Константин романовпсихологическая культура личности. Общая характеристика психологической культуры

© Романов К. М., 2015

© Когито-Центр, 2015

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;

кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)

* * *

Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается

Введение

Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую. Как социальный феномен психологическая культура зафиксирована в людях, в живом общении, в художественных и научных текстах, в обычаях и традициях и других ее носителях. Как индивидуальный личностный феномен она представляет собой системное личностное образование, определяющее способы обращения человека с другими людьми и с самим собой.

Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психологические технологии получают все более широкое распространение в управлении, политике, бизнесе, образовании и т. д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Высокий уровень психологической культуры является основным фактором профессионального успеха специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, руководителей, государственных служащих и др. Психологические технологии вошли в арсенал вооруженных сил и спецслужб многих государств. Они играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.

Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.

Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.

Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.

Глава 1
Психологическая культура личности как предмет научного исследования

1.1. Общая характеристика психологической культуры

1.2. Специфика феномена психологической культуры

1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы

1.4. Структура психологической культуры

1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе

Ключевые понятия : общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.

1.1
Общая характеристика психологической культуры

Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.

Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура существует и функционирует в пространстве межличностных и внутриличностных отношений. Она определяет нормы, правила и технику этих отношений. В ней сосредоточен опыт обращения человека с человеком, в том числе и с самим собой. Он зафиксирован в людях, в способах живого общения, в текстах (художественных, научных, религиозных), в произведениях искусства (кино, театр, живопись, скульптура, музыка), в определенных традициях и обрядах. Именно эта культура делает человека человеком. Усваивая ее, он овладевает специфически человеческими способами обращения с другими людьми и с самим собой, и, тем самым, овладевает собственной психологической природой, т. е. становится субъектом своего бытия и личностью. Именно в этих качествах человек является живым носителем психологической культуры.

Психологическая культура занимает особое положение среди всех других культур. Она пронизывает их в содержательном плане, поскольку неотъемлемым элементом любой культуры является человек. Культура человекоцентрична. Она создана человеком и для человека. Например, техническая культура предписывает правила обращения человека с всевозможными техническими объектами: бытовыми приборами, автомобилем, компьютером и т. д. Но при разработке этих правил принимались во внимание функциональные характеристики и возможности не только технических объектов, но и их пользователей: особенности восприятия, внимания, мышления, эмоций, мотивов и др. Владение этими правилами позволяет максимально оптимизировать способы обращения с соответствующими техническими объектами и минимизировать всевозможные потери и негативные последствия для человека: переутомление, нежелательные психические состояния, травмы, возникновение игровой или какой-то иной зависимости и др. Высокий уровень развития у человека технической культуры предполагает адекватное отношение его к себе как к субъекту соответствующей деятельности («что я могу», «какие последствия это будет иметь для меня»). Она предписывает правила обращения человека с самим собой в условиях данной деятельности. Это и составляет компонент психологической культуры в структуре технической культуры. В той или иной форме он входит в состав любой культуры человека: информационной, бытовой, экологической, экономической, гигиенической и т. д. Высокий уровень развития психологической культуры обеспечивает более эффективное взаимодействие человека с предметной средой и со своим организмом и значительно повышает его возможности. Например, психологически грамотный пользователь компьютера умеет организовать такой режим своей работы, который исключает возникновение переутомления, игровой зависимости или каких-либо других негативных последствий. Поэтому формирование психологической культуры является очень важным элементом профессиональной подготовки любых специалистов.

Психологическая культура обеспечивает более эффективные способы обращения человека с самим собой как с субъектом, личностью и неповторимой индивидуальностью в любой сфере социального бытия. Она повышает качество человеческой жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм и т. п., т. е. делает человека более успешным.

Однако максимально психологическая культура представлена в тех сферах социального бытия, которые предполагают взаимодействия человека с другими людьми – в общении. Она определяет правила и нормы обращения человека не только с самим собой, но и с другими людьми как с субъектами и личностями. Именно она обеспечивает существование человека как полноценного члена общества. Совместный способ бытия возможен только при условии, когда каждый член сообщества людей обладает необходимым уровнем психологической культуры. Причем здесь он предстает перед собой и другими не только как субъект какой-то деятельности, но и как личность. Психологическая культура человека является не только частью или элементом его общей культуры, но и важнейшим компонентом его личности. Она выступает как показатель личностной зрелости.

В отличие от других культур, она является не инструментальным (техническим), а глубоко личностным образованием. Правила обращения с предметом (например, с техническим объектом) выступают для человека всего лишь как некие инструменты, предназначенные для решения определенных задач, от которых он может безболезненно отказаться и заменить другими. Способы и нормы обращения человека с другими людьми и с самим собой – это не технические приспособления, а личностные образования. Они включены в структуру характера, отношений, самосознания, идеалов, ценностей, мотивов и т. п. Можно сказать, что они составляют саму плоть и кровь личности. Поэтому человек и не может с легкостью отказаться от них, что равносильно отказу от самого себя: от своих идеалов, нравственных ценностей, отношений и т. д. Например, честный человек не может обмануть, поскольку это противоречит его нравственному идеалу. Такой способ поведения является частью его личности. Он поступает так, поскольку не может иначе, пока остается таковым.

В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Психологическая культура как системное личностное образование обеспечивает разумное и эффективное использование личностного потенциала человека для решения различных жизненных проблем, возникающих в процессе общения и предметной деятельности. Например, сталкиваясь с определенной задачей и решая ее, человек, так или иначе, обращается к самому себе: «Смогу ли я ее решить», «Располагаю ли я необходимыми для этого знаниями и практическими умениями», «Стоит ли мне вообще ее решать» и т. п. Все эти вопросы являются психологическими по содержанию. Ответы на них предполагают знание и понимание себя как субъекта и как личности. В условиях общения подобные психологические вопросы обращены не только на самого себя, но и на других людей – партнеров. Без понимания их как субъектов и как личностей нельзя определить эффективные способы общения. Следовательно, психологическая культура пронизывает все человеческое бытие. Именно этим и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Она зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами (в детском саду, в школе, во дворе, в общественных местах, в профессиональных учебных заведениях, на производстве и т. д.), а также включением его в новые виды деятельности. Психологическая культура как личностное образование имеет важное функциональное предназначение. Надо сказать, что многие авторы склонны ограничивать функциональное пространство психологической культуры и отождествлять его со спектром функций культуры общения. Мы считаем, что ее можно рассматривать как своеобразный инструмент обращения человека с другими людьми и с самим собой как с субъектами, личностями и индивидуальностями. Высокий уровень ее развития позволяет человеку:

1. Правильно ориентироваться в окружающих людях.

2. Знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я».

3. В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни.

4. В совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.

5. Правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.

6. Иметь уважительное и адекватное отношение к самому себе как к субъекту, личности и неповторимой индивидуальности.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие функции психологической культуры человека: ориентировка в окружающих людях, психологическое воздействие на других людей, человеческое отношение к людям, понимание самого себя, саморегуляция и отношение к самому себе. Каждая из них содержит множество других, более частных функций. В отдельности все эти функции в большей или меньшей степени изучены в психологии. Причем первые три из них можно определить как межличностные. Они обеспечивают общение человека с людьми. Эти функции изучаются главным образом в рамках социальной психологии. Менее всего изученной из них оказалась функция психологического воздействия. В последние годы значительно возрос интерес к ней не только в психологии, но и в смежных областях знания (политологии, менеджменте, педагогике, риторике и др.), причем не только в теории, но и в практике. Последние три функции психологической культуры следует назвать внутриличностными, поскольку они ориентированы не на другого человека, а на самого субъекта. Эти функции обеспечивают существование человека как субъекта и личности. Они исследуются, в основном, в общей психологии в разделе «психология самосознания» именно как его структурные компоненты и функции. Эти же функции и соответствующие каждой из них психологические образования изучаются также и в генетическом плане (развитие и формирование) в возрастной и педагогической психологии.

Следует отметить, что исследуются они, главным образом, по отдельности, в большей или меньшей изолированности друг от друга. В действительности же они представляют собой разные стороны и элементы единого личностного образования – психологической культуры. Комплексный подход к их исследованию может быть весьма продуктивным. Тем более, что он хорошо вписывается в культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. Важно подчеркнуть, что внутриличностные функции (самопознание, саморегуляция и отношение к самому себе) имеют генетическое родство с аналогичными компонентами общения (межличностным пониманием, межличностным воздействием и межличностным отношением). Ребенок открывает самого себя как человека и овладевает сложным искусством обращения с самим собой в той мере, в какой он открывает других в человеческом качестве и овладевает умением обращаться с ними как с людьми. Эту мысль хорошо отражает известное выражение К. Маркса: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».

Развитие психологической культуры человека происходит, в основном, стихийно. Ребенок усваивает ее на основе собственного опыта общения с людьми. Важную роль в усвоении психологической культуры играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.

Среди специально организованных педагогических процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. В целом же школа не оказывает существенного влияния на развитие психологической культуры детей в связи с низким уровнем гуманитаризации современного среднего образования. Как это ни странно, учебные программы средней общеобразовательной школы не предусматривают такого предмета, как психология человека или психологическая культура человека. Вследствие этого у детей складывается довольно примитивное представление о человеке как о некотором анатомо-физиологическом устройстве, поведение которого и даже сознание и мышление объясняются через механизмы условных рефлексов. Названный учебный предмет необходимо изучать на протяжении всего срока обучения в школе. Естественно, что на каждой возрастной ступени он должен иметь соответствующую методическую специфику. Только при этих условиях можно обеспечить полноценное усвоение психологических знаний, формирование необходимых практических умений и навыков, развитие соответствующих психических процессов (прежде всего психологического мышления), психических свойств и отношений.

Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая культура, как структурный компонент личности, представляется важнейшим инструментом эффективного взаимодействия человека с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам специалистов, дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни. Одним из следствий этого будет разработка и внедрение в жизнь очень мощных психотехнологий воздействия на человека, которые могут использоваться в любых сферах жизни (в рекламе, в идеологии, в политике, в управлении, в быту, в воспитании и т. д.) и с любыми целями, в том числе и антигуманными.

Элементы такого рода воздействий и их отрицательные последствия мы чувствуем уже сегодня. В будущем же их эффективность будет неизмеримо возрастать, поскольку возможности развития и совершенствования психотехнологий воздействия просто безграничны. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций для кого бы то ни было: отдельных лиц, чиновников, бизнесменов, политических лидеров, руководителей тоталитарных сект и преступников, партий, организаций, государства, спецслужб и т. д. Трудно себе представить психологические последствия подобного давления для личности. Противостоять этому может только человек, имеющий высокий уровень развития психологической культуры. Таким образом, развитие психологической культуры взрослых людей и особенно детей представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу XXI века.

Как показывает анализ, психологическая культура – это очень многогранное и плохо изученное явление. Ее можно изучать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-историческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом, национально-этническом и во многих других аспектах.

Психология – самая интересная и непознанная область человека. Ее исследуют не только специалисты, но и писатели. В литературе есть много признанных знатоков и произведений психологического жанра. Предлагаю кратко познакомиться с некоторыми из них.

1. "Фальшивка" Николас Борн

Интеллектуальный роман Борна стал очень близким для множества поклонников психологического жанра. В 1981 году на экраны вышел одноименный фильм. События романа уносят читателя на Ближний Восток 30-летней давности. Идущую там войну мы видим глазами журналиста, который пытается разобраться в происходящем кошмаре. Свои репортажи герой книги отправляет в немецкую газету. Но, какую именно информацию подает журналист? Как можно понять, кто прав, кто виноват, когда кругом слышны выстрелы, бомбежки, взрывы? Не страшнее ли слово любого оружия?
К сожалению, теперь многие из нас уже могут ответить на этот вопрос…

2. "Герой нашего времени" Михаил Лермонтов

События романа происходят во время русско-кавказской войны 1830 года. Известно, что сам автор принимал участие в военных действиях на Кавказе. Там он случайно встречается с отставным штабс-капитаном, который рассказывает ему о своем бывшем подчиненном гвардейце Г. А. Печорине, сосланном сюда за «аморальное», как сказали бы в советское время, поведение. Печорин становится не только героем романа, но автор видит в его лице, в его поведении, в его образе жизни героя времени.

М. Ю. Лермонтов – один из самых гениальных и великих русских писателей. Не смотря на свою чрезвычайно короткую жизнь, этот человек успел создать вершины прозы и поэзии, пока еще недосягаемые для современников.

3. "Волхв" Джон Фаулз

Книга – загадка, книга – мистика. Трагедия, интеллект, психология, парадокс, эротические фантазии – все смешалось в одном повествовании. В сюжете автор использует миф об Орфее: герою нужно спуститься в царство Аида, и пройти испытания, чтобы встретиться с любимой.
Большая часть действий романа происходит на греческом острове Фраксос. Там над людьми проводят необычные психологические опыты, вызывающие у них страх и другие различные эмоции. Эта игра в «кошки – мышки» превращает жизнь испытуемых в ад. Автору удалось искусно совместить необычность ситуации и реалистичность характеров.

4. "Кафка на пляже" Харуки Мураками

В этом произведении, как и в предыдущем, использован греческий миф об Эдипе. Отец главного героя, предсказывает своему 15-летнему сыну, что тот будет сожительствовать со своей матерью и сестрой, после чего, убьет своего родителя. От этого страшного пророчества юноша убегает из дому, селится на японском острове и меняет свое имя. Теперь его зовут Кафка. К сожалению, Кафке не удалось убежать от пророчества своего отца – оно сбылось.

Параллельно с этим сюжетом, автор развивает вторую линию романа. Она повествует о человеке, который однажды увидел приземление НЛО. Инопланетяне подарили тому способности ясновидца, за которые герой расплатился отставанием в умственном развитии. Зато, он может разговаривать с кошками, как с людьми.
Судьба сталкивает этих двух героев. Пророк открывает Кафке портал в потусторонний мир, где тот встречается с душами умерших людей. Но, в конце концов, юноша выбирает реальную жизнь. Портал закрывается…

5. "Мост" Иэн Бэнкс

Известный писатель из Шотландии проводит в произведении параллельно три сюжетных линии. Первая – рассказывает о герое, утратившем память, ему никто не в силах помочь; вторая – о стране-сказке и ведьмаке; третья – описывает насыщенную жизнь эдинбургского инженерного работника. Этих, таких разных людей объединяет… Мост, в пролетах которого они все живут.

6. "Дом на набережной" Юрий Трифонов

События романа разворачиваются в одном месте – Москве, но происходят в разное время: 30-е годы прошлого столетия, 40-е и 70-е. Главный герой – научный работник в области литературы. Книга повествует о драматических событиях его жизни, неожиданных поворотах, встречах с бывшими одноклассниками и сокурсниками. Автор анализирует действие тоталитарной системы того государства на людей, их деградацию и страх. Роман Ю. Трифонова является одним из лучших в мировой современной литературе.

7. "Избранные дни" Майкл Каннингем

В одном романе автору удалось совместить три сюжетных линии, да еще разного жанра. Первая линия носит мистический характер и повествует, как ни странно для такого жанра, о революции в промышленности. Вторая история в триллерском жанре раскрывает нам некоторые секреты современного террора. Третья – новелла уносит читателя в далекое будущее после апокалипсиса. Все три истории связаны между собой местом действия – Нью-Йорком. А также, главными героями: женщиной, мужчиной, мальчиком и поэтом-пророком.

8. "Шпиль" Уильям Голдинг

События романа происходят в далеком 14 веке в небольшом городке в Англии. Главный герой – настоятель монастыря уверовал в свою «особую миссию». Какую? И к чему привела попытка осуществление этой миссии? Автор исследует в книге характеры, силу воли, способность жертвовать и многие другие стороны человеческой психики.

«Шпиль» - пятый роман Нобелевского лауреата Уильяма Голдинга, ставшего еще при жизни классиком английской литературы.

Писатели во все времена стремились запечатлеть своего современника, донося через его образ свое время, свои идеи, свои идеалы. Так появился психологический роман.

1. Олдос Хаксли “Контрапункт”

Изысканный, злой и безупречно точный роман нравов, восходящий к творчеству даже не Уайльда, но – Теккерея. Роман, автор которого как хирургическим скальпелем препарирует быт и нравы английского высшего света эпохи “прекрасных двадцатых”. Роман, исполненный юмора и сарказма, однако поднимающийся порой до уровня высокой трагедии.
Перед вами – “поиски утраченного времени” по Олдосу Хаксли, времени всеобщего увлечения фрейдизмом и авангардизмом, времени неустанных духовных поисков, блестящих побед и горьких поражений…

2. Николас Борн “Фальшивка”

На войне как на войне… Нам ли не знать. Так происходит сейчас. Так было тридцать лет назад: Ближний Восток, разрывы бомб, журналист, пытающийся понять суть происходящего кошмара. Хотя только ли кошмара? Ведь за углом этого ада есть мирный квартал, есть женщина, которую можно любить под вой пролетающих снарядов… Что в этой войне и в этой любви правда, а что – фальшь? Каким “информационным мифотворчеством” занимается Георг Лашен, отправляя свои репортажи в одну из немецких газет? “Мысль изреченная есть ложь”? А чувства… А сама жизнь… Неужели и они – фальшивка?

3. Михаил Лермонтов “Герой нашего времени”

Роман “Герой нашего времени” – одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М.Ю.Лермонтова как “странный”, роман побуждает все новые и новые поколения читателей искать решения его загадкам.

4. Джон Фаулз “Волхв”

“Волхв” Джона Фаулза – психологическая драма, мистический детектив с элементами эротики, парадоксальный роман, интеллектуальная загадка…
На греческом островке проводятся психологические опыты, связанные со страхами и эмоциями людей и превращающие их жизнь в пытку. Игра начинается.

5. Харуки Мураками “Кафка на пляже”

Я заметил, что на груди белой майки налипло что-то черное, по форме – вроде большой бабочки с раскрытыми крыльями… В мерцающем свете люминесцентной лампы стало понятно: это темно-красное кровавое пятно. Кровь свежая, еще не засохла. Довольно много. Я наклонил голову и понюхал пятно. Никакого запаха. Брызги крови – совсем немного – оказались и на темно-синей рубашке, где она была не так заметна. А на белой майке – такая яркая, свежая…Кошмарное странствие по лабиринтам души – в новом романе Харуки Мураками “Кафка на пляже”.

6. Иэн Бэнкс “Мост”

В романе известного шотландского писателя Иэна Бэнкса «Мост» (The Bridge) тесно переплетены три пласта повествования. Это история человека, потерявшего память, которому не может помочь психоаналитик; рассказ о варваре, колдуне и сказочной стране; описание бурной личной жизни инженера-энергетика из Эдинбурга. До конца неизвестно, что их объединяет, кроме Моста, в пролетах которого живут все эти люди. Непонятно и кто из них, на самом деле, спит.

7. Юрий Трифонов “Дом на набережной”

“Дом на набережной” – одно из самых острых и злободневных произведений XX века. В повести дан глубочайший анализ природы страха, деградации людей под гнетом тоталитарной системы.
Неподдельный интерес к человеку, стремление показать его в самые драматические события его жизни и поворотные моменты истории ставят повесть Юрия Трифонова в ряд лучших произведений мировой литературы.

8. Майкл Каннингем “Избранные дни”

Роман «Избранные дни» – повествование удивительной силы. Оригинальный и смелый писатель, Каннингем соединяет в книге три разножанровые части: мистическую историю из эпохи промышленной революции, триллер о современном терроризме и новеллу о постапокалиптическом будущем, которые связаны местом действия (Нью-Йорк), неизменной группой персонажей (мужчина, женщина, мальчик) и пророческой фигурой американского поэта Уолта Уитмена.

9. Уильям Голдинг “Шпиль”

Роман “Шпиль” Уильяма Голдинга является, по мнению многих критиков, кульминацией его творчества как с точки зрения идейного содержания, так и художественного творчества. В этом романе, действие которого происходит в английском городе XIV века, реальность и миф переплетаются еще сильнее, чем в “Повелителе мух”. В “Шпиле” Голдинг, лауреат Нобелевской премии, еще при жизни признанный классиком английской литературы, вновь обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла.

10. Федор Достоевский “Преступление и наказание”

«Преступление и наказание» - гениальный роман, главные темы которого: преступление и наказание, жертвенность и любовь, свобода и гордость человека - обрамлены почти детективным сюжетом.
Многократно экранизированный и не раз поставленный на сцене, он и по сей день читается на одном дыхании.

Транскрипт

1 В. В. Романов Юридическая психология Конспект лекций Москва Юрайт 2011

2 УДК 159.9:34(075.8) ББК 88.4я73 Р 69 Автор: Романов Владимир Владимирович профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Р 69 Романов, В. В. Юридическая психология: конспект лекций / В. В. Романов. М. : Издательство Юрайт, с. (Хочу все сдать!). ISBN Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всег да предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредо то читься, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долго временной памяти в оперативную», сде лать ее готовой к немедленному и эффек тивному использованию. Специфика пе риода подготовки к экзамену или зачету за ключается в том, что студент уже ни че го не изучает (для этого просто нет вре ме ни): он лишь вспоминает и системати зи рует изученное. Предлагаемое издание поможет сту ден там в решении именно этой задачи применительно к курсу «Юридическая психология». Содержание и структура пособия со ответствуют требованиям государствен ного образовательного стандарта выс ше го профессионального образования. Издание предназначено студентам высших учебных заведений. УДК 159.9:34(075.8) ББК 88.4я73 Покупайте наши книги: Оптом в офисе книготорга «Юрайт»: , Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел.: (495) , В розницу в интернет-магазине: тел.: (495) Для закупок у Единого поставщика в соответствии с Федеральным законом от ФЗ обращаться по тел.: (495) , ISBN Романов В. В., 2011 ООО «Издательство Юрайт», 2011

3 I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Тема 1 ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии Будучи прикладной, «пограничной» отраслью психологической науки, юридическая психология возникла в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. С одной стороны, она относится к разряду естественно-научных дисциплин. С другой стороны, юридическая психология тесно взаимодействует с различными отраслями права, поскольку «изучает закономерности и механизмы психической деятельности в сфере регулируемых правом отношений» (О. Д. Ситковская). Кроме того, при определении предмета юридической психологии следует иметь в виду те базовые понятия, основные категории психологической науки, рассматриваемые в любой прикладной отрасли психологии и составляющие ее стержень: личность субъекта участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики; собственно деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, его психике особые, специфические требования. Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых находится и юридическая психология. Подобный подход, выделяющий два основных блока в юридической психологии, позволяет дать следующее ее определение. Предметом юридической психологии выступают различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей. Содержание юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки включает в себя помимо разработки общих вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологическому обеспечению применения норм права, правотворчеству, правовому сознанию, составляющие правовую психологию. Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования следственной, прокурорской, оперативно-розыскной, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, юстиции, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правово- 7

4 го обеспечения и правовой помощи населению, юридическим лицам (нотариата, адвокатуры). С этой точки зрения в структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно выделить такие ее разделы, как судебная психология, психология оперативно-розыскной деятельности, военно-юридическая, исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, или в наиболее общем виде психология профессиональной деятельности юриста. Самостоятельным разделом юридической психологии является криминальная психология, занимающаяся проблемами личности преступника, психологическими особенностями отклоняющегося, противоправного поведения. В настоящее время на стыке судебной, оперативно-розыскной, криминальной психологии разрабатывается самостоятельное направление криминалистическая психология, предметом которой, по существу, являются психологические особенности методики расследования особо опасных (так называемых серийных) преступлений. Задачи юридической психологии во многом обусловлены задачами, стоящими перед правовой наукой в целом. К ним относятся: разработка психологических основ законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно-правовой регуляции различных правоотношений, в которых значительную роль играет так называемый человеческий фактор; психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; разработка рекомендаций психологического характера по повышению эффективности и качества проведения следственных (судебных) действий, исследования и оценки доказательств; создание профессиограммы правоприменительной деятельности юристов различной специализации, разработка надежной системы профессионального психологического отбора в правоохранительные органы; исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности и их разоблачения в совершенных преступлениях; изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера; исследование личности правонарушителей, психологических особенностей лиц с различными отклонениями в области социального функционирования; разработка психологических критериев вменяемости ограниченной вменяемости невменяемости; гражданско-правовой дееспособности; изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе; внутригрупповых, межличностных отношений негативного характера; групповой и организованной пре- 8

5 ступности; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью, коррупцией должностных лиц; исследование проблем правового сознания различных слоев и групп населения, общественно полезных и негативных социальных установок, психологических мотивов, лежащих в основе законопослушного и противоправного поведения граждан; дальнейшее развитие института судебно-психо логи ческой (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизы Междисциплинарные связи юридической психологии Юридическая психология имеет тесные связи с многими отраслями знаний и прежде всего со своей «материнской» наукой психологией. По отношению к последней юридическая психология находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин, которые Л. С. Выготский называл «отраслями прикладной психологии» (педагогическая, медицинская психология и др.). Тесную связь она поддерживает и с социальной психологией, такой раздел которой, как социально-психологические проблемы личности, является базовым в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда и некоторых других вопросов. Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической, медицинской, инженерной психологии, а также психологии труда, управления применительно к решению своих частных задач. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может не поддерживать информационные связи и с целым рядом отраслей правовой науки. В этой связи в первую очередь следует указать на тесные связи юридической психологии с наукой уголовно-процес суального права. Ряд принципиально важных положений, принципов, лежащих в основе уголовно-процессуального законодательства, вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на оценку доказательств, объективность принятия обоснованных судебных решений. Прослеживается связь юридической психологии с наукой гражданского процессуального права, гражданским судопроизводством, фактически осуществляемым с соблюдением тех же принципов, что и уголовное судопроизводство: гласность, непосредственность, устность и непрерывность, состязательность и равноправие сторон (ст. 10, 12, 157 ГПК). Тесные междисциплинарные связи поддерживаются юридической психологией и с уголовным правом, прежде всего по вопросам, относящимся к оценке психологических критериев вменяемости невменяемости, психологических особенностей личности преступника, его эмоционально-волевой, мотивационной сферы, уровня интеллекта, актуальных психических состояний, которые сопутствуют соверше- 9

6 нию преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями. В УК содержится целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35); психическое принуждение (ст. 40); обоснованный риск с его психологическим содержанием (ст. 41); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, 113); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и др. Также связь юридической психологии можно увидеть и с гражданским правом, его основополагающими институтами, принципами, отдельными правовыми нормами. В качестве примера можно привести особенности использования психологических знаний по гражданским делам, связанным с решением вопроса о дееспособности отдельных участников тех или иных правоотношений (оценка психологического критерия дееспособности); проблему компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» с учетом психологического фактора, тем более что суды должны оценивать все это, учитывая «индивидуаль ные особенности лица, которому причинен вред» (ст. 151, 1101 ГК). Не менее актуальной в гражданском праве выглядит и проблема при знания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, непонимания им значе ния своих действий, дефектов его волеизъявления, смыслового вос приятия, повышенной внуша емости, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (ст. 177, 178 ГК). Самая тесная связь юридической психологии существует с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений, а также с криминологией. Традиционные связи и взаимодействие поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно когда мы имеем дело с пограничными состояниями, расстройствами психики, не исключающими вменяемости.

7 Тема 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2.1. Методологические принципы изучения психики участников судопроизводства Анализируя пути развития отечественной психологической науки, Л. С. Выготский в конце 1920-х гг. писал о том, что «психология не двинется дальше, пока не создаст методологии». Сказанное столь же актуально и для юридической психологии как одной из прикладных отраслей психологической науки, которая не может развиваться без методологического обеспечения концепции своей системы, не опираясь на общенаучные принципы познания. К такого рода принципам относятся: принцип объективного исследования психики. Данным принципом руководствуются при изучении психических явлений по их объективным показателям, проявляющимся в процессе какой-либо деятельности. В его основе лежит идея о единстве психики, сознания и деятельности. Психика человека изучается путем исследования объективных показателей проявления психических процессов в той или иной деятельности человека, в том числе и противоправной. Данный подход нацеливает следователя, суд на установление объективных признаков деяния и уже на их основе на переход к выявлению психических свойств и состояний субъекта, т.е. к исследованию субъективной стороны содеянного; принцип детерминизма, или причинной (каузальной) обусловленности психических явлений. Принцип детерминизма помогает объяснять психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, связанных между собой, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его. Благодаря принципу детерминизма удается глубже вникать и более всесторонне анализировать причины и условия, способствующие совершению преступлений, положительным образом воздействовать на формирование правосознания людей и т.д.; принцип системности в изучении и объяснении психических явлений. Данный принцип научного познания побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов. Системный подход позволяет объяснять и соотносить различные понятия, выявлять причины поведения человека; принцип изучения психики, сознания личности в их развитии, во взаимодействии сознания и деятельности в определенной ситуации. Особенно важен такой комплексный подход к рассмотрению сознания, волеизъявления, деятельности человека и ситуации, в которую он вовлекается, в их динамическом взаимодействии при проведении различных видов судебно-психологических исследований в сфере уголовного, гражданского судопроизводства Психологические методы научного познания, применяемые в уголовном и гражданском процессе Составной частью методологии любой науки, в том числе и юридической психологии, являются методы познания. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно, другие методы могут применять- 11

8 ся только специалистами в той или иной области психологии, как это, например, имеет место при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения. I. Методы, широко используемые не только психологами, но и юристами в своей практической деятельности: в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде и т.д. Метод беседы (интервью). Основное назначение данного метода состоит в том, чтобы в процессе общения получить необходимую информацию об интересующем человеке: его развитии, интеллекте, психическом состоянии, отношении к тем или иным событиям, людям и т.д. Кроме того, беседа, которая обычно проводится в форме диалога, помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в той или иной юридически значимой ситуации. Данный метод является эффективным инструментом налаживания психологического контакта с различными участниками процесса. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует визуальный контакт партнеров по общению. Сопоставительный анализ результатов наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить о них дополнительную информацию. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности, позволяющим получать информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия индивида, а также по другим вопросам. Биографический метод. Основное назначение данного мето да состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социальнопсихологическое значение в жизни человека с момента его рождения. В ходе допросов свидетелей собираются сведения о родителях, социальной среде, в которой человек рос, о его взаимоотношениях с окружающими, учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболевания, травмах, наконец, о его характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики, письма, дневники, видеоматериалы и т.п. Метод обобщения независимых характеристик. Использование данного метода позволяет полнее увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать поведение человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Анализ результатов деятельности. В совокупности с другими методами анализ результатов деятельности особенно широко применяется при изучении разыскиваемых лиц, причин совершения ими противоправных действий, при составлении психологического портрета преступников. Метод составления психологического портрета преступника (ППП), или, как его еще называют, криминального психологического профиля неизвестного преступника, поискового психологического портрета преступника. С помощью ППП составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого, включающая в себя 12

9 не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления лица, особенно когда в этих признаках есть какиелибо отклонения. II. Наиболее распространенные методы, психодиагностические (тестовые) методики, которые имеются в распоряжении психологов. Условно существующие тесты, и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты/эксперты-психологи в сфере правоохранительной деятельности, можно разбить на четыре большие группы. Психофизиологические, психометрические методы диагностики функциональных состояний индивида. С помощью этих методов исследуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека, степень развития у него той или иной психической функции, оцениваются точность и скоординированность выполняемых им движений, скорость двигательных реакций и т.д. Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний необходима специальная аппаратура, тестовые методики данной группы также называют аппаратурными методами исследования. Указанные психофизиологические методы чаще применяются при проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам о нарушениях правил эксплуатации каких-либо сложных технических устройств, транспортных средств и т.п., когда решается вопрос о виновном либо невиновном причинении вреда (ст. 28 УК). Интеллектуальные психологические тесты. С их помощью исследуются качественные характеристики познавательных (когнитивных) способностей субъекта, его умственная работоспособность, внимание, память, мыслительная деятельность (операциональная, логическая, смысловая сфера мышления), уровень интеллектуального развития (объем общих сведений и знаний, способность к обучаемости), развитие речи, наличие определенных навыков, способностей к чемулибо и т.п. Личностные (анкетные) тесты в виде опросников. Эти тесты позволяют исследовать и оценивать индивидуально-психологические особенности личности, ведущие свойства характера испытуемого путем получения от него односложных ответов (типа «верно неверно» или «да нет не уверен») на строго определенные вопросыутверждения. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить ведущие свойства его характера, мотивы поведения, направленность личности, составить прогноз относительно его возможного поведения в дальнейшем. Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили: Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик) и ММИЛ (методика многостороннего исследования личности Ф. Б. Березина); 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16- ФЛО); опросник Г. Айзенка (EPI); 13

10 патохарактерологичекий диагностический опросник (ПДО) для подростков А. Е. Личко и др. В результате их применения психолог получает графически выполненный психологический профиль личности с его текстовой расшифровкой после компьютерной обработки. Указанные тестовые методики позволяют проводить факторный анализ, выдавая количественную и качественную оценку структурных компонентов личности, характерологических особенностей, нервнопсихической, эмоционально-волевой устойчивости, особенностей мышления, межличностного поведения, ведущих потребностей, мотивационной направленности, компенсаторных возможностей обследуемого, его психического состояния в момент тестирования, а также позволяют прогнозировать уровень социальной, профессиональной адаптации личности, сформировать психокоррекционный подход к субъекту. Проективные (прожективные) тесты. Проективные методы исследования применяются с целью выявления подсознательных побуждений, неосознаваемых потребностей путем предъявления испытуемому стимульного материала в виде различного рода изображений, цветных карточек и т.п. В основе построения подобных тестовых методик лежит механизм проекции, под которым понимается психический процесс бессознательного перенесения, приписывания субъектом другим людям своих собственных качеств, состояний, доминирующих потребностей, мотивов, зна чимых переживаний, личностных смыслов. В практике проведения судебно-психологических экспертиз среди данной группы тестов наибольшее распространение получили: тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика изуче ния фрустрационных реакций человека С. Розенцвейга, методика чер нильных пятен Г. Роршаха, цветовой тест Люшера и некоторые другие.


Примерный перечень тематических направлений дипломных работ по дисциплине «Юридическая психология» Теоретико-методологические основы юридической психологии 1. История развития и задачи юридической психологии.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Юридическая психология» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» Юридический факультет

1 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030501 Юриспруденция ОПД.Ф.24 Юридическая психология Предмет, система и содержание

Ф.С. Сафуанов Как построить предметный вид судебно-психологической экспертизы Классификации СПЭ Основная дополнительная Первичная повторная Очная заочная (в т.ч. посмертная) Единоличная комиссионная Однородная

Аннотация рабочей программы дисциплины Квалификация преступлений против личности и собственности 1 Цель и задачи дисциплины «Квалификация преступлений против личности и собственности» как учебная дисциплина

Задания для выполнения контрольных работ по юридической психологии студентами заочной формы обучения Контрольная работа по дисциплине «Юридическая психология» выполняется в виде письменных ответов на теоретические

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кафедра социально-экономических

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

Тематика диссертаций по уголовному процессу (к.ю.н., доцент Юркевич Н.А., к.ю.н., доцент Быданцев Н.А.) Раздел1: Уголовно-процессуальное право и его оперативно-розыскное обеспечение Тема 1: Основные понятия

Оглавление Предисловие............................................................ 8 Раздел I. Личность как предмет психологического познания......... 11 Глава 1. Философско-антропологические и психологические

Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь» УТВЕРЖДАЮ Временно исполняющий обязанности по должности начальника института подполковник милиции Ю.П.Шкаплеров..2016

Ë. Ä. Êóäðÿâöåâ ÊÓÐÑ ÌÀÒÅÌÀÒÈ ÅÑÊÎÃÎ ÀÍÀËÈÇÀ Òîì 1 Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÁÀÊÀËÀÂÐÎÂ 6-å èçäàíèå Ðåêîìåíäîâàíî Ìèíèñòåðñòâîì îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â êà åñòâå ó åáíèêà äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó åáíûõ çàâåäåíèé,

Методы исследования личности в психологии Тестирование ипроективные методики Методика психологических исследований Методика психологических исследований - это совокупность методов, применяемых в конкретном

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС»

С. С. Самищенко Судебная медицина учебник ДЛЯ вузов Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений москва ЮРАЙТ 2010 УДК

Б3.Б.02 ДИСЦИПЛИНА «Психология» Направление: педагогическое образование Квалификация (степень): бакалавр Профиль: физическая культура Объем трудоемкости: 10 кредитов (360 часов, из них 160 часов аудиторной

I. Организационно-методический раздел 1.1. Пояснительная записка Дисциплина «Доказывание и доказательства в уголовном процессе» является одним из предметов уголовно-правовой специализации и направлен на

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ô. Ñ. Ñàôóàíîâ ÑÓÄÅÁÍÎ- ÏÑÈÕÎËÎÃÈ ÅÑÊÀß ÝÊÑÏÅÐÒÈÇÀ Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îáúåäèíåíèåì âóçîâ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА» Аннотация рабочей программы дисциплины Прикладная психодиагностика и психологическая экспертиза Направление

Н. С. Манова, Ю. В. Францифоров Уголовный процесс Краткий курс лекций 5-е издание, переработанное и дополненное Москва Юрайт 2011 УДК 34 ББК 67.411я73 М23 Авторы: Манова Нина Сергеевна доктор юридических

МГУ имени М.В. Ломоносова ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Юридическая психология» Рекомендуется для направления подготовки 030900 «Юриспруденция» Квалификации (степени) выпускника

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (ФИЛИАЛ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» В Г. СЕВАСТОПОЛЕ Кафедра УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ

Г.А.ШУМАК Проблемы классификации и структурного анализа экономических преступлений Экономика, являясь сферой обращения основной массы материальных ценностей, во все времена привлекала внимание криминально

Вопросы к итоговой аттестации Экзаменационные вопросы к итоговому, междисциплинарному аттестационному экзамену по специальности 030301.65 «Психология» По общему психологическому модулю 1. Психика как категория

Способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма Политология Конституционное право России Муниципальное право Обеспечение прав

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Международный славянский институт» АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Юридическая психология НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Л.Ю. Кирюшина ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие 1 ББК 88.47я73 К 438 Рецензенты: заслуженный деятель науки, заслуженный юрист

Задачи ювенальной юридической психологии Дозорцева Е.Г. ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Второй национальный конгресс по социальной психиатрии «Социальные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права Кафедра уголовно-правовых дисциплин АННОТАЦИЯ по дисциплине «Криминалистика» направление подготовки

Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Питер, 2003. 512 с.: ил. (Серия «Практикум по психологии»). ISBN 5-94723-288-Х Предлагаемая книга является 2-м, исправленным

Перечень тем рефератов. 1. Особенности методов исследования в психологии и педагогике. 2. Современные подходы к проблеме сознания и бессознательного. 3. Формирующий психолого-педагогический эксперимент.

УДК 159.9.072 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Большакова А.И., Клепач А.Е. Научный руководитель ст. преподаватель Малимонов И.В. Сибирский федеральный университет Специфика научной

М.Л. Шапхаева руководитель к.ю.н., доц. Ю.В. Хармаев Убийство в состоянии аффекта Преступления из категории «убийство», и в частности убийство, совершенное в состоянии аффекта, всегда будет актуальной

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» «Утверждаю»

М. В. Савельева, А. Б. Смушкин Следственные действия учебник Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению

Методология и методы психологического исследования Тема 1. Общая характеристика психологического исследования 1. Общие понятия и уровни методологии как науки. 2. Теория, метод и методика. 3. Классическая

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Краснодарский филиал Финуниверситета

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Часть I 1 4 5 6 в а б б б в Часть II 7 8 9 10 а, д а, г в, г а, в, д 7. П. 4 ст. 5 ФЗ «О выборах депутатов ГД РФ». 8. Ч. 4 ст. 78 Конституции РФ. 9. Ст. 17 СК РФ. 10. Право. 10 класс: учеб. для образоват.

Н. С. Манова, Ю. В. Францифоров Уголовный процесс Конспект лекций 8-е издание, переработанное и дополненное Ìîñêâà Þðàéò 2014 УДК 34 ББК 67.411я73 М23 Авторы: Манова Нина Сергеевна доктор юридических наук,

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - МФЮА Кафедра Специальность Специализация Уголовного права 030501.65 Юриспруденция Уголовно-правовая ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

УДК 343.98 Тактические задачи и средства их решения в уголовном судопроизводстве: основные итоги исследования Якушин С.Ю. Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики

Криминалистические особенности реализации данных оперативно розыскной деятельности в уголовном преследовании 1) Содержание дисциплины 1.1. Тематический модуль 1 Цель и задачи изучения тематического модуля:

Профессиональный психологический отбор в уголовно-исполнительной системе России Раков А.М. Центральная военно-врачебная комиссия Федеральной службы исполнения наказаний России (Москва) Согласно ст. 4 Приказа

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция профиль подготовки «Уголовное право». Темы выпускных квалификационных работ кафедры

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ к междисциплинарному экзамену по дисциплине «Уголовное право» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33.

ДИСЦИПЛИНА Психология Направление: педагогическое образование, профиль «Экология» (4 года). Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: 10 кредитов (360 часов, из них 160 часов аудиторной нагрузки,

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИ КВАЛИФИКАЦИИ кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НОУ ВПО КАБАРДИНО - БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА Факультет «Налоги, налогообложение и право» Кафедра «Уголовно-правовых, дисциплин» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Методология научного исследования» Для студентов направления подготовки 08.04.01«Строительство» направленность профиля подготовки 08.04.01.0002 «Экспертиза

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ по подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения» являются: Общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты

Коллективная монография подготовлена группой ученых Лаборатории судебной сексологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского судебными психиатрами, сексологами,

Никишина В.Б. (ЯрГУ) Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным и аномальным развитием Обращение к патологии развития является одной из реальных возможностей понимания закономерностей психической

Программа подготовки специалистов среднего звена утверждена Ученым советом КемГУ (протокол Ученого совета КемГУ от..201_) Утверждена с обновлениями в части. (протокол Ученого совета КемГУ от..201_) 3

Глава 1. Особенная часть уголовного права, ее система, основы квалификации преступлений 1. Понятие и значение Особенной части уголовного права 2. Основы квалификации преступлений 1. Понятие и значение

АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» 1. Планируемые результаты обучения по дисциплине Цель освоения дисциплины формирование у студентов правосознания, базирующегося на усвоении природы уголовного

Г.омск, 2013 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Криминальная психология» способствовать формированию представлений об основных понятиях, теориях и проблемах криминальной психологии,

(«Введение в профессию» и др.), сделать рефлексивное описание одного из увиденных образцов (на свой выбор) обсудить свое эссе с группой и с руководителем практики, отредактировать его подготовить проект

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Психология конфликта» по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 (031001.65) «Правоохранительная деятельность» Семестр: 3 Для очной формы обучения.