Использование методов психодиагностики в процессе консультирования. Психодиагностика в психологическом консультировании

Вопросы:

1. Особенности использования методов психодиагностики в процессе консультирования.

2. Анализ речи клиента в целях психодиагностики причин его затруднений.

Вопрос 1. Особенности использования методов психодиагностики

В процессе консультирования

Использование методов психодиагностики в процессе консультирования целесообразно в том случае, если они способствуют повышению познавательного интереса клиентов и их интереса к самим себе, обусловливают достижение инсайта и терапевтические эффекты, обеспечивают отслеживание динамики изменения личности в трудной жизненной ситуации и оценку эффективности психологической помощи.

В целях получения достоверных представлений о клиенте консультант

может применять диагностику трёх уровней:

1) симптоматического , т.е. выявлять особенности клиента, не указывая на

их причины и место в структуре личности;

2) этиологического - определять причины социально-психологического

неблагополучия;

3) типологического - она позволяет охарактеризовать место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности. Возможно изучение личности клиента методами психодиагностики всех трёх уровней, однако следует руководствоваться принципом целесообразности и критериями эффективности оказанной помощи, иначе психодиагностика превратится в злоупотребление временем жизни клиентов.

Стоит отметить, что диагностическая функция - одна из важнейших функций психолога, которая выполняется им в соответствии с национальными стандартами РФ «Социальное обслуживание населения»: «Качество социальных услуг. Общие положения» ГОСТ Р 52142-2003, «Основные виды социальных услуг» ГОСТ Р 52143-2003, «Контроль качества социальных услуг» ГОСТ Р 52496-2005. В них установлено, что психологическая диагностика и обследование личности клиента является одним из видов социальных услуг, определено назначение этой услуги, указаны критерии контроля их качества. «Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий» (ГОСТ Р 52142-2003, п. 4.4.2.).



Специфика этого вида социальных услуг заключается в упорядочении сбора информации о клиентах с помощью самих клиентов и по их заказу, процесса её обработки и сообщения «заказчикам».

Прежде, чем применять методы психодиагностики, психологу важно определить, на какой стадии готовности находится клиент. Готов ли он добровольно, откровенно и искренне к самоисследованию. Кроме того, клиенту необходимо разъяснить, что психолог несёт ответственность за достовер­ность информации и форму её сообщения клиенту, за конфиденциальность полученной информации (в связи с тем, что в ней имеют место персональные данные клиента). Кли­ент сам определяет отношение к этой информации и сам принимают решение о том, как её использовать.

В целях психодиагностики в консультировании могут применяться тесты достижения, интеллекта, креативности, личностные - они выявляют установки, ценностные ориентации, отношения; эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения; ситуационные тесты или тесты действия; «чисто» социально-психологические тесты - социометрия, тесты диагностики коммуникативной компетентности, различных сторон общения, взаимоотношений между людьми и др.

Кроме стандартизированных тестов, могут использоваться проективные тесты, различные виды опроса (интервью и анкетирование); биографический метод (анализ событий жизненного пути клиента, свидетельств и др.); метод анализа продуктов деятельности (анализ рисунков, творческих работ).

Социально-психологическая диагностика личности и малых групп представлена Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым (2002).

Актуальный психодиагностический инструментарий дан в работе «Основы

социально-психологических исследований» (под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007.- С.99-131).

Методики диагностики социально-психологических особенностей личности (методика личностного дифференциала, диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман), диагностика уровня самооценки, диагностика волевого потенциала личности, психологическая типология личности (К.Г. Юнг), диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман), диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан);

Методики диагностики групповой психологии (диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов, определение индекса групповой сплочённости Сишора, изучение сплочённости группы, методика изучения психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе, диагностика уровня развития малой группы, тест Б.Д. Парыгина «Климат»;

Методики диагностики коммуникативных характеристик личности и группы (диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности, исследование коммуникативно-характерологических тенденций (тест Т. Лири), диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников), диагностика манипулятивного отношения;

Методики диагностики кризисных состояний, отклоняющегося поведения и конфликта (типологии диагностики личностных деформаций, определение психического выгорания (тест А.А. Рукавишникова), диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой), определение уровня конфликтоустойчивости, диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С.И. Ерина), диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации, самооценка конструктивного поведения в конфликте, диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв), диагностика комплекса неполноценности, диагностика форм агрессивного поведения, определение уровня депрессии (Т.И. Балашова), диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко), диагностика уровня личностной невротизации (В.В. Бойко).

Как отмечают авторы второго труда, современная практическая социально-психологическая диагностика обращается к использованию нетрадиционных для отечественной социальной психологии методов и методик (например, это визуальная психодиагностика, методики изучения жизненного пути личности, моделирование (построение сценария), метод фокус-групп и др.). «Практика заставила перейти к экспересс-методикам, компьютерным вариантам, компактным, но информационно ёмким методикам» (2007. С.119).

Названные методы диагностики используются в целях обследования личности клиента, определения её социально-психологических качеств и свойств, социально-психологического типа личности, характера межличностных отношений, особенностей поведения в трудных жизненных ситуациях, характеристик тех социальных групп, куда клиент включился по мере расширения социализации, а также для отслеживания динамики происходящих изменений.

В ряде случаев индивидуальное психологическое консультирование предусматривает процедуру оформления «социальной истории» клиента, т.е. требует сбора информации об особенностях его личности и образа жизни, о социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения.

«Социальная история клиента » оформляется на основе следующих данных:

1. Идентификация: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о супруге, детях, близких родственниках; образование, место работы.

3. Индивидуальность.

При описании индивидуальности клиента пригоден опыт Г. Олпорта и С.А.

Будасси, учитывающих:

1. Физическое функционирование : а) общий контакт: поведение, двигательный стиль, направленность общения, особенности речи; б) гностическая область: память, внимание, мышление; в) эмоциональные проявления (тимосфера): общий эмоциональный настрой, наблюдаемые эмоциональные реакции; г) мотивационное управление: общая направленность, возможности целеполагания.

2. Интеллектуальное функционирование - интеллектуальный уровень развития, информативность, познавательный стиль, созидательность и творчество, характеристики и отзывы окружающих, ориентации в познании.

3. Эмоционально-экспрессивное функционирование - темперамент (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик); характерные черты: сензитивность, стеснительность, завистливость, самолюбие, пунктуальность, ригидность, наличие – отсутствие чувства юмора, шизоидность, интравертность - экстравертность; совесть, эмоциональная агрессия - стабильность, эмпатия; директивность, спонтанность, автономность, инициативность; доминирующие эмоциональные реакции, оптимизм - пессимизм, депрессия, ярость, тревожность, страх.

4. Социальное функционирование . Интерперсональные образные реакции: толерантность, доверие, доброжелательность, враждебность и т.д. Социальный статус, ролевые концепты, паттерны поведения: ребенок, муж-жена, родственник, бабушка-дедушка; социо-экономический статус; кризисные индивидуальные жизненные циклы; социальные роли: норма - социальная девиация; компетентность в решении проблем, роли в решении проблем: активный лидер, «гармонизатор», «слуга», «жертва», индивидуальные проблемные ситуации; «Я»-концепция: самоидентификация, самопринятие, самоуважение, самосознание, социальная и личностная конгруэнтность, самоидентификация нормы, конформизм, девиации, заблуждения, отчуждения и т.д. (Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю., 1999. - С.338-355).

Целостный субъект-субъектный феноменологический подход к анализу проблем клиента предполагает применение клинико-психологического метода, синтезирующего наблюдение, естественный эксперимент и специальные приёмы психологической коррекции.

Для психолога-консультанта важны те методы социально-психологической

диагностики, в которых диагностические возможности соче­таются с просветительскими, развивающими и коррегирующими воздействиями.

Примечание. Подборка диагностического инструментария

*См. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2008.

Анализируя аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика - составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи, как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:

· Что происходит сейчас в жизни клиента?

· Что ожидает клиент от консультирования?

· Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

· Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

· Какова основная психодинамика в жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант узнает о желаемом результате клиента и возможностях достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование.

Диагноз должен отражать стиль жизни клиента, помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента.

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями и проблемами психологического плана. Это могут быть проблемы:

Детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.);
- учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение);

Взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношении).

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть адекватным задачам консультирования. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.


Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количество психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.

Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.

Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты и доступности.

Рассмотрим ряд вопросов, связанных с диагностикой в консультировании.

В каких случаях целесообразно психологическое тестирование?

Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психического состояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Это и измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика профпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.

Что мешает применению тестирования в психологическом консультировании?

Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.

Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.

В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.

Когда использование тестирования в консультировании не требуется?

Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а в практической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, поскольку тестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.

Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:

1). Краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,

2). Длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,

3). Консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.

В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы.

В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.

Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.

Что дает тестирование в консультировании?

Во-первых, ряд тестовых методик позволяет глубже разобраться в личности клиента. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.

Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.

В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере освобождая тем самым от значительной части рутинной деятельности и, давая возможность решать более сложные и неотложные задачи.

Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:

Позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,

Помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,

Может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,

- является источником материала для структурирования беседы ,

Дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,

- может служить средством воздействия на клиента.

Какие тесты могут использоваться в консультировании?

В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

Психологические экспресс-тесты отличаются:

Компактностью и экономичностью,

Простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,

Возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,

Преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.

Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:

Максимальной валидностью и надежностью,

Универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,

Удобством для группового и компьютерного тестирования,

Возможностью диагностики способностей.

Наконец, методики глубинной психологической диагностики:

Позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,

Связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,

Как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.

Что требуется от психолога для использования тестирования?

Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.

Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании?

1. Выбор неадекватных тестовых методик.

Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:

Использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,

Использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности и др.

Недостаточные знания психометрических свойств методик,

Субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,

Стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.

2. Принятие неправильных диагностических решений.

Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:

Выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI,

Суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,

Заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Р. Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.

Подобные ошибки могут объясняться:

Недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,

Переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.

3. Некорректное сообщение результатов психологической диагностики клиенту.

Передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки .

К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.

Эти ошибки могут быть вызваны:

Затруднениями при устном изложении результатов диагностики,

Стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,

Просьбами клиента.

Изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом.

Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:

Как правило, воспринимаются клиентом как давление на него,

Могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов,

Препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации,

Мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом,

Не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.

Причинами подобных ошибок могут быть:

Отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования,

Стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него.

Использование некорректного языка описания и принципов понимания личности.

Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.

Это выражается в употреблении таких терминов, как: тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.

При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегда и везде.

Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.

В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решения проблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.

Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любая черта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определенным обстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.

Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:

1). Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.

2). Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.

3). Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу "не". Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений "не может", "не умеет", "не способен", предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.

Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.

Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:

Более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства,

Расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах,

Ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.

Другие ошибки.

Психологическая диагностика, в том числе тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста.

Целевая аудитория:

  • Специалисты с высшим образованием.
  • Кто заинтересован в овладении практической психологией.

По завершению курса выпускник получает диплом переподготовки установленного образца РФ Высшей школы экономики переподготовки с правом ведения профессиональной деятельности.

Документы для поступления:

  • Заполненная анкета (на компьютере).
  • Ксерокопия паспорта.
  • Ксерокопия диплома (обязательно высшее образование).
  • Две фотографии 3×4.

Программа

Модуль 1. Цветков М.Ю. "Общая психология и социальная психология":

  • Психология личности.
  • Психология конфликта.
  • Психология эмоций.
  • Психология общения.
  • Социальная психология групп.

Модуль 2. Цветков М.Ю. "Клиническая психология и основы психосоматики":

  • Предмет и объект клинической психологии.
  • Методологические проблемы клинической психологии.
  • Клиническая психология в соматической медицине.
  • Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине.

Модуль 3. Крупецкая Е.С. "Психодиагностика":

  • Методические основы психодиагностического обследования.
  • Классификация психодиагностических методик.
  • Психологическая диагностика свойств личности.
  • Психологическая диагностика свойств интеллекта.

Модуль 4. Сирма И.П. "Искусство психологического консультирования":

  • Психоанализ и психоаналитическая терапия.
  • Аналитическая психология К.Г. Юнга.
  • Гуманистическая психология.

Дата: сентябрь 2015 г.

Модуль 5. Ярошенкова О.Ю. "HRс нуля":

  • Кадровая служба организации.
  • Подбор персонала.
  • Мотивация персонала.
  • Адаптация персонала.
  • Схема вознаграждения в организации.

Модуль 6. Крупецкая Е.С. "Групповая психотерапия":

  • История и развитие групповой психотерапии.
  • Классификация и основные направления.
  • Изучение групповых норм.
  • Общие методы работы в групповой психотерапии.

Модуль 7. Иванова К.В. "Семейное консультирование":

  • История возникновения семейной терапии.
  • Основные школы и направления семейной психотерапии.
  • Семья как система.
  • Семейная психотерапия: принципы и процессы
  • Техники семейной психотерапии

Модуль 8. Автаева А.В. "Телесно-ориентированная терапия":

  • История телесно-ориентированного подхода в психотерапии.
  • Психология тела В. Райха.
  • Биосинтез.
  • Современный соматический подход.

Модуль 9. Крупецкая Е.С. "Психолого-педагогическое консультирование":

  • Предмет и задачи психолого-педагогического консультирования.
  • Психодинамика развития ребёнка и психология семейного воспитания.
  • Родитель, ребёнок и школа: психология взаимодействия.

Модуль 10. Автаева А.В. "Тренинг личностного роста":

Модуль 11. Арутюнян А.Ю. "Арт-терапия":

  • Базовые техники арт-терапии.
  • Теория и практика арт-терапии.
  • Терапевтические подходы в арт-терапии.
  • Личностно-профессиональный тренинг.

Модуль 12. Подготовка и защита выпускной аттестационной работы.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

В практике психологического консультирования ученые-исследователи не имеют единого ответа на вопрос, нужна психодиагностика при работе с клиентом. Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Психологическая диагностика - составная часть процесса психологического консультирования, во время которого психолог-консультант стремится к более глубокому пониманию клиента. Применение психодиагностики уместно, когда специалисту не хватает данных для классификации проблемы клиента, построения программы коррекционной или развивающей помощи и тому подобное. Можно выделить ряд преимуществ использования диагностики (по Т. В. Барлас) во время консультирования:

1) объективность данных, их относительная независимость от собственного опыта и представлений психолога-консультанта. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут внести противоречия и стать поводом для их просмотра или уточнения;

2) скорость получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно короткое время сформировать целостное представление о клиенте и выявить его психологические особенности, существенные для оказания квалифицированной помощи;

3) возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланках тестов или протоколов, которые фиксирует психолог-консультант. Эта информация, как правило, шире и объективная, чем, например, записи психотерапевтической сессии. Этим данным психолог-консультант может обратиться за помощью к коллегам, или вернуться к ним на любом этапе работы с клиентом;

4) возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки или сотни специально подобранных вопросов, тогда как во время беседы психологу не удается спросить так много. Достоверность результатов обеспечивается возможностью повторного обследования для проверки открытости клиента в ответах на вопросы.

"Психодиагностика" в дословном переводе означает "постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения об имеющемся психологическое состояние клиента. Специалист, который занимается психологическим консультированием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, которая волнует клиента. При этом психологу- консультанту следует опираться не только на результаты бесед, но и оперировать конкретными данными, полученными по результатам психодиагностики, проследить динамику изменений определенных личностных характеристик, сообщая об этом клиенту.

В ходе консультативной сессии от первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от конкретных границ диагностики, психолог-консультант должен задать себе вопрос:

Что происходит сейчас в жизни клиента?

Чего ожидает клиент от консультирования?

Какие потенциальные возможности и ограничения клиента?

Как далеко и глубоко следует углубляться в консультировании?

Чем характеризуется динамика настоящей жизни клиента?

Современный психолог-консультант, как подчеркивают многие авторы (С. Васьковская, Р.Кочюнас, И.М. Цимбалюк и др.), "Понимает клиента и лечебно и психотерапевтически". Психологическая диагностика помогает консультанту собрать как можно больше данных о личности клиента, дает возможность правильно классифицировать проблему и разработать соответствующую психокоррекционную или развивающую программу оказания помощи. В работе психолога-консультанта психодиагностика занимает чрезвычайно важное место. Любой совет, консультация, рекомендации возможны только при предварительном анализе личности клиента и волнующих его проблем.

Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов - психотерапии, тренинговых действий, коррекционно-развивальнои работы и тому подобное. Все они должны быть индивидуализированы, то есть должны опираться на разносторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности человека, обратившегося за помощью.

Итак, психологическая диагностика - основа деятельности любого психолога, чем бы он ни занимался - индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и др., В какой бы сфере он ни работал - в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров.

Использование психодиагностики во время консультирования связано с соблюдением определенных условий. Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими и затратными по времени, так как основная деятельность психолога-консультанта - выслушивание клиента, беседа, межличностное общение, обсуждения, в случае необходимости, перерыв, изменение тактики и тому подобное. В рамках психологического консультирования могут быть организованы короткие "психодиагностические пробы", которые органично включаются в консультирование и соответствуют определенной цели.

Во-вторых, если в ходе консультации психологическую диагностику необходимо использовать как вспомогательное средство для "запуска" процесса основной беседы. Например, когда мать привела к психологу своего сына-подростка, который сам этого не хочет. После короткой беседы с матерью психолог пытается продолжить разговор с подростком (при отсутствии матери), а он упорно молчит, и вовсе не собирается обсуждать свои проблемы. Итак, если с помощью коммуникативных средств не удается разговорить клиента, в такой ситуации можно использовать некоторые опросники для активизации беседы. Заполняя бланк ответов, подросток все же должен будет вступить во взаимодействие с психологом, ничего не спрашивая, уточняя и тому подобное. Кроме того, психолог будет иметь возможность наблюдать за клиентом, отслеживать, ответы на вопросы составляют трудности или неудобства для него и др.

В-третьих, психодиагностика проективного типа (незаконченные предложения, рисунки) может быть успешно использована, если клиент испытывает трудности с языком (определенные дефекты) и рассчитывать на полноценное общение нельзя. Подобные методики также уместны во время работы психолога-консультанта с младшими школьниками. В ходе выполнения определенных задач консультант может задавать уточняющие вопросы, формулировать провокационные или стимульно вопросы и др.

В-четвертых, психодиагностика может быть успешно использована, когда необходимо оперативно в ходе консультирования выяснить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим.

Диагностика в психологическом консультировании имеет свою специфику. Она осуществляется с соблюдением психологом- консультантом определенных правил.

1. Первое правило касается правильного использования психодиагностического инструментария: в процессе оказания консультативной помощи психолог-консультант должен применять только валидные методики. Применение методик и тестов, которые не прошли процесс валидизации, может привести к получению неверных данных о состоянии клиента, установление неправильного психологического диагноза, а соответственно неправильной построения коррекционной работы с клиентом, а также к дисквалификации консультанта.

2. Второе правило заключается в квалифицированном подборе нескольких методик или тестов, измеряющих один и тот же показатель. Это касается тех случаев, когда нужно уведомлять клиента о наличии у него серьезных отклонений (неприятных для клиента) в личностных характеристиках. Например, если у клиента "шизоидная" акцентуация характера, то лучше подтвердить это двумя-тремя методиками, чтобы окончательно убедиться в правильности диагноза. Если есть необходимость сообщать родителям, что их ребенок не смог адаптироваться к лицею или гимназии, то лучше иметь в своем арсенале достаточное количество данных, полученных по нескольким методикам.

3. Третье правило заключается в квалифицированном установлении соответствия психодиагностической методики возрастной категории клиента. Каждый психолог-консультант должен иметь в своем арсенале методики и тесты, которые измеряют одни и угги же показатели, но для всех возрастов клиентов. Это может указывать на высокую степень готовности консультанта работать с разновозрастной категории клиентов.

4. Четвертое правило касается специфики консультативной и диагностической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также умственно отсталыми детьми. Этот вопрос необходимо рассмотреть более детально.

Как указывают практики (В. Ф. Моргун, Л. М. Крыжановская, И. Титов и др.), Психодиагностическая работа с детьми должна следовать принципам поэтапного изучения психики ребенка (Л.С. Выготский), положением гуманистического подхода к личности (Г.А. Балл, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), принципам отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения (С.Д. Забрамна, Т. В. Сак, Е.А. Стребелева и др.).

Ученые считают, что на первом этапе средством снятия напряжения и установления контакта может служить беседа с ребенком, во время которой необходимо выяснить следующее: точность представлений ребенка о себе, своей семье, родных, друзей (имя, фамилия, -отца, возраст); характер представлений о времени, явления природы (ориентировочно по часам, распознавания времени года и т.д.); способность ориентироваться в пространстве (понятие "ближе", "дальше") наличие кругозора (представление о стране, события, людей и т.д.).

После установления контакта, на втором этапе, можно начинать психодиагностике особенностей интеллектуальной сферы и уровня сформированности представлений и знаний ребенка. Необходимо обращать внимание на ряд общих моментов.

1. Понимание ребенком инструкции и цели задания.

Каждый раз необходимо убедиться, воспринимает ребенок инструкцию и пытается ли ее понять. Умственно полноценные дети внимательно слушают инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить. Дети умственно отсталые, с отклонениями в виду или недостаточно работоспособны, не фиксируют соответствующее внимание по инструкции и, не дослушав до конца, начинают выполнять задания наугад.

Важно также установить, способна ребенок запомнить предлагаемую ему инструкцию. Чаще всего дети умственно отсталые запоминают инструкцию и поэтому не могут завершить задачу. То же самое характеризует детей с нарушением работоспособности.

2. Характер деятельности при выполнении задач,

Во всех случаях важно установить, как выполняет ребенок задачи: с интересом, целенаправленно или формально. Кроме того, необходимо обратить внимание на степень устойчивости интереса.

Необходимо также проследить за тем, каким образом ребенок выполняет задание. Интеллектуально развитые дети стремятся найти оригинальное решение и экономные способы действия. Умственно отсталые - действуют шаблонно, или даже неадекватным способом.

Важно выяснить, насколько собрано и сконцентрировано работает ребенок и какова ее работоспособность. Одни дети довольно долгое время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро истощаются. Следует определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредотачиваться или быстрая истощаемость. Желательно установить, умеет ребенок пользоваться предложенной помощью. Чем больше эта способность, тем выше уровень учебной восприимчивости ребенка.

3. Реакция ребенка на результаты работы.

Как правило, дети с развитым уровнем интеллекта способны оценить выполненную работу. Они радуются своим успехам и переживают по поводу неудач. Некоторые дети с трудностями в поведении намеренно делают вид, что их не волнует отсутствие определенных достижений.

4. Общая эмоциональная реакция на факт обследования.

Умственно полноценные дети демонстрируют известную неловкость и предвзятость. Равнодушное отношение к факту обследования и "фамильярне" отношение к экспертам чаще всего характерно для умственно отсталых детей. Как подчеркивают исследователи (Р. С. Немов, Л. М. Крыжановская и др.), Во всех случаях при психодиагностики интеллектуального развития детей необходима доброжелательная, спокойная и ровная обстановка.

Итак, психологическая диагностика и консультирование - взаимосвязанные процессы, успех которых определяется как внешними, так и внутренними факторами. К внешним исследователи относят организацию, к внутренним - готовность к сотрудничеству, как консультанта, так и клиента. Основными стадиями психодиагностики консультативной деятельности ученые считают следующие:

1) нетестовыми;

2) первичную - диагностику, в процессе которой изучается общая структура личности клиента, где кроются причины его проблем;

3) текущую: диагностирование текущих изменений личности;

4) завершающую: интерпретация полученных психодиагностических данных и уточнения программы консультативной помощи.

Описание

Психологическое образование в последние годы очень популярно: российское общество осознало необходимость и безусловную пользу профессиональной психологической помощи, стали создаваться рабочие места и возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах. Однако большинство образовательных программ были теоретического толка, а знание фундаментальных основ теоретической психологии хоть и само по себе полезно в практическом консультировании, но его явно недостаточно для оказания полноценной помощи и поддержки.

Практический психолог ведёт свою работу сразу по нескольким направлениям. Это консультации, психодиагностика, психопрофилактика и коррекция, просветительская деятельность и психологическая работа. Но основными определяющими качество психолога как специалиста, являются консультативные и диагностические навыки.

Эта программа для вас, если вы...

  • Стремитесь познать тайны человеческих переживаний и эмоций;
  • Готовы к ответственной интересной работе;
  • Планируете развиваться в одной из самых сложных и нужных сфер - психологии.

Цель программы

Обучение всем видам психологического консультирования. По завершении обучения вы будете компетентны в вопросах общей и возрастной психологии, семейного и корпоративного бизнес-консультирования, то есть, станете универсальным специалистом, способным реализовать свои компетенции в самых разных условиях.

Развитые навыки психодиагностики помогут вам выполнять свою работу с высоким качеством. Комплекс профессиональных методик и приёмов будет особо полезен в работе с клиентами, не способными прямо выражать свои чувства и переживания, в том числе с детьми. Корректная психодиагностика позволяет выстроить психологическую работу оптимальным образом и добиться положительной динамики, поэтому изучение этого раздела является неотъемлемой частью образования психолога-практика.

Задачи дистанционной подготовки:

  • Подготовить слушателей к практическому консультированию посредством формирования ряда практических компетенций;
  • Развить коммуникативные психодиагностические навыки;
  • Сформировать представление о современных подходах и методах психологического консультирования;
  • Подтвердить знания и умения выпускников документально.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 месяцев (620 ч.).

Методы обучения

Методики дистанционного обучения несколько отличаются от привычных традиционных форм. Вы будете так же посещать занятия, но видеть преподавателя не перед собой, а на мониторе. Вам так же будут читать лекции, но теперь вы можете послушать их и в записи. Вам будут доступны также материалы прошлых выпусков и обширная библиотека знаний, включающая не только тексты, но и многочисленные графические материалы, аудио, видео и прочие форматы информации. За ходом обучения следит тьютор - прикреплённый к вам преподаватель. Он контролирует процесс и сопровождает вас с первого дня и до получения диплома.

Результат обучения:

Ваши перспективы

После завершения курса профпереподготовки вы можете работать психологом в социальных службах и центрах реабилитации, в корпоративных психологических центрах и др. Безгранична потенциальная сфера реализации профессиональных возможностей в индивидуальном консультировании - ваше образование более всего располагает именно к такому направлению работы.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.