Дополнительный материал

Дословно понятие «гуманитарий» означает "человечный, великодушный, вольный". Этим словом называют области деятельности и науки, связанные с искусством, философией, психологией, с изучением человеческого сознания, культурных и социальных процессов.

Эрудированный творец, образованный естествоиспытатель

Гуманитарий - кто это? «Внутренним ядром» понятия, скрытым от глаз обычных людей, можно назвать ученых, связанных с социальным и культурным изучением общества, преподавателей некоторых дисциплин. К толще общей гуманитарной культуры можно отнести писателей и искусствоведов, журналистов-аналитиков и представителей арт-, кино, театральной критики.

Гуманитарии - это интеллектуалы, создающие и формирующие стиль общественного мышления. «Науками о духе» можно назвать специализированные эмпирические области знания, изучающие, исследующие культурные, исторические, психические и социальные феномены. Химик и биолог, археолог и медик, артист и философ, лингвист и экономист - это гуманитарий, то есть представитель профессии, не связанной со сложными математическими вычислениями и логическими размышлениями.

Что отличает гуманитария от технаря?


Гуманитарий - что это такое? Принято считать, что люди, увлеченные искусством, историей и литературой, любящие говорить и выступать перед публикой, легко усваивающие иностранные языки, имеют гуманитарный склад ума и обладают высокой чувствительностью. Ко всему сказанному, считается, что у них совершенно отсутствуют способности к математическим наукам, зато развито воображение и романтическое восприятие действительности.

Людей с так называемым техническим складом ума принято считать более активными, энергичными и приземленными. Они целеустремленны, настойчивы и более уверены в себе. Их стилю мышления приписывают более высокую скорость, четкость и последовательность. Людям с таким аналитическим и логическим мышлением ближе области жизни, связанные с математикой, информатикой и физикой.

Как отличить одних от других?

Можно использовать разные критерии для того, чтобы отличить два этих типа людей:

  • цветовые предпочтения;
  • отличия в стиле одежды;
  • способы запоминания новой информации;
  • поведение в обществе и в семье, ценности;
  • способы передачи знаний и информации.

Целями людей с техническим являются поиски алгоритмов, всеобъединяющих формул и оптимизация процессов. Гуманитарии - это те, кто стремится получить расширенные знания о предмете изучения. Первые умеют упрощать и конкретизировать информацию, выстраивать логические цепочки. Вторые используют красочные и обширные аналогии, применяя свойства памяти.

Кому нужны эти общественные науки?

К сожалению, та деятельность, которой занимаются ученые-гуманитарии - это мало востребованный обществом, редко понимаемый тип знаний. Основная масса людей, вовлеченная в круговорот повседневной обыденности, относится к философским и социально-гуманитарным знаниям как к роскоши и прихоти. Обычным людям вполне хватает сведений о том, что «плохо» или «хорошо», кто такой «дурак», а кто такой «умный», так или по-другому необходимо вести себя в определенных ситуациях.

Представители современного общества научились управлять явлениями материального мира. Человека восхищают утилитарные, конкретные результаты и технологические возможности использования законов природы для удовлетворения своих потребностей. В техногенном обществе востребовано умение решать конкретные практические задачи, выдавать алгоритмы и схемы для этого, а не способность размышлять, задавая вопросы.

Кто умнее: технарь или гуманитарий?

Необоснованные утверждения некоторых о том, что умственные способности технарей и математиков выше, чем у представителей сильно преувеличены. На самом деле любой гуманитарий легко может освоить любую техническую профессию благодаря своей хорошей памяти. Технарь вряд ли справится с таким процессом, хотя бывают и исключения из правила.

Если спросить человека: «Вы гуманитарий. Что это значит?», он может начать долгие и красивые рассуждения о высоком значении его профессии в развитии мировой науки. Получить конкретный ответ будет довольно сложно. В изучении дисциплин, далеких от точных вычислений, отсутствует ярко выраженная последовательность получения навыков. От осознания кропотливости и скучности мелкой работы для получения незначительного результата готовность выполнять эту работу у гуманитария быстро пропадает.

Почему западные компании ищут гуманитариев?

Современная наука помогает человеку удовлетворять насущные потребности. Технократические стремления общества выделили такие профессии, как нефтяники и геологи, экспериментаторы и физики, космонавты и создатели летательных аппаратов. Однако в последнее время крупнейшим компаниям нужны таланты.

Гуманитарии - это специалисты, которые в наши дни занимаются постижением и технических специальностей. Разносторонне образованные сотрудники с гибким мышлением и творческими идеями востребованы даже в различных финансовых организациях. Это происходит потому, что студентам многих гуманитарных факультетов присущи такие навыки, как более острый критический взгляд на действительность, они лучше владеют техниками решения конфликтов, чем многие специалисты-технари.

Искусство думать

В одних профессиях важно иметь хорошую память и способности анализировать (историк, юрист), в других имеет значение развитое воображение и (педагог, журналист). В некоторых профессиях даже при блестящем развитии способностей необходимы определенные качества характера (философ, логопед, психолог, искусствовед). Однозначного ответа на вопрос: «Гуманитарий - что это такое?» - не существует. Во многих областях нужны смешанные способности. К ним можно отнести следующие специальности:

  • социология и лингвистика;
  • преподавание технических дисциплин;
  • экономические специальности;
  • сфера управления.

Специалисты перечисленных профессий должны обладать и хорошей памятью, и умением аналитически мыслить, и делать математические вычисления, и владеть элементами ораторского мастерства, и уметь грамотно разрешать конфликтные ситуации. Математик, изучивший менеджмент, или финансист, практикующий психологию, ответят на утверждение: «Вы гуманитарий», что это действительно так и есть. Искусство думать приветствуется в любой области жизнедеятельности человека, в любой профессии. Невозможно представить себе как и лингвистику, без гуманитарных и математических знаний. Политология невозможна без математической обработки данных.

В средневековые времена и арифметика входила в число свободных искусств, которыми назывались Разве сейчас кто-нибудь будет спорить, что все изменилось!

1. Основной вопрос философии

Философское мировоззрение предполагает постановку основного вопроса философии. В марксистской философии четкая постановка основного вопроса представлена Ф. Энгельсом в его известной работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», где жестко противопоставляются друг другу мышление и бытие, сознание и материя. При этом в структуре основного вопроса философии выделяют две стороны. Вопрос о том, что является первичным, дух или природа, оставляет онтологическую сторону основного вопроса философии. Вопрос о познаваемости мира представляет гносеологическую сторону. Таким образом, основной вопрос философии выполняет двоякую критериальную функцию: выявляет конечное основание для разграничения материализма и идеализма и позволяет отличать философские науки и от прочих наук. Важно отметить, что структура основного вопроса философии отражает структуру самой философии, а философия предстает как развернутая теория своего вопроса. Иными словами, когда мы рассматриваем основной вопрос философии в аспекте ее бытийности, т.е. задаемся проблемой: что есть бытие, что есть мышление, мы получаем веер различных вариантов ответов. С течением времени они обрастают собственной аргументацией, методологическими принципами и превращаются в философские направления.

Каждый значительный философ является творцом оригинальных натурфилософских и познавательных идей. И заметить неоднозначность и глубинность философского содержания с позиции современной культурыважная задача современной философии. Основной вопрос философии, таким образом, позволяет выстроить коллективный «портрет» философа той или иной эпохи (см. схему 1)

Основной вопрос философии (ОВФ)

На схеме представлен великий основной вопрос философии (отношение мышления к бытию), который определяет структуру философского знания: онтология (первая сторона ОВФ), гносеология (вторая сторона ОВФ), диалектика (синтез онтологии и гносеологии). Решение «обеих» сторон далеко не всегда контролируемо. И исторически, и логически гносеологический вопрос является первым ОВФ, ибо если мир не познаваем, теряет смысл все другие основные вопросы.

Основной вопрос философии дает возможность выявить две основные функции: мировоззренческую и методологическую.

Мировоззренческая функция философии связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убеждений и идеалов, идей.

Методологическая функция философии проявляется в обеспечении научного и социального познания социально выверенными и апробированными правилами, нормами и методами действия. Это совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту, сформулированных на основе законов действительности. Методология понимается как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.

Таким образом, проблематика основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию помогает четко представить специфику философских дисциплин и своеобразие философских направлений.

2. Основные концепции пространства – времени

В истории философии и науки сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная.

Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилище движения атомов. Время с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий.

Противоположное Демокриту понимание пространства (реляционное) было сформулировано Аристотелем. Он отрицает существование пустоты как таковой. Пространство неоднородно и конечно – это система естественных мест, занимаемых материальными телами.

Эти две тенденции в истолковании пространства и времени: либо как самостоятельных, объективных и не зависимых от вещественного наполнения начал бытия, либо как неотъемлемых внутренних аспектов движущейся материи – получили развитие в дальнейшем.

Споры между субстанционалистами и релятивистами, касающиеся природы времени, не окончены. И только будущее развитие науки и технологии покажет всю ценность и конструктивность обеих концепций, выводя человеческую мысль на осознание абсолютных и относительных характеристик пространства и времени, увязывая их с особенностью восприятия человеческим организмом.

3. Проблема сознания в различных философских направлениях

В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях. Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление.

Вся история человечества - история поиска тайн сознания. Стремление понять каким способом человек выделился в мире природы как нечто отличное от нее, но, тем не менее, воспринимает природу как целое частичкой которого является он сам. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук. Поэтому до сих пор не удается с общесистемных и эволюционно-универсальных позиций дать определение сознания и синтезировать различные философские стратегии исследования сознания.

В освоении феномена человеческого сознания можно выделить два основных этапа:

1. Классический этап связан с работами Декарта, Лейбница, Канта, Ю Гегеля, Маркса и направлен на выявление природы, структуры и функции сознательного и самосознательного человеческой деятельности.

2. Неклассический и постклассический этапы связан с анализом и осмыслением бессознательного, как фундамента сознательной деятельности человека (З. Фрейд, К. Юнг, русская и советская космическая гносеологическая школа).

4. Проблема критериев истины

Главная цель познания – достижение научной истины. Истина – это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир?

Так как процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины. Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Идеалисты – сторонники рационализма – в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума.

Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм). Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

Субъективные идеалисты – сторонники сенсуализма – усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными.

И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд.

Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знания, то есть речь идет об относительном характере истины. Относительная истина – это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где; абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе).

5. Человек в информационном обществе

Индустриальное общество пронизывает глубокое противоречие между человеком и техникой. Технология настолько овладевает обществом, настолько расширяется и углубляется, что начинает тяготиться человеком. Она буквально выталкивает его из своих недр. Он оказывается несовместимым с современными технологиями и как агент технологического процесса тормозит использование фундаментальных закономерностей в производстве.

Со своей стороны и человек возмущен технологическими порядками, технологической дисциплиной и своей ролью агента технологического процесса. Технология разрушает его наследственность, угрожает его психике и здоровью.

К глубокому противоречию между человеком и техникой добавляется экологический кризис, который грозит полным разрушением природной основы социума. Социально-технологический фактор как дамоклов меч угрожающе завис над хрупкой биологической организацией человека.

Выражением глубокого противоречия между человеком и техникой и углубляющегося экологического кризиса становится эрозия ценностей индустриального общества, в том числе и классической рациональности. Такая ценность как достижение высокого уровня жизни и потребления перестает в полной мере удовлетворять людей. Она покупается слишком дорогой ценой, разрушением природной среды и не делает человека более счастливым, а его жизнь – более безопасной, одухотворенной и полной. И понимание рациональности как единственной основы культуры и сово-купности четкого, логически выразимого, точного и достоверного знания оказывается слишком узким.

Развернутое понимание нового типа рациональности, на наш взгляд, включает в себя следующее:

1) относительность разумности социально-практического спо-соба бытия человека и абсолютность мудрости природы, не допус-кающей саморазрушения;

2) приоритет смысла существования человека над частной целью, общекультурных ценностей над техническими, экономическими и политическими средствами их обеспечения, общекультур-ной деятельности над ее частным выражением, научным исследованием и техническим проектированием, что предполагает соци-альную ответственность науки и ее представителей за последствия своей деятельности перед человечеством;

3) в соответствии с техническими, экономическими и политическими возможностями обеспечение человеку его творческой роли;

4) максимальная гуманизация труда и системы социально-эко-номических отношений;

5) адекватность соотношения социального и биологического в человеке с целью сохранения его здоровья и культивирования его генофонда;

6) гармонизация отношений человека с природой за счет со-хранения равновесия в ней и поощрения такой инструментализации природных процессов, которая укрепляет это равновесие.

6. Труд и его роль в обществе

Главным атрибутом человека является труд. В качественном отношении труд и человек неразделимые категории. Как качества, присущие только человекоподобному животному, являются синонимами в своей действительной непосредственности.

Только человек может находиться в состоянии трудового экстаза, и только благодаря этому он способен утвердить, еще и еще раз, и так постоянно, в самом себе постоянно опосредующуюся суть - сущность человека (смысла жизни как таковой). Исходя из этого, труд (трудовой процесс) как следствие человека и обратное есть не что иное, как осознанная необходимость, перешедшая в действие .

Свою человечность человек приобретает за счет состояния трудового переживания - это абсолютно точно и однозначно. Однако все это реально при отсутствии объективного временного фактора - принуждения извне. При отсутствии такого рода принуждений человек свободен (необходимо отметить, что человеческое существо даже в социальном плане не может быть полностью свободным, в этом повинен его разум). Это означает, что его трудовое переживание действительно и готово воплотиться в свою истинность в виде конечного «продукта» - действительного, общественного человека. Такого рода действительность в виде необходимости осуществима (и это опять-таки объективность сути нами излагаемой проблемы) только в свободное от биологических нужд (питье, еда, сон, половая потребность и т.д.) и от социальных принуждений (работать, чтобы выжить, т. е. являться приговоренным к жизни) время. Следует отметить, что именно в таком случае создается истинная культура.

Таким образом, если трудовой гений является объективно-осознанной необходимостью для приумножения действительной сущности человека, то культура обязательно выступает как осознанная необходимость в виде следствия . Именно посредством труда (трудового процесса или трудового состояния) человек преумножает в самом себе самим собой человеческую суть, т.е. он каждый раз выступает с новым положительным качеством (отрицание отрицания).

Феномен труда следует понимать двояко: во-первых, как целесообразную, возвышающую сущность человека, деятельность для создания необходимых (человечных, т. е. действительных) потребительных стоимостей (а не стоимостей, т. е. товаров) и, во-вторых, как качество в виде необходимого субстрата для очеловечивания человека.

Человек (человеческое общество) не сразу созревает для ощущения трудового гения, благодаря себе и посредством себя через страдания он может дойти до положительного состояния, при котором он только возвышается, а не унижается, т. е. не отчуждается. Пока человечество во всеобщем понимании не пройдет свою обязательную (объективную) тернистую дорогу, ведущую к абсолютному отчуждению, до тех пор немыслимо действительное, т. е. трудовое и гармоничное общество.

7. Экологические проблемы

Взаимодействие человека с окружающей природой давно переросло формы разумного потребления, не наносящего ей ущерба. Наука при этом не всегда оказывалась подготовленной к анализу сложных процессов преобразующей природу деятельности человека. Не всегда рекомендации, предлагаемые учеными, соответствуют социальным потребностям, а главное – возможностям, которыми на сегодняшний день располагает общество.

Возрастающее воздействие индустриализации на природу поставило ряд экологических проблем, обращенных непосредственно к человеку, разработка которых требует социально-биологического подхода. И в его реализации, пожалуй, наиболее полно проявляется единство философии, наук о природе и практики. Вписываясь в широкий спектр отношений, охватывающих социально-природные связи, проблема взаимоотношения общества и природы является и теоретической и практической.

Комплекс экологических проблем, характеризующих современное состояние промышленно-технологического (а шире – антропогенного) воздействия на среду обитания, для философской теории играет роль своеобразного симптома. Речь идет о том, что самый способ деятельно-практического бытия человека в мире, порождающий эти проблемы, а также соответствующие ему формы сознания, приблизились к конечным границам наличных возможностей, перестали (если воспользоваться гегелевской конструкцией) быть разумными, а потому и действительными. Этот же симптом – свидетельство настоятельной потребности в переходе цивилизации на новую ступень и новые пути развития, достижение которых возможно лишь на совершенно иных принципах отношений человека-деятеля и природы. Именно такая перспектива и лежит в основе непосредственного интереса философии, а ее исследование и осмысление сулят важные выводы и результаты. И именно в этом смысле экологическая проблематика образует как бы момент, модификацию общефилософской темы “человек – природа”, формирует предмет анализа, требующий привлечения средств философии.

Активно-инициативное, действенное вмешательство в преднайденный человеком мир, потребительски-присваивающее отношение к нему, восприятие его как противостоящего, пассивно-сопротивляющегося, косного и инертного препятствия – средства для удовлетворения нужд и достижения целей – таков в какой-то мере абстрактный, но воспроизводящий существенные качества абрис человеческой преобразующей деятельности, основные черты которой присущи ей и по сей день. Конечно, в соответствии с его возможностями человек творчески преобразует доступную ему природу, создает, по необходимости, новую, очеловеченную среду. Но итог этой деятельности, к сожалению, пока не приближается к идеалу его подлинного единства с природой. Образ матери-природы, пронизывающий всю духовную культуру человечества, являет скорее ситуацию потребного будущего, нежели отражает реально достигнутое. Природа-то – мать, да человек ведет себя по отношению к ней как пасынок.

8. Наука – это…

Слово “наука” означает знание, которое противоположно незнанию – отсутствию достоверной информации о каком-либо явлении, процессе или вещи. Наука – результат общественного развития, с момента своего зарождения она неразрывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой – оказывая на нее активное воздействие. Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач – удовлетворение общественных потребностей.

9. Мировоззрение – это….

Философское мировоззрение – это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе а также мотивировать свои поступки. Их специфика – в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.

10. Методология – это….

Методология понимается как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.

Список используемой литературы

Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

  1. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.– М.: 1998.– 288 с.
  2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. - Москва: Центр, 2001.- 416с.

Для человека гуманитарного склада характерно владение языком слов и букв, наличие хороших лингвистических способностей, философского взгляда на вещи, общительный и открытый характер, приятная и дружественная натура.

Именно такие люди наиболее хорошо себя чувствуют в социальной среде, и гуманитарные профессии подойдут им больше всего. В настоящее время почти половина всех выпускников школ, связывают свою дальнейшую учебу с гуманитарными вузами.

Гуманитарные науки, в отличие от технических и естественных, относятся к общественным наукам.

К ним в первую очередь относятся психология, история, филология, политология, юриспруденция, журналистика, лингвистика и другие.

На протяжении долгого времени предметом исследования многих ученых был социум и люди в нем. Мы узнаем собственные историю, биологическую природу, происхождение, языки и обычаи. При этом особое место отводится психологии.

В современном мире без понимания психологических закономерностей нельзя заниматься многими видами деятельности в сфере науки, производства, медицины, торговли, искусства, преподавания. Психологическое образование сегодня пользуются огромным спросом (См. Минусы профессии психолога). Это одна из ведущих гуманитарных дисциплин.

К другой гуманитарной науке относится философия. Специалисты этой сферы деятельности имеют дело с идеями, но не с конкретными образами и эмоциями.

Они связывают свою деятельность с различными областями философского, культурологического политологического и религиоведческого знаний. Некоторые, предпочитающие глубже понять человеческую натуру, осваивают технику психологического анализа.

Список гуманитарных профессий можно продолжить дальше. К ним относится профессии историка.

Историки копаются в прошлом для того, чтобы мы могли полнее и красочнее представить себе события прошлого. Общая тенденция свидетельствует о возросшей популярности на эту специальность. Они обладают качественными знаниями отечественной истории, иностранных языков, основами международных отношений, политологией, документоведением, архивным делом, исторической информатикой, международными отношениями, юриспруденцией.

Выпускники исторических вузов становятся учеными и преподавателями в высших школах, работают в государственных структурах, бизнес-сфере, СМИ, PR-службе (См. Профессии, связанные с историей).

К числу престижных гуманитарных профессий относится . Данная профессия сулит деньги и власть, привлекая все большее количество молодежи. Реальная политическая деятельность включает разнообразный комплекс действий, организацию партий, участие в избирательных кампаниях и выступление в парламенте, принятие правительственных решений, митинги и дипломатические переговоры и др.

У наиболее творческих людей популярностью пользуется

Науки о человеке, его жизни в обществе. Возникли во времена и в рамках схоластики. Первой определилась философия как наука о человеческих деяниях. Источником и средством познания в таких науках стало слово и мысли и их толкование. Ныне к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Энциклопедия социологии

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - см. Человекознание. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ГУМАНИЧЕСКИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Науки и искусства, изучение которых ведет к гармоническому развитию в человеке его умственных и нравственных сил. Таковыми в средние века почитались классические языки и их литературы, к которым преимущественно и… … Словарь иностранных слов русского языка

Гуманитарные науки - общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - в широком смысле науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу,… … Философия науки: Словарь основных терминов

Гуманитарные науки - (от лат. humanitas человеческая природа, образованность) общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук) … Исследовательская деятельность. Словарь

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Толковый словарь по социологии

Гуманитарные науки - философия, искусствознание, литературоведение … Социология: словарь

разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки - РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Integrum. Точные методы и гуманитарные науки , . Эта книга адресована всем, кто изучает современную Россию и русский язык, кому необходимо большое количество данных о России, кого интересует использование для этих целей современных…

, нравственной , культурной и общественной деятельности. По объекту , предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками , противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идет преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога , общения с другим).

История возникновения

Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке . В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science »), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «наук о духе ». Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам .

Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант - Коген - Бахтин. А именно - разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

  1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определенный масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
  2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
  3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
  4. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).

Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

Предмет и метод

В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответсвует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст - через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (это встреча двух авторов).

Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст , а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.

Ключевая проблема гуманитарных наук - это проблема понимания .

Науки или дисциплины?

К. О. Апель в работе «Трансформация философии» (1973) пишет следующее: "Эти дисциплины, например, разновидности филологии, просто-напросто не входят в теорию науки неопозитивизма - обстоятельство, которое, конечно, может быть связано и с тем, что в англоязычных странах «humanities » - «гуманитарные дисциплины» - всё ещё понимаются из донаучного горизонта гуманистических «artes» - «искусств», - в частности, риторики и критики литературы, тогда как понятие «science » - «науки» - продолжает ориентироваться на идеал естественно-научного метода.