Математика - царица всех наук. Почему математика - царица наук

Не зевай, угадай

Урок-игра «Путешествие на планету Знаний»

Цели: 1. Углубление и обобщение знаний по темам «Растворы» и «Электролитическая диссоциация». 2. Развитие умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы. 3. Воспитание командного духа, формирование волевого стремления к победе, повышение самооценки учащихся.

Условия игры:

Класс делится на три группы (три экипажа). Побеждает экипаж, набравший наибольшее количество баллов.

1. Станция «Электролитическая»

1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить:

а) в воду;

б) в гидроксид меди;

в) в расплав хлорида калия;

г) в азот;

д) нет правильного ответа.

2. Что такое гидратация?

а) процесс растворения веществ в воде;

б) реакция обмена, в которой участвует вода;

в) процесс взаимодействия атомов или ионов с молекулами воды;

г) процесс распада воды на ионы;

д) нет правильного ответа.

3. Какие вещества называются электролитами?

а) вещества, проводящие электрический ток;

б) вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток;

в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку;

г) вещества, реагирующие с водой;

д) нет правильного ответа.

4. При диссоциации каких веществ образуются анионы только одного вида - гидроксид-ионы?

а) основные соли;

б) средние соли;

в) кислоты;

г) щелочи;

д) нет правильного ответа.

5. Что означает выражение: «Степень диссоциации кислоты равна 25%»?

а) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы;

б) 25% всех молекул кислоты диссоциируют на ионы;

в) 25% всех частиц в растворе кислоты - молекулы;

г) 25% всех частиц в растворе кислоты - ионы;

д) нет правильного ответа.

6. Растворы каких веществ реагируют между собой с образованием осадка?

а) Fe(OH)3 HCI;

в) FeCI3 AgNO3;

д) нет правильного ответа.

2. Станция «Угадайка»

Угадайте, о чем идет речь?

1. Без нее, как в песне поется, «и ни туды, и ни сюды». (Вода)

2. Раствор пищевой карбоновой кислоты, который используется для приготовления маринадов и приправ к праздничным блюдам. (Уксус)

3. Какие моря имеют «цветные» названия? (Красное, Черное, Белое...)

4. Какое озеро самое глубокое? (Байкал)

5. Что в огне не горит и в воде не тонет? (Лед)

6. Ледяная гора, плавающая в море. (Айсберг)

7. Материк, почти полностью покрытый льдом. (Антарктида)

8. Клеточный сок по своей сути. (Раствор)

3. Станция «Водолейка»

Что? Где? Когда?

1. Почему яйцо не тонет в соленой воде? (Соленая вода имеет большую плотность)

2. Можно ли высушить белье на морозе? (Да, так как лед испаряется)

3. В каком органе человека содержится наибольшее и в каком наименьшее количество воды? (Стекловидное тело глаза содержит 99% воды, зубная эмаль - 0,2%)

4. Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии. (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи)

5. Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский)

6. Есть ли вода на Луне? (Нет)

7. Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы? (Да)

8. Может ли вода течь вверх? (Да, вода сама поднимается по капиллярным сосудам дерева и доставляет растворенные питательные вещества на большую высоту)

4. Станция «Ты - мне, я - тебе»

1. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

2. На дворе переполох - С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина - У нее теперь ангина. (Град)

3. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

4. Я очень добродушная,

Я легкая, послушная,

Но когда я захочу - Даже камень источу. (Вода)

5. В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только... (Вода)

6. Приходил - стучал по крыше,

Уходил - никто не слышал. (Дождь)

5. Станция «Пушкинская»

Из каких произведений

А.С. Пушкина следующие строки?

1. Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге... («Сказка о царе Салтане»)

2. Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе... («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета... («Евгений Онегин»)

4. Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. («Сказка о царе Салтане»)

6. Станция «Порешайка»

1. Для подкормки томатов применяют 0,2-процентный раствор нитрата натрия. Какую массу нитрата натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить 10 кг раствора?

2. Для приготовления моченых яблок делают сладкую воду из расчета 400 г сахара на 100 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе?

Релаксация

Обсуждение игры: что понравилось, что нет.

Подведение итогов. Учитываются количество баллов, набранных командой, и индивидуальная работа каждого ученика на уроке.


Изречения учёных. Математика царица наук, а арифметика - царица математики. К. Гаус




Аристотель. Математика... выявляет порядок, симметрию и определённость, а это - важнейшие виды прекрасного. Аристотель (384 до н.э до н.э.), древнегреческий философ.


Сильная наука Математика - это сложная, но интересная наука. Математика - это язык, на котором написана книга природы. Г. Галилей Галилей Галилео ()


Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов) Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком. (К. Вейерштрасс) Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский) Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев) Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. (А.И. Герцен)




Математика - царица. Если ты не знаешь математику, тебе трудно в этом мире жить Ведь без математики, конечно, ты не сможешь: разделить, умножить и сложить. Физика и химия с ней дружат, геометрия всегда при ней математика, конечно, это сила и царица в области своей.





Задания: 1. Отгадай загадку Чтоб одеть тепло сыночков, Не хватает двух носочков. Сколько же в семье сынков, Если в доме шесть носков?... 2.Подумай! Три поросенка построили три домика из соломы, из прутьев, из камней. Каждый из них получил один домик: Ниф-Ниф – не из камней, и не из прутьев; Нуф-Нуф не из камней. Какой домик достался Наф-Нафу? /


3. Реши задачу. Столовая получила 200 кг фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг, а апельсинов и груш кг. Сколько яблок, апельсинов и груш в отдельности привезли в столовую? 4.Используя цифровой ключ, данный в каждом примере, попытайся найти числа. Все числа разные =12 =10 =11


5. Определите возраст. Маша на 4 года старше, чем Настя. Насте сейчас 15 лет. Сколько лет будет Маше через 5 лет? 6. Разгадай ребусы. ПО100 О 7 я С3Ж 100лб 7. Расставь между цифрами 1,2,3,4,5,6 и 7 всего 3 математических знака (+ и-) таким образом, чтобы в результате получилось 2. Й


8.Расставь скобки так, чтобы равенство было верным: : 4 = 5 9. Площадь прямоугольника 91 кв. см. Длина одной из его сторон 13 см. Чему равна сумма всех сторон прямоугольника? 10. Подумай! Пассажир на такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковых автомобиля. Сколько всего машин ехали в село? Желаю удачи!

Иванова Екатерина, ученица МБОУ "СОШ № 43" г.Нижневартовск

Целью данной работы является доказательство утверждения отом, что "Математика - царица всех наук" и на все времена. Для достижения цели изучаются высказывания о значимости математики людей, живущих в разное время, прослеживается связь математики с другими науками через цитаты, афоризмы и высказывания людей, проводится опрос среди учащихся 5-6 классов "Что значит для меня математика?"

В ходе работы рассмотрено 125 высказываний о математике известных деятелей науки, искуства, культуры, политическх деятелей со времен Эсхила до наших дней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Иванова Екатерина Дмитриевна

МБОУ «СОШ №43», 5акласс

План исследований

«Математика - царица всех наук». Это изречение, написанное над школьной доской в кабинете математики, утверждает превосходство всевозможных формул и цифр. А всегда ли так было? Или это произошло после какого-то определенного периода? Я поставила перед собою цель доказать утверждение о том, что «Математика – царица всех наук» и на все времена». Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи :

  1. Найти цитаты и афоризмы о математике;
  2. Изучить высказывания великих людей о значимости математики живущих в разное время;
  3. Проследить связь математики с другими науками через цитаты, афоризмы и высказывания.
  4. Провести опрос среди учащихся 5-6 классов «Что значит для меня математика?»

Данный проект актуален, так как он формирует у учащихся представление о математике как о науке полезной для изучения других предметов, совершенствует развития интеллектуальных способностей, расширяет кругозор учащихся.

Практическая значимость проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы как на уроках математики, так и на других уроках, как дополнительный материал, при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам.

Научность работы определяется тем, что я рассматриваю несколько гипотез:

  1. Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. (Р. Бэкон)
  2. Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г.Галилей)
  3. Математика – один из видов искусства. (Н. Винер)
  4. Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. (В. Каверин)

Для успешного решения задач моего проекта я выяснила определения и значения слов:

Цита́та - дословная выдержка из какого-либо текста. Дословное цитирование текста принято в научной литературе для передачи мысли автора без искажений. Часть цитаты может быть опущена, что отмечается многоточием на месте пропущенного текста. В русском языке слово «цитата» употребляется с 1820-х годов. В словарях слово «цитата» отмечается с 1861 года.

Афори́зм (греч. «определение») - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Высказывание - речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть текста.

В ходе работы мною были рассмотрены 125 высказываний о математике известных деятелей науки, культуры, искусства, политических деятелей начиная с IV века до н.э. со времен Эсхила до наших дней. Все данные записывались в таблицы. Например:

В процессе анализа собранного материала были доказаны выдвинутые гипотезы.


Предварительный просмотр:

1. Введение 2

2. Доказательство выдвинутых гипотез

2.1 Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. 2

2.2 . 3

2.3 4

2.4 5

3. Социологический опрос 7

4.Заключение 8

5.Список литературы и интернет ресурсов 9

Математика – царица всех наук

Иванова Екатерина Дмитриевна

МБОУ «СОШ №43», 5акласс

научная статья

  1. Введение

Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы.

Любая наука применяет математические методы. Задача математики - разработать те модели и методы, которые позволят решать самые разнообразные задачи. Наиболее распространенные приложения математики используются в механике, физике. Именно там можно увидеть применение достижений математики более наглядно. Например, распознавание ракетой для задачи «свой-чужой» базируется на математических расчетах. Математическая точность нужна во многих сферах нашей жизни: к примеру, при проектировании современных летательных аппаратов, при строительстве любых объектов.

Если сигнал кодируется, то он может быть и раскодирован, и перекодирован. Значит, появляется проблема безопасности. Дополнительной защиты потребуют базы данных, проведение банковских операций. Все эти задачи могут быть успешно решены при участии математики. Механик и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов заметил, что «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

В своей работе я обратилась к высказываниям известных ученых, писателей, политических деятелей со времен Эсхила до наших дней.

  1. Доказательсво выдвинутых гипотез

2.1 Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. (Роджер Бэкон)

Известно первое высказывание о математике как о науке, которое было сказано древнегреческим драматургом Эсхилом жившим в IV веке до нашей эры:

«Премудрость чисел, из наук главнейшую, я для людей измыслил».

В III веке до нашей эры основатель философской школы Платон в разговоре со своим собеседником продолжает мысль: «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?»

Высказывания других великих людей я оформила в таблицу, соблюдая при этом временные рамки и указывая основную сферу их деятельности:

ФИО известного деятеля

Сфера деятельности

Годы жизни

Эсхил

древнегреческий драматург

525 до н.э

456 до н.э.

Премудрость чисел, из наук главнейшую,

Я для людей измыслил.

Платон

Философ, основатель философской школы

427 до н.э.-347

Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?

Роджер Бэкон

Ученый, доктор

1214-1292

В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность.

Михаил Васильевич Ломоносов

Ученый химик, физик

1711-1765

…химия – правая рука физики, математика – её глаза.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике.

Слеп физик без математики.

Иммануил Кант

представитель немецкой философии

1724–1804

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Иоганн Вольфганг Гёте

крупнейший поэт и гений немецкой литературы

1749–1832

Математики – вроде французов: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой язык и сразу получается что-то совсем другое

Николай Иванович Лобачевский

Математик, геометр

1792–1856

Математика - это язык, на котором говорят все точные науки.

Нильс Хенрик Абель

норвежский математик.

1802-1829

Математика для учёного – то же самое, что скальпель для анатома

Александр Иванович Герцен

российский революционер, писатель, философ.

1812-1870

Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой.

Панфутий Львович Чебышев

Математик, механик

1821-1894

Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность.

Пётр Фёдорович Каптерев

российский педагог и психолог

1849-1922

Математика нужна для изучения многих наук, но сама она не нуждается ни в какой науке.

Джордж Сантаяна

Писатель,публицист философ США

1863-1952

Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.

Ю́рий Ма́ркович Нагибин

Русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

1920- 1994

Для современного физика математика всё равно, что абсолютный слух для композитора.

  1. Математика - это язык, на котором написана книга природы . (Галилео Галилей)

Числа в природе присутствуют повсюду и управляют множеством процессов. Можно подумать, что подсолнухи гении во многих отношениях, ведь их бесчисленные семена расположены таким образом, чтобы максимально использовать предоставленную им площадь не теряя ни миллиметра. Ветви и листья растений расположены в таком порядке, чтобы получать максимум света, благодаря этому, они не мешают друг другу.

Связь математики с природой и ее явлениями были также подмечены людьми из разных сфер деятельности и в разное время.

ФИО известного деятеля

Сфера деятельности

Годы жизни

Высказывания, цитаты, афоризмы

Галилео Галилей

Философ, астроном, физик, изобретатель

1564-1642

Математика - это язык, на котором написана книга природы.

Жан Батист Жозеф Фурье

французский математик и физик.

1768-1830

Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики".

Дмитрий Иванович Писарев

Критик, демократ, переводчик

1840-1868

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.

Вениами́н Фёдорович Каган

российский и советский математик

1869-1953

Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение.

Герман Клаус Гуго Вейль

немецкий математик.

1885 -1955

В природе существует внутренне присущая ей скрытая гармония, отражающаяся в наших умах в виде простых математических законов. Именно этим объясняется, почему природные явления удаётся предсказывать с помощью комбинации наблюдений и математического анализа.

Андре́й Никола́евич Колмогоров

советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века.

1903-1987

«Без знания математики нельзя понять основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления»

Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой.

  1. Математика – один из видов искусства. (Н. Винер)

В первой половине IV столетия до Рождества Христова в Амфиполисе жил древнегреческий живописец Памфил, у которого молодые люди благородного звания обучались живописи. Он считал, что ни один живописец не может хорошо писать, не зная геометрии. «Наши наметки, в которых изложено всё искусство живописи во всём безусловном совершенстве, будут легко поняты всяким геометром, но невежда в геометрии не поймёт, ни этих, ни каких-либо иных правил живописи».

Леон Баттиста Альберти - итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения утверждает, что живописцу просто необходимо обучаться геометрии, чтобы достичь чего-то в живописи.

В приведенной ниже таблице я представила высказывания, цитаты и афоризмы, в которых также говорится о математике как об искусстве.

ФИО известного деятеля

Сфера деятельности

Годы жизни

Высказывания, цитаты, афоризмы

Аристотель

древнегреческий философ. Ученик Платона с 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского.

384 до н. э

322 до н. э

Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного.

Мы с наслаждением познаём математику… Она восхищает нас, как цветок лотоса.

Леон Баттиста Альберти

итальянский ученый, гуманист, писатель

1404-1472

Живописцу необходимо обучаться геометрии.

Леонардо да Винчи

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый

1452-1519

Все проблемы Перспективы можно прояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело.

Иоганн Кеплер

Немецкий астроном, физик, астролог,

1571-1630

Математика есть прообраз красоты мира.

Франсуа Жак Блондель

архитектор

1618-1686

Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нём соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывают единственно лишь пропорции.

Александр Сергеевич Пушкин

русский поэт, драматург и прозаик.

1799-1837

"Всё, что превышает геометрию, превышает нас”, сказал Паскаль. И вследствие того написал свои философические мысли

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.

Карл Вейерштрасс

Немецкий математик

1815-1897

Математик, который не является также немного поэтом, никогда не будет завершённым математиком

Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.

Николай Егорович Жуковский

русский учёный, создатель аэродинамики как науки.

1847-1921

В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.

Жюль Анри́ Пуанкаре

французский математик, физик, астроном, философ

1854-1912

Математика – это искусство называть разные вещи одним и тем же именем.

Бертран Рассел

английский философ, логик, математик, социолог

1872-1970

Математика, правильно понятая, обладает не только истиной, но также величайшей красотой, какой обладает искусство ваяния.

Герман Клаус Гуго Вейль

немецкий математик.

1885-1955

Красота тесно связана с симметрией.

Симметрия…является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

Александр Викторович

Волошинов

Доктор философских наук, профессор кафедры «Культурология».

математика является символом мудрости науки, образцом научной строгости и простоты, эталоном совершенства и красоты в науке.

осмысленное и систематическое приложение к искусству математика нашла, конечно, в музыке, в трудах древнегреческого математика Пифагора, его многочисленных учеников и последователей.

  1. Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. (В. Каверин)

Замечательным свойством мышления является его творческий характер. Мышление способно порождать новые идеи, новое знание на основе опыта, эксперимента, проверки гипотез, анализа, рассуждений и т.д.

Сегодня творческий потенциал мышления поддерживается большими экспериментальными и инструментальными возможностями науки и техники, современными информационными технологиями, высокоскоростными способами проверки гипотез, идей и выводов на базе компьютерной техники.

Развитие памяти, мышления было важным и много лет назад. Так Галилий отмечал, что «геометрия является самым могущественным средством для изощрения умственных способностей», но так просто ничего не дается – необходимо много работать над собой. Еще раньше древнегреческий математик Евклид предупреждал, что «Нет царского пути в геометрию». Однако, русский писатель Лев Николаевич Толстой успокаивал «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду». Польский учёный Гуго Дионисий Штейнгауз, один из основоположников Львовской математической школы продолжает: «Ни одна наука так не укрепляет веру в силу человеческого разума, как математика».

Высказывания известных деятелей о влиянии математики на умственные способности и мышление человека приведены в таблице:

ФИО известного деятеля

Сфера деятельности

Годы жизни

Высказывания, цитаты, афоризмы

Евклид

древнегреческий математик.

около 300 г. до н. э.)

Нет царского пути в геометрию.

Галилео Галилей

Астроном, физик, изобретатель

1564-1642

Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей

Иоганн Генрих Песталоцци

швейцарский педагог

1746- 1827

Счет и вычисления - основа порядка в голове.

Лаза́р Карно

французский государственный и воен ный деятель, инженер и учёный

1753- 1823

Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым.

Николай Иванович Лобачевский

Математик, геометр

1792–1856

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.

Михаи́л Васи́льевич Остроградский

российский математик и механик

1801 -1862

Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.

Э́дгар А́ллан По

американский писатель, поэт, литературный критик

1809 -1849

Высшая гармония одарённого воображением интеллекта всегда наделена преимущественно математическим характером.

Лев Николаевич Толстой

Русский писатель, мыслитель

1828- 1910

Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду

Джо́рдж Бе́рнард. Шоу

британский писатель, романист, драматург,

1856 - 1950

Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека.

А́ртур Конан Дойл

шотландский и английский писатель

1859- 1930

…человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть просто невозможно. Его выводы будут безошибочны, как теоремы Евклида.

Михаил Иванович Калинин

Государственный и партийный деятель

1875-1946

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

Ге́рман Гессе

Немецко-швейцарский писатель и художник

1877- 1962

Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение.

Альбе́рт Эйнштейн

великий физик;

1879 -1955

Математика - единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос.

Гуго Дионисий Штейнгауз

польский учёный, основоположник Львовс-кой матема-тической шк

1887-1972

Ни одна наука так не укрепляет веру в силу человеческого разума, как математика.

Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно.

Ге́нрих Густа́вович Нейгауз

русский пианист и педагог

1888-1964

Математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства.

Алексей Иванович Маркушевич

Доктор физи-ко-математи-ческих наук, профессор

1908-1979

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

Александр Данилович Александров

Советский и российский математик, геометр

1912-1999

Математика полезна тем, что она трудна.

Нигде, как в математике, ясность и точность вывода не позволяет человеку отвертеться от ответа разговорами вокруг вопроса.

Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка.

Василий Александрович Сухомлинский

русский педагог

1918 - 1970

Умственный труд на уроках математики - пробный камень мышления.

Наум Яковлевич Виленкин

известный математик

1920-1991

Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости.

В. Шрадер

Математик, художник

1943

Задача заключается не в том, чтобы учить математике, а в том, чтобы при посредстве математике дисциплинировать ум.

социологический опрос

Среди учащихся 5-6 классов нашей школы я провела небольшое исследование. Я составила анкету, в которой попросила их ответить их на два вопроса:

  1. Каким для вас является предмет математика?
  2. Назовите цитату, афоризм или высказывание известных людей о математике.

В опросе приняло участие 127 учащихся из 5а, 5б, 5г и 6в, 6д классов. Результаты представлены на диаграммах: «Диаграмма 1» и «Диаграмма 2»

Из результатов опроса стало видно, что большая часть учащихся с интересом изучают математику, но только 7 человек смогли назвать более трех цитат, афоризмов и высказываний великих людей о математике. В связи с этим я решила выступить со своим проектом не только в своем классе (как было задумано ранее), но и в других классах. Часть афоризмов цитат и высказываний будут оформлены в виде брошюры и размещены в кабинетах математики и на сайте нашей школы.

Заключение

Математика нужна всем людям на земле. Математика нужна в истории, физике, химии, биологии, географии и даже в русском языке. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при решении денежных вопросах. Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Известный польский математик Гуго Штейнгаус шутливо утверждает, что существует закон, который формулируется так: математик сделает это лучше. То есть, если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой незнакомой им работы, то результат всегда будет следующим: математик сделает ее лучше. Математик в любом деле видит задачу. А «Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д Пойа).

Немецкому философу И. Канту принадлежат такие слова: «В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики». Да, математику действительно по праву можно считать царицей всех наук, но она и сама служит верой и правдой всем наукам. Проведя исследования, я нашла подтверждения своим гипотезам. И теперь я могу с твердой уверенностью сказать: «Математика – царица всех наук». Так было, так есть и так будет.

Список литературы и интернет ресурсов

  1. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках: пособие для учащихся 4-8 классов / М.М. Лиман. – М.: Просвещение, 1981. – 180с.
  2. Энциклопедический словарь юного математика / Под ред. Б.В. Гнеденко. г.Москва, 1989г. - 313с.

    525 до н. э - 456 до н. э .

    Премудрость

    чисел, из наук главнейшую,

    Я для людей измыслил .

    Николай Иванович Лобачевский

    Математик, геометр

    1792–1856

    Математика –

    это язык, на котором говорят все точные науки

    Александр Викторович Волошинов

    Доктор философских наук, профессор кафедры «Культурология»

    Математика является символом мудрости науки, образцом научной строгости и простоты, эталоном совершенства и красоты в науке.

    Осмысленное и систематическое приложение к искусству математика нашла, конечно, в музыке, в трудах древнегреческого математика Пифагора, его многочисленных учеников и последователей.

    Иоганн Вольфганг Гёте

    крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы

    1749–1832

    Математики –

    вроде французов: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой язык и сразу получается что-то совсем другое

    Сказка о царстве наук

    Давным - давно существовало царство наук. Царем там было Естествознание, царицей – математика, царевной – литература. И много слуг прислуживало царской семье.

    Однажды Царица поссорилась со своим супругом. «Ах, так, - воскликнула она, - попробуйте обойтись без меня. В сердцах хлопнула дверью и умчалась в другую страну.

    Сначала все вздохнули с облегчением. Но вскоре начался настоящий переполох. Оказалось, что литература не может пронумеровать главы, части и страницы в романах и поэмах. Естествознание сбилось со счета планет в Галактике, дней, месяцев и недель в году. История не может установить точные даты событий, география – вычислить расстояние между городами, строители не могут возвести новый замок, а повар не знает, как взвесить продукты для приготовления обеда. Никто не смог обойтись без Математики.

    Тогда послали гонцов по всему свету, отыскали Математику и попросили ее вернуться назад в царство наук. Царица Математика вернулась в свою страну, и с тех пор в науках воцарился порядок.


    Предварительный просмотр:

    ДИАГРАММА 1

    Каким для вас является урок математики?

    ДИАГРАММА 2

    Количество названных высказываний

Цели игры:

  • Расширить знания обучающихся, развивать познавательный интерес, интеллект.
  • Формировать дружеские товарищеские отношения, умение работать командой, формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы товарищества;
  • Воспитание чувства юмора, умения веселиться.
  • Развивающее: математическое, логическое мышление.

Задачи: повысить мотивацию к учебе; определить коммуникативные способности детей.

Время: 40 – 50 мин.

Форма: интеллектуально-развлекательная игра

Игра для детей 6-9-х классов.

Ведущий 1 : Здравствуйте, ребята! Разрешите поздравить вас с праздником. Сегодня мы славим математику, царицу всех наук. И в честь неё мы устраиваем нашу интеллектуально – развлекательную игру под названием “Математика – царица наук!”

Оформление

Оформления классной доски. Рисунки детей.

Класс делится на две команды.

Оборудование

Карточки с заданиями командам к конкурсам “Собери кленовый лист”, “Какая тыква тяжелее”, задача про коз и капусту, круглые фишки.

Ноутбук, презентация.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя. Приветствие членов жюри (учителя и ученики старших классов). Представление команд. Переходя к разминке щелчок ПКМ.
  2. Разминка.
  3. Тренажер-эрудит.
  4. Математика – царица наук. Анаворд.
  5. Дерево чисел.
  6. Ой, кто к нам пожаловал?
  7. Попробуй реши! Логические задачи.
  8. Задачи на смекалку.
  9. Конкурс ФОКУСЫ С ЧИСЛАМИ.
  10. Геометрические головоломки.

Обзор правильных решений (презентация или решения у членов жюри).

Сбор решений выполняют члены жюри. Один член жюри работает с первой командой, второй с другой. За каждое верно выполненное задание команда зарабатывает баллы

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителю и обучающимся.

Обучающийся 1.

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь.
Это о царице всех наук
Поведём сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почёт
Это ей дано давать советы
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудную минуту
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

Обучающийся 2:

Вас приветствуем, друзья,
И шлем Вам пожеланье:
Побольше думать в этот раз,
И приложить все знания.

Обучающийся 3:

Без конца твердят нам в школе:
"Математика важна".
На заводе, в классе, в поле
Математика нужна.

Обучающийся 4:

В институт ли поступаешь,
Идешь работать на завод,
Коль математику не знаешь,
От ворот Вам поворот.

Обучающийся 5:

Без математики наука,
Как без воды усталый путник.
Математика важна.
Математика нужна.

Обучающийся 6 :

О, Математика, нам в игре ты помоги!
И скуку, лень быстрее прогони,
Сегодня мы соревнованье проведем,
Итак, друзья, скорей начнем!

Учитель: Представляем вам наше справедливое жюри (называет членов судейской команды)

2.Разминка. Истории математики. (презентация)слайд 4

1).Кто из них сказал:
“Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики”? Слайд 5

Ответ: Слайд 6 (К.Ф.Гаусс)

Карл Фридрих Гаусс – “король арифметики” (1777 – 1855)

  • Немецкий математик, астроном, физик, геодезист.
  • Выдающиеся математические способности обнаружил в раннем детстве.
  • Его многочисленные исследования в области математики оказали серьезное влияние на развитие других наук.

2).Кому принадлежат эти строки:
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? Слайд 7

Ответ: Слайд 8 (М.В.Ломоносов)

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

– великий ученый: химик, физик, математик, поэт, основатель российской науки, Московского Государственного Университета.

3). Математиками какой страны была придумана десятичная система счисления и способ записи чисел? Слайд 9

Ответ: Слайд 10 (В Древней Индии)

Справка. Позиционная десятичная система счисления

  • Такие системы счисления были только у народов с очень хорошо развитой математикой. По сей день мы используем только такую систему счисления. Такая система счисления годится для записи чисел, и она очень удобна для счета.
  • Впервые такая система, вернее ее зачатки появилась в Древнем Вавилоне, почти в то же время она была изобретена в Китае, потом в Индии, откуда перекочевала на Аравийский полуостров, а затем и в Европу. Здесь эту систему счисления назвали Арабской, и под этим именем она разошлась по всему миру.
  • Так что, говоря "арабские числа" надо иметь в виду, ну, хотя бы индийские.

3.Тренажер-эрудит. Слайд11

1.Разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать. Мечтать.

Два из них – буква и нота. Каков третий ключ?

Ответ: Цифра

2.Назовите единицу измерения объема нефти.

Ответ: Баррель

3.Единица измерения скорости на море?

Ответ: Узел

4.Наука о числах, их свойствах и действий над ними?

Ответ: Арифметика

5.Какая система счисления применяется в ЭВМ (компьютере)?

Ответ: Двоичная

4. Математика – царица наук . Анаворд

Каждой команде дана фраза “Математика – царица наук”

Ваша задача за три минуты вспомнить математические термины и понятия, которые бы начинались с букв, входящих в данную фразу.

Минус, меньше, множитель, метр, миллион, многоугольник, микрокалькулятор алгебра, алгоритм, анализ, ар, три, теорема, тринадцать, треугольник единица, единичный отрезок измерения, икс, игрек кратное, квадрат, координата, коэффициент центр, цифры, центнер радиус, равенство, равно, разность неравенство, ноль уравнение, условие, уменьшаемое, умножение, угол.

5. Дерево чисел. Слайд 15(На доске нарисованы два дерева на них, магнитами прикреплены числа. Первая команда выбирает простые числа и находит их сумму, а вторая команда – составные числа и их сумму.

6. Ой, кто к нам пожаловал? (В класс заходит ДЕД МОРОЗ) Слайд 16

Да, это ж дедушка Мороз. Ой, что он здесь делает ведь еще не новый год

Что у Вас случилось?

ДЕД МОРОЗ:

Ох зима не наступает
Землю снегом не покрывает
И борода из ваты…
Все склероз проклятый!
Голова солома,
Зонт забыл я дома,
Торопился я ребята,
Все ведь письма тереблю,
И подарочки ложу
С неба хлынула вода!!!
Дождь меня всего облил,
Все делители он смыл.
Как мне жить на свете?
Помогите, дети!!!
Вот узнал, что у вас сегодня игра
И играет умная детвора.
Мне осталось разобрать
Письма с номерами делителей числа 105.
Помогите мне дети.

Вопрос: Ребята, за 2 минуты помогите ДЕДУ МОРОЗУ найдите все делители числа 105

ДЕД: Если вы назовете все мои делители, то я подарю вам 3 балла и сладкий приз.

7.Задачи на смекалку Слайд17

1. Вите Малееву надо успеть прийти до звонка в школу Ш из дома Д. По какому пути он придет быстрее DАШ или DБВГКМШ?

Ответ: одинаково.

2.Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть каждых суток танцевала, шестую часть пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

Ответ: 0 часов

3.Малыш может съесть 600 г варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза

быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

Ответ:2 мин

4. Три числа

В каждой из 9 клеток квадрата поставить одно из чисел 1,2,3 так, чтобы сумма чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном ряду и также по любой диагонали равнялась 6.

а) 1 3 2 б)3 1 2 в)2 1 3 г)2 3 1
3 2 1 1 2 3 3 2 1 1 2 3
2 1 3 2 3 1 1 3 2 3 1 2

8.Попробуй реши! Логические задачи. Слайд 23

1)На столе лежат в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной стороны от синей фигуры лежит жёлтая, а с другой – красная. Определите цвет каждой фигуры. Ответ: Квадрат – жёлтый, круг – синий, треугольник – красный

2). Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?

Ответ: Запятую, получится 5,6.

9.конкурс ФОКУСЫ С ЧИСЛАМИ Слайд 27

1. Записать единицу тремя “5” 1. (5)5 =1
5 5 5 = 1 5
2. Записать двойку тремя “5” 2. (5+5)/5 = 2
5 5 5 = 2
3. Записать 5 тремя “5” 4. 5+5-5=5; 5*5:5=5
5 5 5 = 5
4. Записать 31 пятью тройками 6. 33 +3+3 /3= 31
3 3 3 3 3 = 31
33 – 3+ 3/3 = 31

10. Подведение итогов

Геометрические головоломки.

1. Из четырех стрелок собрать кленовый лист.

2. Как расположить на плоскости стола несколько фишек, чтобы каждая из них касалась ровно трёх других?

3.Какая тыква тяжелее?

Используемый материал:

  1. Материалы учителей участников Фестиваля педагогических идейОткрытый урок” (Спасибо всем)
  2. Журналы математика в школе
  3. Газеты “Первое сентября”
  4. Fotki.yandex.ru
  5. Le-savchen.usoz.ru

24.11.08

Царица наук
"В нынешнем веке перед математиками стоит задача придумать единый "калькулятор", на котором просчитывалась бы вся природа", - говорит один из самых цитируемых российских ученых в мире, академик-секретарь математического отделения РАН Людвиг Фаддеев

Ольга Орлова , научный обозреватель Радио Свобода

У каждого времени есть своя флагманская наука, толкающая вперед весь флот областей знания. В начале XX века эту роль играла физика, в конце столетия - биология. Сейчас же на лидерство претендует математика. Во всяком случае без нее невозможно развитие практически ни одной области. И российские математики могут сыграть здесь значительную роль. Наилучшее подтверждение тому - Shaw Prize, "Нобелевская премия Востока", которой в этом году были удостоены российские ученые. Один из ее лауреатов, директор Международного математического института им. Л. Эйлера, академик-секретарь математического отделения РАН Людвиг Фаддеев рассказал "Итогам", каким он видит развитие этой точной науки в XXI веке.

- Людвиг Дмитриевич, можно узнать ваш прогноз: какие сферы будут самыми актуальными для математики в нынешнем столетии?

Если говорить о математической физике, которая мне ближе, то здесь среди магистральных направлений выделяются прежде всего два - квантовая теория поля и астрофизика. Именно эти области физики "заказывают музыку" для математиков. Правда, тут есть существенное различие. Астрофизика сама по себе не требует особенно утонченной математики. Чтобы решить задачу, поставленную астрофизиком, математик может пользоваться уже разработанными способами. А вот квантовая теория поля, являясь основой теории элементарных частиц, не только использует самый современный математический аппарат, но и влияет на его развитие.

- Ну а что скажете о перспективах математики в более широком контексте?

По-прежнему актуальна математическая программа, объявленная еще в 1970-е годы знаменитым математиком лауреатом Shaw Prize 2007 года Робертом Ленглендсом: она должна объединить алгебру, геометрию и теорию чисел. В реализации этой программы участвуют специалисты во всем мире, и от ее выполнения во многом зависит не только дальнейшее продвижение математики, но и то, насколько четко она поможет физике. Грубо говоря, в нынешнем веке перед математиками стоит задача придумать единый "калькулятор", на котором просчитывалась бы вся природа.

- Среди последних достижений российских математиков самое известное - это доказательство гипотезы Пуанкаре, выполненное Григорием Перельманом. Как оно повлияет на развитие этой сферы?

Это совершенно удивительный результат. Перельман показал неожиданное направление - использование дифференциальных уравнений в топологии. То есть применил традиционную технику использования дифференциальных уравнений при описании как плавных гладких физических процессов, так и "колючих", "шероховатых" математических объектов, таких, например, как топологическая трехмерная сфера. Собственно, именно о ней идет речь в знаменитой гипотезе Пуанкаре. Это открывает дорогу целой группе математиков, которые ищут способы описания сложных объектов. Но это еще не все. Оказалось, что те же самые уравнения, что использует Перельман, применяются и в физике, в теории струн.

- Та самая теория, которую в шутку уже успели назвать "теорией всего"?

Ну а некоторые так говорят всерьез. В этой физической теории делается попытка классифицировать все существующие во Вселенной частицы, которых, как мы сейчас знаем, невероятное множество. Для физиков самое перспективное в ней то, что она позволяет согласовать вещи, которые раньше входили в противоречие. В частности, в нее можно будет включить теорию тяготения, которая в рамках квантовой теории поля хорошей формулировки не имеет. Так что перед физиками стоит задача придумать свою "теорию видов". Но проблема в том, что в отличие от биологии физическая "теория видов" плохо соотносится с данными экспериментов. Мы предсказываем много частиц, а вот есть ли они на самом деле - пока ответа нет.

- У математиков интерес к этой теории скорее прагматический?

В общем, да. Для них она привлекательна прежде всего тем, что в ней востребовано огромное количество современных математических методов, таких как комплексный анализ и алгебраическая геометрия. Например, она предсказывает новые свойства математических структур, которые называются "зеркальной симметрией". Прежде в математике возникал целый ряд идей - привлекательных, но непонятно к чему применимых. И вот оказалось, что именно эти математические идеи необходимы для описания теории струн. Впрочем, так часто бывает, что математики вроде бы уходят в абстрактные дебри, а потом оказывается, что эти дебри совсем не бесполезны.

- Значит, будущее за теорией струн?

Знаете, в Америке дело дошло до того, что если математический физик не занимается струнной теорией, то ему уже трудно найти работу в университете. Хотя, конечно, надо шире смотреть на вещи. Например, существует проблема: как в рамках теории Янга и Миллса, которая является основой стандартной модели элементарных частиц, объяснить феномен появления у них массы. Я был в свое время приятно удивлен, когда американский физик Эдвард Виттен, активный сторонник теории струн, отметил и сформулировал эту проблему как собственно математическую. А другой мой коллега, нобелевский лауреат Дэвид Гросс, напротив, настаивает на теории струн и ничего другого не хочет слышать. Но в Европе сейчас к этой теории относятся более взвешенно. Там появился новый симбиоз - теории струн и интегрируемых моделей. То есть делается попытка совместить "теорию видов" для элементарных частиц и "теорию видов" для уравнений квантовой теории поля. Таким образом, можно будет согласовать две физические теории.

- Как, по-вашему, должно меняться соотношение "прикладников" и "фундаментальщиков" в математике?

Фундаментальные науки значительно дешевле обходятся, но они крайне важны для конкурентоспособности страны. Нельзя все разработки покупать за рубежом. Есть военная безопасность, есть коммерческие тайны. В 1930-е годы Иоффе собирался закрыть в ленинградском Физтехе ядерную физику и перевести Курчатова и Арцимовича на другое, более актуальное, как ему казалось, направление. Если бы это произошло, то что бы мы делали в 1940-е? Как бы все сложилось? Государство, которое само к себе серьезно относится, должно иметь ученых, занимающихся фундаментальными проблемами. Другое дело, что их должно быть немного.

- Можете сказать сколько?

В прежние времена из 250 человек, которые учились на матмехе (в питерской терминологии) или мехмате (по-московски), двух человек брали в Академию наук, трех - в университет или вузы, а остальные устраивались в прикладные области. Когда я был директором Санкт-Петербургского отделения Математического института имени Стеклова РАН, то брал на работу двух-трех человек в год. Если университет может дать двух сильных специалистов в год - для фундаментальной науки уже достаточно. Проблема не в этом. Трагедия российской математики состоит в том, что больше половины из тех немногих, кто выбрал фундаментальную математику, покинули страну. Около сорока лучших ученых из нашего института уехали за границу - это большая потеря. И в результате на последнем математическом конгрессе в Мадриде более 20 докладчиков были представителями российской математической школы, но большинство из них работают за рубежом. И только двое - дома.

- Как вы считаете, изменит ситуацию новая программа взаимодействия с научной диаспорой?

На днях получил письмо от своего ученика - профессора, который сейчас работает в США: он написал, что хочет вернуться. Я, конечно, приветствую это. Ведь если людей, как планируется, будут привлекать по конкурсу и платить по миллиону рублей в год (так обещают), то это нормально. Не думаю, что много народу поедет, но важно дать саму возможность приехать тем, кто захочет.

- Возможно ли воспитать в нынешней России новых знаменитых математиков? Как вы относитесь к тому, что правила проведения олимпиад для школьников изменились?

Раньше олимпиады были делом энтузиастов. Любой победитель потом все равно сдавал вступительные экзамены. Я хорошо помню, как пошел сам на олимпиаду для 5 класса. На районные и школьные туры не ходил, пошел сразу на городской. Кстати, задачи для детей составляли ученые мирового уровня. Но тогда не было такого ажиотажа. Дети шли ради любопытства и интереса, а не ради места в лифте, который их прямиком доставит в институт. Боюсь, получится, что новые правила олимпиад скорее помогут появлению успешных абитуриентов, чем настоящих математиков.

- Многие возлагают надежды на спецшколы и физико-математические интернаты.

Их роль всегда была огромной. Например, многие сотрудники нашего института оканчивали 239-ю математическую школу Ленинграда. Сейчас, я знаю, есть тенденция искоренить элитное образование. А его надо обязательно сохранять, пусть в небольшом количестве. Конечно, фундаментальной науке не нужно много гениев. Нужно столько, сколько необходимо для ее развития. И чтобы было где искать гениев, надо сохранять хороший средний фон, из которого питается элита.

Досье

Доска почета

Людвиг Фаддеев принадлежит к числу наиболее выдающихся математиков и физиков второй половины ХХ - начала нынешнего века. Его работы во многом определили современное состояние математической физики. Ученый внес решающий вклад в решение задачи трех тел в квантовой механике (уравнения Фаддеева), обратной задачи теории рассеяния для уравнения Шредингера в трехмерном случае, в создание квантовой теории солитонов и квантового метода обратной задачи, в развитие теории квантовых групп и т. д. Автор более 200 научных трудов и пяти монографий.

Людвиг Фаддеев - академик-секретарь отделения математических наук РАН, профессор. Лауреат Государственных премий СССР (1971) и Российской Федерации (1995, 2005). Его работы постоянно цитируются и используются в научной литературе. Он возглавляет Национальный комитет математиков России, Международный математический институт им. Л. Эйлера в Санкт-Петербурге.

Фаддеев стал иностранным членом академий ведущих стран мира (США, Франции, Швеции, Финляндии, Польши, Бразилии). Почетный профессор зарубежных университетов, член одной из старейших в мире академий - Французской академии наук, лауреат премий имени Д. Хайнемана Американского физического общества, международной премии имени А. П. Карпинского, награжден золотой медалью Макса Планка Германского физического общества, медалью имени П. Дирака Международного института теоретической физики.

В 1986-1990 годах Фаддеев был первым - и пока единственным среди советских и российских ученых - президентом Международного математического союза.