Кто классный руководитель. Молодой классный руководитель

Несколько советов

молодому классному руководителю

СОВЕТ №1 .

Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной работе.

СОВЕТ №2.

Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии с семьей следующие:

Ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,

Систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

Обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении и воспитании детей

СОВЕТ №3.

Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится, выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.

Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.

СОВЕТ №4.

СОВЕТ №5.

Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.

СОВЕТ №6.

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми, первое родительское собрание.

СОВЕТ №7.

Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо.

СОВЕТ №8.

Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.

СОВЕТ №9.

Формула успешной деятельности классного руководителя: Любовь→Доверие→Понимание→Поддержка.

СОВЕТ №10.

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу мудрых», - говорил Сократ.

СОВЕТ №11.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив - будь им!»

СОВЕТ №12.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

Сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

Написать характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();

Определить цели, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Продумайте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

* учебные дела;

* участие вы общешкольных мероприятиях;

* дела класс;

* работа с родителями;

* индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;

План воспитательной работы с классным коллективом;

Тетрадь классного руководителя в любой форме;

Дневники учащихся;

Личные дела учащихся;

Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

Папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  1. кабинет, закрепленный за вашим классом;
  2. помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  3. прикрепленный пришкольный участок;
  4. дни дежурства по школе;
  5. график дежурства по классу;
  6. список учащихся на получение справки для покупки проездного билета;
  7. список многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса, телефона (социальный паспорт класса);
  8. сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  9. распределение общественных поручений;
  10. список учителей-предметников, работающих в классе;
  11. расписание занятий класса;
  12. расписание по личной учебной нагрузке;
  13. состав родительского комитета;
  14. цепочка для срочного оповещения учащихся;
  15. дни рождения учеников по месяцам;
  16. дела, которые требуют предварительной подготовки;
  17. акции, в которых может принять участие класс.

СОВЕТ №13.

В зависимости от целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам проведения:

Виды родительских собраний:

* общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных вопросов жизнедеятельности;

* дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по запросам родителей в целях решения назревших проблем;

* целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).

Формы проведения собраний:

Информационно-консультативные,

Дискуссионные,- тематические,

- «круглый стол», творческая встреча и т.д.

В подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:

1. Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.

2. Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и слышат друг друга.

3. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

5. Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

6. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

7. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

8. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных мероприятиях.

10 Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные занятия по отдельным предметам.

11. Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии у них сменной обуви, о ведении дневников.

12. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум). Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не пришли на собрание.

13. Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации для родителей.

СОВЕТ №14.

Начало каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

СОВЕТ №15.

Для получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.

Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я возмущен тем, что…

СОВЕТ №16.

Чтобы создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе. Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

СОВЕТ №17.

И еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.

СОВЕТ №18 .

Помните: классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.


(из личного опыта)

Классным руководителем я являюсь уже в течение 15 лет и вот меня попросили стать классным руководителем в 8 классе. Подростковый возраст у детей, частая смена классных руководителей, родители, трудно идущие на контакт - это сопутствующие факторы которые мне достались. В классе были большие проблемы с дисциплиной, часто срывались уроки, дети не желали принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

К моему назначению дети отнеслись равнодушно, а мне захотелось для этих детей стать самой классной. Это желание было продиктовано тем, что никто из коллектива в то, что в этом классе может что-то измениться, в лучшую сторону не верил. В это поверила я.

Первое что необходимо - это принять детей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками. Не пытаться исправить их и доказать им что-то.

Второе - понять причину их поведения (чаще всего это отсутствие внимания со стороны семьи и близких, также может быть желание самоутвердиться).

Третье - ненавязчиво попытаться вовлечь их в какие-то общие дела. Для нас общим делом, стала подготовка к 9 мая. Предложила спеть песню. Ученики сначала отнеслись настороженно, с неохотой. Но я пела вместе с ними, огорчалась когда не получалось, радовалась когда мы заняли первое место в конкурсе военной песни. А в дальнейшем, не я за ними ходила и упрашивала принять участие в мероприятиях, а они за мной.

Четвертое - стать для них своим человеком, человеком, к которому можно всегда обратиться.

Понимать их поступки, не осуждать, а сделать так, чтобы ребенок понял сам, что он сделал не так.

Пример вызывают меня на урок иностранного языка, ученики сорвали урок. Вхожу в класс, дети притихли, ждут очередных нравоучений, к которым они привыкли за последние годы. Занимаю место за учительским столом, обвожу взглядом класс. В классе становится совсем тихо, ученики отложили даже ручки. Я молчу, тишина в классе становится осязаемой. И так 5 минут, прозвенел звонок. Я встала: «Воспитательная беседа закончена, все свободны». Один ученик спросил: «А говорить можно?» На что я ответила: «А я вам не запрещала».

Но вы, же молчали.

Зачем произносить слова, которые вам много раз говорили, но вы их не слышали.

После таких моих слов самый главный хулиган в классе встал: « Мы все поняли. Извините! Это больше не повторится»

Дети настолько привыкли к постоянным поучениям, нравоучениям, что белее эффективным стало простое молчание.

Еще один пример из становления моих отношений с этим классом.

Кто-то из учеников этого класса на двери в кабинет истории написал нехорошие высказывания в адрес учителя. К ним с воспитательной беседой, и с целью узнать, кто это сделал, пришел завуч. Результат- весь класс пришел ко мне с жалобой, что обвинили тех, кто этого не делал. Я не знала, кто это сделал, но сказала: « Я знаю, кто это сделал, понимаю почему. Но если хватило смелости сделать такой поступок, значит, у этого человека хватит смелости сознаться, чтобы не пострадали невиновные. Такой поступок вызвал бы у меня уважение. Ошибиться может каждый. Признать ошибки может только сильный человек». Через час подошла девочка и созналась в этом поступке. А дверь мы отмывали вместе, проказница классный руководитель и одноклассники пожелавшие помочь (почти весь класс).

Путь это очень нелегкий, требует терпения, смекалки, но когда видишь результат понимаешь, что все это того стоило. На концерте посвященном Дню учителя, собрались все учащиеся школы, некоторые родители, весь учительский коллектив, мои девятиклассники спели песню и хором сказали: «Елена Альбертовна мы Вас очень любим, не уходите от нас». Я полюбила этих детей, и в ответ получила их уважение.

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Пособие для педагогов

Под. редакцией М.И. Рожкова

Москва 1999

Классному руководителю. Пособие для педагогов. Учебное пособие. М.: Изд-во «Владос», 1999.- с.

В пособии раскрываются основы организации работы классного руководителя, раскрываются цели и задачи его деятельности и его реализации. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах и передовом опыте педагогов отечественных щкол. В пособии нашли отражение, как теоретические вопросы, так и конкретные методики решения воспитательных задач.

Пособие адресовано прежде всего педагогам школ, а также их руководителям. Оно может использоваться в педагогическом процессе при подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе.

Введение..................................................................................................... 7

Глава 1. Классный руководитель: кто он?............................................... 9

Классный руководитель в России: страницы истории............................. 9

Когда педагоги начали руководить классом?............................... 9

Классный руководитель в советской школе.................................. 12

Организатор, воспитатель, помощник................................................... 15

Что делает классный руководитель в школе сегодня?.................. 15

Каковы функции деятельности классного руководителя?............ 17

Каковы критерии эффективности работы классного руководителя?. 20

Воспитательная работа в классе............................................................ 23

Как воспитывать учащихся в классе?............................................. 23

Каковы цель и задачи воспитания?................................................ 25

Каковы закономерности и принципы воспитания?....................... 30

Каковы методы воспитания учащихся?......................................... 32

Что такое приемы воспитания?....................................................... 37

Социальная защита ребенка................................................................... 41

От кого надо защитить ребенка?.................................................... 41

Что значит защитить ребенка?...................................................... 42

Как может классный руководитель помочь ребенку?.................. 45

Профориентационная функция классного руководителя...................... 49

Как подготовить школьника к выбору профессии?...................... 49

Что такое профессиональные пробы?............................................ 52

Формы работы классного руководителя с учащимися......................... 56

Какие могут быть формы работы классного руководителя?...... 56

Как выбираются формы работы?................................................... 59

Как организовать коллективную творческую деятельность детей? 62

Как подготовить и провести классный час?................................... 69

Глава 2. Классный руководитель и класс............................................... 82

Школьный класс как коллектив.............................................................. 82

Как класс становится коллективом?............................................... 82

Каковы стадии развития классного коллектива?........................... 86

Каковы возрастные особенности классного коллектива?............. 91

Что такое «индивидуальность» классного коллектива?................ 95

Как формируется личность ребенка в классном коллективе?....... 97

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса............. 102

Что такое ученическое самоуправление?..................................... 102

Каковы функции ученического самоуправления?....................... 105

При каких условиях самоуправление развивается более успешно? 107

Как управлять классом вместе с детьми?..................................... 109

Каким быть классному ученическому собранию?....................... 112

Как выбрать лидера?.................................................................... 124

Классный руководитель в разных классах.......................................... 130

Чем отличаются классы друг от друга?....................................... 131

Как понять класс?.......................................................................... 134

Как подобрать класс для классного руководителя и классного руководителя для класса?........................................................................................................ 144

Глава 3 . Классный руководитель и среда........................................... 147

Классный руководитель в структуре управления школой.................. 147

Кем и как управляет классный руководитель?............................ 147

С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом? 150

Классный руководитель и учителя предметники................................. 153

В чем сущность взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?........................................................................................................ 153

Какие могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников................................................................................. 158

Классный руководитель и клубные объединения учащихся............... 165

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика................. 165

Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи?................ 165

В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей?..................................................................................... 168

Классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог. 194

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?.................................................................. 194

Каковы общие проблемы решают вместе классный руководитель, социальный педагог и психолог?.................................................................................... 196

В решении каких вопросов и какай работе ведущая роль принадлежит социальному педагогу?....................................................................................... 197

Как помогает классному руководителю психологическая служба школы? 199

Глава 4. Технология работы классного руководителя........................ 199

Целеполагание и планирование............................................................ 199

Как определяются цели в воспитательной работе?..................... 199

Как взаимосвязаны цели и задачи?.............................................. 204

Как осуществляется целеполагание?............................................ 208

Каким должен быть план воспитательной работы?.................... 211

Анализ деятельности............................................................................. 224

Для чего необходим анализ работы классного руководителя? 224

Как анализировать форму воспитательной работы................... 228

Как организовать коллективный анализ формы работы?.......... 230

Как провести анализ по итогам учебного года?........................ 233

Изучение эффективности....................................................................... 238

Что понимают под эффективностью работы классного руководителя? 238

Для чего изучают эффективность работы?.................................. 239

Как изучать воспитанность школьников?.................................... 241

Как определить уровень развития коллектива?......................... 250

Как изучать эффективность педагогических средств?................. 255

Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности воспитательной работы?.......................................................................................... 265

Индивидуальный стиль работы............................................................ 269

Что такое индивидуальный стиль?............................................... 269

Как определять индивидуальный стиль?..................................... 275

Как формировать индивидуального стиль?................................ 279

Как рефлексия поможет сформировать индивидуального стиль? 283

Дневник классного руководителя........................................................ 288

Литература............................................................................................. 361

Введение

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям. Ведь основным структурным звеном в школе является класс. Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями, искренне стремится помочь ученикам в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Традиционно в отечественной школе классный руководитель выполнял функцию воспитания детей. Он не только координировал воспитательные воздействия разных педагогов, взаимодействовал с семьей и детскими объединениями, но и сам был наставником детей, помогая им правильно оценивать происходящее вокруг них, стимулируя их нравственное поведение. В последние годы в ряде школ появилась новая должность «классный воспитатель», которая позволяет педагогом работающим с классом, полностью сосредоточиться на этой работе.

Если вы спросите, тех педагогов, кто много лет проработал классным руководителем и выпустил не один класс, то многие из них будут рассказывать о своих выпускниках, как о своих родных детях.

Сегодня во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой ‑ дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего в ‑ школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство.

Авторы данной книге, адресованной классным руководителям общеобразовательных и профессиональных школ, исходили из того, что воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. В связи с этим в книге классный руководитель рассматривается с позиции понимания сущности его деятельности как организатора детской жизни, создающего условия для того, чтобы каждый ребенок нашел себя системе отношений класса и школы. При этом непременно обеспечивался процесс его социального становления.

Наши выводы основаны на анализе передового опыта классных руководителей, тех полностью отдает себя детям, кто по настоящему их любит и добивается успеха в их воспитании.

Авторами этой книги являются ученые из Москвы, Ярославля, Костромы, в ней частично использованы материалы исследований лаборатории воспитательной работы института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Авторы книги: М.И. Рожков (), Л.В. Байбородова (), Б.З. Вульфов (), М.А. Ковальчук (), А.Э. Мельников (), С.Л. Паладьев(), Н. Г. Рукавишникова (), Н. Л. Селиванова (), А.Л. Уманский(), В.Б. Успенский (), А.П. Чернявская (),

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеников и его отношениях с окружающими.

Прежде всего, мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся.

Прием "ролевая маска" - учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Прием "непрерывная эстафета мнений". Учащиеся "по цепочке" высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует ввести соответствующие ограничения (требования) и перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Прием "самостимулирование" - учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Прием "импровизация на свободную тему" - учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

Прием "импровизация на заданную тему". Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема "импровизация на свободную тему" здесь учащиеся могут быть поставлены в более сложные условия творчества, причем учитель может постепенно поднимать "планку трудности".

Прием "обнажение противоречий" - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое отграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

Прием "инструктирование" - на период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают "статус" всех его участников.

Прием "распределение ролей" - четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения тех знаний, умений и навыков, которых требуются для выполнения задания.

Прием "коррекция позиций" - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

Прием "самоотстранение учителя". После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием "распределение инициативы" предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации "задавленной инициативы", когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием "обмена ролями" - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

Прием "мизансцена". Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику может быть неприемлем для другого.

Воспитательная работа классного руководителя многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности.

Социальная защита ребенка

Проведение

1.Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсуждают, о каких качествах личности они свидетельствуют.

2. Два понятия: добро и милосердие. Дети должны дать ответ на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.

3. Вместе выводят определение:»добро» и «милосердие».

4. Дискуссия на тему: Насколько высока ценность добра и милосердия в современную эпоху?

Дискуссия проводится с доказательством своего мнения и с конкретными примерами.

5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повышалась, чтобы эти качества развивались в людях?

Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?

6.Последействие.

Решения обсуждение

Предложений

Выбор варианта Оценка вариантов

Групповые мотивы отражают отношения класса не только к целям деятельности, но и к ее содержанию и процедуре организации. При этом в различных классах доминирующим может быть любой из названных мотивов.

Источником развития самоуправления на этапе зарождения самоуправления является противоречие между внешней целью и индивидуальным мотивом. Цель, поставленная педагогами, вышестоящими органами самоуправления или органами своего коллектива, только тогда превращается в групповой мотив на этом этапе, когда учащихся видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим ученическим коллективом и отношением учащихся к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей в выборе решений, позволяющих достигнуть групповой цели. В этом случае формируется групповой мотив, в котором отражается интегративное мнение о том, какие формы работы наиболее способствуют достижению цели.

На этапе самосовершенствования источником развития является противоречие между целями деятельности и отношением учащихся к процедуре ее организации, в том числе и процедуре ее организации, в том числе и процедуре принятия управленческих решений. Разрешением этих противоречий является формирование мотивов оптимальной организационной структуры коллектива.

Процессу развития самоуправления присуще содержательная, функциональная и структурная характеристики. Определяя содержательную характеристику, в качестве основных компонентов процесса мы выделяем управленческие задачи, решение которых осуществляется членами ученических коллективов.

Как выбрать лидера?

Принципиальная особенность ученического самоуправления - удовлетворение потребности в самоорганизации, присущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непременно и стихийно выдвигаются лидеры (“задвигаются” изгои) всего объединения, его части, по личностым качествам (силач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютерщик, музыкант)... От педагога требуется и другое: содействовать тому, чтобы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу - даже при на первых порах неумении его толково вести - помогали укреплению их истинного авторитета в глазах одноклассников , чтобы при решении текущих проблем “работал” прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.

При этом важно педагогическое стимулирование лидерства , которое может осуществляется как непосредственно, так и опосредованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

ЛИДЕР-СОЗИДАТЕЛЬ действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех ее членов, которых он ведет за собой (а по большому счету - в интересах всех людей).

ЛИДЕР-РАЗРУШИТЕЛЬ действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В классе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение класса, но и прежде всего благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому учащемуся возможность пребывания в роли лидера, и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Какие же качества личности определяют делового лидера?

Прежде всего это:

а) способность управлять собой ("если хочу, то смогу"). Способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических);

б) наличие четких личных целей: ("знаю, что хочу"): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;

в) умение решать проблемы ("найти выход в лабиринте мнений"). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы;

г) творческий подход к организации людей ("не так, как все"). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.

д) умение влиять на окружающих ("вести за собой"). Уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способности убеждать и внушать, умение слушать других.

е) знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой.

ж) наличие организаторских способностей (в их единстве); организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт); эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе.

з) умение работать с группой ("сплотить товарищей на дело"). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.

В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитаная на учащихся 12-16 лет, т.е. на тех, кто учится в 7-11 классах.

Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно осуществить определение структуры межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на основе состязательности.

Этап I. Определение структуры эмоциональных отношений

Микроигра "День рождения"

Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в организации. Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей. Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными "именинниками". Они приглашают в гости всех участников игры.

Ведущий предлагает выбрать каждому того "именинника", к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из "именинников", то он имеет на это право.

Создаются разные по количеству микрогруппы.

Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.

В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.

Этап 2. Определение структуры деловых отношений

Микроигра "Киностудия"

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов.

Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе киностудию и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой "киностудии" предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни организации или школы, где работают и учатся ребята. После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Выявленные лидеры становятся экспертами на следующих этапах выборов.

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра "Слон" (из спичек в течение минуты выложить "слона"), игра "Паутина" (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п. После того, как проведена серия подобных игр, выявляются несколько кандидатов на "посты" в структуре органов самоуправления класса.

Сами выборы могут проходить следующим образом. Кандидатам ведущим даются задания, выполнение которых оценивается всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело.

Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: "Агитатор". Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: "Организатор". Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: "Люди". Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор.

Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: "Программа". Каждый должен продолжить фразу: "Если меня выберут..., то я...".

Ребята оценивают новизну, конструктивность и значимость для них предложенной программы.

После подсчета очков выбираются два набравших наибольшее количество очков кандидата.

После того, как им зададут несколько вопросов, участники игры осуществляют свой выбор.

Таким образом выбранные вожаки поведут за собой класс и сделают возможным достижение поставленных целей.

Классный руководитель должен максимально стремится к развитию детского самоуправления, решая при этом очень важную задачу формирование у детей сопричастности ко всему, что происходит вокруг.

Как понять класс?

Что значит понять класс? Это значит, что педагог учитывает особенности класса, отношений, которые в нем складываются, перемены, которые в нем происходят.

В этой связи вновь обратимся к параметрам качественным. Трудно переоценить огромное значение социально-психологической структуры класса. Она - одна из важнейших его особенностей, без понимания разных проявлений которой классному руководителю трудно достичь успеха, а, значит, и удовлетворенности своей работой.

Прежде всего - это состояние классного коллектива, т.е. его сплоченность, при которой хорошо всем, когда хорошо каждому. Между тем, далеко не всякое соединение школьников под формализованным названием VI класс “Б” или IX класс “А” представляет собой настоящий коллектив, тем более - высокой степени развития. Помочь достичь ее - значит в м е с т е с ребятами организовать жизнедеятельность класса так, чтобы школьникам хотелось быть вместе, чтобы они ощущали себя в школе (для них - прежде всего в классе) защищенными от многих драматических ситуаций окружающей жизни, чтобы могли здесь реализовать свои интересы, активно делясь и увлекая ими других. В общих делах, в рождении и удовлетворении общих потребностей складывается обоюдная ответственность каждого - едва ли не главное основание самостоятельности и духовной динамики, доступных соответствующему возрасту.

Не менее важно внимание классного руководителя к проявлениям групповой дифференциации и лидерства. Первая - фактически реальность всякого класса: одну группу объединяют общие увлечения, в другой - дети “новых русских”, в третьей - живущие рядом друг с другом, в четвертой кучкуются начинающие оппозиционеры школьным режиму и “власти”... Один школьник входит в разные группы, другой не примыкает ни к каким. Каждая группа имеет свою ориентацию, и она, если не носит асоциальной направленности, не может подвергаться сомнению или отрицанию. Тревожна может быть ситуация конфликта между группами, их взаимного неприятия или вражды. Предупредить или преодолеть такую ситуацию, скорректировать отношения можно, наладив межгрупповое взаимодействие путем вовлечения в совместную деятельность, отвечающую общим интересам и требующую коллективной ответственности ребят из разных групп: краеведческую экспедицию, театральный коллектив или деловую игру...

Значительную роль здесь могут сыграть лидеры. Известно, что их в классе может быть множество: в знаниях или спорте, в юморе или моде... Каждый - в чем-то умелец - ведет за собой других, принят ими и выдвинут в таком качестве. Впрочем, есть и другие лидеры - хулиганы, прогульщики, начинающие наркоманы... И они ведут за собой, являя другим пример, весьма привлекательный. Особенно опасны и трудны для классного руководителя те, у кого крепкая поддержка за пределами школы - в преступных группировках, компаниях фанатов, иных тусовках. Негативные увлечения рекрутируют соответствующих лидеров нередко тогда, когда природная возрастная активность этих ребят не находит пространства реализации в школе. Значит, педагогу полезно попытаться предоставить им такое пространство - в организации дел и отношений, полезных и школьнику, и школе, классу.

Любой общественно значимый лидер нуждается в человеческой и деловой поддержке со стороны классного руководителя. Педагогу важно не допустить ошибки, пытаясь сменить или навязать, назначить лидера, когда приходят в противоречие формальное и реальное положение подростка в классе среди товарищей, их о нем мнение. Да и самим лидерам надо помочь, показав, как трудно, но и важно уверенно вести за собой, имея на это основания, прежде всего - доверие одноклассников, принимая на себя ответственность, доказывая - и это чрезвычайно существенно! - свое право лидерство. Если лидером движут не амбиции и желание власти над другими, - это полезный и для него, и для педагога, и для класса результат их взаимодействия.

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.

Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала . Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Школы и учителя могут в своей работе ориентироваться на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», которые регламентируют деятельность классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;

  • — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;

  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся).

  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности) . Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю.
    Это может быть необходимо для:

    — Организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    Для осуществления коммуникативных функций:

    регулирования межличностных отношений между обучающимися;

    установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят , справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:

    контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

  • Должен готовить и проводить собрания и

    проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.

    контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).
  • Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

    оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

    Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

    организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам. Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Классный руководитель не вправе

Напоследок…

Спустя два года я вернулась к статье уже с другими представлениями о школе и работе в ней классным руководителем. Некоторые читатели были не согласны с моим мнением (правда, не поясняя почему). Сейчас я понимаю, что многое зависит от людей и достаточно много учителей, которые очень любят быть именно классным руководителем и большое количество функций их не пугает и не раздражает. Для меня же эта работа была в тягость, так как хотелось в большей степени заниматься подготовкой к урокам, а не подсчетом оставшихся денег на питание и проверкой дневников.

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.


Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету. Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов


Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.


Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.


Классный руководитель и педагогический коллектив .
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти-ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-пред-метниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помо-щи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус-пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учи-телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости-жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени-ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре-одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро-вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос-тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия-ния на таких детей.
Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос-питания, особенностях родителей, организует встречи родите-лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци-ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо-щи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио-нальных интересов школьников; привлекает учителей к под-готовке и проведению собраний с родителями.
Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру-ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче-ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно-стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре-зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци-ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите-лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле-ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус-тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле-мы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ-ции, является тем человеком, который непосредственно органи-зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.
Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические.
Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей. Сегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых двадцать, Кому удивительных двадцать пять. По-моему, это пустой разговор, Когда утверждают, что есть на свете Какой-то нелепый, извечный спор, В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали

Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».
Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.
Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.
Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.
И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса