, в полном объеме с 18 лет. У Юридического лица
(предприятия, организации) правоспособность и дееспособность
возникает с момента его образования (регистрации).
Общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие),
противоречащее нормам права и наносящее вред обществу,
государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую
ответственность.
Преступление – общественно опасное деяние, предусмотренное
уголовным законодательством. Проступок – виновное противоправное
деяние, имеющее меньшую степень опасности по сравнению с
преступлением. Виды проступков: дисциплинарные, гражданские,
административные.
Применение мер государственного принуждения за совершённое
правонарушение. Виды: 1. Материальная (за ущерб, причиненный
организации, предприятию) – штраф – наступает с 16 лет; 2.
Дисциплинарная
(основанная на служебной подчиненности) –
выговор, увольнение – наступает с 16 лет; 3. Гражданская (носит
имущественный характер) – полное возмещение вреда, штраф –
наступает с 18 лет; 4. Административная (за административные
проступки, не влечет судимости) – штраф, лишение специального
5. Уголовная
права, админ. арест – наступает с 16 лет;
ответственность (влечет судимость правонарушителя и всегда носит
личный характер, т.е. уголовной ответственности подлежит только
физическое лицо) – лишение свободы, исправительные работы,
конфискация имущества – наступает с 16 лет, за тяжкие преступления

1
1
Правоохранительные
органы
Конституция
Основы
конституционного
строя РФ
Субъект РФ
Права человека
Группы прав
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
с 14 лет.
Это органы, созданные государством в целях охраны права,
действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные
правом применения мер принуждения. СУД – осуществляет
правосудие; ПРОКУРАТУРА – осуществляет надзор за соблюдением
законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинение в суде;
ОВД (полиция, ГИБДД) – охрана законности и правопорядка;
ТАМОЖНЯ (контроль над ввозом и вывозом товаров, взимание
пошлин); НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ (контроль за соблюдением
налогового законодательства); ОРГАНЫ ГОС. БЕЗОПАСНОСТИ
(обеспечение нац. безопасности, контрразведывательная деятельность);
НОТАРИАТ (удостоверение всевозможных сделок); АДВОКАТУРА
(не входит в полном смысле слова в правоохранительные органы,
поскольку адвокат не может применить властные полномочия к лицам,
допустившим нарушение закона.
Основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей
юридической силой, определяющий основы государственного строя,
организацию государственной власти, отношения государства и
гражданина.
Конституционный строй представлен следующими принципами: 1.
Основы организации государственной власти (суверенитет народа,
федерализм, республиканская форма правления, разделение властей,
правовое государство, приоритет международного права). 2. Основы
взаимоотношений государства и человека и гражданина (признание
человека, его прав высшей ценностью, единый характер российского
гражданства, демократическое государство, признающее суверенитет
народа). 3.Основы организации жизни гражданского общества
(социальное государство, светское государство, идеологический и
политический плюрализм, многопартийность, многообразие форм
собственности (государственная, муниципальная, частная).
Государственное образование в составе России с присущими ему
чертами государства, но ограниченное Конституцией РФ. (85
субъектов) Среди них республики (22), автономные области (1),
автономные округа (4), края (9), области (46), города федерального
значения (Москва, С.Петербург, Севастополь).
Мера свободы человека, его автономия по отношению к государству,
его возможности в экономической, социальной, политической и
культурной сферах.
Гражданские
(личные) принадлежат каждому человеку и
неотчуждаемы – естественное право: право на жизнь, на свободу и
личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство,
на равенство перед законом и судом, на свободу совести и
вероисповедания, на неприкосновенность жилища, на свободу слова и
т.д. Ст. 19­25, 27­29, 45­54, 59, 60­63.
Политические (возможность участия граждан в политической
жизни страны): право избирать и быть избранным в органы гос.власти
и МСУ, право на мирные собрания, создание союзов и объединений и т.
д. Ст. 29­33, 63.
Социальные (обеспечивают благосостояние и достойный уровень

жизни): право на социальное обеспечение по возрасту(пенсия), в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, право на жилище, на
образование, на медицинскую помощь, на благоприятную окружающую
среду и т.д. Ст. 38­43.
Экономические (обеспечивают возможность распоряжаться
рабочей силой, предметами потребления, средствами производства
(оборудованием, транспортом, зданиями, капиталом и т.д.): право
быть собственником, право наследования, право на труд, на свободный
выбор профессии и рода занятий, на отдых, на защиту от безработицы и
т. д. Ст. 34­37.
Культурные (обеспечивают духовное развитие и самореализацию
личности) : право на участие в культурной жизни, на доступ к
культурным ценностям, на свободу творчества, на культурную
самобытность (пользоваться родным языком,
национальными
традициями) и т.д. Ст. 26,44.
Отношения, основанные на соглашении между работником и
работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой
функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового
распорядка при обеспечении работодателем условий труда,
предусмотренным трудовым законодательством, коллективным и
трудовым договорами.
Документ, подтверждающий трудовую деятельность
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право
на безопасность труда, право на вознаграждение не ниже
установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ),
право на защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых.
Соглашение между работодателем и работником.
Виды:
бессрочный(заключенный на неопределенный срок) и срочный
(заключается на определенный срок не более 5 лет).
­ с 16 лет;
­ с 15 лет (в случае получения основного общего образования, либо
оставления общеобразоват. учреждения);
­ с 14 лет (с согласия одного из законных представителе);
­ не достигшие 14 летнего возраста в сфере культуры с согласия
одного из законных представителей).
Юридически оформленный добровольный свободный союз мужчины и
женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них
взаимные права и обязанности
Взаимное добровольное согласие, отсутствие других браков,
отсутствие близкого родства, дееспособность, достижение брачного
возраста.
Разновидность общественных отношений, складывающихся в сфере
государственного
нормами
административного права.
Адм. правонарушения против личности (нарушение санитарно­
гигиенических норм, распространение ложных сведений о кандидате);
А. П., посягающие на собственность (уничтожение или повреждение
чужого имущества, нарушения прав государственной собственности на
урегулированных

управления,

1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
Трудовые
правоотношения
Трудовая книжка
Право на труд по
Конституции
Трудовой договор
Трудоустройство
несовершеннолетних
Брак
Условия заключения
брака
Административные
правоотношения
Виды
административных
правонарушений

недра, леса, воды, животный мир, мелкие хищения гос. собственности);
А.П., посягающие на общественный порядок (безбилетный проезд,
мелкое хулиганство, незаконное приобретение хранение наркотических
средств в небольших количествах, появление в общественных местах в
пьяном виде, превышение скорости и т.д.);
А.П., в области охраны окружающей среды и памятников истории и
культуры (засорение лесов бытовыми отходами, нарушение правил
пожарной безопасности и т.д.).
Против личности, в сфере экономики, против общественной
безопасности и общественного порядка, против государственной
власти, против военной службы, против мира и безопасности
человечества.
Конкретные категории людей, на которых распространяется правовая
защита в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные,
военнопленные,
гражданское
население).
Совокупность международных норм, составляющих правила ведения
войны, регулирующие отношения между воюющими государствами и
нейтральными. Основные акты в области защиты жертв вооруженных
конфликтов (Женевские конвенции от 1949 года; Дополнительные
протоколы к Женевским конвенциям от 1977г.).
потерпевшие кораблекрушение,
2
6
2
7
2
8
Классификация
преступлений
Жертвы
вооруженных
конфликтов
Международное
гуманитарное право
Литература.
1.
Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. / П.А. Баранов.
– 2­е изд., испр. – Москва: Издательство АСТ, 2017. ­286с.
2. Макаров О.Ю. Обществознание: полный курс. Мультимедийный репетитор (+CD).
2­е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 176с.:ил. – (Серия «Мультимедийный курс»)
3. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов,
А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.] под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И.Матвеева; Рос.
акад. наук, Рос. акад. образования, изд­во «Просвещение». – 2­е изд. – М.:
Просвещение, 2011. ­223с.