Развитие географического освоения мира по древним картам. История развития географии

Исследователи Годы исследований Главные достижения
Марко Поло 1271-1295 Первым из европейцев побывал в Китае и многих областях Азии
Афанасий Никитин 1466-1472 Первым из россиян побывал в Индии и Аравии
Бартоломеу Диаш 1488 Исследовал западное и южное побережья Африки
1492-1494 Открыл Америку в 1492 г. - Багамские, Большие и Малые Антильские острова
1497_1499 Открыл непрерывный морской путь в
Васко Нуньес де Бальбоа 1513-1525 Пересек Панамский перешеек и вышел к побережью в Америке
Фернан Магеллан 1519-1522 Под началом этого мореплавателя экспедиция совершила первое
Френсис Дрейк 1577-1580 Совершил второе кругосветное путешествие, открыл многие географические объекты в разных частях Земли
Абель Тасман 1642 Открыл и Тасманию
Витус Беринг 1741 Открыл северо-западное побережье Северной Америки
1768 -1779 Открыл восточное побережье Австралии, Гавайские острова, первым из исследователей пересек Южный полярный круг
Александр Гумбольдт 1799 -1804 Всесторонне исследовал природу Южной Америки
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев 1819 -1821 Открыли и прилегающие к ней острова
Дэвид Ливингстон середина XIX в. Проводил исследования в Южной и Центральной Африке
П. П. Семенов Тян-Шан-ский 1857 Исследовал горные массивы Тянь-Шаня
Н. М. Пржевальский 1870-1888 Совершил четыре путешествия в Центральную Азию

Эпоха великих русских открытий

Первая русская летопись - «Повесть временных лет» Нестора содержит географические данные с 852 г. Новгородцы, чей город был в то время самым богатым в России, в XII в. достигли . После этого начались плавания в Скандинавию. Ермак в 1581 г. начал прохождение пути в Сибирь. В 1632 г. основан Якутский острог. И. Москвитин в 1639 г. достигает Тихого океана у Охотска. В. Поярков в 1643-1646 гг. первым из русских казаков-землепроходцев совершил плавание по Амурскому лиману и Сахалинскому заливу . В 1647-1648 гг. Ерофей Хабаров проходит Амур до Сунгари. в 1648 г. открывает мыс, носящий ныне его имя, и доказывает, что Евразия от Северной Америки отделена проливом.

Развитие географии в России

Как и за рубежом, в России работало много талантливых ученых-географов. И. К Кирилов в 1727 г. заканчивает труд «Цветущее состояние Российского государства», публикует в 1734 г. первый выпуск «Атласа Всероссийской империи». В. Н. Татищев в 1746 г. пишет книгу «О географии вообще и о русской», М. В. Ломоносов вводит в науку термин «экономическая география» (1760 г.). К. И. Арсеньев является автором научных трудов «Гидро-графо-статистическое описание городов России…» и «Статистические очерки России». выступает как автор пятитомного «Гео-графо-статистического словаря Российской Империи», а также научной работы по исторической географии русских поселений. создал труд «Климаты земного шара, в особенности России», В. В. Докучаев написал классические работы «Русский », «Наши степи прежде и теперь», а развил его учение, распространив его на территорию всего СССР. в 1926 г. развил учение о , А. А. Григорьев сформировал учение о географической оболочке. В большое значение имеют труды и И. А. Витвера.

Задачи и акценты географии

Сегодня, в XXI веке, географии не требуется отвечать на вопрос: «Где это расположено?», т. к. на больше не осталось «белых пятен». Сейчас география смещена в сторону ответа на вопросы: «Как это устроено?», «Как все взаимосвязано и развивается?» и «Что нужно предпринять для благополучной жизни?». Тем не менее, основными географическими проблемами на сегодняшний день являются:

  • Проблема единства географии как науки и поиск единого объекта исследования.
  • Проблема «теоретической географии» и философских основ в науке.
  • Проблема «утраты» практических наук и падение общественного интереса к географии.

Основные этапы развития географии

План лекции

Что такое география? Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в. Второй этап - с середины XVII до середины ХI Х в. Третий этап - с середины ХI Х до 20-x годов ХХ в. Четвертый этап - с 20-х годов ХХ в. до настоящего времени.

1. Что такое география?

Цель освоения дисциплины:

    Ввести студентов в профессиональный Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук. Дисциплина, которая закладывает основы географического мировоззрения, мышления и знания. Своеобразный «мост» между школьной и университетской географией.

Геогр а фия в БСЭС (от гео... и ...графия ), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (часть литосферы, тропосферу, гидросферу, биосферу), так и не природные (социосферу, техносферу). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил од­нозначного определения и объяснения в системе географических наук. Причина в сложной структуре этой географической действи­тельности, которую часто называют географической картиной мира. Поэтому география пошла путем дифференциации наук, т. е. от множества фактов к их обобщению в отдельные науки, у кото­рых хорошо обозначен объект изучения.

Объектом составляющей такого подхода может быть геоверсум как целостное явление в особом геопространстве Земли со своей структурой и закономерностями функционирования по принципу двух подсистем - природы и общества. Предметом исследования у такого сложенного объекта являются компоненты (абиотические, биотические, социальные), геосферы и локальные геосистемы поверхности Земли - природные, социальные, интегральные и др.

Современная география – сложный комплекс (система) наук, тесно взаимодействующих друг с другом. При все сложности этой системы в ней обычно выделяются три главные, стволовые ветви.

Первая ветвь – физическая география, которая включает общее землеведение, ландшафтоведение, геоморфологию, климатологию, гидрологию, географию почв, биогеографию и др. Вторая ветвь – экономическая и социальная география, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства , транспорта, обслуживания и др.

Третья ветвь – картография. На стыках между физической и экономической географией , а также между ними и другими смежными науками возникли многие «пограничные» направления географических исследований: политическая география, историческая география, медицинская география, рекреационная география, география природных ресурсов и др.

В зависимости от подходов и широты территориального охвата различают также общую географию, предметом которой служат более общие, прежде всего глобального масштаба, вопросы как физической, так и экономической и социальной географии, и региональную географию, изучающую отдельные природные территории, страны и районы.

Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в.

Этот этап характеризуется первоначальным накоплением г eo г pa фических знаний. В общих чертах (на доступном уровне) на этом этапе была изучена почти вся поверхность Земли, т. е. к концу этапа у человечества сформировался глобальный географический кругозор, зародились многие важные для географии идеи и представления, унаследованные и развитые другими поколениями ученых.

Географические представления возникли в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических (бытийных) знаний определялся характером деятельности человека и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось у них с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), рождение и смерть человека, что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т. е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Уже в глубокой древности признавалась шарообразность Земли (Парменид, VI - V вв. до н. э., Аристотель, IV в. до н. э., Эратосфен, 111 ­ 11 вв. до н. э.). На этой основе возникло представление географической зональности (Эвдокс, IV в. до н. э., Посидоний,вв. до н. э., Страбон, I в. до н. э. и др.). Философская мысль подошла к идее изменений земной поверхности (Гераклит, VI - V вв. до н. э.). Зародились общая география и географическое страноведение, картография и гидрология.

К числу наиболее важных философско-географических достижений эпохи античной культуры можно отнести:

Формирование пространственного (геопространственного) подхода, который играл большую роль (в методологии географии) на всех остальных этапах формирования географических наук. Его методологическая сущность, конечно с учетом временных особенностей разных эпох, сохранилась и дошла до наших дней.

Становление натурфилософии на базе целостного мышления того времени, в котором объединялись многие стороны истории, математики, естествознания, этнографии и других направлений. Географические идеи формировались в единстве указанных воззрений и не составляли самостоятельного направления. «Я считаю, - писал Страбон, - что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же, как и всякая другая наука, входит в круг занятий философии».

В географии формируется описательно-страноведческое направление, которое способствовало накоплению географических фактов о различных регионах (пространствах) Ойкумены и образованию единой (описательной) географии (хорографии) . Первыми страноведческими описаниями стали периплы (описание берегов), периэгезы (описания суши) и периоды (объезды земли). С обобщениями подобных сочинений выступили Гекатей, Страбон, Птоломей и др. Это было страноведческое направление географии тесно связанное с историей. Дж. О. Томпсон называл ее общей географий.

Происходит зарождение естественнонаучного или общеземлеведческого направления (линия Аристотеля), связанного с попыткой объяснения описываемых природных явлений. Здесь просматриваются основы теоретического осмысления через систему понятийного аппарата: о фигуре и сферах Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, климате и климатических поясах, геоцентрической модели космоса, географии, хорографии и др. Эти идеи формировались не только в трудах Аристотеля, но и Фалеса, Эвдокса, Гераклита, Фунидида и др.

Появляется математико-географическое направление, которое заложило основы математической географии, геодезии и картографии . Трудами Эвдокса, Анаксимандра, Эратосфена, Гиппарха, Птолемея вводятся такие понятия как топография, широта и долгота, картографическая проекция, длина меридиана и др.

Прослеживаются экологические мотивы в географии, связанные с мыслями о природной детерминации (обусловленности) бытия человека (Демокрит), роли климата в жизни людей, формировании их характера, традиций и обычаев (Гекатей, Гиппократ). Эти мысли, видимо, оказали влияние на Ш. Монтексье, когда он формулировал понятия географического детерминизма .

В раннем средневековье распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкие технологии кораблестроения, религиозная замкнутость стран, суеверия и мифы препятствовали далеким путешествиям. Сухопутные путешествия в основном к «священным местам» совершались паломниками или миссионерами. Образовательный процесс начинался с латинской патристики, т. е. совокупности теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). В истории географии она была временем сохранения элементов античных знаний на общем фоне их упадка и первых попыток интерпритации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций. Примером могут быть труды Козьмы Индикоплова, написанные в VI веке. Это нашло отражение на раннесредневековых «колесных картах», что ассоциировалось с плоской формой нашей планеты. Их центром, осью мироздания был признан Иерусалим , местоположение «Гроба Господня».

В среднем средневековье происходит расширение пространственного кругозора на Севере Европы и Северной Атлантике (плавания ирландских мореходов и скандинавских викингов) и знакомство европейцев с арабоязычной наукой. Это было время схоластики (религиозной философии с предпосылками рационализма), временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении Ойкумены, началом его систематизации и выявлением некоторых причинно-следственных связей в трудах Ибн Батуты, Ибн Сины и др. Арабы ассимилировали достижения культуры и науки коренных народов, создали крупные научные центры в Багдаде, Кордове и Палермо, в которых на арабский язык переводились произведения греческих, римских и иных мыслителей. Из Индии они почерпнули десятичную систему счета, у китайцев – компас, усовершенствовали систему орошаемого земледелия, строили новые каналы, производили шелк. География арабов была прежде всего наукой о путях, связывающих отдельные территории и о самих территориях. Однако арабская география в теоретических положениях не продвинулась дальше античных географов. Ее заслуга заключается в расширении пространственного кругозора (двигателем была торговля) и в сохранении для потомков идей античности. Карты арабских географов до XV века оставались без градусной сетки.

Завершается это время становлением раннего гуманизма, что стало апогеем средневековой географии с ее представлением о единой в мире Ойкумены и преддверием ВГО, которые коренным образом изменили средневековую парадигму. Этому предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и публикаций страноведческих описаний о странах Востока богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий. Центром географической мысли становится Венеция, которая, по словам К. Риттера, стала «высшей школой географических и исторических наук». В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. Составлялись сборники путешствий и локаций. Появляются и первые учебные заведения, называемые добровольными «академиями».

ВГО раздвинули границы географического мира. Это был необычайно трудный, требующий огромного личного героизма и энергии, процесс познания мира в пространстве Земли, которого не знала ни одна наука, кроме географии. Эпоха ВГО, по словам Ф. Энгельса, была эпохой титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Зарождающийся капитализм требовал достоверных данных о сухопутных и морских путях, о природных условиях известных и вновь открытых территориях. В европейских странах начался процесс накопления знаний о географическом пространстве, вытеснивших иконографичность представлений о мире. В современном мире наиболее значимыми становятся «горизонтальные», десакрализованные взаимоотношения между культурами и странами .

Основными достижениями географии в средние века можно назвать:

Развитие картографии, формирование современной карты мира, издательство карт, которое стало возможным благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. В XVI веке центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А. Ортелия и Г. Меркатора. Первый оставил о себе память изданием собрания карт под названием «Театрум», включавших 70 наименований. Второй разработал математические основы картографии. М. Бехайм изготовил первый дошедший до нас глобус. К сожалению, большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий.

Освещением в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х. Колумба, А. Веспуччи, Пигаффеты и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений. В 1507 г. лотарингский географ М. Вольдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый Свет Америкой.

Появлением первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гриччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города.

Развитием идей математической географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географии. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во Вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировали знания по астрономии , физике и географии.

Возникают представления о залегании слоев земной коры (Леонардо да Винчи), об общем строении Земли (Р. Декарт, г. Лейбниц), процессах горообразования (Н. Стенон). В конце этапа появляются первые труды, обобщающие накопленные географически е знания, имеющие в известной степени теоретический характер (работа Б. Варениуса и др.).

Второй этап - с середины XVII до середины Х I Х в.

Кризис географии в XVIII -XIX веках возник не столько от недопонимания географической действительности, сложности ее структуры (соотношения части и целого, общего и единичного, места в ней биоты и человека), сколько уровнем развития и состояния методологии (суммы методов исследования), ее возможностью исследовать только простые географические объекты. Например, отдельные компоненты природы. Однако уже в XIX веке начинают формироваться основные положения теории физической географии и она перестает быть частью натурфилософии, выделившись в самостоятельную науку.

Становление капиталистического способа производства в Европе привело к изменению мировоззренческих критериев и стремлению к освобождению от религиозных догм и опеки церкви. Создаются философские учения, получившие название метафизического (механистического) материализма.

Мировоззрение базировалось на экспериментальном естествознании, основы которого заложили Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон и др. С осмыслением огромного фактического материала эпохи ВГО происходит смена принципов познания от мироощущения окружающей действительности к ее миропониманию. Вводится научный метод познания, отвечающий на вопрос как получить новое достоверное знание. Ф. Бэкон, используя положение философского позитивизма, обосновал индуктивный метод познания . В географии это послужило началом становления отраслевых наук, изучающих отдельные компоненты природы.

Р. Декарт заложил основы методологии как философской сущности процесса научного познания. Являясь родоначальником рационализма (разум – основа познания) он обосновал дедуктивный метод познания , отводя в нем большую роль математическим методам . Опытом такого дедуктивного анализа в географии можно считать работу Б. Варения «Всеобщая география», которая являлось прообразом общеземлеведческого направления в физической географии. Впервые определяется объект изучения географии (автор его называет предметом) – «земноводный шар», который рассматривается как целое (модель-образ), так и по частям (региональные образования поверхности Земли). Поэтому географию он делил на всеобщую, познаваемую через чувственный опыт, и частную – хорографию и топографию, использующих описательный метод. Вторым опытом дедуктивного анализа является представление И. Канта о пространстве как независимом от материи абсолютном вместилище вещей (ньютоновская интерпретация). Такое пространство он считал объектом изучения единой географии.

Важным событием этого времени было появление первых учебников по географии: И. Гюбнера «Земноводного круга краткое описание», С. Наковальнина «Политическая география», Г. Крафта «Краткое руководство к математической и натуральной географии», Х. Чеботарева «Географическое методическое описание Российской империи и др.

Для становления географической науки чрезвычайно важно то, что этот этап заканчивается формированием эволюционных представлений в естествознании. Осознается идея глобального единства при роды земной поверхности. география начинает преподаваться в школах и университетах. Однако усиление ее дифференциации приводит к углублению кризиса единой географии, поставившего под вопрос существование ее как науки. Вместе с тем активно развиваются дисциплины, изучающие отдельные компоненты природы. Начиная с XVIII в., интенсивно развиваются экспериментальные науки и техника, формируются новые отрасли естествознания, обогащающие географию, стимулирующие географические исследования. Рост производительных сил и расширение промышленного производства способствуют активному географическому изучению природных условий и ресурсов. В географии прочно внедряется исторический подход.

Третий этап - с середины Х I Х до 20- x годов ХХ в.

Этот этап знаменуется преодолением кризиса единой географии, оформлением хорологической (А. Геттнер) и генетической () концепций, созданием основ учения о географической оболочке и учения об экономическом районировании, разработкой начал ландшафтоведения. Для географов все более интересным становится изучение прошлого природы земной поверхности, так как задача объяснения строения и изменений, происходящих в географической оболочке может быть решена только путем сочетания п poc транственного анализа с историческим. Этому способствовали традиции русской географии, начиная с, первым введшего в трактовку географических явлений идею развития, блестяще продолженные в работах В. В Докучаева (применительно к рельефу и почвам).

География Новог o времени закладывается прежде в ce г o идеями К. Риттера, начиная с 30-40-х гг. XIX в., но завершается этап в нашей стране в 20- x - начале ЗО-х гг. ХХ в.

Земная поверхность начинает осознаваться географами как особая целостная пространственно-временная система, состоящая из e стественно-исторических зон. Разрабатываются представления о географической оболочке, как иерархии ландшафтных систем, объекте физической г eo г pa фии, призванной не только описывать природу земной поверхности, но и объяснять ее закономерности. Формируются геокомпонентная и a нт po поэкологическая парадигмы.

В это же время в университетах основываются кафедры г eo г pa фии, географические факультеты , а также создаются специализированные научно-исследовательские институты, расширяется сеть научных географических обществ.

Рассмотренная эпоха характеризовалась следующими особенностями:

Идеи А. Гумбольдта и К. Риттера рассматриваются, с одной стороны, как завершающие классический период единой географии, с другой, как начинающие строительство современной географической науки. А. Гумбольдт и К. Риттер занимали очень высокое место в ученом сообществе, но имели существенные различия в мировоззренческих позициях на географию. Об этом писал: «Гумбольдт, кроме блестящих обобщений, внес в науку много новых фактов. Риттер только систематизировал прежде бывшее, осветив это известной идей… Гумбольдт признавал влияние природы на человека, но не старался на этом девизе построить самостоятельную, отдельную науку; он рассматривал землю не только как физическое тело, но и как мировое, он стремился расширить и постигнуть общие идеи о мироздании. Риттер же хотел на основном девизе (о влиянии природы на человека) создать совершенно новую, но невозможную науку», т. е. региональное страноведение. Поэтому усиливается расхождение взглядов ученых на географию. Одна часть ушла в «чистое» естествознание (унитарии), развивая идеи физической географии. Другая группа разрабатывала проблемы региональной географии (дуалисты), где природа, по словам, рассматривалась «как нечто фатально связанное с историей населяющих Землю народов, а специфика общественных отношений связывалась с определяющим влиянием природных условий».

XIX век был «серебряным веком» в развитии и становлении географии как науки, хотя еще оставались обширные «белые пятна» практических познаний, особенно в полярных странах. Путешественники и исследователи, «стиравшие» эти пятна на географических картах, становились национальными героями (Ф. Нансен, Д. Кук, Д. Левингстон и др.).

Попыткой географии определить свое место в системе наук в качестве одной из наук о Земле (наряду с геологией, геофизикой, биологией) с мощной установкой географического естествознания. В структуру земноводного шара кроме абиотических сфер включается еще «сфера жизни» А. Гумбольдта. Именно он впервые поставил вопрос о новом качестве Земли – комплексной оболочке, где объединяется абиотический и биотический субстрат материи. Это было связано с тем, что географические экспедиции способствовали развитию биоэкологических учений, которые во второй половине XIX века дополнили предмет изучения географии и определили отход от топографических описаний.

В конце XIX века трудами Ф. Рихтгофена, Ф. Ратцеля, окончательно оформляется геосферная общеземлеведческая концепция . Впервые определяется общий объект физической географии, состоящей из четырех сфер: лито-, атмо-, гидро - и биосферы. У разных авторов он, к сожалению, назывался по-разному: у Рихтгофена – земная поверхность, у Петри – наружный покров, у Броунова – наружная оболочка, у Аболина – эпигенема. Параллельно развивалось региональное направление, получившее название ландшафтной концепции (, З. Пассарге). Теоретическое обоснование эта концепция получила уже в 30-60-е годы ХХ века.

Под влиянием моделирующей установки философии и физики существенным изменением в географии стало понимание пространства – от субъективного подхода (божественного или «пустого» физического пространства») к объектному пониманию, т. е. пространству телесных вещей. В этом случае ведущими понятиями становятся «территория» (пространство по Геттнеру), «местность» и «район» как часть территории. Как следствие, начинает доминировать идея множества частных пространственных объектов на поверхности Земли. К. Реттер утверждал, что география должна иметь дело с пространственными категориями, с описанием заполненных пространств, начиная от конкретных реалий природы и кончая сферой духа. Идея единства жилища и его обитателей возводило учение о пространстве в проблему взаимоотношения человека с природой. В качестве особой категории измененной человеком природы он выделял «культурную сферу». В дальнейшем развитие шло в рамках биологического детерминизма и пассибилизма . Первое направление (Ф. Ратцель, Э. Реклю) пыталось распространить идеи дарвинизма и биологические законы на человеческое общество. Ф. Ратцель в работе «Политическая география» государство уподоблял живому организму, которое борется за расширение своего пространства, чтобы уцелеть. Э. Реклю представлял земной шар как целое, как некий живой организм с функционированием разных элементов природы и общества, взаимодействием органической и неорганической природы с человеком. Второе направление – поссибилизм (лат. possibilis – возможный), в дальнейшем разработанное Видаль де ля Блашем, было связано с описанием механизмов приспособления хозяйства и быта человека с окружающей средой, т. е. пространственно-временных геоадаптационных процессов. Это были основы будущей концепции культурного ландшафта .

По данным, в России при изучении региональных различий в середине XIX века уже употреблялись термины «пространства», «полосы» (), «пояса» (), «естественные области» (). В 1979 г. , разработавший сеть сельскохозяйственных «районов» России, вводит в географическую литературу термин «район», который в последующем получил широкое распространение в нашей стране. В большинстве зарубежных стран он не употребляется и ему соответствует понятие регион.

Становлением институциональных образований, укрепивших положение географии в мировой науке. Усиливается роль географических обществ в организации комплексных экспедиций. Идет становление кафедр географии в крупнейших университетах различных стран. Формируются профессиональные институты. Проводятся международные географические конгрессы.

Университетским географическим образованием, определившим становление профессиональной деятельности и появления профессионалов-географов. Это предопределило оформление двух направлений в развитии теоретических положений географии: «университетского землеведения», формирующегося в ходе осмысления отраженного в литературе эмпирического материала и личного опыта географической профессуры (Э. Реклю, Видаль де ля Блаш, Ф. Ратцель, А. Геттнер и др.), и «географического естествознания» складывающегося под влиянием совместных экспедиционных исследований (-Тян-Шанский, В Дэвис и др.).

Одним из крупнейших обобщений века стало обоснование закона мировой зональности в брошюре «К учению о законах природы» (1899), где он писал о теснейшей связи «между растительным, животном и минеральном царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой». Крупнейшие теоретические достижения связаны не только с законом зональности, но и с выходом Докучаева на общенаучное мировоззренческое обобщение: «в мире царствует, к счастью, не только один закон великого Дарвина – закон борьбы за существование, но и другой – противоположный – закон любви, сопомощи, особенно ярко проявляющийся в существовании наших зон».

Четвертый этап - с 20-х годов ХХ в. до настоящего времени.

На этом, новейшем, этапе c в oe г o развития мировая географическая наука проявила себя как важная составляющая в ce г o процесса научно-технического и культурного развития человечества. Основные тенденции ее развития определялись необходимостью решения вставших перед человеческим обществом сложных задач, особенно в системе "природа-общество", потребностью углубленного познания закономерностей природной среды Земли и ближайшего космоса, исследования актуальных проблем пространственной организации производительных сил, расселения и движения населения планеты, социально-политического развития стран и регионов мира.

" Kpy г интересов географии претерпевает изменения в соответствии с изменениями сферы господствующих интересов общества: поиски возобновимых (и, реже, невозобновимых) ресурсов ­ оценка природных pecyp сов слабообжитых пространств - территориальная организация производства (Лэнд-юз, индустриализация, ТПК) ­ "организация социальной жизни общества" ­ совершенствование сотворчества общества и природы. В этой связи менялось и представление о статусе географии в системе наук...

В исследованиях отмечается развертывание двух теоретических парадигм региональной географии – хорологической (А. Геттнер, Р. Хартшорн) и ландшафтной (, З. Пассарге, О. Шлютер), а в методах исследования – районирования, факторного и функционального анализа, математико-статистической обработки. Развиваются прикладные направления: исследование ресурсного потенциала стран, территориальной организации управления государством (районирование, районного планирования, систем расселения). Растет интерес к политической географии (глобальность мировых войн и грядущий распад колониальной системы) и военно-географической тематике.

Для советской географии это был сложный период, связанный с преемственностью дореволюционной географии и географии современной. Наметилось торможение ряда направлений науки (социальной и политической географий) и чрезмерная идеологизация философии конкретных наук в виде резкой критики географического детерминизма и неприятия хорологической концепции (геттнерианство как буржуазная идеология).

Основные достижения географии этого этапа:

Ведущей методологической установкой этой эпохи становится пространственно-комплексная установка, связанная с подходом к изучению объектов земной реальности как комплексов, у которых важнейшими свойствами являются взаимосвязи и отношения между элементами. Эта установка определила формирование представлений об общегеографических объектах: географической оболочке (,), природно-территориальном и территориально-производственном комплексах (,), экономическом районе (,). Предметная направленность географических исследований сосредотачивается как на пространственной морфологии (страны, зоны, районы) и внешних факторах этой морфологии, так и на рассмотрении процессов этой морфологической неоднородности. Так, вводятся понятия физико-географического процесса, в основе которого были особенности тепло - и влагообмена; геохимических процессов ландшафтов; энергопроизводственных циклов ТПК.

Интегративные идеи в географии конца XIX и начало ХХ века были обобщены и развиты, который закрепил за биосферой понятие «комплексной оболочки» как области существования жизни, живых организмов на Земле в виде единого образования. Биосфера рассматривалась им в качестве особого геологического «тела», строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса, а живые организмы, популяции, виды и все живое вещество – это формы, уровни ее организации. Выделялся и еще один аспект, связанный с человечеством как новой геологической силой в масштабах Земли. Впервые были обозначены два важных планетарных феномена глобального геопространства Земли: биосфера и нечто новое – человечество.

Учение о биосфере было дополнено концепцией о Геомериде, под которой понимался весь живой покров Земли. Человечество также «входит в состав живого покрова Земли и постепенно становится его основным организующим началом». Эта концепция – одна из первых концепций глобальной экологии, т. е. проблемы субъект-объектных отношений: Она дополняла учение о биосфере, вводила в нее биоценологические и экологические характеристики, понятие об экосфере. По мнению, понятие «геомерида» подчеркивало элемент целостности, присущий этому высшему биоценозу, тогда как термин «биосфера» обозначает не высший биоценоз, а высший биотоп.

Идеи и позволили по новому посомотреть на сущность природного ландшафта. С одной стороны, понимать его как часть общего, т. е. биосферы. С другой стороны, понимать ландшафт как инвариантные условия существования и функционирования в его структуре определенных групп биоэкосистем в ранге фаций, которые являются в иерерхическиом плане первичной основы экосферы и определяют саморегулирование ее среды. Однако теоретическое осмысление эти идеи нашли во второй половине ХХ века.

Общие проблемы географии, которые формировались в научных направлениях ландшафтоведения, геоморфологии, почвоведения, антропогеографии, сравнительного страноведения. Преобладающей научной методологией были хорологический и ландшафтный подходы. Согласно хорологической концепции, наиболее яркими основоположниками которой были А. Геттнер и Р. Хартшорн, география – это «единая» наука, охватывающая как природу, так и человека. Философскую основу такой концепции составляли взгляды неокантианцев на «заполненное пространство», т. е. пространство по, в которое входят элементы от рек и гроз до сказок, обычаев и преступлений. Их описанием должно заниматься страноведение, ибо вся земная поверхность представляет собой комплекс или систему стран и местностей. При этом суть пространства как объекта изучения ни в трудах Гетнера, ни в работах современной социально-экономической географии с учетом географического подхода не раскрывается. В этом случае пространство стало синонимом «территории» (страны). Сущность географии в таком контесте состоит в познании (описании, классификации) множества индивидуальных территориальных образований с учетом принципа уникальности.

Территориальные исследования в СССР, имевшие своей целью изучение природных условий и естественных ресурсов, привели к выделению самого маленького объекта физической географии – ландшафта, который хорошо вписывался в концепцию новой биосферы с позиций холизма, т. е. фактора целостности (абиотического и биотического вещества). Как следствие, происходит формирование одного из ведущих разделов физической географии – ландшафтоведения. Трудами, и др. создаются методики ландшафтных исследований и ландшафтного картирования. При этом выделял ландшафт в качестве основного объекта физической географии (влияние идей хорологической концепции).

Идет становление экономической географии. В. Готц вводит в науку термин экономическая география. В Кристаллер и А. Леш создают пространственную модель размещения населенных пунктов и хозяйства, а также выделяют в географии непроизводственную сферу. В России ее основателем был, заведующий первой кафедрой экономической географии. Научная школа Дены носила отраслевое и статистическое направление. Методологические основы экономической географии базировалась на положениях экономической науки, опирающейся на статистическую информацию (законы рынка). Под влиянием идеологизации науки это направление подвергается резкой критике и его сторонниками, которые считали, что основным предметом изучения явялется экономический район как основа государственного регулирования экономики. Такой подход предполагал развитие промышленности на основе использования местных ресурсов и формирования представлений о районе как территориальном комплексе со специализацией в масштабах страны. Однако победа «районного направления» вызвала деэкономизацию (исчезновение рыночных отношений) и рост макротехнологических направлений (комбинаты, промзоны, производственно-технологические связи и др.).

Изменение приоритетов развития зарубежной и советской географии. Первые рассматривали проблемы общества и природы как общую часть пространственных отношений, центром которых был человек, его активная деятельность и среда жизни. Поэтому теоретической базой таких отношений был поссибилизм, а ведущими законами – социальные и экономические. В противовес природоведческой географии начинает быстро развиваться социальная география: учение о культурном ландшафте Р. Хартшорна, К. Зауэра и О. Шлютера, энвайроментализм Э. Сэмпла и др. В советской школе ведущим направлением остается природоведческая география, в значительной степени связанная с запросами производства на ресурсообеспечение. В общественной географии преобладала экономическая география, направленная на освоение малообжитых территорий и география населения, базирующаяся на статистике.

Происходит изменение приоритетов прикладных исследований. Пространственно-комплексная концепция сыграла роль в решении пространственно-морфологических задач – природной и сельскохозяйственной зональности, экономическом районировании, а также в оценке природных условий, освоения слабообжитых территорий и территориальной организации производства, размещении предприятий, создании территориально-производственных комплексов.

На развитии географии сказались тенденции идеологизации географических работ с геополитическими целями. С одной стороны, они влияли на развитие ошибочных методологических позиций и «националистических мотивов». Наиболее ярко это проявлялось в предвоенной Германии и связано было с идеей «национального ландшафта» (культурные ландшафты формируют особый «немецкий дух»), «жизненного пространства государства», праве господства арийской расы над другими. Этот круг идей фактически взлелеял геополитику К. Хаусхофера с фашистской идеологией и предопределил во многом развязывание Второй мировой войны. С другой стороны, идеологизация географии способствовала разделению ее на два лагеря – социалистический и капиталистический (буржуазный), что сказалось на торможении идей теоретической географии, особенно в СССР. Научная тематика часто подменялась навешиванием ярлыков: «идеализм», «вредители», «деновщина», «последователи буржуазной геттнеровской школы» и др. Критике подвергались даже ученые мировой известности: , и др. «Идеологическая борьба» привела: 1) к «разводу» физической и экономической географий, отказу от обсуждения их общих основ. После длительных дискуссий в 1954 г. решением второго географического съезда России физическая и экономическая географии были окончательно разделены на две самостоятельные науки; 2) к потере такого важного категориального понятия теории географии как «геопространство»; 3) к исключению из географии «человека», полному разрыву с демографией и этнографией. С другой стороны, процесс разделения географии определялся общим ходом эволюции этой науки. Как только географы занялись углубленным изучением явлений взаимодействия общества и природы, они встретились с качественно различными закономерностями, что и предопределило поляризацию физической и экономической географий.

Основными формами географических обобщений в трудах географов оставались страноведческие работы и монографические издания, очень разнообразные по объему, содержанию и научным достоинствам. Это работы А. Пенка по геоморфологии, В. Кристаллера «Центральные места южной Германии», о размещении промышленности СССР, «Субарктика», «Элементы водного баланса рек земного шара», «Географические зоны Советского Союза», «Палеогеография» и др.

Идет становление географии как сферы особой профессиональной деятельности. Организаторами экспедиционных работ выступают специализированные научно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институт британских географов). Шло становление и массовой профессии, связанной с ростом числа кафедр географии, факультетов, отраслевых курсов, изданием учебных пособий для высшей и средней школ . Формируются национальные школы Р. Хартшорна, и др.

В 70­ e г o ды проявляется стремление принять идеологию наук о человеке и прежде в ce г o социологии... С социологизацией, г y манизацией и экологизацией связано и желание занять достойное место в науках, обеспечивающих выживание человечества в быстро меняющемся мире.

В географии этого периода ярко выражен интерес к вопросам единства и целостности науки, комплексным проблемам и исследованиям. Происходит становление геокомплексной парадигмы, связанное со статистическим (морфологическим) и палеографическим (генетическим) изучением ландшафтов, а также экологической и геоструктурной парадигм. Широко внедряются такие общенаучные подходы и методы, как математическое моделирование, системный анализ и др.

Значительное влияние на формирование основных направлений и совершенствование методов географических исследований во второй половине ХХ в. оказала научно-техническая революция.

Для этого этапа, в частности, характерна так называемая "количественная революция" в географии, начавшаяся в 60- x гг. и выразившаяся в активном применении математических и статистических методов в географических исследованиях (с использованием компьютерного программирования).

Важно отметить и поиски географами пространственных закономерностей в размещении производительных сил, расселении населения ("теория центральных мест", теория "полюсов роста" и "центров развития" и другие концепции), и развитие "региональной науки". В мировой географии выделяются три основных подхода к познанию объекта науки - пространственный, региональный комплексный и эколого-географический.

К концу ХХ в. география заняла одно из ведущих мест среди отраслей знания в изучении проблем природопользования , глобальных и региональных проблем взаимодействия общества и природы, совершенствования территориальной организации жизни общества. Одновременно усилилось стремление к развитию международного сотрудничества географов, что обусловлено возрастанием их ответственности за решение актуальных проблем человечества, возрастанием конструктивной, преобразовательной роли науки.

История географии

Как развивалась географическая мысль во времени? Кто был творцом географических идей? Какие переломные этапы были в развитии теории географии? Без ответа на эти вопросы разобраться в научных проблемах современной географии, ее теоретических положениях очень трудно.

Наука - это мысль, а история науки - это движение мысли. Любая наука как форма общественного сознания проходит сложный путь развития от описательного этапа (сбора, накопления и классификации данных об объектах исследования) до этапа теоретического и методологического осмысления. Развитие науки теснейшим образом связано также с запросами практической деятельности человека, которые не остаются постоянными в различные эпохи.

Обязательными атрибутами любой науки должны быть объект и предмет исследования, а также методология и теория, фундаментальные категории и понятия, принципы и схемы объяснения. Традиционно география считалась наукой, изучающей поверхность нашей планеты. Открытие и исследование этой поверхности началось еще на самой ранней ступени цивилизации и завершается уже в наше время. Главной целью географических исследований всегда являлось изучение географической действительности и географической картины мира, с которыми связана жизнь человека и общества. Отсюда и сам термин география родился как «землеописание». Однако, по мнению В. Бунге, история развития географии, ее «идеология» сложна и не очень безоблачна. В ней мало «руководящих идей и множество фактов».

Другие науки накапливали данные и на их базе создавали теорию науки, а потом «новая» наука (например, новая физика) поглощала более старую, но не отвергала ее. В географии преобладал направленно-волновой характер развития с частой сменой направлений, целей, методологических и теоретических задач. Затянувшийся описательный этап накопления фактов и данных, сложность объекта и предмета изучения, влияние политических и социокультурных факторов общества не способствовали становлению инварианта географии как науки, формированию ее теории и методологии. Кроме того, становление географии как науки было связано с трудностью согласования интересов между синтезом накопленных данных и погоней за новейшими фактами, что усиливало дифференциацию научных направлений и усложняло систему географических наук, приобретающих образ «Вавилонской башни». Не всегда совпадало желание лидеров географии соединить поиск истины, утверждающей престиж географии в научном обществе, и стремлением быть полезной обществу.

Трудности становления географии как науки, по мнению В.С. Преображенского, были связаны:

С меняющимся статусом географии, ее превращением из школьной и вузовской географии в науку (конец XIX в.), а затем в 30-60-е годы XX в. в массовую сферу профессиональной деятельности;

С постоянным расширением границ объекта и границ предмета исследования;

С усложнением методики исследования (путешествия ® экспедиции ® стационары ® дистанционное зондирование ® корабли науки и санно-тракторные поезда) и методического перевооружения в области эмпирических обобщений (картографического ® математико-статистического ® картографо-математического моделирования на базе ЭВМ ® компьютерных систем и сетей);

С изменением информационных функций географии: картографической ® страноведческих описаний и многотомных сочинений ® национальных и мировых географических атласов ® функционально-ориентированных карт ® электронных банков данных ® геоинформационных систем.

Вот почему в географии часто употребляются понятия «современная» и «новая» география, «кризис» и «революция». Если первые фиксируют лишь некоторые изменения в теории и строении концептуальных моделей, то вторые свидетельствуют о решительном пересмотре устоявшихся теорий, видения предмета или методов его изучения.

Наши предшественники и современники неоднократно пытались выявить наиболее общие черты развития географии от античных времен (Эратосфен и Страбон) и до наших дней (А.А. Григорьев, А.Г. Исаченко, И.М. Забелин, Ю.Г. Саушкин, К. Грегори, Н.К. Мукитанов, В.С. Преображенский, В.П. Максаковский и др.). А.А. Григорьев анализирует развитие физико-географических идей в России в XIX и начале XX в. А.Г. Исаченко издает монографию «История развития географических идей». О географии в прошлом, настоящем и будущем написана интересная работа Ю.Г. Саушкина, а также «География и географы» К. Грегори. Итог XX века подводит монография В.С. Преображенского, Т.Д. Александровой и Л.В. Максимовой «География в меняющемся мире». «Историческую географию мира» издает В.П. Максаковский. Первое учебное пособие по «Истории географии» предлагают М.М. Голубчик, Е.В. Евдокимов и Г.Н. Максимов.

Географические идеи древнего мира

Зачатки географических знаний появились еще у первобытных людей, само существование которых зависело от способности ориентироваться в пространстве и отыскивать естественные убежища, источники воды, места для охоты, камни для орудий и т.д. Первобытный человек отличался острой наблюдательностью и даже умением делать рисунки местности на шкурах, бересте, дереве - прообразы географических карт. Примитивная карта как способ передачи географической информации возникла, по-видимому, задолго до возникновения письмености. Уже на самых ранних стадиях своей хозяйственной деятельности первобытный человек вступил в сложные взаимодействия с окружающей природной средой. Исследования археологов в последние годы показали, что уже в конце палеолита (древнего каменного века) человек уничтожил основную часть крупных млекопитающих в пределах умеренного пояса северного полушария, вызвав тем самым своеобразный “первый экологический кризис” в истории нашей планеты, и вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию.

Первые письменные документы оставили нам земледельческие народы Древнего Востока: Египта, Двуречья (Ассирия и Вавилон), Северной Индии и Китая (IV-II тысячелетия до н.э.). У этих народов возникли зачатки научных знаний в области математики, астрономии, механики, которые использовались затем для решения проблем географического характера. Так, в Египте в эпоху Древнего царства (до 2500 г. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). В целях определения сроков различных сельскохозяйственных работ стали проводиться регулярные астрономические наблюдения. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели солнечный календарь. Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения солнечных затмений и научились предсказывать их. Из Двуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года - на 12 месяцев, суток - на 24 часа, окружности - на 360 градусов; там же было введено понятие “лунная неделя”. Из Индии ведет начало современная числовая нумерация.

Представления народов Древнего Востока о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, в теоретическом плане сохраняли мифологический характер. Еще в III тысячелетии до н.э. шумеры создали мифы о сотворении мира, потопе и рае, которые оказались чрезвычайно живучими и отразились во многих религиях. Астрономические наблюдения в то время не привели к правильным взглядам на строение Вселенной. А вот вера в прямое воздействие небесных светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии (особенно популярной она была в Вавилонии).

Представления о Земле основывались на непосредственном восприятии окружающего мира. Так, древним египтянам Земля представлялась в виде плоского вытянутого прямоугольника, окруженного со всех сторон горами. Согласно вавилонскому мифу, бог Мардук создал Землю среди первично сплошного океана. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священных книгах индийских браминов - “Ведах”: Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия.

Среди географических идей древнего мира, унаследованных современной географией, особое значение имеют взгляды ученых античности. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н.э. по 146 г. н.э.

В Древней Греции около 500 г. до н.э. была впервые высказана идея о шарообразности Земли (Парменид). Аристотель (IV в. до н.э.) привел первые достоверные доказательства в пользу этой идеи: круглую форму земной тени при лунных затмениях и изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг. Около 165 г. до н.э. греческий ученый Кратес из Маллы изготовил первую модель земного шара - глобус. Аристарх Самосский (III в. до н.э.) впервые приближенно определил расстояние от Земли до Солнца. Он первым начал учить, что Земля движется вокруг Солнца и вокруг своей оси (гелиоцентрическая модель космоса).

Представление о географической (климатической) зональности, основанное непосредственно на идее шарообразности Земли, также берет свое начало в античной географии (Эвдокс из Книды, 400-347 гг. до н.э.). Посидоний (на границе II-I вв. до н.э.) выделил 9 географических поясов (мы в настоящее время выделяем 13 поясов).

Идея изменений земной поверхности также относится к старейшим достижениям античной мысли (Гераклит, 530-470 гг. до н.э.), а между тем борьба за нее закончилась только через два с половиной тысячелетия, в начале XIX в. н.э.

В Древней Греции зародились основные направления географической науки. Уже к VI в. до н.э. нужды мореплавания и торговли (греки основали в то время ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей) вызвали необходимость в описаниях суши и морских берегов. На рубеже VI в. до н.э. Гекатей из Милета составил описание Ойкумены - всех стран, известных в то время древним грекам. “Землеописание” Гекатея стало началом страноведческого направления в географии. В эпоху “классической Греции” виднейшим представителем страноведения был историк Геродот из Галикарнаса (485-423 гг. до н.э.). Его страноведение было тесно связано с историей и имело справочно-описательный характер. Геродот путешествовал по Египту, Вавилонии, Сирии, Малой Азии, западному побережью Черного моря; дал описание городов и стран в труде “История в девяти книгах”. Такие путешествия не приводили к открытию новых земель, но способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке.

Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу - Ликей - в Афинах. Практически все, что было известно о географических явлениях к тому времени, обобщено в “Метеорологике” Аристотеля. Этот труд представляет собой начала общего землеведения, которые были выделены Аристотелем из нерасчлененной географической науки.

К эпохе эллинизма (330-146 гг. до н.э.) относится возникновение нового географического направления, которое получило впоследствии название математической географии. Одним из первых представителей этого направления был Эратосфен из Кирены (276-194 гг. до н.э.). Он впервые довольно точно определил размеры окружности земного шара путем измерения дуги меридиана (ошибка измерения составила не более 10%). Эратосфену принадлежит большой труд, который он назвал “Географические записки”, впервые употребив термин “география”. В книге дается описание Ойкумены, а также рассматриваются вопросы математической и физической географии (общего землеведения). Таким образом, Эратосфен объединил все три направления под единым наименованием “география”, и его считают истинным “отцом” географической науки.

Итоги античной географии были подведены уже в эпоху Римской империи двумя выдающимися учеными-греками - Страбоном (ок. 64 г. до н.э.) и Клавдием Птолемеем (90-168 гг. н.э.). Труды этих ученых отражают два разных взгляда на содержание, задачи и значение географии. Страбон представлял страноведческое направление. Он ограничивал задачи географии только описанием Ойкумены, предоставляя выяснение фигуры Земли и ее измерение математикам, а объяснение причин наблюдаемых на Земле явлений - философам. Его знаменитая “География” (в 17 книгах) - описательное сочинение, ценный источник по истории и физической географии античного мира, полностью до нас дошедший. К.Птолемей был последним и самым выдающимся представителем античной математической географии. Основную задачу географии он видел в создании карт. Составленное Птолемеем “Руководство по географии” - это перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их широты и долготы, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций. Птолемеем во II в. н.э. была составлена наиболее совершенная карта древнего мира, которая неоднократно издавалась в средние века.

География средневековья

Средние века (V-XV вв.) в Европе характеризуются общим упадком в развитии науки. Феодальная замкнутость и религиозное мировоззрение средневековья не способствовали развитию интереса к изучению природы. Учения античных ученых искоренялись христианской церковью как “языческие”. Однако пространственный географический кругозор европейцев в средние века начал стремительно расширяться, что привело к значительным территориальным открытиям в разных уголках земного шара.

Норманны (“северные люди”) сначала плавали из Южной Скандинавии в Балтийское и Черное моря (“путь из варяг в греки”), затем в Средиземное море. Около 867 года они колонизовали Исландию, в 982 г. во главе с Лейвом Эриксоном открыли восточное побережье Северной Америки, проникнув к югу до 45-40 ° с.ш.

Арабы, продвигаясь к западу, в 711 г. проникли на Пиренейский полуостров, на юге - в Индийский океан, вплоть до Мадагаскара (IX в.), на востоке - в Китай, с юга обошли вокруг Азии.

Только с середины XIII в. пространственный кругозор европейцев стал заметно расширяться (путешествие Плано Карпини, Гийома Рубрука, Марко Поло и других).

Марко Поло (1254-1324), итальянский купец и путешественник. В 1271-1295 гг. совершил путешествие через Центральную Азию в Китай, где прожил около 17 лет. Находясь на службе у монгольского хана, посетил разные части Китая и пограничные с ним области. Первым из европейцев описал Китай, страны Передней и Центральной Азии в “Книге Марко Поло”. Характерно, что к ее содержанию современники отнеслись с недоверием, лишь во второй половине XIV и в XV в. ее стали ценить, и вплоть до XVI в. она служила одним из основных источников для составления карты Азии.

К серии подобных путешествий следует отнести и путешествие русского купца Афанасия Никитина. С торговыми целями он отправился в 1466 г. из г.Твери по Волге до Дербента, пересек Каспий и через Персию достиг Индии. На обратном пути, через три года, он вернулся через Персию и Черное море. Записки, сделанные Афанасием Никитиным во время путешествия, известны под названием “Хожение за три моря”. Они содержат сведения о населении, хозяйстве, религии, обычаях и природе Индии.

Великие географические открытия

Возрождение географии начинается в XV в., когда итальянские гуманисты стали переводить труды античных географов. Феодальные отношения вытеснились более прогрессивными - капиталистическими. В Западной Европе эта смена произошла раньше, в России - позднее. Перемены отражали увеличение производства, которое требовало новых источников сырья и рынков сбыта. Они предъявляли новые условия науке, способствовали общему подъему интеллектуальной жизни человеческого общества. География тоже приобрела новые черты. Путешествия обогащали науку фактами. За ними следовали обобщения. Такая последовательность, хотя и не отмеченная абсолютно, характерна и для западноевропейской, и для русской науки.

Эпоха великих открытий западных мореплавателей. На рубеже XV и XVI столетий за три десятилетия произошли выдающиеся географические события: плавания генуэзца Х. Колумба к Багамским островам, на Кубу, Гаити, к устью реки Ориноко и на побережье Центральной Америки (1492-1504 гг.); португальцев Васко да Гама вокруг Южной Африки в Индостан - г. Калликут (1497-1498 гг.), Ф. Магеллана и его спутников (Хуан Себастьян Элькано, Антонио Пигафетта и др.) вокруг Южной Америки по Тихому океану и вокруг Южной Африки (1519-1521 гг.) - первое кругосветное плавание.

Три главных пути поисков - Колумба, Васко да Гама и Магеллана - имели, в конечном итоге, одну цель: достичь морским путем богатейшего пространства мира - Южной Азии с Индией и Индонезией и других районов этого обширного пространства. Тремя разными путями: прямо на запад, вокруг Южной Америки и вокруг Южной Африки - мореплаватели обошли государство турок-османов, преградившее европейцам сухопутные пути к Южной Азии. Характерно, что варианты указанных мировых путей кругосветных плаваний многократно использовались впоследствии русскими мореплавателями.

Эпоха великих русских открытий. Расцвет русских географических открытий приходится на XVI-XVII вв. Однако русские и гораздо раньше собирали географические сведения сами и через западных соседей. Географические данные (с 852 г.) содержит первая русская летопись - “Повесть временных лет” Нестора. Русские города-государства, развиваясь, искали новые природные источники богатства и рынки сбыта товаров. В особенности богател Новгород. В XII в. новгородцы достигли Белого моря. Начались плавания на запад в Скандинавию, к северу - на Грумант (Шпицберген) и особенно к северо-востоку - на Таз, где русские основали торговый город Мангазею (1601-1652 гг.). Несколько раньше началось движение на восток сухопутным путем, через Сибирь (Ермак, 1581-1584).

Стремительное движение в глубь Сибири и к Тихому океану - героический подвиг русских землепроходцев. Немногим более полустолетия потребовалось им для того, чтобы пересечь пространство от Оби до Берингова пролива. В 1632 г. основан Якутский острог. В 1639 г. Иван Москвитин достигает Тихого океана у Охотска. Василий Поярков в 1643-1646 гг. прошел от Лены до Яны и Индигирки, первым из русских казаков-землепроходцев совершил плавание по Амурскому лиману и Сахалинскому заливу Охотского моря. В 1647-48 гг. Ерофей Хабаров проходит Амур до Сунгари. И наконец, в 1648 г. Семен Дежн е в огибает с моря Чукотский полуостров, открывает мыс, носящий ныне его имя, и доказывает, что Азия от Северной Америки отделена проливом.

Постепенно и элементы обобщения приобретают большое значение в русской географии. В 1675 г. в Китай направляется русский посол, образованный грек Спафарий (1675-1678 гг.) с указанием “изобразить все землицы, города и путь на чертеж”. Чертежи, т.е. карты, были в России документами государственного значения.

Русская ранняя картография известна следующими четырьмя своими произведениями.

1. Большой чертеж Российского государства. Составлен в одном экземпляре в 1552 г. Источниками для него послужили “писцовые книги”. До нас Большой чертеж не дошел, хотя возобновлялся в 1627 г. О реальности его писал географ петровского времени В.Н. Татищев.

2. Книга Большого чертежа - текст к чертежу. Один из поздних списков книги издан Н. Новиковым в 1773 г.

3. Чертеж Сибирской земли составлен в 1667 г. До нас дошел в копии. Чертеж сопровождает “Рукопись противу чертежу”.

4. Чертежная книга Сибири составлена в 1701 г. по приказу Петра I в Тобольске С.У. Ремизовым с сыновьями. Это первый русский географический атлас из 23 карт с чертежами отдельных районов и населенных пунктов.

Таким образом, и в России метод обобщений стал раньше всего картографическим.

В первой половине XVIII в. продолжались обширные географические описания, но с увеличением значения географических обобщений. Достаточно перечислить главные географические события, чтобы понять роль этого периода в развитии отечественной географии. Во-первых, обширное многолетнее изучение русского побережья Ледовитого океана отрядами Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. и экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова, которые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций открыли морской путь от Камчатки к Северной Америке (1741 г.) и описали часть северо-западного побережья этого материка и некоторые из Алеутских островов. Во-вторых, в 1724 г. была учреждена Российская Академия наук с Географическим департаментом в ее составе (с 1739 г.). Это учреждение возглавляли продолжатели дел Петра I, первые русские ученые-географы В.Н. Татищев (1686-1750) и М.В. Ломоносов (1711-1765). Они стали организаторами детальных географических исследований территории России и сами внесли значительный вклад в развитие теоретической географии, воспитали плеяду замечательных географов-исследователей. В 1742 г. М.В. Ломоносовым написано первое отечественное сочинение с теоретическим географическим содержанием - “О слоях земных”. В 1755 г. выходят в свет две русские классические страноведческие монографии: “Описание земли Камчатки” С.П. Крашенникова и “Оренбургская топография” П.И. Рычкова. Начался ломоносовский период в отечественной географии - время размышлений и обобщений.

Расцвет географической науки продолжается более двух с половиной столетий, от начала XVIII века (в Западной Европе - несколько раньше) до современности. Подъем научной географии особенно ощутим начиная от грани XVIII-XIX столетий - времени наибольших успехов капиталистической системы производства, ознаменовавшемся промышленной революцией в странах Европы и Великой Французской буржуазной революцией.

На развитие географии в России в XVIII столетии первоначально оказали определенное влияние идеи западноевропейских ученых, например, Б.Варения. Но они были настолько сильно и критически переработаны, столько было внесено нового в науку русскими учеными (И.И. Кириллов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов), что русская географическая школа этого времени носит новый, самобытный характер. И обусловлено это было в первую очередь практическими задачами

Первая в России кафедра географии была открыта в Московском университете в 1884 г., сначала на историко-филологическом факультете; заведовать ею был приглашен Д.Н. Анучин. В 1887 г. он добился перевода этой кафедры - географии, антропологии и этнографии - на естественное отделение физико-математического факультета, где и развернулась его работа по подготовке молодых географов, из которых затем выросли крупнейшие ученые с мировыми именами.

Разносторонность научных интересов Д.Н. Анучина была исключительна: физическая география, антропология, этнография, археология, история и методология науки, гидрология (в том числе - лимнология), картография, геоморфология, страноведение. Но подобная разносторонность не была случайным набором текущих интересов, перескакиванием от одного предмета изучения к другому. Они, как и у многих крупных ученых, теоретически составляли, как мы теперь говорим, “единый блок”.

Д.Н. Анучин считал, что география должна изучать природу земной поверхности. Он разделял географию на землеведение и страноведение. Землеведение изучает комплекс физико-географических компонентов всей поверхности Земли, а страноведение, хотя и более широкий комплекс, включающий человека (“Без человека география будет неполной”, - писал в 1912 г. Д.Н. Анучин), но в рамках отдельных районов (“стран”). Так как природа земной поверхности образуется в процессе ее исторического развития, исторический метод необходим в географических исследованиях. И конечно же, географические исследования важны не сами по себе, а необходимы практике.

Что мы знаем о Древнем Мире? Я понимаю то, что философы того времени познавали мир, себя, считая, что человек является частицей космоса. Но ведь уже в то время изучалась местность, природа, в которой обитали люди. То есть, география уже тогда пускала свои корни в человеческую жизнь. Сейчас я расскажу об этом и вам. :)

Что такое Древний Мир

Выделяется такой период в человеческой истории (между средними веками и доисторическим временем), который образовался на европейской территории, под названием "Древний Мир". Для других территорий, окончание данного временного отрезка могло разниться:

  • для Америки конец был во время начала колонизации Европы;
  • для Индии - на момент зарождения империи под названием Чола;
  • в Китае концом знаменуется образование империи Цинь.

Начало этого древнего исторического периода относится к дате самой первой в мире Олимпиады, а конец - примерно 476 год (когда пал Рим).

Древний Мир и наука

Прежде чем дойти до понятия географии в то время, стоит обратить внимание на людей, которые занимались тогда наукой. Они положили начало человеческого развития. Одним из главных представителей того времени является Пифагор. Он основал школу, где объединились наука, философия, религия и политика. По большей части, все научные деятели античности одновременно были философами: Платон, его учитель - Сократ, Эвклид, Аристотель и другие. Но, все же, какие направления изучались ими в географии?


Основные течения в развитии географии во времена античности

"Все начинается с малого", - это же касается и географии. В античные времена люди учились делать первые карты. Именно в тот период год разделили на привычные нам 12 месяцев. Астрономы даже смогли научиться предсказанию ближайших солнечных затмений. В Древней Греции впервые была изготовлена модель нашей Земли (глобус). Там же появились первые представления по поводу климатических поясов. Ученые, естественно, занимались таким направлением, как страноведение уже в шестом - пятом веке до нашей эры.