Семиклассники напишут обязательную независимую диагностику по физике.

Московские семиклассники напишут обязательную диагностику учебных достижений по физике, которая состоится 5 апреля 2017 года. Предмет определили методом открытой жеребьевки на селекторном совещании Департамента образования столицы в режиме онлайн 23 марта.

«Жеребьевка традиционно проводится за две недели до диагностики. Такой подход исключает перекос в преподавании одного предмета в ущерб другим и дает гарантию, что в течение года все они будут изучаться на одинаковом уровне. Выбор нам помогают сделать представители родительский общественности города», – рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

Открытую жеребьевку провели председатель Городского родительского экспертно-консультативного совета Людмила Мясникова и папа ученика 7 класса школы №2005 – кавалер ордена Мужества, подполковник Дмитрий Федотов.

«Я считаю, что диагностика является не просто оценкой успеваемости. Это задел на будущее, ее результаты дадут возможность оценить не только успехи наших детей, но и обратить внимание на то, над чем стоит поработать в следующем году, перед 9 классом, ведь в 8 классе нашим детям предстоит определиться с дальнейшим профилем образования, профильным обучением. Сегодня нам предстоит сделать выбор из трех предметов – истории, физики и географии. Я как военнослужащий считаю, что все они являются ключевыми, и знания по ним будут максимально востребованы», – отметил он.

Объективность и важность выбора предмета для диагностики путем жеребьевки подчеркнул и председатель Ассоциации по управлению качеством образования Василий Левченко.

«Выбор предмета для диагностики с помощью открытой жеребьевки и процедура проведения работы нацелены на развитие культуры независимой оценки качества образования в школе и в городе. Предложенный формат позволяет не только определить уровень овладения семиклассниками необходимыми знаниями, но и дать старт системной подготовке к основному государственному экзамену. Работа содержит задания по ключевым темам курса физики за седьмой класс. Анализ результатов диагностической работы поможет ученикам, родителям, учителям и заместителям директора по управлению качеством образования определить направления дальнейшей работы», - отметил он.

Работу школьники будут выполнять в течение 45 минут. Содержание диагностики охватывает основные элементы курса физики первых трех четвертей седьмого класса и включает в себя такие темы как «Тепловые явления», «Механические явления» и «Общие вопросы физики». В каждом варианте представлены задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Ознакомиться с примерными заданиями можно на сайте Московского центра качества образования в разделе «Мониторинг и диагностика»

Московские семиклассники напишут обязательную диагностику учебных достижений по физике, которая состоится 5 апреля 2017 года. Предмет определили методом открытой жеребьевки на селекторном совещании Департамента образования столицы в режиме онлайн 23 марта.

«Жеребьевка традиционно проводится за две недели до диагностики. Такой подход исключает перекос в преподавании одного предмета в ущерб другим и дает гарантию, что в течение года все они будут изучаться на одинаковом уровне. Выбор нам помогают сделать представители родительский общественности города», – рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

Открытую жеребьевку провели председатель Городского родительского экспертно-консультативного совета Людмила Мясникова и папа ученика 7 класса школы №2005 – кавалер ордена Мужества, подполковник Дмитрий Федотов.

«Я считаю, что диагностика является не просто оценкой успеваемости. Это задел на будущее, ее результаты дадут возможность оценить не только успехи наших детей, но и обратить внимание на то, над чем стоит поработать в следующем году, перед 9 классом, ведь в 8 классе нашим детям предстоит определиться с дальнейшим профилем образования, профильным обучением. Сегодня нам предстоит сделать выбор из трех предметов – истории, физики и географии. Я как военнослужащий считаю, что все они являются ключевыми, и знания по ним будут максимально востребованы», – отметил он.

Объективность и важность выбора предмета для диагностики путем жеребьевки подчеркнул и председатель Ассоциации по управлению качеством образования Василий Левченко.

«Выбор предмета для диагностики с помощью открытой жеребьевки и процедура проведения работы нацелены на развитие культуры независимой оценки качества образования в школе и в городе. Предложенный формат позволяет не только определить уровень овладения семиклассниками необходимыми знаниями, но и дать старт системной подготовке к основному государственному экзамену. Работа содержит задания по ключевым темам курса физики за седьмой класс. Анализ результатов диагностической работы поможет ученикам, родителям, учителям и заместителям директора по управлению качеством образования определить направления дальнейшей работы», - отметил он.

Работу школьники будут выполнять в течение 45 минут. Содержание диагностики охватывает основные элементы курса физики первых трех четвертей седьмого класса и включает в себя такие темы как «Тепловые явления», «Механические явления» и «Общие вопросы физики». В каждом варианте представлены задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Ознакомиться с примерными заданиями можно на сайте Московского центра качества образования в разделе «Мониторинг и диагностика» ).

Алексей Иванович, а какие вопросы школы задают чаще всего?
- Несмотря на то что такая форма работы в Москве существует уже на протяжении трех лет и мы постоянно даем разъяснения по этой процедуре, к нам продолжают поступать различные вопросы, касающиеся организации и содержания внешних независимых диагностик.
- Тогда первый вопрос будет таким: зачем школе участвовать в диагностиках?
- В каждой школе существует система внутреннего мониторинга качества образования. Оценка учебных достижений обучающихся - важнейшая часть этого процесса. Если такой мониторинг ориентирован только на использование внутренних материалов (контрольных работ, диктантов), которые готовят учителя школы, то у педагогического коллектива может сложиться субъективная картина оценки учебных достижений. Кроме того, в этом случае отсутствует возможность сравнивать успехи своих школьников с достижениями учащихся других образовательных организаций. Таким образом, участие в независимых диагностиках учебных достижений позволяет школам получать объективную информацию о качестве обучения, сравнивать результаты своих учащихся с результатами по городу или округу, знакомиться с достижениями лучших образовательных организаций и ориентироваться на них. Анализ ошибок и недочетов по результатам каждой из диагностик позволяет своевременно корректировать процесс обучения для достижения в дальнейшем более высоких результатов.
- Сколько классов в параллели должны участвовать в независимой диагностике и кто это определяет?
- Школа сама решает, на какие диагностики записываться и сколько классов будут принимать в ней участие. Поскольку все диагностики проводят по годовому плану, то у администрации школы есть возможность еще до начала учебного года ознакомиться с перечнем мероприятий и включить выбранные диагностики в план внутреннего мониторинга качества образования. Конечно, здесь бывают свои крайности. Некоторые школы стремятся получить в независимых диагностиках самые лучшие результаты и выставляют на все мероприятия всегда один лучший класс в параллели. Другие пытаются весь внутренний мониторинг перевести на рельсы независимой диагностики и заявляют на каждую диагностику сразу все классы данной параллели. Конечно, не стоит придерживаться этих крайностей, ведь, например, в первом случае не достигается главная цель независимых диагностик - получение администрацией школы объективной информации о результатах обучения. Кроме того, расписание независимых диагностик таково, что в один день можно проводить по два мероприятия для одного и того же класса, например, в сентябре этого учебного года диагностики по русскому языку и математике для 7-го класса проводили 18 сентября, а для 9-го класса - 25 сентября. Понятно, что один класс не может принимать участие сразу в двух мероприятиях в один день, поэтому на каждом этапе в рамках одного направления диагностики (предметной или метапредметной) можно заявить только один класс. Во втором случае, когда на диагностику заявляется сразу вся параллель (например, десять классов), мероприятие становится крайне затратным, ведь в школу должны приехать 10 независимых наблюдателей, вряд ли это целесообразно. Поскольку варианты диагностических работ оставляют в школе, то лучше заявить на независимую диагностику 1-2 класса, а потом провести своими силами по тем же материалам диагностику и в остальных классах.
- Решение о диагностике принимает школа, а нужно ли при этом получать согласие родителей на участие в диагностике?
- Как правило, независимая диагностика учебных достижений такое же оценочное мероприятие, как контрольная работа или сочинение, которые обычно проводит учитель. В этом случае согласие родителей, как и на обычную контрольную работу, получать не нужно. Однако в Москве ежегодно проводится комплексная диагностика образовательных достижений в начальной школе, которая предполагает анкетирование детей и родителей. Здесь используются разнообразные личные данные, речь идет не только об учебных достижениях, но и о различных индивидуальных особенностях учащихся. Для участия ребенка в такой комплексной диагностике обязательно нужно получать согласие родителей.
- Что происходит, когда администрация заинтересована в объективной информации о результатах обучения, но не хочет, чтобы плохие результаты стали известны вне стен школы?
- В Москве реализуют не только принцип добровольного участия в независимых диагностиках, но и возможность для школ самостоятельного принятия решения о сохранении результатов диагностик в общегородской информационной сети (Московский регистр качества образования - МРКО). В течение двух недель после размещения результатов диагностики в МРКО администрация образовательной организации может проанализировать полученные данные, используя пояснения и рекомендации специалистов МЦКО, которые размещают на сайтах МРКО (в личных кабинетах) и МЦКО, и на основе анализа решить, какие результаты сохранять в портфолио школы. Такая система позволяет школе проверять слабые классы, не рискуя «засветить» плохие результаты. Однако стоит напомнить, что если за две недели решение о невключении результата в МРКО принято не было, то результаты автоматически сохраняются. Подчас администрация выбирает для независимой диагностики те классы, в которых преподающие этот предмет учителя в ближайшем будущем планируют проходить аттестацию. Несомненно, это очень важное направление, тем более что сохраненные школой результаты автоматически попадают и портфолио учителей, а следовательно, в дальнейшем будут учитываться при аттестации.
- При записи на диагностику МЦКО запрашивает дополнительную информацию, например: имена и фамилии обучающихся, их отметки за последний этап промежуточной аттестации, учебники, по которым работают в данном классе. Обязательно ли вносить эти данные в МРКО?
- Что касается первой части вопроса, то без списка учеников МЦКО не сможет разместить результаты диагностики в личных кабинетах учащихся, значит, их родители не получат доступа к этой информации. Правда, скоро такая необходимость отпадет, так как МРКО - информационно-аналитическая система Департамента образования. В связи с этим уже произошла интеграция МРКО с реестром учреждений ДОгМ и запланирована интеграция с реестром «Контингент». Поэтому в ближайшее время необходимость заполнения ФИ учащихся при заявках на диагностику отпадет: они будут попадать в систему автоматически.
Отметки за промежуточную аттестацию позволяют оценить соответствие результатов диагностики школьным отметкам. Корреляция результатов тестирования со школьными отметками позволяет оценить надежность измерительных материалов, МЦКО постоянно следит за этим показателем качества тестов. С другой стороны, расхождения в 2 и более баллов между результатами диагностики и школьной отметкой сигнализируют учителю и администрации школы о несоответствии внутришкольного оценивания объективным результатам тестирования.
Что касается данных об используемых учебниках, то в МЦКО проводят анализ для всех участников диагностики в целом. Корреляционный анализ дает также возможность посмотреть на различия в результатах изучения отдельных тем или формирования отдельных видов деятельности при работе школ по разным учебно-методическим комплектам. Это позволяет выявлять достоинства и недостатки тех или иных учебно-методических комплектов (УМК) и в итоге делает выбор УМК учителями более осмысленным.
- В каких случаях результаты школы могут быть признаны недостоверными?
- Результаты независимой диагностики школы (или конкретного класса) могут быть признаны недостоверными, мы принимаем во внимание два фактора:
анализ бланков ответов учащихся;
анализ отзывов независимых наблюдателей о соблюдении технологии тестирования.
Результаты класса признаются недостоверными, если в большинстве бланков были исправлены ответы к нескольким заданиям. Кроме того, мы используем специальную программу, которая анализирует частотность одинаковых неверных ответов в классе и фиксирует, таким образом, списывание. При этом мы обязательно учитываем замечания, изложенные независимым наблюдателем в акте наблюдения: плохая дисциплина, подсказки учеников, несоблюдение технологии тестирования.
- Если день проведения диагностики, который указан в плане МЦКО, школе не подходит, может ли она заказать ее проведение на другой день?
- Независимая диагностика - удовольствие отнюдь не бесплатное. Если диагностика проходит, например, 2 октября, то после ее проведения варианты работы считаются открытыми и к работе именно с этими вариантами можно подготовиться, как это случалось с вариантами КИМ ЕГЭ, оказавшимися накануне экзаменов в Интернете. Соответственно на следующий день диагностику с независимым наблюдателем нужно проводить уже по новым материалам, что приводит к дополнительным затратам бюджетных средств. Поэтому лучше либо пересмотреть расписание своих мероприятий и принять участие в независимой диагностике в запланированный день, либо провести ее в режиме внутреннего мониторинга в другой день.
- Если в школе используют другую программу по предмету и предлагаемая диагностика ей не подходит, может ли она заказать диагностику с другим содержанием?
- Как правило, предметные диагностики, которые проводят в течение учебного года, ориентированы на программы наиболее распространенных в городе учебно-методических комплектов. В соответствии с заданием Департамента образования МЦКО готовит один комплект вариантов на каждую диагностику. Если школа хочет получить индивидуальные измерительные материалы, то она может их заказать за счет собственных финансовых ресурсов.
- Кто в школе принимает решение об участии классов в диагностике?
- В большинстве школ план внутреннего мониторинга качества образования и участия в мероприятиях внешней диагностики обсуждают на педсоветах, и утверждает его директор школы. На основе этого плана ответственный за работу в МРКО администратор заявляет классы на участие во внешней диагностике.
- Как администрация должна работать с учителем, если его класс заявлен на независимую диагностику?
- Перед проведением диагностики нужно проследить, чтобы учитель своевременно ознакомился со спецификацией, кодификатором и демоверсией. Напомню, что эти документы размещают на сайте МЦКО уже за месяц до запланированного дня диагностики. Следующий немаловажный аспект - подготовка учащихся к бланковой форме тестирования. Здесь нужно изучить инструктивные материалы, которые также размещают на сайте, и заранее ознакомить учащихся с правилами оформления бланков и особенностями записи ответов на задания различного типа. После получения результатов диагностики они автоматически загружаются в кабинеты школ в МРКО, после чего необходимо зафиксировать обнаруженные проблемы, проследить, чтобы по всем неосвоенным элементам содержания или умениям была организована коррекционная работа. Поскольку все результаты помещают также и в личные кабинеты учеников, желательно, чтобы и коррекционные мероприятия (дополнительные задания, расписание консультаций) были там тоже отражены, чтобы и родители могли видеть, насколько успешно их ребенок ликвидирует выявленные пробелы. Помимо инструктивно-методических материалов, размещенных на сайте МЦКО в разделе «Мониторинг и диагностика», на этапах подготовки и анализа результатов в работе могут помочь материалы вебинаров, регулярно проводимых МЦКО (см. график вебинаров http://mcko.ru/webinar/). На вебинарах обсуждают вопросы, связанные с содержанием диагностических работ, порядком проведения тестирований, анализируют обобщенные результаты диагностик. Принимая непосредственное участие в вебинаре, школа и педагоги могут задавать интересующие их вопросы, делиться своим опытом, а скачивая записи прошедших вебинаров, использовать материалы для методических совещаний с учителями.
- Предположим, что после диагностики школы получили результаты по классу. Как определить, высокий или низкий результат они получили?
- В рекомендациях МЦКО, которые размещают в кабинетах школ в МРКО одновременно с результатами, есть информация об общих результатах по городу и пояснения по интерпретации результатов классов (школ). Среди показателей, которые получает класс - участник диагностики, есть показатель, который называется «коэффициент результативности». Он определяется по формуле: Ri = Xi / Хср., где Xi - результат выполнения диагностической работы обучающимися данного класса, Xср. - результат выполнения работы в среднем по всем ОУ, участвующим в такой диагностике. Коэффициент результативности Ri = 1 - это средний результат выполнения диагностической работы в целом по всем образовательным организациям, участвовавшим в диагностике. Значение Ri >1 означает превышение результатов класса над средними показателями по городу, наиболее значимыми считаются коэффициенты результативности, превышающие 1,2. Значения Ri < 1 говорят о более низких результатах, чем в среднем по городу, а критическими показателями здесь будут коэффициенты менее 0,8. Кроме этого, необходимо сравнить результаты выполнения по контролируемым элементам содержания или видам деятельности, сравнив их с общегородскими показателями.
- Какие диагностики МЦКО предлагает для школ, осуществляющих переход на стандарты второго поколения?
- Система диагностических мероприятий МЦКО предполагает использование измерительных материалов как в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, так и в соответствии с ФГОС. Если для стандартов предыдущего поколения разрабатывают лишь предметные тесты, то в качестве сопровождения введения ФГОС школам предлагают как предметные, так и метапредметные измерительные материалы. В этом учебном году запланированы мероприятия для 1-4-х классов начальной школы, 5-6-х классов основной школы и для 10-х классов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС. Здесь мы предлагаем как процедуры независимой диагностики, так и широкий спектр измерительных материалов для внутреннего мониторинга учебных достижений в школах, реализующих ФГОС. Для оценки метапредметных результатов мы предлагаем измерительные материалы по пяти различным направлениям: диагностика познавательных метапредметных умений, межпредметных понятий, грамотности чтения, компетентности в области решения проблем и диагностика коммуникативных и регулятивных умений в рамках наблюдений за проектной деятельностью учащихся. В начале учебного года на сайте МЦКО мы публикуем распоряжение Департамента образования, в котором указаны не только название и даты проведения каждой диагностики, но и на оценку требований какого из стандартов направлено мероприятие.

Информация к сведению

Федеральная служба по интеллектуальной собственности зарегистрировала в качестве правообладателя информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования» (ИАС МРКО) город Москву, от имени которого выступает Департамент образования (свидетельство №2013661983 от 20 декабря 2013 года).

Выпускница школы № 1636 Яна Сура получила высший результат сразу по трём предметам – русскому, биологии и химии. Триджы стобалльница рассказала пресс-службе Московского центра качества образования, что придавало ей сил при подготовке, а также посоветовала сходить в кино перед экзаменом.

– 300 баллов за ЕГЭ – выдающийся результат. Как у тебя это получилось?

– Я много работала, занималась. В школе у меня были замечательные учителя. Я думаю, мои успехи – это, в основном, их заслуга. Но для меня всё равно новость о 300 баллах была неожиданной.

– Что тебе помогло так хорошо сдать? Была ли какая-то особенная система подготовки?

– Я думаю, что основательно готовиться к ЕГЭ стоит начинать с 10-го класса. Ты должен заниматься каждый день на протяжении двух лет, хотя бы по чуть-чуть, с перерывами на отдых, но заниматься. Особой системы подготовки у меня не было – я просто делала задания, которые мне давали учителя. Но еще с 5-го класса они нам говорили, что сначала нужно учить теорию, поэтому по всем сдаваемым предметам я, в первую очередь, осваивала теоретическую базу. Параллельно с этим я решала задания из ЕГЭ, которые можно найти на любом сайте подготовки. Но не стоит думать, что «зубрить» надо целыми днями. Я всегда находила время на отдых и прогулки с друзьями. Отдыхать нужно обязательно! Еще помогало хобби – я увлекаюсь музыкой. Я окончила музыкальную школу, играю на фортепиано, и недавно освоила укулеле. Поэтому в перерывах между занятиями для себя иногда пела песни.

– Волновалась перед экзаменом?

– Наверное, у каждого перед входом в аудиторию возникает какой-то мандраж. Но по себе я поняла, что когда ты садишься за парту и видишь задание, то осознаешь, что все, в общем-то, знакомо, и волнение уходит. И спокойно приступаешь к работе.

Проверяла ли ты свои знания перед ЕГЭ?

– Я писала пробный ЕГЭ по русскому, в школе у нас проходили пробные диагностики Московского центра качества образования. Это помогло понять саму процедуру экзамена, узнать, как он проходит. Также я узнала структуру заданий. Ты смотришь на вариант и понимаешь, что тебе ждать на реальном ЕГЭ.

– На какой результат писала пробные экзамены?

– Если честно, никогда не писала на сто баллов. Поэтому я не ожидала такого высокого результата.

– Как ты выстроила своё время на экзамене, и хватило ли его?

– Я всегда сижу до конца. Но это связано с тем, что я тщательно проверяю свои работы. И я считаю, проверять нужно обязательно. По химии, например, я проверила работу три раза, прежде чем сдать её, и каждый раз находила ошибки. Без проверки можно допустить ошибку просто из-за невнимательности. А вообще, времени более чем достаточно. Кстати, благодаря пробному экзамену, ты понимаешь, как заполнять бланки и не тратишь время на ознакомление с данной процедурой.

По поводу распределения времени: я всегда сначала решаю обязательную часть, переношу её на бланк и только потом приступаю к дополнительной. Я особо не спешила, потому что знала, что времени достаточно, чтобы успеть написать всю работу.

– Универсален ли процесс подготовки к каждому экзамену?

– Предметы разные, как и подготовка. Биология – это один из самых сложных предметов, потому что нужно изучить большой объём материала, там очень много теории. К русскому я больше готовила письменную часть – там важно чётко сформулировать свои мысли. Я писала варианты сочинений почти каждый день и была готова ко многим темам. Это мне очень помогло.

– Когда шла на экзамен, что ожидала по результату в соответствии со своими знаниями?

– Конечно, я ожидала, что должна написать хорошо, потому что много готовилась и, как я уже говорила, мне очень помогли мои преподаватели. Мы с ними решали большое количество вариантов, и все задания должны были быть уже знакомы. Когда я пришла на экзамен, я действительно увидела, что всё, если не очевидно, то, по крайней мере, понятно. В принципе, к этому мы готовились, и я не могу сказать, что задания показались очень трудными. Конечно, бывают сложности, но я не встретила вопросов, которые были бы мне совсем не знакомы. ЕГЭ построен на основе школьной программы.

– Как ты провела последний день перед экзаменом?

– Перед биологией я ходила в кино. Получилась отличная разгрузка.

– Почему решила выбрать именно эти предметы – химию и биологию?

– Эти предметы мне интересны. В нашей школе есть четыре направления, но я выбрала биохимический класс. Мне интересен естественно-научный профиль, потому что весь наш мир – это химия и биология, ну еще, может быть, география. Изначально я хотела стать врачом, когда выбирала профиль в 9-ом классе, но сейчас желание немного изменилось, и я решила заниматься экологией.

– Экология – перспективное направление, что повлияло на твое решение?

– Я каждый год участвовала в олимпиаде по экологии, начиная с 9-го класса, и всегда становилась призёром. Сначала я не думала, что свяжу с экологией свою жизнь, но, именно поучаствовав в олимпиаде и получив такой результат, я поняла, что мне интересно будет заниматься этим в дальнейшем. Нужно развивать эту сферу, чтобы преобразовывать мир. Меня волнуют экологические проблемы, и я считаю, что они должны волновать каждого из нас. И сегодня всё больше ребят, которые хотят поступать на экологическое направление.

– В какой вуз ты планируешь поступать?

– Я подала документы в МГИМО, потому что планирую заниматься международной экологической политикой. После окончания данного направления можно устроиться на работу в международную компанию, общаться с экологами из других стран, обсуждать экологические вопросы и проводить различные экспертизы. В экологии мне больше всего нравится тема устойчивого развития и «зелёной» экономики. Сегодня это одно из наиболее популярных направлений, и я бы хотела, чтобы наша страна шла по пути устойчивого развития.

– Какие советы можешь дать будущим выпускникам? В чем твой секрет успеха?

– Особых секретов нет. Главное – учиться и быть внимательным. Нужно верить в себя и знать, что всё получится. Тем более, если ты готовился и старался. И конечно, слушать своих учителей и наставников – они действительно всегда говорят правильные вещи. Например, мои учителя мне всегда советовали внимательно читать задания. У меня раньше были ошибки из-за невнимательности, поэтому на экзамене я попыталась собраться. Если ты внимательно читаешь задание – всё получится. Ведь, если правильно поймёшь вопрос, то и ответишь тоже правильно. А на сам экзамен нужно идти с мыслью, что ты долго готовился и уже сделал всё, что от тебя зависит.

Новый учебный сезон 2018-2019 вновь не обойдется без независимого мониторинга и диагностики МЦКО в столичных школах. Так государственное учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы имеет возможность оценить эффективность преподавания, сделать выводы о качестве получаемых знаний школьниками, выявить наиболее способных педагогов, подготовить почву для внедрения новых систем обучения и это еще далеко не весь перечень задач, которые можно решить с помощью данных проверок.

Мониторинг 2018-2019

Вся аудиторская деятельность учреждения была поделена на три большие группы:

  1. Оценка учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году (на бюджетной и внебюджетной основе).
  2. Национальные исследования качества предоставления знаний.
  3. Международные сравнительные исследования качества образовательного процесса.

Каждая группа отличается календарем диагностик МЦКО 2018-2019, а также целями, участниками инструментами проверки. Но регламентирующий документ у них общий – письмо Департамента образования Москвы от 14 мая 2018 года «О мероприятиях по независимой оценке учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году».

План проверки для средних школ

Это самый востребованный среди педагогов и директоров план, так как распространяется на все бюджетные общеобразовательные заведения столицы. В новом учебном году он будет состоять из семи этапов:

  • Проверка по тем предметам, которые изучаются на углубленном уровне.

  • Проверки в организациях-участниках проекта по организации профильного обучения по основным общеобразовательным программам.

Важно! Первый этап диагностики пройдет в сентябре – ноябре 2018 года. Заявки на участие в нем необходимо подавать на сайте mrko.mos.ru в личном кабинете школы. Так же на официальном сайте учреждения в разделе «инструктивно — методические материалы» можно ознакомиться с полной информации по проведению аудита.

МЦКО в текущем учебном году также проведет рейд проверок в образовательных учреждениях, не относящихся к бюджетным (частных школах). Расписание аудита МЦКО 2018-2019 для них показано ниже.

Национальные исследования качества образования

К данной группе относят два инструмента диагностики. Это всероссийские проверочные работы (ВПР) и программа Национальных исследований качества образования (НИКО).

Целью этих методов является обеспечение единства образовательного пространства с повсеместным соблюдением принятых общеобразовательных программ.

Особенностями ВПР являются:

  • уровень проверки знаний школьников осуществляется посредством одинакового задания для всей страны;
  • используются единые критерии оценивания;
  • школьникам предоставляют абсолютно идентичные условия при сдаче экзамена (отражены в специальных инструкциях);
  • единые критерии оценивания (после проведения работ школы получают доступ к критериям и рекомендациям по оцениванию).

ВПР дают возможность руководителям школ своевременно сориентироваться в правильности организации образовательного процесса и проверить уровень знаний своих подопечных на соответствие общероссийскому стандарту.

Важно! Во время написания подобных контрольных разрешено присутствие наблюдателей от родителей или учителей.

Особенностью проведения программы НИКО являются:

  • анонимное анкетирование (технология компьютерного тестирования или использование машиночитаемых бланков) учащихся с целью сбора информации о процессе обучения и его должном уровне;
  • формирование выборки участников осуществляется на федеральном уровне по специальной методике (зависит от конкретного проекта НИКО).
  • результаты полученных опросов используются для анализа текущего состояния образовательной системы и формирования программ по ее развитию.

Важно! При тестировании учеников по программе НИКО оценка деятельности учителей и региональных органов исполнительной власти не предусмотрена.

Участие в новом учебном году в проекте НИКО показано ниже.

Международные сравнительные исследования качества образования

В 2018-2019 годах эта группа мониторинга будет обозначена тремя событиями, каждое их которых направлено на разные категории школьников.

  1. Исследование Progress in International Reading Literacy Study (качество чтения и понимания текста). Будет проводиться среди учащихся начальных классов в разных странах мира.
  2. Исследование International Computer and Information Literacy Study (проверка компьютерной и информационной грамотности для восьмиклассников).
  3. Исследование по граждановедческому образованию для восьмиклассников.

Недиагностические цели МЦКО в 2018-2019 году

Помимо мониторинга учебных заведений у Московского центра образования имеется много иных целей и планов в области повышения уровня образования в Москве и, в частности, в России. Это различные международные конференции, семинары и аттестации.

Так, самым первым в календаре нового учебного года запланировано важное событие мирового уровня – Московский международный форум «Город образования» (30 августа – 2 сентября 2018). Организаторы планируют привлечь более 70 000 участников, среди которых будут и представители руководящего состава школ Москвы, России и других стран мира. Закончится форум традиционным фестивалем русского языка.

А в феврале пройдет главное организационное событие года – международная конференция по вопросам развития системы качества получения знаний.

Центр также предлагает сотрудникам образовательных организаций курсы повышения квалификации с выдачей соответствующего удостоверения.

С подробным расписанием диагностических работ 2018 – 2019 все желающие могут ознакомиться на сайте МЦКО mcko.ru .