Впр по биологии все варианты.

Всероссийская проверочная работа. Биология. 11 класс. Типовые задания. Мазяркина Т.В.

М.: 2018. - 128с. М.: 2018. - 96с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по биологии для учащихся 11 -х классов. Сборник предназначен для обучающихся 11 -х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по биологии.

Формат: pdf (2018 , 128с.) (2018г, 14 заданий)

Размер: 28 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2018 , 96с.) (2017г, 16 заданий)

Размер: 20 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 4
Введение 5
Примерный вариант проверочной работы с разбором заданий 6
Вариант 1 17
Вариант 2 27
Вариант 3 36
Вариант 4 45
Вариант 5 54
Вариант 6 63
Вариант 7 72
Вариант 8 81
Вариант 9 90
Вариант 10 99
Ответы и критерии оценивания 108

Проверочная работа включает в себя 14 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведенном для этого месте работы. В случае неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Предлагаемое пособие адресовано учителям, школьникам, родителям для подготовки к всероссийской проверочной работе по биологии, которая состоится в конце 2017-2018 учебного года.
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучивших курс биологии на базовом уровне.
Тексты заданий в вариантах всероссийской проверочной работы по биологии учитывают формулировки, принятые в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях. Задания всероссийской проверочной работы контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии и проверяют сформированность у выпускников практико-ориентированной биологической компетентности.
Вариант всероссийской проверочной работы состоит из четырнадцати заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения биологических объектов. При выполнении этих заданий обучающиеся могут показать сформированные умения анализа рисунка, применения теоретических биологических знаний при решении практических задач. Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагают выбор или создание верного суждения, исходя из самого задания. Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 показывают умение выпускника работать со схемами, графиками, таблицами. Задания 6, 8, 9, 10, 12 - это простейшие биологические задачи.

4 Изучите график, который отражает активность человека в зависимости от его хронотипа (по оси у отложена величина - уровень активности (в %), по оси х - время суток (ч)).
Существует теория хронотипов, ее суть в том, что человеку характерен определенный стереотип чередования активности и пассивности в течение суток, | и по этому стереотипу большинство людей могут быть отнесены к одному из нескольких «хронотипов». Выделяют два основных хронотипа- «жаворонки» и «совы». В какое время суток у «жаворонков» наступает один из пиков активности, тогда как у «сов», наоборот, снижение активности?
Ответ: в 9 часов.
В задании контролируется умение учащихся объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (в данном случае график), проводить анализ. Задание базового (уровня оценивается в 1 балл.

Готовимся к ВПР по биологии 11 класс Подготовила: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай - 2017

  • Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс биологии на базовом уровне.
  • Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии основного общего и среднего общего образования: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье».
  • В содержание проверки включены прикладные знания из области здорового образа жизни человека.

Трефилова Р.П.

Всероссийская проверочная работа

  • Приоритетным при конструировании ВПР является необходимость проверки у выпускников сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении элементарных биологических задач.
  • Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления ее различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

Трефилова Р.П.

Структура и содержание ВПР

  • Каждый вариант всероссийской проверочной работы состоит из 16 заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
  • Задания 1, 2, 4, 14, 16 содержат изображения, являющиеся основанием для поиска верного ответа или объяснения.
  • Задания 3, 5, 7, 12 требуют от учащихся умения работать со схемами, графиками, табличным материалом.
  • Задания 6, 8, 9, 10 предполагает выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания.
  • Задания 11, 13, 15 представляют собой элементарные биологические задачи.

Трефилова Р.П.

Контроль общеучебных умений и способов действий В проверочной работе у учащихся 11 –х классов контролируется сформированность различных общеучебных умений и способов действий:

  • использовать биологическую терминологию;
  • распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам;
  • объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить анализ, синтез; формулировать выводы;
  • решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Трефилова Р.П.

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество

Знать/понимать основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез

Знать/понимать строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура)

Знать/понимать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

Уметь объяснять и устанавливать взаимосвязи

Уметь решать элементарные биологические задачи

Уметь распознавать и описывать биологические объекты

Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах.

Уметь сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Трефилова Р.П.

Распределение заданий по уровню сложности

Трефилова Р.П.

Система оценивания

  • Правильно выполненная работа оценивается максимально в 30 баллов.
  • Правильный ответ на каждое из заданий 4, 5, 13 оценивается 1 баллом.
  • Полный правильный ответ на каждое из заданий 1–3, 7–12, 15, 16 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
  • Правильный ответ на задание 6 оценивается в 3 балла. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если в ответе допущено две ошибки – 1 балл; если допущено три или более ошибки – 0 баллов.

Трефилова Р.П.

Условия проведения

  • На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).
  • Ответы на задания всероссийской проверочной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.
  • При проведении ВПР по биологии используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).
  • При выполнении заданий можно использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Трефилова Р.П.

Задания ВПР 2017 года 1 задание - Биология как наука. Методы научного познания (Б, 2 балла)

  • Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов:
  • 1) класс Двудольные 2) империя Неклеточные 3) надцарство Прокариоты 4) царство Растения 5) подцарство Многоклеточные 6) отдел Цветковые

Запишите номера выбранных таксонов.

Трефилова Р.П.

Трефилова Р.П.

Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания (Б, 2 балла)

  • Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
  • Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих.
  • Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.
  • 1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.
  • 2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

Трефилова Р.П.

Задание 3. Вид / Экосистемы (Б, 2 балла)

  • 1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.
  • Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.
  • Пищевая цепь:

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

Трефилова Р.П.

Задание 4. Вид / Экосистемы (Б, 1 балл)

  • Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

Трефилова Р.П.

Задание 5. Организм / Вид (Б, 1 балл) 1. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси ускорость химической реакции (в усл. ед.)). 2. Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Трефилова Р.П.

Задание 6. Биология как наука. Методы научного познания (П, 3 балла)

  • Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы: 1) ДНК; 2) анатомия; 3) организменный

4) хлоропласт; 5) молекулярно-генетический; 6) цитология.

Трефилова Р.П.

Задание 7. Организм человека и его здоровье (Б, 2 балла)

  • Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.
  • 1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Трефилова Р.П.

Задание 8. Организм человека и его здоровье (Б, 2 балла)

  • Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109.
  • Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
  • Список ответов:
  • 1) нарушение углеводного обмена
  • 2) кислородная недостаточность
  • 3) анализ крови
  • 4) снижение иммунитета
  • 5) анализ кала

Трефилова Р.П.

Задание 9. Организм (Б, 2 балла)

  • Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
  • Список болезней человека:
  • 1) ветряная оспа, 2) синдром Дауна, 3) инфаркт миокарда,
  • 4) дизентерия, 5) малярия

Трефилова Р.П.

Задание 10. Организм (П, 2 балла)

  • В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.
  • В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.
  • Используя предложенную схему, определите:
  • данный признак доминантный или рецессивный;
  • данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Фрагмент родословного древа семьи

Трефилова Р.П.

Задание 11. Организм (Б, 2 балла)

  • Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца.
  • Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

Трефилова Р.П.

Задание 12. Организм (П, 2 балла)

  • В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0).
  • Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.
  • 1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

Трефилова Р.П.

Задание 12 (продолжение) 2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

Правила переливания крови

Трефилова Р.П.

Задание 12 (продолжение). * Примечание.

  • Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
  • Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

«Группы крови по системе АВ0»

Трефилова Р.П.

Задание 13. Клетка (Б, 1 балл)

  • В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
  • Пользуясь правилом Чаргаффа , описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Трефилова Р.П.

Задание 14. Клетка (Б, 2 балла)

  • Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?
  • Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Трефилова Р.П.

Задание 15. Клетка (Б, 2 балла)

  • Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
  • Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Трефилова Р.П.

Задание 16. Вид / Экосистемы (П, 2 балла)

  • На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн. лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.
  • Ответ: Эра: ___________________
  • Период: ___________________
  • Возможный предок:_________

Трефилова Р.П.

Ответы ВПР, 11 класс, 2017 г.

Трефилова Р.П.

Источники Автор шаблона: Тихонова Надежда Андреевна, учитель русского языка и литературы, г.Костанай http://www.lenagold.ru/fon/tkan/tkan/zel/zeltkan46.jpg http://bestfon.ucoz.ru/_ph/2/2/53061530.jpg http://www.fipi.ru/vpr ВПР по биологии, 11 класс, 2017 г. http://relasko.ru/_fr/201/s2166996.jpg эмблема впр

2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Российской Федерации

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые

ОТВЕТ

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство , которое называется Растения .

Растения делятся на два подцарства – высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным – отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная – растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные .

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1 , 4 ,6 .

Давайте, исключим остальные варианты ответов.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, т.к. они имеют клеточное строение, т.е. состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты – организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: 312 Ответ на 2 вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на 1 вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на 2 вопрос.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов:
кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

ОТВЕТ

1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

ОТВЕТ

Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

ОТВЕТ

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

ОТВЕТ

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

ОТВЕТ

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала

ОТВЕТ 34

Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

ОТВЕТ

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

ОТВЕТ

    рецессивный признак

2. признак не сцеплен с полом

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

ОТВЕТ

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

* Примечание.
Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: да
Ответ на 2 вопрос: нет
Ответ на 3 вопрос: в результате одновременного нахождения в кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

ОТВЕТ 40%

1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

ОТВЕТ

1. митохондрия

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

ОТВЕТ

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

ОТВЕТ

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

ВАРИАНТ 2

Перечень таксонов:
1) царство Растения
2) класс Папоротниковидные
3) класс Моховидные
4) отдел Папоротникообразные
5) отдел Голосеменные
6) подцарство Низшие растения

Запишите номера выбранных таксонов.

ОТВЕТ

На рисунках изображены растения (есть органы растений – листья, стебли); класс Па­по­рот­ни­ко­вид­ные отдел Па­по­рот­ни­ко­об­раз­ные – Папоротникообразные имеют корни и побеги (стебли с листьями), размножаются спорами.

Листья нарастают верхушкой (как побе­ги), молодые листья образуют на верхушке завитки - «улитки», которые защищают верхушечную меристему. Из-за этих особенностей, не свойственных листьям, их называ­ют вайями. На корневище образуются придаточные корни. На 2 рисунке – водный папоротник.

Ответ: 142.

2. Закон лимитирующего фактора гласит, что наиболее важным для выживания вида является тот фактор, который больше отклоняется от оптимальных для него значений. Факторы, которые сдерживают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называют лимитирующими (ограничивающими).

На рисунках изображены различные природные экосистемы. Расположите эти экосистемы в той последовательности, в которой значение лимитирующего фактора (недостаток тепла) снижается.

    Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены экосистемы.

2. Наглядной иллюстрацией закона лимитирующего фактора является бочка Либиха. Что на рисунке символизирует лимитирующий фактор?

ОТВЕТ

2.1: 231
2.2: ко­рот­кая доска сим­во­ли­зи­ру­ет ли­ми­ти­ру­ю­щий фак­тор; её длина опре­де­ля­ет уро­вень, до ко­то­ро­го бочку можно на­пол­нить, причём длина дру­гих досок уже не имеет зна­че­ния

2.1. На рисунках изображены природные зоны: 1 - степь; 2 - тундра; 3 - широколиственный лес.
По условию задания зна­че­ние ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра (не­до­ста­ток тепла) сни­жа­ет­ся , т.е. среднегодовая температура повышается: тундра→ широколиственный лес →степь

2.2. Существуют разные формулировки этого закона. Но суть закона минимума (или закона ограничивающего фактора) можно сформулировать так:
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Иными словами, если в организме какой-то из факторов существенно отклоняется от нормы, то именно этот фактор в данный момент времени является наиболее значимым, наиболее критическим для выживания организма.
Важно понимать, что для одного и того же организма в разное время такими критически важными (или по-другому лимитирующими) факторами могут совершенно разные факторы.
В этой полусломанной бочке – лимитирующим фактором является высота доски. Очевидно, что вода будет переливаться через самую маленькую доску в бочке. В этом случае нам уже будет не важной высота остальных досок – все равно бочку наполнить будет нельзя.
Наименьшая доска – это и есть тот самый фактор, который наиболее отклонился от нормального значения.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: ласка, листовой опад, крот, дождевой червь.

Пищевая цепь

2. «Правило 10%»: при переходе с одного трофического уровня на другой 90 % энергии рассеивается. Используя «Правило 10%», рассчитайте массу дождевых червей (в кг), необходимых для нормальной жизнедеятельности одной ласки массой 102 г, в цепи питания листовой опад → дождевые черви → крот → ласка

ОТВЕТ

1. листовой опад→дождевой червь→крот→ласка

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) - пищевые цепи, которые начинаются с детрита – отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами. Далее следуют консументы (вторчные потребители)

Количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу, в 10 раз меньшую. Это правило известно как правило Линдемана, или правило 10 процентов.

При расчете массы и энергии снизу вверх – убираем по одному нулю при переходе на каждый уровень, а если движемся сверху вниз – добавляем по одному нулю.

Собственно, цепь питания: листовой опад → дождевые черви → крот → ласка

Кротов 102 г *10 = 1020 г

Червей 1020 г * 10= 10200 г или 10 кг 200 г

4. Изучите рисунок. В результате какого процесса образовалось такое многообразие изображённых на рисунке живых организмов?

ОТВЕТ

искусственный отбор ИЛИ мутационная изменчивость ИЛИ наследственная изменчивость.

Мно­го­об­ра­зие пород голубей яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­тов ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра - это отбор про­из­во­ди­мый че­ло­ве­кам на ос­но­ве му­та­ци­он­ной (на­след­ствен­ной) из­мен­чи­во­сти.

Че­ло­век вел отбор в опре­де­лен­ном на­прав­ле­нии: величине зоба, надклювье, хвост.

5. Изучите график, который отражает выживаемость вида в зависимости от температуры.

Определите, какое количество (в %) особей будет выживать в диапазоне температур от 15 до 25 °C.

ОТВЕТ 75-100%.

Метод биологии

Описание метода

Пример

Наблюдение

Возможность не учитывать ряд
несущественных свойств
и признаков; выделение
важных свойств и признаков

Центрифугирование,
хроматография

Пропущенные элементы:
1) абстрагирование
2) открытие новых видов
3) эволюционные процессы
4) использование специальных приборов
5) инструментальный
6) сбор фактов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ОТВЕТ

1. Жиры - необходимая часть рациона человека.

Сергею 12 лет (вес 36 кг). Зимой на каникулах он посещал г. Кисловодск. После длительной прогулки по Курортному парку он обедал в кафе. В заказ входили следующие блюда: сложный горячий бутерброд со свининой, салат овощной, мороженое с шоколадным наполнителем, вафельный рожок и «Кока-кола». Используя данные таблиц 1 и 2, определите количество жиров, поступивших с пищей во время обеда, и их отношение к суточной норме.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Энергетическая
потребность, ккал

Белки, г/кг

Жиры, г/кг

Углеводы, г

16 и старше

Таблица энергетической и пищевой ценности готовых блюд

Блюда и напитки

Энергетическая
ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд
со свининой (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, свинина)

Сложный горячий бутерброд
с ветчиной (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, ветчина)

Сложный горячий бутерброд
с курицей (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, курица)

Омлет с ветчиной

Салат овощной (свежие помидоры,
огурцы, перец)

Салат Цезарь (курица, салат,
майонез, гренки)

Картофель по-деревенски

Маленькая порция картофеля
фри

Стандартная порция картофеля
фри

Мороженное с шоколадным
наполнителем

Вафельный рожок

«Кока-кола»

Апельсиновый сок

Чай без сахара

Чай с сахаром (две чайные ложки)

2. Жиры - необходимая часть рациона человека.

Почему врачи-диетологи для похудения советуют уменьшить в рационе количество жиров, а не полностью от них отказаться?

ОТВЕТ

1. Количество жиров в обеде = 33 + 0 + 11 + 4 + 0 = 48 г; отношение поступивших с пищей жиров к суточной норме = 48: 61,2 (суточная потребность в жирах - 36 кг x 1,7) 0,78 (или 78%)

2. Полностью исключать жиры из рациона нельзя, так как жиры являются компонентами структур клетки (мембран) и входят в состав гормонов, способствуют усвоению некоторых витаминов.

8. На приёме у терапевта пациент жалуется на повышенную возбудимость, учащённый пульс, пучеглазие, дрожание рук, потливость, снижение массы тела при хорошем аппетите, перепады настроения. Какой диагноз поставит врач? К какому специалисту отправит пациента для уточнения диагноза? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) бронзовая болезнь
2) базедова болезнь
3) нарушение белкового обмена
4) невролог
5) эндокринолог

ОТВЕТ

Базедова болезнь, иначе называемая болезнью Грейвса (медицинское название – диффузный токсический зоб) представляет собой заболевание, связанное с отклонением работы щитовидной железы (ее увеличение в размере и чрезмерная выработка гормонов).

Начинается Базедова болезнь для обычного человека практически незаметно. Ее первыми признаками могут быть: повышенная потливость, частое дрожание верхних конечностей, бессонница, перепады в настроении. Кожа больного с течением времени становится более смуглой, в районе его нижних конечностей можно заметить небольшие постоянные отеки.

Эндокринолог - врач этой специализации следит за состоянием эндокринной системы организма. Эндокринолог занимается диагностированием и лечением, а также предотвращением проблем гормональной регуляции в нашем организме.

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) гепатит
2) туберкулёз
3) ангина
4) сколиоз
5) грипп

ОТВЕТ

10. Изучите фрагмент родословной.

Установите характер наследования признака, выделенного на схеме чёрным цветом.

1) Данный признак доминантный или рецессивный?

2) Данный признак сцеплен или не сцеплен с полом?

ОТВЕТ

1. Признак является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении.

2. С оди­на­ко­вой ве­ро­ят­но­стью встре­ча­ет­ся и у муж­чин и у жен­щин - не сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой.

11. У родителей карие глаза. Их дочь имеет голубые глаза. Определите генотипы членов семьи по признаку «карие/голубые глаза». Ответы занесите в таблицу.

ОТВЕТ мать - Аа, отец - Аа, ребёнок - аа.

12. У матери четвёртая (AB) группа крови, у отца - первая (00). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Кровь какой группы имеет их дочь?
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли отец быть донором крови для своей дочери.

3. Используя данные таблицы «Классификация крови по группам», объясните своё решение.

* Примечание.

Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

ОТВЕТ

Элементы ответа:

12.1. Ответ: II (A) или III (B)

Воспользуемся таблицей. Находим столбец с группой крови отца I (0), ищем строку – IV (AB)группу крови у матери. На пересечении находим группу крови возможных детей –II (A), III (B)

12.2. Ответ: да.

Воспользуемся схемой “переливание крови”. МОЖЕТ, НО – при переливании больших количеств крови следует использовать только одногруппную кровь.

12.3. Ответ: человек с первой группой крови (отец) является «универсальным донором», → его кровь можно переливать в кровь любой группы.

13. При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК речного рака было установлено, что в пробе доля нуклеотидов с гуанином составляет 18%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + T = A + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с тимином.

ОТВЕТ

По пра­ви­лу ком­пле­мен­тар­но­сти ко­ли­че­ство гу­а­ни­на равно ко­ли­че­ству ци­то­зи­на; количество нуклеотидов с тимином равно количеству нуклеодидов с аденином.

18% цитозина = 18% гуанина по пра­ви­лу ком­пле­мен­тар­но­сти,
64% на тимин и аденин, а так как их рав­ное ко­ли­че­ство, то
32% аденина = 32% тимина.

Про­цент нук­лео­ти­дов с ти­ми­ном 100% – (18% Ц + 18% Г) = 64%:2=32

1. Рассмотрите изображение органоида. Как он называется?

2. Рассмотрите изображение органоида. Какие процессы обеспечивает изображённый органоид?

ОТВЕТ

1. На рисунке Аппарат Гольджи. Он представляет собой стопку дискообразных мембранных мешочков (цистерн), система трубочек и на концах пузырьки (образуются лизосомы)

2. Накопление и химическая модификация (процессинг) веществ, которые синтезируются в каналах ЭПС (эндоплазматической сети) в неактивной форме; транспорт модифицированных химических веществ; образование лизосом.

15. Генетический код - способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов. Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты метионин (MET) объясните такое свойство генетического кода, как однозначность (специфичность).

Генетический код

Первое
основание

Второе основание

Третье
основание

Фен
Фен
Лей
Лей

Сер
Сер
Сер
Сер

Тир
Тир
-
-

Цис
Цис
-
Три

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Лей
Лей
Лей
Лей

Про
Про
Про
Про

Гис
Гис
Глн
Глн

Арг
Арг
Арг
Арг

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Иле
Иле
Иле
Мет

Тре
Тре
Тре
Тре

Асн
Асн
Лиз
Лиз

Сер
Сер
Арг
Арг

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Вал
Вал
Вал
Вал

Ала
Ала
Ала
Ала

Асп
Асп
Глу
Глу

Гли
Гли
Гли
Гли

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

ОТВЕТ

Однозначность – один триплет не может кодировать более одной аминокислоты.

Аминокислота метионин (МЕТ) кодируется только одним триплетом. По иРНК АУГ; по ДНК ТАЦ

16. На рисунке изображены псилофиты - вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст
в млн лет

Период

Растительный мир

Мезозойская, 240

Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные

Триас

Палеозойская, 570

Пермь

Карбон

Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают

Девон

Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений - плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов

Силур

Господство водорослей; выход растений на сушу - появление риниофитов (псилофитов)

Ордовик

Расцвет водорослей

Кембрий

Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм

Протерозойская, 2600

Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

ОТВЕТ

Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты

Ответ: Эра: па­лео­зой­ская

Период: Силур

Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.

ВАРИАНТ 3

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:

1) царство Животные
2) класс Ресничные черви
3) класс Сосальщики
4) тип Плоские черви
5) тип Кольчатые черви
6) тип Нематоды

Запишите номера выбранных таксонов.

2. Правило Бергмана гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в областях с преобладающими низкими температурами, имеют, как правило, более крупные размеры тела по сравнению с обитателями более теплых зон и областей.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Бергмана.

3.1. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи питания заливного луга. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: дождевой червь, сокол, уж, землеройка, перегной.

Пищевая цепь

_________ → _________ → _________ → _________ → _________

3.2. Правило гласит: «не более 10 % энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии, которая переходит на уровень консументов I порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 200 кДж.

4. Изучите рисунок. Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок?

5. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий и ответьте на следующий вопрос: как изменится скорость размножения бактерий в пределах температуры от 24°С до 34°С?

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов : для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) биосинтез белка;
2) экология;
3) организменный;
4) пищевые цепи;
5) проведение нервного импульса;
6) цитология;

7.1. Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы, при расчетах используйте максимальный показатель данных (например, 2-8 – используем 8).

Достаточно ли выпить 250 мл цитрусового микса, состоящего из апельсинового (100мл), лимонного (50 мл) и мандаринового сока (100мл), чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине А?

7.2. Аня, 14 лет, вес 55 кг, вегетарианка. Почему Юлии необходимо обращать особое внимание на содержание белков в заказываемых блюдах?

8. При прохождении обследования у Анастасии (19 лет) был установлен уровень сахара 12 ммоль/л при норме 3,2-5,5 ммоль/л. Какой анализ сдавала Анастасия? Какой диагноз предположительно поставит врач на основе полученных результатов? Выберите ответ из списка и запишите в таблицу номер ответа.

1) анализ крови
2) анализ мочи
3) нарушение углеводного обмена
4) воспалительный процесс
5) аллергическая реакция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

9. Определите, какие органы из приведённых в списке, получили свое развитие из каких зародышевых листков. Запишите номер органа в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список органов человека:

1) ногти
2) бицепс
3) лёгкие
4) бедренная кость
5) головной мозг

10.1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

10.2. Изучите схему скрещивания кур.

Установите характер наследования чёрной окраски оперения у кур.

Данный признак наследуется по принципу полного или неполного доминирования?

11. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а). Жена страдает глаукомой, а муж гетерозиготен по данному признаку. Определите генотипы родителей и вероятность рождения здорового ребёнка. Ответы занесите в таблицу.

Вероятность ррождения
здорового ребенка, %

12. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Р 1 , родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена -IV группа крови, муж - I, ребенок - I группа крови. Проанализируйте данные и ответьте на вопросы.

1. Какое заключение должен дать эксперт?
2. Какая группа крови может быть у ребенка данных родителей?

3. Объясните решение эксперта.

13. Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 600 нуклеотидов? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.

14.1. Рассмотрите рисунок части растения, какая структура изображена на рисунке. Как она называется?

14.2. Какую функцию выполняет данная структура?

15. Генетический код - способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов.

На примере аминокислоты глутамин (ГЛН) поясните, какими триплетами может быть закодирована данная аминокислота на информационной РНК (иРНК), укажите все возможные комбинации триплетов. Поясните такое свойство генетического кода, как вырожденность, или избыточность.

16. На рисунке изображен белемнит – вымершее животное, обитавшее 440-410 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ – на уровне рода)

Геохронологическая таблица

ОТВЕТЫ:

    213; Теплопродукция (выделение тепла клетками организма) пропорциональна объему тела. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. С увеличением объема площадь поверхности растет относительно медленно, что позволяет увеличить «отношение теплопродукция / теплоотдача» и таким образом компенсировать потери тепла с поверхности тела в холодном климате.

    1. перегной→дождевой червь→землеройка→уж→сокол; 2. 20

    Повышается

    А - 2, Б - 4, В - 3, Г - 5, Д - 6, Е - 1.

    1. Нет; 2. Белок - это основной строительный материал для тела, а при вегетарианстве может не хватать белков в пище.

    Эктодерма - 15, энтодерма - 3, мезодерма - 24.

При­знак ре­цес­сив­ный, т.к. наблюдается “проскок” через поколение.

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать - аа, отец - АА или Аа;

Ге­но­ти­пы детей: сын и дочь ге­те­ро­зи­го­ты - Аа

2. Неполное доминирование

    Мать - aa, отец - Aa, вероятность - 50.

    1. Воспользуемся таблицей. Находим столбец с группой крови отца II (A), ищем строку – 2 группу крови у матери. На пересечении находим группу крови возможных детей – два ответа II (A) и I (0) .

3. При переливании больших количеств крови следует использовать только одногруппную кровь. С кровью донора в кровь детям поступает большое количество агглютининов, которые могут вызвать гемолиз собственных эритроцитов реципиента.В результате склеивания эритроцитов антигена А (отца) и антител плазмы α (у детей), дети могут погибнуть.

    1. Побег, ИЛИ стебель с листьями и почками;

2. На рисунке изображены хромосомы. Плотные продолговатые или нитевидные образования, которые можно рассмотреть только при делении клетки. Содержат ДНК – носитель наследственной информации, которая передается от поколения к поколению.

Функция хромосом – хранение наследственной информации, ИЛИ регуляция всех процессов жизнедеятельности.

    1) кодирование аминокислоты глутамин (ГЛН) может произойти с помощью одного из следующих триплетов: ЦАА, ЦАГ;

2) вырожденность, или избыточность,- одну аминокислоту может кодировать несколько триплетов.

    В силурийском периоде (440-410 миллионов лет назад) в морях впервые появляются крупные животные, до этого их размеры не превышали нескольких сантиметров. Крупнейшими морскими животными силура были головоногие моллюски с наружной раковиной размером в телеграфный столб, ее длина иногда достигала 4-5 метров.

Белемниты очень похожи на современных кальмаров и подобно им были хорошими пловцами. На голове у них располагались большие глаза и десять рук с присосками - две длинные и восемь более коротких. Как и некоторые кальмары, белемниты имели раковину внутри тела - эти раковины часто встречаются в мезозойских отложениях и называются «чертовыми пальцами». По форме и размерам они действительно похожи на остроконечные пальцы. Большинство ученых считают, что раковина была известковой, как раковины других моллюсков, но некоторые думают, что у живых белемнитов раковина была мягкой, хрящевой и окаменела после смерти. Аммониты и белемниты полностью вымерли в конце мезозойской эры.

ЭРА: Палеозой

Период: Силурский

Возможный «родственник»: кальмар

ВПР по биологии для 5 класса насчитывает 8 заданий. На их выполнение отведено 45 минут. Все задания относятся к базовому уровню сложности, однако в номерах 1 и 8, состоящих из нескольких частей, некоторые вопросы – повышенного уровня сложности.

Система оценок

Максимальный балл за всю работу – 21. Ниже представлена шкала перевода баллов в оценки:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание ВПР по биологии, за которое можно набрать сразу 5 баллов, связано с приведенным изображением – например, с таким:

В первой части задания нужно с помощью стрелок указать на рисунке требуемые 4 части и подписать их – для растений это могут быть части дерева или ветки, для животных и насекомых – части тела.

Если все части природного объекта подписаны верно, ученик получает 2 балла, при наличии 1-2 ошибок – 1 балл, и при наличии 3 и более ошибок – 0 баллов.

Во второй части нужно дать ответ на вопрос, связанный с функциями какой-либо определенной части изображенного на рисунке природного объекта – к примеру, указать орган, в котором происходит фотосинтез.

За верный ответ ученик получает 1 балл.

В третьей части задания дается перечень из четырех органов природного объекта – для приведенного выше изображения он будет следующим: Корень, цветок, семя, плод. Все указанные органы, кроме одного, выполняют одну и ту же функцию; нужно найти «лишний» и обосновать свой выбор – то есть сказать, какую функцию он выполняет.

Если ученик верно указал «лишнюю» часть и грамотно обосновал свой выбор – он получает 2 балла. Если же часть растения указана верно, но объяснение отсутствует – 1 балл, и во всех остальных случаях – 0 баллов.

Задание 2

Во втором задании ВПР по биологии проверяется то, как пятиклассники знают биологические понятия, и какие представления о происходящих в природе процессах у них сложились. В условии дается описание какого-либо процесса, а ученик должен выбрать его название из четырех предложенных терминах. Описание, относящееся к приведенному нами рисунку, выглядит так:

Проросток липы в темном помещении сначала становится светлее, а затем может погибнуть. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который происходит только при наличии достаточного освещения: Дыхание, размножение, фотосинтез, рост, плодоношение.

Правильный ответ на задание оценивается в 1 балл.

Задание 3

Данное задание направлено на проверку умения учеников заниматься классификацией – отбирать основания и критерии для осуществления квалификации, то есть различать природные объекты, выявлять их различия на основании внешнего вида и предложенных схем. В условии дается изображение объекта, требующего классификации – например, листа растения или собаки определенной породы. Нужно заполнить таблицу из трех столбцов – описание предмета из трех критериев. Далее следуют схемы различия критериев. В критерии А нужно определить, к примеру, окрас или тип листа, в критерии Б – жилкование листа или форму головы животного, в критерии В – форму листа или ушей животного. Под каждым критерием предложено 2-4 варианта классификации под цифрами – выбранные цифры нужно проставить в таблицу.

Если ответ верный, ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, при наличии двух и более неверных ответов – 0 баллов.

Задание 4

В четвертом задании проверяется, как ученик умеет раскрывать роль различных природных организмов в жизни людей. В условии описывается их применение в жизни и приводятся два иллюстрирующих их изображения – к примеру, из сосны изготавливают стройматериалы, а также используют ее в качестве ингредиента для лекарства. Необходимо под каждым изображением написать, какие органы растения используются в первом и во втором случае. Верный ответ на это задание приносит пятикласснику 1 балл.

Задание 5

В этом задании ученик демонстрирует умение выделять важные признаки объектов биологии – различных организмов животных и растений, клеток, а также – характерные для них процессы. Условие задания связано с рассматриванием какого-либо рисунка или предмета под микроскопом (иногда задание связано не с биологическими организмами, а с частями этого увеличительного прибора). Чаще всего нужно написать название той части изображения, которая отмечена стрелкой, либо ответить на связанный с ним вопрос – к примеру, для рисунков, отображающих процесс роста растительной клетки, нужно сказать, какая часть клетки не увеличивается по мере ее роста. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 6

В шестом задании ВПР по биологии ученику предлагается текст, три слова в котором пропущены; после текста идет список из 6 слов – нужно выбрать нужные слова и вставить их на места пропусков. Текст может выглядеть так:

Тело членистоногих состоит из ______(А). У представителей этого типа выделяют отделы: головогрудь и брюшко или голову, ______(Б) и брюшко. На брюшной стороне тела находятся членистые конечности. Количество конечностей у разных представителей членистоногих может различаться. У большинства ______(В) на спинной стороне тела расположены крылья.

Список слов:

  1. элемент
  2. насекомые
  3. пауки
  4. сегмент
  5. туловище
  6. грудь

Ответы заносятся в специальную таблицу. Если все три слова выбраны верно – ответ оценивается в 2 балла, при наличии 1 ошибки – в 1 балл, при наличии 2 и более ошибок – в 0 баллов.

Задание 7

За данное задание можно максимально набрать 6 баллов. Оно состоит из трех частей, связанных с таблицей, приведенной в начале задания – она может выглядеть так:

Состав и калорийность плодов некоторых растений

В первой части нужно ответить на три вопроса по содержанию таблицы – к примеру, в плодах какого растения больше всего углеводов, или плоды каких растений характеризуются одинаковой калорийностью. Если на все вопросы даны верные ответы – ставят 2 балла, если верны только два ответа – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Во второй части приводятся фотографии растений, указанных в таблице. Задача ученика состоит в том, чтобы сделать подписи к фотографиям. Если это сделано безошибочно, он получает 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, двух и более ошибок – 0.

В третьей части даны три фотографии различных изделий – продуктов питания, лекарств, текстиля, предметов мебели и т.д. – сделанных с использованием частей указанных в таблице растений. Под каждым фото нужно написать, части какого растения в нем использовались. При отсутствии ошибок ответ оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – в 1, с двумя и более – в 0.

Задание 8

В этом задании ученику нужно ознакомиться с приведенным текстом небольшого объема (5-7 предложений). Пример текста:

(1)Слизень – это маленькая улитка, которая, как и большинство улиток, питается листьями, оставляя после себя характерные отверстия в листовой пластинке. (2)Слизня чаще всего можно встретить на оборотной стороне листьев огородных растений. (3)Особенно слизни любят листья капусты и картофеля, поэтому считаются вредителями овощных культур. (4)Главным отличием слизней от других улиток является почти полное отсутствие раковины. (5)Передвигаясь по стеблю или листу, слизень оставляет за собой влажный след. (6)Главным врагом слизней является почвенный жук жужелица, поэтому чем чаще жужелицы встречаются на грядках, тем реже можно встретить слизня.

В первой части нужно ответить на вопрос по содержанию и структуре текста – указать, в каких его предложениях сообщаются вещи, на основе которых можно сделать определенный вывод. Для указанного выше текста он выглядит так:

В каких предложениях текста описываются особенности, на основе которых можно сделать вывод о том, что слизня можно встретить на огороде?

Если все номера предложений указаны верно, ученик получает 2 балла, при одной ошибке – 1 балл, при двух и более – 0 баллов.

Во второй части нужно описать какой-либо живой организм по плану – то есть привести ответы на три вопроса.

Первый вопрос связан с текстом – ведь описывается не тот биологический объект, речь о котором шла в тексте. К примеру, вышеприведенный текст о слизне, а описывать нужно виноградную улитку. В этом вопросе нужно просто выбрать один из вариантов ответа и записать его; чаще всего спрашивают, крупнее этот организм того, о котором говорилось в тексте, или мельче.

Следующие два вопроса не связаны с текстом. В первом нужно написать о внешних признаках – к примеру, указать покров тела, наличие или отсутствие раковины, окрас оперения. В третьем спрашивают про рацион – чем питается то животное, речь о котором идет в задании.

Если на все три вопроса даны верные ответы – ученик получает 2 балла за вторую часть восьмого задания. Если верный ответ дан лишь на два вопроса – 1 балл, а если на 1 или ответ неверен – 0 баллов.

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха!

Рассмотрите изображение и выполните задания 1-5

    1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод вишни.

    1. В каком из этих органов в течение всего лета происходит дыхание?

    1. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию вегетативного размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, стебель, лист.

Ответ: ________________________________________________________________

    У вишни в середине лета появляются сочные плоды с одним крупным семенем. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

Ответ: ______________________________

Начало формы

3. Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа

1) перисто-лопастная

2) перисто-раздельная

3) перисто-рассечённая

4) цельная



Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

1) яйцевидный

2) овальный

3) обратно-яйцевидный

4) ланцетный

5) продолговатый

6) обратно-ланцетный

Д. Край листа

1) цельнокрайный

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко-пильчатый

5) лопастной

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

А

Конец формы

4.Садовая вишня богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), добавляют в маринад (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

А. __________________________________ Б. __________________________________

5. Ученик рассматривал под микроскопом лист вишни и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил под цифрой 3?

Ответ: ______________________________

6. Почему в пробирке с семенами гаснет лучинка? Объясните данный процесс.

Ответ:_______________________________________________________________________________

7. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

Вид

Площадь поверхности листа, см 2

Число устьиц в 1 см 2

верхняя сторона листа

нижняя сторона листа

Капуста

1503

14 100

22 600

Фасоль

4 000

28 100

Яблоня

29 400

Картофель

5 100

16 100

Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

Ответ: _______________________________

Какие растения имеют количество пластинок с нижней стороны листа более 20 000?

Ответ:________________________________

Какое растение испаряет больше всего воды?

Ответ: ________________________________

7.2 Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения

Б__________________________

Г________________________________

7.3 . Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.

А____________________

Б____________________

В_____________________

8. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Ласка – хищное животное, размером 16-18 см, имеет тонкое, гибкое и чрезвычайно сильное тело. (2) Ареал распространения занимает практически всю территорию нашей страны, за исключением некоторых островов в северных морях. (3) Зимний мех чисто белый, низкий, но густой и шелковистый. Летом верх тела зверька окрашен в бурый цвет, а низ в белый, мех короткий, редкий и грубый. (4) Сроки спаривания и протекания изменчивы и непостоянны, зависят, прежде всего, от погодных условий и обилия корма. (5) Количество молодняка в выводке зависит от численности мышевидных грызунов, чаще всего их бывает от 4 до 7. (6) Основу питания зверька составляют мелкие грызуны – мыши и полевки.

8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ласку относят к группе хищных животных? Запишите номера выбранных предложений.

Ответ: ______________________________

8.2. Сделайте описание зайца русака по следующему плану

А) В сравнении с лаской: крупнее/мельче

Ответ: ______________________________

Б) Покров тела:

Ответ: ______________________________

В) Чем заяц питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Ответ: ______________________________