«целеполагание как этап современного урока в условиях реализации фгос. Задание «Отсутствующая буква»

Занятие «Я - исследователь» 1 класс

Тема «Учимся выдвигать гипотезы» (тренинг исследовательских способностей)

Цель занятия: развивать умение выдвигать гипотезы и подтверждать их

Задачи: 1) учить ставить вопросы

2) учить выдвигать гипотезы, подтверждать их с помощью эксперимента

3) развивать умение работать в паре, умение слушать друг друга.

4) развивать критическое и творческое мышление, речь

Предполагаемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные:

Планировать свое действие с поставленной задачей

Осуществлять пошаговый контроль

Познавательные:

Добывать знания

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

Учиться выполнять различные роли в группе

Формулировать свое мнение и позицию

Договариваться и приходить к общему решению

Личностные:

Развивать познавательные навыки обучающихся

Развивать критическое и творческое мышление

1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

2.Актуализация знаний.

Давайте вспомним - что необходимо исследователям?

Быть наблюдательным

Уметь задавать вопросы

Выдвигать гипотезы

Проводить эксперименты и др.

3. Новый материал.

(Звучит запись пения птиц)

- Что вы услышали ? (Ученики: красивое и завораживающее пение птиц.)

- Слушая пение птиц, что вы почувствовали ? (Ученики: радость, приближение лета…)

Действительно это так, и многие люди, восхищаясь пением птиц, заводят певчих птичек у себя дома. И мне хочется сегодня вам рассказать историю, которая произошла с девочкой Варей.

«У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя подошла к нему:

- Пора тебе чиж петь.

- Пусти меня на волю, на воле я буду весь день петь.»

- Кто жил у Вари ? (Ученики: чиж.)

- Где жил чиж? (Ученики: в клетке.)

- Какая проблема, была у чижа ? (Ученики: он не хотел петь в клетке.)

- Как вы думаете, какую проблему должна решить Варя ? (Ученики: создать условия, чтобы чижу захотелось петь.)

- Для того чтобы продолжить размышлять над проблемой Вари и чижа воспользуемся словами предположим, допустим, если, возможно.)

Сегодня эти слова нам будут помогать на протяжении всего занятия.

-Продолжите мысль.

Если Варя выпустит чижа из клетки, то…

А что если чиж останется жить в клетке?..

Допустим, Варя уже открыла дверцу клетки, как себя поведёт чиж?...

А мы как-то это можем проверить? (Нет, мы можем это только предположить.)

4. Формулирование нового понятия.

- А как это называется в исследовании, вам поможет отгадать следующее занимательное задание.

Ги+ по +тер – р +за=?

- Определите тему нашего занятия . (Ученики: выдвижение гипотез.)

Чем будем заниматься на занятии? (Ученики: тренироваться выдвигать гипотезы.)

Где можно отыскать определение слова гипотеза?(в книге, в интернете)

Давайте познакомимся с научным определением этого понятия .

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий.

Как вы думаете, ребята, могут гипотезы возникнуть на пустом месте? Гипотезы возникают на основе имеющихся знаний, интуиции.

    В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение : давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?

(Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения: деревья, траву и т.д. и они указывают им направление полета; птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним. А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле)?

Бывают и совершенно иные особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «птицы точно находят дорогу на юг по тому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

Может быть;

Предположим;

Допустим;

Возможно;

Что если…

5. Упражнения по группам. Физминутка.

а) Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

    Дети стали больше играть во дворах;

    Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

    Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;

    Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;

    Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

    Друзья поссорились.

б) «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

в) Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас». Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

6. Итог занятия…

Скажите, чему вы учились сегодня на занятии? Что было интересным?

Дома вы должны выдвинуть гипотезу по своей теме исследования…..

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 9 г. Надыма

Молоканова Л. Н.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом этапе урока - целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании - это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать». «Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности - это ее предвосхищаемый результат.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое - то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно - ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: - понятны, осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); - инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); - диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:

  1. диагностика целей учеников;
  2. анализ и систематизация полученных данных;
  3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

Рассмотрим эти этапы:

1. Диагностика целей учеников;

Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые.

В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?» Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Например, на первых уроках литературного чтения учитель вместе с учениками выясняет смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем ее нужно изучать. Эти вопросы обсуждаются в ходе урока, включаются в классное или домашнее сочинение: «Что я знаю о литературе? Для чего мне изучать литературное чтение?» На занятиях ребята сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения в материале курса литературного чтения.

Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно - значимые цели ребенка. Что ты ценишь в жизни больше всего? Что для тебя самое важное? Учеба, семья, деньги, дом, дружба, здоровье, родители, Родина. Однако, данная методика представляет определенные трудности для учителя в обработке полученных ответов.

Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы: Личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме. Креативные цели - составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов. Оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. Данную диагностику можно использовать при диагностике на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора.

Список целей:

  1. Изучить материал учебника.
  2. Усвоить основные понятия и законы темы.
  3. Подготовить сообщение по одной из проблем.
  4. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
  5. Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
  6. Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
  7. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
  8. Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
  9. Проявить и развить свои способности.
  10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
  11. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
  12. Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
  13. Научиться решать задачи и проблемы по теме.
  14. Свой вариант цели.

2. Анализ и систематизация полученных данных;

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося: - цели № 1, 4, 12 - формальная ориентация ученика в обучении (Личностные) -цели № 3,5,8 - креативные наклонности - цели № 2,7,13 - когнитивные мотивы -цели № 6,10 - методологические приоритеты деятельности (предметные) -цели № 9,14 - самоорганизация (оргдеятельностные) При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

3. Конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки». Подобную диагностику можно проводить при изучении каждой темы после перспективного ее изложения. Наиболее удобным здесь является применение модульной технологии обучения. При этом учащимся можно предложить создать собственную технологическую карту, в которой указать какую цель они ставят перед собой при изучении темы, какими способами предполагают достичь эту цель и, каким может быть конечный результат (продукт) их деятельности. То есть учащиеся проектируют свою собственную деятельность.

В конце изучения темы проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.

Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
  • Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
  • Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель «Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления.

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания». При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах: Актуализация знаний; Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети. Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата - насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Некоторые приемы целеполагания.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 7 классе " Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Например, проблемная ситуация создается

  1. на основе демонстрационного или фронтального эксперимента (11 класс - явление ЭМИ, 7 класс - смешивание спирта и воды равного объема, колокол воздушного насоса)
  2. при решении задач. Например, в 10-м классе при изучении темы «Движение тела под действием силы тяжести», учащимся предлагается решить задачу: «Определить время полета, максимальную высоту подъема и дальность полета снаряда, выпущенного с определенной скоростью под углом к горизонту». До этого учащиеся решали задачу на указанную тему, только рассматривая движение тела по вертикали. Возникает необходимость рассмотреть особенности решения задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту. Учащиеся формулируют цель и определяют способы достижения этой цели.
  3. при постановке проблемных вопросов. Например, в 8 классе при изучении темы «Испарение»: «Если подуть на руку, то чувствуется холод, а если подышать, то тепло? Почему?». Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
  4. Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний.

Например, в 10-м классе при закреплении навыков решения задач на тему «Движение тела под действием нескольких сил», наряду с задачами на движение тела по горизонтали и вертикали предложить задачу на движение тела по наклонной плоскости. Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели.

Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).

Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание. Бесспорно - все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие.

В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок - «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!» Мы рассмотрели основные аспекты целеполагания. Но ребёнок должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Для этого рекомендуется предложить задания, которые стимулируют учащегося начать изучать данный предмет, тему, заинтересуют его. Из опыта работы по технологии А.В. Хуторского “Индивидуальная образовательная траектория” «Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников при изучении темы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку найти свой неповторимый путь движения к общей цели для всех, поддержать, понять, а может быть даже предвосхитить конечный результат.

Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка! А для этого педагог должен быть, по меньшей мере, гением…» «Как именно предполагается достичь индивидуального самоопределения учеников: трудный вопрос!!! Видимо, через систему специально подобранных заданий, вопросов и упражнений по данной теме. Причем, работа должна строиться каждый раз по-новому, не должно быть каких-то алгоритмов. Все должно происходить мгновенно, живо и ярко.

Большую часть здесь занимает импровизация, надо жить в той учебной ситуации, которая складывается на уроке, но нельзя забывать и о том, что чаще экспромт - это хорошая домашняя заготовка,это огромная предварительная работа ума и сердца.» Перечень заданий для учащихся, предназначенных для их индивидуального самоопределения и постановки цели по отношению к изучаемой теме: предмет «Русский язык» тема «Состав слова» Задания логического типа: «Исключи лишнее», «Что общего», «В чём разница»

Задания эмоционально-образного типа: «Нарисуйте образ слова в своём воображение, что вы при этом чувствовали», «Придумать несуществующие в русском языке слова, и описать какое чувство оно вызывает», написать мини-сочинение о словах (о частях слова), разбери слова по составу разными цветами. Задания творческого типа: «Изобрази слово в движении», «Узнай слово по пантомиме», «Придумать четверостишье с данным словом» создайте проективный рисунок на тему «Состав слова», задание-сценка: сыграть роль определённой части слова. Задания на постановку целей исследовательского типа: Исследовать как из одного слова, можно получить другое однокоренное слово. Разобрать однокоренные слова по частям и предположить, как называются части слова. Задания других типов: решение головоломок, ребусов, составление кроссвордов.

Составление конспекта по теме, формулировка правила, создание алгоритма разбора слова по составу, ролевая игра «Найди своё место»

Выводы:

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Источники информации

  1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
  2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
  3. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
  4. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
  5. http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
  6. http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников

Использованная литература

  1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. - Изд. 4-е, дополн. и перераб. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. - 127с.
  2. Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 178с.
  3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской

Занятие по внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
в третьем классе

Учитель начальных классов
МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск
Малышева Н.И.

Данное занятие является частью социального проекта «Какие мы?» В рамках этого проекта рассматриваются ценностные ориентиры детей в сферах музыки, литературы, спорта, отношения к учебе, деньгам, родителям, хобби и другое.

ТЕМА « Дети и деньги »

Цель: изучение ценностных ориентиров детей, их отношение к деньгам.
Задачи:
рассмотреть проблему отношения детей к деньгам их глазами;
проанализировать результаты анкет;
выяснить значение дружбы, семьи, здоровья путем написания мини-сочинений «Чего за деньги не купишь»;
подготовиться к рассмотрению данной проблемы глазами родителей (анкеты для родителей)
Ход занятия
(Предварительно провожу анкету)
(Дети рассаживаются по группам, разбирая жетоны красного, синего и желтого цвета, т.е. делятся на 3 группы)

1.-Здравствуйте. Меня зовутСегодня занятие проведу у вас я. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной. Это занятие является частью работы одной из групп над проектом «Какие мы?».Чтобы определить тему занятия, нам потребуется отгадать загадку.
Штучка невеличка, а всякому нужна. (деньги)

У каждой из них достоинство есть,И по нему воздают каждой честь -По щепотке одной, другой же по пуду.Но сравнивать их я, конечно, не буду:Без маленькой самой не будет большой.И вам приходилось встречаться с такой.(Деньги, монета)

2.- Назовите тему нашего занятия. (деньги)
- Верно. Мы поговорим о деньгах, о вашем отношении к ним.
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Сегодня я хочу убедиться в другом. Вы то новое поколение, но измеряете жизнь не деньгами.

3. - Что такое деньги? (высказывание детей)
- А как они появились вам напомнит тетушка Сова. (фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука денег.)
Деньги - это средство обмена. Люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют.

4. Беседа. (подхожу к группам)
- Можно ли деньги у кого-нибудь отбирать? (1группа)
- А выпрашивать деньги можно? Почему? (2 группа)
-А воровать? Почему? (3 группа)
- Откуда у людей появляются деньги?
- Чтобы зарабатывать деньги, что нужно человеку? (профессия)
Деньги надо честно зарабатывать.

5. - У моей дочери на полке стоит вот эта вещь(показываю копилку). Какова её роль?
- То, что вы копите деньги, я узнала из ваших анкет. Как вы их копите?
(анализ некоторых пунктов анкеты)
- Могут ли деньги испортить вас? Что плохого они могут сделать? (если «да»)

6. – Но есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь. Продолжите мои предложения тем, чего нельзя купить за деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы продолжаете: «Но не сон».
– за деньги можно купить часы (но не время)
– за деньги можно купить книгу (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя (но не друга)
– за деньги можно купить дом (но не семью)
– за деньги можно купить лекарство (но не здоровье)

– У нас получилось, что за деньги нельзя купить время, мудрость, друга, семью, здоровье.(список слов на доске) Этот список можно продолжить.

7. – Выполним задание. Каждая группа получает слово из списка и вписывает его в пустое место на листочках. Полученное предложение я советую вам еще раз прочитать. Оно будет первым предложением мини-сочинения «Чего за деньги не купишь» Вам надо продолжить это сочинение.

Мы считаем, что за деньги не купишь ___________________, потому, что(дети продолжают)

Прочитаем, что у вас получилось.
8. – В результате занятия я узнала о вашем отношении к деньгам. Вы убедили меня в том, что новое поколение, живя в мире ценников, понимает систему человеческих отношений и не всё измеряет деньгами. И повторю слова тетушки Совы, что богатеть надо не только материально, но и морально, нравственно, собирать знания, приобретать навыки и не делать обогащение целью всей жизни. Но мнение детей и взрослых не всегда совпадают. Я предлагаю дома придумать вопросы для анкеты с родителями. (на листочках у каждого) и электронный адрес сайта, где вы можете подобрать информацию по этой теме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .

9.-Я получила массу удовольствия от общения с вами. А что получили вы от этого занятия? Напиши и опусти в копилку.

13PAGE 14415


Приложенные файлы

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

Для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Сущность и особенности целеполагания в соответствии с требованиями ФГОС.

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

XXI век - время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий , которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель , планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации . А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося». Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание , который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.

* * *

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

* * *

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии «Великие географические открытия» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

* * *

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Цели, личностно значимые для ученика, мотивирующие на изучение нового материала, представляются нам системой учебных задач: написать, перечислить, выделить, продемонстрировать, выбрать, указать, соотнести и т.д.

Определение целей с позиции компетентностного подхода и включает решение задач:

1. Анализ места урока в процессе развития способности самостоятельно решать проблемы.

2. Определение вида результата образовательной деятельности учащихся.

3. Выбор глагола (словосочетания), отражающего сущность планируемой деятельности.

Сравнение слов-ориентиров для определения целей урока.

Традиционный («знаниевый») подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о …)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения)

Научить выбирать способы решения

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему:

  • направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;
  • представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели;
  • реальность выполнения поставленной цели в течение урока;
  • соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.

Приложения

Приложение 1.

Цели современного учебного занятия

Личностные цели.

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

Метапредметные цели.

Развитие интеллектуальной культуры

… ( …, обеспечить развитие умений …)

  • анализировать …
  • сравнивать …
  • выделять главное ы …
  • классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • использовать научные методы познания …
  • формулировать проблемы …
  • предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • ставить цели;
  • планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • структурировать информацию;
  • составлять простой и сложный план;
  • и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • общаться;
  • диалогической и монологической речи;
  • сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;
  • слушать и вступать в диалог;
  • участие в коллективном обсуждении;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.

Приложение 2.

В методическую копилку педагога

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно» , «Исключение» , «Домысливание» , «Моделирование жизненной ситуации» , «Группировка» , «Собери слово» , «Проблема предыдущего урока» , «Демонстрация множественности смыслов слова» . «Проблемная ситуация» , «Индуктор».

При выборе приемов целеполагания необходимо использовать следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.

Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например, урок по теме «Трапеция» в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.

Рис. 1. Четырёхугольники.

Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?»

Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».

Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный четырехугольник от других?»

Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».

Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» Дети либо ответят, либо нет. Учитель знакомит с названием объекта.

Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема урока?»

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания - незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные

версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1. Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)

Характеристика

целей

Ключевые слова для постановки целей

Образовательная

Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.

Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить.

Развивающая

Формирование двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков, развитие мыслительных операций.

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений.

Воспитательная

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств.

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:

12 * 6 14 * 3
32: 16 3 * 16
15 * 4 50: 10
70: 7 81: 27

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

- Отсроченная отгадка . Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«На понимание и синтез»:

- Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приложение 3.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Цель урока (локальная цель) начинают формулировать с глагола в неопределённой форме. Цель должна включать в себя:

  1. предмет – это объект воздействия, то на что воздействует педагог, то что формируется педагогом, то над чем работает педагог;
  2. средство отражает каким образом происходит это воздействие, т.е. средства достижения цели;
  3. конечный результат – это конкретное знание, умение, которому хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью конкретного инструментария);
  4. способ действия.

Например: «Развивать умение составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки»

Предмет – умение составлять рассказ

Средство – процесс составления рассказа

Результат (проверяемый) – составленный ребёнком рассказ

Способ – опора на сюжетные картинки.

О целях и целеполагании

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний - то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

К. Д. Ушинский

Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения .

Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель - субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком .

Из этого можно сформулировать пять правил постановки цели, осознание которых учащимися и должен формировать учитель.

Правило 1 . Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной. Часто от школьников можно услышать в качестве цели: «Я хочу хорошо учиться». Однако это высказывание не содержит конкретной информации и потому не может быть целью. Необходимо понимание того, каковы будут действия ученика тогда, когда он будет «хорошо учиться». Например, «у меня будут выполнены все домашние задания», «по выходным я буду повторять правила», и т.д.

Правило 2 . Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.

Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.

Правило 4 . Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.

Правило 5 . Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.

Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать формированию способности к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей, на уроках математики.

1. Формулировка темы в виде вопроса

Тема урока формулируется в виде вопроса. В ходе обсуждения учителя с детьми строится план действий на уроке.

Например.

Тема урока может быть сформулирована так «Как определить свойства функции у= kx?»

План действий на уроке:

Повторить то, какими свойствами могут обладать функции

Построить графики функций при разных значениях к

Определить то, какими свойствами обладают построенные функции

2. Выявление неполноты знаний учащихся

В начале урока нас этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую неполноту знаний учащихся.

Например. В начале первого урока, посвящённому теме «Квадратное уравнения», решить последовательно уравнения: При решении последнего уравнения возникают сложности. Исходя из этого можно сформулировать тему и план работы над ней.

3. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников.

Учитель формулирует тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим.

Эти приёмы являются универсальными, не требующими больших затрат времени урока и сил учителя. Для желающих ознакомиться с другими приёмами формирования умения целеполагания у учащихся можно рекомендовать книгу Г.О. Аствацатурова «Технология целепологания урока», изданную в издательстве «Учитель», Волгоград, 2008 год.


Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

^ Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

^ Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

^ Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

^ Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» - 5 ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Выступления учащихся о своих коллекциях.

^ Что такое эксперимент – 2 ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

^ Сбор материала для исследования - 4 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

^ Обобщение полученных данных. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

^ Индивидуальные консультации - 2 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

^ Подведение итогов работы. Защита. - 2 ч.

Анализ своей проектной деятельности. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
^ 3 класс (34 часа)

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами -3ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

^ Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Какими могут быть исследования? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

^ Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

^ Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3 ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

^ Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

^ Анализ прочитанной литературы – 3ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

^ Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

^ Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

^ Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы – 3 ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению. Выполнение рисунков, поделок и т.п.

^ Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Мини- конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности– 2ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ своей проектной деятельности.

^ 4 класс (34 часа)

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления- 3 ч.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

^ Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. . Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы- 5 ч.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

^ Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез- 2 ч.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Предмет и объект исследования – 1 ч.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

^ Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 3ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

^ Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

^ Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

^ Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Что такое парадоксы -2 ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

^ Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

^ Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите Защита исследования перед одноклассниками - 2 ч.

Составление плана выступления.

Выступление с проектами исследования перед одноклассниками.

^ Выступление на школьной научно-практической конференции – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Основным видом деятельности ребят является научно–исследовательская деятельность. Учащиеся будут работать над своим творческой работой под руководством учителя, который будет направлять, консультировать, помогать подбирать правильно материал, организовывать рефлексию и распределять роли в группах, предоставлять компьютерное обеспечение и помещение. Очень важно понимание учителем и учащимися того, какие дидактические цели преследует исследование, за которое они берутся. Учитель формулирует общую проблему работы по определённому предмету, конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся. Задача учителя – незаметно методом вспомогательных, т. е наводящих вопросов подвести участников работы к формулировке проблемы. Поэтому на этапе планирования исследования учитель – координатор, может предложить возможные варианты формулировок проектных проблем. Ему необходимо организовать поиск, желание докопаться до сути: активизировать мыслительный процесс и поддерживать познавательный интерес учащихся.

Преподаватель сам определяет, какие компетентности в первую очередь будет формировать исследовательская деятельность, всё будет зависеть от целей и задач выполняемого проекта исследования, и целей и задач, которые ставит учитель перед собой и учащимися при достижении конечного результата. Но это могут быть следующие компетентности:

Изучать:

Уметь извлекать пользу из опыта;

Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

Организовывать свои собственные приемы изучения;

Уметь решать проблемы;

Самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

Запрашивать различные базы данных;

Опрашивать окружение;

Консультироваться у эксперта;

Получать информацию;

Уметь работать с документами и классифицировать их.

Учиться:

Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

Уметь противостоять неуверенности и сложности;

Занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

Уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

Уметь сотрудничать и работать в группе;

Принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;

Уметь договариваться;

Уметь:

Включаться в исследование;

Нести ответственность;

Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

Доказывать солидарность;

Уметь организовывать свою работу;

Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

Показывать стойкость перед трудностями;

Уметь находить новые решения.

После того, как определён основополагающий вопрос и проблемные вопросы, необходимо дать работе творческое название, внести элементы оригинальности, определить, какие будут конкретные темы самостоятельных исследований учащихся.

Очень важно заранее определить, в каком виде будут оформляться результаты учебного исследования и сколько, приблизительно, нужно времени на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. А так же выясняется, необходимое техническое обеспечение и так будет оцениваться деятельность учащихся. Какие критерии и инструменты оценивания будут использованы? Где будет представлен результат исследования?

Деятельность может осуществляться, как в профильной смешанной группе, так и в группе ребят одного возраста.

Наблюдения за процессом учебной исследовательской деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения работы, производят необходимые расчёты.

Именно в исследовательском обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения.

Выполняя творческие работы, учащиеся самостоятельно принимают решения, учатся брать на себя ответственность за их реализацию.

Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи и промахи.

Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.

Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3.Постановка целей и задач.

4. Выдвижение гипотезы.

5.Организация исследования.

6.Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

7. Презентация проектов исследования.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый исследовательский проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов исследовательского проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

^ Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :


Первый уровень результатов

(1 класс)


Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)


предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов исследования, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

^ Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

С уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.