Кто является творцом расовой политики. Расовая теория

Расистские концепции стали отправной точкой для формирования выводов политического характера, которые появились именно в Германии. Они прекрасно подходили в качестве идеологии милитаристам и колониалистам, которые не скрывали своих агрессивных и империалистических замашек. Уже в конце 19 века среди немецкого населения получило распространение движение за империалистический раздел мира. Страна в погоне за англичанами в ускоренном темпе строила военный флот, захватила колонии на территории Африки и Океании. Очевидно, что представители империалистических кругов, активно заинтересовались расистскими теориями, ведь они отлично годились на роль «научного объяснения» их планов.

Немцы признавались носителями арийского типа расы, предназначение которой заключалось в господстве над всеми остальными. После Первой мировой войны в определенных кругах начал распространяться миф о природном превосходстве арийской расы, представители которой отличаются высоким ростом, длинной головой и светлыми волосами. Эти внешние признаки позволяли говорить о генетической связи с германскими народами.

Один из родоначальников антропосоциологии немецкий исследователь О. Аммон занимался необычными измерениями антропометрического характера. Он изучал особенности населения в трех городах и выяснил, что среди городского населения и тех, кто относится к высшему обществу, имеется большая доля длинноголовых. В низшем же классе, среди простых крестьян преобладала доля короткоголовых. Получалось, что обладатели длинной головы от природы имеют дар управления и наделены высоким интеллектом. Это означало, что им самой природой предназначено относиться к высшему классу и занимать господствующее положение над всеми остальными. Аммон пришел к выводу, что любое общество будет развиваться до тех пор, пока не достигнет критически низкого уровня доля длинноголовых – самых талантливых и умных.

Его французский коллега, Ж. Ляпуж, приверженец теории социального дарвинизма, также занимался классификацией людей в зависимости от типа головы. По его мнению, размер головы был фактором и культурных различий между обществами. Длинноголовые представители человечества, несомненно, формировали лучшую расу – арийскую, а остальные относились к низшим расам.

Антропосоциология получила свое развитие в 19 веке и к началу 20 века стала одной из самых влиятельных школ в социологических науках. Основной идеей расово-антропологической школы стало теория о том, что развитие народов в их историческом и культурном аспекте стало следствием действия одного решающего фактора – принадлежности к той или иной расе. Школа формировалась во времена нарастания популярности теории Дарвина и получила необходимую поддержку со стороны биологической науки. В это время биологический подход господствовал в социологии, а расы пытались классифицировать именно по биологическим признакам.

Антропосоциология пыталась выстроить социальное знание о человеческом обществе, ориентируясь на естественные науки. Ее тесная взаимосвязь с социал-дарвинизмом объясняла механистичность и биологизм, присущие этому учению. При отсутствии фактов, расово-антропологическая школа многое додумывала, подменяла научные выводы спекуляциями, построенными таким образом, чтобы их можно было посчитать за научные.

Одним из представителей антропосоциологии стал французский дипломат Ж.-А. де Гобино. Его труд «Опыт о неравенстве человеческих рас» в середине 19 века стал первой научной работой, где систематизировано были изложены рассуждения о том, какое значение имеет расовый фактор на историю человечества. В дальнейшем, его взгляды стали основой всех последующих теорий антропологической школы и существенно повлияли на понимание самого термина «раса».

Расизм как общественное понятие представляет собой объединение нескольких концепций, носящих антинаучный характер. Основой расизма является следующее суждение: человеческие расы не одинаковы между собой, если сравнивать их в физическом и психологическом развитии, а, значит, такие различия неизбежно влияют на историю и культуру мировой цивилизации. Проще говоря, люди делятся на лучшие и худшие расы - высшие и низшие. Те, кто составляет численность высшей расы, наделены наилучшими признаками и призваны господствовать над расами, стоящими в иерархии ниже и не обладающими способностью сделать ничего в плане общественной культуры. Низшие расы годятся лишь для эксплуатации в целях «высших» людей. Лучшая раса состоит из создателей цивилизации, основоположников общества и культурных ценностей, а низшая раса – из рабов. Подобные ложные идеи, несущие в себе все признаки человеконенавистничества, характеры для любой разновидности расизма.

Основателем этой теории считается французский социолог и писатель, один из основоположников расизма Ж. Гобино. Большой вклад в эту теорию внес Ф. Ницше, которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его как прежде всего социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные, подневольные. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух волей к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века. Когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период появления фашизма. Всплески расовой теории встречаются и сейчас, но в разряд государственной она теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не стоит торопиться, а надо постараться выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологические законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовлетворены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько рубашек, но ни одного галстука). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на земле, поскольку каждый человек занимает свою нишу в обществе и занимается "своим", т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Действительно и то, что разные страны развиваются неравномерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства, развитые не только в промышленном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплеменные отношения, позволяющие говорить, что там государственность в полной мере еще не сложилась. И это верно подмечено сторонниками расовой теории.

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственны импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось "пережить" той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально "спрессовать" время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже), не в буквальном, конечно, понимании, ребенок или умудренный человек? Ответ однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, может "заткнуть за пояс мудреца", с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

Разность в уровне исторического развития рас и народов зависит от объективных факторов и прежде всего от природно-климатических. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государственности у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе, кто дальше прошел по пути исторического прогресса. Разность в историческом развитии - это основание не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и поддержки их.

Ж. Гобино, Ф. Ницше, А. Гитлер

Наибольшее развитие эта теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Гобино объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими. К низшим расам он относил семитов, славян и др. Высшая цель арийца - сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле – плевелы». Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

9. Патримониальная теория.

К.Л. Галлер

Патримониальный – наследственный, родовой. Государство, по мнению Галлера, является частной собственностью правителя. Это право возникает из частной собственности на землю. Государство возникает тогда, когда общинная земля становится единоличным владением правителя и право собственности на землю начинает передаваться по наследству. Поэтому правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. То есть, власть государя проистекает из его права собственности на определённую территорию. Население же – народ, предстаёт в роли арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.

10. Ирригационная (гидравлическая) теория.

К.А. Виттфогель

Виттфогель связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает и подчиняет. Ирригационные проблемы с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество и формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Т.о. все теории происхождения государства ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Лекция №2 Понятие, признаки и функции государства

    Понятие и признаки государства.

    Функции государства.

1. Понятие и признаки государства

Государство - это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и защиты граждан, способная создавать нормы права и существующая в определённый момент времени.

Признаки государства:

    Наличие публичной власти. Под публичной властью понимается государственная власть, а, именно, аппарат власти с «материальными придатками» в виде лагерей, тюрем и другими принудительными учреждениями, а также с особыми отрядами вооруженных людей. Она состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, являются органы законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

    Территория государства , материальная база, без которой оно не может существовать. Под территорией государства понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются: 1) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; 2) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства); 3) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства); 4) объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, диппредставительства и консульства, действующие под флагом данного государства и другие принадлежащие государству объекты).

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

    Постоянное население . На территории государства проживает определённое количество населения – граждан или подданных. Своим для государства население становиться либо по факту рождения, либо оно наделяются состоянием гражданства. Это положение подтверждается двумя документами, которые государство выдаёт «своим» гражданам – свидетельством о рождении и паспортом. Именно эти документы и удостоверяют гражданство. Гражданством называют устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Наличие суверенитета. Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций. В нем же выражается и способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

    Собственная правовая система. Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных нормативно-правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции, принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты государства принимают на основе и для исполнения конституции.

    Правотворчество, т.е.способность создавать нормы права, по которым живут граждане.

    Сбор налогов, которыенеобходимы в качестве источников пополнения государственного бюджета.

    Символика, традиции, памятные даты и правила официального поведения , которые выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

2. Функции государства , т.е. основные направления его деятельности по управлению делами всего общества делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции, т.е. основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:

    регулятивная . Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;

    правоохранительная. Заключается в том, что государство гарантирует равенство всех перед законом, судом, устанавливает правила поведения во всех сферах жизни общества, носящих общеобязательный характер для всех членов общества. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения;

    финансовая . Включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции;

    политическая . Предполагает формирование легитимной и эффективной системы управления жизнью общества. Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. Оно выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов

    экономическая. Подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме;

    социальная . Заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Она включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения;

    экологическая . Реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в КРФ. В связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция становится одной из основных.

Миф «чистоты крови» был основой идеологии Третьего рейха. «Чистота крови» имела для немецких нацистов столь огромное значение, так как была связана с наследованием расовых качеств.

Нацисты делили расы на «высшие», имеющие творческое начало и способность к поддержанию порядка и самоорганизации, и «низшие», соответственно, не имеющие озвученных начал. На вершине иерархической лестницы была «нордическая» раса (германо-скандинавы), ниже стояли восточно-балтийская, динарская (адриатическая) и иные подрасы европеоидной расы. Даже французы считались «выродившимися, негроидизированными, испорченными». Поэтому они входили в группу «полунордических» народов.

Ниже по лестнице были метисы белой расы с другими расами и в самом низу – представители «чёрной» (негроиды) и «жёлтой» (монголоиды) рас. Представители «низших» рас вообще не считались людьми в полном смысле слова – это были «недочеловеки» (нем. Untermensch - Унтерменш). В эту группу – «недочеловеков», в Рейхе также записали славян, евреев и цыган.

Даже в тюрьмах Третьего рейха соблюдался принцип расовой сегрегации. Заключенных делили по признаку «чистоты крови»: в первую (высшую) категорию входили немцы; во вторую – датчане, норвежцы, голландцы и пр. представители «нордической расы» (они не являлись «сверхчеловеками», от нем. Übermensch); в третью – французы, итальянцы, бельгийцы (полунордическая раса); в четвёртую – русские, поляки, чехи, сербы («недочеловеки» с примесью нордической крови).

13 июля 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая в Штеттине, перед бойцами СС сказал следующее: «Это война идеологий и борьба рас. На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови…. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать - это расстреливать без всякой жалости и милосердия. … Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее - 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, - под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма».

Разделению народов на «высшие» и «низшие» расы придавалось практически религиозное значение. «Нордическая раса» олицетворяла всё самое лучшее, хорошее, а «низшие расы» были частью тьмы, хаоса, разрушения. Вся человечества была подана как борьба «высших» и «низших» рас. Адольф Гитлер в «Моей борьбе» образно сравнивал «арийца» с Прометеем, который нес свет человечеству.

Естественно, на основе этой теории делался вывод, что раз только «нордическая раса» способна развивать человечество, то «неарийские народы» нуждаются в управлении «арийцами». Особенно это касалось славян. Идеологи Рейха были сторонниками «норманнской теории» создания Русского государства. По словам Гиммлера, «этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны 700-800 лет назад, когда они призвали варягов…». Поэтому надо были поступить с ними в соответствии со словами летописца: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите и володейте нами».

Надо отметить, что идеи расизма имели старые корни в Европе, в том числе и в Германии. Именно поэтому «нордическая теория», популяризируемая Альфредом Розенбергом заняла столь значительное место в немецком народе. Розенберг создал стройную картину истории с древнейших времён, где единственным творческим началом был «ариец». От арийской Индии, Персии, дорической Эллады и италийского Рима до германской Европы. Приказом от 13 сентября 1933 года ввели обязательное изучение «расовой теории» в школах (не менее 2-3 часов в неделю) и университетах.

Эта теория не была выдумана немцами, её создали ещё задолго до Третьего рейха. Граф Жозеф Артюр де Гобино (1816- 1882), известный французский писатель-романист, социолог, в 1853-1855 годы выпустил четырёхтомный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Граф де-факто стал первым автором, который в 19 столетии в развернутом виде сформулировал тезис о расовом неравенстве как главном принципе исторического развития. По мнению Гобино, расовое неравенство является наиболее фундаментальным, первичным и исходным принципом. Из него, по словам графа, проистекают все остальные общественные иерархии. Гобино выделял три основные расы: белую, жёлтую и чёрную. Все расы автор расположил в виде трёхступенчатой иерархической лестницы. Белая раса – вверху лестницы, а чёрная - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по мнению Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по словам автора теории, отличаются постоянством физических и духовных свойств. Белая раса превосходит остальные две расы в физической красоте, силе и упорстве. Но самая главная её особенность, которая определяете лидерство и место в расовой иерархии - это разум. Гобино считал, что смешение рас представляет собой необходимый источник для рождения и развития цивилизаций (при обязательном участии белой расы), но оно же в дальнейшем становится причиной их деградации и смерти. Гобино занимал антиколониальную позицию, так как колониальные захваты способствовали смешению и вырождению белой расы, европейской цивилизации. В целом он считал, что белая раса и европейская цивилизация идёт по пути регресса и конец её близок. Признание и известность пришли к графу Гобино только после его смерти и не на родине, а в Германии. В 1894 году в Германской империи было создано «Общество Гобино», к 1914 году число членов организации достигло 360. Особенно большую роль в распространении идей Гобино в Германии сыграл учредитель этого общества Людвиг Шеман. Он издал ряд работ Жозефа Гобино и исследований о нём. Кроме того, Шеман в 1897-1900 годы впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке. Идеологи Третьего рейха оценивали работы Гобино очень высоко и в 1930-е годы специально подобранные фрагменты из его работ публиковались в популярных антологиях о расах и приводились в школьных учебниках. В результате идеи француза Гобино стали частью идеологии Третьего рейха.

Настоящим «отцом духа», «пионером» и «первопроходцем» (так его называл Йозеф Геббельс) в области расовых теорий стал британский писатель, социолог, философ Хьюстон (Хаустон) Стюарт Чемберлен (1855-1927). Его мировоззрение сложилось на основе идей Рихарда Вагнера и Жозефа Гобино. Главным его трудом, который принёс ему популярность, стала работа «Основы XIX века». Она вышла в Мюнхене в 1899 году. По мнению Чемберлена, европейская культура стала результатом синтеза пяти основных компонентов: культуры, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и системы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося творческого тевтонского (германского) духа; и разрушительного влияния еврейства и иудаизма в целом. Противостоять силе еврейства могут только «арийцы». «Арийцы» являются, по словам британца, единственной опорой мирового развития, а евреи – это негативная расовая сила, которая разрушает и приводит к вырождению человечества. «Основы» Хьюстона Чемберлена стали необычайно популярны в Германской империи ещё при кайзере Вильгельме II.

Одним из самых главных «расологов» Третьего рейха стал Ганс Фридрих Карл Гюнтер (1891 - 1968). Лингвист по образованию, он в мае 1930 года возглавил созданную по специальному распоряжению правительства Тюрингии (на выборах вверх одержали национал-социалисты) кафедру социальной антропологии в Йенском университете. Его вступительная лекция называлась «Причины расового упадка немецкого народа после великого переселения народов». С ним общался Герман Геринг и высоко оценивал преподавателя. На партийном съезде 11 сентября 1935 года А. Розенбенг вручил Гансу Гюнтеру как первому лауреату премию НСДАП в области науки и заявил в своей речи, что профессор «заложил духовные основы борьбы нашего движения и законодательства рейха».

Родоначальником концепции «научного расизма» был американский антрополог Сэмюэль Джордж Мортон (1799-1851). Эта теория в первой четверти 19 столетия быстро распространилась среди сторонников рабовладения, т. к. она научно обосновывала невозможность освобождения негров. США приняли эту теорию даже на официальном уровне. В 1844 году государственный секретарь Штатов Джон Колдуэлл Кэлхун (сенатор от Южной Каролины, т. н. «некоронованный король Юга»), после консультаций с Мортоном, дал официальный ответ на ноту европейских стран по поводу рабства в США, заявив, что отмена рабовладельческой системы невозможна, так как негры принадлежат к «низшему человеческому типу». В этом же 1844 году Сэмюэль Мортон опубликовал книгу «Египетский череп», где доказывал, что древние египтяне принадлежали к белой (по терминологии того времени «кавказской») расе. Его последователи Д. Глиддон и Н. Нотт в 1854 году выпустили книгу «Типы человечества», где на основе исследований черепов доказывали, что негры стоят ближе к обезьянам, чем к другим человеческим расам. В США подобные взгляды на «чёрное» население господствовали довольно долго, даже после Второй мировой войны. В 1896 году в США была узаконена расовая сегрегация. Закон ввел Верховный суд по делу «Плесси против Фергюсона»: в 1890 году штат Луизиана принял закон о раздельном проезде в поездах, который ввёл специальные и худшие места для негров. В 1892 году за нарушение этого закона был задержан Гомер Плесси, имевший одну восьмую негритянской крови. Верховный суд, в который обратился Плесси за справедливостью, подтвердил правоту властей штата и сообщил, что такой закон не противоречит Конституции. Поэтому, в США довольно значительный промежуток времени, даже после официальной отмены рабства, негры и мулаты (да и другие «цветные») не могли заходить в «белые» кварталы, магазины, театры, вагоны и прочие места и заведения.

Большую роль в становлении расовой теории Третьего рейха сыграли исследования британских и немецких учёных посвященные Индии. Приход племён ариев в Индию с Севера, завоевание ими «чёрных», и создание ими жесткой кастовой системы, рассматривался как образец для подражания. В 1849 году в Лондоне стало выходить издание перевода полного текста «Ригведы» подготовленное Максом Мюллером. Мюллер высказал мысль, что «арийская раса» превосходила другие расы (туранскую и семитскую) в культурном развитии. Арийцы стали «движителями истории». Но «смешение рас» привело к тому, что арийцы постепенно утратили свой творческий потенциал и деградировали. К приходу британцев Индия утратила свой творческий потенциал. На основе этих идей в первой четверти 20 века британские индологи подготовили официальную историю Индии. В 1938 году в Третьем рейхе была опубликована работа санскритолога Пауля Тиме (1905-2001). Он утверждал, что в древнеиндийских Ведах термин «арий» был якобы синонимом «человека», а чернокожие люди рассматривались, как «недочеловеки». В результате действительность Третьего рейха была подкреплена авторитетом «Ригведы» и порядков Древней Индии.

Ещё одной древней страной, из которой идеологи Рейха выводили начало «нордической расы» была Персия. Первые идеи об общности германцев и персов-ариев появились в начале 19 столетия. В 1808 году немецкий учёный Отто Франк, профессор филологии в Бамберге, в книге «Свет с Востока» выдвинул теорию, что Иран был прародиной ариев. Арии из Ирана попали в Индию, Египет, Грецию, Германию и заселили всю Европу. По его мнению, немцы вели свой род с Востока «все следы его древней истории, равно как и его … живой язык – все это указывает, что немцы – родные братья не грекам и не римлянам, а персам». Франк призывал восстановить «изначальное государство» - персо-германскую державу. Аналогичных взглядов придерживались и нацисты в Третьем рейхе. Берлин старался превратить Иран в своего союзника на Ближнем Востоке, создав угрозу геополитическим интересам Великобритании и Советского Союза. Поэтому, центральное место в пропаганде нацистов в Иране заняли теории об общем арийском происхождении немцев и иранцев. Специальным указом Берлин иранцы как «чистокровные арийцы» были освобождены от действия «расовых» (нюрнбергских) законов. В 1934 году по рекомендации германских дипломатов для того, чтобы возвеличить роль Ирана как прародины арийской расы, государство «Персия» было официально изменено на «Иран». Немецкие архитекторы спроектировали здание Национально банка в Тегеране в неоперсидском стиле. Расовое управление СС запланировало браки немецких девушек с видными представителями военно-политической и экономической элиты Ирана, чтобы «освежить» кровь иранского руководства. Центром нацистского движения в Иране стал журнал «Древний Иран», выходивший еженедельно в 1933-1937 годы. Журнал пропагандировал успехи Третьего рейха, сообщал о важнейших событиях военно-политической жизни Германии. Редактором журнала был иранский националист Сейф Азад. Журнал выступал против засилья иностранцев в Иране и одновременно сообщал о дружественном и родственном немецком народе, который готов помогать стране в её развитии.

Руководитель института «Наследие предков», ректор мюнхенского университета профессор Вальтер Вюст (1901- 1993) в 1943 году выпустил сборник «Индогерманское исповедание». Надо отметить, что германские учёные практически целиком приписали наследие индоевропейцев-арийцев (они их называли индогерманцами) немцам. По мнению Вюста, задача германистики заключалась в том, чтобы воссоздать не только историю индогерманской цивилизации, но и становление индогерманской империи. Начало этого процесса в Западной Европе Вюст относил к империи Карла Великого, а в мировой истории истоки этой империи восходили, как минимум ко времени Ахеменидов.

С большим уважением нацистское руководство относилось к древнегреческой культуре. Гитлер считали, что культура древних греков была совершенной. Розенберг в «Мифе 20 века» писал: «Самой лучшей мечтой стала мечта нордического человечества в Элладе». Нацистские исследователи связывали происхождение древних греков с Древней Германией. Немецкие учёные выдвинули теорию, согласно которой пришедшие с севера в Грецию дорийцы были германцами по происхождению. Гитлер даже заявил: «Когда нас спрашивают о наших предках, мы всегда должны указывать на греков». Среди учёных эту теорию развивал уже упомянутый Ганс Гюнтер. В работе «Расовая история эллинского и римского народов» (1928 год) он сообщает о том, что эллины переселились в Грецию из долины Среднего Дуная и сообщает о сходствах между германцами и древними греками. Розенберг выводил древних греков напрямую из Германии – из земли Бранденбург.

В одном из древнегреческих государств-полисов – Спарте, Гитлер видел «самый чистый в истории образец расового государства». Германские историки идеализировали дорийскую Спарту. В спартанцах нацисты видели чистый «нордический» элемент, подлинную расу господ, в самом государстве – идеальное воплощение политической организации. Надо сказать, что отождествлять Древнюю Грецию с древними германцами и скандинавами начали ещё до возникновения Третьего рейха. Греческий Олимп соотносили со скандинавским пантеоном богов. Белокурых и голубоглазых древнегреческих героев и богов с героями и богами германо-скандинавского эпоса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев “высшей расой”, призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности “души расы”, “чистоты крови”, “вождя нации” и т.п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. “Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в “МАЙН КАМПФ”, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы”.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: “война для государства такая же необходимость, как раб для общества”, “любите мир как средство к новым войнам”.

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику “узаконенного” уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало “холодной” войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. “Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира”.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как “научная”, академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Отношение к расовой теории происхождения государства в современном мире

Расовая теория происхождения государства критикуется почти всеми исследователями государственно-правовых явлений, так как нет никаких исторических и биологических предпосылок делить расы на высшие и низшие. Кроме того, эта теория отвергает естественные права человека как неотъемлемую составляющая статуса личности в современном обществе.

расовый общественный государство культура

Расовая теория

Эта теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии .

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас . Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев "высшей расой", призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности "души расы", "чистоты крови", "вождя нации" и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. "Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в "МАЙН КАМПФ", - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы".

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: "война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "любите мир как средство к новым войнам".

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику "узаконенного" уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало "холодной" войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. "Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Расизм как совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Причины расовой дискриминации, ее место в современном обществе.

    презентация , добавлен 04.03.2014

    Определение причин дискриминации в отношении афроамериканцев со стороны правоохранительных и судебных органов. Анализ данных статистики и социальных опросов среди граждан Соединенных Штатов Америки по вопросам, связанным с расовой дискриминацией.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    Основные принципы расистской идеологии - совокупности воззрений, в основе которых лежит положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас. Проблемы национального, расового, религиозного неравенства в РФ. Борьба с расовой дискриминацией.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Сравнительный анализ инструментальной, семантической, гендерной, кратической теорий происхождения общества как систем научного знания о генезисе общественных отношений. Понятие социального прогресса, эволюционные и циклические теории развития цивилизации.

    презентация , добавлен 15.04.2017

    Понятие общества с различных точек зрения. Экономическая, социальная, политическая и идеологическая подсистемы общества. Политический строй в стране, формы правления и устройство государства. Теории социального обмена. Теория социального детерминизма.

    эссе , добавлен 23.08.2012

    Значение наследия Э. Гидденса для социологии. Понятие дуальности структуры. Анализ возможности применения основных положений теории структурации как теоретической схемы эмпирических исследований социальных процессов, имеющих место в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2015

    Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде. Исследование ее на современном этапе. Западные социологические теории социальной стратификации. Эмпирический анализ различий в характере социальной дифференциации европейских стран.

    реферат , добавлен 11.12.2012

    Понятие конфликта в социологической теории. Предыстория возникновения теории социальных конфликтов, характеристика ее основных концепций. Теория социального конфликта известного немецкого социолога и идеолога либеральной ориентации Ральфа Дарендорфа.

    контрольная работа , добавлен 18.04.2013

    Символический интеракционизм. Создание основ теории "Я". Теория Чарльза Кули. Теория Дж. Мида. Другие теории символического интеракционизма. Интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому "Я" и его личностному самоопределению.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2003

    Животный строй психики. Строй психики биоробота, "зомби". Готическая субкультура. Демонический строй психики. Человечный строй психики. Противоестественный строй психики, значение для государства. Как избавиться от зомбирующих стереотипов поведения?