Не секрет, что среди многих людей до сих пор распространенно мнение, что к психологам ходят психи, ну в лучшем случае слабаки или нытики. И если вдруг судьба завела вас к этим странным специалистам, то это надо тщательно скрывать от других или стыдиться. Все эти тревоги часто идут от незнания того, кто такой психолог, как он работает, в каких случаях стоит к нему обращаться и что можно получить в результате.
Кто такой психолог?
Психолог это человек, который получил профессиональное образование в сфере психологии, имеет диплом и опыт практической работы. Психологи работают в основном со здоровыми людьми, имеющими разные сложности: в отношениях, собственных переживаниях, нуждающихся в поддержке и понимании ситуации (если у человека наблюдаются серьезные нарушения психики, психологи его направляют к психиатру). Каждый психолог имеет своих клиентов, с которыми он работает и сферу, в которой он специализируется, например, детский психолог, семейный, бизнес-консультант, клинический психолог. Есть психологи, которые охватывают достаточно широкую аудиторию и список решаемых проблем, а есть те, кто работает узконаправленно.
Кроме того, существует несколько направлений психологии, к которой относится тот или иной психолог. Разность подходов указывает на многообразие вариантов решения одной и той же ситуации.
Психолог-консультант будет разговаривать и в процессе обсуждения консультировать вас по вашему вопросу. Объяснять, прояснять ситуацию и помогать найти решение в ней.
Гештальт-терапевт тоже будет разговаривать и в процессе беседы обращаться к вашим чувствам, замечать то, как вы строите с ним контакт и общаетесь, спрашивать о ваших желаниях и потребностях.
Арт-терапевт может предложить вам нарисовать вашу проблему и обсудить ее. Часто используется творчество в сессиях.
НЛП-мастер выслушав вас предложит провести определенную технику, в которой продвигаясь по шагам вы будете видоизменять ситуацию.
Телесный терапевт поможет вам почувствовать свое тело и как та или иная проблема в нем отражается. Много будет телесных практик на осознавание процессов происходящих в теле.
Зачастую многие практикующие психологи синтезируют разные подходы в своей работе. Например, с детьми очень хороша арт-терапия, сказкотерапия, в проблемах психосоматики (телесные недуги которые проявляются вследствие удержания эмоций) телесная терапия, в проблемах общения гештальттерапия и.т.д.
Психолог это не волшебник, а такой же живой человек со своими переживаниями и трудностями. Чаще в психологию приходят и остаются люди, которые хотят преодолеть свои личные сложности. У психолога за плечами всегда есть большой опыт не только теоретической базы как справляться с теми или иными проблемами, но и свой практический опыт прохождения этого пути. Чтобы получить, например, сертификат гештальт-терапевта необходимо пройти помимо групповой работы 240ч. личной терапии.
Как выбирать?
Кроме того, выбирая специалиста, важно поинтересоваться образованием и практическим опытом работы. Так же хорошо бы узнать работает ли он с данным вопросом и в каком направлении психологии специализируется. А дальше уже при встрече ориентироваться на личную симпатию и интуицию. Так как у каждого психолога есть свои слабые и сильные зоны, индивидуальность и свои способы работы.
В каких случаях обращаться?
Это вопрос очень личный и здесь не существует каких то обязательных норм и правил когда надо, а когда нет. Каждый решает для себя пришло время обращаться за помощью к специалисту или справляться самостоятельно. Конечно, специалист быстрее сориентируется в ситуации, ведь мы же не чиним сами себе обувь, не строим мебель, не лечим зубы, а идем к тому, кто на этом специализируется.
Помощь психолога необходима:
- Если вы пережили сильнейший стресс (смерть близкого, насилие, развод и.т.д.)
- Если есть ощущение « что ходите по кругу», ситуации повторяются, вы не знаете что делать, сложно найти выход.
- Если долгое время чувствуете себя угнетенно, плохо спите, нет аппетита.
- Если отношения с кем-то из близких с каждым днем ухудшаются и вы не знаете как быть.
Если вы что-то хотите, но не получаете, если сложные чувства переполняют вас и мешают жить, если по старому жить не хотите, а по новому как непонятно, если вообще не знаете чего хотите - это все вопросы, которые можно решать вместе с психологом.
Зачем к психологу ходить не стоит?
- Не стоит тратить свое время и ресурсы, если вы пришли к психологу в надежде изменить другого, будь то супруг, ребенок, родитель, начальник. С другим сделать вряд ли что удастся. Скорее всего, психолог в этом случае переведет внимание на вас согласно философской мысли «начни изменения с себя и изменится мир».
- Если вы идете на 1,2 сеанса и хотите очень многое решить. Это просто нереально. Многие проблемы и трудности создаются годами и на их решение тоже нужно время. Иногда можно получить поддержку или решить что-то небольшое на один сеанс. Определение, прояснение того чтобы вам хотелось и за какое время это можно сделать определяется на первой встрече вместе с психологом.
- Если есть идея передать психологу ответственность за свою жизнь или выбор «скажите что делать?» или «сделайте со мной что-нибудь».
- Если вы хотите получить от психолога волшебный совет или таблетку, чтобы ваша жизнь сразу преобразилась и состояние облегчилось. Есть конечно в психологии некое волшебство, которое заключается в изменениях, инсайтах, преображениях и это случается при совместной работе двух людей психолога и клиента.
На что можно рассчитывать в результате?
Результат зависит от общих усилий и складывается из мелочей. Например, раньше это было сложно сейчас легко, раньше было непонятно теперь понятно, в сфере чувств нет тяжести и невыносимости, а иногда уже появляется спокойствие и радость. В мыслях больше ясности, становится понятно, что не хочу и что хочу, как это можно достичь, а что-то просто принимаю, потому что изменить это не в силах. Если большинство сфер жизни вас устраивает и вы довольны собой, а возникающие вопросы и сложности решаемы, то вам психолог уже не нужен.
Светлана Чернова
Психолог – это специалист, который изучает психику человека и оказывает ему психологическую помощь в разных жизненных ситуациях, при различных психологических нарушениях . Психолог получил высшее гуманитарное образование по специальности «Психология». После окончания высшего учебного заведения психолог проходит дополнительную профессиональную переподготовку по интересующему его направлению в психологии, а также курсы для освоения различных методов психологической коррекции.
Психология (психе – душа ) это наука о человеке – его сознании, чувствах, желаниях и поведении, о том, как работает то, что называют душой. Психология является прикладной наукой, а это значит, что ее можно рассматривать с точки зрения важного приложения к другим наукам и дисциплинам. Психологи работают практически везде, где работают люди (даже там, где техника делает основную работу, нельзя исключить человеческий фактор ).
Психологи могут работать в следующих учреждениях:
- образовательные учреждения – школы, детские сады, высшие учебные заведения, колледжи;
- учреждения здравоохранения – поликлиники, центры здоровья, больницы и клиники (психиатрические, наркологические, онкологические неврологические и другие ), реабилитационные центры, женская консультация, центры психологической помощи и служба доверия;
- юридические организации – юридические центры, МВД, исправительные учреждения, судебная экспертиза и другие организации подобного типа;
- производственные и другие организации – банки, фирмы (отдел кадров или управления ), гражданская авиация, железнодорожное депо, военный полк и МЧС.
Психологи могут также заниматься частной практикой (работа на самого себя ).
Кроме психолога психикой человека занимаются следующие специалисты:
- психиатр – это врач, который занимается болезнями головного мозга, нарушающими психику человека (причина – болезнь, следствие – нарушение психики );
- психотерапевт – врач или психолог, занимающийся психическими расстройствами (причина – неправильная работа психики, то есть нерешенные проблемы, а следствие – болезнь ), и использующий для этого различные методы психотерапии.
Психолог, психотерапевт и психиатр отличаются разными подходами к одним и тем же душевным страданиям.
Если вопрос с психиатром более или менее понятен (он является врачом ), то в чем разница между психологом-психотерапевтом и обычным психологом не всегда понятно, ведь они часто используют те же диагностические тесты и очень близкие «по духу» методики лечения. Разница небольшая, но она есть. Согласно законодательству Российской Федерации, а также некоторых других республик СНГ, психотерапевтом имеет право называться только врач, в то же время, в Соединенных Штатах Америки психотерапией могут заниматься не только врачи, но и психологи, а также социальные работники после получения соответствующей лицензии и практики под надзором. Главным отличием все же является право назначать медикаменты, которое имеют только врачи-психотерапевты.
Психологом может стать врач практически любой специальности, чтобы кроме медицинской помощи оказывать больным еще и квалифицированную психологическую помощь.
Психиатры, психотерапевты и психологи часто работают «в одной связке», как, например, совместно работают лечащий врач, врач, проводящий диагностику, и врач-консультант.
Чем занимается психолог?
Психологи занимаются либо педагогической деятельностью, либо оказывают психологическую помощь, то есть выявляют и помогают устранить психологические проблемы. Если работа психолога ограничивается консультацией, его обычно называют консультантом. Психолог работает со всем, что связано с психикой человека, то есть его внутренним миром или душой. Понятие «душа» у древних Греков описывается в расшифровке буквы «пси» (ψ ). Именно эта буква стала символом психологии. Считается, что эта имеющая форму трезубца буква олицетворяет три части человеческой души – земную, небесную и духовную. Если переформатировать это в психологические термины, то получаются такие понятия как воля (желания, инстинкты ), эмоции (чувства ) и рассудок (ум, мысли ). Эта же концепция лежит в основе многих религий (Троица ).
Работа психики
«Отдел» психики | Психические процессы | Психические состояния |
|
Разум | Познавательные |
|
|
Чувства | Эмоциональные |
|
|
Воля | Регуляторные |
|
|
В зависимости от деятельности выделяют следующих психологов:
- Психолог в детском саду – следит за развитием и психическим здоровьем детей. Психолог работает не только с детьми, но и с родителями и воспитателями.
- Школьный психолог – осуществляет психологическую диагностику и коррекцию учащихся, консультирует родителей и учителей относительно состояния психического здоровья детей. Кроме того предусмотрены специальные занятия в школе, проводимые психологом.
- Семейный психолог – помогает решить конфликтные ситуации между родителями и детьми или у супружеской пары.
- Психолог-консультант – дает рекомендации в различных сферах, где применима психология (психологи-юристы, бизнес-психологи, коучи и так далее ).
- Психолог-профконсультант – консультирует человека на работе, определяет его психологический портрет, помогает решить проблему потери интереса к любимой работе.
- Военный психолог – работает в министерстве внутренних дел и в военных полках, занимается охраной психического здоровья командного и личного состава. Особое внимание отводится сотрудникам, которые побывали в горячих точках.
- Психолог службы доверия – работает в службе экстренной психологической помощи.
- Спортивный психолог – повышает уровень мотивации у спортсмена, психологическую выносливость, проводит занятия среди состава команды, помогает решить межличностные конфликты.
- Медицинский (клинический ) психолог – это специалист, который получил образование психолога (в медицинском или гуманитарном вузе ) и изучал смежные с психологией медицинские дисциплины (психиатрия, неврология, наркология ), однако не является врачом. Данный специалист изучает взаимосвязь болезни и психического состояния, проводит консультацию больных и их лечащих врачей.
- Психолог-реабилитолог – работает с детьми подростками, которые переживают трудности с адаптацией в обществе, проводит их обучение, коррекцию и восстановление нарушенных функций;
- Психолог-перинатолог – работает в женской консультации и оказывает психологическую помощь женщинам в период беременности , родов (курсы «Роды без боли» ), после родов, во время грудного вскармливания . Кроме того данный психолог работает с суррогатными матерями, женщинами, которые хотят сделать аборт, не могут забеременеть или выносить ребенка и другими проблемами, которые связаны с понятием «мать и дитя».
- Нейропсихолог – изучает психические процессы с точки зрения функционирования мозга. В основном нейропсихолог работает с когнитивными функциями мозга, то есть познавательными процессам, особенно если они недоразвиты. Чаще всего работает с детьми. Нейропсихолог определяет готовность ребенка к школе, соответствие познавательных психических процессов (внимание, память, речь и другие ) возрасту, выявляет причины, которые нарушают процесс учебы и поведения ребенка.
Психолог занимается изучением различных объектов, которые касаются человека как личности и его роли в обществе. Основная цель психолога – изучить поведения человека, выяснить, почему человек ведет себя в конкретной ситуации так, а не иначе.
Психолог занимается следующими психологическими проблемами:
- проблемы личностного характера – любые дискомфортные состояния, которые переживает человек (стресс );
- межличностные проблемы – нарушение гармонии и взаимопонимании в отношениях с другими людьми;
- резкие перемены в жизни – изменение статуса человека в обществе;
- возрастные кризисы – периоды жизни человека, в течение которых происходит перестройка психики;
- психосоматические расстройства – вид психологических нарушений, которые проявляются на биологическом (телесном ) уровне, развиваются как у взрослых, так и у детей;
- проблемы обучения и работы – нарушение таких психических процессов как направленность внимания, восприятие (информации ), мышление, память.
Все эти проблемы взаимосвязаны и переходят одна в другую. Так, например, психотравма может нарушить гармонию в отношениях, нарушение гармонии в отношениях может привести к «личному» стрессу и нарушить работоспособность. Психосоматические расстройства являются одним из проявлений возрастных кризисов, а возрастные кризисы, в свою очередь, могут возникать в результате дисгармоничных отношений. Именно поэтому, психологи отличаются друг от друга не только по «проблемам», которыми занимаются, но и по принципу приложения психологии к определенной сфере жизни и с учетом возраста.
Проблемы личности и «личные» проблемы
Психолог рассматривает человека как индивида с его потребностями (кто я? ) или как социальный объект, выполняющий определенную функцию (что я делаю? ). Личность – это человек с точки зрения общества (я – часть общества ). Индивид – это человек с его индивидуально-психологическими особенностями и самосознанием (я не такой как все ). Проблемы индивида – это «личные» задачи, преодоление которых ведет к личному росту. Проблемы личности или личностные проблемы – это проблемы социальной интеграции и адаптации (личностный рост ).
Личный рост человека не всегда виден окружающим, так как связан с внутренней борьбой человека. Однако личный рост в итоге приводит к личностному росту – достижениям, которые видны другим людям. Именно поэтому эти понятия часто объединяются.
Психические свойства личности включают:
- направленность – мотивация, желания, интересы, стремление, склонности, мировоззрение, убеждения;
- темперамент – врожденный тип реагирования высшей нервной деятельности;
- характер – «собрание» свойств личности, которые определяют отношение человека к себе, к окружающим людям, миру, работе (являются приобретенными свойствами личности, в отличие от темперамента );
- способности – индивидуальные склонности личности к определенному роду деятельности (задатки ).
Если какая-либо черта характера выражена ярче остальных (заострена ), то такое состояние обозначается как акцентуация характера. Личность с акцентуацией характера называется акцентуированной. Это состояние не считается патологией, но является крайней степенью нормы.
Фрейд предложил научный вариант концепции личности.
Согласно концепции личности по Фрейду выделяют:
- Ид или «Оно» – бессознательное, которое включает инстинкты и желания, требующие немедленного удовлетворения (контроль отсутствует );
- Эго или «Я» – сознание человека или его разум (рассудок ), при этом «Я» контролирует желания «Оно».
- Супер-Эго или «сверх-Я» – сверхсознание, которое включает духовные ценности, религиозные чувства или совесть, нравственность, при этом «сверх-Я» контролирует «Я».
Фрейд считал, что психологический конфликт возникает из-за постоянной борьбы этих трех составляющих, иначе говоря, при несовпадении желаний и возможностей их удовлетворить (разрешения ).
Общение и отношения
Общение является одной из потребностей человека. С другой стороны общение может стать источником стрессов и причиной расстройств психики. Создавать отношения может человек, который умеет правильно общаться. При этом умение общаться и строить отношения является таким же навыком, как и другие способности человека. Психолог в данном случае похож на программиста, который адаптирует два устройства к совместной работе – проводит синхронизацию, помогая людям изменить настройки своей психики.
«Чрезвычайный» стресс
Стресс укрепляет психику, точно так же как регулярные физические тренировки укрепляют тело. Однако, если стресс является «чрезмерным», психика может «сломаться», поэтому в психологии также используется термин «психотравма».
У каждого человека свой порог стресса, который он может выдержать, сохранив при этом работоспособность. Это называется стрессоустойчивость. Уровень стрессоустойчивости – это индивидуальный параметр (по аналогии с физической нагрузкой это как бы разные весовые категории ), то есть один человек данную ситуацию преодолевает «легко» (это не является для него стрессом ), а другой не может этого «перенести». В то же время, психотравма возникает в той или иной степени у всех людей, которые пережили экстремальные ситуации – это более ли менее общие для всех людей стрессовые ситуации, угрожающие жизни и здоровью самому человеку или его близким. В то же время, негативные последствия у людей переживших экстремальные ситуации также различны по выраженности.
Возрастные кризисы
Возрастной кризис – это период, характерный для каждого периода жизни, который необходим для перехода на новый уровень функционирования психики. Это некий апгрейд или улучшение системы «компьютера» психики. Возрастной кризис, в отличие от личного кризиса, возникает у всех. Из возрастного кризиса можно либо выйти «в плюс», то есть с новым навыком, либо остаться с пробелом, который сразу или чуть позже отразится на поведении человека.
В психологии выделяют следующие возрастные кризисы:
- Кризис первого года жизни (1 месяц – 1 год ) – ребенок получает практически всю информацию через кормление (приятные эмоции во время приема пищи ), поэтому Фрейд называет эту стадию оральной.
- Кризис трехлетнего возраста (2,5 – 4 года ) – ребенок учится контролировать свои позывы к мочеиспусканию или опорожнению кишечника , поэтому эта стадия называется анальной. Главный девизом ребенка в этот период является «я сам», поэтому часто возникает агрессия, негативизм, упрямство, протест.
- Кризис семилетнего возраста (4 – 6 лет ) – этот период нужен, чтобы ребенок осознал свою принадлежность к определенному полу (фаллическая стадия ) и для формирования адекватной самооценки (равновесие между инициативой и признанием родительского авторитета ).
- Кризис подросткового возраста (12 – 18 лет ) – переход от детства к зрелости является самым сложным, поэтому и считается самым критическим. У человека основными желаниями являются освободиться от родительской опеки и интегрироваться в «стаю» (группу сверстников ).
- Кризис среднего возраста (30 – 32 года ) – переоценка жизни, правильности сделанного выбора (кризис «смысла жизни» ). В этот период человек должен решить задачи самовыражения, принять себя и реализовать свой профессиональный потенциал (чего я уже достиг, а чего еще нет? ).
- Предпенсионный кризис (около 55 лет ) – основными интересами становятся здоровье и общечеловеческие ценности (справедливость ). Человек начинает задаваться вопросом о том, что он будет делать после перехода на пенсию.
Психосоматические расстройства
Психосоматические расстройства представляют собой физические проявления стресса, когда психотравма нарушает механизмы регуляции внутренних органов и возникает «сбой». Психосоматика (сома – тело, психо – душа ) сегодня является одним из разделов клинической (медицинской ) психологии.
Согласно психосоматической психологии любая физическая болезнь возникает из-за нерешенной психикой проблемы, при этом для каждой болезни «своя» проблема (это в некотором смысле «бегство в болезнь» от проблем, часто неосознанное ). Существуют даже специальные таблицы психосоматических расстройств. Многие используемые в повседневной жизни выражения отражают связь душевных переживаний с телом, например, «я его не перевариваю», «наложить в штаны от страха», «печенкой чувствую» и так далее.
Проблемы обучения и работоспособности
Чтобы обучаться и работать с информацией мозг использует свои «высшие функции» или познавательные психические процессы. К ним относятся восприятие (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание ), мышление (анализ поступающей информации ) и память (сохранение в «базе данных» мозга ). Для всего этого также необходимо умение сохранять внимание на объекте. Важно, что психолог занимается этими проблемами у людей, которые клинически (с медицинской точки зрения ) не имеют причин для нарушения этих функций.
Как проходит прием психолога?
Прием психолога отличается от приема врача. Психолог никогда не задает вопрос «на что жалуетесь?». Консультация у психолога проходит в форме беседы. Если психолог практикует психоанализ, то в кабинете обычно присутствует кушетка или диван. Однако чаще всего клиент (так называют человека, обратившегося к психологу ) и психолог сидят рядом или напротив друг друга. Интерес, который проявляет психолог, исходит в виде предложения рассказать о чем-то подробнее (вы хотите об этом поговорить? ). Если человек не хочет о чем-то рассказывать, то психолог не заставляет. В то же время, психолог всегда проявляет готовность выслушать. Консультация у психолога проводится как с целью выявления причины проблемы, так и с целью эту проблему разрешить.
Беседа с психологом состоит из следующих этапов:
- знакомство – этап установки эмоционального контакта, психолог слушает и сопереживает;
- выяснение причины обращения – психолог выясняет, в чем именно состоит проблема, как ее видит клиент;
- выяснение цели клиента – совместное составление плана по преодолению стрессовой ситуации;
- поиск альтернативных вариантов – психолог может предложить различные методики решения психологических проблем;
- настрой на активное действие (активная психологическая поддержка ) – психолог приводит уверенные доводы, которые настраивают человека на совершение действия для решения проблемы.
Психолог получает информацию не только со слов клиента, но и невербальными (без слов ) способами.
Психолог обращает внимание на следующие невербальные «сигналы» психики:
- визуальный контакт – контакт может временно прекращаться, если человек говорит на щекотливую тему (это не значит, что психолог должен постоянно поддерживать визуальный контакт );
- язык тела – жесты и изменение позы тела или ее отдельных частей во время разговора свидетельствуют о внутреннем конфликте или намерениях;
- интонация, темп речи – свидетельствуют об эмоциональном состоянии клиента.
Как ведут себя психологи на приеме?
Что делает психолог? | Чего не делает психолог? |
|
|
С какими проблемами обращаются к психологу?
Проблемы, с которыми разбирается психолог, называют психологическими. Психологическая проблема – это нездоровое психологическое состояние, иначе говоря, это дискомфорт или несчастливое состояние. Состояние счастья или комфорта есть естественное состояние человеческой психики. Такая психика легко преодолевает возникающие трудности и решает поставленные перед ней задачи.
Психологическое здоровье человека включает:
- положительное отношение к себе (сам себе друг );
- положительное отношение к миру (мир – мой друг );
- способность к самоанализу;
- критическая самооценка (совесть );
- принятие себя (отсутствие самобичевания );
- ответственность за принятые решения;
- адекватная самооценка (чувство собственного достоинства );
- стремление к совершенствованию себя и своих навыков (улучшение «версии» самого себя );
- прохождение возрастных кризисов без негативных последствий (обучение );
- умение ставить перед собой цели и достигать их;
- способность создавать и поддерживать отношения с людьми;
- способность адаптироваться к изменившимся внешним обстоятельствам (приобретение новых навыков );
Психически здоровый человек управляет всеми этими процессами, этому он обучается в течение жизни, преодолевая стрессовые ситуации.
Общей причиной психологических проблем является психоэмоциональный стресс – эмоциональные реакции и мысли с негативным оттенком, которые психика воспринимает как сигнал «осторожно - опасность». Но сам стресс не является синонимом психологических нарушений. На самом деле стресс это «друг» психики, так как стрессовая реакция возникает с одной единственной целью – ответить на раздражитель (стрессовый фактор ) и адаптироваться (научиться с ним справляться ).
Все стрессовые ситуации можно объединить в следующие группы:
- проблема – несоответствие между желаемым или необходимым и того, что есть в данный момент (цели и реальности );
- конфликт – это несовпадение интересов двух и более людей или разных составляющие человеческой личности («оно, «Я», «сверх-Я» );
- кризис – переходный период, который необходим для получения нового навыка.
Психолог помогает человеку пройти эти ситуации с наибольшей пользой для себя, преодолеть психологический дискомфорт – чувство, которое испытывает человек, если его психика не желает или не умеет изменять свои привычки ради получения желаемого (цель, гармоничные отношения, новые навыки ).
Проблемы, с которыми следует обратиться к психологу
Психологическая проблема | Причины | Какие методы диагностики применяет психолог? |
Проблемы личностного характера |
||
Неуверенность в себе |
|
|
Трудности с принятием решения |
|
|
Эмоциональная неуравновешенность, раздражительность |
|
|
Апатия (потеря интереса к жизни или ее отдельным сферам ) |
|
|
Хроническая усталость |
|
|
Душевные переживания («потери» ) |
|
|
Страхи и тревожные состояния |
|
|
Неудовлетворенность собственной жизнью |
|
|
Суицидальные наклонности |
|
|
Зависимость (никотин, алкоголь, наркотики, компьютерные и азартные игры, интернет-зависимость ) |
|
|
Патологическая привязанность (чрезмерная эмоциональная привязанность к другому человеку ) |
|
|
Посттравматический синдром |
|
|
Профессиональный стресс |
|
|
Феномен профессионального выгорания |
|
|
Учебный стресс |
|
|
Проблемы межличностного характера |
||
Дисгармоничные отношения семейной пары |
|
|
Конфликты между родителями и детьми |
|
|
Трудности с адаптацией в коллективе (школа, работа ) |
|
|
Одиночество |
|
|
Проблемы с представителями противоположного пола |
|
|
Переезд, увольнение, выход на пенсию, развод |
|
|
Психологические проблемы у детей и подростков |
||
Агрессивность |
|
|
Привычка грызть ногти |
|
|
Привычка сосать палец (особенно в возрасте старше 5 лет ) |
|
|
Аутизм, синдром Аспергера или аутистические черты характера (замкнутость, нарушение способности общаться ) |
|
|
Тревожность |
|
|
Гиперактивность и дефицит внимания |
|
|
Плохая обучаемость |
|
|
Бегство из дома, бродяжничество |
|
|
Подростковый бунт |
|
|
Избыточный вес |
|
|
Отсутствие аппетита |
|
|
Синдром функциональной диспепсии (боль в желудке, тошнота, рвота без объективных причин ) |
|
|
Запор |
|
|
Эмоциональная диарея |
|
|
Нейродермит |
|
|
Высокое артериальное давление, сердцебиение (без объективной причины ) |
|
|
Синдром гипервентиляции (недостаток воздуха и паническая атака ) |
|
|
Сексуальные расстройства (фригидность, преждевременное семяизвержение, импотенция ) |
|
|
Заикание у детей |
|
|
Нервные тики у детей |
|
|
Недержание мочи и кала у детей |
|
Какие исследования проводит психолог?
Исследования, которые проводит психолог, называются психодиагностическими. Для диагностики душевного состояния психолог использует тесты, опросники или методики, которые предусматривают выполнение каких-либо заданий. Психолог выявляет с помощью тестов либо причины психологических нарушений, либо склонность к этим нарушениям. Универсальных тестов не существует, поэтом психологи применяет сразу несколько тестов и методик. Психолог не выявляет психосоматические нарушения. Относятся ли физические симптомы к серьезной медицинской патологии или нет, решает врач. Психолог выявляет психологический фактор, запускающий болезнь.
Тесты, которые проводит психолог
Тест | Что выявляет? | Как проводится? |
Профессиональные проективные тесты |
||
Тест Роршаха |
| Испытуемому показывают 10 абстрактных картинок, которые похожи на чернильные пятна. Некоторые картинки черно-белые, а другие содержат цвета. Человек должен описать то, что он видит на картинках – человека, животное, неодушевленный предмет, что-то фантастическое. Может применяться с 12 лет. |
Цветовой тест Люшера |
| Тест Люшера позволяет провести диагностику психофизиологического состояния человека в данный момент. Для этого клиенту показывают 8 карточек с разными цветами (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, серый, коричневый и черный ). Испытуемый должен расставить карточки в порядке убывания симпатии к разным цветам. |
Тематический апперцептивный тест |
| Человеку поочередно показывают картинки с разными сюжетами. Испытуемому нужно рассказать то, что он на них видит, описать чувства изображенных там людей, свои ощущения от картинки. Рассказ записывается на диктофон, после обработки результатов запись стирается. Темы теста могут быть различными – «профессия», «счастье» и так далее. |
Тест Сонди |
| Эта проективная методика проводится с помощью набора из 48 стандартных карточек, на которых изображены портреты людей, которые имели психическое заболевание. Испытуемому выдают карточки по 6 серий. В каждой серии по 8 карточек. В каждой серии человек должен выбрать два наиболее понравившихся (наименее неприятных ) портрета и два самых неприятных. Считается, что позитивный или негативный выбор отражают неудовлетворенные потребности, а отсутствие выбора – на удовлетворенные. |
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга |
| Во время теста человеку показывают 24 карточки, на которых изображены два говорящих человека в фрустрационной ситуации (разочарование, неудача ). Диалог незавершен, так как на карточке написано только то, что один человек говорит другому в определенной ситуации, ответ второго должен придумать сам испытуемый. Существуют детские и взрослые варианты карточек. |
Методика «Завершение предложения» |
| Испытуемому выдается бланк, на котором написаны предложения, которые нужно закончить. Количество предложений может быть от 10 до 60, в зависимости от возраста и цели проведения теста. Писать нужно, не задумываясь, первое, что придет в голову. |
Проективный тест тревожности для детей |
| Ребенку показывают 14 картинок, на которых изображены девочка или мальчик в разных ситуациях (они что-то делают ), причем выражение лица у основного действующего лица не дорисовано. Ребенка спрашивают, какое выражение лица у девочки или мальчика на рисунке – веселое или грустное. |
Рисуночные проективные тесты |
||
Тест «Дом-дерево-человек» |
| Человеку предлагают нарисовать на листке бумаги дом, дерево и человека, используя для этого цветные карандаши. |
Тест «Автопортрет» |
| От человека требуется нарисовать себя в полный рост. |
Тест «Рисунок семьи» |
| Испытуемому (чаще всего это ребенок ) предлагается нарисовать свою семью. |
Тест «Несуществующее животное» |
| Человеку предлагают нарисовать животное, которого не существует в природе. Тест чаще всего проводится у детей, но для взрослых он не менее информативен. После того как животное нарисовано, испытуемому предлагают дать ему имя и рассказать где оно живет. |
Опросники |
||
(Миннесотский многопрофильный опросник личности ) |
| Опросник содержит 566 утверждений, которые разделены на 10 рабочих шкал. На каждое утверждение испытуемый должен дать ответ и выбрать один из вариантов - «верно», «неверно», «не могу сказать». Все ответы экспериментатор заносит в регистрационный бланк. Кроме ответов в бланке отмечается время, которое человек потратил на тест. Существуют также дополнительные шкалы этого теста. Тест проводится лицам старше 16 лет, с достаточным уровнем IQ (выше 80 ). |
Опросник Шмишека |
| Существуют опросники на различные темы. Количество вопросов на бланке отличается в зависимости от теста. Опросники могут содержать полярные утверждения (надо выбрать одно из них ) или одно утверждение с разными вариантами ответов (да, нет, часто, редко, иногда, никогда ). Некоторые опросники предлагают оценить, насколько утверждение соответствует переживаниям человека в баллах. |
Опросник Бека |
|
|
Шкала Спилбергера |
|
|
Личностный опросник Айзенка |
|
|
Опросник Реана |
|
|
Опросник Холмса и Рея |
|
|
Опросник Роттера |
|
|
Опросник Лири |
|
|
Тест EOF Опросник Кеттела (16-факторный ) |
|
|
Опросники межличностных отношений |
|
|
Модифицированный скрининговый тест на аутизм и шкала аутизма CARS |
| В скрининговом тесте имеется 23 вопроса, на которые должны ответить родители. Шкала аутизма содержит варианты поведения ребенка в разных ситуациях, которые нужно выбрать (каждый вариант оценивается в баллах ). |
Тесты на познавательные функции психики |
||
Таблица Шульте |
| В каждой клетке таблицы Шульте записаны цифры от 1 до 25. Испытуемому выдают 4 – 5 таких таблиц, в каждой из которых он должен назвать и показать все цифры от 1 до 25. Экспериментатор регистрирует время, необходимое для выполнения задания. |
Тест прогрессивных матриц Равена |
| Тест состоит из 5 серий по 12 заданий. Общие принципы заданий – найти или вычислить недостающий фрагмент или фигуру. |
Методика 10 слов |
| Экспериментатор зачитывает испытуемому 10 слов, которые последний должен запомнить и воспроизвести. |
Какими методиками лечит психолог?
Психологическая помощь, которую предоставляет психолог, заключается в том, чтобы дать человеку объективную информацию о состоянии его психики, о причинах его проблем, а также оказать психологическое воздействие с целью восстановления душевной гармонии и повышения способности выносить стресс. Психологическим воздействием считается любой эффект, который действует на психику – любой внешний или внутренний фактор, изменяющий психические процессы. Психологическое воздействие, которое оказывает психолог, имеет цель благотворного влияния на психику.
Психологическая помощь бывает следующих трех видов:
- психологическое консультирование – направлено на изменение мышления и формирование новой позиции, мировоззрения, ценностей (получение новой информации и обучение );
- психокоррекция – изменение параметров психики с помощью выработки новых навыков (тренинг, воспитание );
- психотерапия – более основательная и глубокая психокоррекция, направленная на восстановление психологического здоровья в целом.
Считается, что психотерапией занимается психотерапевт, а психокоррекцией – психолог (даже если используется один и тот же метод ).
Обычно разные методики включают одновременно и психологическое консультирование, и психокоррекцию, при этом создаются тренинги, название которых соответствует цели. Например, «Как найти свое место в жизни?», «Как добиться успеха?», «Как добиться личностного роста?», «Как родить без боли?», «Как научиться общаться?» и так далее. Большинство методов могут проводиться как в виде индивидуальных, так и групповых занятий.
Важно отметить, что психолог может и должен предоставлять психологическую помощь людям, у которых имеются тяжелые психические нарушения, однако только совместно с психиатром, который будет оказывать медицинскую помощь (назначать медикаменты, контролировать общее состояние ). То же самое относится к психосоматическим расстройствам, тяжесть которых психолог не может определить. Болезни лечит врач, а психолог помогает устранить психологические причины болезни. Все же при некоторых расстройствах врачи направляют человека к психологу, так как назначаемое лечение приносит лишь временное облегчение или врач не находит никаких объективных причин для симптомов (такие расстройства называются функциональными ).
Методики психокоррекции
Методика | Как это работает? | При каких психологических проблемах помогает? | Примерная длительность проведения |
Гештальт-терапия | «Гештальт» в переводе с немецкого означает «форма». Форма состоит из фигуры и фона. Фигура – это человек, а фон – его проблемы (ситуация, среда ). Форма гештальта включает потребность и ее удовлетворение. Если гештальт состоит только из потребности (нет удовлетворения ), то он называется незавершенным. Гештальт-терапия помогает человеку увидеть (осознать ) себя отдельно от своих неразрешенных гештальтов – это помогает их разрешить или завершить (разговор с проблемой ). Принцип гештальтпсихологии – это осознание проблем в настоящем, даже если они были в прошлом (я могу решить только то, что я чувствую здесь и сейчас ). |
| Средняя продолжительность курса – 2 – 2,5 месяца (обычно по 1 сеансу в неделю ). |
Психоанализ | Психоанализ помогает выяснить бессознательные механизмы, которые контролируют поведение человека. Согласно психоанализу многие проблемы не осознаются человеком, но продолжают существовать в его подсознании (в качестве примера можно представить фоновый процесс в компьютере, который нарушает работу других программ ). Если причинная ситуация (психотравма ) осознается человеком, то этого часто бывает достаточным, чтобы решить проблему, беспокоящую человека. |
| Психоанализ проводится довольно длительное время. Чтобы выявить бессознательную установку, может понадобиться несколько лет. |
Арт-терапия и терапия искусством | Принцип арт-терапии и терапии искусством (музыкой, танцами, изобразительным искусством ) основан на том, что во время занятий творчеством в головном мозге включается процесс саморегуляции, и энергия начинает распределяться гармонично. В результате для решения проблем появляются ресурсы. |
| Сеансы арт-терапии могут проводиться, в зависимости от потребностей человека, длительное время. Эффект становится ощутим уже после первых сеансов. |
Клиент-центрированная терапия | Данный вид терапии предусматривает абсолютное безоценочное принятие клиента психологом и сопереживание ему. Это дает клиенту возможность и силы раскрыть свой собственный потенциал во время диалога с психологом. Принцип действия похож на сопровождение человека во время путешествия (в себя ) – имеется общая заинтересованность, маршрут изучается обоими, но выводы делает сам клиент. |
| Количество сеансов зависит от глубины желаемых изменений, в среднем проводится 10 – 15 сеансов. |
Нейролингвистическое программирование (НЛП-терапия ) | НЛП-терапия работает по принципу условного рефлекса. Для изменения привычной модели поведения человека психолог формирует новый условный рефлекс с помощью слова или «якоря» – стимула, который вызывает нужное состояние. При повторении стимула состояние запускается и человек ведет себя согласно новой модели поведения. |
| Новая модель закладывается в течение нескольких сеансов. |
Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная ) терапия | Когнитивная терапия изменяет автоматические установки (мысли ), которые возникают в качестве реакции на происходящее (яркий пример – реакция на приметы и суеверия ). Поведенческая терапия направлена на изменение привычных действий. Психолог не оценивает правильность умозаключений и привычек. Клиент сам решает, насколько они помогают или мешают ему в жизни, после чего психолог помогает изменить установки и поведение. |
| Курс терапии составляет 5 – 10 сеансов. Каждый сеанс длится около 1 часа. В неделю проводится 1 – 2 сеанса. Если стереотипы мышления «пустили корни», то терапия может проводиться дольше. |
Аутотренинг | Аутотренинг работает по принципу самовнушения желаемого состояния. Для этого используются установки, которые человек сам произносит для расслабления или настроя на нужные ощущения. |
| Тренировка должна проводиться регулярно до закрепления эффекта, а потом периодически для его поддержания. |
Экзистенциальная терапия (анализ ) и логотерапия | Экзистенциальный анализ (от английского слова «existence» – существование ) и логотерапия (логос – смысл ) лишают психологическую проблему смысла, так как человек переносит свое внимание и смысл своего существования на веру бытия или существования. Кроме этого логотерапия выделила еще 2 методики. Методика парадоксальной интенции (намерения ) работает по принципу «клин клином», то есть от человека требуется совершение действия, на которое провоцирует проблема. Методика дерефлексии (отвлечение внимания или игнорирование проблемы ) устраняет гиперрефлексию, то есть повышенную концентрацию на проблеме. |
| Длительность терапии зависит от глубины «копания». Если человеку нужно решить какие-то конкретные проблемы, то достаточно нескольких сеансов. В среднем количество сеансов составляет 10 – 15, но для более глубоких изменений может быть проведено около 50 сеансов. |
Игротерапия | С помощью игровых техник ребенок решает задачи, тем самым, обучаясь преодолевать внутренние конфликты, а также общаться с другими детьми и взрослыми (при групповой терапии ). |
| Количество сеансов устанавливается в зависимости от возраста и проблемы. |
Эриксоновский гипноз | Эриксоновский гипноз не является гипнозом в полном смысле этого слова, так как человек остается в сознания во время терапии (психологи не имеют лицензии для проведения классической гипнотерапии ). Эриксоновский гипноз представляет собой некоторое состояние транса (полусна ), во время которого клиент и психолог могут общаться, при этом внимание клиента обращается внутрь себя (это похоже на медитацию ). В таком состоянии к бессознательному легче обратиться, что и делает психолог. |
| Курс терапии составляет 6 – 10 сеансов. Каждый сеанс длится около 1 часа. |
Семейная психотерапия – это «разбор полетов» в семейных отношения, традициях, принятых норм поведения в семье или паре. Психолог предлагает новые способы взаимодействия члена семьи. |
| Длительность терапии зависит от типа проблемы. |
|
Сказкотерапия | Метод работает по принципу мини-спектакля с использованием кукол и аппликаций. Сюжеты сказов отражают неосознанные психотравмы и жизненные сценарии, которые управляют поведением человека. Обыгрывая и изменяя сценарий при игротерапии, человек учится новым моделям поведения. |
| Сказкотерапия является неким стилем воспитания, поэтому может проводиться длительно до решения проблемы. |
Тот, кто обращается за помощью к психологу – особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе и какие существуют методы и направления психологии, – не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна, кем и в какой форме она может быть оказана. Поэтому начнем с определения трёх известных видов «психо»: психиатр, психотерапевт и психолог-консультант, и термина «терапия».
Психиатр. Врач, получивший образование в области медицинской (клинической) психологии. Занимается тяжелыми расстройствами психики (например, шизофрения). Работает, в основном, в психиатрических больницах или в специальных центрах. Для частной практики необходима лицензия.
Психотерапевт. Тоже врач или получивший дополнительное медицинское образование специалист в области психологии. Работает как в районных больницах, так и в психологических центрах. Основанием для частной практики также является лицензия.
Психолог-консультант или просто психолог . Это НЕ врач. Это специалист, который имеет психологическое или психолого-педагогическое образование. Работает в школах (школьный психолог), в институтах, в окружных психолого-медико-социальных и других центрах. Основанием для практической и частной деятельности является наличие специального высшего образования, т. е. диплома государственного образца в области психологии.
Термин «терапия» в переводе с греческого означает «помощь, забота», – т. е. никакого прямого отношения к медикаментозному лечению не имеет. Другое дело, в нашей стране – России – оно прижилось как нечто врачебное, т. е. как «лечение» (поэтому-то «терапией» у нас могут заниматься только те, кто имеет медицинское образование). Во всех других странах это понятие имеет свой прямой смысл, либо делается уточнение – «немедикаментозная терапия». Таким образом, любая психология, в отличие от психиатрии, – это немедикаментозная терапия, т. е. помощь, забота. Это разговор – и путем разговора, специально простоенного, и решается проблема или вопрос того человека, который обратился к психологу. Вопрос, трудность или проблему в психологии мировой практики принято называть «запросом», а человека – «клиентом» (а не «пациентом», как его называют в мед.учреждениях, в психиатрии, в психоанализе).
Поняв для себя, в чём различия между вышеперечисленными специалистами и что такое термин «терапия», давайте перейдём к наиболее простому и распространённому сейчас виду психологической помощи – психологическому консультированию .
Цель консультирования – оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь вам решить проблемы и наладить отношения. А так как консультирование ориентировано на достижение именно этой цели, оно часто служит своеобразной ступенькой к более длительной работе. Придя к консультанту, вы можете впервые задуматься о собственной роли в своих жизненных неудачах и начать понимать: чтобы вам действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом будет недостаточно. Ведь бывает и так, что практически не с кем поговорить откровенно, не таясь, рассказать всё, что тревожит и беспокоит!.. А уже то, что консультант сможет внимательно выслушать и понять, – необычайно важно, и это само по себе приводит к положительным изменениям.
Возможности профессионального воздействия у консультанта необычайно широки и многообразны, но главным методом является вербальный контакт – консультативная беседа. Такая беседа отличается от того, что обычно встречается в жизни – она является сложной конструкцией, которая специально строится профессионалом для достижения цели консультации.
Основная задача психолога состоит в том, чтобы помочь вам посмотреть на свои жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые являются источником трудностей и обычно не осознаются и не контролируются. Поэтому в ходе беседы с психологом вы получаете возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить своё отношение к происходящему и своё поведение. Кроме того, такой спокойный и вдумчивый разговор позволит понять не только себя, но и окружающих, даст много нового, что также ценно, поскольку поможет расширить представления об окружающей действительности, а это уже – развитие вашей личности!
На что можно рассчитывать в результате?
Результат зависит от общих усилий и складывается из мелочей. Например, раньше это было сложно сейчас легко, раньше было непонятно теперь понятно, в сфере чувств нет тяжести и невыносимости, а иногда уже появляется спокойствие и радость. В мыслях больше ясности, становится понятно, что не хочу и что хочу, как это можно достичь, а что-то просто принимаю, потому что изменить это не в силах. Если большинство сфер жизни вас устраивает и вы довольны собой, а возникающие вопросы и сложности решаемы, то вам психолог уже не нужен.
И в заключение этого краткого обзора девиз, которого обычно придерживаются все консультанты: «Мы – психологи, советов не даём, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить своё поведение» .
Кто такой педагог-психолог?
Это специалист , который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет.
Психолог и психиатр - не одно и то же.
Психиатр - это специалист, с медицинским образованием в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Методами лечения является медикаментозная терапия. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные отклонения в психике.
Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как развод, потеря, трудности в общении, трудности в принятии решения и др.
Психотерапевт
– специалист, врач или психолог, который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Психотерапевт - специалист, получивший специальное психологическое образование (не менее 3 лет обучения) по одному из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в "пограничных состояниях", то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.
Психолог не решает за людей их проблемы.
Задача психолога - создать такие условия, при которых клиент сам способен разобраться в своей проблеме. Он поможет вам переформулировать свой запрос так, чтобы вы увидели причину - что затрагивает именно вас. Вы станете способны изменить свое отношение к проблеме, изменившись сами.
Психолог не видит людей насквозь.
Психолог способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Для этого требуются большие или меньшие целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека, анализ ситуации, в которой этот человек находится и т.д.
Психолог - не учитель, не наставник.
Он не знает «как правильно». У каждого клиента своя правильность. Цель - найти вместе с клиентом лучшее решение. Например, один человек ищет воду. А у второго есть лоза. Они объединяются и находят воду.
Психолог - не друг.
Психологи не работают с членами своей семьи и друзьями, т.к. это серьезно ухудшает эффективность процесса.
Психолог не обладает сверхспособностями, не волшебник.
Многие полагают, что психолог является ясновидящим или экстрасенсом. Такие сверхспособности как ясновидение, открытие третьего глаза, управление энергией космоса не являются научными и не преподаются в психологических ВУЗах. Сверхспособности изучает наука парапсихология. Приставка "пара" означает "около". Это есть область околопсихологических знаний. Сверхспособности психолог не что иное как знания и навыки, полученные в ходе обучения и проверенные многолетним опытом.
Если вы пришли с «застарелой» проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после одной консультации
Психолог не может решить все проблемы.
Психолог не решает проблемы, в ходе психотерапии он создает условия для того, чтобы человек сам понял причины возникшей ситуации и сам выбрал нужное решение.
Услуги психолога – для абсолютно нормальных людей!
Обращение за помощью к психологу - не является ни показателем слабости, ни знаком психического нездоровья. Как уже было отмечено, психологи работают со здоровыми людьми. Однако время от времени все люди нуждаются в поддержке и помощи со стороны. В нашей культуре ещё не прижилась традиция обращения к психологам. Вместо этого, заведено приходить за помощью к друзьям или заливать проблемы алкоголем. Нередко можно услышать "Что я псих, что ли, чтоб по психологам ходить?" Выбор всегда за человеком. И настоящий психолог не навязывает своих услуг. Инициатива всегда должна исходить от человека, желающего получить консультацию.
У психолога могут быть свои проблемы.
Психологи – обычные люди, у которых, как и у всех смертных, могут быть проблемы. Преимущество психолога заключается в том, что он способен более эффективно решать свои проблемы. Обладая психологическими знаниями гораздо легче понять, в чем причина возникшей неприятности. Во время своего обучения, да и после него психологи проходят личную психотерапию, в которой прорабатываются их проблемы.
Почему поход к психологу, лучше, чем разговор с подругой или другом.
Возможно, что задушевный разговор с подругой или другом действительно снимет напряжение, становится легче и, несомненно, близкий друг может посочувствовать вам, согреть своим участием и заинтересованностью. Но если проблемная ситуация возвращается вновь, то имеет смысл предположить, что разговоры не помогают. Чем же консультация с психологом отличается от задушевной дружеской беседы? Основной инструмент психологической работы – беседа. После нее, так же как и после разговора с подругой, тебе станет легче. Однако задача терапевтической беседы не только в этом. Одной поддержки бывает мало, чтобы вырваться из замкнутого круга нерешенных проблем у психолога есть инструменты, для выявления ваших деструктивных мыслей, реакций, моделей поведения. Цель – осознать и найти им позитивную замену. Одна из сложностей работы психолога в том, чтобы сделать проблему явной для клиента.
Работа с психологом не требует много времени и денег.
Все зависит от задачи, которую Вы хотите решить и от выбранного психолога. Если Вы хотите разобраться в себе, подробно понять причины своих поступков, разобраться с детскими страхами и обидами – это невозможно сделать за несколько сеансов. Могут потребоваться месяцы и годы, чтобы решить эту задачу. И работа с психоаналитиком. Иногда такая работа оправдана, особенно, если работа с психологами других направлений не принесла результата. А если Вы хотите научиться уверенному поведению, понять, как управлять собой в ситуации стресса или как знакомиться, здесь психоаналитик не нужен. Можно посетить несколько сеансов когнитивного психолога, для того, чтобы понять, как действовать. Естественно, что если Вы хотите изменить свою жизнь к лучшему нужно понимать, что на это придется потратить силы.
Мне не сможет помочь никакой психолог, если я сам не могу разобраться в себе.
За таким мнением часто скрывается нежелание встретиться лицом к лицу с проблемой. Ведь когда мы «варимся в своей каше» гораздо проще найти себе и оправдание, и придумать удобную для себя причину, по которой самому сложно разобраться в себе. А если пойти к психологу, вдруг он найдет решение? И придется что-то в себе менять. Страшно? Конечно, страшно. Для того и нужно идти к психологу, который поможет достичь успеха в поиске выхода. Можно рассматривать наличие проблемы, которая Вас беспокоит с точки зрения пользы. Это как физическая боль, которая очень неприятна, однако несет полезную защитную функцию, сигнализируя человеку о том, что именно в организме нужно привести в порядок. Можно смириться с болью, принять болеутоляющее средство, но причина останется. Также и с психологической проблемой. У нее есть определенная позитивная функция. Например, лень может возникать из-за потребности организма экономить энергию или сигнал к тому, что дело, которым вам нужно заняться совсем не то, что хотелось бы. Или излишняя эмоциональность может удовлетворять потребность быть замеченным другими людьми или разнообразить свою жизнь.
Не секрет, что многие люди до сих пор верят в то, что только безумцы идут к психологам или, в лучшем случае, слабаки и нытики. В случае если вы сами взаимодействуете с таким специалистом, вам бывает стыдно сказать об этом другим людям, и вы скрываете. Все эти беспокойства, как правило, появляются от незнания кто такой психолог, как он работает и зачем он нужен людям. Давайте выясним это.
Итак, кто же он, врач или просто человек?
Психолог - это человек, который имеет специальное образование в области психологии и выполняет профессиональную работу в этой области (как науки) и оказывает психологическую помощь.
Как правило, к психологу обращаются люди, которые чувствуют необходимость что-то изменить, решить задачу или найти правильный путь в своей жизни.
Если представить, что наша психика это прямая линия, то точка выше или ниже этой линии может считаться патологией и носить клиническое изменение психики. Лишь психиатры могу работать с данной группой людей.
Психиатр - это врач, который имеет высшее образование в области медицины и прошедший специальную подготовку в психиатрическом учреждении. Вот почему он может выписывать лекарство, направлять больного человека в больницу для дальнейшего лечения или определять степень дееспособности.
Психолог работает только с психически нормальными людьми, то есть с людьми, которые здоровы, но имеют некоторые проблемы, которые могут быть решены быстрее, безопаснее и более комфортно, без использования лекарственных препаратов.
Психолог - это такой специалист, который сможет посмотреть на вашу проблему с точки зрения своего профессионального опыта и может помочь Вам найти решение. Это своеобразный путеводитель, который несет фонарь, пока вы идете к свету.
Методы:
1. Индивидуальные консультации.
На консультации психолог и клиент, как правило, выясняют причину трудности клиента и ищут пути решения.
Иногда психолог может предложить использовать другие инструменты для работы, например рисование или игры. Тем не менее, вы не вынуждены делать вещи, которые Вы не хотите делать или говорить о вещах, которые Вы не хотите обсуждать.
Вы можете также задавать свои вопросы.
2. Обучение.
Это обучение на практике.
На тренинге вам предлагают освоить и применить новые модели поведения и способы решения разных проблем.
Обычно для обучения группы состоят из 10-15 человек.
Участники тренинга делают интересные упражнения и делятся своими впечатлениями с группой.
Результат обучения состоит в получении практических знаний, которые могут быть использованы в жизни.
3. Психологическая диагностика.
Это анализ личности с помощью тестов.
Психодиагностика касается многих аспектов таких, как межличностные отношения, внимания человека, памяти, профессионального самоопределения, личностных качеств, способности, интеллекта, психологического состояния и т.д.
Опираясь на результат этих тестов, можно дать некоторые рекомендации в области исследования.
Когда обратиться к психологу?
Может понадобиться помощь психолога:
- Если вы пережили огромный стресс (смерть близкого человека, насилие, развод и т.д.).
- Если у вас есть чувство “движения по кругу”. Когда ситуации повторяются, и вы не знаете что делать, так как вам кажется, что нет выхода.
- Если вы чувствуете себя подавленным, депрессивным в течение длительного времени, нарушен аппетит, сон.
- Если отношения с кем-то из близких людей становятся день ото дня хуже, и вы находитесь в растерянности, не зная, что делать.
Не забывайте мы все разные, у нас у каждого свой уникальный набор событий из прошлого, что для одного трагедия, для другого сущий пустяк.