Органика в таблицах и схемах. Алгоритм нахождения химической формулы вещества

Транскрипт

1 Е.В. Савинкина Г.П. Логинова ХИМИЯ В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ Справочное пособие классы Издательство АСТ Москва

2 УДК 373:54 ББК 24я721 С13 С13 Савинкина, Елена Владимировна. Химия в таблицах и схемах: справочное пособие: классы / Е.В. Савинкина, Г.П. Логинова. Москва: Издательство АСТ, (1) с. ISBN (ООО «Издательство АСТ») (Новая школьная программа) ISBN (ООО «Издательство АСТ») (Подготовка к единому государственному экзамену) В справочнике в виде доступных схем и таблиц представлен школьный курс химии. Наглядное, простое и удобное изложение материала способствует его лучшему усвоению и запоминанию. Книга окажет эффективную помощь при изучении новых и повторении пройденных тем, а также при подготовке к единому государственному экзамену по курсу химии. Преподаватели химии могут использовать ее на уроках в качестве опорных схем. УДК 373:54 ББК 24я721 ISBN (ООО «Издательство АСТ») (Новая школьная программа) ISBN (ООО «Издательство АСТ») (Подготовка к единому государственному экзамену) Савинкина Е.В., Логинова Г.П. ООО «Издательство АСТ»

3 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ Строение атома Таблица 1. Атом Таблица 2. Основные положения квантовой теории строения атома Таблица 3. Энергетические уровни и подуровни Схема 1. Формы орбиталей Таблица 4. Правила заполнения атомных орбиталей (в основном состоянии атома) Схема 2. Последовательность заполнения АО электронами Таблица 5. Блоки элементов Таблица 6. Электронные конфигурации нейтральных атомов в основном состоянии для элементов первых четырех периодов Периодический закон Д.И. Менделеева Таблица 7. Номера периодов и групп Таблица 8. Закономерности изменения свойств в группах Таблица 9. Закономерности изменения свойств в периодах Таблица 10. Изменение состава и свойств водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов элементов 3-го периода периодической системы

4 4 Химическая связь Таблица 11. Типы химической связи Таблица 12. Описание ковалентной связи Таблица 13. Механизмы образования ковалентной связи Таблица 14. Кратные связи Схема 3. Перекрывание орбиталей Таблица 15. Формулы молекул Таблица 16. Параметры химической связи Таблица 17. Валентность. Степень окисления Таблица 18. Определение степени окисления Таблица 19. Типы кристаллических решеток Классификация химических реакций Таблица 20. Классификация по изменению состава веществ Таблица 21. Классификация по агрегатному состоянию веществ Таблица 22. Классификация по признаку обратимости Таблица 23. Классификация по тепловому эффекту Скорость химической реакции Таблица 24. Основные величины Таблица 25. Зависимость скорости реакции от концентрации Таблица 26. Изменение скорости химической реакции Химическое равновесие Таблица 27. Принцип Ле Шателье Таблица 28. Смещение химического равновесия Электролитическая диссоциация Таблица 29. Продукты диссоциации

5 Таблица 30. Некоторые сильные кислоты и основания Таблица 31. Степень диссоциации Обменные реакции в растворе Таблица 32. Правила Бертолле Таблица 33. Молекулярные и ионные уравнения Гидролиз Таблица 34. Гидролиз неорганических веществ Таблица 35. Обратимый гидролиз солей Таблица 36. Среда в растворах кислых солей Окислительно-восстановительные реакции Таблица 37. Функции окислителя и восстановителя Таблица 38. Окисленные и восстановленные формы некоторых веществ Таблица 39. Типы окислительновосстановительных реакций Таблица 40. Электрохимический ряд напряжений металлов Таблица 41. Ряд неметаллов Таблица 42. Примеры окислителей и восстановителей Таблица 43. Метод электронного баланса Таблица 44. Замедление коррозии Электролиз Таблица 45. Электроды Таблица 46. Электролиз расплавов Таблица 47. Электролиз растворов Механизмы реакций в органической химии Таблица 48. Основные механизмы реакций

6 Таблица 49. Механизм реакции замещения Таблица 50. Правило Марковникова НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Классы неорганических веществ Таблица 51. Неорганические вещества Таблица 52. Простые вещества Таблица 53. Положение неметаллов в периодической системе элементов Таблица 54. Сложные вещества Таблица 55. Орто- и метаформы гидроксидов Таблица 56. Тривиальные названия некоторых кислородсодержащих кислот и их анионов Таблица 57. Классификация гидроксидов и оксидов Таблица 58. Классификация солей Схема 4. Общая классификация неорганических веществ Металлы Таблица 59. Реакции металлов Неметаллы Таблица 60. Реакции неметаллов Оксиды Таблица 61. Реакции основных оксидов Таблица 62. Реакции кислотных оксидов Таблица 63. Реакции амфотерных оксидов Основания и амфотерные гидроксиды Таблица 64. Реакции оснований Таблица 65. Реакции амфотерных гидроксидов

7 Кислоты Таблица 66. Реакции кислот Таблица 67. Продукты восстановления в водных растворах анионов кислот-окислителей (азотной и концентрированной серной) различными металлами Соли Таблица 68. Реакции средних солей Таблица 69. Реакции кислых солей Таблица 70. Реакции основных солей Таблица 71. Реакции комплексных солей (гидроксокомплексов) Таблица 72. Разложение нитратов (в зависимости от положения металлов в ряду напряжений) Таблица 73. Разложение солей аммония Взаимосвязь классов неорганических веществ Таблица 74. Превращения неорганических веществ ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Строение органических веществ Таблица 75. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова Таблица 76. Типы органических соединений Таблица 77. Связи углерод углерод Таблица 78. Атом углерода Таблица 79. Типы гибридизации Таблица 80. Состав органических молекул Таблица 81. Классы органических соединений.. 73 Таблица 82. Изомеры Таблица 83. Взаимное влияние атомов в молекулах

8 8 Номенклатура органических веществ Таблица 84. Составные части названий органических соединений Таблица 85. Названия углеродных цепей Таблица 86. Обозначение степени насыщенности связей Таблица 87. Названия характеристических групп органических соединений Таблица 88. Названия некоторых ароматических соединений Таблица 89. Названия некоторых углеводородных радикалов Таблица 90. Числовые приставки (указывают число одинаковых структурных элементов) Таблица 91. Составление названия вещества Углеводороды Таблица 92. Классификация углеводородов Таблица 93. Реакции предельных углеводородов Таблица 94. Реакции непредельных углеводородов Таблица 95. Реакции ароматических углеводородов Таблица 96. Реакции галогеналканов Кислородсодержащие органические соединения Таблица 97. Спирты и фенолы Таблица 98. Реакции спиртов и фенолов Таблица 99. Карбонильные соединения Таблица 100. Реакции альдегидов и кетонов Таблица 101. Карбоновые кислоты Таблица 102. Реакции карбоновых кислот Азотсодержащие органические соединения Таблица 103. Амины Таблица 104. Реакции аминов

9 Таблица 105. Названия некоторых природных аминокислот Таблица 106. Свойства аминокислот Биологически важные вещества Схема 5. Жиры Таблица 107. Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров Таблица 108. Углеводы Таблица 109. Уровни структуры молекул белка Таблица 110. Химические свойства белков Таблица 111. Цветные реакции белков Взаимосвязь органических соединений Таблица 112. Катализаторы, применяемые в органической химии Схема 6. Генетическая связь органических соединений МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ Работа с веществами и химическим оборудованием Таблица 113. Основные правила работы в химической лаборатории Таблица 114. Химическая посуда и оборудование Таблица 115. Основные приемы работы в химической лаборатории Таблица 116. Правила использования веществ в быту Научные методы исследования химических веществ и превращений Таблица 117. Методы исследования Таблица 118. Способы разделения смесей

10 Таблица 119. Окраска индикаторов Таблица 120. Качественные реакции на катионы Таблица 121. Качественные реакции на анионы Таблица 122. Обнаружение газов Таблица 123. Распознавание органических соединений Способы получения веществ Таблица 124. Способы получения простых веществ Таблица 125. Способы получения оксидов Таблица 126. Способы получения оснований и амфотерных гидроксидов Таблица 127. Способы получения кислот Таблица 128. Способы получения солей Таблица 129. Способы получения предельных углеводородов Таблица 130. Способы получения алкенов Таблица 131. Способы получения алкинов (ацетилена) Таблица 132. Способы получения аренов (бензола) Таблица 133. Способы получения одноатомных спиртов Таблица 134. Способы получения многоатомных спиртов Таблица 135. Способы получения фенолов Таблица 136. Способы получения альдегидов и кетонов Таблица 137. Способы получения карбоновых кислот Промышленное получение веществ Таблица 138. Способы получения металлов Таблица 139. Металлургические методы Схема 7. Доменный процесс

11 Таблица 140. Некоторые промышленные процессы Таблица 141. Продукты фракционной перегонки нефти Таблица 142. Химическая переработка нефти Таблица 143. Получение высокомолекулярных соединений (полимеров) Таблица 144. Классификация полимеров Таблица 145. Полимеры на основе этилена и его производных Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций Таблица 146. Соотношения между величинами в растворе Таблица 147. Приготовление растворов Таблица 148. Важнейшие величины для расчетов Таблица 149. Соотношения между величинами Нормальные физические условия Таблица 150. Стехиометрические законы Таблица 151. Расчеты по уравнениям реакций Таблица 152. Нахождение молекулярной формулы вещества ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица 1. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева Таблица 2. Химические элементы: порядковый номер, атомная масса (округленная), электроотрицательность Таблица 3. Растворимость неорганических соединений в воде

12 ПРЕДИСЛОВИЕ В помощь школьникам и учителям предлагается пособие, которое представляет собой обобщенное изложение в наглядных таблицах и схемах всех основных правил, законов, формул и расчетов по курсу органической и неорганической химии. Включены все главные разделы химии, изучаемые в классах. Это строение атома, периодический закон Д. И. Менделеева, строение периодической системы химических элементов, виды химической связи, вещества и смеси, классы неорганических соединений, классификация химических реакций, скорость химических реакций и химическое равновесие, механизмы реакций в органической химии, металлы и неметаллы и их свойства, химические свойства сложных веществ, взаимосвязь классов неорганических веществ, органические вещества и их строение, состав органических молекул, изомеры, номенклатура органических веществ, углеводороды, их классификация и свойства, азотсодержащие органические соединения, биологически важные вещества, структура и свойства молекул белка, углеводы, взаимосвязь органических соединений. Кроме того, в пособии описаны основные правила и методы работы в химической лаборатории, даны характеристики химической по- 12

13 суды и оборудования, предлагаются примеры проведения расчетов на основе формул и уравнений реакций, а также примеры качественных реакций. Приложение к пособию содержит периодическую систему элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости неорганических соединений в воде. Краткое и емкое изложение материала поможет учащимся самостоятельно или при помощи преподавателя повторить школьный курс химии и успешно подготовиться к единому государственному экзамену в 11 классе. Структура пособия соответствует структуре кодификатора элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ и соответствует логике изучения и повторения школьного курса химии. В пособии приняты следующие сокращения: конц. концентрированный раствор, н. у. при нормальных условиях, оч. разб. очень разбавленный раствор, практ. практический, разб. разбавленный раствор, теор. теоретический.

14 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ СТРОЕНИЕ АТОМА Атом Таблица 1 Электроны (е) Ядро протоны (р +) нейтроны (n 0) Массовое число (А) общее число протонов и нейтронов в атомном ядре Заряд ядра атома (Z) равен числу протонов в ядре и числу электронов в атоме A = N(n 0) + N(р +) Z = N(р +) = N(e) Таблица 2 Основные положения квантовой теории строения атома дискретность энергии электрона двойственная (корпускулярноволновая) природа электрона невозможность определения траектории электрона (принцип неопределенности) 14

15 Энергетические уровни и подуровни Таблица 3 Энергетические уровни (ЭУ) Энергетические подуровни (ЭПУ) Число электронов 1 1s 2 2 2s 2p 3 3s 3p 3d 4 4s 4p 4d 4f Атомная орбиталь (АО) характеризует область про странства, в которой вероятность пребывания элек трона, имеющего определенную энергию, является наибольшей. Формы орбиталей Схема 1 s-орбиталь p-орбиталь 15


Единый государственный экзамен по ХИМИИ ификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по химии

Содержание Предисловие редактора... 3 Введение... 5 Часть I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ Раздел 1. Основные понятия и законы химии 1.1. Определение и предмет химии...9 1.2. Первоначальные сведения о строении атомов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ХИМИИ (11 июня 2009 года) Королев 2009 1 Оглавление Основные результаты экзамена по химии 2009 года 3 Структура экзаменационной работы.4 Распределение заданий

Единый государственный экзамен по ХИМИИ Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 00 года по химии подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказская государственная гуманитарнотехнологическая

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ХИМИИ Программа по химии для поступающих в университет состоит из четырех частей. В первой части представлены основные теоретические понятия химии, которыми должен

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Химический элемент Тема 1. Строение атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Современные представления о строении атомов.

ÓÄÊ 373.167.1:54 ÁÁÊ 24ÿ7 Ì 55 Ì 55 Ìåøêîâà Î. Â. ÅÃÝ. Õèìèÿ: óíèâåðñàëüíûé ñïðàâî íèê / Î.Â. Ìåøêîâà. Ì. : ßóçà-ïðåññ, 2013. 352 ñ. (ÅÃÝ. Óíèâåðñàëüíûé ñïðàâî íèê). ISBN 978-5-99550-658-4 Ñïðàâî íèê

БИЛЕТЫ ПО ХИМИИ 10-11 КЛАСС. БИЛЕТ 1 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периоди- ческого закона для

Билет 1 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки. 2. Предельные углеводороды,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол «9» августа 06 «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол

Отчет по проведению репетиционного экзамена по химии в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга 1. Структура работы Каждый вариант работы состоит из трех частей и включает 43 задания. Часть 1 содержит

ПРОЕКТ Всероссийская проверочная работа по ХИМИИ ОПИСАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ 11 класс подготовлено Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 10-11 классах на 2012-2013 учебный год Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 10 класс», «Химия 11 класс» Москва 2010 1. Периодический закон и периодическая

Пояснительная записка Рабочая программа по химии составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. М.: «Просвещение» 2004,

ПРОГРАММА ПО ХИМИИ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ Теория строения вещества Атом. Молекула. Химический элемент. Вещество. Молекулярные и структурные формулы. Состав атомных ядер. Строение

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по химии Единый государственный экзамен по ХИМИИ СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ХИМИИ Поступающий в вуз должен показать знание основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных наук, которые лежат в основе научного понимания

План конспекта по теме Алканы (предельные или насыщенные углеводороды, парафины) Фамилия, имя, группа Алканы это выписать определение Гомологический ряд алканов: составьте таблицу первых десяти представителей

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,

Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа 56 с углубленным изучением

ХИМИЯ, класс Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 0 году единого государственного экзамена по ХИМИИ Единый государственный экзамен по ХИМИИ Спецификация контрольных измерительных

Химия 10 11 класс ФК ГОС (базовый уровень) Основное содержание учебного предмета Методы познания в химии Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование

ХИМИЯ, класс Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 0 году единого государственного экзамена по ХИМИИ Единый государственный экзамен по ХИМИИ Спецификация контрольных измерительных

ХИМИЯ, класс Единый государственный экзамен по ХИМИИ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 0 году единого государственного экзамена по химии подготовлен Федеральным государственным

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. А.А.НИКОЛАЕВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Анализ ВШК Предмет Химия. Параллель 8 классов Тема контроля: «Первоначальные химические понятия» Дата проведения: ноябрь 2014 8А/1 18 5 8 5 0 100% 72% 4,0 8Б/1 15 0 8 6 1 93% 53% 3,5 8В/1 21 1 11 8 1 95%

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ХИМИИ 1 Отчет подготовил А.Н.Левкин, заместитель председателя предметной комиссии по химии 2 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), использована программа

ПРОГРАММА вступительного испытания по химии для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Программа предназначена для поступающих по направлениям:

Атомно-молекулярное учение. Молекулы. Атомы. Химический элемент, простое вещество, сложное вещество. Знаки химических элементов и химические формулы. Расчет массовой доли химического элемента в веществе

Приложение 10 к Приказу 311/1 от 28.08.2015 г. «Об утверждении основных общеобразовательных программ основного общего образования (ФГОС), основного общего образования, среднего общего образования» Рабочая

Химия 1. Первоначальные химические понятия. Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент. Физические и химические явления. Правила безопасности

1 Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта

Календарно-тематическое планирование Предмет: химия Класс: 11 Часов в неделю: 2 Всего часов за год: 68 I триместр. Всего недель: 10,6, всего часов: 22. п/п Раздел. Тема урока Тема 1. Строение атома и периодический

ПРОГРАММА ПО ХИМИИ Программа составлена на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования и состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен теоретическим основам химии. В

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по ХИМИИ Единый государственный экзамен по ХИМИИ Спецификация контрольных измерительных

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ХИМИИ В САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В 2009 ГОДУ 1. Предмет химии, ее задачи. Место химии среди естественных наук, взаимосвязь наук с химией.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов:

Поурочное планирование по химии, 11 класс, (1часа в неделю, всего 34 часа), УМК О. С. Габриеляна Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Эксперимент Домашнее задание Дата

Структура рабочей программы: 1. Пояснительная записка к рабочей программе 2. Календарно-тематическое планирование на 10-11 классы 3. Требования к уровню освоения знаний учащихся 4. Формы оценивания знания

Программы испытаний по химии Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Атомно-молекулярное учение. Молекулы. Атомы. Постоянство состава вещества. относительная атомная и относительная

Единый государственный экзамен по ХИМИИ ПРОЕКТ ХИМИЯ, 11 класс 2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по ХИМИИ Спецификация контрольных

2 Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения химии ученик должен знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ» На экзамене по химии поступающий в университет должен: - показать знание основных теоретических положений; - уметь применять теоретические

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ХИМИИ Программа составлена на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования и состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен теоретическим

Рабочая программа элективного курса «Химия» для 11 класса на 2016-2017 учебный год автор: учитель биологии и химии Колосницына С.В. с.зубово 2016 Пояснительная записка Элективный курс «Химия» предназначен

ХИМИЯ Теория строения вещества Атом. Состав атомных ядер. Химический элемент. Постоянство состава вещества. Относительная атомная и относительная молекулярная масса. Закон сохранения массы, его значение

Тематическое планирование на 2015-2016 уч год химия 10 класс Учебник О.С. Габриелян урока Дата Название раздела, темы урока(с указанием количества часов) Формируемые знания, умения, навыки. Способы деятельности

Единый государственный экзамен по ХИМИИ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 0 году единого государственного экзамена по химии подготовлен Федеральным государственным бюджетным

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ХИМИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В УрФУ В 2014 г. Готовясь к экзамену, поступающий в вуз должен показать знание основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных

ПРОГРАММА ПО ХИМИИ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ На экзамене по химии поступающий в академию должен показать: 1) четкое знание основных законов химии и положений теории строения вещества, на которых базируется все современное

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах

Перечень элементов содержания, проверяемых на вступительном экзамене по ХИМИИ Предметное тестирование позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии выпускников IX классов общеобразовательных

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ХИМИИ В ФГБОУ ВО «ПГУ» В 2016 ГОДУ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ для абитуриентов Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ Современные представления о строении

Пояснительная записка для 0 класса. Программа разна в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основе программы для общеобразовательных

2 Пояснительная записка Программа разработана на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по химии. Содержание программы 1. Пpедмет и задачи химии. Явления физические

Поступающий в ВУЗ должен показать знание основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных наук, лежащих в основе научного понимания природы. Экзаменующийся должен уметь применять

М.: 200 7. - 1 10 с.

Данное пособие содержит в наглядной форме курс органической химии, изучаемой в 10-11 классах общеобразовательной школы. Пособие может быть использовано при изучении, обобщении и повторении учебного материала, а также может быть полезным в организации систематического повторения при подготовке к выпускным или вступительным экзаменам.

Формат: djvu / zip

Размер: 1,5 Мб

Скачать: ifolder.ru

Содержание
I. Теория химического строения органических соединений
1 Возникновение органической химии как науки (1807г. Й.Берцелиус) 3
2. Вещества органические и неорганические. Состав и некоторые свойства органических веществ 4
3. Доструктивные теории 5
4. Связь понятий теории химического строения 6
5. Предпосылки возникновения теории химического строе¬ния органических веществ 7
6. Теория химического строения. Основные положения (1,2) 8
7. Теория химического строения. Основные положения (3,4) 9
8. Теория химического строения. Основные положения (5) 10
9. Алгоритм поиска возможных изомеров алканов (изомерия углеродного скелета) 11
10. Классификация химических соединений, типичных для органических соединений (по типу химических превращений) 12
11. Классификация химических соединений, типичных для органических соединений (по типу разрыва связи) 13
12. Классификация углеводородов 14
II. Предельные углеводороды
1. Метан. Физические свойства. Строение молекулы 15
2. Бр3-гибритизация 16
3. Алканы 17
4. Изомеры и гомологи 18
5. Алканы (неразветвленного строения) и алкилы 19
6. Номенклатура (рациональная) 20
7. Номенклатура (систематическая) 21
8. Определение качественного состава органических соединений 22
9. Химические свойства алканов 23
10. Получение алканов 24
11. Применение алканов 25
12. Циклоалканы (циклопарафины, нафтены) 26
III. Непредельные углеводороды
1. Этилен (этен). Строение молекулы. sp2 - гибритизация 27
2. Алкены (олефины, этиленовые углеводороды) 28
3. Свойства алкенов 29
4. Свойства алкенов 30
5. Применение алкенов 31
6. Получение алкенов 32
7. Диеновые углеводороды (алкадиены) 33
8. Химические свойства алкадиенов (с сопряженными связями) Получение 34
9. Общая характеристика каучуков. Их строение и свойства 35
10. Ацетилен (этин). Строение молекулы sp-гибритизация 36
11. Сравнение строения солекулы этана, этилена и ацетилена. Сравнение о и тс связей 37
12. Алкины (ацетиленовые углеводороды) 38
13. Химические свойства алкинов 39
14. Химические свойства алкинов 40
15. Применение ацетилена 41
16. Получение ацетилена и его гомологов 42
IV. Ароматические углеводороды
1. Бензол. Физические свойства. Формула Кекуле 43
2. Электронное строение бензола 44
3. Химические свойства бензола 45
4. Химические свойства бензола 46
5. Арены (Ароматические углеводороды. Алкилбензолы) 47
6. Толуол. Химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола 48
7. Правила ориентации в бензольном кольце..49
8. Применение бензола. Получение аренов 50
9. Стирол. Нафталин. Антрацен 51
10. Генетическая связь между группами углеводородов 52
11. Общие сведения о группах углеводородов 53
12. Общие сведения о группах углеводородов 54
V. Спирты и фенолы
1. Предельные одноатомные спирты 55
2. Химические свойства спиртов 56
3. Этанол (Этиловый спирт) 57
4. Применение предельных одноатомных спиртов 58
5. Способы получения спиртов 59
6. Предельные многоатомные спирты 60
7. Простые эфиры 61
8. Фенолы 62
9. Химические свойства фенола (по гидроксогруппе) 63
10. Химические свойства фенола (по бензольному кольцу) 64
VI. Альдегиды и карбоновые кислоты
1. Альдегиды. Строение. Номенкулатура. Изомерия 65
2. Формальдегид. Получение. Свойства 66
3. Свойства альдегидов 67
4. Свойства альдегидов 60
5. Кетоны G9
6. Получение альдегидов и кетонов 70
7. Карбоновые кислоты. Гомологический ряд 71
8. Некоторые предельные одноосновные кислоты 72
9. Карбоновые кислоты. Свойства 73
10. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот 74
11 .Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот 15
12.Получение карбоновых кислот 76
13.0тдельные представители карбоновых кислот. Классификация 77
14. Отдельные представители карбоновых кислот 78
VII. Сложные эфиры. Жиры
1. Сложные эфиры 79
2. Химические свойства сложных эфиров 80
3. Жиры. Классификация. Получение 81
4. Химические свойства жиров 82
5. Мыла 83
6. Синтетические моющие средства (CMC) 84
VIII. Углеводороды
1. Углеводы. Состав. Классификация 85
2. Глюкоза. Строение. Фруктоза 86
3. Глюкоза. Химические свойства 87
4. Глюкоза. Особые свойства. Применение 88
5. Сахароза. Строение. Свойства 89
6. Полисахариды (CeH-mOsJn. Природные полимеры 90
7. Крахмал и целлюлоза. Химические свойства 91
IX. Амины. Аминокислоты. Белки
1. Амины. Состав. Номенклатура. Изомерия 92
2. Амины. Химические свойства 93
3. Анилин. Строение. Свойства 94
4. Аминокислоты. Номенклатура. Изомерия 95
5. Аминокислоты. Свойства 96
6. Некоторые аминокислоты белков 97
7. Получение и применение аминокислот 98
8. Белки. Состав. Строение 99
9. Структуры белка 100
10. Химические свойства белков 101
11. Изомерия классов соединений 102
12. Генетическая связь органических веществ 103
X. Приложение
1. Качественные реакции органических соединений 104
2. Качественные реакции органических соединений 105
3. Периодическая система химических элементов 106
4. Условные обозначения 107

Данное пособие содержит в наглядной форме курс органической химии, изучаемой в 10-11 классах общеобразовательной школы. Пособие может быть использовано при изучении, обобщении и повторении учебного материала, а также может быть полезным в организации систематического повторения при подготовке к выпускным или вступительным экзаменам.

Теория радикалов (30 гг. XIX в. Й. Берцелиус, Ю. Либих, Ж. Дюма)
а) в состав органических веществ входят радикалы;
б) радикалы всегда постоянны, не подвергаются изменениям, переходят из одной молекулы в другую;
в) радикалы могут существовать в свободном виде.

Понятие "радикал" прочно вошло в химию. Теория впоследствии отвергнута.
Теория типов (40-50 гг. XIX в. Ш. Жерар, А. Кекуле и др.)
a) вce органические вещества - производные простейших неорганических - типа водорода, воды, аммиака и др.
б) формулы выражают не внутреннее строение молекулы, а способы образования, свойства определяют все атомы молекулы.
в) невозможно познать строение вещества, у каждого вещества столько формул, сколько сю превращений существует.
Теория позволила классифицировать органические вещества, предсказать и открыть некоторые, особое внимание - химическим превращениям, но не могла прогнозировать, указывать пути синтеза новых веществ.

Содержание
I. Теория химического строения органических соединений

1 Возникновение органической химии как науки (1807г. Й.Берцелиус) 3
2. Вещества органические и неорганические. Состав и некоторые свойства органических веществ 4
3. Доструктивные теории 5
4. Связь понятий теории химического строения 6
5. Предпосылки возникновения теории химического строения органических веществ 7
6. Теория химического строения. Основные положения (1,2) 8
7. Теория химического строения. Основные положения (3,4) 9
8. Теория химического строения. Основные положения (5) 10
9. Алгоритм поиска возможных изомеров алканов (изомерия углеродного скелета) 11
10. Классификация химических соединений, типичных для органических соединений (по типу химических превращений) 12
11. Классификация химических соединений, типичных для органических соединений (по типу разрыва связи) 13
12. Классификация углеводородов 14
II. Предельные углеводороды
1. Метан. Физические свойства. Строение молекулы 15
2. Бр3-гибритизация 16
3. Алканы 17
4. Изомеры и гомологи 18
5. Алканы (неразветвленного строения) и алкилы 19
6. Номенклатура (рациональная) 20
7. Номенклатура (систематическая) 21
8. Определение качественного состава органических соединений 22
9. Химические свойства алканов 23
10. Получение алканов 24
11. Применение алканов 25
12. Циклоалканы (циклопарафины, нафтены) 26
III. Непредельные углеводороды
1. Этилен (этен). Строение молекулы. sp2 -гибритизация 27
2. Алкены (олефины, этиленовые углеводороды) 28
3. Свойства алкенов 29
4. Свойства алкенов 30
5. Применение алкенов 31
6. Получение алкенов 32
7. Диеновые углеводороды (алкадиены) 33
8. Химические свойства алкадиенов (с сопряженными связями) Получение 34
9. Общая характеристика каучуков. Их строение и свойства 35
10. Ацетилен (этин). Строение молекулы sp-гибритизация 36
11. Сравнение строения солекулы этана, этилена и ацетилена. Сравнение о и тс связей 37
12. Алкины (ацетиленовые углеводороды) 38
13. Химические свойства алкинов 39
14. Химические свойства алкинов 40
15. Применение ацетилена 41
16. Получение ацетилена и его гомологов 42
IV. Ароматические углеводороды
1. Бензол. Физические свойства. Формула Кекуле 43
2. Электронное строение бензола 44
3. Химические свойства бензола 45
4. Химические свойства бензола 46
5. Арены (Ароматические углеводороды. Алкилбензолы) 47
6. Толуол. Химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола 48
7. Правила ориентации в бензольном кольце 49
8. Применение бензола. Получение аренов 50
9. Стирол. Нафталин. Антрацен 51
10. Генетическая связь между группами углеводородов 52
11. Общие сведения о группах углеводородов 53
12. Общие сведения о группах углеводородов 54
V. Спирты и фенолы
1. Предельные одноатомные спирты 55
2. Химические свойства спиртов 56
3. Этанол (Этиловый спирт) 57
4. Применение предельных одноатомных спиртов 58
5. Способы получения спиртов 59
6. Предельные многоатомные спирты 60
7. Простые эфиры 61
8. Фенолы 62
9. Химические свойства фенола (по гидроксогруппе) 63
10. Химические свойства фенола (по бензольному кольцу) 64
VI. Альдегиды и карбоновые кислоты
1. Альдегиды. Строение. Номенкулатура. Изомерия 65
2. Формальдегид. Получение. Свойства 66
3. Свойства альдегидов 67
4. Свойства альдегидов 60
5. Кетоны G9
6. Получение альдегидов и кетонов 70
7. Карбоновые кислоты. Гомологический ряд 71
8. Некоторые предельные одноосновные кислоты 72
9. Карбоновые кислоты. Свойства 73
10. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот 74
11 .Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот 15
12.Получение карбоновых кислот 76
13.0тдельные представители карбоновых кислот. Классификация 77
14. Отдельные представители карбоновых кислот 78
VII. Сложные эфиры. Жиры
1. Сложные эфиры 79
2. Химические свойства сложных эфиров 80
3. Жиры. Классификация. Получение 81
4. Химические свойства жиров 82
5. Мыла 83
6. Синтетические моющие средства (CMC) 84
VIII. Углеводороды
1. Углеводы. Состав. Классификация 85
2. Глюкоза. Строение. Фруктоза 86
3. Глюкоза. Химические свойства 87
4. Глюкоза. Особые свойства. Применение 88
5. Сахароза. Строение. Свойства 89
6. Полисахариды (CeH-mOsJn. Природные полимеры 90
7. Крахмал и целлюлоза. Химические свойства 91
IX. Амины. Аминокислоты. Белки
1. Амины. Состав. Номенклатура. Изомерия 92
2. Амины. Химические свойства 93
3. Анилин. Строение. Свойства 94
4. Аминокислоты. Номенклатура. Изомерия 95
5. Аминокислоты. Свойства 96
6. Некоторые аминокислоты белков 97
7. Получение и применение аминокислот 98
8. Белки. Состав. Строение 99
9. Структуры белка 100
10. Химические свойства белков 101
11. Изомерия классов соединений 102
12. Генетическая связь органических веществ 103
X. Приложение
1. Качественные реакции органических соединений 104
2. Качественные реакции органических соединений 105
3. Периодическая система химических элементов 106
4. Условные обозначения 107.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия в таблицах и схемах, 10-11 класс, Ковалевская Н.Б., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

СПРАВОЧНИК СТУДЕНТА

по ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

для специальностей технического и экономического профилей

Составила: преподаватель

2012

Структура « СПРАВОЧНИКА СТУДЕНТА по ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СС по органической химии составлен для оказания помощи обучающимся в создании научной картины мира через химическое содержание с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

В СС по органической химии представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание для освоения государственного стандарта химического образования.

СС по органической химии выполняет две основные функции:

I. Информационная функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о содержании, структуре предмета, взаимосвязи понятий посредствам схем, таблиц и алгоритмов.

II. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, и создаёт представления о содержательном наполнении промежуточной и итоговой аттестации.

СС предполагает формирование системы знаний, умений и способов деятельности, развивает способность студентов работать со справочными материалами.

Наименование

Наименование

Хронологическая таблица «Развитие органической химии».

Химические свойства алкенов (этиленовых углеводородов).

Основные положения теории строения органических соединений

Химические свойства алкинов (ацетиленовых углеводородов).

Изомеры и гомологи.

Химические свойства аренов (ароматических углеводородов).

Значение ТСОС

Классификация углеводородов.

Генетическая связь органических веществ.

Гомологический ряд

АЛКАНЫ (ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ).

Взаимосвязь

«Строение - свойства - применение».

Гомологический ряд

РАДИКАЛЫОБРАЗОВАН-НЫЕ ОТ АЛКАНОВ.

Относительные молекулярные массы органических веществ

Словарь терминов по органической химии. Именные реакции.

Изомерия классов органических веществ.

Алгоритм решения задач.

Физические величины для решения задач.

Химические свойства алканов (предельных углеводородов).

Вывод формул соединений.

Примеры решения задач.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА «РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

Период/год. Кто?

Характер открытия

Древней-ший

Древний человек

Варить пищу, дубить кожи, изготавливать лекарства

Парацельс и др.

Изготовление более сложных по составу лекарств, изучение свойств веществ орг. происхождения, т. е. продуктов жизнедеятельности

XY-XYIII в. в.

Непрерывный процесс

Накопление знаний о различных веществах.

Главенство «ВИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Взрыв научной мысли, детонатором которой служили потребности людей в красителях, одежде, пище.

Йёнс Якоб Берцелиус (шведский химик)

Термин «органическая химия»

Фридрих Вёлер (нем.)

Синтез щавелевой кислоты

Понятие

Органическая химия – это раздел химической науки, изучающая соединения углерода.

Фридрих Вёлер (нем.)

Синтез мочевины

Синтез анилина

Адольф Кульбе (нем.)

Синтез уксусной кислоты из углерода

Э. Франкланд

Понятие «соединительная система» - валентность

Пьер Бертло (фр.)

Синтезировал этиловый спирт гидратацией этилена.

Синтез жиров.

«Химия не нуждается в жизненной силе

Синтез сахаристого вещества

Основываясь на различные теории (Франкланда, Жерара, Кекуле, Купера) создал ТСОС

Учебник «Введение в полное изучение органической химии». Органическая химия – это раздел химии, изучающий углеводороды и их производные .

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

А. М. БУТЛЕРОВА

1. А. в М. соединены в определённой последовательности, согласно их валентности.

2. Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от химического строения. Изомеры. Изомерия.

3. А. и группы А. взаимно влияют друг на друга.

4. По свойствам вещества можно определить строение, а по строению – свойства.

Изомеры и гомологи.

Качественный состав

Количествен­ный состав

Химическое строение

Химические свойства

Изомеры

одинаковый

одинаковый

различное

различные

Гомологи

одинаковый

различный

сходное

сходные

Значение ТСОС

1. Объяснила строение М. известных веществ и их свойства.

2. Дала возможность предвидеть существование неизвестных веществ и найти пути их синтеза.

3. Объяснить многообразие органических веществ.

Классификация углеводородов.

https://pandia.ru/text/78/431/images/image003_147.gif" width="708" height="984 src=">

Гомологический ряд

АЛКАНЫ (ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ)

Формула

Название

МЕТАН

С2Н6

ЭТАН

С3Н8

ПРОПАН

БУТАН

ПЕНТАН

ГЕКСАН

ГЕПТАН

ОКТАН

НОНАН

С10Н22

ДЕКАН

Гомологический ряд

РАДИКАЛЫОБРАЗОВАННЫХ ОТ АЛКАНОВ

Формула

Название

МЕТИЛ

С2Н5

ЭТИЛ

С3Н7

ПРОПИЛ

БУТИЛ

ПЕНТИЛ

ГЕКСИЛ

ГЕПТИЛ

ОКТИЛ

НОНИЛ

С10Н21

ДЕЦИЛ

Общие сведения об углеводородах.

https://pandia.ru/text/78/431/images/image005_61.jpg" align="left" width="698" height="945">

Химические свойства алканов

(предельных углеводородов).

https://pandia.ru/text/78/431/images/image007_73.gif" width="610" height="835 src=">

Химические свойства алкинов

(ацетиленовых углеводородов).

https://pandia.ru/text/78/431/images/image009_68.gif" width="646" height="927 src=">

Генетическая связь между углеводородами.

https://pandia.ru/text/78/431/images/image011_36.jpg" width="696" height="919 src=">


Взаимосвязь «Строение - свойства - применение».

Способы

получения

Строение

Состав

Нахождение

в природе

Свойства

Применение

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МАССЫ НЕКОТЫРЫХ ОРГАНИЧЕСКИХВЕЩЕСТВ.

Название

Алканы

Галоген производные

Спирты и Фенолы

Простые эфиры

Альдегиды

Карбоновые кислоты

Нитросоединения


Алгоритм решения задач

1. Изучите внимательно условия задачи: определите, с какими величинами предстоит проводить вычисления, обозначьте их буквами, установите единицы их измерения, числовые значения, определите, какая величина является искомой.

2. Запишите данные задачи в виде кратких условий.

3. Если в условиях задачи идет речь о взаимодействии веществ, запишите уравнение реакции (реакций) и уравняйте его (их) коэффициентами.

4. Выясните количественные соотношения между данными задачи и искомой величиной. Для этого расчлените свои действия на этапы, начав с вопроса задачи, выяснения закономерности, с помощью которой можно определить искомую величину на последнем этапе вычислений. Если в исходных данных не хватает каких-либо величин, подумайте, как их можно вычислить, т. е. определите предварительные этапы расчета. Этих этапов может быть несколько.

5. Определите последовательность всех этапов решения задачи, запишите необходимые формулы расчетов.

6. Подставьте соответствующие числовые значения величин, проверьте их размерности, произведите вычисления.


Вывод формул соединений.

Этот вид расчетов чрезвычайно важен для химической практики, т. к. позволяет на основании экспериментальных данных определить формулу вещества (простейшую и молекулярную).

На основании данных качественного и количественного анализов химик находит сначала соотношение атомов в молекуле (или другой структурной единице вещества), т. е. его простейшую формулу.
Например, анализ показал, что вещество является углеводородом
CxHy, в котором массовые доли углерода и водорода соответственно равны 0,8 и 0,2 (80% и 20%). Чтобы определить соотношение атомов элементов, достаточно определить их количества вещества (число молей): Целые числа (1 и 3) получены делением числа 0,2 на число 0,0666. Число 0,0666 примем за 1. Число 0,2 в 3 раза больше, чем число 0,0666. Таким образом, CH3 является простейшей формулой данного вещества. Соотношению атомов C и H, равному 1:3, соответствует бесчисленное количество формул: C2H6, C3H9, C4H12 и т. д., но из этого ряда только одна формула является молекулярной для данного вещества, т. е. отражающей истинное количество атомов в его молекуле. Чтобы вычислить молекулярную формулу, кроме количественного состава вещества, необходимо знать его молекулярную массу.

Для определения этой величины часто используется значение относительной плотности газа D. Так, для вышеприведенного случая DH2 = 15. Тогда M(CxHy) = 15µM(H2) = 152 г/моль = 30 г/моль.
Поскольку M(CH3) = 15, то для соответствия с истинной молекулярной массой необходимо удвоить индексы в формуле. Следовательно, молекулярная формула вещества: C2H6 .

Определение формулы вещества зависит от точности математических вычислений.

При нахождении значения n элемента следует учитывать хотя бы два знака после запятой и аккуратно производить округление чисел.

Например, 0,8878 ≈ 0,89, но не 1. Соотношение атомов в молекуле не всегда определяется простым делением полученных чисел на меньшее число.

по массовым долям элементов.

Задача 1. Установите формулу вещества, которое состоит из углерода (w=25%) и алюминия (w=75%).

Разделим 2,08 на 2. Полученное число 1,04 не укладывается целое число раз в числе 2,78 (2,78:1,04=2,67:1).

Теперь разделим 2,08 на 3.

При этом получается число 0,69, которое укладывается ровно 4 раза в числе 2,78 и 3 раза в числе 2,08.

Следовательно, индексы x и y в формуле вещества AlxCy равны 4 и 3, соответственно.

Ответ: Al4C3 (карбид алюминия).

Алгоритм нахождения химической формулы вещества

по его плотности и массовым долям элементов.

Более сложным вариантом задач на вывод формул соединений является случай, когда состав вещества задается через продукты сгорания этих.

Задача 2. При сжигании углеводорода массой 8,316 г образовалось 26,4 г CO2. Плотность вещества при нормальных условиях равна 1,875 г/мл. Найдите его молекулярную формулу.

Общие сведения об углеводородах.

(продолжение)

https://pandia.ru/text/78/431/images/image025_32.gif" width="696" height="983">

Природные источники углеводородов.

Нефть – ископаемое, жидкое горючее, сложная смесь органических веществ: предельных углеводородов, парафинов, нафтенов, ароматических и др. В состав нефти обычно входят кислород-, серо - и азотсодержащие вещества.

Маслянистая жидкость с характерным запахом, темного цвета, легче воды. Важнейший источник топлива, смазочных масел и др. нефтепродуктов. Основной (первичный) процесс переработки - перегонка, в результате которой получают бензин, лигроин, керосин, соляровые масла, мазут, вазелин , парафин, гудрон. Вторичные процессы переработки (крекинг, пиролиз ) позволяют получать дополнительное жидкое топливо, ароматические углеводороды (бензол, толуол и пр.) и др.

Нефтяные газы – смесь различных газообразных углеводородов, растворенных в нефти; они выделяются в процессе добычи и переработки. Применяются как топливо и химическое сырье.

Бензин – бесцветная или желтоватая жидкость, состоит из смеси углеводородов (С5 – С11 ). Применяется как моторное топливо, растворитель и др.

Лигроин – прозрачная желтоватая жидкость, смесь жидких углеводородов. Применяется как дизельное горючее, растворитель, гидравлическая жидкость и др.

Керосин – прозрачная, бесцветная или желтоватая жидкость с голубым отливом. Применяют как топливо для реактивных двигателей, для бытовых нужд и др.

Соляр – желтоватая жидкость. Применяется для производства смазочных масел.

Мазут – тяжелое нефтяное топливо, смесь парафинов. Применяют в производстве масел, топочных мазутов, битума , для переработки на легкое моторное топливо.

Бензол – бесцветная подвижная жидкость с характерным запахом. Применяют для синтеза органических соединений, как сырье для получения пластмасс, как растворитель, для производства взрывчатых веществ, в анилинокрасочной промышленности

Толуол – аналог бензола. Применяют в производстве капролактама, ВВ, бензойной кислоты, сахарина, как растворитель, в анилинокрасочной промышленности и др.

Смазочные масла – Применяют в различных областях техники для уменьшения трения мех. частей, для защиты металлов от коррозии, как смазочноохлаждающую жидкость.

Гудрон – черная смолистая масса. Применяется для смазки и др.

Вазелин – смесь минерального масла и парафинов. Применяют в электротехнике , для смазки подшипников, для защиты металлов от коррозии и др.

Парафин – смесь твердых насыщенных углеводородов. Применяют как электроизолятор, в хим. промышленности - для получения высших кислот и спиртов и др.

Пластмасса – материалы на основе высокомолекулярных соединении. Применяют для производства различных технических изделий и предметов быта.

Асфальтовая руда – смесь окисленных углеводородов. Применяется для изготовления лаков, в электротехнике, для асфальтирования улиц.

Горный воск – минерал из группы нефтяных битумов. Применяют как электроизолятор, для приготовления различных смазок и мазей и др.

Искусственный воск – очищенный горный воск.

Каменный уголь – твердое горючее ископаемое растительного происхождения черного или черно-серого цвета. Содержит 75–97% углерода. Применяют как топливо и как сырье для химической промышленности .

Кокс – спекшийся твердый продукт, образующийся при нагревании некоторых углей в коксовых печах до 900–1050° С. Применяется в доменных печах.

Коксовый газ – газообразные продукты коксования ископаемых углей. Состоит из СН4, Н2, СО и др., содержит также негорючие примеси. Используется как высококалорийное топливо.

Аммиачная вода – жидкий продукт сухой перегонки каменного угля. Применяется для получения солей аммония (азотные удобрения), нашатырного спирта и др.

Смола каменноугольная – густая темная жидкость с характерным запахом, продукт сухой перегонки каменного угля. Применяется как сырье для хим. промышленности.

Бензол – бесцветная подвижная жидкость с характерным запахом, один из продуктов каменноугольной смолы. Применяют для синтеза органических соединений, как ВВ, как сырье для получения пластмасс, как краситель, как растворитель и др.

Нафталин – твердое кристаллическое вещество с характерным запахом, один из продуктов каменноугольной смолы. Производные нафталина применяют для получения красителей и взрывчатых веществ и др.

Лекарства - коксохимическая промышленность дает целый ряд лекарственных препаратов (карболовая кислота, фенацитин, салициловая кислота, сахарин и др.).

Пек – твердая (вязкая) масса черного цвета, остаток от перегонки каменноугольной смолы. Применяют как гидроизолятор, для производства топливных брикетов и др.

Толуол – аналог бензола, один из продуктов каменноугольной смолы. Применяют для производства ВВ, капролактама, бензойной кислоты, сахарина, как краситель и др.

Красители – одни из продуктов коксохимического производства, получаются в результате переработки бензола, нафталина и фенола. Применяют в народном хозяйстве.

Анилин – бесцветная маслянистая жидкость, ядовит. Применяется для получения различных органических веществ, анилиновых красок, различных азокрасителей, синтеза лекаре венных препаратов и др.

Сахарин – твердое белое кристаллическое вещество сладкого вкуса, получается из толуола. Применяется вместо сахара при заболевании диабетом и др.

ВВ – производные каменного угля, получаемые в процессе сухой перегонки. Применяются в военной промышленности, горном деле и других отраслях народного хозяйства.

Фенол – кристаллическое вещество белого или розового цвета с характерным сильным запахом. Применяется в производстве фенолформальдегидных пластмасс, синтетического волокна капрона, красителей, лекарственных препаратов и др.

Пластмасса – материалы на основе высокомолекулярных соединений. Применяют для производства различных технических изделий и предметов быта.

На новые программы и учебники этот вопрос становится наиболее острым. Наша школа перешла на новое учебники О.С. Габриеляна и новую программу, как и большинство школ Заволжского района, поэтому мы представляем календарно-тематическое планирование к курсу "Органическая химия" 10 класс. Тематическое планирование составлено согласно программе разработанной Департамента образовательных программ и...

Деятельность. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, одним из которых являются игровые методы. Реализация игровых методов обучения при изучении химии в условиях соблюдения дидактических и психолого-педагогических особенностей, повышает уровень подготовки учащихся. Слово «игра» в русском языке...


Во-вторых, в настоящее время известно достаточное количество соединений, нерастворимых в неполярных растворителях или же, наоборот, хорошо растворимых в воде, которые, тем не менее, относят к липидам. В современной органической химии определение термина «липиды» основано на биосинтетическом родстве данных соединений - к липидам относят жирные кислоты и их производные . В то же время в биохимии...

Работа предназначена учителям химии, а также может быть полезна студентам педагогических вузов и колледжей. 2.2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х классов «Решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» обусловлена несколькими причинами. В соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 ...